Насечка по дереву металлом

Обновлено: 04.10.2024

Насечка металлом по дереву—своеобразный вид народного декоративного искусства, встречающийся на территории нашей страны лишь в Закарпатье и Дагестане, краях чрезвычайно богатых самыми различными ремеслами. Особую известность получили изделия с насечкой, изготовленные в высокогорном дагестанском селении Унцукуль.
Хотя давность унцукульского промысла не превышает двухсот лет, слава этого оригинального ремесла уже в конце прошлого века перешагнула границы Кавказа и России.
Дерево для насечки — кизил, абрикос, груша, грецкий орех. Практически же можно использовать любое плотное, твердое и вязкое дерево: ясень, клен, граб, бук, вяз и даже березу. Все эти породы хорошо обрабатываются и прекрасно полируются.
Древесина пригодна только хорошо просушенная, влажность ее не должна превышать 20 процентов. В противном случае насечной металл будет выпадать по мере высыхания дерева. Места, предназначенные для насечки, не должны иметь сучков, трещин и неровностей.
Выбрав одну из перечисленных пород дерева, сделайте заготовку, имеющую форму будущей вещи. Трости выстругивают из веток, токарные изделия вытачивают, панно и шкатулки делают из обрезков досок, внутреннюю часть вазы, бокала или чаши пока вытачивать не надо, потому что тонкие стенки при насечке легко разрушаются. Эту операцию делают уже после завершения насечки. А вот толстостенная тарелка, панно или трость могут еще до насечки иметь полностью законченные формы.
Заготовку обрабатывают рашпилем, драчевым напильником, рубанком. Для выглаживания поверхности дерева употребляют циклю, наждачную бумагу.
Характер узора может быть самым различным. Для Унцукуля типичен орнамент, образованный циркулем. Это волнистые линии, круги, розетки, зигзаги. Начинать нужно с простых элементов, а затем приобретенный навык позволит создавать более сложные сюжетные композиции.
Металл для насечки должен быть мягким, хорошо полирующимся. Поэтому чаще всего применяют мельхиор, томпак, латунь, красную медь, алюминий. Исходным материалом служит проволока, которую вальцуют, то есть плющат, прокатывая между вальцами. Если нет вальцов, проволоку можно просто плющить молотком на наковальне. Ширина полученной ленты зависит от толщины проволоки. Проволока сечением 0,5—1 мм дает ленту шириной 2—3,5 мм.
Узор сначала воспроизводят на дереве карандашом. Контур рисунка должен быть четким, простым и выразительным, внутреннее заполнение — более мелким.
По карандашным контурам делают надрез резцом или ножом. Надрез должен быть достаточно глубоким, чтобы лента при вколачивании не смялась и в то же время заподлицо проникла в древесину. Обычно при работе моток ленты надевают на указательный палец левой руки. Конец ленты вставляют в надрез дерева, отрезают ножницами и вколачивают легкими ударами небольшого молотка. За отрезком следует другой отрезок, постепенно образуя задуманный художником рисунок. Более толстая и прочная проволока контура закрепляет тонкие линии заполнения, удерживает их от выпадания.
Помимо линейных элементов, существуют и другие. Иногда шилом делают накол, в который вколачивают отрезок проволоки, но уже не сплющенной — получится точка. Несколько последовательно расположенных точек могут образовать любой узор, дополняющий линейный. Часто применяют металлические кружочки-диски, которые вгоняют в предварительно вырезанное или высверленное углубление. Чтобы диск не выпал из гнезда, его укрепляют двумя шпильками — шилом протыкают в диске отверстия и в них вколачивают куски проволоки.
После набивки орнамента поверхность заготовки опиливают заподлицо напильником с мелкой насечкой, не оставляющей на металле борозд, и шлифуют мелкой шкуркой до устранения на дереве и металле всех царапин и неровностей. Затем изделие можно покрыть прозрачным лаком или восковой мастикой. Эти покрытия предохраняют поверхность металла от окисления и выявляют красивую структуру дерева. Причем изделия, на которые будут воздействовать влага или солнечный свет (например, трости), лучше покрывать лаком. А предметы интерьера смотрятся лучше, если они натерты восковой мастикой.
Перед покрытием светлые породы дерева можно окрасить морилкой в темно-коричневый цвет, контрастно подчеркивающий блеск светлого полированного металла.

  • Российский рубль
  • Украинская гривна
  • Br Белорусский рубль
  • Казахский тенге
  • $ Доллар США
  • € Евро
  • AU $ Австралийский доллар
  • CA $ Канадский доллар
  • Китайский юань
  • DK kr Датская крона
  • ¥ Японская иена
  • NKr Норвежская крона
  • S $ Сингапурский доллар
  • kr Шведская крона
  • Fr Швейцарский франк
  • £ Фунт стерлингов
  • Турецкая лира

Раздел IV Гравирование. Граверномедальерное искусство. Насечка по металлу и дереву

Часть 1. Работы по дереву Испокон веков дерево сопровождает человека на его жизненном пути. Это одно из совершенных созданий природы, которое обожествляли, олицетворяли, одухотворяли. Еще в древности человек начал использовать доступные ему природные материалы, одним из

Глава 2. Инструменты для работ по дереву

Глава 2. Инструменты для работ по дереву Не подлежит сомнению, что каждый уважающий себя мужчина должен иметь под рукой хотя бы самые нужные инструменты – молоток, топор, плоскогубцы, клещи, отвертки и т. п. Однако следует учесть, что при плохом их состоянии не только

Глава 4. Резьба по дереву

Глава 4. Резьба по дереву Во все времена из дерева возводили храмы, дворцы, крепости и простые жилища. Народные умельцы всегда старались украсить резьбой дома и другие постройки, мебель, посуду и орудие труда. Гребень крыши традиционно венчало деревянное изображение коня

Мозаика по дереву

Мозаика по дереву Резьба по дереву и изготовление скульптур – это не все способы обработки дерева. Особенно интересные и полезные вещи можно сделать, применяя технику мозаики.Мозаика по дереву – это одно из направлений мозаики. Наряду с деревянной, большой

Гравирование металлическими и абразивными инструментами, абразивно-струйное гравирование

Гравирование металлическими и абразивными инструментами, абразивно-струйное гравирование Металлическими и абразивными инструментами гравируют рисунки, пейзажи, портреты. При гравировании применяются гравировальные круги малых размеров. К разновидностям данного

13. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТАЛЛУ И ДРУГИМ КОНСТРУКЦИОННЫМ МАТЕРИАЛАМ, КОНТРОЛЬ ЗА ИХ СОСТОЯНИЕМ

13. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТАЛЛУ И ДРУГИМ КОНСТРУКЦИОННЫМ МАТЕРИАЛАМ, КОНТРОЛЬ ЗА ИХ СОСТОЯНИЕМ Вопрос 429. С какой целью должен быть организован контроль за состоянием основного и наплавленного металла?Ответ. Должен быть организован контроль для обеспечения безопасной работы

13. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТАЛЛУ И ДРУГИМ КОНСТРУКЦИОННЫМ МАТЕРИАЛАМ, КОНТРОЛЬ ЗА ИХ СОСТОЯНИЕМ 13.1. Для обеспечения безопасной работы тепловых энергоустановок и предотвращения повреждений, которые могут быть вызваны дефектами изготовления деталей, а также развитием процессов

9.3. Насечка «заподлицо»

9.3. Насечка «заподлицо» Вначале попробуйте выполнить насечку линии «заподлицо» (рис. 9.3). Положите стальную пластину на наковальню и проведите на ней карандашом какую-либо кривую линию. Установите зубильце в начале линии, нанесите по нему несколько равномерных и

9.4. Низкая насечка

9.4. Низкая насечка Инкрустировать «заподлицо» линейные элементы сравнительно просто, гораздо сложнее выполнять низкую насечку розеток, бутонов, лепестков, фигур человека и животных, потому что для каждого вставного элемента нужно вырубить гнездо (рис. 9.4)Вырежьте из

9.5. Высокая насечка

9.5. Высокая насечка Не менее интересна высокая насечка (см. рис. 9.5).Соединять элементы высокой насечки с поверхностью украшаемого металла намного проще: отпадает необходимость вырубать гнезда. Вырезанный из латуни или меди элемент орнамента наложите на стальную

9.6. Декоративная отделка насечки по металлу

9.6. Декоративная отделка насечки по металлу Изделие можно патинировать, то есть придать фону или отдельным элементам желаемую тональность. Чаще всего патинируют фон, делая его более темным. При этом элементы насечки контрастно выступают на фоне. Если стальное изделие,

9.8. Насечка металлом по дереву

9.8. Насечка металлом по дереву В наши дни насечка металлом по дереву широко применяется мастерами декоративно-прикладного искусства. Ассортимент изделий очень разный. Сюда входят ступки, бокалы, вазочки, женские украшения, блюда, шкатулки, орнаментальные и сюжетные

Практическое руководство: Металлическая инкрустация в дереве своими руками


Мне всегда нравилось ощущение контрастности материалов, особенно металла и дерева. Металл - это инь, а дерево янь: холодный, четкий и неумолимый, в то время как дерево предлагает гладкие, гибкие и органичные узоры. Когда я действительно хочу выделить какой-то проект, я нахожу этих маловероятных партнеров, чтобы они играли друг с другом ради визуального интереса, и немного задаюсь вопросом: «Как они это делают?» Моей младшей дочери исполняется 5 лет в этом месяце, и я конструирую шкатулку для подарков, которая, я надеюсь, будет у нее до конца жизни - реликвия, которую я хочу выделять как вечную, личную и знакомую. Я решил, что металлическая инкрустация ее инициала будет отличным способом сделать её личной. Добавить металлическую вставку в проект проще, чем вы думаете, с помощью всего нескольких простых инструментов, я использовал ручной фрезер, горелку и чугунный ковш. Металлические слитки можно купить в Интернете по цене около 2000 за штуку, что более чем достаточно для нескольких проектов инкрустации.


Инструменты и материалы:

  • Деревянная заготовка (я использовал крышку шкатулки)
  • Горелка
  • Чугунный ковш
  • Бессвинцовый металлический слиток и Шлифовальная машина с эксцентриситетом
  • Защитное снаряжение (очки, кожаные перчатки, огнестойкая одежда)

Шаг 1. Создайте свой проект

Я делаю шкатулку для подарков размером 20 см. на 30 см. с загнутыми краями и верхней частью из массива ореха. Серебристый металл будет хорошо смотреться на крышке из темного ореха. Я собрал все вместе и отрезал верхнюю часть, затем отшлифовал квадрат и разгладил до зернистости 800. На этом этапе верхней части коробки уделяется немного меньше внимания, так как мы будем снимать слой, чтобы металл был ровным. Шкатулка была практически готова на этом этапе, за исключением верхней части и хорошего слоя отделки. Я отложил все остальное, кроме верха, и принялся за подготовку.


Шаг 2. Разместите свой дизайн

Когда шкатулка была построена, я измерил размер и расположение вставки, а затем распечатал ее на бумаге. При использовании вставок из расплавленного металла избегайте слишком большого количества деталей или тонких участков, которые могут перегореть. Я распылил клей на бумагу и аккуратно приклеил её туда, где хотел. Как только вставка хорошо приклеилась, я осторожно разгладил её пластиковой картой, чтобы удалить воздух из складки. На этом этапе действительно дважды проверьте свою работу. Это момент невозврата, поэтому несколько вдохов перед погружением того стоят.


Шаг 3. Трассировка

Я использовал острый бритвенный нож, чтобы аккуратно надрезать дерево по контуру рисунка. Обязательно обработайте каждый угол. Как только он будет полностью готов, разорвите рисунок и обведите контур перманентным маркером, чтобы получить темный силуэт для работы. Будьте очень уверены в линиях, так как теперь легче вносить корректировки, чем когда вы начнете резать.


Шаг 4: Удалите древесину

Я использовал фрезу с треугольным острием, чтобы убрать большую часть дерева с конструкции. Не беспокойтесь о том, чтобы всё убрать с первого раза, вы можете очистить остатки с помощью фрезы поменьше. Следите за своей глубиной, цель состоит в том, чтобы пройти через кусок дерева только наполовину, но не менее 0,3175 см. - 0,635 см. для хорошей удерживающей силы. Как только центр выйдет наружу, у вас должно получиться хорошее углубление, которое можно подрезать небольшой шпоночной коронкой на вращающемся инструменте. Это необходимо для того, чтобы металл держался за древесину под поверхностью и не выскакивал при движении или использовании древесины. Я осторожно просверливаю отверстие, затем делаю углубление под небольшим углом и удаляю дерево. Делайте это медленно и, если оно начинает дымится, немного отпустите и дайте дереву немного остыть.


Шаг 5:

На этом этапе внимательно посмотрите на верхний край контура и удалите все шероховатые или неровные точки. Обратите внимание на подрезанные участки, что они достаточно глубокие и широкие, чтобы обеспечить их достаточную удерживающую способность. Я также удалил клей и всю оставшуюся бумагу с выкройки.


Шаг 6: Подготовка области

Когда мы будем готовы к заливке, уделите минуту, чтобы как следует подготовить область. Расплавленный металл должен попасть на вашу заготовку, а не на вашу ногу. Я удалил все легковоспламеняющиеся материалы и убедился, что заготовка прочно стоит на столе. Я открываю дверцы и убеждаюсь, что вентиляция будет очищать воздух, но не дует прямо на заготовку. Я также составил план, где установить горячую горелку и нагретый ковш, когда закончу с ним. Я также спланировал, с чего начать заливку, чтобы ускорить течение расплавленного металла.


Я отрезал хороший кусок железного слитка, который поместился в чашку ковша. Я использовал ленточную пилу, но вы можете использовать ножовку или просто оплавить конец в чашку ковша.


Шаг 7: Залейте металл

Я медленно плавил металл, прикладывая пламя непосредственно к слитку. Температура плавления составляет около 238 градусов по Цельсию, поэтому он растаял всего за несколько секунд.


Перед заливкой убедитесь, что металл хорошо нагрет, чтобы избежать преждевременного затвердевания заготовки. Я начал заливку на несколько сантиметров выше начала канала и позволил ей течь до конца.


Важно нанести достаточное количество материала в каждую область вкладки, прежде чем она начнет охлаждаться и закрепиться. Древесина сразу же дымится, но не беспокойтесь, она выветрится.


Я использовал металлический зонд, чтобы убедиться, что он вошел в каждую кромку. Материал немного выходит за пределы контура, но его можно отшлифовать, поэтому дайте ему остыть и не пытайтесь сильно двигаться, пока он остывает или могут возникнуть трещины.


Шаг 8: Завершение проекта металлической инкрустации

Когда металл остынет до той степени, что его можно будет касаться, то его можно отшлифовать. Я использовал ленточную шлифовальную машину для большей части материала и орбитальную шлифовальную машину с зернистостью до 800, чтобы по-настоящему отполировать ее. Я протер слой полиуретаном, чтобы запечатать и защитить его. Теперь он готов к передаче следующему поколению для хранения коллекции особых воспоминаний по мере того, как он превращается в собственное сокровище.

9.8. Насечка металлом по дереву

В наши дни насечка металлом по дереву широко применяется мастерами декоративно-прикладного искусства. Ассортимент изделий очень разный. Сюда входят ступки, бокалы, вазочки, женские украшения, блюда, шкатулки, орнаментальные и сюжетные панно. Наряду с древесиной кизила, абрикоса и груши применяется дерево грецкого ореха, яблони (старых засыхающих деревьев). Такое сравнительно малое число применяемых пород объясняется просто: в северо-восточном Дагестане нет другой пригодной для насечки древесины. Практически же можно использовать любое плотное, твердое и вязкое дерево: ясень, клен, граб, бук, вяз и даже березу. Все эти породы хорошо обрабатываются на токарном станке и прекрасно полируются.

Древесина пригодна только хорошо просушенная, влажность ее не должна превышать 20 %. В противном случае по мере высыхания насечной металл будет вытеснен сжимающимся деревом. Места, предназначенные для насечки, не должны иметь сучков, трещин и неровностей.

Выбрав одну из перечисленных пород дерева, сделайте заготовку, имеющую форму будущей вещи. Если это чашка, бокал, ваза или трубка, то внутреннюю часть их пока выбирать не надо, потому что тонкие стенки при насечке легко разрушатся. Эта операция делается уже после завершения насечки. А вот толстостенная тарелка, панно или трость могут иметь еще до насечки полностью законченные формы.

Трости выстругиваются из веток, токарные изделия вытачиваются, трубки вырезаются из чурбачков, панно и шкатулки делаются из обрезков досок. Заготовка обрабатывается рашпилем, драчевым напильником, рубанком. Для выглаживания поверхности дерева употребляется цикля и наждачная бумага различной зернистости.

Характер узора может быть самым различным. Для Унцукуля типичен орнамент, образованный циркулем (см. рис. 9.7, 9.8).

Это волнистые линии, круги, различные розетки, зигзаги. Приобретенный навык позволяет создавать более сложные сюжетные композиции.

Работы гуцульских учащихся. Западная Украина. Известен также в Западной Украине гуцульский стиль художественной обработки дерева (см. рис. 9.9, 9.10).


Рис. 9.7. Насечка металлом по дереву. Изделия унцукульских мастеров.


Рис. 9.8. Шкатулка. Дерево. Металл. Изделие у нцукульских мастеров.

Его своеобразие заключается в соединении плоскорельефной резьбы с трехгранно-выямчатой, особой манере композиционного построения орнамента, формах изделий, приемах исполнения. В резьбу вводят инкрустацию бараньим рогом, перламутром, бисером, металлом и разноцветным деревом. Для гуцульской резьбы и инкрустации характерен в основном геометрический орнамент, состоящий из ромбов, квадратов, кругов, полосок, полукругов и сложных розеток. Особенно распространена она в Львовской и Ивано-Франковской областей. Учащиеся школ и ОПТУ добились высоких результатов в овладении гуцульской резьбой и инкрустацией.


Рис. 9.9. Косметичка. Дерево, металл, цветная пластмасса. Учебная работа учащихся СПТУ.


Рис. 9.10. Шкатулка. Дерево, металл, цветная пластмасса. Учебная работа учащихся СПТУ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Часть 1. Работы по дереву

Раздел IV Гравирование. Граверномедальерное искусство. Насечка по металлу и дереву

Раздел IV Гравирование. Граверномедальерное искусство. Насечка по металлу и дереву В умелых руках лучший клад – ремесло, чем с ним в целом мире сравниться б

Глава 9. Насечка по металлу и дереву (инкрустация)

4.14. Эмалирование, тауширование (инкрустация)

4.14. Эмалирование, тауширование (инкрустация) Эмалирование. Этому способу окрашивания подвергаются чаще всего небольшие художественные изделия или их отдельные участки. Например, чеканное изделие (рис. 4.48) художника А. С. Хворостова «Былины». Эмаль представляет собой

Читайте также: