Навес своими руками из металла и профнастила

Обновлено: 05.05.2024

Навесы из металлопрофиля востребованы среди владельцев загородных участков, так как удается эффективно организовать зону отдыха или стоянки автомобиля, обеспечивая защиту от атмосферных осадков. Изготовить односкатный навес можно посредством задействования разных технологий и использования подручных материалов.

Особенности

Многие считают односкатные навесы из металлопрофиля универсальной и надежной конструкцией. К особенностям подобных сооружений можно отнести следующие.

  1. Простую технологию изготовления. Навесы из профнастила сделать нетрудно. Это примитивный каркас с элементами обрешетки, установка которого производится на четыре или более опоры.
  2. Доступную стоимость. Профильная труба, которую нужно будет приобрести для организации стоек будущего навеса, стоит недорого. Конечно, стоимость металлопрофиля может различаться исходя из размеров, качества металла и назначения. Однако почти каждый может себе позволить покупку подобных изделий.
  3. Долгий срок службы. При правильной обработке металлического каркаса конструкция прослужит долго, не заржавеет и не испортится. Для увеличения срока эксплуатации рекомендуется регулярно обновлять защиту.

Перечисленные особенности делают каркасы из металлопрофиля востребованными в загородных домах. Достоинство односкатного навеса из металла в том, что он создает надежное укрытие от дождя из снега, надолго сохраняя свою окраску и первоначальную красоту, при этом практически не требуя ухода.

Какими бывают навесы?

Примыкающий к дому навес из металлопрофиля может иметь разную конструкцию и быть выполненным из разных материалов. В основном такие сооружения делают:

  • односкатными;
  • арочными;
  • с плоской кровлей.




Для создания каркаса навеса, пристроенного к дому, чаще используют стальную трубу или деревянный брусок квадратного сечения. Наиболее распространенным вариантом исполнения конструкции является односкатный навес с примыканием к дому.

Конструкции отличаются надежностью, небольшой ценой и удобством монтажа.

Арочные навесы тоже ставят, но не так часто, по сравнению с первым вариантом. Минус таких конструкций – сложность монтажа. Не с первого раза удается одинаково согнуть профильные трубы для создания ферм, особенно если работы выполняются самостоятельно.

Навесы с плоской кровлей востребованы в южных регионах. В средней и северной полосе такие конструкции не справятся с нагрузкой от снега. Чтобы кровля плоского навеса смогла выдержать внушительное давление, для ее создания потребуется профлист с большой высотой волны.

Подбор и подготовка места

Строительство будущего навеса начинают с выбора и подготовки участка во дворе, на котором планируется возвести объект. Выбирать место рекомендуется с учетом назначения будущей конструкции. Так, если планируется возвести односкатный навес для защиты беседки или стоянки авто, стоит предварительно позаботиться о требуемых размерах площадки и рассчитать количество опор, которое сможет выдержать планируемую нагрузку.

Чтобы правильно подготовить выбранное место для проведения дальнейших работ, нужно сделать следующее.

  1. Тщательно расчистить территорию от растительности и мусора. Если установка навеса требуется для благоустройства и защиты зоны отдыха, от травы избавляться необязательно.
  2. Выровнять поверхность посредством засыпки впадин или среза бугров. В противном случае не получится соорудить ровный и стойкий навес.
  3. Если планируется в будущем площадку под навесом залить бетоном или организовать другое покрытие, стоит удалить верхний слой почвы толщиной в 10-15 см. Дело в том, что в нем содержатся растения и их семена, которые могут пробиться сквозь покрытие и разрушить его.
  4. Выполнить разметку, чтобы отметить местоположение опор навеса. Перед этим рекомендуется провести требуемые расчеты для подсчета количества опор и шага между столбами. Разметка представляет собой контур прямоугольника на грунте. При этом важно, чтобы фигура была вычерчена без перекосов, чтобы предотвратить снижение прочности конструкции при сборке.
  5. В местах, где требуется установить опоры, сделать выемки глубиной, способной превысить отметку промерзания грунта на 10-15 см. Впоследствии в выемки будет залит цементный раствор для образования фундамента.

Когда все работы по подготовке участка будут выполнены, можно приступать к возведению навеса.






Инструменты и материалы

Если было принято решение изготовить односкатный навес самостоятельно, стоит ответственно подойти к подбору подходящих инструментов и материалов. Выбор комплектующих осуществляют с учетом:

  • финансов;
  • проекта внешнего вида;
  • архитектуры конструкции.

Преимущества выбора металлического каркаса очевидны:

  • долгий срок службы;
  • минимальные требования к уходу;
  • компактность;
  • удобство монтажа.

Единственным недостатком такой конструкции является сложность в обработке, так как для некоторых процессов может потребоваться сварочный аппарат или электродрель. Для возведения опор будущего каркаса часто используют асбестоцементные трубы, заполненные бетоном. Они отличатся высокой прочностью и быстрыми сроками возведения. Что касается кровли навеса, то в основном отдают предпочтение листам профнастила.

Это прочный и долговечный материал, который выпускают в разных исполнениях и расцветках.

Другие доступные варианты кровли для навесов из металлопрофиля такие.

  1. Металлочерепица. Отличие – оригинальная форма, которая напоминает керамическую черепицу. Для ее получения используют тонкий лист стали, что требует укладки подобного материала на скаты с уклоном более 12 градусов.
  2. Ондулин. Бюджетное покрытие, представляющее собой рулонный битумный материал. Недостаток – небольшой срок службы, который не превышает 15 лет. К тому же внешний вид материала тоже оставляет желать лучшего.
  3. Сотовый поликарбонат. Пластмассовая прозрачная и гибкая кровля. К плюсам относят небольшой вес и устойчивость к образованию ржавчины в процессе эксплуатации.

Последний вариант оптимально подойдет для навесов, которые устанавливают над бассейнами или зонами отдыха.




Этапы изготовления своими руками

Чтобы изготовить односкатный навес самостоятельно, потребуется сделать расчет конструкции для определения подходящих размеров рассматриваемых элементов. Рассчитать каркас навеса рекомендуется на нагрузки от веса снега и монтажную нагрузку, стойки рассчитываются на ветер.

Фундамент

Перед тем как приступать к сооружению конструкции, необходимо подготовить основание для ее установки. В этом случае в заранее определенных местах, где планируется установка опор, вынимают грунт. На дно образовавшейся ямы насыпают слой щебня, который впоследствии трамбуют для достижения требуемой прочности.

Следующий этап подготовки фундамента – монтаж закладной с приваренными болтами. Также можно задействовать арматуру, если хочется добиться максимальной прочности конструкции. Когда все элементы будут выставлены, в оставшееся пространство заливают подготовленный цементный раствор. Боковые стенки будущего навеса собирают посредством соединения ферм и столбов, которые будут служить опорой. При проведении фундаментных работ необходимо обращать внимание на размеры конструкции, указанные на чертеже.

Монтаж каркаса

Сбор конструкции выполняется по схеме одним из следующих способов.

  1. Сварочным. Такой вариант подходит владельцам сварочных аппаратов и тем, кто привык работать с металлом. Важно знать, как правильно варить навес из металлопрофиля. Если навыков в проведении подобных работ нет, рекомендуется выбрать другой способ.
  2. С использованием резьбовых соединений. В этом случае потребуется запастись металлическими уголками и крепежными элементами в виде болтов.
  3. С применением хомутов. Простой и удобный способ, который не отнимет много времени.




Сборка каркаса – процесс несложный и довольно экономичный. Навес, сделанный своими руками, обойдется дешевле заказной или покупной конструкции.

Обшивка крыши

Следующий этап после установки каркаса подразумевает укладку кровли из профлиста. Он выполняется в несколько шагов.

  1. Сначала производят монтаж кровельной обрешетки, на которую затем будет выложен профнастил. Процедура стандартная. Достаточно нашить поверх металлического каркаса несколько деревянных брусьев, расположенных поперек балок. Крепление бруса с балками осуществляется посредством использования саморезов. Конечно, профнастил можно сразу привинтить к металлическому каркасу, но в этом случае потребуется предварительно рассчитать конструкцию, определив шаг кровельного материала. Так, например, это может быть конструкция 4х6 или 5 на 6.
  2. Второй шаг подразумевает крепление профнастила к обрешетке. Процесс выполняют с помощью саморезов с пресс-шайбами, у которых предусмотрены резиновые прокладки. Саморезы устанавливают через волну в нижнюю часть для предотвращения деформации.
  3. Подшивка кровли – заключительный этап. С его помощью удастся сделать внешний вид потолка навеса более привлекательным, а также спрятать за обшивку провода, которые ведут к осветительным приборам.

Класть профнастил рекомендуется с нахлестом, чтобы предотвратить протекание кровли. Односкатный навес из металлопрофиля – универсальное решение, которое не только обеспечит защиту выделенной зоны от внешних воздействий в виде осадков, но также будет привлекательно смотреться на участке.

О том, как сделать односкатный навес из металлопрофиля своими руками, смотрите в следующем видео.

Навес для автомобиля из металлопрофиля

При длительной парковке машину лучше поставить под навес — это защитит ее от превратностей погоды. Даже в самый ясный и жаркий день под навесом будет тень, поэтому автомобиль не раскалится на солнце и в него можно будет комфортно сесть в любой момент без риска почувствовать себя рыбой в духовке. В дождливую погоду навес защитит машину от капель, а кошелек — от непредвиденного заезда на мойку. О граде, снеге и других совсем уж неприятных явлениях, включая штормовые ветра, которые ломают ветки деревьев и срывают карнизы, не стоит и говорить. Поэтому владельцы дач и домов обязательно строят такое укрытие на своем участке. И чаще всего это именно навес для автомобиля из металлопрофиля. И на то есть серьезные причины.

Навес для автомобиля из металлопрофиля фото

Оглавление статьи

Три причины сделать навес для авто из профнастила

Раз вы читаете эту статью, то, скорее всего, уже либо решили использовать металлопрофиль для строительства навеса, либо серьезно думаете над этим. В любом случае эта тема для вас не нова. Поэтому для тех, кто еще сомневается, перечислим только три ключевые причины поставить навесы для авто из металлопрофиля, и перейдем к более важному — инструкции по строительству.

Итак, первая причина — простота монтажа. Чтобы сделать такую постройку на участке, нужен один, максимум два дня. Ну и терпение подождать неделю-две, пока бетон наберет прочность.

Вторая причина — навесы для автомобилей из профнастила очень прочные. Что может быть надежнее воздушного металлического каркаса со скатной крышей, которая закрыта стальными профилированными листами? Ветер будет просто беспрепятственно проходить сквозь такой каркас, а его несущей способности хватит, чтобы удержать на крыше полуметровый слой снега и даже больше.

Двускатный навес для техники и автомобилей

Наконец, третья причина — цена. Навес из дерева, газоблока или, тем более, кирпича будет стоить в несколько раз дороже. Особенно если нанимать профессиональных каменщиков для кладки. Профнастил же в принципе недорогой материал. Кроме того, мы еще и расскажем несколько тонкостей и секретов, как сделать навес для машины своими руками дешево без особых потерь в долговечности. Но об этом — в самом конце. А пока начнем с основ.

Где лучше поставить навес для машины из профнастила

Навес для машины из металлопрофиля сложно назвать капитальной постройкой. Но, несмотря на это, при выборе места для нее на участке лучше следовать стандартным правилам для любых хозпостроек:

  • расстояние до границы между участками — 1 метр и более;
  • расстояние до красной линии улицы — 5 метров и более;
  • недопустимо затенение соседнего участка и сброс на него осадков с кровли;
  • обязательно соблюдение противопожарных расстояний до жилых домов и других строений.

Сделать навес для машины из металлического профиля лучше прямо напротив въезда на участок либо рядом с ним. Оптимально, если заезд под него на автомобиле займет не более минуты без поворотов по дороге. Если заехать под навес будет сложно, велик риск, что со временем вы просто начнете оставлять машину под открытым небом.

Навес должен закрывать автомобиль от солнца в течение всего дня. Желательно, чтобы один из скатов был обращен перпендикулярно преобладающему ветру — так осадки будут реже задуваться внутрь через торцы. Ширина навеса должна быть достаточной, чтобы после заезда автомобиля под него стойки не мешали открытию дверей и багажника.

Ну и последнее: если участок большой и у вас есть сразу несколько потенциальных мест для установки навеса, поставьте его там, где земля не подходит для выращивания растений. Например, из-за старого бетонного фундамента другого строения или густой тени от соседнего дерева.

Какой профнастил выбрать?

На навес желательно укладывать профлист с большей несущей способностью — НС35 или даже НС44, если в регионе часто бывают очень снежные зимы. Такой профнастил хорошо держит нагрузку и под него не нужна сплошная обрешетка. Профлист С21 и С20 также можно положить на крышу навеса, но только при большом уклоне. Популярный бюджетный профнастил С8 и С10 для навеса не подходит, поскольку у него слишком маленькая несущая способность.

Несущий профлист на крыше навеса для автомобиля

Длина листов должна быть на 100 мм больше, чем ширина ската. Это позволит уложить их без поперечных стыков, что увеличит надежность крыши. Поскольку любой завод выпускает профнастил длиной до 6 метров, а некоторые — и до 12 метров, проблем с этим возникнуть не должно.

И последнее: не переплачивайте за покрытие. Профлист с полиэстеровым покрытием отлично подходит для любых построек на участке: он намного долговечнее оцинкованной стали и прослужит 20–25 лет. Учитывая, что навес под машину из металлопрофиля — не самое ответственное строение, укладывать на его крышу дорогой профнастил с защитным слоем из пурала или PVDF нет никакого смысла. В конце концов, это не крыша дома или облицовка — отслуживший свое профилированный лист на навесе очень легко заменить.

Делаем навес для автомобиля своими руками из профнастила

Если позволяет площадь участка, рекомендуем делать навес под две машины, даже если у вас в семье один автомобиль. Во-первых, второй может появиться в любой момент, а переделывать навес вы вряд ли будете. Во-вторых, под ним смогут припарковаться друзья, приехавшие в гости. Оптимальная конструкция в этом случае — двускатный симметричный навес с коньком по центру крыши. Именно строительство такого укрытия мы и будем описывать дальше. Впрочем, чертежи навесов из металлопрофиля для авто с одним скатом мы тоже приведем на случай, если вы предпочитаете такой дизайн.

Навес для автомобиля из металлопрофиля: чертежи двух видов

Высота стандартного навеса на две машины — 2,8–3,2 метра от чистового уровня пола до конька крыши. Ширина — примерно 5,5 метров по внутренней части между опорными столбами. Этого достаточно, чтобы под навесом можно было без проблем припарковать два автомобиля. Если вы строите навес для автомобиля из металлопрофиля своими руками, чертежи обязательно должны включать длину свеса крыши и ее уклон, структуру ферм и обрешетки, расстояние между опорными столбами. Для готовых навесов достаточно базовой схемы их сборки и основных размеров.

Чертеж навеса для автомобиля из металлопрофиля — вид спереди

Чертеж навеса из профнастила для автомобиля — вид сбоку

Общий вид навеса для автомобиля

Как построить навес для автомобиля своими руками из профиля: фото чертежей в двух проекциях и общего плана (нажмите, чтобы увеличить)

На чертежах нижний уровень кровли навеса по свесу — 2 м. Делать свес ниже не рекомендуем, иначе высокие люди могут почувствовать себя некомфортно под таким навесом.

Расчет двускатного навеса из профлиста

Подробно о правилах расчета снеговой и ветровой нагрузки по СНиП с формулами и примерами, а также о выборе уклона и подходящей по нагрузке марки профилированного листа.

При выборе односкатной крыши сильно увеличивать уклон не рекомендуем — так постройка будет смотреться непропорционально. При этом на крышу навеса с небольшим уклоном лучше укладывать профлист НС35, а не С21.

Фундамент под навес для машины из профлиста

Навес не дом и даже не баня. Это очень легкая постройка, поэтому под нее не нужен ни мощный ленточный фундамент, ни, тем более, монолитная плита. Под него делают классический столбчатый фундамент, заглубляя стальные опоры ниже уровня промерзания грунта и заливая их бетоном.

Перед началом работ площадку нужно подготовить. Для этого снимите верхние 10–15 см почвы и выровняйте грунт по периметру будущего навеса. Затем возьмите капроновую нить или тонкую разметочную веревку, деревянные колышки и молоток. Сначала вбейте колышки по углам фундамента, тщательно отмерив расстояние между ними рулеткой. Строительным угольником проверьте углы — они должны быть прямыми. После этого строго горизонтально натяните капроновую нить между угловыми колышками по боковым сторонам навеса и уже по ней разметьте места установки промежуточных опор. Деревянные колышки вбивайте точно под нитью, чтобы опоры были на одной линии. По окончании разметки снимите капроновую нить.

Схема установки стоек для навеса

Теперь ямобуром в месте установки каждого колышка сделайте скважины глубиной на 200–300 мм больше, чем глубина промерзания грунта. На дно скважины насыпьте песчано-гравийную смесь и утрамбуйте так, чтобы получился плотный слой толщиной 100 мм. После этого ямы готовы к установке опорных столбов.

Опоры делают из круглой или профильной трубы 80×80 мм либо 100×100 мм. Трубы опускают по центру ямы, выравнивают по вертикали с помощью строительного уровня и аккуратно фиксируют распорками. Желательно вбивать распорки в грунт за пределами скважины, а не устанавливать их между стенками ямы и трубы.

Нужен ли пол под навес для машины из металлопрофиля

Делать капитальный пол под навесом не нужно. Достаточно сделать гравийную площадку или уложить тротуарную плитку.

Установленные стойки заливают бетоном, который уплотняют каждый раз после заполнения ямы на треть. Для этого в бетон несколько десятков раз погружают лом или металлический штырь, чтобы убрать полости и пузырьки воздуха, которые возникают при заливке смеси. После этого забетонированные стойки оставляют на 1–2 недели, чтобы бетон набрал прочность.

Монтаж каркаса навеса

Забетонированные стойки — первая часть каркаса. Для монтажа кровли навеса их срезают так, чтобы верхняя кромка всех колонн была на одном уровне. После этого с помощью сварки начинают собирать навес для автомобиля из металлопрофиля:

  1. Каждый ряд стоек связывают сверху стальным профилем 80×80 мм или 100×100 мм.
  2. На земле сваривают металлические фермы по схеме из профиля 80×80 мм (снизу) и 60×40 мм для раскосов и стропил. После установки на стойки карнизный свес крыши навеса должен быть около 500 мм.
  3. Фермы поднимают наверх и соединяют ими каждую пару противоположных стоек.
  4. По самой верхней точке фермы соединяют коньком из профиля 60×40 мм.
  5. Перпендикулярно фермам наваривают обрешетку из профиля 40×20 мм с шагом, необходимым для выбранного вида профнастила.
  6. На карнизах стропила можно закрыть карнизной планкой для более эстетичного вида.

Все сварные соединения сначала делают прерывистым швом, потом проверяют строительным уровнем, ровно ли установлен элемент, и только после этого обваривают сплошным швом. При этом нужно следить, чтобы каркас не повело из-за температурных напряжений.

Если вы делаете навес из профнастила для автомобиля своими руками, и у вас нет помощников, чтобы поднять готовые фермы, их можно сделать поэтапно. Для этого пары стоек сначала соединяют профилем 80×80 мм, а по его центру строго вертикально приваривают профиль 60×40 мм нужной длины. Дальше уже дело техники: нужно наварить наклонные трубы и связать фермы внутренним каркасом. Края всех труб подрезают так, чтобы они плотно прилегали к металлу в месте крепления. Это необходимо для надежного сварного шва.

Зашивка крыши навеса профнастилом

Итак, вы уже почти сделали навес из профиля металлического для машины на дачу своими руками. Дело за малым: перекрыть крышу профилированным листом. Крепление листов на скате начинают со стороны, противоположной преобладающему воздушному потоку. Это значит, что если ветер обычно дует с севера, то начинать монтаж профлиста нужно с юга.

Обязательно ли определять направление воздушного потока?

Это не всегда возможно — навес может стоять плоскостью ската в направлении ветра или сам ветер может меняться слишком часто, — но если вы можете выполнить эту рекомендацию, не пренебрегайте ей. Это снизит вероятность срыва кровли во время штормового ветра.

Листы укладывают с небольшим свесом и крепят в низ профиля через одну волну кровельными саморезами в каждую поперечину обрешетки. Если толщина профиля обрешетки слишком велика, чтобы саморез мог пробить ее с «наскока», места креплений нужно предварительно засверлить. Делают это сверлом, диаметр которого меньше диаметра шурупа. Это позволяет саморезу надежно закрепиться в отверстии и при этом не повредить полимерное покрытие профлиста.

Независимо от способа крепления саморезы нужно завинчивать строго перпендикулярно поверхности профнастила. При этом сила прижима должна быть достаточной для герметизации соединения, но не чрезмерной — пережатый саморез хорошо видно по торчащей из-под шайбы прокладке. Такое соединение не будет надежным и, скорее всего, в этом месте быстро разовьется коррозия.

Слишком сильно закрученный саморез

Если саморез вкрутить слишком сильно, он выдавит прокладку, из-за чего она быстро разрушится под действием ультрафиолетовых лучей

Профлист укладывают с нахлестом в одну волну и в местах нахлеста скрепляют листы саморезами в верх волны. После зашивки обоих скатов по центру кровли ставят конек. При необходимости фронтоны закрывают торцевой планкой. Это последний элемент навеса.

Что в итоге

Навес для автомобиля из профнастила — одно из самых доступных и удобных укрытий для вашей машины. Во-первых, он надежен и долговечен. Во-вторых, стоит сравнительно дешево. В-третьих, вы можете легко сделать навесы из металлопрофиля для машины своими руками. И сэкономить существенную сумму на оплате труда рабочих.

В статье мы привели подробную инструкцию, как построить навес для машины из металлопрофиля и профнастила с чертежами и тонкостями. При этом мы взяли одну из бюджетных конструкций — классический двускатный навес на два автомобиля. Конечно, укрытие для одной машины дешевле, но мы рекомендуем делать именно двухместное с заделом на будущее. Несмотря на работу с металлом и сварку, такой навес сделать довольно просто и при желании можно уложиться всего в два дня: день на заливку фундамента и еще один день на каркас и укладку листов на крышу. Поэтому не теряйте время — пора приступать.

Полезная статья? Сохраните ее в соцсетях, чтобы не потерять ссылку!

Односкатный навес из металлопрофиля

Отдельно стоящий односкатный навес из металлопрофиля — популярная из-за своей простоты конструкция. Обычно его ширина 3–4 метра, поскольку при большем расстоянии между опорами без изменения уклона крыши навес будет смотреться непропорционально. А при уменьшении наклона цена конструкции заметно возрастает: нужно менять марку профнастила на лист с большей высотой волны и брать трубы для колонн большего сечения и толщины.

Навесы односкатные из металлопрофиля фото

У простоты конструкции, кроме очевидного плюса в виде легкости и скорости монтажа, есть еще одно важное преимущество — односкатные навесы из профнастила надежнее двускатных из-за отсутствия конька и меньшего количества соединений. Еще их можно ставить ближе к меже: если развернуть скат в сторону вашего участка, осадки, стекающие по нему, точно не будут попадать на землю соседей.

Конечно, если вам нужен большой навес, например, для двух автомобилей, то лучше поставить классический двускатный. Во всех остальных случаях односкатная конструкция предпочтительней, особенно если у вас нет опыта в строительстве или он совсем небольшой. Просто следуйте нашим инструкциям, и вы сможете всего на 2–3 дня поставить односкатный навес из металлопрофиля своими руками.

Проектируем односкатный навес из металлопрофиля: чертежи с размерами, расчетом нагрузок и материалов

По правилам стальные опоры для навеса нужно рассчитывать по СП 16.13330.2017 (актуализированная редакция СНиП II-23-81 Стальные конструкции). Но на практике это мало кто делает — просто опирают навес из профлиста односкатный на круглые или профильные трубы 80×80 мм либо 100×100 мм. Во-первых, при таких размерах расход материалов минимален и суммарная разница в цене между 6–10 трубами 80 мм и 100 мм исчезающе мала. Во-вторых, по выполненному по всем правилам расчету в качестве опор обычно нужно использовать профильные трубы сечением 65–70 мм. Учитывая, что нужен запас прочности, выбирают все равно все тот же профиль 80×80 мм. При этом чтобы сделать расчет, человеку без опыта может понадобиться не один час. То же касается и ферм — обычно их конструкцию берут из готовых чертежей, чтобы не тратить время не расчеты.

А вот ветровую и снеговую нагрузку по СП 20.13330.2016 (актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85 Нагрузки и воздействия) рассчитать придется. От этого прямо зависит минимально допустимый уклон кровли и марка профлиста.

Сделать это просто. Снеговая нагрузка рассчитывается по формуле:

где Sg — табличное значение веса снегового покрова на 1 м², который зависит от того, в каком снеговом районе идет строительство, а μ — поправочный коэффициент, который определяется по уклону кровли:

  • μ = 1 для уклона меньше 30°;
  • μ = (60°−α)/(60°−30°) для уклона кровли, который равен α;
  • μ = 0, если уклон крыши больше 60°.

Определить снеговой район можно по карте ниже.

Карта снеговой нагрузки

Карта снеговой нагрузки (нажмите, чтобы увеличить): I район — 0,5 кН/м²; II район — 1 кН/м²; III район — 1,5 кН/м²; IV район — 2 кН/м²; V район — 2,5 кН/м²; VI район — 3 кН/м²; VII район — 3,5 кН/м²; VIII район — 4 кН/м².

Пример

Если вы ставите односкатный навес из металлопрофиля с уклоном кровли 35° около своего дома в Подмосковье (III снеговой район), то снеговая нагрузка будет равна:

Ветровая нагрузка определяется по формуле:

Формула расчета ветровой нагрузки на односкатную кровлю

где w0 — нормативная ветровая нагрузка, которая зависит от района строительства:

k(ze) — поправочный коэффициент, который учитывает изменение ветрового давления в зависимости от высоты и определяется по таблице:

Таблица коэффициента k для типов местности
Высота ze, м Коэффициент k
А В С
≤ 5 0,75 0,5 0,4
10 1,0 0,65 0,4
20 1,25 0,85 0,55
40 1,5 1,1 0,8
60 1,7 1,3 1,0
80 1,85 1,45 1,15
100 2,0 1,6 1,25
150 2,25 1,9 1,55
200 2,45 2,1 1,8
250 2,65 2,3 2,0
300 2,75 2,5 2,2

Примечание

Тип А — открытые побережья водоемов, пустыни, степи, лесостепи, тундра, сельская местность, включая населенные пункты с высотой объектов менее 10 м; тип В — города, леса и другие местности, которые равномерно покрыты препятствиями высотой более 10 м; тип С — городские плотно застроенные районы со зданиями высотой более 25 м.

с — аэродинамический коэффициент, который в свою очередь рассчитывается как сумма коэффициентов:

Формула для расчета аэродинамического коэффициента

Значения коэффициентов cp1 и сp2 листами можно посмотреть в таблице ниже, сf равен 0,04 для кровель, закрытых волнистыми листами.

Схема расчета ветровой нагрузки по варианту 3

Схема расчета ветровой нагрузки по варианту 4

Нагрузку считают по обеим схемам и учитывают наибольшую. Для тех углов, которых нет в таблице, значения получают линейной экстраполяцией. Для этого стоят график по двум точкам, соединяют их линией и, при необходимости, продлевают ее.

Карта зон по ветровому давлению

Карта зон по ветровому давлению (нажмите, чтобы увеличить): Ia район — 0,17 кПа; I район — 0,23 кПа; II район — 0,3 кПа; III район — 0,38 кПа; IV район — 0,48 кПа; V район — 0,6 кПа; VI район — 0,73 кПа; VII район — 0,85 кПа.

Продолжим предыдущий расчет. Итак, мы строим навес из профнастила односкатный с уклоном 35°. Значение cp1 каждые 5 градусов увеличивается на 0,2, следовательно, для 35° оно будет равно 2,4, значение cp2 каждые 5 градусов растет на 0,05, следовательно в нашем случае cp2 будет равно 0,65. Коэффициент k(ze) будет равен 0,5, поскольку высота постройки меньше 5 м, а пригород относится к местности типа B. Подмосковье относится к первой зоне по ветровому давлению, поэтому w0 равно 0,23 кН/м². Итого ветровая нагрузка:

Посчитанную снеговую и ветровую нагрузку суммируют, причем ветровую — с коэффициентом 0,9. После этого выбирают марку профнастила с несущей способностью, которая позволяет держать такую нагрузку.

Общая ветровая и снеговая нагрузка на односкатный навес из профлиста будет равна 1,245+0,9×0,355=1,5645 кН/м². Переводим это значение в кг/м² умножением на коэффициент 101,97 и получаем 159,53 кг/м². Поскольку максимальная несущая способность профнастила С21 при расстоянии между опорами 1,8 м и схеме опирания 2 равна 253 кг/м², этот лист отлично подходит для укладки на кровлю навеса. Более того — угол наклона можно даже снизить.

В наших примерах мы показали, как рассчитываются нагрузки. Для более наглядных расчетов угол наклона был взят равным 35°, но, конечно же, настолько крутая крыша у односкатных навесов практически не встречается. Обычно уклон берут намного меньше: 15°–20°, а иногда даже меньше — 10°. Поэтому профлист С21 подходит для таких навесов редко — его несущей способности просто не хватает для сопротивления ветровой и снеговой нагрузке даже в благополучной с климатической точки зрения Московской области. Поэтому на односкатный навес либо укладывают листы марки НС35 или НС44, либо делают более частую обрешетку.

Что касается чертежа — мы не рекомендуем самостоятельно заниматься проектированием навеса. Эту задачу лучше оставить специалистам с профильным опытом и знанием нормативов. Советуем воспользоваться готовыми чертежами стандартных односкатных навесов. Наиболее удачный вариант, с нашей точки зрения, приведен ниже.

Односкатный навес из металлопрофиля — чертежи сбоку

Чертеж односкатного навеса из профнастила — вид справа

Делаем односкатный навес из металлопрофиля своими руками: чертежи в двух проекциях (нажмите, чтобы увеличить)

Чертежи нужно использовать «как есть» — не пытайтесь пропорционально увеличить размеры или усовершенствовать схемы самостоятельно, за исключением случаев, когда у вас есть соответствующие знания, и вы точно знаете, что делаете. Это может привести к обрушению навеса снежной зимой или во время штормового ветра.

Как сделать односкатный навес из профнастила: пошаговая инструкция

Готовые чертежи у нас уже есть, теперь подробно расскажем, как построить односкатный навес из профнастила своими руками. Начнем с выбора для него места на участке. Навес, как и любая постройка:

  • должен находиться на расстоянии не менее одного метра до межи и не менее пяти метров до красной линии проезжей улицы;
  • ставится так, чтобы не затенять соседский участок;
  • по возможности устанавливается скатом в сторону, встречную для преобладающего ветра в местности.

Кроме того, если при строительстве навеса будет использоваться дерево или другие легко воспламеняющиеся материалы, при выборе места нужно учитывать требования пожарной безопасности. В остальном — полная свобода выбора места.

Устройство фундамента навеса

Площадку под будущим навесом перед строительством нужно подготовить. Убрать мусор, скосить траву, как минимум по периметру снять верхние 100 мм почвы и выровнять поверхность грунта. После этого можно приступить к разметке фундамента:

  1. В месте установки угловых опор вбейте колышки так, чтобы получился ровный прямоугольник.
  2. Натяните между угловыми колышками капроновую нить или другую тонкую веревку. Убедитесь, что она строго горизонтальна.
  3. Отмерьте расстояния до промежуточных опор и разметьте их, вбивая колышки точно под капроновой нитью, чтобы все колонны были на одной линии. Расстояния отмеряйте не по грунту, а только по веревке.
  4. Снимите капроновую нить.

На этом разметка завершена, и можно приступать к монтажу стальных столбов. В месте установки колышков пробурите скважину ямобуром глубиной на 200–300 мм ниже уровня промерзания грунта в местности и насыпьте на ее дно песчано-гравийную смесь слоем 100 мм. Опустите точно по центру ямы трубу и аккуратно вбейте ее так, чтобы она стояла вертикально без дополнительной поддержки. Если грунт слишком твердый и вбить столб не получается, используйте деревянные бруски для его установки, но старайтесь вбивать их в грунт так, чтобы получилась своеобразная тренога. Распорки между трубой и стенками скважины ставьте только в крайнем случае. Проверьте опору на вертикальность и, если все в порядке, залейте бетоном.

Установка столбов для односкатного навеса из профнастила

Бетонируют трубы классической смесью М200 из щебня, песка и цемента, соединенных в соотношении 4,8:2,8:1. Бетон вливают в скважину постепенно, и при заполнении ямы примерно на каждую треть его тщательно уплотняют, погружая в массу лом или тонкий штырь пару десятков раз по кругу. Это убирает пустоты, которые появляются в толще раствора во время его заливки. После бетонирования столб еще раз проверяют на вертикальность и повторяют процесс для всех остальных опор.

Готовому фундаменту нужно дать выстоятся одну-две недели, чтобы бетон успел набрать прочность. Работы по бетонированию проводят, когда температура ночью уже не опускается до нуля и, тем более, минусовых значений. Также нежелательно заливать бетон в очень жаркие дни.

Монтаж каркаса с фермами

После застывания бетона приступают к монтажу каркаса. Сначала обрезают верхнюю часть колонн, если они не на одном уровне, и горизонтально приваривают по одной профильной трубе 80х80 мм к вершинам опор, расположенных по одной стороне. Затем, поскольку навес из профнастила односкатный, крепят наклонные трубы ската крыши, соединяя противоположные колонны. После этого приваривают нижний пояс фермы и ее внутренние каркасные трубы. Последней делают обрешетку.

Обший вид каркаса односкатного навеса из металлопрофиля

При сварке каркаса элементы конструкции сначала «наживляются» прерывистым швом и их проверяют на горизонтальность или соответствие углов. Сплошной шов делают только после этого, поскольку срезать и передать его намного сложнее.

По окончании работ все сварные швы зачищаются, каркас грунтуют и красят в два слоя. Открытые части труб закрывают пластиковыми заглушками.

Профлист начинают укладывать на скат крыши со стороны, которая противоположна направлению преобладающего ветра. Старайтесь использовать листы, длины которых хватит, чтобы полностью перекрыть ширину ската и избежать поперечных стыков. В этом нет ничего сложного: любой производитель металлопрофиля выпускает листы длиной до 6 м, а для большинства стандарт в два раза больше — до 12 м.

Профнастил на односкатный навес укладывают с небольшим свесом, выравнивают по внешнему краю и крепят в низ профиля через волну в каждую поперечную трубу обрешетки. Второй и последующие листы крепят с продольным нахлестом в одну волну по той же схеме. Но само крепление в месте нахлеста делается в верх профиля.

Схема укладки профнастила на крышу односкатного навеса

Схема укладки профнастила на крышу односкатного навеса с двумя нахлестами: продольным и поперечным (рекомендуем избегать)

Для крепления профлиста используют кровельные саморезы в цвет металла с самогерметизирующимися прокладками. Если толщина металла обрешетки не позволяет ввинтить их сразу, в месте крепления делают отверстие тонким сверлом, диаметр которого меньше диаметра шурупа. Это позволяет саморезу надежно закрепиться в профильной трубе.

Саморез ввинчивают строго перпендикулярно плоскости листа, контролируя усилие: важно зажать шуруп достаточно сильно, чтобы прокладка плотно прижалась к металлу, но не пережать его, иначе соединение будет негерметичным. Пережатые саморезы легко отличить по выдавленной за пределы шайбы прокладке.

После монтажа кровельного покрытия, торцы односкатного навеса и его верхнюю сторону можно закрыть ветровой планкой. Это придаст навесу более завершенный и эстетичный вид, а также дополнительно закрепит покрытие и снизит вероятность его срыва сильным ветром.

Односкатный навес из металлопрофиля — это стандартная конструкция, известная своей надежностью и простотой монтажа. Именно такой навес чаще всего выбирают для дач и коттеджей.

Перед строительством навеса нужно рассчитать снеговую и ветровую нагрузку для местности, чтобы определить, какую нагрузку должна выдерживать постройка. По полученным числам обычно подбирают только марку профнастила, поскольку расчет сечения колонн очень сложен для новичков и навесы почти всегда опирают на трубы 80×80 мм или 100×100 мм, которых хватит с запасом.

Сделать отдельностоящий односкатный навес из металлопрофиля своими руками проще, чем любой другой вид укрытия. Это, опять-таки, связано с простой конструкцией и минимальным количеством элементов. Завершить весь монтаж можно за 2–3 дня без учета времени, необходимого для набора бетоном прочности. Просто следуйте инструкции, и совсем скоро у вас на участке будет свой функциональный, долговечный и красивый навес.

Односкатные навесы из профнастила с примыканием к дому самые распространенные. Они надежны и недороги, а еще их очень легко построить — монтаж такой конструкции займет 1–2 дня, и для него не нужно нанимать специалистов. При этом односкатные навесы — это классика, которая хорошо вписывается в любой архитектурный ансамбль, будь то подчеркнуто грубый сруб или дом в современном стиле.

Полезная статья? Сохраните ее в соцсетях, чтобы не потерять ссылку!

Все о навесах из металлопрофиля, примыкающих к дому

Навес из металлопрофиля, пристроенный к жилому помещению, является одним из самых популярных на сегодняшний день. Чтобы его смастерить, не потребуется много средств, а прослужит такая конструкция довольно долго. Основное правило — соблюдение технологии и верно выбранный материал. В противном случае при сильном порыве ветра или большой снеговой нагрузке стена здания, к которой пристроен навес, просто не выдержит и может повредиться.




Такие навесы используют:

  • для хранения личных вещей и садового инвентаря;
  • как дополнительную зону отдыха;
  • в качестве гаража для автомобиля.



Обзор видов

Особой популярностью пользуются односкатные навесы, арочные или с плоской крышей.

  • Односкатные конструкции, пристроенные к дому, обычно делают из листов профнастила, материал каркаса выполняют из круглой профильной трубы или деревянного бруса. Самый простой в сборке и установке из всех видов навесов.
  • Навес в виде арки. При монтаже данного вида пристройки, скорее всего, понадобится помощь специалиста, здесь важно правильно спроектировать и закрепить все комплектующие навеса. Смотрятся такие сооружения всегда очень эффектно. По стоимости значительно дороже предыдущего вида.
  • Навес из металлопрофиля с плоской крышей встречается в южных регионах. Обусловлено это тем, что такая пристройка не рассчитана на большую снеговую нагрузку. Выполняют ее из профлиста с высокой волной, уклон делают самый минимальный (до 8°).

Можно встретить как большой, на всю длину дома, так и компактный угловой навес. Все зависит от количества свободного места на участке и предназначения будущего навеса.

Материалы

Специалисты начинают свой выбор с опор для навеса, ведь от них зависит насколько крепким и долговечным будет данное строение. Металлические опоры прослужат дольше, дополнительно их нужно обязательно покрыть качественной краской. Обычно такие подпорки делают из профильной трубы. Но многие также используют и деревянные опоры. Чтобы продлить их жизнь, следует воспользоваться антисептиком для древесины. К готовым опорам приваривают (или прикручивают) балки, которые послужат платформой для монтажа металлопрофиля. Из инструментов используют сварочный аппарат или шуруповерт.

При помощи кровельных саморезов (они имеют специальную прорезиненную шайбу) на готовую обрешётку укладывают листы металла. Сначала металлопрофиль монтируют на самый нижний уровень, следующие листы укладываются внахлест с предыдущими. Для закрепления листов профиля используются только метизы, имеющие резиновые шайбы, при вкручивании их нельзя сильно зажимать, так как резиновые прокладки на них могут деформироваться, что приведет в будущем к возможной течи.

Все металлические детали обрабатывают антикоррозийными средствами, таким способом продлевая жизнь навеса из профиля.




Как сделать своими руками?

Пошаговая инструкция, где расписано как выбрать место, сварить навес и установить крышу, очень важна для новичков. Опытные люди могут обойтись без нее, но те, кто делает навес в первый раз, должны многое изучить перед тем, как приступать к работе.

Выбор места

Прежде чем приступить к монтажу навеса, следует определиться с местом, где будет размещена данная пристройка. Специалисты рекомендуют воздержаться от строительства конструкции в низине. Если другого места нет, то придётся сделать ливневую канализацию, что потянет за собой дополнительные денежные вложения. Также следует учесть, что навес должен защищать от солнечных лучей на протяжении всего дня. Возможно, для этого следует изменить градус наклона козырька.

Следующим шагом выступают качественные чертежи навеса. Расчет следует сделать не только на размер металлических конструкций, но и на сечение профильного материала. В основном для каркасов до 6-7 метров в длину выбирают сечение 60x60, если размер превышает вышеуказанную длину, тогда подойдет труба с сечением 80x80.

Монтаж опор и обрешетки

После того как выбрано подходящее место, по готовой схеме приступают к установке опор. Крайне важно ровно и качественно их установить, иначе каркас не прослужит долго. Для проверки правильного положения строительных опор используют уровень. Далее стойки бетонируют и оставляют на несколько дней для застывания бетона. За это время собирают или сваривают обрешетку. Для этого используют металлический профиль или профильную трубу. Применяют и деревянный брус, но значительно реже.

Обрешетка выполняет крайне важную функцию. От того, насколько правильно будет установлена данная конструкция, напрямую зависит устойчивость и безопасность всего навеса. Если правильно все рассчитать и смонтировать, то крыша сможет перенести даже самые свирепые снегопады и ливни. Полностью весь монтаж легко выполнить своими руками, не привлекая специалистов. Обрешетка, построенная самостоятельно, сможет порадовать долгим сроком службы только при тщательном расчете и качественном подходе к выполнению всех работ.



Если выбор пал на обрешетку из дерева, то при выборе досок следует обратить внимание на некоторые факторы:

  • доски и брусья не должны быть мокрыми;
  • самыми лучшими породами дерева, которые используют под профнастил, считаются хвойные;
  • во избежание поражения грибками и различными микроорганизмами древесину обязательно нужно обработать антисептиком.

При выборе обрешетки из профильной трубы самое главное – это ее прочность. Для того чтобы обеспечить выносливость всех несущих деталей, следует выбирать трубу с самыми минимальными размерами. Оптимальные параметры сечения таких элементов – это 40x20 мм. Абсолютно весь металл обрабатывают антикоррозийными средствами.



Установка крыши

Для того чтобы узнать количество кровельного материала, сначала нужно просчитать всю площадь поверхности, которую следует накрыть. Полученную цифру следует увеличить на 5-7%. Самым популярным материалом для навесов признан профнастил. Это гофрированный лист, который покрыт полимерной оболочкой и цинком. Он не боится перепадов температуры, коррозии и ржавчины, нетребовательный в уходе, имеет разнообразую цветовую гамму, экологически чистый и не воспламеняется.

Делится он на три основных вида: несущий, стеновой и кровельный. Опытные мастера советуют использовать в строительстве каркасов именно несущий профнастил, а не кровельный, так как он отличается своей повышенной жесткостью и способен выдерживать большие нагрузки (например, снеговые). Завершающий штрих — это закрепление выбранных листов. Для этого понадобятся саморезы. Укладывать профнастил следует очень осторожно, чтобы не повредить полимерную оболочку. Нахлест выполняется в одну волну.

Мастера отмечают, что построить навес из металлопрофиля довольно легко. Это не занимает много времени, а в денежном плане является самым бюджетным вариантом.

О том, как сделать навес из металлопрофиля своими руками, смотрите в следующем видео.

Правила строительства и чертежи навесов из металлопрофиля – как сделать своими руками

На приусадебных участках часто можно увидеть навесы самой разнообразной конструкции, построенные из различных строительных материалов. Их используют для хозяйственных нужд, в качестве автомобильной стоянки, беседок для отдыха и релаксации и т.д. Популярным материалом для постройки навесов является металлопрофиль.

двускатный навес

Характеристики профилированного кровельного листа

Многие домовладельцы предпочитают обустраивать двускатный или односкатный навес из металлопрофиля своими руками, поскольку такая работа требует минимального владения строительными умениями.

К достоинствам данного материала относятся:

  1. Прочность и надежность – это основные преимущества металлопроката. Толщина стенок профилированных труб для каркаса составляет ¾ миллиметра, а листов гофрированного настила – 0,5 - 0,8 миллиметра. Этого достаточно, чтобы соорудить одно- или двускатный навес, устойчивый ко многим нагрузкам и воздействиям.
  2. Гофрированная поверхность и наличие полимерного слоя делают постройку из него привлекательной и долговечной, не нуждающейся в покраске.
  3. Строение имеет высокие показатели износоустойчивости.
  4. Металлопрокат относится к экологически чистой продукции, он не выделяет вредных веществ и не источает неприятные запахи.
  5. Быстрое возведение навеса.

Несмотря на все достоинства построек из металлопрофиля, их возведение требует составления проекта навеса из металла и проведения точных расчетов, которые значительно влияют на конечный результат работы и долговечность возведенной конструкции.

чертеж односкатного навеса

При сооружении навесов, имеющих многоугольную, округлую или нестандартную форму, основной проблемой является подгон труб согласно размерам или необходимость изогнуть их под определенным углом. Для этого требуется наличие специального инструментария.

До начала строительства нужно выполнить проектирование металлических навесов. В ходе этой работы определяются с габаритами будущей постройки в соответствии с ее назначением, месторасположением на участке, формой конструкции, типом кровли. Также нужно рассчитать уклон навеса из профнастила, который подойдет под проект.

Также во внимание принимают финансовые возможности владельцев недвижимости. После этого приступают к следующему этапу - составлению чертежей навесов из металлопрофиля.

Необходимые материалы

Чтобы возвести постройку необходимо подготовить:

  • для кровельного настила – листы профлиста;
  • для опор - профильные трубы, имеющие сечение 60×60, 80×80 или 100×100 миллиметров, принимая во внимание размеры навеса;
  • для обвязки и постройки кровельного каркаса – профильные трубы со сторонами 60×40 или 60×60 миллиметров;
  • для обрешетки кровли – элементы с сечением 20×20 или 40×20 миллиметров;
  • крепежные изделия – это самонарезающие оцинкованные винты в соответствии с цветом профлистов, пресс-шайбы и болты анкерные;
  • для фиксации опор – бетонный раствор;
  • для укладки напольного покрытия – цементную смесь или плитку (можно использовать бетонные, керамические изделия).

Постройка навесов из металлопрофиля по чертежам

При самостоятельном проведении строительных работ ориентируются на схемы навесов из металлопрофиля.

Прежде всего, проводят подготовку к установке каркаса в месте, выбранном для его обустройства:

  • площадку расчищают от растительности, мусора, ненужных предметов;
  • далее ее выравнивают и выполняют разметку под будущую конструкцию.

чертеж фермы для навеса

  1. Начинают устанавливать столбы, которые станут опорами для постройки, для чего пользуются чертежом фермы для навеса. Их размещают по всему периметру каркаса, соблюдая расстояние, равное примерно одному метру. Под трубы требуемого сечения вырывают ямы, глубина которых напрямую зависит от типа почвы и уровня ее промерзания в морозы. Опоры помещают в шурфы и заливают бетоном. Их положение необходимо контролировать строительным уровнем.
  2. Далее нужно смонтировать лаги обвязки. Для этого при помощи сварки их прикрепляют к опорным столбикам. При строительстве небольшого сооружения можно применить болтовые скрепления. Тогда монтаж осуществить будет легче, а кроме этого, уменьшится стоимость работ.
  3. Потом приступают к монтажу несущей арки, конструкция которой способна дополнительно усилить прочность навеса и одновременно придать ему внешний привлекательный облик. Арок можно сделать не одну, а несколько. Опорой для них станут прогоны и стойки.
  4. После того как подготовлен основной каркас, приступают к сооружению обрешетки кровли – основы для монтажа профнастила. С этой целью задействуют профильные трубы, имеющие длину, которая превышает расстояние между последней и первой аркой на 20-30 сантиметров, то есть кровля должна в любом случае выступать за каркас. Благодаря этому внутреннее пространство, находящееся под навесом, будет более защищенным от осадков.

Виды навесов с покрытием из металлопрофиля бывают не только арочными. Их делают и простыми прямоугольными, и с одно- или двускатной крышей. Для автомобиля будет достаточно постройки с кровлей простой конструкции, используя, например, чертеж односкатного навеса. Для хознужд обычно монтируют двухскатное строение.

Укладка профнастила своими руками

Профилированные листы нужно фиксировать к поперечным трубам обрешетки с помощью самонарезающих винтов со специальными резиновыми прокладками, благодаря чему металл будет защищен от возможных повреждений.

В местах, где имеются обрезанные участки, настил обрабатывают грунтовкой и покрывают влагостойкой краской. Все эти меры защитят листы от коррозийных процессов. Крепежные изделия всегда можно подобрать под цвет кровельного покрытия.

односкатный навес из металлопрофиля своими руками

Все элементы, из которых собирается каркас и которые предназначены для опор, обвязки, стропил, обрешетки, а также точки проведения сварки и места нахождения крепежей, покрывают антикоррозийной грунтовкой, а после этого - атмосферостойкой краской.

Производители металлопрофиля в своих инструкциях предупреждают, что листы данного кровельного покрытия следует укладывать исключительно внахлест. Их следует фиксировать исключительно по верхним гребням волн.

Таким образом, чтобы домашнему умельцу соорудить самую простую и недорогую постройку потребуются сделанные своими руками чертежи односкатного навеса из металлопрофиля, а вот особые навыки и помощь специалистов вряд ли понадобятся.

Правила строительства и чертежи навесов из металлопрофиля – как сделать своими руками

Читайте также: