Нужна ли лицензия на продажу лома черных металлов

Обновлено: 17.05.2024

В соответствии с Постановлением Правительства от 7 октября 2020 года № 1619 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обращения с ломом черных и цветных металлов и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (Постановление Правительства от 12 декабря 2012 г. № 1287) внесены следующие нововведения:

1. Введен новый вид работ: «заготовка, хранение и реализация лома цветных металлов». При этом старый вид работ также и остается.

2. Закреплены новые формулировки понятий:

Из определения «заготовка» исключено транспортирование лома к месту его хранения и добавлены сортировка и отбор;

Внесено уточнение, что к «реализации» относится отчуждение заготовленного лицензиатом лома.

Также внесены измененияв Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения (Постановление Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 369):

1. Уточнен перечень информации, находящейся в доступном месте на объекте осуществления деятельности:

для юридического лица - наименование и основной государственный регистрационный номер (ОГРН), номер телефона, для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона.

Требование наличия на объекте в доступном месте нотариально заверенной копии документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя упразднено.

2. Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо на одном и том же объекте.

3. С 1 января 2021 года не требуется наличие прессовщика лома и отходов металла 1 разряда.

4. Уточнены требования в части покрытия площадки для хранения лома черных металлов. Постановлением определено, что площадка должна иметь твердое неразрушаемое влагостойкое покрытие.

5. Введено требование наличия на объекте оборудования для взвешивания лома и отходов черных металлов.

6. Для открытия объекта по работе с ломом черных металлов теперь необходимо наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

пресс для пакетирования лома черных металлов;

установка для дробления и сортировки легковесного лома;

оборудование для сортировки или измельчения стружки;

копер для разбивки металлолома.

Действовавшее ранее требование наличия пресса с заданным усилием прессования в 2500 кН отменено.

7. Закреплено оформление приемо-сдаточных актов и книги учета актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов металлов в электронном виде, при условии использования усиленной квалифицированной электронной подписи.

Введены редакционные изменения по заполнению приемо-сдаточных актов, книги учета приемо-сдаточных актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов.

8. Упразднено требование нотариального заверения копий документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов, имеющихся у перевозчика, а также наличия при этом копии лицензии.

9. Утверждена новая форма приемо-сдаточного акта:

ПРИЕМО-СДАТОЧНЫЙ АКТ № _____ от _____________

Получатель лома и отходов _____________________________________________

Сдатчик лома и отходов ________________________________________________

ИНН сдатчика лома и отходов ___________________________________________

Банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) ________________________________

Данные документа, удостоверяющего личность, место регистрации по месту жительства или месту пребывания __________________________________________

Транспорт (марка, номер) ______________________________________________

Основания возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы черных металлов _________________________________

Краткое описание лома и отходов черных металлов________________________________________________________________

Вес брутто (тонн)

Вес нетто (прописью) __________________________________________________

Итого на сумму ________________________________________________________

В том числе НДС _______________________________________________________

За представление недостоверных данных об ответственности предупрежден.

Достоверность представленных сведений подтверждаю.

Сдачу лома и отходов произвел и акт получил _________ (подпись сдатчика лома и отходов).

Указанный металлолом подготовлен согласно Межгосударственному стандарту

ГОСТ 2787-2019 "Металлы черные вторичные. Общие технические условия",

проверен, обезврежен, признан взрывобезопасным, прошел радиационный

контроль и может быть допущен к переработке и переплавке.

Подпись лица, ответственного за прием лома и отходов, _________________

Подпись лица, ответственного за проверку лома и отходов на

Подпись лица, ответственного за радиационный контроль лома и отходов, ___

В Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» внесены следующие нововведения:

1. Уточнен перечень информации, находящейся в доступном месте на объекте осуществления деятельности, аналогично объекту по работе с ломом черных металлов.

2. Закреплено требование приема лома цветных металлов по заявлению только от физических лиц. У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прием теперь будет осуществляться в соответствии с условиями договора между указанными субъектами и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием лома и отходов цветных металлов.

3. Исключены нормы, не допускающие прием лома и отходов цветных металлов от физических лиц, не достигших 14 лет, а также устанавливающие порядок приема лома и отходов цветных металлов от лиц в возрасте от 14 до 18 лет и лиц, достигших 16 лет, объявленных полностью дееспособными.

4. Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо на одном и том же объекте.

5. С 1 января 2021 года не требуется наличие прессовщика лома и отходов цветного металла 1 разряда.

6. Уточнены требования в части покрытия площадки для хранения лома цветных металлов. Постановлением определено, что площадка должна иметь твердое неразрушаемое влагостойкое покрытие.

7. Введено требование наличия на объекте оборудования для взвешивания лома и отходов цветных металлов.

8. Введено разделение требований в части наличия необходимого перечня оборудования в зависимости от выполняемого вида работ.

Для осуществления заготовки, хранения и реализации (без переработки) лома и отходов цветных металлов необходимо наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов.

Таким образом, исключено требование наличия на объекте пресса в случае предоставления лицензии для осуществления заготовки, хранения и реализации лома и отходов цветных металлов.

В случае же осуществления на объекте, в том числе переработки лома и отходов цветных металлов, лицензиат, соискатель лицензии обязаны дополнительно обеспечить наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

пресс для пакетирования лома и отходов цветных металлов;

установка для дробления лома и (или) отходов цветных металлов;

установка для разделки кабеля.

9. Закреплено оформление приемо-сдаточных актов и книги учета актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов металлов в электронном виде, при условии использования усиленной квалифицированной электронной подписи.

Введены редакционные изменения по заполнению приемо-сдаточных актов, книги учета приемо-сдаточных актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов.

10. Упразднено требование нотариального заверения копий документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы цветных металлов, имеющихся у перевозчика, а также наличия при этом копии лицензии.

11. Утверждена новая форма приемо-сдаточного акта (аналогично форме акта для лома черных металлов).

Кроме того, с 1 января 2021 года отменяется выдача бланков лицензий при предоставлении или переоформлении лицензий. Вместо бланка лицензий будут выдаваться выписки из реестра лицензий, соответствующие установленным требованиям законодательства Российской Федерации.

Нужна ли лицензия на продажу лома черных металлов

II. Порядок организации и осуществления лицензирования

деятельности по заготовке, хранению, переработке

и реализации лома черных и цветных металлов

2. Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и настоящим Положением (далее - лицензирующие органы).

3. Лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ:

а) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов;

б) заготовка, хранение, переработка и реализация лома цветных металлов;

в) заготовка, хранение и реализация лома цветных металлов.

4. Используемые в настоящем Положении понятия означают следующее:

"заготовка" - приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе, его последующая сортировка и отбор;

"хранение" - временное содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов в месте осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями, установленными Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 980 "О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения" (далее - Правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения) в целях последующей переработки и (или) реализации;

"переработка" - процессы измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов;

"реализация" - отчуждение заготовленного лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

5. Лицензионными требованиями к осуществлению лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, а также земельных участков и (или) зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления;

б) наличие у соискателя лицензии площадки с асфальтовым, бетонным или другим твердым влагостойким покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных и (или) цветных металлов, средств измерения, а также работников, заключивших с ним трудовые договоры, прошедших соответствующую подготовку и аттестацию, в соответствии с требованиями Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения;

в) наличие у соискателя лицензии условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения.

6. Грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности являются повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", нарушения:

а) требований Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения в части приема лома черных и (или) цветных металлов:

без осуществления радиационного контроля;

без осуществления контроля на взрывобезопасность;

б) требований Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения в части хранения лома и отходов черных и (или) цветных металлов в пределах площадки с асфальтовым, бетонным или другим твердым влагостойким покрытием.

7. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, представление лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр лицензий и документов, необходимых для внесения изменения в реестр лицензий, заявления о прекращении лицензируемой деятельности, заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и ее аннулировании, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, лицензионных делах соискателей лицензий и (или) лицензиатов, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Заявление о внесении изменений в реестр лицензий подается лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

8. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган в форме электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) заявление о предоставлении лицензии, указанное в пункте 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", документы, указанные в пункте 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие документы:

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;

в) копии документов, подтверждающих прохождение соответствующей подготовки и аттестации лиц в соответствии с требованиями Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения;

г) копии документов о назначении контролера лома и отходов металла, утвержденных руководителем организации - соискателем лицензии в соответствии с требованиями Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения.

9. Лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в указанных в пункте 8 настоящего Положения заявлении о предоставлении лицензии и документах, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении в срок, не превышающий 35 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

10. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по новому адресу, а также выполнять не предусмотренные реестром лицензий работы, составляющие лицензируемую деятельность, лицензиат в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указывает новые адрес и вид работ и представляет в лицензирующий орган документы, указанные в пункте 8 настоящего Положения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям.

Внесение изменений в реестр лицензий в указанных случаях осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом заявления о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к нему документов.

11. В отношении соискателя лицензии (лицензиата) в случаях, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, проводится оценка соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Оценка соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям проводится в форме выездной оценки.

12. При проведении оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения у органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

13. Ведение реестров лицензий осуществляется лицензирующим органом в государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" в порядке, установленном Правилами формирования и ведения реестра лицензий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".

За предоставление лицензирующим органом лицензии либо внесение изменений в реестр лицензий на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

С 1 января 2021 года вступают в силу изменения, внесенные в правила обращения с ломом черных и цветных металлов

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ЗАГОТОВКИ, ПЕРЕРАБОТКИ

И РЕАЛИЗАЦИИ ЛОМА ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Заготовка, переработка и реализация лома черных металлов включают в себя сбор, скупку (закупку) лома черных металлов у физических и юридических лиц, сортировку, хранение, отбор, извлечение, измельчение, резку, разделку, прессование, брикетирование, переплав, а также продажу или передачу лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

2. Настоящее Положение не распространяется на:

реализацию лома черных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства;

оптовую торговлю ломом черных металлов (без его хранения и (или) переработки, а также без передачи этого лома на хранение и (или) переработку третьим лицам).

3. Лицензирование заготовки, переработки и реализации лома черных металлов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - лицензирующие органы).

4. Лицензионными требованиями и условиями при заготовке, переработке и реализации лома черных металлов являются:

а) соблюдение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Правительством Российской Федерации;

б) обеспечение лицензиатом контроля радиационной безопасности и взрывобезопасности лома черных металлов;

в) наличие на каждом объекте у лицензиата в собственности или на ином законном основании земельного участка, помещений и другого имущества, используемого в качестве средств производства, в том числе:

оборудования для огневой резки лома черных металлов, места для хранения баллонов и емкостей с кислородом и газообразным либо жидким углеводородным топливом;

весового и другого метрологического оборудования, внесенного в государственный реестр и поверенного соответствующим органом;

дозиметрического оборудования, разрешенного к промышленному использованию, внесенного в государственный реестр и поверенного в установленном порядке;

стационарного или мобильного грузоподъемного оборудования (за исключением автокранов) грузоподъемностью не менее 5 тонн, не менее 50 процентов которого должно быть оснащено электромагнитными шайбами либо грейферными захватами;

г) наличие не менее чем на одном объекте лицензиата в пределах территории субъекта Российской Федерации:

пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс - ножниц (с усилием реза 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт);

оборудования для сортировки или измельчения стружки;

д) соответствие производственных помещений, технологического и другого оборудования техническим нормам и требованиям;

е) наличие у лицензиата специалистов соответствующей квалификации для работы с используемым оборудованием;

ж) наличие на каждом объекте лицензиата дубликата лицензии с указанием места нахождения объекта.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

наименования, организационно - правовой формы и места нахождения - для юридического лица;

фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

объектов, на которых будет осуществляться лицензируемая деятельность;

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица либо копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

д) сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригиналов.

6. Документы, представленные для получения лицензии, принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) соискателю лицензии.

Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

7. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

При предоставлении лицензии лицензирующий орган имеет право провести проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Лицензирующий орган в указанный срок направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о предоставлении лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа.

Лицензия выдается в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.

8. Лицензия на заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензий.

9. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате:

наименование, организационно - правовая форма, место нахождения юридического лица и код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика;

объекты, на которых осуществляется лицензируемая деятельность;

г) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

д) номер лицензии и дата ее предоставления;

е) срок действия лицензии;

ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

з) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

и) основание и дата аннулирования лицензии;

к) сведения о переоформлении и продлении срока действия лицензии;

л) дата получения от лицензиата, имеющего лицензию, выданную лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, уведомления о намерении осуществлять лицензируемую деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации.

10. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется путем проведения плановых проверок на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат и состав комиссии, осуществляющей проверку. Плановые проверки проводятся 1 раз в год.

Лицензирующий орган разрабатывает программу проверки, в которой определяются объем и срок ее проведения. Указанная программа и уведомление о проверке с указанием цели, срока проведения и состава комиссии направляются лицензиату за 10 дней до даты начала проверки.

Срок проведения проверки не может превышать 30 рабочих дней.

Внеплановая проверка проводится для подтверждения устранения лицензиатом выявленных при проведении плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий, а также в случае получения лицензирующим органом от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий.

По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений и срока их устранения, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. В случае отказа лицензиата от ознакомления с результатами проверки члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своей подписью.

Акты направляются лицензиату и лицензирующему органу. Копия акта проверки направляется лицензирующему органу субъекта Российской Федерации, выдавшему лицензию, если инициатором проверки был лицензирующий орган иного субъекта Российской Федерации.

На основании акта лицензирующий орган принимает решение о приостановлении действия лицензии или об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить (в письменной форме) лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не должен превышать 3 дней с даты получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.

Лицензирующий орган принимает решение о возобновлении действия лицензии и сообщает об этом (в письменной форме) лицензиату в течение 3 дней после проведения проверки.

11. Принятие решений о предоставлении и переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, продлении срока действия и аннулировании лицензии, а также взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и настоящим Положением.

Реализация металлолома: всегда ли нужна лицензия для применения льготы по НДС (Голубева Е.И.)

В ходе собственного производства, в частности от списания пришедших в негодность основных средств и материально-производственных запасов, у налогоплательщика могут образовываться остатки лома, которые непригодны для дальнейшего использования в его хозяйственной деятельности. По общему правилу деятельность по реализации металлолома подлежит лицензированию, и только в этом случае налогоплательщик вправе применить льготу по НДС. Рассмотрим, распространяется ли данная норма на все случаи реализации металлолома.

В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав является объектом налогообложения по НДС.

При этом п. 1 ст. 39 НК РФ предусмотрено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Из изложенного следует, что операция по реализации металлолома, образовавшегося в процессе собственного производства, должна облагаться НДС.

Вместе с тем согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.

На основании п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, для освобождения реализации лома и отходов черных металлов от обложения НДС налогоплательщик должен иметь в наличии соответствующую лицензию.

Вместе с тем на основании пп. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.

Пунктом 1 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. N 1287; далее - Положение) установлено, что Положение определяет порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность по реализации лома (отходов) черных металлов, образовавшегося в результате обычной хозяйственной деятельности организации, не подлежит лицензированию.

Учитывая данный факт, нормы п. 6 ст. 149 НК РФ о необходимости лицензии для применения освобождения от НДС не распространяются на реализацию лома черных и цветных металлов, образовавшегося в процессе собственного производства.

При этом факт отсутствия лицензии не может служить препятствием для реализации права на налоговое освобождение операций по реализации товаров (работ, услуг) в случаях, предусмотренных ст. 149 НК РФ, если для осуществления данных операций не требуется наличие лицензии.

Данного вывода придерживается и многочисленная судебная практика.

Так, в Постановлении от 25 марта 2014 г. N Ф05-962/2014 ФАС Московского округа отметил, что реализация отходов и лома черного металла, образовавшихся у общества в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности и освобождается от обложения НДС вне зависимости от наличия лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации лома. Наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством, т.е. отсутствие лицензии не может служить препятствием для реализации права на налоговое освобождение операций по реализации товаров (работ, услуг) в случаях, предусмотренных ст. 149 НК РФ, если для осуществления данных операций не требуется наличие лицензии.

Аналогичного вывода придерживаются ФАС Уральского округа в Постановлении от 27 мая 2014 г. N Ф09-2580/14 и Тринадцатого ААС в Постановлении от 16 февраля 2015 г. по делу N А56-55786/2014 (в кассационном порядке не обжаловалось).

В дополнение отметим, что налоговые органы придерживаются аналогичной точки зрения. В частности, в Письме ФНС России от 16 августа 2006 г. N 03-1-03/1562@ указано, что при осуществлении операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства, данные операции освобождаются от обложения НДС согласно пп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ при выполнении требования п. 4 ст. 149 НК РФ.

Обратите внимание: приведенное Письмо ФНС России касалось ранее действовавшей редакции ст. 149 НК РФ. Вместе с тем до 1 января 2008 г. реализация лома и отходов черных и цветных металлов также была освобождена от налогообложения на основании пп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ. В свою очередь, на основании действовавшего ранее Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2002 г. N 552 ) оно также не распространялось на реализацию лома цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.

Утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 766.

Учитывая данный факт, полагаем, что ссылка на приведенную позицию ФНС России может быть использована налогоплательщиком в качестве аргумента.

Таким образом, по мнению автора, налогоплательщик имеет право не облагать НДС реализацию лома, образовавшегося в ходе собственного производства. В случае возникновения споров с налоговыми органами перспектива рассмотрения дела в суде в пользу налогоплательщика оценивается выше среднего.

Рассмотрим еще одну ситуацию, связанную с реализацией металлолома и применением льготы по НДС, которая может возникнуть в ходе выполнения налогоплательщиком подрядных работ.

На территории строительства иногда обнаруживаются бесхозные основные средства и материально-прозводственные запасы, не принадлежащие налогоплательщику (например, оставленные другими строительными организациями в связи с банкротством или высокой стоимостью перебазировки). Стоимость такого имущества порой значительно превышает пятикратный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), чтобы считаться безхозяйным согласно нормам Гражданского кодекса РФ.

По условиям договора подряда по окончании строительства налогоплательщик-подрядчик обязан провести рекультивацию и вывезти мусор, в том числе металлолом от основных средств и материально-производственных запасов, ему не принадлежащих. При этом территория строительства расположена на земельном участке, который находится в государственной собственности.

Как уже отмечалось, чтобы у налогоплательщика имелось право не облагать реализацию металлолома НДС, такой металлолом должен возникнуть в результате обычной хозяйственной деятельности, например разбора собственного имущества, пришедшего в негодность.

Однако в рассматриваемой ситуации имущество, которое налогоплательщик планирует разобрать на металлолом и в дальнейшем реализовать, его собственностью не является и на учет не принято.

Принимая во внимание данный факт, для реализации металлолома в первую очередь необходимо обратить его в свою собственность и принять на учет имущество.

С точки зрения гражданского законодательства имущество, оставленное другими собственниками на земельном участке, может быть квалифицировано в качестве бесхозяйного.

Так, п. 1 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

При этом на основании ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 226 ГК РФ.

Пунктом 2 ст. 226 ГК РФ предусмотрено, что лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному МРОТ, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В рассматриваемой ситуации основные средства и материально-производственные запасы напрямую не поименованы в приведенном перечне, однако, на наш взгляд, они могут быть отнесены к категории "других отходов".

Так, в силу ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы от использования товаров - готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством РФ лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них. Согласно ст. 4 Закона об отходах производства и потребления право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Тем не менее нельзя исключать возможность иного толкования приведенных норм и необходимость обращения налогоплательщика в суд за признанием права собственности на указанное имущество.

Данное мнение основано на следующем судебном решении. В Постановлении от 6 июля 2005 г. N Ф09-2038/05-С6 ФАС Уральского округа отметил, что стоимость спорных металлоконструкций превышает пятикратный МРОТ (500 руб.), поэтому для признания спорных металлоконструкций бесхозяйными вещами установлен специальный порядок - судебный, т.е. необходимо самостоятельное решение суда о признании их таковыми.

В рассматриваемом случае стоимость имущества значительно превышает пятикратный МРОТ, и, как было отмечено ранее, данное имущество напрямую не поименовано в перечне п. 2 ст. 226 ГК РФ.

Вместе с тем в приведенной судебной практике квалификация имущества и необходимость обращения его в собственность по правилам п. 2 ст. 226 ГК РФ была связана с иском собственника земельного участка, на котором было расположено имущество, о признании сделки договора купли-продажи имущества, обращенного в собственность третьим лицом, недействительным.

Однако, полагаем, в анализируемой ситуации иск собственника земельного участка или строительных организаций, оставивших основные средства и материально-производственные запасы, является маловероятным.

Учитывая изложенное, с нашей точки зрения, налогоплательщик может обратить найденное на земельном участке имущество в свою собственность во внесудебном порядке.

При этом в целях дальнейшей реализации металлолома, по нашему мнению, налогоплательщику следует принять на учет именно имущество (а не металлолом) и в дальнейшем осуществить действия по его разборке, отразив соответствующие расходы в учете.

В таком случае операции по разборке (демонтажу) имущества можно квалифицировать в качестве собственного производства.

Если же налогоплательщик примет на учет металлолом после разборки (демонтажа) основных средств и материально-производственных запасов, данный факт, полагаем, может повлечь за собой риски квалификации металлолома, образовавшегося не в процессе собственного производства, а в результате заготовки и хранения металлолома.

Напомним, что деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию.

При этом под реализацией лома в целях применения Положения понимается отчуждение лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе. Соответственно, в таком случае при реализации металлолома налогоплательщик не вправе будет применить льготу по НДС на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Таким образом, на наш взгляд, в случае обращения имущества, расположенного на земельном участке, в собственность и постановки данного имущества на учет у налогоплательщика будет иметься возможность применять льготу по НДС при реализации металлолома.

Риски возникновения споров с налоговыми органами относительно правомерности применения льготы по НДС исключить в данном случае нельзя, однако они могут быть существенно снижены, если на учет будет принято имущество, а не металлолом, образовавшийся в результате разборки данного имущества.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Читайте также: