Об утверждении инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов

Обновлено: 16.05.2024

Приказ ФТС России от 27 декабря 2011 г. N 2616
"Об утверждении Инструкции о порядке учета, хранения покупных
комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов,
оборудования, вооружения, военной техники, материалов,
полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей),
содержащих драгоценные металлы, сбора, учета,
хранения и сдачи лома и отходов
драгоценных металлов"

1. Утвердить Инструкцию о порядке учета, хранения покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей), содержащих драгоценные металлы, сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов драгоценных металлов согласно приложению к настоящему приказу.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М.Малинина.

Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов


Приложение
к приказу ФТС России
от 27 декабря 2011 г. N 2616

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ УЧЕТА, ХРАНЕНИЯ ПОКУПНЫХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЕТАЛЕЙ,
ИЗДЕЛИЙ, ПРИБОРОВ, ИНСТРУМЕНТОВ, ОБОРУДОВАНИЯ, ВООРУЖЕНИЯ,
ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, МАТЕРИАЛОВ, ПОЛУФАБРИКАТОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ
ЗАКУПАЕМЫХ ЗА ГРАНИЦЕЙ), СОДЕРЖАЩИХ ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ,
СБОРА, УЧЕТА, ХРАНЕНИЯ И СДАЧИ ЛОМА И ОТХОДОВ
ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ

I. Общие положения

2. Согласно статье 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1463; 1999, N 14, ст. 1664; 2002, N 2, ст. 131; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 19, ст. 1752; N 30 (ч. I), ст. 3101; 2007, N 31, ст. 4011; 2010, N 50, ст. 6594; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4596; N 48, ст. 6728), к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, родий, иридий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

3. Таможенные органы, учреждения, находящиеся в ведении ФТС России, и представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом, использующие изделия, содержащие драгоценные металлы, обязаны:

- беспрепятственно допускать к проверке при предъявлении предписаний и служебных удостоверений представителей органов государственного контроля, представлять необходимую им документацию;

- вести учет драгоценных металлов, входящих в состав изделий и содержащихся в ломе и отходах, а также проводить в установленные сроки их инвентаризацию;

- представлять сведения по формам федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов, входящих в состав изделий и содержащихся в ломе и отходах, в установленные сроки;

- осуществлять хранение изделий, содержащих драгоценные металлы, а также лома и отходов драгоценных металлов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обеспечивать удаление лома и отходов драгоценных металлов из мест образования и накопления их с целью последующей реализации, осуществлять их учет и реализовывать согласно порядку, установленному законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за состояние учета изделий, содержащих драгоценные металлы, их рациональное использование, а также за их сбор и своевременную сдачу в виде лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (далее - Госфонд России) или перерабатывающим (заготавливающим) организациям несет начальник таможенного органа, учреждения, находящегося в ведении ФТС России, представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом, а за ведение оперативного учета - начальник финансового подразделения таможенного органа, учреждения, находящегося в ведении ФТС России, представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом.

5. Таможенные органы представляют в вышестоящие таможенные органы в порядке подчиненности, учреждения, находящиеся в ведении ФТС России, и представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом - в Главное финансово-экономическое управление ФТС России (далее - ГФЭУ) в установленные сроки сведения по формам федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов, утвержденным Федеральной службой государственной статистики:

- приложение к форме 2-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и сдаче драгоценных металлов в виде лома и отходов для последующей переработки и аффинажа";

- форма 4-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, содержащихся в составе приборов, оборудования и других изделий".

6. ГФЭУ обобщает и представляет сведения, полученные из таможенных органов, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом в соответствии с пунктом 6 настоящей Инструкции, в сроки и в государственные органы, указанные в статистических формах.

7. Драгоценные металлы, входящие в состав изделий, учитываются по массе.

8. Таможенные органы, учреждения, находящиеся в ведении ФТС России, и представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом ведут учет драгоценных металлов, содержащихся в изделиях. Данные о содержании драгоценных металлов в изделиях отражаются в утвержденных Госкомстатом России типовых формах первичной документации: N ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений); N ОС-1а "Акт о приеме-передаче здания (сооружения); N ОС-1б "Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений); N ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств); N ОС-4а "Акт о списании автотранспортных средств"; N ОС-6 "Инвентарная карточка учета основных средств") - в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта", N М-17 "Карточка учета материалов" (только для склада, в свободных графах и строках).

Данные о количестве драгоценных металлов в изделиях вносятся в первичную учетную документацию на основании сведений об их содержании, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках). При отсутствии сведений о содержании драгоценных металлов (импортное, устаревшее отечественное оборудование) - данные о количестве драгоценных металлов вносятся согласно данным организаций-разработчиков, изготовителей на основании решения комиссии или сведений о содержании драгоценных металлов в аналогичных изделиях.

В отдельных случаях, когда комиссионно определить содержание драгоценных металлов в импортном оборудовании невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгоценных металлов в технической документации, в учетных документах делается запись о том, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

9. Для осуществления контроля и в целях упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях в таможенных органах, учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, и представительствах таможенной службы Российской Федерации за рубежом применяются следующие регистры:

- Журнал учета изделий, содержащих драгоценные металлы (приложение N 1 к настоящей Инструкции);

- Журнал учета операций по хранению лома и отходов драгоценных металлов (приложение N 2 к настоящей Инструкции).

Указанные журналы до начала внесения в них записей пронумеровываются, прошнуровываются, подписываются начальником таможенного органа, учреждения, находящегося в ведении ФТС России, руководителем таможенной службы Российской Федерации за рубежом и скрепляются печатью.

10. При комплексной автоматизации бухгалтерского учета информация о наличии драгоценных металлов формируется в базах данных используемого программного комплекса. Формирование регистров осуществляется на бумажном носителе, а при наличии технической возможности - в форме электронного регистра.

Формирование регистров на бумажном носителе при комплексной автоматизации бухгалтерского учета осуществляется перед проведением инвентаризации и составлением отчетности, а также по требованию контрольных органов.

11. Сроки хранения учетной и отчетной документации устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации с учетом сроков хранения бухгалтерской документации.

12. Драгоценные металлы, входящие в состав изделий, находящихся на рабочих местах, независимо от степени их износа, учитываются по первоначальной массе, указанной в паспортах, технических условиях или других первичных документах.

13. Приказом начальника таможенного органа, учреждения, находящегося в ведении ФТС России, руководителя представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом определяются места хранения лома и отходов драгоценных металлов, а также должностные лица, ответственные за организацию учета и хранения.

14. Хранение изделий, содержащих драгоценные металлы, а также лома и отходов драгоценных металлов организуется таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность.

Места хранения лома и отходов должны быть снабжены необходимым количеством тары, обеспечивающей исключение потерь и сохранность драгоценных металлов.

15. Хранение лома и отходов драгоценных металлов осуществляется в специально оборудованных пожарно-охранной сигнализацией складах или в специально отведенных местах (металлических шкафах, сейфах) у материально ответственных лиц, с которыми заключены договоры о полной индивидуальной материальной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

16. При списании изделий из них изымают детали и узлы, содержащие драгоценные металлы. Демонтаж изделий с целью извлечения деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, и предварительную обработку составных частей выполняют должностные лица таможенных органов, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом, назначенные приказом начальника таможенного органа, учреждения, находящегося в ведении ФТС России, руководителя представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом.

Об изъятии деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, составляется Акт демонтажа и передачи на хранение изъятых из изделий деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы (приложение N 3 к настоящей Инструкции) (далее - Акт демонтажа). В случае, если демонтаж и передача на хранение производятся не одновременно, составляются два акта.

Акт демонтажа составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается в финансовое подразделение таможенного органа, учреждения, находящегося в ведении ФТС России, представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом, а второй экземпляр передается в подразделение, ответственное за хранение деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов.

На основании Акта демонтажа производится запись в Журнале учета изделий, содержащих драгоценные металлы, о выбытии изделия, содержащего драгоценные металлы.

В Журнале учета операций по хранению лома и отходов драгоценных металлов производится запись о поступлении деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, согласно паспорту или учетным документам, а в дальнейшем - по документам перерабатывающей организации.

Утилизация изделий, содержащих драгоценные металлы, в представительствах таможенной службы Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством страны пребывания.

17. Поступающие на хранение детали и узлы, содержащие драгоценные металлы, складируются по каждому акту в отдельности в соответствующей таре (пакетах, мешочках). Акт демонтажа приобщается к документам оперативного учета. Порядковый номер записи в Журнале учета операций по хранению лома и отходов драгоценных металлов в виде ярлыка приклеивается к таре.

18. Если демонтированные детали и узлы, содержащие драгоценные металлы, подлежат дальнейшему использованию, производится новая запись в Журнале учета изделий, содержащих драгоценные металлы. В качестве документа-основания при этом указываются реквизиты Акта демонтажа.

19. Финансовое подразделение таможенного органа, учреждения, находящегося в ведении ФТС России, представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом - сдатчика лома и отходов сопоставляет данные о содержании драгоценных металлов, указанных в Журнале учета операций по хранению лома и отходов драгоценных металлов, с паспортными данными перерабатывающих организаций. По результатам сопоставления в учетные и отчетные документы вносят необходимые коррективы. При этом значения содержания драгоценных металлов в ломе и отходах исправляются на основании документов перерабатывающих организаций путем внесения дополнительной строки либо со знаком "+", либо со знаком "-", без изменения "0".

20. Инвентаризация изделий, содержащих драгоценные металлы, а также лома и отходов драгоценных металлов проводится во всех местах хранения и эксплуатации не реже одного раза в год (по состоянию на 1 января) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

21. Для проведения инвентаризации приказом начальника таможенного органа, учреждения, находящегося в ведении ФТС России, руководителя представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом создается комиссия.

22. Наличие драгоценных металлов, находящихся в изделиях, а также ломе и отходах драгоценных металлов и не подлежащих в момент инвентаризации проверке в натуре, устанавливается по учетным или техническим документам.

23. Результаты инвентаризации отражаются в акте инвентаризации.

24. Лом и отходы драгоценных металлов от всех источников образования в таможенных органах, учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, и представительствах таможенной службы Российской Федерации за рубежом подлежат сбору, обязательному учету, хранению и реализации аффинажным организациям или организациям, осуществляющим заготовку лома и отходов, первичную обработку и переработку для дальнейшего производства и аффинажа, в соответствии с законодательством Российской Федерации (в представительствах таможенной службы Российской Федерации за рубежом в соответствии с законодательством страны пребывания).

25. Сбору и сдаче на переработку в качестве лома и отходов драгоценных металлов подлежат содержащие драгоценные металлы детали и узлы, списанные по актам технического состояния, в соответствии с заключением комиссии по списанию, установившей их непригодность для дальнейшего использования.

26. Отгрузка лома и отходов перерабатывающим (заготавливающим) организациям осуществляется по мере формирования партий необходимого объема.

На подготовленные к отправке лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, составляется опись в трех экземплярах, два экземпляра - для перерабатывающей организации, третий - для таможенного органа, учреждения, находящегося в ведении ФТС России, представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом.

27. Не допускается отправка на перерабатывающие (заготавливающие) организации взрывоопасных, радиоактивных и ядовитых лома и отходов, а также горючих и жидких материалов, содержащих драгоценные металлы.


Приложение N 1
к Инструкции о порядке учета,
хранения покупных комплектующих
деталей, изделий, приборов,
инструментов, оборудования,
вооружения, военной техники,
материалов, полуфабрикатов
(в том числе закупаемых за границей),
содержащих драгоценные металлы,
сбора, учета, хранения и сдачи
лома и отходов драгоценных металлов

N п/п Документ - основание Наименование изделия, заводской номер Инвентарный номер Число, месяц, год поступления Местонахождение Наименование драгоценных металлов Учетная масса драгоценных металлов Номер акта комиссии о демонтаже
1 2 3 4 5 6 7 8 9


Приложение N 2
к Инструкции о порядке учета,
хранения покупных комплектующих
деталей, изделий, приборов,
инструментов, оборудования,
вооружения, военной техники,
материалов, полуфабрикатов
(в том числе закупаемых за границей),
содержащих драгоценные металлы,
сбора, учета, хранения и сдачи
лома и отходов драгоценных металлов

Приказ ФТС России от 27.12.2011 № 2616 "Об утверждении Инструкции о порядке учета, хранения покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей), содержащих драгоценные металлы, сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов драгоценных металлов"

Порядок учета драгоценных металлов, входящих в состав основных средств

Автономные учреждения, использующие в своей деятельности оборудование, инструменты, приборы и прочие объекты основных средств, в состав которых входят драгоценные металлы, обязаны вести учет таких металлов и проводить в установленные сроки их инвентаризацию. За нарушение обязательных требований к учету, хранению драгметаллов и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации предусмотрена административная ответственность по ст. 15.47 КоАП РФ. В статье рассмотрим, как правильно организовать и вести учет драгметаллов, входящих в состав объектов ОС.

Учет драгметаллов при поступлении объектов ОС.

Порядок обращения драгоценных металлов регулируется:

Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Федеральный закон № 41-ФЗ);

Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее – Правила № 731);

Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н (далее – Инструкция № 231н).

Согласно п. 9 Правил № 731, п. 8 Инструкции № 231н драгоценные металлы, входящие в состав основных средств, учитываются по их наименованию и массе (в пересчете на химически чистые драгоценные металлы).

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о наличии драгоценных металлов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках).

Если в документации необходимые сведения отсутствуют (например, если поступает устаревшее отечественное и импортное оборудование), можно поступить следующим образом:

запросить информацию у организаций, разработчиков, изготовителей;

создать специальную комиссию, которая на основе аналогов и собственных расчетов определит содержание конкретных драгметаллов и их количество.

Для документального оформления поступления объектов в учреждение и для дальнейшего их учета в составе основных средств применяются следующие документы, утвержденные Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н[1]:

приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) либо акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);

инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Информация о драгоценных металлах (наименование, единица измерения, количество, масса), содержащихся в основных средствах (их деталях), отражается в разд. 2 акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и разд. 5 инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) в графах 7 – 11 поля «Содержание драгоценных материалов (металлов, камней и т. п.)».

Как правило, данные о содержании драгметаллов в основных средствах, указанные при поступлении объектов, являются примерными. Достоверную информацию о фактическом количестве драгоценных металлов в составе основного средства можно узнать только после его списания, разборки и аффинажа.

Учет драгметаллов при списании объектов ОС.

Списание федерального имущества осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, а имущества субъектов РФ, муниципального имущества – по правилам, установленным решениями высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации соответственно.

Решение о списании объектов ОС принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в автономном учреждении (п. 1 ст. 296, п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»):

в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено за ним собственником или приобретено за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, – по согласованию с собственником имущества;

в отношении остального имущества – самостоятельно.

Списание основных средств оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Разборка и демонтаж основных средств до утверждения и согласования соответствующего акта не допускаются.

При ликвидации (списании) объекта основных средств учреждение изымает из него детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, классифицирует вторичное сырье по видам и определяет нормативы извлечения драгметаллов при обработке (переработке) по этим видам. Такое изъятие учреждение может производить самостоятельно либо с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (п. 23 Инструкции № 231н).

При списании основного средства и при невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов учреждения ведут учет драгметаллов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений о содержании драгоценных металлов, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации) (п. 22 Инструкции № 231н).

Списание основного средства оформляется актом ликвидации, в котором указываются отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и (или) технической документации на данный объект.

Далее основное средство списывается с карточек складского учета, и одновременно изъятые детали приходуются в карточках учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации (п. 23 Инструкции № 231н).

Изъятые при демонтаже (разборке) основных средств детали, лом и отходы драгметаллов должны храниться в специальных помещениях в несгораемых шкафах, металлических ящиках или сейфах. По окончании рабочего дня они должны закрываться, опломбировываться или опечатываться и сдаваться под охрану. Вскрытие мест хранения ценностей должно производиться материально ответственным лицом, при его отсутствии – комиссией, назначаемой приказом руководителя учреждения, с составлением акта вскрытия (п. 41 Инструкции № 231н).

В силу п. 25, 43 СГС «Основные средства»[2], п. 51 Инструкции № 157н[3] списание основного средства с учета отражается по балансовой стоимости вместе с начисленной ранее амортизацией и убытком от обесценения (при наличии).

Как указано в п. 25, 106, 118 Инструкции № 157н, изъятые при демонтаже (разборке) основных средств детали, содержащие драгметаллы, подлежат оприходованию в составе материальных запасов на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» по текущей оценочной стоимости (справедливой стоимости) на дату их принятия к учету. Определяется такая стоимость комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»[4]).

Для определения справедливой стоимости лома и отходов драгметаллов можно использовать учетные цены на аффинированные драгметаллы, установленные ЦБ РФ.

Оприходование деталей осуществляется на основании приходного ордера на приемку материальных ценностей (ф. 0504207) и требования-накладной (ф. 0504204). Эти документы составляются на основании акта о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104), в котором проставляется отметка о получении материалов в реквизите «Результаты выбытия».

Также на основании указанного акта в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), в разд. 3 «Движение объекта основных средств» делается запись о выбытии объекта основных средств.

Передача лома драгметаллов на аффинаж.

Аффинаж драгоценных металлов – осуществляемая специализированными организациями деятельность по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством (абз. 10 ст. 1 Федерального закона № 41-ФЗ).

Изъятые при ликвидации основных средств детали и узлы (лом и отходы), содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче в аффинажные организации для аффинажа драгметаллов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгметаллов аффинажными организациями либо реализации аффинажным организациям или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации (п. 1.1 ст. 20 Федерального закона № 41-ФЗ).

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.08.1998 № 972.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.06.1992 № 431[5] расчеты с учреждениями – сдатчиками лома и отходов драгоценных металлов осуществляются перерабатывающими организациями на основе договора о поставке по результатам опробования и анализа (входного контроля) исходя из отпускных цен на соответствующие аффинированные драгоценные металлы за вычетом стоимости переработки их лома и отходов.

Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгметаллов и оплаты произведенных работ и услуг устанавливается на договорной основе с переработчиком (п. 23 Инструкции № 231н).

При передаче лома и отходов на аффинаж право собственности на них аффинажной организации не переходит. Эту операцию следует отражать в бухгалтерском учете как внутреннее перемещение материалов со сменой материально ответственного лица учреждения на аффинажную организацию на основании оформленного первичного документа: требования-накладной (ф. 0504204) либо накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205).

После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома основных средств аффинажная организация представляет учреждению акт аффинажа (паспорт) с указанием фактического количества драгметаллов, извлеченных из лома.

Бухгалтерия учреждения сопоставляет количество учитываемых у него драгоценных металлов с паспортными данными аффинажной организации и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в соответствующие документы вносятся необходимые коррективы. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгметаллах делаются на основании паспортных данных аффинажных организаций (п. 25 Инструкции № 231н).

Далее на основании акта аффинажа автономное учреждение отражает операции по списанию с учета стоимости фактически выделенного драгметалла и начислению дохода от его реализации.

В силу порядков № 85н[6] и 209н[7] такие доходы учитываются по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ.

В автономном учреждении при ликвидации и демонтаже устаревшего оборудования (научных приборов) получены детали (микросхемы), содержащие золото. Масса этого драгметалла в деталях, установленная документами производителя техники и отраженная в инвентарной карточке (ф. 0504031), составила 15 г. Балансовая стоимость оборудования равна 500 000 руб., амортизация начислена в размере 100 %.

Изъятые из техники микросхемы были оприходованы по справедливой стоимости, равной 60 000 руб. (4 000 руб. за 1 г золота), и переданы на аффинаж.

На основании паспорта, выданного аффинажной организацией, из полученных от учреждения деталей было извлечено 12,5 г золота на сумму 50 000 руб.

Об утверждении инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 27 июля 2018 г. № 129 “Об утверждении Инструкции о порядке учета драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, специальной технике, и ведения соответствующей отчетности в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю и ее территориальных органах” (не вступил в силу)

Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 27 июля 2018 г. № 129 “Об утверждении Инструкции о порядке учета драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, специальной технике, и ведения соответствующей отчетности в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю и ее территориальных органах” (не вступил в силу)

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке учета драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, специальной технике, и ведения соответствующей отчетности в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю и ее территориальных органах согласно приложению к настоящему приказу.

2. Руководителям управлений Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по федеральным округам организовать работу по учету драгоценных металлов, содержащихся в комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, специальной технике в соответствии с Инструкцией, указанной в пункте 1 настоящего приказа.

3. Признать утратившими силу:

Директор Федеральной службы
по техническому и экспортному контролю
В. Селин

УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
по техническому и экспортному контролю
от 27 июля 2018 г. № 129

Инструкция
о порядке учета драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, специальной технике, и ведения соответствующей отчетности в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю и ее территориальных органах

1. Настоящая Инструкция определяет особенности учета драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, специальной технике (далее - изделия, содержащие драгоценные металлы), и ведения соответствующей отчетности в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю и ее территориальных органах (далее - органы ФСТЭК России).

2. Лица, ответственные за организацию работы с изделиями, содержащими драгоценные металлы, назначаются:

в центральном аппарате ФСТЭК России - директором ФСТЭК России;

в территориальных органах ФСТЭК России - руководителями этих органов.

3. Оперативный учет драгоценных металлов, содержащихся в изделиях, ведется:

в инвентарных карточках учета нефинансовых активов органа ФСТЭК России;

в книге учета поступления на временное хранение лома и отходов драгоценных металлов, рекомендуемый образец которой приведен в приложении к настоящей Инструкции.

4. Данные оперативного учета драгоценных металлов используются финансово-экономическим подразделением органа ФСТЭК России в бухгалтерском (бюджетном) учете.

Финансово-экономическим подразделением органа ФСТЭК России учет драгоценных металлов осуществляется на основании представленных ответственными лицами, указанными в пункте 2 настоящей Инструкции, первичных учетных документов, содержащих данные о наличии драгоценных металлов.

В первичных учетных документах данные о наличии драгоценных металлов указываются исходя из сведений, содержащихся в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), а при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.п.) - по данным разработчиков, изготовителей или на основании решения комиссии по приемке нефинансовых активов и их списанию органа ФСТЭК России о содержании драгоценных металлов в аналогичных изделиях.

В отдельных случаях, когда комиссионно определить содержание драгоценных металлов невозможно из-за отсутствия данных об их наличии или аналогов, в учетных документах делается запись о том, что в данных материальных ценностях могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

5. Техническая документация (паспорта, формуляры), содержащая сведения о наличии драгоценных металлов в изделиях, хранится в структурных подразделениях органов ФСТЭК России, эксплуатирующих эти изделия.

6. Инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в изделиях, находящихся в эксплуатации, а также размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), проводится один раз в год (по состоянию на 1 января) на основании приказа органа ФСТЭК России.

В состав инвентаризационной комиссии включается работник финансово-экономического подразделения органа ФСТЭК России.

7. Инвентаризация изделий, содержащих драгоценные металлы, проводится по месту нахождения изделий в присутствии материально ответственного лица.

8. Наличие драгоценных металлов, находящихся в составе изделий, при невозможности в момент инвентаризации проверки в натуре устанавливается по учетным данным или техническим документам.

9. По результатам инвентаризации составляется акт инвентаризации, который утверждается директором ФСТЭК России (руководителем территориального органа ФСТЭК России) и хранится как документ строгой отчетности в финансово-экономическом подразделении органа ФСТЭК России.

10. Ответственность за своевременность проведения инвентаризации несет начальник финансово-экономического подразделения органа ФСТЭК России.

11. Результаты инвентаризации отражаются в учетной документации органа ФСТЭК России в течение 10 календарных дней после окончания инвентаризации.

12. Территориальные органы ФСТЭК России ежегодно представляют в службу материально-технического обеспечения ФСТЭК России первичные статистические данные о движении драгоценных металлов по утвержденным формам федерального государственного статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению.*

13. Служба материально-технического обеспечения ФСТЭК России обобщает представленные данные и направляет сведения в адреса и сроки, предусмотренные формами федерального государственного статистического наблюдения.*

* Пункт 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 620 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 34, ст. 3929; 2015, № 17, ст. 2573).

Приложение № 1
к Инструкции о порядке учета драгоценных
металлов, содержащихся в покупных
комплектующих деталях, изделиях, приборах,
инструментах, оборудовании, специальной
технике, и ведения соответствующей отчетности
в Федеральной службе по техническому и экспортному
контролю и ее территориальных органах,
утвержденной приказом ФСТЭК России
от 27 июля 2018 г. № 129

КНИГА
учета поступления на временное хранение в орган ФСТЭК России лома и отходов драгоценных металлов

№ п/п Дата поступления на склад лома и отходов Структурное подразделение, от которого поступило изделие Номер и дата акта комиссии Наименование лома и отходов Вес (масса) ломай отходов, в граммах Количество изделий, шт. Вес драгоценных металлов по паспорту изделия, в граммах Подпись материально ответственного лица, сдавшего лом и отходы Подпись материально ответственного лица, принявшего лом и отходы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обзор документа

ФСТЭК определила, как следует:

- учитывать драгметаллы, которые содержатся в покупных комплектующих деталях, изделиях, оборудовании;

- составить необходимую отчетность;

- оформить книгу учета поступления на временное хранение в орган ФСТЭК лома и отходов драгметаллов.

Утратила силу Инструкция по учету и хранению изделий, которые содержат драгметаллы, по сбору, учету, хранению и сдаче лома и отходов драгметаллов во ФСТЭК.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: