Оборот цветных металлов законодательство

Обновлено: 17.05.2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 октября 2020 года N 1619

О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обращения с ломом черных и цветных металлов и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 сентября 2022 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 года N 980
____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обращения с ломом черных и цветных металлов.

2. Признать утратившими силу отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 октября 2020 года N 1619

Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обращения с ломом черных и цветных металлов

а) подпункт "а" пункта 4 изложить в следующей редакции:

"а) для юридического лица - наименование и основной государственный регистрационный номер (ОГРН), номер телефона, для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона;";

б) подпункт "б" пункта 5 признать утратившим силу;

подпункт "а" изложить в следующей редакции:

"а) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов контролера лома и отходов металла 2 разряда;";

в абзаце третьем подпункта "б" слова "на взрывобезопасность" заменить словами "на взрывобезопасность (допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо)";

подпункты "в" и "г" изложить в следующей редакции:

"в) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов площадки с твердым неразрушаемым влагостойким покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля и взвешивания лома и отходов черных металлов в соответствии с установленными требованиями;

г) наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

пресс для пакетирования лома черных металлов;

установка для дробления и сортировки легковесного лома;

оборудование для сортировки или измельчения стружки;

копер для разбивки металлолома.";

в абзаце первом слово "приемосдаточного" заменить словом "приемо-сдаточного";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"Приемо-сдаточный акт составляется либо в 2 экземплярах на бумажном носителе (1-й экземпляр передается лицу, сдающему лом и отходы черных металлов, 2-й экземпляр остается у лица, осуществляющего прием), либо в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.";

д) пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11. Приемо-сдаточные акты регистрируются в книге учета приемо-сдаточных актов (далее - книга учета).

Допускается ведение книги учета в электронном виде.

После окончания ведения книги учета производится запись "В настоящей книге учета пронумеровано ___ страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных металлов, и печатью (при наличии).";

е) в подпункте "а" пункта 12 слово "приемосдаточных" заменить словом "приемо-сдаточных";

в подпункте "а" слово "приемосдаточного" заменить словом "приемо-сдаточного";

подпункт "в" изложить в следующей редакции:

"в) данные о лице, сдающем лом и отходы:

при приеме у юридического лица - наименование, адрес, основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

при приеме у индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии) и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП);

при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество (при наличии), место регистрации по месту жительства, либо по месту пребывания, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (при наличии);";

з) в пункте 14 слово "приемосдаточные" заменить словом "приемо-сдаточные";

и) абзац первый пункта 16 изложить в следующей редакции:

"16. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов при заготовке лома и отходов черных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими заготовку лома и отходов черных металлов.";

к) пункт 18 дополнить подпунктом "ж" следующего содержания:

"ж) номер удостоверения о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов, составленного по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящим Правилам, и выданного лицом, ответственным за проведение контроля лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность.";

л) пункт 19 дополнить абзацем следующего содержания:

"Допускается ведение журнала регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов в электронном виде.";

м) абзац третий подпункта "б" пункта 20 изложить в следующей редакции:

"транспортная накладная и заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов;";

"Приложение N 1
к Правилам обращения
с ломом и отходами
черных металлов и их отчуждения
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 7 октября 2020 г. N 1619)

ПРИЕМО-СДАТОЧНЫЙ АКТ N _____ от ______

Получатель лома и отходов

Сдатчик лома и отходов

ИНН сдатчика лома и отходов

Банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и индивидуальных

Данные документа, удостоверяющего личность, место регистрации по месту жительства или месту

Транспорт (марка, номер)

Основания возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и

С 1 января 2021 года вступают в силу изменения, внесенные в правила обращения с ломом черных и цветных металлов

В соответствии с Постановлением Правительства от 7 октября 2020 года № 1619 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обращения с ломом черных и цветных металлов и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (Постановление Правительства от 12 декабря 2012 г. № 1287) внесены следующие нововведения:

1. Введен новый вид работ: «заготовка, хранение и реализация лома цветных металлов». При этом старый вид работ также и остается.

2. Закреплены новые формулировки понятий:

Из определения «заготовка» исключено транспортирование лома к месту его хранения и добавлены сортировка и отбор;

Внесено уточнение, что к «реализации» относится отчуждение заготовленного лицензиатом лома.

Также внесены измененияв Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения (Постановление Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 369):

1. Уточнен перечень информации, находящейся в доступном месте на объекте осуществления деятельности:

для юридического лица - наименование и основной государственный регистрационный номер (ОГРН), номер телефона, для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона.

Требование наличия на объекте в доступном месте нотариально заверенной копии документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя упразднено.

2. Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо на одном и том же объекте.

3. С 1 января 2021 года не требуется наличие прессовщика лома и отходов металла 1 разряда.

4. Уточнены требования в части покрытия площадки для хранения лома черных металлов. Постановлением определено, что площадка должна иметь твердое неразрушаемое влагостойкое покрытие.

5. Введено требование наличия на объекте оборудования для взвешивания лома и отходов черных металлов.

6. Для открытия объекта по работе с ломом черных металлов теперь необходимо наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

копер для разбивки металлолома.

Действовавшее ранее требование наличия пресса с заданным усилием прессования в 2500 кН отменено.

7. Закреплено оформление приемо-сдаточных актов и книги учета актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов металлов в электронном виде, при условии использования усиленной квалифицированной электронной подписи.

Введены редакционные изменения по заполнению приемо-сдаточных актов, книги учета приемо-сдаточных актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов.

8. Упразднено требование нотариального заверения копий документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов, имеющихся у перевозчика, а также наличия при этом копии лицензии.

9. Утверждена новая форма приемо-сдаточного акта:

ПРИЕМО-СДАТОЧНЫЙ АКТ № _____ от _____________

Получатель лома и отходов _____________________________________________

Сдатчик лома и отходов ________________________________________________

ИНН сдатчика лома и отходов ___________________________________________

Банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) ________________________________

Данные документа, удостоверяющего личность, место регистрации по месту жительства или месту пребывания __________________________________________

Транспорт (марка, номер) ______________________________________________

Основания возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы черных металлов _________________________________

Краткое описание лома и отходов черных металлов________________________________________________________________

Вес брутто (тонн)

Вес нетто (прописью) __________________________________________________

Итого на сумму ________________________________________________________

В том числе НДС _______________________________________________________

За представление недостоверных данных об ответственности предупрежден.

Достоверность представленных сведений подтверждаю.

Сдачу лома и отходов произвел и акт получил _________ (подпись сдатчика лома и отходов).

Указанный металлолом подготовлен согласно Межгосударственному стандарту

ГОСТ 2787-2019 "Металлы черные вторичные. Общие технические условия",

проверен, обезврежен, признан взрывобезопасным, прошел радиационный

контроль и может быть допущен к переработке и переплавке.

Подпись лица, ответственного за прием лома и отходов, _________________

Подпись лица, ответственного за проверку лома и отходов на

Подпись лица, ответственного за радиационный контроль лома и отходов, ___

В Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» внесены следующие нововведения:

1. Уточнен перечень информации, находящейся в доступном месте на объекте осуществления деятельности, аналогично объекту по работе с ломом черных металлов.

2. Закреплено требование приема лома цветных металлов по заявлению только от физических лиц. У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прием теперь будет осуществляться в соответствии с условиями договора между указанными субъектами и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием лома и отходов цветных металлов.

3. Исключены нормы, не допускающие прием лома и отходов цветных металлов от физических лиц, не достигших 14 лет, а также устанавливающие порядок приема лома и отходов цветных металлов от лиц в возрасте от 14 до 18 лет и лиц, достигших 16 лет, объявленных полностью дееспособными.

4. Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо на одном и том же объекте.

5. С 1 января 2021 года не требуется наличие прессовщика лома и отходов цветного металла 1 разряда.

6. Уточнены требования в части покрытия площадки для хранения лома цветных металлов. Постановлением определено, что площадка должна иметь твердое неразрушаемое влагостойкое покрытие.

7. Введено требование наличия на объекте оборудования для взвешивания лома и отходов цветных металлов.

8. Введено разделение требований в части наличия необходимого перечня оборудования в зависимости от выполняемого вида работ.

Для осуществления заготовки, хранения и реализации (без переработки) лома и отходов цветных металлов необходимо наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов.

Таким образом, исключено требование наличия на объекте пресса в случае предоставления лицензии для осуществления заготовки, хранения и реализации лома и отходов цветных металлов.

В случае же осуществления на объекте, в том числе переработки лома и отходов цветных металлов, лицензиат, соискатель лицензии обязаны дополнительно обеспечить наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

пресс для пакетирования лома и отходов цветных металлов;

установка для дробления лома и (или) отходов цветных металлов;

установка для разделки кабеля.

9. Закреплено оформление приемо-сдаточных актов и книги учета актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов металлов в электронном виде, при условии использования усиленной квалифицированной электронной подписи.

Введены редакционные изменения по заполнению приемо-сдаточных актов, книги учета приемо-сдаточных актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов.

10. Упразднено требование нотариального заверения копий документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы цветных металлов, имеющихся у перевозчика, а также наличия при этом копии лицензии.

11. Утверждена новая форма приемо-сдаточного акта (аналогично форме акта для лома черных металлов).

Кроме того, с 1 января 2021 года отменяется выдача бланков лицензий при предоставлении или переоформлении лицензий. Вместо бланка лицензий будут выдаваться выписки из реестра лицензий, соответствующие установленным требованиям законодательства Российской Федерации.

За нелегальный оборот черного и цветного металла предусмотрена уголовная и административная ответственность

Реализация металлолома – это вид деятельности, занятие которым требует получения специального разрешения. Получить указанное разрешение могут только предприниматели и юридические лица, прошедшие государственную регистрацию. Но есть те, кто не стремится соблюсти законодательно утвержденные требования к сфере обращения металлолома.

За нелегальный оборот черного и цветного металлолома действующее законодательство РФ предусматривает уголовную и административную ответственность.

Уголовная ответственность за нарушение закона в сфере обращения металлолома наступает в следующих случаях:

- ст.171 УК РФ (Незаконная предпринимательская деятельность), то есть работа без регистрации либо без лицензии, если она необходима для данного вида деятельности. За это деяние предусматривается наказание в виде штрафа в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арест на срок до шести месяцев;

- ст.175 УК РФ (Покупка или сбыт имущества, о котором заранее известно, что оно добыто преступным образом). Указанное деяние влечет за собой штраф в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работами на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок.;

- ст.199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов). Максимальное наказание, предусмотренное статьей - лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

К уголовно наказуемым деяниям относится еще и использование чужого паспорта для регистрации приема металлолома – согласно статье 327 УК РФ – за применение заведомо ложного документа предусмотрено максимальное наказание в виде ареста на шесть месяцев.

Административная ответственность за незаконный прием лома включает в себя:

- наказание за предпринимательскую деятельность без лицензии. Это деяние наказывается по ст.14.1 КоАП РФ штрафом для организаций до 50 тысяч рублей, а для предпринимателей – до 5 тысяч рублей. К штрафу может быть предусмотрена конфискация металлолома;

- работа без государственной регистрации бизнеса также наказывается по ст.14.1 КоАП РФ штрафом до 2-х тысяч рублей;

- кроме того, ст.14.1 КоАП РФ предусматривает еще одно наказание — за нарушение лицензионных требований. Если данные нарушения признаются к тому же грубыми, то предпринимателя накажут штрафом до 8 тысяч рублей или приостановлением деятельности до 90 суток, а организацию – на 200 тысяч рублей или приостановкой работы на срок до 90 суток;

- если нарушены правила обращения и отчуждения металлолома (приемки, учета, хранения и транспортировки), то это влечет за собой наказание по статье 14.26 КоАП РФ: на предпринимателей налагается штраф до 5 тысяч рублей, а на юридические лица – до 100 тысяч рублей. К штрафу дополнительно может быть предусмотрена конфискация предметов, которые послужили причиной привлечения к административной ответственности.

Законодательство

Основные нормативные акты в сфере обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и утилизации ТС

Ассоциация НСРО «РУСЛОМ.КОМ»

Подпишитесь на рассылку новостей

чтобы получать самую актуальную информацию о событиях в отрасли

Президиум Ассоциации

Ассоциации мира

Статьи по теме

Принят в первом чтении Госдумы законопроект, который вводит понятия

Принят в первом чтении Госдумы законопроект, который вводит понятия «вторичное сырье» и «вторичные ресурсы»

В настоящее время стадию публичных обсуждений проходит проект федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об организованных торгах»

В настоящее время стадию публичных обсуждений проходит проект федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об организованных торгах»

В России расширили поддержку предприятий автомобилестроения

Согласование проекта приказа Минприроды России

Добавить комментарий Отменить ответ

РУССКИЙ БИЗНЕС / МЕТАЛЛУРГИЯ В России возвращают НДС на лом черных и цветных металлов. Металлурги ожидают роста цен на свою продукцию и требуют пересмотра налоговых нововведений

Прием против лома

Открыт сбор заявок на распределение 30% тарифной квоты на вывоз отходов и лома черных металлов

Открыт сбор заявок на распределение 30% тарифной квоты на вывоз отходов и лома черных металлов

Приказ Минпромторга РФ 3240 от 2 августа 2022 о распределении

Приказ Минпромторга РФ 3240 от 2 августа 2022 о распределении между участниками ВЭД 70% объёма тарифной квоты

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2022 № 1358

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2022 № 1358

В Правительство направлен законопроект об отмене акциза на жидкую сталь

В Правительство направлен законопроект об отмене акциза на жидкую сталь

Правительство продлило квоту на экспорт лома и отходов чёрных металлов

Правительство продлило квоту на экспорт лома и отходов чёрных металлов

Газета Вестник, март 2021

Газета Вестник февраль, 2021
все выпуски

Цикл мероприятий и конференция «100 лет Втормету в России -18 – 20 апреля 2022 г.

Цикл мероприятий и конференция «100 лет Втормету в России. Эволюция отрасли обращения с ломом и отходами черных, цветных и драгоценных металлов»

Информируем Вас о проведении Очередного общего собрания членов Ассоциации НСРО «РУСЛОМ.КОМ» по вопросам уставной деятельности организации

Обновленные документы к очередному общему собранию членов Ассоциации НСРО «РУСЛОМ.КОМ» по вопросам уставной деятельности организации

Деловой тур в США с посещением выставки ISRI2019 / Scrap recycling industry exhibition

Деловой тур в США Чикаго–Цинциннати–Лас-Вегас–Голливуд

  • Светлана к записи Почему падают цены на лом, в то время как дорожает железная руда
  • Mithlesh к записи Российская делегация Ассоциации НСРО РУСЛОМ.КОМ 31 мая 2022 посетила три фабрики ведущего индийского производителя оборудования
  • Chandrakant к записи Российская делегация Ассоциации НСРО РУСЛОМ.КОМ 31 мая 2022 посетила три фабрики ведущего индийского производителя оборудования
  • павел к записи Почему падают цены на лом, в то время как дорожает железная руда
  • Владимир к записи Почему падают цены на лом, в то время как дорожает железная руда

Металлургия лишается вторичного сырья из-за поправок Минфина по НДС

Риск для ломозаготовителей России после 24 февраля 2022 – падение спроса на лом на 43%

Почему падают цены на лом, в то время как дорожает железная руда

Контакты

Закрытие банковского счета по инициативе банка

На юбилейном заседании Ассоциации «Электрокабель» предложили решение проблем дефицита медного лома

Русская Сталь предупредила о снижениеи металлопотребления и в этой связи риске недозагрузки мощностей

Представители Ассоциации НСРО «РУСЛОМ.КОМ» выступили на Петербургском международном газовом форуме-2022


В течение семи месяцев 2022 года в России резко сократился сбор металлического лома

Отрасль переработки аккумуляторов может столкнуться с дефицитом лома в 2022 году. Об этом сообщает Bloomberg

По данным ценового отчёта Минэкономразвития РФ за период 6-12 сентября 2022 на мировом рынке черных металлов цены стабилизировались

Совместную реализацию молодёжного спецпроекта по развитию экономики замкнутого цикла обсудили представители ТПП РФ и Ассоциации НСРО РУСЛОМ.КОМ

Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОМ принимает участие в Петербургском международном ГАЗОВОМ ФОРУМЕ

Черный лом: Fe. Цветной лом: Al, Cu, Pb, Ni, Ti, Zn, Sn. Лом спецсталей: коррозионностойкие стали. Электронный лом, аффинаж: Pt, Au, Ag. Лом спецсплавов: Nb, W, Ni, Co, Mg и др. Утилизация техники и транспортных средств.

© 2012–2022, Ассоциация «Национальная Саморегулируемая Организация Предприятий по Обращению с Ломом Металлов, Отходами Производства и Потребления». Использование текстовых или графических материалов с сайта запрещено без согласования с компанией.

Прием против лома

РУССКИЙ БИЗНЕС / МЕТАЛЛУРГИЯ В России возвращают НДС на лом черных и цветных металлов. Металлурги ожидают роста цен на свою продукцию и требуют пересмотра налоговых нововведений

РУССКИЙ БИЗНЕС / МЕТАЛЛУРГИЯ В России возвращают НДС на лом черных и цветных металлов. Металлурги ожидают роста цен на свою продукцию и требуют пересмотра налоговых нововведений

Госдума приняла закон, исключающий из Налогового кодекса РФ подпункт, который ранее освобождал лом черных и цветных металлов от НДС. Эти изменения вступят в силу 1 апреля будущего года. Мотив их введения исключительно фискальный. В условиях снижения нефтегазовых доходов и ограничения внешних заимствований правительство любыми способами стремится максимально сократить бездефицитный бюджет. Но поскольку слишком сильно резать что-либо в расходной части болезненно, выход пытаются найти в поиске новых источников наполнения бюджета. И тут под раздачу неожиданно попал лом. Первый зампредседателя комитета по бюджету и налогам Госдумы Ирина Гусева утверждает, что парламентарии тщательно рассмотрели все варианты и приняли решение о возврате сбора НДС с металлического лома. По ее словам, «до принятия закона в первом чтении парламентарии приглашали экспертов, посмотрели, что есть отрасли, есть такой бизнес, для которого, с точки зрения комитета, достаточно было налоговых каникул».

Нововведения уже вызвали резкую критику со стороны металлургов. И понятно почему. Теперь именно на них как на потребителей лома ляжет вся тяжесть уплаты НДС. Для отрасли это обернется потерями порядка 150 млрд рублей в год. Но самое главное, что бизнес по заготовке лома почти наверняка уйдет в тень. Зато неизбежно вернутся всевозможные серые схемы работы на этом рынке, которые обнулят положительный эффект для бюджета.

Вторая жизнь металла

Российский рынок черного металлолома оценивается в натуральном выражении примерно в 35–40 млн тонн в год, тогда как цветного — лишь около 1,5 млн тонн.

Наибольшее количество вторичных черных металлов образуется в самом металлургическом производстве — до 45%, при амортизации оборудования (ликвидации основных средств, ремонте и замене оборудования, инструмента и инвентаря) — 33% и в процессе металлообработки — 20%. При этом наибольшее количество отходов черных металлов приходится на транспортное машиностроение, судостроительную промышленность, а также на отрасли по производству станков.

Заготовка лома в России представлена более чем пятью тысячами легальных компаний. При этом масштаб почти всех этих фирм сравнительно невелик, говорить о гигантах и лидерах в сфере ломозаготовки не приходится.

Часть заготавливаемого в нашей стране лома отправляется на экспорт. По оценке Всемирной ассоциации производителей стали, в последние годы объем экспорта лома черных металлов колеблется на уровне 4,4–5,9 млн тонн в год, что составляло от 3,9 до 7% всего лома, поступавшего в международную торговлю (см. график 1).

Россия на мировом рынке лома

Россия на мировом рынке лома

Значение электрометаллургии в России росло

Значение электрометаллургии в России росло

Однако львиная доля заготавливаемого внутри страны лома здесь же и потребляется. Лом используется как при кислородно-конвертерном производстве стали (в этом случае его доля в себестоимости готовой продукции может достигать 21%), так и при выплавке стали в электропечах. При использовании этой технологии доля лома в себестоимости стали составляет уже от 65 до 80%.

Понятно, что это слишком большие величины, чтобы значением лома можно было пренебрегать.

Заметим, что в последнее десятилетие в России наблюдалось бурное развитие электрометаллургии. Объем выплавки стали в электропечах вырос с 10,8 млн тонн в 2005 году до 21,6 млн тонн в 2015-м (см. график 2). При этом доля самой электрометаллургии в общем объеме выплавки стали за тот же период увеличилась с 16,2 до 30,5%. То есть вопрос роста себестоимости металла из электропечей отнюдь не праздный для наших металлургов.

В разрезе отдельных компаний по итогам прошлого года крупнейшими потребителями лома стали предприятия группы НЛМК (27%), ММК (16%), «Евраз» (9%), ТМК (8%), «Северсталь» (5%), в совокупности формирующие львиную долю всего потребления лома в России (см. график 3). Они и будут главными пострадавшими от возращения НДС.

Потребление лома сконцентрировано на небольшом числе предприятий

Потребление лома сконцентрировано на небольшом числе предприятий

Доля экспорта от всех перевозок лома в России

Доля экспорта от всех перевозок лома в России

Металлурги против

В «Северстали» заявили, что компания категорически против возврата НДС на лом: «Очевидно, что отмена НДС с реализации лома черных металлов в 2008–2009 годах оказала стимулирующее воздействие на отрасль и позволила исключить серые схемы. Введение же нового порядка взимания НДС потребует отвлечения оборотных средств в черной металлургии в размере не менее 25 млрд рублей ежеквартально».

Как утверждают в «Северстали», бремя уплаты налога ляжет на покупателей лома — предприятия реального сектора экономики. Более того, такая инициатива неизбежно приведет к росту издержек почти всех металлургических предприятий. Эту точку зрения разделяют и в ассоциации «Русская сталь». Новые поправки чреваты возвращением серых схем, изыманием оборотных средств предприятий отрасли на сумму 100–150 млрд рублей в год, что в конечном счете приведет к удорожанию металла, утверждают отраслевые эксперты.

«Оборот лома черных и цветных металлов в России — около 900 миллиардов рублей в год, совокупный НДС с учетом экспорта — около 150 миллиардов рублей, — говорит директор саморегулируемой организации “Руслом.ком” Виктор Ковшевный. — То есть речь идет о резком взлете затрат на сырье, что может привести к удорожанию продукции металлургов на пять-десять процентов».

При этом, как полагает исполнительный директор «Русской стали» Алексей Сентюрин, правительство, создав трудности для отрасли с возвратом НДС на лом, не сможет добиться роста платежей в бюджет.

По оценкам «Русской стали», ранее потери бюджета от незаконного возмещения НДС на лом черных металлов достигали 20 млрд рублей в год в виде разницы между уплаченным и возмещенным НДС. До 2009 года 90% российского лома переработчики, по официальным данным, закупали у юридических лиц, в то время как фактически более 80% лома поставлялось физическими лицами, которые НДС не платят.

Собственно, неэффективность сбора НДС на лом и послужила в 2009 году причиной его отмены.

Другая сторона проблемы лежит в сфере экспорта. В силу развития собственного электрометаллургического производства в последнее десятилетие лом приобретал все более важное значение как сырье для отечественной мет металлургии. Доля же экспортных поставок в общем объеме перевозок, по данным РЖД, неуклонно сокращалась (см. график 4).

Однако в новых условиях экспортеры фактически сырьевого товара могут оказаться в более привилегированных условиях по сравнению с производителями готовой металлургической продукции. Причем, что интересно, основными покупателями российского лома на внешних рынках выступают Турция и страны ЕС, которые активно задействуют разного рода дискриминационные меры против российской готовой металлургической продукции.

Летом прошлого года металлурги уже обращались к правительству с призывом ограничить экспорт лома из России. Техническая возможность для этого есть. Так, в 2015 году черный лом был признан товаром, существенно важным для внутреннего рынка. По закону в отношении таких товаров «в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запрет на экспорт». Но пока что российские чиновники на это не пошли.

Заметим, что российская электрометаллургия в этом году уже испытывала давление в связи с дефицитом на рынке графитированных электродов (см. «Дорогой электрод», «Эксперт» № 40). Вместе с возвратом НДС на лом это может привести к росту цен на металл на внутреннем рынке до 10%, к дефициту лома в России из-за снижения объемов заготовок легальными игроками рынка и перенаправления объемов на экспорт и, как следствие, к сокращению инвестиционных планов российских металлургов.

Читайте также: