Оборот драгоценных металлов в россии законодательная база

Обновлено: 10.05.2024

Принят Государственной Думой 4 марта 1998 года

Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота) , в том числе:

устанавливает область действия государственной монополии;

устанавливает цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц;

устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

определяет условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации;

определяет статус Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

определяет цели, виды, формы государственного контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней) , использованием и обращением драгоценных камней, порядок его организации и осуществления. (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать в соответствии с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи. (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 90-ФЗ)

Не является предметом регулирования настоящего Федерального закона порядок совершения гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, сделок с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности) . (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

ГЛАВА I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) . Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления; (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней; (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

ценности - драгоценные металлы и (или) драгоценные камни;

добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных) , россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

добыча драгоценных камней - извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней;

сортировка и первичная классификация драгоценных камней - завершающая часть процесса обогащения, позволяющая на основании утвержденных коллекций типовых образцов и классификаторов выделить из извлеченного минерального сырья драгоценные камни, а также разделить их на отдельные сорта, соответствующие принятым на мировом рынке;

первичная оценка драгоценных камней - завершающая часть технологического процесса обогащения, обеспечивающая оценку драгоценных камней на основании прейскурантов цен на драгоценные камни, разрабатываемых и утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти) , в установленном им порядке с учетом цен, применяемых для оценки аналогичных сортов минерального сырья на мировом рынке; (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 414-ФЗ)

производство драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов;

аффинаж драгоценных металлов - деятельность, осуществляемая специализированными организациями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень (далее - аффинажные организации) , по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла: (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

в аффинированном золоте на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 995 массовых долей химически чистого драгоценного металла; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

в аффинированных серебре, платине, палладии, родии, рутении, осмии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 999 массовых долей химически чистого драгоценного металла; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

в аффинированном иридии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 998 массовых долей химически чистого драгоценного металла; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

рекуперация драгоценных камней - извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации по иным причинам инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору драгоценных камней; (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

использование драгоценных металлов и драгоценных камней - использование драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально-культурных целях;

специальный учет - ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за внесение указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр;

операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями:

действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней) , в том числе их использование в качестве залога;

изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов, добыче драгоценных камней, последующей обработке (переработке) и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней; (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе перевозка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней; (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них в Российскую Федерацию и их вывоз из Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней - изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также - ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов) , либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

проба - количество массовых долей химически чистого драгоценного металла на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

клеймение - постановка оттиска государственного пробирного клейма на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

опробование - определение или подтверждение пробы ювелирных и других изделий из драгоценных металлов; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

анализ - определение химического состава металла и его сплава, из которых изготовлено изделие, в том числе путем применения методов, предусматривающих разрушение этого изделия; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

лом и отходы драгоценных металлов - изделия (продукция) , используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции) , содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции) , используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов с использованием механических, химических и металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов для получения промежуточного продукта металлургического производства, предназначенного для последующего аффинажа, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

Статья 2. Право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни

1. Вопросы владения, пользования и распоряжения участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Разграничение между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации собственности на указанные объекты осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О недрах", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, регулирующими вопросы пользования недрами.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на участках недр континентального шельфа Российской Федерации, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе, законодательством Российской Федерации о недрах, настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права.

3. Субъекты добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, указанные в статье 4 настоящего Федерального закона, могут получать участки недр, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, в пользование на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.

4. Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации.

Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация.

5. Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются: (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

1) уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 414-ФЗ)

2) уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

Перечисленные в подпунктах 1, 2 настоящего пункта органы пользуются преимущественным правом покупки драгоценных металлов и драгоценных камней только при условиях направленного в письменной форме в срок не более чем месяц с даты предложения драгоценных металлов и драгоценных камней уведомления о намерении их покупки, заключения договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства и авансирования (выдачи задатка) в счет платежей, причитающихся с этих органов по указанным договорам. Невыполнение одной или обеими сторонами условий заключенного договора купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней влечет за собой последствия, установленные статьей 21 настоящего Федерального закона и частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

6. Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц. Собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свое право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, а на драгоценные камни, указанные в пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством без ограничений, установленных настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 90-ФЗ)

Российской Федерации и субъектам Российской Федерации принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и добытых драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

(Статья утратила силу - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

Статья 4. Субъекты добычи и производства драгоценных металлов, субъекты добычи драгоценных камней

(Наименование в редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

1. Добыча драгоценных металлов, добыча драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, получившими в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии) . (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ)

2. Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и организациям, созданным без участия (прямого или косвенного) иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, должно принадлежать большинство голосов, учитываемых при принятии решений органам

Оборот драгоценных металлов в россии законодательная база

Статья 22. Использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации.

2. Обращение драгоценных металлов может осуществляться в виде государственных ценных бумаг (облигаций), номинированных в массе драгоценных металлов или обеспеченных драгоценными металлами и выпущенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством. Обязательства по этим ценным бумагам (облигациям) должны быть гарантированы эквивалентным совокупным облигационным обязательствам эмитента количеством драгоценных металлов, размещенных на ответственное хранение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, используются как продукция производственно-технического назначения без ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

Критерии и порядок отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Характеристики драгоценных камней определяются в процессе сортировки драгоценных камней, их первичной классификации и первичной оценки, идентификации (в случае ввоза драгоценных камней в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и их вывоза из Российской Федерации в эти государства), а также при завершении производства продукции из драгоценных камней. Порядок идентификации драгоценных камней устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Субъекты добычи драгоценных камней, не имеющие возможности осуществлять самостоятельно сортировку, первичную классификацию и первичную оценку добытых необработанных драгоценных камней, передают их по договору для сортировки, проведения первичной классификации и первичной оценки государственному учреждению, подведомственному уполномоченному федеральному органу исполнительной власти и осуществляющему функции в сфере использования и обращения драгоценных камней, или субъектам добычи драгоценных камней, имеющим возможность осуществлять самостоятельно сортировку, первичную классификацию и первичную оценку добытых необработанных драгоценных камней и включенным в перечень производственных объектов аффинажных организаций и организаций, которые осуществляют сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней и в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Совершение сделок с драгоценными камнями, классификационные характеристики которых не определены, за исключением договоров, указанных в абзаце втором настоящего пункта, не допускается.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют сведения о совершаемых ими сделках с необработанными драгоценными камнями для учета таких сделок в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в подведомственное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.

Федеральный закон от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе:

определяет цели, виды, формы государственного контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней, порядок его организации и осуществления. (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

Не является предметом регулирования настоящего Федерального закона порядок совершения гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, сделок с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности). (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления; (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

первичная оценка драгоценных камней - завершающая часть технологического процесса обогащения, обеспечивающая оценку драгоценных камней на основании прейскурантов цен на драгоценные камни, разрабатываемых и утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), в установленном им порядке с учетом цен, применяемых для оценки аналогичных сортов минерального сырья на мировом рынке; (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 414-ФЗ)

аффинаж драгоценных металлов - деятельность, осуществляемая специализированными организациями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень (далее - аффинажные организации), по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла: (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;

ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней - изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также - ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов), либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

лом и отходы драгоценных металлов - изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

1. Добыча драгоценных металлов, добыча драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, получившими в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии). (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ)

(с изменениями на 11 июня 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
9 июня 2020 года

Одобрен
Советом Федерации
17 июня 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1463; 2002, N 2, ст.131; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 45, ст.4377; 2005, N 30, ст.3101; 2007, N 31, ст.4011; 2010, N 50, ст.6594; 2011, N 30, ст.4596; 2015, N 18, ст.2614; 2017, N 30, ст.4456; 2018, N 22, ст.3045; 2019, N 18, ст.2204; N 23, ст.2907; N 30, ст.4151; N 31, ст.4441; N 49, ст.6973; Российская газета, 2020, 28 апреля) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания:

"государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее также - ГИИС ДМДК) - федеральная государственная информационная система, предназначенная для получения, обработки, хранения и предоставления информации о происхождении и об обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также для организации специального учета;

средства идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней - уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода или с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации, предназначенного для обеспечения прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них при их обращении.";

2) пункт 2 статьи 10 дополнить абзацем следующего содержания:

"обеспечения прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них путем использования ГИИС ДМДК.";

3) подпункт 4 статьи 11 дополнить абзацами следующего содержания:

"по согласованию с Центральным банком Российской Федерации требования к средствам идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней, способам их формирования и нанесения;

требования к составу информации, представляемой в ГИИС ДМДК, срокам и способам ее представления в ГИИС ДМДК и получения из ГИИС ДМДК;

требования к программно-аппаратным средствам лиц, подключаемых (подключенных) к ГИИС ДМДК;

порядок подключения субъектов, указанных в пункте 4 статьи 12_2 настоящего Федерального закона, в том числе их информационных систем, к ГИИС ДМДК;

порядок функционирования ГИИС ДМДК;";

4) в абзаце первом пункта 2 статьи 12_1 слова "массой до трех граммов включительно" исключить;

5) дополнить статьей 12_2 следующего содержания:

"Статья 12_2. Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота

1. ГИИС ДМДК создается в следующих целях:

1) обеспечение прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в целях осуществления контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, а также подтверждения их подлинности и легальности происхождения;

2) формирование аналитической информации о состоянии отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней;

3) обеспечение применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях, включая выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований, а также при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. ГИИС ДМДК используется для обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, связанных с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

3. Оператором ГИИС ДМДК является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации иные организации для осуществления функций оператора ГИИС ДМДК.

4. Информацию в ГИИС ДМДК обязаны представлять следующие субъекты:

1) федеральные органы исполнительной власти, определяемые Правительством Российской Федерации;

2) Центральный банк Российской Федерации. Состав, объем и сроки представления информации, передаваемой Центральным банком Российской Федерации в ГИИС ДМДК, а также состав, объем и сроки раскрытия указанной информации устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

3) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями и состоящие на специальном учете;

4) кредитные организации. Состав, объем и сроки представления информации, передаваемой кредитными организациями в ГИИС ДМДК, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

5. Обмен информацией между ГИИС ДМДК и государственными информационными системами федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации осуществляется в автоматизированном режиме, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

6. Информация, содержащаяся в ГИИС ДМДК, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.";

6) пункт 2 статьи 13 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

"4) отбор проб и (или) образцов драгоценных металлов и драгоценных камней для исследования, проведения испытаний и экспертиз в целях осуществления государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.";

7) пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:

"2. Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету при их добыче, производстве, использовании и обращении в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

8) абзац второй пункта 4 статьи 22 дополнить словами "и включенным в перечень производственных объектов аффинажных организаций и организаций, которые осуществляют сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней и в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, утвержденный Правительством Российской Федерации";

а) пункт 5 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

"4) выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которая содержится в ГИИС ДМДК, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым, отклонение от которых являются индикаторами риска нарушения обязательных требований, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";

б) в пункте 6 слова "подпункте 2" заменить словами "подпунктах 2 и 4";

в) подпункт 4 пункта 7 дополнить словами "в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти";

11) пункт 1 статьи 30 дополнить абзацем следующего содержания:

"Субъекты, указанные в пункте 4 статьи 12_2 настоящего Федерального закона (их должностные лица), нарушившие установленный порядок представления информации в ГИИС ДМДК, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Срок ввода государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота в эксплуатацию определяется Правительством Российской Федерации.

23 июня 2020 года

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

от 26 февраля 2021 года N 270

О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

(с изменениями на 1 июня 2022 года)

(редакция, действующая с 1 сентября 2022 года)

Правила действуют в течение 6 лет со дня вступления в силу настоящего постановления.

Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает мониторинг применения Правил и представляет не позднее 6 месяцев до истечения срока их действия в Правительство Российской Федерации предложения о продлении срока действия Правил.

1_1. Ввод в эксплуатацию государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК) осуществляется Министерством финансов Российской Федерации по подсистемам (компонентам, модулям) ГИИС ДМДК. Перечень подсистем (компонентов, модулей) ГИИС ДМДК и требования к ним определяются в технической документации, касающейся разработки и функционирования ГИИС ДМДК.

1_2. Для ввода в эксплуатацию ГИИС ДМДК (подсистем (компонентов, модулей) ГИИС ДМДК) Министерство финансов Российской Федерации формирует межведомственную комиссию по приемке результатов выполненных работ по созданию и развитию ГИИС ДМДК (далее - комиссия). В комиссию в обязательном порядке включаются представители Федеральной пробирной палаты, Федеральной налоговой службы, федерального казенного учреждения "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации". Комиссию возглавляет председатель, являющийся заместителем Министра финансов Российской Федерации. К работе комиссии по мере необходимости могут привлекаться заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, акционерное общество "Гознак", а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (в том числе субъекты добычи драгоценных камней) и состоящие на специальном учете.

2. Информацию в ГИИС ДМДК представляют следующие субъекты:

а) федеральные органы исполнительной власти:

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

Федеральное агентство по недропользованию;

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Федеральная служба по финансовому мониторингу;

Федеральная пробирная палата; Федеральная налоговая служба;

Федеральная таможенная служба;

б) федеральное казенное учреждение "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации";

в) акционерное общество "Гознак";

г) юридические лица (помимо указанного в подпункте "в" настоящего пункта) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (в том числе субъекты добычи драгоценных камней) и состоящие на специальном учете;

д) Центральный банк Российской Федерации;

е) кредитные организации.

3. Информация, представляемая в ГИИС ДМДК субъектами, указанными в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего постановления, должна отвечать следующим требованиям:

4. Перечень сведений (информации), представляемых в ГИИС ДМДК, перечень сведений (информации), получаемых из ГИИС ДМДК (в том числе сведения (информация), доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также порядок и сроки подключения к ГИИС ДМДК оформляются соглашением между субъектом, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего постановления, Министерством финансов Российской Федерации и организацией, выполняющей функции оператора ГИИС ДМДК.

5. Установить, что с 1 марта 2021 г. на территории Российской Федерации осуществляется добровольная:

регистрация в ГИИС ДМДК подлежащих постановке на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, поставленных на специальный учет до 12 апреля 2020 г. в государственных инспекциях пробирного надзора федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации";

перерегистрация в ГИИС ДМДК подлежащих постановке на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, поставленных на специальный учет с 13 апреля 2020 г. в территориальных органах Федеральной пробирной палаты;

6. Установить, что с 1 апреля 2021 г. на территории Российской Федерации осуществляется добровольное:

внесение в ГИИС ДМДК сведений (информации) о ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней отечественного производства, а также о ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов, ввезенных в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и перемещенных на территорию Российской Федерации из государств - членов Евразийского экономического союза, представляемых на опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом;

внесение в ГИИС ДМДК сведений (информации) о получении заклейменных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней от Федеральной пробирной палаты;

нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней с внесением информации о них в ГИИС ДМДК;

внесение в ГИИС ДМДК сведений (информации) о реализации (отгрузке) аффинированных драгоценных металлов в виде стандартных и мерных слитков организациями, имеющими право осуществлять аффинаж драгоценных металлов;

нанесение двухмерного штрихового кода и уникального идентификационного номера организациями, имеющими право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, на документ о качестве (паспорт, сертификат), сопровождающий стандартный слиток, сертификат изготовителя, сопровождающий мерный слиток аффинированных драгоценных металлов, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внесение в ГИИС ДМДК сведений (информации) о находящихся в обороте ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (за исключением ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, принятых на комиссию от граждан (физических лиц), реализуемых ломбардами невостребованных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, на которые обращено взыскание, драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях).

7. Установить, что с 1 августа 2021 г. на территории Российской Федерации:

организации, имеющие право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, вносят добровольно в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении сырья, содержащего драгоценные металлы, а также об отгрузке (реализации) аффинированных драгоценных металлов во всех видах, продукции, произведенной из аффинированных драгоценных металлов, отходов и полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) ремонт ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых для их изготовления, а также об отгрузке (реализации) готовой продукции;

вводится добровольное нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, принятые на комиссию от граждан (физических лиц), не являющихся индивидуальными предпринимателями, и невостребованные ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, на которые ломбардами обращено взыскание, а также уникального идентификационного номера на их ярлыки с внесением в ГИИС ДМДК сведений об указанных изделиях.

8. Установить, что с 1 сентября 2021 г. на территории Российской Федерации:

операции по специальному учету (постановка, снятие, внесение изменений) производятся исключительно в ГИИС ДМДК;

операции по регистрации именников производятся исключительно в ГИИС ДМДК;

организации, имеющие право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении сырья, содержащего драгоценные металлы, а также об отгрузке (реализации) аффинированных драгоценных металлов во всех видах, продукции, произведенной из аффинированных драгоценных металлов, отходов и полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

субъекты добычи драгоценных камней добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о результатах сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней и об обороте драгоценных камней;

федеральное казенное учреждение "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации" и государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) об отпуске реализованных на внутреннем рынке драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и лома таких изделий, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении и реализации указанных ценностей;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обработку (переработку) лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения о поступлении сырья, содержащего драгоценные металлы, и реализации (отгрузке) продуктов переработки;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, состоящие на специальном учете и осуществляющие производство продукции и изделий технического назначения, оборудования, инструментов, содержащих драгоценные металлы, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении сырья и реализации (отгрузке) готовой продукции;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обработку (огранку) драгоценных камней, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении необработанных драгоценных камней и реализации (отгрузке) продукции;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, состоящие на специальном учете и осуществляющие производство алмазного инструмента, алмазных паст и порошков, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении необработанных природных алмазов и реализации (отгрузке) готовой продукции.

9. Установить, что с 1 ноября 2021 г. на территории Российской Федерации:

юридические лица и индивидуальные предприниматели, состоящие на специальном учете и использующие драгоценные металлы и драгоценные камни в производственных, научных и социально-культурных целях, за исключением организаций, осуществляющих хранение, изучение и экспонирование музейных предметов, содержащих драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, и музейных коллекций, состоящих из таких предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также организаций, осуществляющих операции с ценностями Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о получении драгоценных металлов и драгоценных камней и их расходовании;

юридические лица, осуществляющие добычу и попутное извлечение драгоценных металлов, а также производство драгоценных металлов, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о количестве добытых (произведенных) драгоценных металлов, о количестве драгоценных металлов, отгруженных в продуктах переработки.

10. Юридические лица (за исключением Центрального банка Российской Федерации и кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели до 15 января 2022 г. вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий по данным бухгалтерского учета на 1 января 2022 г.

Юридические лица (за исключением организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, Центрального банка Российской Федерации и кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, до 1 сентября 2022 г. вносят в ГИИС ДМДК уточненные сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий по данным инвентаризации, проведенной по состоянию на 1 января 2022 г., в том числе с учетом реализации драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий в период с 1 января по 31 августа 2022 г.

Организации, имеющие право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, до 1 сентября 2022 г. вносят в ГИИС ДМДК уточненные сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, по данным инвентаризации, проведенной по состоянию на 1 января 2022 г., в том числе с учетом реализации драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий в период с 1 января по 31 августа 2022 г.

С 1 сентября 2022 г. кредитные организации добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов.

Кредитные организации до 1 марта 2023 г. вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов по состоянию на 28 февраля 2023 г.

Читайте также: