Обработка отходов и лома драгоценных металлов

Обновлено: 17.05.2024

Комплекс юридических и образовательных услуг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов из драгоценных металлов.

Курс повышения квалификации «Специалист по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов» с выдачей удостоверения установленного образца для осуществления деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и соответствия лицензионным требованиям Федеральной пробирной палаты.

Разработка стандартов, подтверждающих наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов по требованиям Положения о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов.

Комплексная помощь в лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов.

Обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов.

Курс повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами 1-4 класса опасности» с выдачей удостоверения государственного образца

Курс повышения квалификации «Радиационный контроль и контроль взрывобезопасности лома и отходов черных и цветных металлов» с выдачей удостоверения установленного образца.

Переоформление лицензии на осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ №1418 от 12.09.2020 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями».

Разработка документации для оформления приема, учета и хранения лома и отходов драгоценных металлов, в том числе отработанных автомобильных катализаторов.

Юридическое сопровождение регистрации специализированной компании, занимающейся переработкой и утилизацией драгоценных металлов.

Документы в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Трудового кодекса Российской Федерации.

Документация по охране труда в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации.

Антикоррупционные документы в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013.

О лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов

Федеральная пробирная палата осуществляет лицензировании в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2020 г. №1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2020 г. №307 «О Федеральной пробирной палате» и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2020 г. №1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями» Федеральная пробирная палата осуществляет лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов.

Предоставление лицензии осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

  • Федеральным законом от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральным законом от 26.03.1998 г. №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;
  • Федеральным законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральным законом от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Налоговым кодексом Российской Федерации (частью второй);
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2020 г. №307 «О Федеральной пробирной палате»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2020 г. №1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 г. №2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий»;
  • приказом Федеральной пробирной палаты от 04.09.2020 г. №91н «Об утверждении форм документов, используемых в процессе лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий».

Федеральная пробирная палата осуществляет свои полномочия по лицензированию деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов с 13 апреля 2020 г. в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2020 г. №307 «О Федеральной пробирной палате».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.10.2019 г. №529 «Об образовании Федеральной пробирной палаты» на базе федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» была образована Федеральная пробирная палата в статусе федеральной службы с передачей ей функций указанного учреждения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2020 г. № 307 «О Федеральной пробирной палате» утверждено Положение о Федеральной пробирной палате.

Лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов в 2020 году не осуществлялось в связи с тем, что в 2020 году не был утвержден административный регламент по предоставлению территориальными органами Федеральной пробирной палаты государственной услуги по лицензированию деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов.

В 2021 году Федеральной пробирной палатой был разработан проект административного регламента, который размещен для публичного обсуждения в сети Интернет.

Утверждение указанного регламента, а также последующая государственная регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальное опубликование позволит провести работу по внесению сведений о функции по лицензированию деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов в федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и приступить к осуществлению лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов.

При этом в качестве совершенствования нормативно-правового регулирования лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов предлагается внести изменения в приказ Федеральной пробирной палаты от 04.09.2020 г. № 91н «Об утверждении форм
документов, используемых в процессе лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий», с учетом актуализации действующего законодательства в сфере лицензирования.

В заключение напоминаем, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02.08.2019 г. №282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статью 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, обязаны получить лицензию на осуществление рассматриваемого вида деятельности либо прекратить ее осуществление не позднее 1 января 2022 г.

Обработка отходов и лома драгоценных металлов

Статья 20. Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами и добытыми драгоценными камнями, их ломом и отходами

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2002 N 5-ФЗ)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2010 N 336-ФЗ.

1.1. Лом и отходы драгоценных металлов, а также лом и отходы драгоценных камней подлежат сбору и обязательному учету индивидуальными предпринимателями, организациями (в том числе воинскими частями и воинскими формированиями), в которых образуются лом и отходы драгоценных металлов, лом и отходы драгоценных камней. Собранные индивидуальными предпринимателями и организациями, за исключением воинских частей и воинских формирований, в процессе собственного производства лом и отходы драгоценных металлов, а также ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов собственного производства, нереализованные и возвращенные производителю, могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно такими индивидуальными предпринимателями и организациями без направления на аффинаж драгоценных металлов. Иные лом и отходы драгоценных металлов индивидуальные предприниматели и организации (в том числе воинские части и воинские формирования) направляют в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализуют аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

О порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении см. Приказ Минфина России от 09.12.2016 N 231н.

2. Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету при их добыче, производстве, использовании и обращении в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми настоящим Федеральным законом и договорами.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

4. Самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, которые на основании критериев и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, могут быть отнесены к категории уникальных, предлагаются субъектами добычи драгоценных металлов и драгоценных камней для приобретения в приоритетном порядке уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, а затем уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти самородки и драгоценные камни.

Самородки драгоценных металлов, которые не могут быть отнесены к категории уникальных, и минералогические коллекционные образцы этих самородков могут продаваться по договорным ценам субъектами добычи драгоценных металлов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

5. Драгоценные металлы и драгоценные камни, не проданные в приоритетном порядке покупателям, указанным в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона и пункте 4 настоящей статьи, могут быть реализованы субъектами их добычи и производства в соответствии с законодательством Российской Федерации, использованы в собственном производстве либо в качестве предмета залога или иного финансового обязательства, а также вывезены из Российской Федерации для реализации на внешнем рынке в соответствии с правом Евразийского экономического союза с учетом особенностей, определяемых Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.

Невостребованная и не оплаченная по обязательствам часть драгоценных металлов и драгоценных камней используется их собственниками или владельцами на внутреннем и внешнем рынках в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Оплаченная и не востребованная в течение трех месяцев часть драгоценных металлов и драгоценных камней поступает в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и может быть востребована на основании предъявления прав собственности.

6. Драгоценные металлы и драгоценные камни, полученные в результате деятельности по геологическому изучению недр, учитываются и приходуются организациями, проводящими эти виды работ, в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

от 12 сентября 2020 г. N 1418

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАБОТКЕ (ПЕРЕРАБОТКЕ)

ЛОМА И ОТХОДОВ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАБОТКЕ (ПЕРЕРАБОТКЕ) ОРГАНИЗАЦИЯМИ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ЛОМА И ОТХОДОВ

ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ОБРАЗОВАВШИХСЯ И СОБРАННЫХ ИМИ

В ПРОЦЕССЕ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, А ТАКЖЕ ЮВЕЛИРНЫХ

И ДРУГИХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ СОБСТВЕННОГО

ПРОИЗВОДСТВА, НЕРЕАЛИЗОВАННЫХ И ВОЗВРАЩЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЮ)

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2021 N 2074)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, осуществляемой юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю) (далее - лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов).

2. Лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов осуществляется Федеральной пробирной палатой (далее - лицензирующий орган).

3. Лицензируемая деятельность предусматривает извлечение драгоценных металлов с использованием механических, химических и металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов для получения промежуточного продукта металлургического производства.

4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, являются:

а) наличие необходимых для осуществления деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и принадлежащих на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений (части зданий, строений, сооружений и помещений) в каждом из мест ее осуществления;

б) наличие необходимого для осуществления деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и принадлежащего на праве собственности или ином законном основании весоизмерительного оборудования;

в) наличие не менее одного работника, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Технологии материалов" или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемой деятельности или имеющего стаж работы в области лицензируемой деятельности не менее одного года (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель - лицензиат, представляющий документы в отношении себя);

г) наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов согласно правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4 статьи 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

5. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" и "г" пункта 4 настоящего Положения, в случае наступления последствий, предусмотренных частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган посредством использования единого портала государственных и муниципальных услуг заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором также указываются сведения (реквизиты документов), подтверждающие:

б) наличие в штате работника (в случае, если основная информация о трудовой деятельности работников внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации), имеющего высшее, или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Технологии материалов", или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемого вида деятельности (в случае, если сведения об образовании, о повышении квалификации (профессиональной переподготовке) содержатся в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении"), или стаж работы в области лицензируемого вида деятельности не менее одного года (в случае, если основная информация о трудовой деятельности работников внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации) (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель - лицензиат, представляющий сведения в отношении себя).

Заявление о предоставлении лицензии подписывается соискателем лицензии усиленной квалифицированной электронной подписью.

(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2021 N 2074)

7. К заявлению, указанному в пункте 6 настоящего Положения, соискатель лицензии прилагает:

б) копии документов, подтверждающих наличие принадлежащего соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании весоизмерительного оборудования;

в) копии документов (технологических инструкций, регламентов, стандартов организации, технических условий), утвержденных соискателем лицензии, подтверждающих наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов;

(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2021 N 2074)

г) копию трудового договора, заключенного с работником (в случае, если основная информация о трудовой деятельности работников не внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации), копии документов, подтверждающих высшее, или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Технологии материалов", или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемого вида деятельности (в случае, если сведения об образовании, повышении квалификации (профессиональной переподготовке) не содержатся в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении") или копии документов, подтверждающих стаж работы в области лицензируемого вида деятельности не менее одного года (в случае, если основная информация о трудовой деятельности работников не внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации) (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель - лицензиат, представляющий документы в отношении себя);

(пп. "г" в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2021 N 2074)

д) утратил силу с 1 марта 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 N 2074.

8. При намерении осуществлять деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов по месту, не указанному в реестре лицензий, лицензиат в отношении новых мест указывает в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий сведения (реквизиты документов) в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения и прилагает документы в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.

Заявление о внесении изменений в реестр лицензий подписывается лицензиатом усиленной квалифицированной электронной подписью.

Форма заявления о предоставлении лицензии и заявления о внесении изменений в реестр лицензий устанавливается лицензирующим органом.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2021 N 2074)

9. При проведении оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, оценки достоверности сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении о предоставлении лицензии или заявлении о внесении изменений в реестр лицензий, а также в прилагаемых к ним документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям проводится в форме документарной оценки.

(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2021 N 2074)

10. Информация, относящаяся к осуществлению деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, формируется в открытом и общедоступном государственном информационном ресурсе, содержащем сведения из реестра лицензий, положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности (далее - информационный ресурс).

(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2021 N 2074)

11. Оценка соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями (лицензиатами) лицензионных требований осуществляется в рамках федерального государственного пробирного надзора.

(п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2021 N 2074)

12 - 16. Утратили силу с 1 марта 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 N 2074.

17. Срок предоставления лицензии составляет 15 рабочих дней со дня получения лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Срок внесения изменений в реестр лицензий составляет 5 рабочих дней со дня предоставления в лицензирующий орган заявления о внесении изменений в реестр лицензий.

(п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2021 N 2074)

18. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий), приостановлении, возобновлении действия лицензии, об аннулировании лицензии, а также ведение информационного ресурса, реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

(п. 18 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2021 N 2074)

19. Утратил силу с 1 марта 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 N 2074.

Переработка и утилизация драгметаллов: обработка лома оборудования с драгоценными металлами

Малоотходная переработка драгметаллов по новым технологиям достигает 98% извлечения ценных ресурсов. Выпуск вторсырья из отходов радиотехнической и электронной промышленности выгоден с экономической точки зрения. Ежегодно отмечается рост числа организаций, работающих со вторичными источниками благородных металлов.

Классификация отходов драгоценных металлов

При завершении эксплуатации оборудования в разных отраслях образуется лом и отходы благородных металлов, порядок списания и отчетности которых регулируется действующими законодательными актами.

Отходы, содержащие драгметаллы, по степени их возможного применения бывают:

К обратимым причислены отходы, обладающие чистым составом без примесей. Сырьё без добавок пригодно для повторного производства. Предприятиям разрешено применять их вторично неограниченное количество раз, так как они не влияют на качество выпускаемых товаров.

В возвратных драгметаллах изменён физико-химический состав. Дополнительные присадки не допускают включать вторсырье с нарушенными свойствами в технологический процесс. Такие материалы изымаются из оборота и передаются на аффинаж.

Себестоимость и сроки переработки отходов драгметаллов

Первичная переработка лома драгоценных металлов включает ручной демонтаж и получение элементов, содержащих ценные фракции. Полученный электронный скрап сортируется и проходит многоступенчатую процедуру по извлечению чистого сырья.

Вторичное производство золота, серебра, группы платиноидов попадает под правило экономической целесообразности: доходы от их продажи должны превышать сумму расходов.

В финансовую статью включаются издержки на:

  • доставку;
  • извлечение;
  • анализ химического состава;
  • подсчёт потерь при конверсии;
  • хранение готового продукта.

На стоимость драгметаллов влияют биржевые колебания мировых валют. ЦБ РФ устанавливает цены в зависимости от котировок Лондонской биржи металлов в пересчёте на курс американского доллара.

Сроки утилизации могут доходить до трёх месяцев, в зависимости от вида элемента и его процентного содержания в исходных радиоотходах.

Сбор драгоценных металлов

Важным направлением в сфере переработки считается поступление лома, содержащего драгметаллов. Ресурсов для добычи электронного мусора достаточно, чтобы перерабатывающая отрасль развивалась. Новые технологии по извлечению даже незначительных концентраций благородных металлов активизируют организованный повсеместный сбор.

На рециклинг сырьё поступает из двух источников:

  • пункты сбора от граждан;
  • доставка от заинтересованных предприятий.

В РФ учёт, хранение, оборот драгметаллов регламентирован федеральными законами и Инструкцией №231, утвержденной Министерством финансов. На основании положений документа разрабатываются схемы операций, связанных с ценным сырьём.

Скупка у населения

Компании, ломбарды по скупке у физических лиц драгоценных украшений распространены в каждом городе. Покупка благородных металлов обоснована тем, что драгоценности поступают в чистом виде, без примесей. Кроме качества, их состояние не требует тщательной сортировки и демонтажа.

Помимо украшений, часов, монет, интерес представляет электронный мусор. Улучшение технологий по переработке лома привело к развитию организаций, которые его скупают. За вознаграждение в пункты принимают радиодетали (транзисторы, катализаторы, микросхемы).

Поступление сырья с производства

В каждой бюджетной или коммерческой компании есть техника с золото- или серебросодержащими элементами, которая подлежит учёту. При завершении эксплуатации её списанием занимается комиссия. При наличии в технической документации массы благородных металлов, она прописывается в Акте о списании.

Отправка электролома на перерабатывающее предприятие оформляется документально. Утилизацию оборудования выполняет фирма, с которой заключён договор. Извлеченные драгметаллы возвращаются заказчику в виде вторсырья или денежных выплат.

Инструкция по учёту и хранению

Утверждённая Минфином РФ Инструкция по учёту и хранению драгоценных металлов № 231 распространяется на юридические лица и воинские формирования, имеющие в обороте оборудование с ценными компонентами. В ней содержится информация о правилах обращения с металлосодержащими ресурсами, находящимися в любом состоянии и виде.

По новому положению, после отмены приказа №68Н от 29 августа 2001 года, учёт техники для переработки, должен вестись отдельно от непригодного для извлечения драгметаллов сырья. Не подлежащий обработке и утилизации лом оформляется по нормам содержания материальных ценностей.

Переработка драгметаллов

Переработку драгоценных металлов проводят с целью экономии средств по добыче рудного сырья и ресурсосбережения планеты, особенно это касается группы редкоземельных платиноидов.

По действующему ГОСТу 30773-2001 аппаратура, содержащая благородные элементы даже в небольшом количестве, подлежит обязательному учёту. В случае непригодности оборудование списывают. Из списанного материала демонтируются электронные компоненты с драгметаллами.

Под первичной металлопереработкой понимают изготовление вторсырья по установленным государственным стандартам. Согласно нормам исходный скрап проходит следующие операции:

  • сортировка;
  • сепарация;
  • мойка;
  • гранулирование;
  • переплавка полученных заготовок.

Радиодетали

К радиодеталям относится группа электронных компонентов, которые содержатся в производственном или офисном оборудовании. Электролом разрешено перерабатывать вместе в силу общих свойств:

  • небольшие размеры;
  • схожая структура;
  • масса содержания ценного материала указана в технической документации.

Перед отправкой поступившего скрапа на утилизацию основным действием считается его сортировка. Доведенный до однородного состава массив радиолома проходит следующие пути:

  • измельчение;
  • обжиг;
  • плавка;
  • центрифугирование;
  • выработка отливок.

Ювелирный лом

В отдельную категорию для рециклинга включён лом драгоценных металлов, который встречается в виде:

  • повреждённых, сильно поцарапанных изделий;
  • порванных браслетов, цепочек, не подлежащих реставрации;
  • утерянных пар серёг;
  • фрагментов, сломанных замков.

Спросом пользуются золотые и серебряные украшения, монеты из сплавов. На цену влияет вес и проба, художественная ценность при этом не учитывается. При скупке отходов ювелирного производства драгоценные камни перерабатываются отдельно.

Драгоценности с успехом скупаются ломбардами, которые перепродают товар ювелирным заводам. Перед переплавкой партию сортируют по пробам, извлекают камни. Вторсырьё переплавляется в новые украшения или слитки.

Обработка отходов промышленного производства и лома оборудования

При правильной утилизации оборудования, содержащего драгоценные металлы, можно достичь высокого процента извлечения ценных ресурсов. Несмотря на трудоёмкость сортировки разных компонентов, работа перерабатывающих заводов достаточно рентабельна. Поступивший электролом, состоящий из неметаллических и металлических фракций, сепарируется на барабанном грохоте. Получившаяся смесь проходит обработку с выделением золота, серебра и других элементов.

По сравнению с первичным рудным массивом, извлечённое вторсырьё оправдывает вложенные на переработку средства. К примеру, в 1 тонне руды содержится от 1 до 5 гр золота, а в 1 тонне производственного или ювелирного лома масса исчисляется десятками, сотнями килограмм.

Основные технологии утилизации драгоценных металлов

Электролом перерабатывают не только ради получения распространенных драгметаллов. Целесообразность переработки состоит и в выделении редкоземельных элементов. Процедуры утилизации оборудования и отходов, содержащих драгоценные металлы, отличаются и зависят от применяемого метода.

Метод Технология
Механический (измельчение) По сути это подготовительный этап для дальнейшей металлопереработки. Поступившее на конвейер сырьё делится на мелкие части. Отсортированные детали измельчаются в сепараторе. В таком состоянии масса лучше поддается действию электролитов.
Термический В пиролизных установках интенсивным обжигом получают обугленный конгломерат, из которого легко восстановить металлы.

Установки и оборудование

В организациях, занимающихся переработкой электролома, эксплуатируется следующее оборудование:

  • сортировочное;
  • дробильное;
  • термообрабатывающее;
  • центрифуги;
  • агрегаты для электролитических методов получения чистых металлов.

На начальном этапе проводится сортировка сырья. С помощью ручного труда и работы автоматизированных систем исходный радиолом измельчают на компоненты.

Дополнительное сортировка проходит на основе принципов ударно-скоростного дробления на разного вида установках:

  • грохото-барабанный;
  • роторно-ножевой измельчитель;
  • высокоскоростной ударно-роторный дезинтегратор.

Дезинтегрированный материал в сепараторах разделяется магнитным и электростатическим способами на отдельные фракции (неметаллы, черные металлы, цветные, насыщенные золотом и другими элементами).

При аффинаже полученной массы, с учётом содержания неметаллических соединений не более 10%, полиметаллический концентрат превышает 90%.

Что изготавливается из вторичного сырья?

При переработке отходов, содержащих драгоценные металлы, получается возвратный материал близкий к исходному. В основном его получают от плавки ювелирного лома или направленного на утилизацию электронного мусора.

Для смешанного переработанного сырья не характерна высокопробная чистота, которая нужна для изделий лучшего качества. В таком случае, продукция используется в 2 направлениях:

  • если на производстве отсутствует строгие требования к чистоте металлов;
  • если в дальнейшем идёт на отчистку от примесей (аффинаж) для получения вторметаллов высокой пробы.

Вторичные благородные металлы подходят для:

  • позолоты (без требований к качеству);
  • участия в химических соединениях;
  • применения в электронике;
  • придания дополнительных свойств (твёрдость, жаропрочность, коррозийная устойчивость и другие).

Многократная рециркуляция радиолома выгодна предприятиям, работа которых связана с драгметаллами. Вторичные металлы используются в технологическом процессе десятки раз.

Рентабельность

Для предприятий рециклинга выгода от утилизации драгоценных металлов считается основополагающим фактором деятельности. При правильном подходе к переработке коэффициенты извлечения достигают максимальных показателей.

Рентабельность технологического процесса у конечного переработчика зависит от:

  • объёмов перерабатываемого материала;
  • содержания драгметаллов в комплектующих радиоэлектроники;
  • курсовой разницы с учётом котировок Лондонской биржи.

При отсутствии возможности утилизировать малонасыщенные металлами материалы рециклинг отменяют. Безвозвратная потеря называется унос. Изобретение новых технологий даёт надежду на выделение ценных фракций даже из такого сырья.

Предприятия по утилизации в России

Действующие заводы страны лицензированы на обработку отходов и лома драгоценных металлов. Предприятия, аккредитованные Лондонской ассоциацией участников рынка драгметаллов, соответствуют по качеству производства установленным мировым нормативам и стандартам.

Предприятие Вид деятельности
Новосибирский аффинажный завод Перерабатывает более 60% золота и драгметаллов России
Урал-Серебро Обрабатывает отходы и электролом сторонних организаций с возвратом аффинажного металла, проводит оптово-розничную торговлю серебром и другими драгметаллами
Волгадрагмет Утилизирует технику, в оборот принимает все виды электролома, содержащего драгметаллы
Росконтакт Работает с двумя типами источников: отходные материалы разного оборудования и лом приборов и узлов
Красцветмет Одно из ведущих предприятий. Лаборатория, сопровождающая технологические процессы, входит в десятку лучших в мире
Кыштымский медеэлектролитический завод При рафинировании медесодержащего массива одновременно выделяются драгметаллы. Аффинажа платиновой группы нет.

Развитие новых программ по системному сбору техники и оборудования от граждан расширит источники радиолома и сохранит невосполняемые ресурсы Земли. В дополнение снизится нагрузка на полигоны ТБО, сократится вредное воздействие отходных материалов на экосистему.

Лицензирование обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов

Пункты обработки (переработки) лома и отходов из драгоценных металлов обязаны приобрести лицензию на осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов в Российской Федерации. Наши специалисты оказывают помощь в получении лицензии на обработку (переработку) лома и отходов из драгоценных металлов в любом субъекте РФ.

1. Обучение работников по программе повышения квалификации «Специалист по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов» с выдачей удостоверения установленного образца.

2. Разработка документов по приказу Минфина России от 9 декабря 2016 №231н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» и постановлению Правительства РФ от 28 сентября 2000 №731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности».

3. Проверка юридических документов для предоставления в Федеральную пробирную палату:

  • Анализ документов, подтверждающих наличие необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений (части зданий, строений, сооружений и помещений).
  • Анализ документов, подтверждающих наличие принадлежащего соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании весоизмерительного оборудования.
  • Анализ документов, подтверждающих наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя помещений, отвечающих специальным требованиям к технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации.
  • Анализ трудового договора, заключенного с работником.

Для расчета стоимости услуги заполните, пожалуйста, бриф и мы пришлем на Вашу электронную почту коммерческое предложение.

Правовые вопросы обработки и переработки отходов и лома драгоценных металлов

С 13 августа 2019 года деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов подлежит лицензированию в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Согласно статье 3 Федерального закона от 2 августа 2019 г. №282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статью 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие на день вступления в силу Федерального закона №282-ФЗ (13 августа 2019 года) деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, получить лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности либо прекратить её осуществление не позднее восемнадцати месяцев со дня вступления в силу (до 13 февраля 2021 года). С июня 2020 год этот срок увеличили до 1 января 2022 года.

2020-05-05_17-09-57Лом

Нормативные определения таких терминов, как «обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов», «лом и отходы драгоценных металлов», «драгоценные металлы» содержатся в Федеральном законе от 26 марта 1998 г. №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Действия по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов предполагают извлечение драгоценных металлов с использованием механических, химических и металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов для получения промежуточного продукта металлургического производства, предназначенного для последующего аффинажа.

Обработка (переработка) представляет собой подготовку - получение промежуточного продукта металлургического производства (полупродукта) - лома и отходов к аффинажу. Промежуточным продуктом может считаться любой материальный объект, содержание чистого драгоценного металла в котором ниже значений, установленных для аффинированных металлов, например, для золота - ниже 99,5%.

В отличие от Федерального закона от 26 марта 1998 г. №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» ГОСТ Р 52793-2007 «Металлы драгоценные. Термины и определения» в пунктах 88 и 89 раздела 2 разделяет «первичную обработку» и «переработку». Так, первичная обработка лома драгоценного металла – это подготовка собранного и заготовленного лома драгоценного металла, включая демонтаж и разборку аппаратуры, производственного оборудования, вычислительной и радиоэлектронной техники, с целью извлечения деталей и узлов, содержащих драгоценный металл, с последующей сортировкой для переработки.

В свою очередь, переработка лома (отходов) драгоценного металла – это извлечение драгоценного металла из лома (отходов) драгоценного металла в содержащий драгоценный металл промежуточный продукт металлургического производства, предназначенный для аффинажа, с использованием механических, химических и металлургических процессов.

Таким образом, лом и отходы драгоценных металлов проходят следующие стадии: заготовку, обработку, переработку, аффинаж. В результате указанных действий изменяется юридическое состояние драгоценных металлов: они перестают быть вторичным сырьем и приобретают качество аффинированных металлов.

Лом и отходы драгоценных металлов – это изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства.

Таким образом, лом (отходы) драгоценных металлов включают в себя три составляющие:

  1. продукция, используемая для извлечения драгоценных металлов и утратившая свои полезные свойства;
  2. брак продукции, содержащей драгоценный металл;
  3. остатки сырья, продукции, используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства.

Схожие определения содержатся в пунктах 37 и 38 раздела 2 ГОСТ Р 52793-2007 «Металлы драгоценные. Термины и определения», в котором, однако, понятия лома и отходов разграничены. К лому относится первый элемент из вышеперечисленных, а к отходам - второй и третий.

На наш взгляд основным признаком лома ювелирных и бытовых изделий считают непригодность для использования по прямому назначению.

К драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Для осуществления деятельности по обработке (переработки) лома и отходов драгоценных металлов до 1 января 2022 года организации, производящие сбор лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней, обязаны встать на специальный учёт и получить свидетельство в Межрегиональном управлении Федеральной пробирной палаты. Таким образом, организация, осуществляющая извлечение драгоценных металлов из лома оборудования, содержащего их, с последующим их приобретением, должна иметь соответствующее уведомление (свидетельство) о постановке на учёт.

В электронной технике нередко содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). К тому же некоторые из элементов электронной техники могут относиться к одному из классов опасных отходов в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В этих случаях специализированные организации должны иметь лицензию на сбор таких отходов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 октября 2015 г. №1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».

Читайте также: