Общие способы получения металлов 11 класс

Обновлено: 03.07.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс педагогического мастерства

2014-2015 учебный год

урока химии в 11 классе

по теме: «Металлы в природе. Общие способы

(номинация - педагогические идеи и технологии:

Автор: учитель химии

МБОУ СОШ№2 с. Дивное

Дьяченко Елена Николаевна

  1. План-конспект урока
  2. Инструктивная карта урока
  3. Приложение
  4. Литература и информационные ресурсы:

Урок химии в 11 классе по учебнику Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, Химия 11.

Тема урока: «Металлы в природе. Общие способы получения металлов».

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: проблемно - поисковый с применением деятельностной технологии.

Цели урока: Систематизировать сведения о нахождении металлов в природе, изучить основные способы получения металлов в промышленности.

  • рассмотреть роль металлов в развитии истории цивилизаций,
  • cформировать представление учащихся о многообразии металлов, их распространении в природе,
  • обеспечить усвоение понятий об основных способах получения металлов: пирометаллургии, металлотермии, гидрометаллургии и электрометаллургии;
  • рассмотреть и сравнить различные способы получения металлов из природного сырья.
  • рассмотреть сущность пирометаллургического способа получения меди на примере лабораторного опыта,
  • изучить сущность гидрометаллургического способа получения меди на примере лабораторного опыта,
  • закрепить умение составлять окислительно-восстановительные реакции,
  • совершенствовать умение выполнять задания ЕГЭ повышенного уровня сложности.
  • развивать умение логически мыслить,
  • совершенствовать навыки ведения наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи,
  • делать выводы и заключения.

способствовать развитию интереса к учебе,

  • воспитывать чувство патриотизма на примере личностей русских

ученых М.В.Ломоносова и Н.Н.Бекетова,

  • способствовать воспитанию коммуникативных навыков и коммуникативной компетентности учащихся.

1) мультимедийный проектор; компьютер, презентация, фильм «Получение хрома алюминотермическим способом»,

На столах учащихся:

2) Энциклопедический словарь юного химика,

3) инструктивные карточки для проведения лабораторных опытов и осуществления самостоятельной работы,

4)реактивы: раствор сульфата меди (II), железные пластинки, стаканы, оксид меди(II), активированный уголь, спиртовка, лабораторный штатив.

2) упр. 5,6, зад.1(с.88), (по учебнику Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, Химия 11);

3) задание 29 по тестам ЕГЭ.

Виды деятельности учащихся на уроке:

2) проведение лабораторного эксперимента,

3) самостоятельная работа с учебными текстами и по инструктивным карточкам.

I). Организационный момент

II). Актуализация опорных знаний, постановка проблемной ситуации:

III). Запись темы урока (слайд 3)

IV).Самостоятельная работа с учебником и тетрадью по инструктивным карточкам.

4. Беседа с использованием презентации (слайды 4-10 Презентации)

5. Выполнение лабораторного опыта 1.

6. Выполнение лабораторного опыта 2.

8. Выполнение заданий 25, 29, 32 единого государственного экзамена.

9. Запись домашнего задания (слайд 43 презентации).

10.Самостоятельная работа по инструктивной карточке

V). Рефлексия, подведение итогов урока .

I. Организационно-мотивационный этап.

Вопросы из предложенного списка отметим значками «+» - знаю, «-» - не знаю.

Определим вопросы, которые рассмотрим на уроке. В ходе беседы определим место урока в изучаемой теме «Металлы».

Обсудим высказывание Георга Агрикола о роли металлов в становлении цивилизаций.

Сформулируем тему урока.

II. Операционно-исполнительский этап.

Слайд 35. Проверьте правильность составления уравнений реакций 1 стадия: обжиг с целью перевода сульфидов в оксиды

ZnS + O2 → ZnO + SO2 (1 балл)

2 стадия: восстановление металлов из оксидов

ZnO + CO → Zn + CO2 (1 балл)

Слайд 36. Пирометаллургическим способом является доменный процесс производства чугуна. Слайд 37, 38. Демонстрация фильма «Получение хрома алюминотермическим способом»,

Металлотермия-метод получения металлов, основанный на выделении металлов из оксидов более активными металлами Al, Mg. 2 Cr2 О3 + 4 Al → 4 Cr + 4 Al2O3 (1 балл) Слайд 39. Гидрометаллургический метод получения металлов как и пирометаллургический был научно обоснован Н.Н.Бекетовым.. Гидрометаллургия - методы получения металлов, основанных на химических реакциях, происходящих в растворах: 1 стадия: перевод из руд в раствор СuS + 2HCl → CuCl2 + H2S 2 стадия: выделение из растворов более активными металлами CuCl2 + Fe → Cu + FeCl2 Слайд 40. Лабораторный опыт 2. Получение металлической меди гидрометаллургическим способом. Методика проведения опыта. Вспомните главное правило ТБ при выполнении лабораторных опытов. Налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата меди(II).Опустите в раствор железную пластинку. Выдержите в растворе некоторое время железную пластинку. Выньте железную пластинку из раствора. Какой металл находится на поверхности пластинки? Объясните процесс, согласно активности металлов в ряду активности металлов. Составьте уравнение реакции данного гидрометаллургического процесса. Укажите признаки реакции. Слайд 41. Проверьте правильность уравнений и признаков реакции. CuSO4 + Fe == Cu + FeSO4 Cu восстанавливается Fe окисляется (1 балл) На железной пластине оседает красная металлическая медь. Раствор зеленеет. Появление осадка и изменение окраски раствора. (1 балл) Слайд 42. Электрометаллургический способ получения металлов, основанный на выделении металлов из растворов или расплавов их соединений под действием электрического тока, рассмотрим на следующем уроке. V). Рефлексия, подведение итогов урока.

Слайд 43. Комментарии по домашнему заданию. Слайды 45-60. Выполнение заданий единого государственного экзамена повышенного уровня сложности. Слайды 61 – 63. Перспективы развития металлургия в России до 2020 года. Работа с индивидуальными анкетами.

Подведение итогов урока.

Инструктивная карта урока.1

3). Из приведенного списка указать металлы, известные человеку с древних времен

(Pt, Au, Ag, Al, K, Sn, Hg, Fe, Pb, Cu).

4).Металлы это. __________________________________________________

7).Основные способы получения металлов_____________________________

8). Из оксида железа (III) можно получить железо алюминотермическим способом. Составьте уравнение этой реакции и покажите переход электронов.

Урок "Основные способы получения металлов,11 класс

Тип урока: Применение и совершенствования знаний.

Цель урока: Повторить и систематизировать сведения об основных способах получения металлов в промышленности.

Задачи урока:

§ обеспечить усвоение понятий об основных способах получения металлов: пирометаллургии, гидрометаллургии и электролизе;

§ развивать умение логически мыслить,

§ анализировать, проводить сравнения; делать обобщения и выводы,

§ воспитывать умение находить главное,

§ способствовать развитию интереса к учебе.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие готовности и способности к саморазвитию, самообразованию и реализации творческого потенциала, формирование мотивации к обучению, устойчивого учебно- познавательного интереса к новым знаниям.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля, умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму.

Познавательные: формирование умения работать с информацией: отбор необходимой информации, её моделирование, составление тезисов, планов.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Предметные: владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основных способах получения металлов. Владение методами проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием, владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Сформированность умений объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их осуществления, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям, умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию.

Средства обучения:

Предметные: приборы для проведения ДО и ЛО, таблица растворимости, ряд стандартных электродных потенциалов.

Практические: ДО «Восстановление меди их оксида меди ( II ) водородом», ЛО «Восстановление меди из раствора сульфата меди»

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент

Итак, только немногие металлы встречаются в свободном состоянии, и тогда они называются самородными. Золото и платина встречаются в самородном виде, серебро и медь – отчасти в самородном виде, иногда попадаются также самородные ртуть, олово и некоторые другие металлы. Большинство же металлов, как вам известно, находится в природе в виде соединений с другими элементами.

II . Актуализация опорных знаний.

1.Электрохимический ряд напряжений металлов.

На предыдущих уроках мы говорили об электрохимическом ряде напряжений металлов. Вспомните, какие основные выводы об активности металлов можно сделать на основе изучения этого ряда?

А). Чем левее стоит металл в этом ряду, тем более сильным восстановителем он является.

Б). Каждый металл способен вытеснять (восстанавливать) из растворов солей те металлы, которые в ряду напряжений металлов стоят после него (правее).

Учитель: А теперь попробуем связать эти знания с нашей темой. Как вы считаете, связаны ли с активностью металлов нахождение их в природе в виде простых веществ (в самородном состоянии) или в виде соединений? Подумайте и сделайте вывод.

Металлы, завершающие электрохимический ряд напряжений (золото, платина) – только в самородном виде. Металлы более активные, чем золото и платина, но также стоящие в электрохимическом ряду после водорода, обычно встречаются в природе в виде соединений или в самородном виде (серебро, медь – часто, ртуть, олово – редко). Металлы, стоящие в ряду напряжения до водорода, встречаются в природе только в виде соединений с другими элементами.

2.Понятие «руды»; «металлургия».

Вспомните, как называются минералы и горные породы, содержащие соединения металлов и пригодные для получения этих металлов промышленным путем. А какая наука и одноименная отрасль тяжелой промышленности занимается изучением процессов производства металлов из руд и получением металлов из сплавов?

3.Понятие: ОВР, окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления.

Теперь прочитайте методические указания и выполните предложенные задачи.

III. Основная часть

1. Вспомните основные способы получения металлов, для этого используйте соответствующий материал учебника ( §18 Габриелян О.С. 11 класс, стр. 227 – 230)

2. Кратко охарактеризуйте сущность каждого способа, обратите внимание на химическую активность металлов, получаемых тем или иным способом.

3. Посмотрите ДО «Восстановление меди из оксида меди».

3.1. Составьте уравнения получения цинка из цинковой обманки (сфалерита), согласно цепочке ZnS → ZnO → Zn .

Какой способ получения металлов иллюстрирует эта цепочка? Каковы обязательные условия протекания данных реакций?

К какому типу реакций относится каждая из указанных реакций? (признак: изменение степени окисления).

Составьте ОВР для данных реакций, укажите окислитель и восстановитель.

4. Проведите ЛО – получение меди из раствора CuSO 4 .

4.1. Составьте уравнение получения меди из минерала тенорита ( CuO ) согласно цепочке CuO → CuSO 4 → Cu .

Для иллюстрации какого способа получения металлов подходит данный ЛО и эта цепочка? Каковы условия?

Укажите тип реакции по признаку: изменение степени окисления.

Для ОВР составьте баланс, укажите окислитель и восстановитель.

5.Какой способ получения металлов отражает следующая запись

2 NaCl → 2 Na + Cl 2 .

Каковы условия прохождения данной реакции?

К какому типу (ОВР или не ОВР) относится эта реакция? Распишите ОВР, укажите окислитель и восстановитель.

6.На основе выполненных упражнений, ответьте на следующие вопросы:

§ К какому типу реакций относится большинство реакций, лежащих в основе промышленных способов получения металлов?

§ Какой процесс – окисление или восстановление необходимо произвести, чтобы выделить чистый металл из соединений?

§ Зависит ли выбор способа получения металла от его химической активности? Например, можно ли получить металлический натрий следующими реакциями, используемыми при гидрометаллургии

NaCl + Fe → ? NaCl + Li → ?

раствор раствор

§ Пригоден ли способ пирометаллургии для промышленного получения щелочных и щелочноземельных металлов?

IV . Закрепление

1. Вычислите массовые доли минерала магнетита Fe 3 O 4 и пустой породы в железной руде, если из образца этой руды массой 500 г получили железо массой 200 г. используйте метод пирометаллургии. В качестве восстановителей возьмите

I ряд – С; II ряд – Al ; III ряд – Н2 ;

2. Медный купорос обработали раствором соды. Осадок прокалили. Полученный после этого черный порошок нагрели с углем. Напишите уравнения реакций, которые при этом происходят.

3. Какое вещество и какой массы выделится на катоде при электролизе расплава хлорида меди ( II ), если на аноде выделился хлор объемом 11,2 л.

4. Дополнительно. Барий получают алюминотермическим восстановлением оксида бария. Какая масса бария будет получена при взаимодействии оксидного концентрата массой 600 г (массовая доля ВаО 91,8%) с техническим алюминием массой 100 г (массовая доля Al = 98,55%).

V . Обобщение и систематизация знаний

В конце урока ребята делают вывод приблизительно следующего содержания: в любом случае восстановитель должен быть более сильным, чем восстанавливаемый металл. Некоторые, наиболее активные металлы, нельзя получить ни способом пирометаллургии, ни гидрометаллургии. В этих случаях необходим еще более сильный восстановитель. Таким восстановителем может служить электрический ток.

VI . Информация о домашнем задании.

Учебник: Габриелян О.С., Лысова Г.Г., профильный уровень §18 (раздел – способы получения металлов + электролиз расплавов), упр.5,11,12 стр. 258

Общие способы получения металлов 11 класс

Личностные Сформировать чувство гордости за российскую науку, на поприще которой трудился Вернадский В.И.

Развить стремление к самообразованию и самостоятельному познанию окружающего мира, используя полученные знания на уроке.

Метапредметные Показать связь металлургии с историческими процессами.

Показать общность и значимость различных наук в повседневной жизни людей

Предметные познакомить с природными соединениями металлов и с самородными металлами; дать понятие о рудах и металлургии, рассмотреть такие ее разновидности, как пиро–, гидро–, электрометаллургия, рассмотреть экологические проблемы связанные с производством металла

Этапы урока

Основные дидактические задачи этапа

Приёмы и виды заданий для активизации УУД различных блоков

Примерное время

Организационный

Подготовка к работе:

Перед началом урока ученики заполняют первую часть диагностического листа « Ваше самочувствие»:


подготовки к работе на основном этапе;

обеспечение мотивации и принятие цели урока;

актуализация субъектного опыта

(личностных смыслов, опорных знаний и

способов действий, ценностных

Показ отрывка из фильма «Анжелика - маркиза ангелов»

В видеофрагменте показано производство золота в 1660 году.

В конце урока вы должны ответить на вопросы ( вопросы написаны на доске)

« Возможен ли подобный процесс получения золота?»

«Зачем нужны меха, создающие поддув воздуха?»

«Для чего используются обугленные кости животных?»

«Почему за производством золота надзирал священник католической церкви?»

Эпиграф к уроку

«Металлы оказали огромное влияние на развитие человеческой цивилизации.» В.И. Вернадский

Как вы думаете, почему русский ученый, геохимик, философ Владимир Иванович Вернадский сказал эти слова?

Какие металлы знало человечество с древних времен. Почему?

Какие эпохи развития цивилизаций знало человечество после каменного века? Почему?

Какой механизм придумал человек для выплавление металлов из минералов, что позволило поднять температуру до 1540 градусов Цельсия?

Какой сегодня Век развития человечества? Почему?

Почему большинство металлов обладают высокой температурой плавления?

Каково строение атома металла? Какие еще свойства вытекают из этого строения?. Как называется подобный тип связи.? Демонстрируется кристаллическая решетка магния.

усвоения новых знаний и умений

обеспечение восприятия, осмысления и

первичного запоминания изучаемого

содействие усвоению способов, средств,

которые привели к определѐнному

создание условий для усвоения

методики воспроизведения изучаемого

От строения атома зависит тип кристаллической решетки. От типа решетки зависят физические свойства Какие?

Температура плавления, блеск, ковкость, тепло и электропроводность.

Зная физические свойства металлов человек научился выплавлять их из минералов и руды.

Даются понятия минерал, руда, металлургия.

В каком виде на Земле находятся большинство металлов? Почему? Слайды презентации самородных металлов и минералов.

Рассматриваются три основных способа получения металлов

Пирометаллургия – демонстрируется видеоопыт получения железа из оксида железа III алюмотермией, записывается уравнение реакции. Определяется тип реакции, расставляются степени окисления и коэффициенты, опираясь на электронный баланс. Определяется окислитель и восстановитель. Перечисляем восстановители используемые в пирометаллургии.

Гидрометаллургия – по парам проводят самостоятельно взаимодействие алюминия с сульфатом меди, Также записывают в тетради реакцию, определяют типы, расставляют ст. окисления и коэффициенты.

Проверяют тетради между соседними партами, потом вызываются к доске 2 ученика решаем на доске.

электролиз – слайд с пояснениями.

Даются понятия «черной металлургии» и «цветной металлургии» Рассказываются какими способами получают цветные и черные металлы.Восстановители.

Рассказ о выплавки железа в доменных печах (Схема процесса на плакате ). Записываем реакцию на доске .

Решаем задачу «Сколько можно выплавить железа из 2,5тонн бурого железняка ( формула), если в руде есть 20 % пустой породы(примесей).

Рассказ о экологических проблемах, связанных с металлургическими производствами.

первичной проверки понимания изученного;

установление правильности и

выявление пробелов и неверных

ликвидация пробелов и коррекция

В каких парах обе из реакций, схемы которых приведены ниже, позволяют получить металл? а) CuO + CO—> и CuSO4 + Zn —>

Проверка между парами.

закрепления новых знаний и умений

обеспечение закрепления в памяти

знаний и способов деятельности,

необходимых для самостоятельной

обеспечение повышения уровня

осмысления изученного материала,

глубины его понимания.

подведения итогов урока;

дать качественную оценку работы

класса и отдельных учащихся

Заполнить таблицу до конца.

Содержание приёмов и заданий , обуславливающих необходимость совершения УУД на различных этапах урока и описание методики их применения.

Чтобы повысить УУД нужно держать определенный темп урока и быть очень эмоциональным. Также познавательные УУД усиливается, если на уроке есть элемент неожиданности и удивления.

Я использую показ отрывков фильмов. К этому уроку подойдет отрывок из видеофильма «Анжелика – маркиза ангелов», задаются вопросы. Самый сложный «Возможен ли данный процесс в действительности?» Дети не видят химизма, они следят за сюжетом. А после этого урока они начинают анализировать увиденное - в жизни и с экрана.

Урок по химии: "Металлы в природе. Общие способы их получения"

Цель урока. Познакомить учащихся с природными соединениями металлов и с самородными металлами. Сформировать понятие о минералах, рудах и металлургии и ее разновидностях – пиро-, гидро- и электрометаллургии.

  • применение обобщения знаний, умений и навыков в новых условиях – создание проблемной ситуации;
  • контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы;
  • уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи между «составом», «химическими свойствами», «получением металла».
  • развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
  • развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.
  • формирование у учащихся познавательного интереса к химии;
  • воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;
  • воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

Оборудование: коллекция руд железа, алюминия, мел, железо, раствор сульфата меди, таблицы «Доменный процесс», « Доменная печь», «Процессы выплавки стали в конвертере, в дуговой печи», «Электрохимическое получение алюминия», фарфоровая ступка, компас.

Оформление и наглядность: таблица размещается на доске.

План урока

1. Организационный момент.
2. Промежуточный контроль знаний.
3. Изучение новой темы.
4. Закрепление.
5. Домашнее задание.

I. Организационный момент

Проверяется готовность к уроку, раздаются листы с тестом (Приложение 2), инструкции для выполнения лабораторной работы (Приложение 4), лотки с демонстрационным материалом – коллекция оксидных руд железа, план урока (Приложение 1), лист наблюдений (Приложение 4), объявляются этапы урока.

Вступительное слово учителя. На этом уроке мы будем рассматривать новую тему «Металлы в природе. Общие способы их получения». Для этого нам нужно вспомнить материал, который мы уже прошли в темах «Химические свойства металлов», «Сплавы». Сейчас мы выполним тест по этим темам.

II. Промежуточный контроль знаний по темам «Химические свойства металлов», «Сплавы»

Учащиеся выполняют тест – 5 минут (Приложение 2). После того, как учащиеся выполнят тест, необходимо обменяться вариантами, проверить работу соседа и поставить оценку, затем тесты передать на проверку учителю. Учитель просит класс поднять руки, кто написал тест на 5 или 4 балла. На закрытой доске открывают заранее подготовленные ответы теста для самопроверки.

III. Изучение новой темы

Объяснение учителя с опорой на знания учеников. Весь материал разбит на три блока, каждый включает актуализацию темы, объяснение нового материала, закрепление.

Объяснение учителя. В повседневной жизни нас окружает множество металлических изделий. Мы с вами познакомились с физическими, химическими свойствами металлов, а также со сплавами, которые образуют эти металлы, но до сих пор нам ничего неизвестно в каком виде встречаются металлы в природе, как их получают и как это связано с химическими свойствами металлов. На этом уроке мы рассмотрим эти увлекательные вопросы. Для того чтобы изучать материал было легче, мы разделим тему на несколько составляющих тем.

1. Металлы в природе

Актуализация знаний.

1.Что такое электрохимический ряд напряжений? (Это ряд металлов, расположенных в зависимости от их восстановительной способности.)
2. Что такое восстановительная способность металлов? (Это способность атомов металлов отдавать электроны в химических реакциях.)
3. Как изменяется восстановительная способность металлов в электрохимическом ряду напряжений? (В электрохимическом ряду напряжений слева направо восстановительная способность атомов металлов уменьшается).

Новый материал

Сегодня мы рассмотрим не только нахождение металлов в природе, но и, как связаны между собой химическая активность металлов и нахождение металлов в природе.
Объяснение учителя, заполнение таблицы на доске, сопровождающееся объяснением учителя с опорой на знания учеников, и в тетрадях. Демонстрация слайдов №1, №3-10 (тема «Получение металлов»)

Природные соединения алюминия

*Место металла в 2-й, 3-й, или 4-й колонках определяется учениками, после рассмотрения образцов на слайдах коллекции.

Коллективное устное обсуждение таблицы с классом

Природные химические соединения металлов называют минералами. минералы, содержащие в количествах. пригодных для получения в промышленности, называют рудами.
На основании вышесказанного можно составить следующий логический ряд, указывая ключевые слова. Один ученик работает у доски с помощью учителя, класс записывает в тетради

«Формы существования металлов в природе»

Металл ––> минерал ––> руды
Природное Природное
химическое химическое соединение, содержащее металл в количествах,
соединение пригодных

Составим еще одну классификацию природных соединений металлов по признаку принадлежности минералов к одному из классов неорганических соединений

Минералы, руды

Таблица заполняется учениками по учебнику [2], работа в парах. Затем проверяется – вызванный ученик зачитывает свой вариант, и учитель предлагает классу составить третью классификацию природных соединений металлов по кислотному остатку минералов, заполнить вторую колонку таблицы № 2, работа в парах. Затем учитель вызывает пару учеников, которые зачитывают свой вариант, и обсуждают его с классом. (Приложение 3)

Закрепление темы

1. Назовите, в каком виде встречаются металлы в природе? (Металлы встречаются в природе как в чистом виде. так и виде соединений)
2. Как это связано с химической активностью металлов? (Малоактивные металлы встречаются в свободном виде: золото, платина; более активные металлы встречаются как в самородном виде, так и в соединениях – серебро – олово; активные металлы – от олова до лития встречаются только в виде соединений)
3. Какая таблица отражает эти закономерности нахождения металлов в природе? (Электрохимический ряд напряжения металлов.)

2. Металлургия – наука и отрасль промышленности, изучающая получение металлов из руд

Актуализация знаний

1. Что такое руды? (Руды – это минералы, содержащие металл в количествах, достаточных для получения его в промышленности.)
2. Какие руды вам известны? (Руды бывают оксидные, сульфидные, карбонаты, сульфаты, хлориды, нитраты.)

Объяснения учителя с опорой на знания учеников

– Ребята, как вы думаете, из каких руд легче всего получить металл в чистом виде и почему?
Наиболее пригодны для получения металлов оксидные руды, затем сульфидные, следующие карбонатные руды и сульфаты. Например, железо получают именно из оксидных руд, поэтому такие руды имеют наибольшее значение. Следующими считаются сульфидные руды железа. Среди оксидных руд железа наиболее удобен для переработки магнитный железняк Fe3O4, так как там наибольший процент содержания железа по сравнению с другими образцами.
Учащиеся рассматривают коллекцию руд железа (работа в группах), выполняют по инструкции (Приложение 4) исследование физических свойств руд железа, записывают результаты в лист наблюдений, предварительно обсудив в группе. Работа в группах, с распределением функций участников: руководитель, выполняющий эксперименты, ученик, который ведет протокол, то есть пишет уравнения реакций и наблюдения. В процессе выполнения работы в группе коллективно выставляют каждому оценку. Результаты обсуждаются в классе

Лабораторная работа «Исследование физических свойств оксидных руд железа»

*Текст, выделенный темным шрифтом, заполняется учащимися

1. Какие руды наиболее пригодны для получения металлов? (Наиболее удобны для получения металлов оксидные руды, затем сульфидные, карбонатные, сульфатные)
2. Какая руда железа и почему, из рассмотренных в лабораторной работе, наиболее пригодна для промышленной обработки? (Магнитный железняк, так как в нем в нем самый высокий процент содержания железа)

3. Общие способы получения металлов, сопровождающие их химические процессы

Актуализация знаний

1. Написать схему восстановления металлов из ионов. (Me +n + ne ––> Me 0 )
2. Что такое чугун? (Чугун – сплав на основе железа, содержащий от 2 – 4,5 %% углерода, а также марганец, кремний, фосфор и серу)
3. Что такое сталь? (Сталь – сплав на основе железа, содержащий не менее 2% углерода)

Новый материал

Объяснение учителя, демонстрация химических реакций, параллельно запись реакций в тетрадь, на доске учениками с помощью учителя.
В зависимости от способа извлечения металла из руды выделяют следующие виды металлургических процессов

Схема

1. Электрометаллургия – выделение металлов из их солей и оксидов плд действием электрического тока

Демонстрация слайда №2 (тема «Получение металлов»)

2. Гидрометаллургия – методы получения металлов, основанные на химических реакциях, протекающих в растворах

3. Пирометаллургия – методы извлечения металлов из руд под действием высоких температур. Оксидные руды и оксиды восстанавливают углем, оксидом углерода (II), более активным металлами (алюминий, магний, натрий)

Демонстрация видео слайда №11 (тема «Получение металлов»)

Сульфидные руды подвергаются обжигу:

Демонстрация слайдов № 3, 4, 5 (тема «Железо»)

Доклад или презентация заранее готовятся группой учеников, где распределены роли среди участников: руководитель, помощники, докладчик. В сданной учителю работе должны быть выставлены оценки самими исполнителями работы, а также она оценивается классом, если есть или высказываются замечания. Доклад обсуждается с классом.

Закрепление темы

1. С какими видами металлургических процессов вы сегодня познакомились? (В зависимости от способа получения металлов выделяют пиро-. гидро-, электрометаллургия)
2. Какие этапы переработки железа вы знаете? (От руды к чугуну, от чугуна к стали)

IV. Закрепление

Выполнить упражнение 6,7 из рабочей тетради, тема «Получение металлов» [3]

Затем с помощью учителя ученики делается вывод по уроку.

Вывод по уроку. Сегодня мы рассмотрели нахождение металлов в природе и получение металлов.

1. Как вы думаете от чего зависит, в какой форме будет находиться металл в природе?
(Форма нахождения металла в природе зависит от химической активности металла)
2. От чего зависит способ переработки руды для получения металла? (Способ получения металла зависит от вида, в котором находится металл в природе, то есть от руды.)

Таким образом, мы видим, что получение металлов зависит от химической активности металлов, то есть химических свойств, а также от количественного и качественного состава природных соединений металлов.

Формулируется проблемный вопрос, для домашнего задания, выставляются оценки за урок.

V. Домашнее задание

Проблемный вопрос. Как строение атомов металлов влияет на способы получения металлов?
Параграф 9 «Получение металлов», страница 71-74, упражнение 2-5[2]
рабочая тетрадь, страница 69, упражнение 6,7 [3], кто не успел в классе

Список литературы.

1. Химия 9 класс. Металлы. Получение металлов, Железо Мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриеляна. Электронное учебное издание. ООО «Дрофа» 2011.
2. Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник , М.: Дрофа, 2011.
3. Габриелян О.С., Яшукова А.В., Рабочая тетрадь 9 кл. О.С.Габриелян «Химия, 9 класс». М., Дрофа, 2011.
4. Шпаусус З. Путешествие в мир химии, «Просвещение», М., 1967.

Читайте также: