Окраска металлических опор вл

Обновлено: 15.05.2024

На заводах—изготовителях опор для высоковольтных линий электроперадач металлические элементы должны быть оцинкованы, либо огрунтованы и окрашены. В процессе сборки перекрашивают места, поврежденные при транспортировке. Металлические опоры часто поступают только

огрунтованными и их окрашивают на трассе вручную кистями или механизированным способом распылителями. Механизированная окраска производительнее, но при этом расход краски возрастает. Для того чтобы распыляемая краска не оказывала вредного действия на работающих, необходимы защитные костюмы, респираторы, каски. Это следует учитывать при выборе способа окраски.
Распылитель состоит из смесительной камеры и наконечника, обеспечивающего необходимый конус распыления. В качестве распылителя можно использовать отбракованную газосварочную горелку, а в качестве красконагнетательного бачка — ресивер или бачок керосинореза. Если возле собираемых опор имеется трактор, то его можно приспособить для получения сжатого воздуха для окраски, если нет компрессора. При этом рабочую форсунку первого цилиндра временно заменяют специальной форсункой с отверстием и клапаном.
На пути сжатого воздуха ставят наклонную перегородку для очистки воздуха от масла, а в воздухосборнике монтируют пробку для слива отстоя и предохранительный клапан. В бачке с краской необходимы перемешиватель краски и сетка.
При ручной окраске удобно использовать предложенное Ростехэнерго приспособление в виде сосуда для краски (ведра или канистры), имеющего несколько штуцеров, снабженных запорными кранами. Сосуд подвешивают выше мест окраски, краситель подается к кистям самотеком по шлангам, присоединенным к штуцерам сосуда. Кисть имеет полую ручку, по которой подается краска, клапан, открываемый нажимом руки, и сменную головку рабочей части из волоса.
Сборка опор заканчивается нанесением на опору или креплением к опоре постоянных знаков, указывающих порядковый номер и год установки опоры, а также предупредительных плакатов.
Маркировку обычно наносят непосредственно на опору или на окрашенные пластины, укрепляемые на опорах на высоте 2,5—3 м от земли, пользуясь кистью и трафаретом. При этом краска иногда разбрызгивается ветром, попадая на рабочего, а кисть быстро высыхает. Устранить эти недостатки можно, применив приспособление, внедренное в Знаменском РЭС Кировоградской обл. по предложению А. Г. Греся. В приспособлении (рис. 2) использованы: баллон от моющей жидкости «Каштан» (в качестве сосуда для краски); латунная трубка внутренним диаметром 8 мм. Для подачи краски от сосуда к войлочному валику; вторая (наружная) трубка, служащая держателем валика. Латунная трубка разбортована на конце, ее наружный диаметр соответствует ширине войлочного валика. Валик держится на оси, вставленной в наружную трубку. После работы головку приспособления закрывают резиновым колпаком.
Железобетонные опоры можно маркировать с помощью штампов, изготовленных из резины, войлока или губчатого капрона. Изготовленные знаки укладывают в рамку, смачивают типографской краской или черным лаком и делают оттиск на опоре или пластине.
На деревянных пропитанных опорах маркировку крепят так, чтобы в жаркую погоду на нее не попадали потоки креозота. Для этого к опоре можно прибить небольшую деревянную шайбу, а к шайбе — металлическую пластину из тонкой стали с нарисованными цифрами. Можно применять и алюминиевые пластины с выдавленными знаками, используя любой ручной пресс, например МИ-1. Срок службы таких знаков гораздо больше, чем нарисованных.

Приспособление для нанесения маркировки на железобетонные опоры


Рис. 7. Приспособление для нанесения маркировки на железобетонные опоры.
1 — сосуд для краски; 2 —резиновая прокладка; 3 — металлическая шайба (припаяна к трубкам 4 и 5); 4 — трубка подачи краски; 5—трубка —держатель валика; 6 — ось диаметром 2 мм; 7 — войлочный валик.

Для деревянных опор используют также полиэтиленовые знаки, прибиваемые к опоре гвоздями. Такие знаки изготовляют заранее из листового полиэтилена (или другого материала) толщиной 3—4 мм, стандартных размеров, с отверстиями для гвоздей.
При сборке опор, а также и в период эксплуатации BЛ проверяют, нет ли повреждений на железобетонных приставках деревянных опор и стойках железобетонных опор, обнаруженные повреждения устраняют.
Для ремонта железобетонных элементов опор, а так- же для нанесения маркировки на Кировоградском областном предприятии электрических сетей внедрен раствор, состоящий из одной объемной части цемента марки 500, трех объемных частей речного песка и жидкого стекла в объеме, нужном для соответствующей консистенции:
для заделки сколов — обычный цементный раствор;
для заделки трещин — более жидкий, проникающий в щели при надавливании стальной пластинкой;
для маркировки — раствор с добавкой красителя (например, сажи), густота как у свежей оконной замазки.
Номерные знаки наносят так. На резиновом прямоугольнике, укрепленном на ручке-держателе, вырезают цифровое углубление определенного размера и формы (штемпель). Заготавливают 10 штемпелей для цифр от 0 до 9. Место на поверхности железобетонного элемента, на которое будет наноситься маркировка, протирают жидким стеклом. На штемпель кладут тонкую мягкую бумагу (типа папиросной), цифровое углубление заполняют раствором, который должен выступать на 3—4 мм над поверхностью штемпеля. Штемпель с раствором плотно прижимают к подготовленному месту и снимают, бумагу удаляют.

Окраска металлических опор вл


Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОКРАСКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОПОР ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ РЖАВЧИНЫ

Срок действия с 01.01.84 г.
до 01.01.89 г.*
__________________
* О дате окончания действия см. ярлык "Примечания". -
Примечание изготовителя базы данных.

РАЗРАБОТАНО цехом электрических сетей ПО "Союзтехэнерго"

ИСПОЛНИТЕЛИ В.В.Алексеев, И.А.Серебренников

СОГЛАСОВАНО с Научно-исследовательским и проектным институтом лакокрасочной промышленности

УТВЕРЖДЕНО Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем

Заместитель начальника К.М.Антипов 19.12.1983 г.

В настоящей Типовой инструкции приводится способ защиты металлических опор ВЛ от коррозии с применением преобразователя ржавчины.

Типовая инструкция предназначена для персонала предприятий электрических сетей, эксплуатирующих воздушные линии электропередачи различных классов напряжений.

С выходом настоящей Типовой инструкции аннулируется "Инструкция по окраске металлических опор линий электропередачи с применением преобразователя ржавчины" (М.: СЦНТИ ОРГРЭС, 1969).

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1. Настоящая Типовая инструкция (далее Инструкция) является руководством по окраске металлических опор, а также металлических элементов железобетонных и деревянных опор* с применением преобразователя (модификатора) ржавчины N 3**.

* Металлические опоры и металлические элементы железобетонных и деревянных опор далее именуются "опоры".

** Преобразователь (модификатор) ржавчины N 3 далее именуется "преобразователь".

В Инструкции содержатся сведения по подготовке поверхности металлических конструкций опор, по выбору материалов, по приготовлению и способу нанесения преобразователя и защитных лакокрасочных покрытий, основные требования правил техники безопасности, характеристики применяемых материалов, а также указывается их стоимость и ориентировочный расход.

1.2. Инструкцией предусматривается окраска опор, ранее не окрашенных, покрытых ржавчиной, а также окрашенных лаками на битумной основе (кузбасслаком, лаком БТ-577, асфальтобитумным лаком), имеющих значительную степень коррозионного поражения.

1.3. Срок службы антикоррозионного покрытия зависит от агрессивности среды, в которой эксплуатируются опоры, количества слоев покрытия, качества лакокрасочных материалов и тщательности соблюдения технологии работ.

1.4. Работы по защите опор от коррозии выполняются в следующей последовательности:

- приготовление преобразователя ржавчины (если он готовится на месте);

- удаление пластовой ржавчины (если она имеется);

- нанесение преобразователя на опоры, подлежащие окраске;

- сушка (выдержка) поверхности опор, обработанных преобразователем;

- приготовление рабочих составов дня нанесения первого слоя покрытия;

- нанесение первого слоя покрытия;

- сушка первого слоя покрытия;

- приготовление рабочих составов для нанесения второго слоя покрытия;

- нанесение второго слоя покрытия.

По окончании работ по окраске в специальном журнале фиксируется дата окраски, наименование лакокрасочных материалов, примененных при окраске, продолжительность сушки преобразователя и количество слоев нанесенного покрытия.

2. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ РЖАВЧИНЫ N 3

2.2. Преобразователь представляет собой смесь ортофосфорной кислоты 40%-ной концентрации (плотность 1,25 г/см) с цинком в соотношении 9:1 (90 мас.ч. кислоты и 10 мас.ч.цинка).

2.3. Преобразователь готовится заранее - за сутки и более до начала работ - в количестве, необходимом для производства всего намеченного объема работ.

2.4. Преобразователь готовится в кислотостойкой посуде (эмалированной, полиэтиленовой, керамической или в посуде, имеющей внутреннее покрытие из свинца).

Вместимость посуды должна быть в три-четыре раза больше объема смешиваемых компонентов, поскольку реакция взаимодействия кислоты с цинком сопровождается пенообразованием за счет выделения водорода (особенно бурное пенообразование с выделением большого количества тепла отмечается при температуре окружающего воздуха выше 25 °С).

2.5. Для приготовления преобразователя в указанную посуду наливается требуемое количество ортофосфорной кислоты и в нее небольшими порциями добавляется необходимое количество цинка (в виде порошка, пыли, стружки или гранул) таким образом, чтобы пена с кислотой не вытеснялась из посуды.

Для уменьшения пенообразования после добавления каждой порции цинка следует производить перемешивание раствора деревянной мешалкой.

2.6. Реакция взаимодействия 40%-ной ортофосфорной кислоты и цинковой пыли при приготовлении преобразователя продолжается 5-10 ч при температуре 19-20 °С.

2.7. Для приготовления преобразователя ржавчины возможно применение концентрированной химически чистой, технической и термической ортофосфорной кислоты с последующим разведением ее водой до 40%-ной концентрации.

2.8. Если вместо цинковой пыли или цинкового порошка применяется цинк в виде крошки, стружки или гранул, целесообразно растворять цинк в концентрированной ортофосфорной кислоте. При этом вначале в кислоту вводится цинк, а после окончания реакции (полного растворения цинка) добавляется вода.

Количество цинка и воды, добавляемых в концентрированную ортофосфорную кислоту для приготовления преобразователя, приводится в табл.1.

Исходная концентрация кислоты, %

Удельный вес кислоты
по ареометру, г/см

Количество цинка и воды, добавляемых
на 90 мас.ч. ортофосфорной кислоты, мас.ч.

2.10. При приготовлении преобразователя с применением концентрированной ортофосфорной кислоты и цинковой крошки при температуре ниже 18 °С реакция взаимодействия замедляется, а в отдельных случаях (при температуре 10-12 °С и ниже) совсем прекращается, при этом образуется белая студенистая масса. При повышении температуры или при снижении концентрации кислоты введением небольшого количества воды восстанавливается нормальная вязкость преобразователя.

2.11. Реакция взаимодействия кислоты с цинком сопровождается выделением тепла и водорода, поэтому в первые сутки после приготовления преобразователя посуду, в которой он находится, не следует закрывать плотно.

2.12. Срок хранения готового преобразователя не ограничен. Хранение и транспортировка преобразователя ржавчины к месту работ производится в закрытой кислотостойкой посуде.

3. НАНЕСЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ РЖАВЧИНЫ НА ПОВЕРХНОСТЬ ОПОР

3.1. Нанесение преобразователя на поверхность опор должно производиться в сухую погоду при температуре не ниже 5 °С.

Наличие влаги на поверхности опор не является препятствием для нанесения на нее преобразователя ржавчины.

* Информационный листок N Э-1/72 "Применение механической кисти ОРГРЭС для окраски металлических опор линий электропередачи" (М.: СЦНТИ ОРГРЭС, 1972).

3.3. При наличии на поверхности опор пластовой и рыхлой ржавчины или слоев отстающей старой краски необходимо предварительно очистить поверхность с помощью скребков, стальных щеток и т.п.

3.4. Преобразователь следует наносить тонким слоем, методом двойной растушевки кистью.

4. СУШКА (ВЫДЕРЖКА) ОПОР, ОБРАБОТАННЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ

4.1. Поверхность опор, обработанная преобразователем, должна быть выдержана на воздухе для прохождения реакции преобразования ржавчины в фосфаты цинка и железа. Реакция сопровождается выделением пузырьков водорода и изменением цвета. Через сутки поверхность темнеет, через двое-трое суток при наличии высокой влажности воздуха или выпадении осадков в виде дождя или росы поверхность становится серой (цвета, характерного для фосфатированной поверхности).

4.2. Продолжительность сушки (выдержки) опор, обработанных преобразователем, зависит от метеорологических и климатических условий. В средней полосе время сушки должно составлять 4-6 сут при среднесуточной температуре 15-16 °С и относительной влажности воздуха 75% и более. В южных районах и районах с сухим климатом срок сушки значительно больше.

4.3. Сокращение сроков сушки в районах с сухим климатом до 4-6 сут может быть достигнуто обработкой поверхности водой через 3-4 сут после нанесения преобразователя.

4.4. Атмосферные осадки, выпавшие через одни-двое суток после нанесения преобразователя на поверхность опор, ускоряют реакцию и способствуют получению более качественной очистки.

4.5. Об окончании реакции преобразования ржавчины можно судить по степени кислотности рН на поверхности металлоконструкции, которая определяется с помощью универсальной индикаторной бумаги и должна быть не менее 4,5. Если рН

4.6. Для определения значения рН полоску индикаторной бумаги необходимо смочить водой и тут же наложить на обработанную поверхность. Цвет полоски сравнивают со шкалой, приложенной к набору индикаторной бумаги, и оценивают степень кислотности обработанной поверхности.

4.7. Фосфатная пленка, полученная на обработанной поверхности, не может служить самостоятельной защитой поверхности опор от коррозии и должна быте покрыта одним из атмосферостойких лакокрасочных материалов не позже чем через 10 сут.

5. ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАБОЧИХ СОСТАВОВ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

5.1. Для окраски опор, обработанных преобразователем, должны быть применены стойкие лакокрасочные материалы: эпоксидная грунт-шпатлевка ЭП-00-10, перхлорвиниловые материалы, эпоксикаменноугольный лак ЭКП-1.

При отсутствии указанных материалов могут быть применены битумные лаки, значительно уступающие по коррозионной стойкости рекомендуемым лакокрасочным материалам.

Окраска и маркировка опор ВЛ

Типовая инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ. РД 34.20.504-94

Настоящая Типовая инструкция является переработкой "Типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ". Части 1 и 2 (М.: СПО Союзтехэнерго, 1983). При переработке Типовой инструкции были учтены руководящие документы по эксплуатации ВЛ напряжением 35-800 кВ, вышедшие за 1983-1993 гг. и замечания энергосистем по данной Типовой инструкции. Настоящая инструкция выходит одной книгой.

С вводом в действие настоящей Типовой, инструкции аннулируется "Типовая инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ". Части 1 и 2 (М.: СПО Союзтехэнерго, 1983).

1.1. Настоящая Типовая инструкция устанавливает порядок эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) напряжением 35-800 кВ переменного и постоянного тока, а также приемки в эксплуатацию вновь сооруженных ВЛ.

1.2. На основании данной Типовой инструкции по усмотрению руководства энергопредприятий могут быть составлены местные инструкции, учитывающие конкретные условия эксплуатации ВЛ и применяемые методы работ.

1.3. Настоящая Типовая инструкция предназначена для руководителей энергоуправлений (объединений), предприятий (районов, участков) электрических сетей, а также инженерно-технического персонала, электромонтеров, дежурного персонала и диспетчеров.

2. Организация эксплуатации вл

2.1. Общие положения

2.1.1. Эксплуатация ВЛ заключается в проведении технического обслуживания и капитального ремонта, направленных на обеспечение их надежной работы.

2.1.2. Техническое обслуживание ВЛ состоит из комплекса мероприятий, направленных на предохранение элементов ВЛ от преждевременного износа.

2.1.3. При капитальном ремонте ВЛ должен быть выполнен комплекс мероприятии по поддержанию или восстановлению первоначальных эксплуатационных показателей и параметров ВЛ или отдельных ее элементов. При этом изношенные детали и элементы либо ремонтируются, либо заменяются более прочными и экономичными, улучшающими эксплуатационные характеристики линии.

Устранение неисправностей, а также повреждений непредвиденного характера должно производиться при очередном капитальном ремонте, техническом обслуживании. Повреждения, которые могут привести к аварии, должны устраняться немедленно.

2.1.4. Техническое обслуживание и капитальные ремонты ВЛ, а также реконструктивные, погрузочно-разгрузочные работы, непосредственно связанные с эксплуатацией ВЛ, должны производиться с использованием машин, механизмов и приспособлений; предусмотренных "Нормативами комплектования автотранспортными средствами, спец механизмами и тракторами производственных подразделений Минэнерго СССР для технического обслуживания и ремонта электрических сетей" (М.: СПО ОРГРЭС, 1991).

комплексный, т.е. одна или несколько бригад выполняет полный объем работ на данной ВЛ (участке ВЛ) в течение возможно более короткого срока;

по видам работ, т.е. специализированные бригады, выполняют однотипные работы на одной или нескольких параллельных ВЛ (например, замену приставок и выправку опор под напряжением, окраску металлических опор, расчистку трасс от зарослей и т.д.).

Техническое обслуживание и капитальный ремонт рекомендуется выполнять преимущественно комплексным методом.

2.1.6. Работы по техническому обслуживанию и капитальному ремонту комплексным методом или по видам работ рекомендуется выполнять бригадами централизованного обслуживания, организуемыми в службе линий или территориальных производственных подразделений ПЭС.

2.1.7. При определении зон обслуживания ВЛ бригадами централизованного обслуживания рекомендуется руководствоваться следующим:

а) оптимальная зона обслуживания ВЛ одной ремонтно-производственной базой (РПБ), при которой обеспечивается наиболее эффективная загрузка персонала и рациональное использование средств механизации:

протяженность ВЛ (в зависимости от плотности электрических сетей, их состояния и состояния дорог) — от 500 до 1500 км линий по цепям;

механизмами, автотранспортом, такелажными приспособлениями, инструментом, защитными средствами, средствами связи;

производственными и бытовыми помещениями: кладовыми, складами, мастерскими, гаражами для автомашин и механизмов, раздевалками, душевыми и т.п.;

2.1.9. В целях повышения производительности труда рекомендуется применять совмещение профессий, в первую очередь профессии водителей, трактористов, крановщиков, электро- и газосварщиков с профессией электромонтеров.

2.1.10. Машины, механизмы, приспособления и другое оборудование, постоянно используемые бригадами централизованного обслуживания, закрепляются за этими бригадами. Механизмы, недостаточно применяемые бригадой, размещаются в ПЭС, РЭУ (ПЭО).

2.1.11. Ответственность за техническое состояние машин, механизмов, специализированного оборудования, их своевременный ремонт и испытания возлагается на службу механизации и транспорта (или аналогичную службу) предприятия электрических сетей (энергосистемы, объединения).

Производственные подразделения ПЭС, обслуживающие ВЛ, несут ответственность за нормальную эксплуатацию закрепленных за ними средств механизации.

Ответственность за эксплуатацию такелажных приспособлений, инструмента и другого оборудования, их своевременный ремонт и испытания возлагается на руководителей (мастеров) производственных подразделений, за которыми закреплено это оборудование.

2.1.12. Механизмы, инструмент и приспособления для работ на ВЛ должны постоянно содержаться в исправном состоянии, своевременно испытываться и ремонтироваться.

Результаты испытаний и осмотров механизмов, такелажных приспособлений и оборудования должны быть оформлены в журналах учета.

2.1.13. Хранение неисправного или негодного инструмента, приспособлений вместе с исправным запрещается.

2.1.14. В месте хранения должен быть вывешен список имеющихся механизмов, инструмента и приспособлений с указанием срока их испытании или осмотров.

2.1.15. Техническое обслуживание и капитальный ремонт ВЛ в зависимости от вида работ, наличия соответствующих, приспособлений, подготовки персонала и других условий могут выполняться со снятием напряжения, без снятия напряжения на нетоковедущих частях или под напряжением на токоведущих частях.

2.1.16. Конструктивные изменения опор и других элементов ВЛ,- а также закрепление опор в грунте должны выполняться только при наличии технического обоснования и с разрешения главного инженера ПЭС.

2.1.17. Предприятиям, в ведении которых находятся ВЛ, разрешается производить в охранных зонах земляные работы, необходимые для ремонта или тех перевооружения этих линий.

2.1.18. Плановые работы по ремонту и тех перевооружению ВЛ, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, должны производиться по согласованию с землепользователями и, как правило, в период, когда эти угодья не заняты сельскохозяйственными культурами или когда возможно обеспечение сохранности этих культур.

Работы по, ликвидации аварий и техническому обслуживанию ВЛ могут производиться в любой период без согласования с землепользователем, но с уведомлением его о проводимых работах.

Читайте также: