Перламутровая краска для металла

Обновлено: 04.10.2024

Наиболее популярные виды ИК на сегодняшний день – это эмали, металлик и перламутр. Особенно они востребованы в автомобильной промышленности.

Каждая из них имеет свои отличительные особенности, а также ряд преимуществ по сравнению с другими.


Двухслойная эмаль

Существует три вида автоэмали:

►базовая автоэмаль, её минус в водобоязни, поэтому покрашенную поверхность обязательно покрывать лаком;
►алкидная автоэмаль. Создаваемая ею плёнка прочна, эластична и отлично противостоит агрессивному воздействию окружающей среды, но чувствительна к ультрафиолету. Срок службы непродолжителен, 2-3 года;
►акриловая автоэмаль. Более долговечна, не требует дополнительного покрытия лаком. Срок службы до 6-8 лет;

Алкидные и акриловые эмали используются в основном при покраске общественного транспорта, коммерческой и специальной техники. Практически все легковые автомобили в настоящее время красятся металликом и более дорогими трёхслойными аналогами.


Металлик


Краска металлик по своей сути та же двухслойная эмаль только с добавленной в состав алюминиевой пудрой. Её частички создают световые эффекты, яркость и разнообразную игру цветов в зависимости от угла зрения. Металлик наносится тремя слоями, из которых два основных и один выравнивающий. После покраски поверхность обязательно покрывается лаком, который придаёт покрытию дополнительную защиту и блеск.


Отличительные особенности красок

Различие между двумя красками незначительное.
Первое отличие заключается в технике покраски. Эмаль наносится двумя слоями без перерывов на высыхание, при покраске металликом каждый нанесённый слой должен высохнуть.

Имеются различия в механических свойствах красящих растворов. Краска металлик лучше противостоит перегреву из-за особенностей светоотражения, её покрытие более прочное. Присутствующая в составе алюминиевая пудра делает более устойчивым к коррозии металл, находящийся под слоем краски.
Важно! Покраска металликом в отличие от эмали требует очень ровного нанесения слоёв, чтобы избежать появления полос и пятен.

Перламутр

Большое количество автомобилей сегодня красится в перламутровые цвета. Это лакокрасочное покрытие состоит из трёх основных слоёв: база - перламутровый слой – лак. Каждый из них может состоять из нескольких собственных для усиления визуального эффекта. В качестве перламутровой добавки применяют слюдяные пластинки, обработанные диоксидом титана, стеклянный перламутровый пигмент, ксиралик (синтетический перламутр), кристаллы оксихлорида висмута. Задача этих добавок состоит в имитации жемчужного блеска природного камня разных цветовых оттенков.

Основное цветовое значение имеет подложка, составляющая свыше 90 % нагрузки. Слой «перламутра» занимает около 5% от всего цвета покрытия. Оба этих компонента определяют итоговый оттенок.

Не следует забывать и о том, что под светлую краску окрашиваемая поверхность покрывается грунтами светлых оттенков.

Перламутровые цвета известны ещё с 60-х годов, красить автомобили ими стали в 80-годах прошлого века. Трёхслойным перламутровым покрытием в то время могли похвастаться лишь дорогие премиумные автомобили. Сегодня «перламутром» красят довольно широкую линейку автомашин, включая и малолитражки.

Идентичны «перламутру» производные этой же группы трёхслойных красок: «ксираллик» и «хамелеон». В них органическая слюда заменена полученным синтетическим путём оксидом алюминия. Цвета их ещё более привлекательны и колоритны.

Тем не менее всё более широкое применение индустриальных красок типа «перламутр», «ксираллик» и «хамелеон» не способствовало модернизации самого процесса покраски. Он по-прежнему достаточно сложен. Особенно много трудностей вызывает подкраска восстановленных или заменённых частей автомобиля.

Например, подкраска трёхслойными красками требует полного совпадения базы или одинакового количества слоёв перламутра. Иначе непопадание в цвет. По этой причине от метода встык уходят, используя при перекрашивании отдельных участков плавный переход.

Советы, исключающие перекрас автомобиля

Метод перехода не отменяет соблюдения определённых правил, для того чтобы избежать цветового диссонанса:

►при выборе цвета краски для образца брать ближайшую к месту подкраски деталь, если лючок имеет отличия;

Внимание! Не используйте для сверки части авто, выполненые из других материалов, например, пластиковые автомобильные детали.

►подбирая цвет, очистите и отполируйте образец;
►учитывая метамерию, цвет тестовых выкрасов проверять с помощью альтернативных источников освещения и под разными углами;
►маляр и колорист при необходимости покраски встык трёхслойными красками должны делать совместные тест-напылы. Полученные образцы доколеровываются под маляра;
►окрашивание двух и более деталей должно выполняться в одной технике, при одинаковых расстоянии и скорости;
►при подкрасе «перламутром» и аналогами готовится специальная тестовая карточка-образец. Сначала ступенчато наносится основная база, где каждая ступень имеет свою толщину, которые затем покрываются лаком с разной толщиной слоя. Полученные результаты сравнивают с образцом основного цвета и определяют соответствующую комбинацию.

Вместе с готовой краской маляру передаются все характеристики раствора (подложке, перламутр, количество слоёв, давление) и рекомендации по технике выполнения.

Такие индустриальные краски, как двухслойная эмаль, металлик, перламутр, имеют свои особенности и требуют особого подхода в применении.

Даже использование метода перехода при подкрашивании заменённых частей кузова – достаточно сложный процесс, но соблюдение всех рекомендаций непременно позволит добиться желаемого результата.

Красивые переливы на авто: советы по покраске кузова в перламутровый оттенок

Автомобиль, окрашенный в перламутровый оттенок

Вариантов окрашивания авто на сегодняшний день очень много. Это и матовая краска, и металлик, и перламутр, или хамелеон. В последнее время все большую популярность приобретает покраска автомобиля перламутром. Окрашенный такой краской автомобиль выгодно выделяется среди остальных, имеет оригинальный вид и меняет свой оттенок в зависимости от угла зрения или освещения. Любые работы желательно начинать с просмотра видео от мастеров.

Что такое перламутровая краска?

Секрет краски с перламутровым эффектом довольно прост. Он кроется в специальном наполнителе, который представляет собой мелкие частички слюды. Эти частички имеют форму призмы, которая не только отражает свет, но и пропускает его, преломляет и отражает в другом цвете светового спектра. Наличие в краске с перламутровым эффектом достаточного количества таких частиц и обеспечивают переливание оттенков.

Технология покраски автомобиля в перламутр имеет и другие особенности, без которых эффект будет либо неполным, либо будет полностью отсутствовать. К этим особенностям следует отнести подготовку помещения и поверхности автомобиля, технологию нанесения краски и лакового покрытия. Все эти нюансы более подробно описаны ниже по этапам, а также их можно просмотреть на соответствующем видео.

Подготовка помещения

Требования к помещению для покраски с перламутровым эффектом очень высокие. Помимо стандартных правил, есть и некоторые особенности. Прежде всего это чистота и отсутствие малейшей пыли. Добиться этого можно только в специальных покрасочных камерах, оборудованных системами фильтрации подаваемого снаружи воздуха.

Покраска авто в перламутр

К освещению покрасочного помещения также необходимо отнестись с особой ответственностью. Ведь при неправильной или недостаточной подаче света на поверхности будут возникать блики и тени, которые никак не поспособствуют качественной работе маляра. Освещение должно быть умеренно ярким, хорошо рассеянным и объемным.

Одним из самых важных аспектов при покраске с перламутровым эффектом является температура. И этот параметр касается не только воздуха. Сюда также следует отнести температуру окрашиваемой поверхности и наносимого материала.

То есть перед покраской автомобиль должен выстоять достаточно времени в боксе с определенной температурой для уравнения показателей. То же самое касается краски и лака.

Необходимый инструмент и расходные материалы

Набор инструментов вполне стандартный:

  • шлифовальная машинка;
  • наждачная бумага и насадки на машинку;
  • шпатлевка;
  • краскопульт;
  • грунтовка;
  • краска с пигментом;
  • лак;
  • растворитель.

Перламутровая краска на авто

Подготовка поверхности

Любая окраска начинается с подготовки поверхности. При покраске с эффектом перламутра это требование особо актуально. От качества подготовленной поверхности во многом зависит конечный результат покраски перламутром.

На этом этапе удаляется старое покрытие, следы коррозии и прочие дефекты на металле. Работы проводятся шлифовальной машинкой и наждачной бумагой. Желательно процесс очистки проводить не в том помещении, где будет осуществляться покраска. Это облегчит обеспечение условия с чистотой и отсутствием пыли. Завершающим этапом будет нанесение шпатлевки и выравнивание поврежденных участков кузова.

Грунтование

Грунтовка наносится традиционным способом, но при этом особое внимание нужно обратить на фирму производителя грунта. В идеале грунтовка должна быть той же марки, что и краска. Так можно гарантировать, что материалы не вступят между собой в конфликт. Для ознакомления с процессом грунтования можно посмотреть видео по теме.

Грунтовка под перламутровую краску наносится в два слоя, первый из которых не должен быть слишком густым. Затем вся поверхность сушится и матуется, удаляются образовавшиеся дефекты. Второй слой грунта наносится более тщательно, опять все сушится и проверяется на наличие ошибок.

Нанесение краски

Самый основной и технически сложный этап – это нанесение краски. Покраска перламутром осуществляется в несколько этапов. Их количество зависит от желаемого результата, оттенка краски и прочих нюансов. Все это можно изучить, посмотрев соответствующее видео.

Нанесение краски на автомобиль

Если автомобиль красится в перламутр самым стандартным образом, то покраска осуществляется в два этапа. На первом этапе поверхность кузова покрывается базовой краской, которая наносится в два слоя. Первый из них должен наноситься более густым составом и с большего расстояния. После высыхания первого слоя наносится второй слой базовой краски. От качества этого слоя зависит весь результат, он наносится с обычного расстояния, краской стандартной консистенции.

После нанесения базы очень важно как следует высушить покрытие. Это делается для того, чтобы последующий слой не утонул в базовом. Если нанести последний слой с перламутровыми пигментами на сырую базу, то эффект будет совсем не тот либо будет полностью отсутствовать.

Нанесение краски с перламутром требует от маляра особой точности, при этом главное – плавные и одинаковые движения в одном направлении. Скорость движений и расстояние от краскопульта до поверхности также должны быть по максимуму одинаковыми. Если этими условиями пренебречь, то покрытие получится неравномерным, что будет хорошо видно на готовом автомобиле даже невооруженным глазом. Технику движений можно освоить, предварительно посмотрев видео по теме и потренировавшись на ненужных участках металла.

Лакирование

Покрытие лаком с перламутровым эффектом также имеет свои особенности. Он может наноситься как в чистом виде, так и с добавлением перламутрового пигмента. Обычно первые два слоя лака наносятся с пигментом, а последний слой – чистым лаком.

Первый слой лака разбавляется не очень сильно и наносится с большого расстояния большим веером. Тут важна правильная настройка краскопульта, и первый слой лака должен лечь равномерным не толстым сухим слоем.

Второй слой наносится лаком стандартной консистенции с добавлением перламутрового пигмента. Этот слой считается основным, поэтому от его качества зависит в большей степени конечный результат. Техника нанесения лака еще более сложная, чем нанесение краски, поэтому без предварительного просмотра видео начинающему маляру не обойтись. Последний слой наносится прозрачным лаком без добавок. Его назначением является придание еще большей глубины блеска и эффекта перламутра.

Сфера применения и правила использования перламутровой краски

Хочется чего-нибудь необычного в интерьере? Тогда обратите внимание на перламутровый колер. Благодаря содержащимся пигментам, перламутровая краска преломляет свет, и под разным углом освещения будет выглядеть по-разному, создавая необычные зрительные эффекты. С ее помощью можно создать необычные варианты оформления, окрашивая потолок или стены полностью или только отдельные участки поверхности.

Перламутровая краска для помещений

Что придает красителю такой эффект

Своим необычным красивым эффектом такая эмаль обязана особому порошковому пигменту, который при попадании на него лучей света вызывает их преломление.

Порошок, содержащий светоотражающий пигмент, разводится только водоэмульсионными красителями, как правило, акриловыми.

От количества пигментов, содержащихся в акриловой водоэмульсионной эмали, зависит степень преломления света.

Перламутровая краска в интерьере дома

В каком виде выпускается

На строительных рынках этот перламутровый пигмент можно приобрести в следующих видах:

  1. Порошок. Удобен тем, что для создания необходимого колера его можно добавлять в любой акриловый краситель, создавая цветовую палитру и регулируя степень светоотражения. Минус в том, что если мастер не имеет опыта, то материал может быть разведен неравномерно, и при смешивании с водоэмульсионной эмалью могут получиться комочки.
  2. Паста. Удобна при разведении акриловыми эмалями, позволяет получить большую цветовую палитру для декоративного оформления и при смешивании дает однородную массу. Минус – по сравнению с порошком имеет не очень большой срок хранения.
  3. Готовая эмаль с перламутровым колером. Очень удобна для новичков или в том случае, когда не планируется сложная декоративная отделка, а просто необходимо выкрасить стены или потолок.

Акриловые эмали с добавлением перламутрового пигмента после высыхания очень прочны, устойчивы к воздействию окружающей среды и в дополнительной защите не нуждаются. Их можно применять в качестве финишной отделки фасада, для создания различных граффити на заборах или для декорирования стен и потолка внутренних помещений.

Перламутровая краска в виде порошка

У красителя со светопреломляющим эффектом есть только небольшое ограничение в отношении колера: цвет золота можно применять только для внутренней отделки, он быстро выцветает под прямым воздействием ультрафиолета.

Колер цвета серебра обладает повышенной прочностью и атмосфероустойчивостью, поэтому может применяться при любых вариантах окрашивания.

Что можно окрашивать

Декорировать можно любые поверхности из:

  • дерева;
  • стекла;
  • бетона;
  • гипсокартона;
  • ДСП и других подобных материалов, изготовленных на основе стружки из дерева.

Перламутровая краска с оригинальным декоративным эффектом обладает теми же качествами, что и акриловая эмаль. Часто в водоэмульсионные красители с акрилом добавляются различные компоненты, обеспечивающие защитный эффект. Например, для металла это будет антикоррозийная защита, а для дерева – профилактика гниения или развития грибка. Наличие дополнительных добавок никак не влияет на декоративные качества, но позволяет во время декорирования дополнительно защитить дерево или металл от разрушения.

Варианты декорирования

В зависимости от того, какая концентрация пигмента содержится в акриловой эмали, можно использовать два варианта оформления.

Сильная концентрация

При высокой концентрации пигмента цвет краски играет второстепенную роль, придавая лишь необходимый оттенок блестящей поверхности. Такой краситель редко используют в большом количестве: покрашенные им потолок или стены станут утомлять своим ярким светопреломляющим эффектом, и находиться в таком помещении будет не очень уютно.

Стена, окрашенная в бежевый цвет с подчеркиванием элементов перламутровой краской

Яркий концентрированный колер применяют для подчеркивания отдельных элементов интерьера. Приобрести высококонцентрированный состав можно в готовом виде, но намного удобнее сделать его самостоятельно, добавляя в краску порошок или пасту, содержащую перламутр в необходимом количестве. Самостоятельное создание колера удобно тем, что можно сделать концентрацию, необходимую для воплощения дизайнерского решения.

Слабая концентрация

При небольшой концентрации пигмента покраска проводится, как и другими акриловыми красителями, и при оформлении большое внимание уделяется цветовому подбору колера. Выкрашенные таким составом потолок или стены мягко мерцают при различном освещении, создавая уютную атмосферу.

Перламутровая краска с песком на стене

С помощью чего можно красить

Как и другие красящие составы, акриловую эмаль с эффектом перламутра можно наносить на потолок или стены с помощью следующих малярных приспособлений.

Кисть

Ее рекомендуется применять, когда необходимо окрасить небольшие площади. Например, прокрасить труднодоступный участок поверхности, места соединения стен и потолка или прорисовать отдельные декоративные элементы. На больших поверхностях кистью пользоваться не рекомендуется: окрашивание займет много времени, да и расход красящего материала будет большим.

Покраска стен перламутровой краской кистью

Губка

Нанося красящий состав с помощью обычной поролоновой губки, можно получить красивые необычные разводы на стенах. Губка используется как дополнительное средство декорирования при дизайнерском оформлении помещений.

Валик

Удобный инструмент, позволяющий быстро и равномерно распределить красящий состав по большой площади. Лучше применять меховые валики с коротким тонким ворсом. Если планируется декоративная отделка и необходимо окрасить только часть стены, рекомендуется место покраски обозначить при помощи малярного скотча – это обеспечит быстроту и аккуратность при работе. После высыхания краски скотч легко убирается.

Покраска стен перламутровой краской валиком

Краскопульт

Современный малярный инструмент, позволяющий работать быстро и экономно. Перед заправкой красящий состав рекомендуется развести водой до необходимой текучести, но количество добавленной воды не должно превышать 40% от общей массы препарата. Желание сделать раствор пожиже может привести к тому, что нарушатся адгезивные свойства краски, она будет плохо держаться на потолке или стенах. Кроме того, снизятся защитные свойства состава (если имелись дополнительные добавки, защищающие металл или дерево от разрушения).

Как наносить

Колер с перламутром наносится на стены или другие основания точно так же, как и другие красящие средства с акрилом. Процесс состоит из следующих необходимых этапов:

  1. Очистить поверхности от загрязнений и остатков старого декоративного материала. Если есть возможность, то основание под покраску рекомендуется помыть и просушить.
  2. Убрать изъяны окрашиваемой площади (на дереве заделать большие трещины, выбоины в бетоне оштукатурить и т.д.)
  3. Нанести подходящий к материалу грунт и дождаться его высыхания.
  4. Произвести покраску выбранным малярным приспособлением.

Нанесение перламутровой краски на стену с помощью валика

Для достижения идеального эффекта, вне зависимости от способа нанесения краски, рекомендуется проводить покраску в 2 слоя.

Советы дизайнеров

Способов получить оригинальное, необычное решение интерьера множество. Начинающим декораторам дизайнеры советуют попробовать следующие варианты оформления:

  1. В помещении с хорошим освещением наложить на стену первый слой акриловой эмали голубого цвета без добавления перламутра. После высыхания нанести второй слой уже с перламутром, но используя краситель немного другого оттенка. При преломлении лучей поверхность будет постоянно менять цвет, создавая удивительные цветовые эффекты.
  2. Оживить комнату, выкрашенную в нейтральные цвета, можно очень оригинальным способом: вырезать из плотной бумаги шаблон, напоминающий лист дерева, нанести на него перламутровую краску и ненадолго приложить к поверхности. Такие листья можно расположить в произвольном порядке, а можно нарисовать ствол дерева и разместить их вокруг.

Немного потренировавшись и проявив фантазию, можно создать еще множество необычных красивых решений при оформлении интерьера.

Акриловые эмали с перламутром удобны в работе, прочны и стоят относительно недорого. Их умелое применение с помощью сочетания цвета и светопреломляющего эффекта поможет получить необычно красивый результат при дизайнерском оформлении.

Покраска трехслойным «перламутром» «в переход»


Покраска

В 80-90-х годах среди маляров высшим пилотажем считалась покраска одноцветной эмалью без подтеков и перепыла. С середины 90-х годов — нанесение «металлика» без полос и «яблок». Затем начали осваивать «плавный переход», учились подгонять шагрень на детали под заводскую…

Перед современным маляром технический прогресс ставит новые задачи. В частности — навыки работы с трехслойными покрытиями — «перламутрами» и «ксиралликами».

Сегодня поговорим о ремонте трехслойного перламутра методом «плавного перехода». На этом виде ремонта, который считается самым сложным, получится хорошо продемонстрировать все тонкости работы с «трехслойкой».

Особенности трехслойных покрытий

Трехслойное или трехстадийное покрытие представляет собой разновидность покрытия типа «база+лак».

В качестве первого слоя такого покрытия идет слой базовой подложки того или иного цвета, поверх которой наносится слой «эффектной» краски и завершает данный «бутерброд» — прозрачный лак. Трехслойное покрытие чаще всего обладает эффектом перламутра, основные компоненты которого (микрочастички слюды) находятся во втором слое.

Структура трехслойного покрытия

Ремонт такого покрытия имеет две особенности.

Первая заключается в том, что перламутровый слой (тот что посередине) обладает высокой прозрачностью — под ним мы как бы «немного видим» подложку. Это придает характерный визуальный эффект трехслойному покрытию: частицы перламутра получаются «подсвечены» со всех сторон, как сверху, через прозрачный лак, так и снизу, отраженным от подложки светом.

Эта прозрачность перламутрового слоя создает определенные трудности при частичной покраске. Потому что если под перламутром мы можем видеть подложку, значит может быть заметна и ее граница при подкраске. Можно пытаться скрыть эту границу дополнительными слоями перламутра, но сильно поменяет оттенок покрытия, что недопустимо.

Вторая особенность. Поскольку цветовые свойства техслойки сильно зависят от толщины прозрачного перламутрового слоя, при ремонте мы никогда заранее не можем знать, сколько слоев перламутровой краски надо будет нанести.

Причем значение имеет не только количество слоев, но и манера нанесения краски. У каждого маляра толщина слоя немного отличается. Именно поэтому перламутровая краска для ремонта как правило готовится строго по формуле, а не колеруется.

Чтобы определить, сколько слоев перламутра нужно нанести, перед началом покраски рекомендуется провести специальный предварительный тест. После определенной тренировки для этого теста не понадобится много времени или материалов, при этом вы сможете гарантированно избежать несовпадения оттенков на новой и старой поверхностях.

Предварительные тесты

Можно провести упрощенный тест, а можно более точный.

Для любого из них вначале следует подготовить три одинаковых тест-пластины.

Тест-пластины

Упрощенный тест

  1. Сначала на все пластины наносим подложку, которая используется в качестве первого слоя трехслойной системы. Подложки обладают хорошей укрывающей способностью, поэтому для укрытия пластины обычно достаточно двух слоев. Для ускорения просушки между слоями можно использовать фен.
  2. После подсыхания подложки окрашиваем первую тест-пластину одним слоем перламутровой краски, вторую — двумя, третью — тремя слоями.
  3. После подсыхания перламутра наносим на все пластины прозрачный лак по стандартной технологии. Поскольку лак также может влиять на цвет перламутра, нужно использовать тот же лак, что и для ремонта.

После просушки тест-пластин прикладываем каждую из них на деталь автомобиля (плотно, без зазора) и выбираем способ нанесения, при котором краска повторяет цвет оригинального покрытия точнее всего.

Сравнение цвета нужно производить под разными углами зрения и освещения.

Допустим, совпала вторая пластина — значит, при покраске необходимо наносить 2 слоя перламутра при тех же условиях покраски и настройках пистолета, которые использовались для изготовления тест-пластины.

Точный тест

Если есть желание добиться еще более точного соответствия ремонтного покрытия оригинальному, рекомендуется провести более сложный тест.

  1. На все пластины наносим подложку.
  2. Первую тест-пластину окрашиваем одним слоем перламутровой краски, вторую — двумя, третью — тремя.
  3. Горизонтально маскируем верхние половины каждой пластины и наносим на их нижние части «капельный слой» перламутра (при пониженном до 1-1,5 бар давлении и с чуть большего расстояния).
  4. Опять маскируем каждую из трех пластин наполовину, но теперь граница должна проходить вертикально. На половины пластин наносим прозрачный лак.

В результате на каждой тест-пластине у нас получилось четыре зоны:

Первая зона — 1, 2 или 3 слоя перламутровой краски соответственно.
Вторая зона — то же плюс последний капельный слой.
Третья зона — то же, что и в первой зоне, но покрытое прозрачным лаком.
Четвертая зона — то же, что и во второй зоне, но покрытое прозрачным лаком.

Тест-пластина для определения количества слоев перламутра

Такой тест — это двойной контроль: покрытые лаком зоны тест-пластин можно сравнивать с поверхностью детали, а участки без лака позволяют контролировать процесс нанесения перламутровой краски до нанесения лака.

В одной из прошлых статей была подробно рассмотрена и представлена схематически окраска переходом по «металлику». В ней мы рассматривали ремонт легкого повреждения заднего крыла с выполнением перехода по лаку на задней стойке.

Сегодня будем ремонтировать тот же воображаемый автомобиль, но для разнообразия рассмотрим другой, не менее распространенный аварийный случай: передний угловой удар, при котором было повреждено переднее крыло.

Усложним себе задачу тем, что повреждение на крыле довольно большое и расположено в центральной части детали. А поскольку для создания перехода на перламутре требуется много места, переход в пределах элемента в данном случае у нас выполнить не получится. Придется растягивать переход на соседнюю деталь (дверь).

При ремонте трехслойных покрытий общее количество слоев велико, и для создания перехода необходима большая площадь. Поэтому в пределах одной детали выполнить этот ремонт зачастую невозможно.

Еще одно усложнение — цвет. В нашем случае под несколькими слоями полупрозрачного перламутра будет не просто цветная подложка, а слой базы с металлическими включениями. Такое покрытие по замыслу разработчиков выглядит еще более красиво (дополнительный блеск и глубина), но при ремонте создает дополнительные трудности, так как переход в данном случае нужно выполнить не только по перламутру, но и по подложке. Для этого будем применять бесцветную базу.

Что касается подготовки поверхности при частичном ремонте трехслойных покрытий, ее этапы аналогичны описанным в вышеупомянутой статье.

Место грунтования обрабатывается материалом градации P400-P500 по-сухому или P800-P1000 по-мокрому. Остальная площадь детали, а также соседний элемент обрабатывается скотч-брайтом серой модификации (ultrafine) с применением матирующей пасты.

Вместо серого скотч-брайта можно использовать аналогичный матирующий войлок других фирм, либо бумагу градации P800-P1000 при обработке шлифмашинкой по-сухому, или же материал градации P1200-P1500 при шлифовке вручную по-мокрому.

После матирования деталь тщательно промывается водой от остатков пасты, сушится и обезжиривается. Затем, обеспылив деталь струей сжатого воздуха и липкой салфеткой, можно приступать к нанесению первых слоев покрытия.

Подготовка поверхности

Нанесение бесцветной базы

Перед нанесением подложки (особенно если подложка не просто цветная, а с металлическими включениями как у нас) рекомендуется на деталь (или на большую ее часть) нанести слой прозрачной базы, предназначенной для устранения видимых границ отремонтированного участка.

В случае ремонта трехслойных покрытий нежелательно наносить бесцветную базу на зону грунтования. Так как нас впереди ждет еще очень много слоев, повышается вероятность, что большое количество растворителя из этих слоев окажут воздействие на грунт, подрастворив его. Это может привести к проявлению границ загрунтованного участка.

А поскольку задача бесцветной базы заключается в принятии частиц наносимого материала в зоне перехода, то и нанесем ее именно в этой зоне, не расходуя понапрасну на всю поверхность.

В нашем случае смесь наносится начиная от начала двери и где-то до половины, ближе к ручке — именно в этой зоне будет располагаться переход.

Нанесение подложки

Следующий этап — нанесение базовой подложки. Для этого нет надобности ждать высыхания бесцветной базы. После ее нанесения нужно слить из бачка остатки смеси, слегка промыть пистолет, налить в него подложку и сразу же приступить к нанесению, поскольку только полумокрый слой может обеспечить правильную ориентацию металлических частиц (если это «эффектная» подложка) и полное поглощение опыла.

Наносится базовая подложка в 2-3 слоя, каждый из которых должен захватывать большую, чем предыдущий, площадь. Выдержка между слоями — 5-10 минут при 20°С.

Иногда рекомендуют после нанесения двух укрывающих слоев добавить в состав подложки определенное количество «чистого» перламутра и нанести на поверхность еще 1-2 слоя этой смеси, постепенно расширяя область покраски. Такая технология позволяет максимально приблизить оттенок базы к слою перламутра и таким образом сделать незаметной его границу. Но помните, чтобы «провернуть» такое действие, базовая и перламутровая краски должны быть приготовлены в одной системе смол.

Еще один немаловажный момент. Так как толщина трехслойки больше, чем обычного двухслойного покрытия, существует вероятность снижения адгезии и прочностных характеристик покрытия в процессе дальнейшей эксплуатации. Чтобы этого не допустить, производители часто рекомендуют в подложку добавлять отвердитель — это увеличивает сцепление между слоями.

Нанесение подложки

Нанесение «перламутра»

Вспоминаем, сколько слоев перламутровой краски нам нужно нанести (это количество определил тест) и через 15-20 минут после нанесения подложки делаем плавное распыление нужного количества слоев с выдержкой 5-10 минут между ними.

Наносить перламутр нужно таким образом, чтобы площадь покраски перекрывала нанесенную подложку, но не выходила слишком далеко за ее границу.

При этом помните, что толщина слоя перламутра сильно влияет на оттенок. Поэтому, если для получения нужного оттенка требуется нанесение двух или трех слоев перламутра, на зону перехода все равно нужно «заходить» только одним слоем.

Для этого рекомендуется воспользоваться методом сужения, показанного на схеме ниже. Первый слой наносится на большую площадь, а второй — на меньшую, оставаясь «внутри» первого слоя. Таким образом на стыке старого и нового покрытий у нас всегда будет лежать только один слой перламутра и граница ремонта заметной не будет, поскольку краска прозрачна и переход цвета будет выглядеть плавно.

Нанесение перламутра

Нанесение лака

Спустя 15-20 минут поверхность покрывается лаком по стандартной технологии (два, полтора, или один слой, в зависимости от сухого остатка). В нашем случае переход по лаку не выполняется и лаком полностью покрываются оба элемента.

Если вам необходимо выполнить переход по лаку, следуйте инструкциям, описанным в статье об окраске переходом по «металлику», ссылка на которую приводилась выше.

Нанесение лака

Как видите, несмотря на более сложную технологию, поверхности, окрашенные трехслойными «перламутрами», вполне поддаются тем же видам ремонта, что и двухслойные, включая покраску «плавным переходом».

Описанная технология позволит вам сделать отремонтированное покрытие неотличимым от оригинального, даже несмотря на определенную технологическую сложность «перламутровых» красок.

Эффектные ЛКП: «перламутр» и «ксираллик». Принцип действия, компоненты


Колористика

Перламутр — внутренний слой известковых раковин пресноводных и морских моллюсков. Еще с древних времен люди использовали его для декорации различных предметов обихода и изготовления украшений. Неподражаемая чистота и нежность красок перламутра, его редкий блеск и восхитительная игра оттенков во все времена притягивали внимание человека.

Своими уникальными цветовыми переливами перламутр обязан вовсе не какому-то красящему веществу. Все дело в строении самой раковины, которая состоит из мельчайших пластинок арагонита, расположенных параллельными слоями и разделенных преломляющими световые потоки тончайшими прослойками органических веществ.

Неудивительно, что люди все время пытались найти способ искусственного создания покрытий, которые напоминали бы по виду природный перламутр и жемчуг. Например, некий француз по имени Jaquin еще в 1655 году занялся производством фальшивых жемчугов из стекла, для изготовления которых ему приходилось добывать около 120 грамм жемчужной эссенции из килограмма чешуи рыбы уклейки (от 8000 рыб).

Вполне возможно, что именно благодаря этому человеку мы сегодня имеем возможность любоваться красотой многочисленных перламутровых покрытий, встречающихся где угодно — от лака на ногтях прекрасных дам, до лакокрасочного покрытия на кузовах автомобилей.

Попробуем разобраться, почему перламутровые покрытия намного приятнее и привлекательнее тех же «металликов» или монохромных цветов.

Интерференция света как принцип достижения перламутрового эффекта

В основе перламутрового эффекта лежит физическое понятие интерференции света.

Интерференция — интересное и красивое явление. Если не вдаваться в детали, то его смысл заключается в отражении лучей света от прозрачных параллельных плоскостей, которые находятся друг от друга на микроскопическом расстоянии, сопоставимом с длинной волны того или иного участка цветового спектра.

Расстояние между этими плоскостями настолько мало, что наш глаз не способен увидеть его и воспринимает два отраженных от нижней и верхней плоскости луча как один.

Интерференция

Интерференция падающего и отраженного лучей света

Расстояние между первой и второй плоскостями влияет на то, какой участок цветового спектра будет отражаться и какой оттенок перламутра будет улавливать наш глаз. Иными словами, если расстояние между плоскостями пропорционально волне из синего участка спектра, то мы будем воспринимать синий цвет, красного — красный.

При изменении угла обзора эти цвета меняются. Так, если смотреть на интерферирующую плоскость под прямым углом, то расстояние между отражающими поверхностями визуально кажется меньше, и мы видим один цвет, соответствующий длине волны данного отраженного участка спектра (с уменьшением расстояния оттенок смещается в фиолетовую область спектра).

Прямой угол

Под прямым углом расстояние между плоскостями кажется меньше и мы видим один цвет (уходящий в фиолетовую область спектра)

Если мы смотрим на плоскость под более острым углом, то расстояние между отражающими поверхностями визуально увеличивается, и мы видим другой оттенок (с увеличением расстояния оттенок отклоняется в сторону красного).

Острый угол

Под острым углом расстояние между плоскостями кажется больше и цвет меняется, уходя в сторону красного

Вот это изменение интенсивности лучей при малейших движениях глаза, этот цветовой перелив и воспринимается глазом как «жемчужный» эффект.

В жизни полно примеров интерференции света. Например, лужа в которую пролили бензин — она будет переливаться всеми цветами радуги, пока волнение воды не успокоится и прозрачная пленка бензина не ляжет на воде слоем одной толщины.

Бензин в луже

Или мыльный пузырь. Свет отражается от обеих стенок пузыря и где стенка тоньше, цвета уходят в фиолетовый, где толще — мы наблюдаем красноватое пятно.

Мыльные пузыри

Наиболее наглядный пример явления интерференции света – мыльные пузыри

Общее условие для повторения этого эффекта — две или несколько отражающих плоскостей, размещенных параллельно и на очень малом расстоянии друг от друга.

Компоненты перламутровых красок изготовлены именно по такому принципу.

По сути, каждая перламутровая частичка — это миниатюрная призма, с помощью которой Ньютон в свое время разложил свет на семь его составляющих. Только перламутровый пигмент не полностью раскладывает свет на его составные цвета, а делает это выборочно.


а) преломление световых лучей призмой Ньютона; б) преломление световых лучей в зерне перламутра

Благодаря этому мы видим не просто цвет перламутровых пигментов, а свет определенного цветового диапазона, который преломляется в частичках перламутра и воспринимается нашим глазом.

Структура компонентов перламутровых красок

Учитывая темпы роста объемов производства красок с перламутровым эффектом, что-то подсказывает, что если бы компоненты для этих красок добывали из чешуи рыб и морских раковин, то от этих источников давно не осталось бы и следа.

На самом деле основным сырьем для промышленного производства перламутров является природная слюда (минерал мусковит). Это так называемые «минеральные перламутры».

Слюда

Слюда «мусковит» — основа перламутровых красок

Тончайшие (не более 0,15 мкм) листочки такой слюды покрывают слоем прозрачного и способного к интерференции вещества, в качестве которого обычно выступает оксид какого-либо металла. Например, диоксид титана используется для синтеза белых оттенков, оксиды железа позволяют получать красные цвета, оксиды хрома — желтые.

На рисунке ниже схематично показано, как световой поток, попадая на перламутровые частицы, проникает через покрытие оксида, наталкивается на поверхность слюды и отражается от множества ее граней. Лучи разного цвета иллюстрируют явление интерференции света.

Слюда

Частица минерального перламутра прозрачна, из-за чего краска на его основе имеет низкую укрывающую способность. Поэтому такие перламутры являются трехслойными (подложка + краска + лак). Первым слоем на поверхность наносится цветная базовая подложка, далее следует слой полупрозрачного «перламутра» и завершает данный «бутерброд» — прозрачный лак.

Перламутр

Перламутр отличается от металлика в первую очередь более нежным, благородным блеском

Частицы природной слюды имеют грубую форму и их сложный рельеф не может полностью отразить световой поток. На множестве граней свет частично рассеивается и немного мешает проявиться интерференции.

Этого недостатка лишено следующее поколение перламутровых компонентов — «ксираллики».

Ксираллик (xirallic)

«Ксираллики» или, как их еще любят называть, «ксералики» — представляют собой частицы полученного синтетическим путем оксида алюминия, которые также покрывают оксидами металлов. В силу своего искусственного происхождения частицы «ксираллика» имеют правильную форму, в отличие от частиц слюды, что дает больше возможностей для получения визуальных эффектов в красках.

Почему? Потому что свет отражается от гладкой пластинки, как от зеркала — не рассеиваясь. А это способствует лучшему проявлению интерференции света.

Ксералик

Если взглянуть на эти компоненты при сильном увеличении, то мы хорошо увидим разницу в структуре «классического» перламутра (слева) и «ксираллика».

Перламутр и ксералик под микроскопом

Размер частиц у них примерно одинаков, а вот результат отражения света существенно отличается. В минеральном перламутре свет, отражаясь от частиц, рассеивается в разные стороны, в результате чего общий оттенок получается мутноватым. А вот в «ксералике» свет практически зеркально, не рассеиваясь, отражается от ровных частиц. Благодаря этому достигается более насыщенный и яркий общий оттенок.

Автомобильные краски ксералик

Краски, приготовленные с использованием компонентов «ксираллик», отличаются особым блеском и цветопереливом, которых невозможно добиться с использованием традиционных перламутровых частиц

Схема компонентов «перламутр» и «ксираллик»

Минеральный перламутр (слюда)

Синтетический перламутр (ксералик)

Современная лакокрасочная промышленность не останавливается на достигнутом и предлагает новые, все более сложные и фантастические компоненты, относящиеся к линиям эксклюзивных или «экстрим»-цветов. Подобные оттенки в народе давно прозвали «хамелеонами», за их способность кардинально менять оттенок несколько раз в зависимости от угла наблюдения и условий освещения. Об этих цветах мы поговорим в следующий раз.

Читайте также: