Перо с металлическим наконечником

Обновлено: 05.10.2024

В прошлой статье я рассказал, из каких основных элементов состоит перьевая ручка. Сегодня расскажу об анатомии перьев, каких размеров они бывают, чем отличаются и из каких материалов их изготавливают. Погнали!

Анатомия пера:

Наконечник (англ. Tipping material) — в форме шарика из твердосплавного металла, припаянный к телу пера, отшлифованный, отполированный до зеркального блеска и распиленный пополам. От размера шарика и формы его заточки зависит толщина линий письма. От качества его полировки — гладкость и обратная связь от письма, а от сплава, из которого он изготовлен, — долговечность. Сплав изготавливают таким образом, чтобы он обладал двумя важными характеристиками: устойчивостью к трению, ведь под микроскопом видно, что бумага не такая уж и гладкая, и устойчивостью к коррозии, ведь чернила — агрессивная среда.

Частенько на перьях встречается надпись Iridium Point или Iridium Point Germany. Она означает, что у пера есть твердосплавный наконечник. Однако это не даёт никаких гарантий качества, и не факт, что ручка вообще будет писать. А приписка Germany всего лишь означает, что материал для наконечника закуплен в Германии. Где же изготовлено само перо, знает только ветер, который могуч и гоняет стаи туч. Но бывает такое, что перо и без наконечника отлично пишет. Так было с моей первой ручкой Schneider School.

Кстати, иридия в сплаве твердосплавного наконечника, скорее всего, нет, либо его там совсем чуть-чуть. В сплавах используют металлы платиновой группы: осмий, рутений, саму платину, а ещё родий, вольфрам, рений и очень редко сам иридий, если я всё правильно перевёл.

Прорезь (англ. Slit) — благодаря капиллярному эффекту чернила по ней подаются к наконечнику пера, а с него — на бумагу.

Воздушное отверстие (англ. Breather hole) — через него воздух попадает в канал фидера, а оттуда — в резервуар с чернилами. О том, как работает фидер, я расскажу в следующей статье.

Зубья (англ. Tines) — половинки пера, которые в зависимости от его формы, длины, толщины и материала могут чуть или не чуть-чуть, расходиться при сильном нажиме на ручку.

Плечи (англ. Shoulders) — это самая широкая часть пера, придающая ему жёсткость. Проще говоря, чем шире плечи, тем перо жёстче, и наоборот: чем плечи уже, тем оно гибче.

Тело пера (англ. Body) — обеспечивает форму и тоже придаёт перу жёсткость. На широкой задней части пера, той, что между воздушным отверстием и основанием, производители штампуют или гравируют свои названия, толщину пера, ставят пробу золота, из которого изготовлено перо, если оно золотое, конечно.

Хвостовик (англ. Tail) — задняя часть пера. Совмещённый с фидером хвостовик надежно фиксируется в грип-секции ручки на трении или резьбе. Такое сочетание не даёт перу выпасть и вращаться относительно барреля ручки. Однако хвостовик есть не у всех перьев, например перья Lamy — съёмные, короткие, без хвостовика, сидят на трении на фидере ручки.

Стандартные размеры перьев:

обозначены буквами и указаны на пере

Нужно сделать лирическое отступление и сказать, что есть две условных школы кунг-фу (зачёркнуто) стандартов размеров пера: европейский (или западный) и японский. Взгляды этих школ расходятся во мнении о размерности перьев. Японские перья любого производителя значительно меньше европейских. Это напрямую связано с японской письменностью, требующей высокой детализации. Раньше сложно было найти японское перо размера B, так как в Японии в них не было необходимости. Сейчас есть всё, но это скорее требования рынка, нежели самих японцев.

Сравнительная таблица стандартов размеров европейских и японских перьев

Популярные размеры перьев:

  • EF (XF) — Extra Fine — Экстратонкое перо, экстратонкий след, экстратонкий штрих, для любителей экстратонкости, такие люди есть, их много, поверьте.
  • F — Fine — Тонкое перо, первая стандартная ширина всех производителей. Один из двух популярных размеров.
  • M — Medium — Среднее перо. Вторая стандартная ширина пера производителей и второй популярный размер.
  • B — Broad — Широкое, третий стандарт ширины всех производителей. Эта ширина, как и EF, на любителей, хотя это не самые экстремальные варианты. Есть нечто покруче, читайте ниже.

Не самые популярные, но и не самые редкие размеры перьев:

  • UEF (XXF) — Ultra Extra Fine — Ультраэкстратонкое — самое подходящее описание: игла, а не перо. Им не пишут, его используют для графических и оформительских работ, но, возможно, и в качестве орудия самообороны. На сайте Nakaya — люксовое подразделение компании Platinum (Япония) — сказано, что ручками с такими перьями пользуются бухгалтеры: возможно, выписывают своими маленькими ручками маленькие зарплатки.
  • EB (BB) — Extra Broad — Экстраширокое, или очень широкое перо, если по-нашему.
  • EEB (BBB) — Extra Extra Broad — Экстраэкстраширокое, тут не след, тут уже шоссе на бумаге получается.

Но и это ещё не всё. Знакомьтесь!

Нестандартные виды заточек перьев:

На самом деле в среде любителей ручек такими перьями никого не удивишь, но эта статья и не для них. Ручки с перьями нестандартной заточки не встретишь в обычном канцелярском магазине, их ещё поискать нужно. Такие перья не всегда нужны обычному человеку в обычной жизни. Зато они с ходу могут улучшить любой почерк на 37 % без особых усилий. Эти перья созданы для наслаждения процессом письма и его результатом. Ну и для уроков по каллиграфии они тоже подойдут.

Плоские перья:

Стаб (англ. Stub) — плоское перо, срезанное под прямым углом. Довольно часто владельцы ручек сами перетачивают обычное надоевшее или убитое перо в стаб.

Штрих: вертикальная линия широкая, горизонтальная узкая.

Особенности: у стаба широкое сечение пера и округлые углы. Такая форма окончания прощает огрехи хвата, неправильной постановки руки и положения пера относительно бумаги. Подходит новичкам.

Италик (англ. Italic) — тонкое плоское перо, срезанное под прямым углом. За пером с такой заточкой идут к нибмейстеру. Из-за небольшого спроса на перья с такой заточкой заводского производства больше нет.

Штрих: благодаря такой форме кончика пера увеличивается контраст между широким вертикальным штрихом и узким горизонтальным. Характер письма аналогичный письму стабом, но линия более выразительная, художественная.

Особенности: у италика углы более резкие, поэтому при неправильном хвате перо будет резать, царапать бумагу. Неопытному пользователю письмо таким пером покажется дискомфортным. Чтобы писать пером с такой заточкой, требуется подготовка, в первую очередь это постановка руки. Однако результат того стоит, если приноровиться.

Нибмейстер (англ. Nibmeister) — мастер, занимающийся исправлением и доводкой перьев перьевых ручек. Он выправляет погнутые перья, перетачивает из одного размера в другой (из большего в меньший), а может и совсем изменить форму наконечника пера. Нормальная практика нибмейстера — реставрация винтажных ручек, если они не убиты окончательно. Нибмейстер — это одновременно почётное звание и признание мастера своего дела в ручечном сообществе.

Господам, знающим толк в… письме:

б) андеррайтинг

Культура письма разделила людей на два типа писателей: по способу хвата ручки и по характеру письма, так называемые андеррайтинг (англ. Underwriting) и оверрайтинг (англ. Overwriting). При андеррайтинге рука с пишущим инструментом располагается под написанным текстом. При оверрайтинге рука располагается над написанным текстом, а при большом объёме и на нём самом. Последний стиль письма ещё называют закрученным (англ. Curled) из-за формы сгиба кисти во время письма.

Кроме италиков есть ещё один вид перьев, которые больше не изготавливают фабрично — это перья с косым срезом, их называют облики. Основное их назначение — повысить комфорт от письма при нестандартном хвате, например, когда пользователь наклоняет ручку в ту или иную сторону и уже не может или не хочет исправлять постановку руки, а писать нужно много, быстро и уже сейчас.

Облик (англ. Oblique) — легче всего было бы показать форму заточки такого пера в трехмерной проекции, но я всё же попробую объяснить на словах. Чтобы понять, как выглядит такая заточка, нужно взять ручку пером к себе и перевернуть, чтобы видеть фидер. А после этого внимательно взглянуть на наконечник пера, тогда станет видно, что пишущая грань кончика будто срезана под углом: один край выше другого.

Облики бывают левые, для правшей, и правые, в основном для левшей. Если правильно подобрать перо, левша сразу почувствует комфорт во время письма. К слову сказать, правшам пользоваться ручкой с таким пером тоже понравится, если оно, опять же, правильно подобрано.

Другие перья:

Мьюзик (англ. Music) — специфическое перо с тремя зубцами, двумя прорезями и двумя каналами соответственно. Такое перо создали всего для одной задачи: записывать ноты, поэтому у него такое название. Кто-то скажет, что им можно пользоваться как стабом. Ну так и микроскопом тоже можно гвозди заколачивать. Секретное оружие этого пера — две прорези + два чернильных канала, обеспечивающих равномерную обильную подачу чернил и позволяющих чернилам дольше не пересыхать, когда ручка лежит без колпачка. Считается, что композиторам это особенно нужно во время сочинения музыки.

Архитект (англ. Architect) — ещё одно перо со специфической заточкой. Его вертикальные штрихи тонкие, а боковые — широкие. Получается эдакий стаб, повёрнутый на 90 градусов. Такая форма наконечника пера позволяет писать восточные шрифты вроде иврита или арабской вязи. А ещё такое перо подойдёт левше-андеррайтеру или правше-оверррайтеру. Перо с такой заточкой позволяет писать классическим курсивным шрифтом италик.

Зум (англ. Zoom) — другой вид заточки пера, не так давно придуманный японскими мастерами. Это один из самых сложных в изготовлении типов окончания пера. В боковом сечении форма окончания похожа на половину параболы, а со стороны фидера — на треугольник. Суть пера в получении разной толщины штриха при разном угле хвата ручки, то есть при вертикальном хвате линия получается очень тонкой, а при пологом — значительно шире. Японские мастера разработали такую форму наконечника специально для художественного написания иероглифов, чтобы приблизить возможности металлического пера к письму традиционной кистью.

Фудэ (яп. Fude — кисть) — это специальное стальное перо, распространенное в Азии. Оно выполняет те же задачи, что и зум (англ. Zoom), но без плавного увеличения линии. При взгляде сбоку перо напоминает форму хоккейной клюшки. В вертикальном положении ручка выдает тонкую линию, а при нормальном — широкую.

Материалы:

Сталь — самый распространённый и популярный материал, используемый для изготовления перьев. Это напрямую связано с его доступностью и ценой, ведь он дешевле золота или титана. Однако удовольствия от письма таким пером не меньше. На приличных стальных перьях ставят клеймо производителя и указывают его ширину.

Золото — второй по популярности материал после стали. Обычно перья изготавливают из золотых сплавов. Вот стандартные пробы: 585/14 К, 750/18 К и 875/21 К. Так делают приличные производители. Китайцы же используют золотые сплавы, какие под руку попадутся. Я, например, держал в руках старую китайскую ручку с золотым пером 12 К. В отличие от стального пера, на теле которого указаны производитель и размерность, на золотом ещё и пробу ставят.

Титан — уникальный материал, перья из него встречаются нечасто. Однако, благодаря высокому порогу пластической деформации, из него получаются прекрасные гибкие перья, о которых я расскажу ниже.

Ходит заблуждение, что золотые перья служат дольше, пишут мягче и они более упругие в письме. Дескать, золото инертно по отношению к агрессивной чернильной среде, которая в клочья разъедает перья из стали. Может быть, 100 лет назад так и было, но сейчас сталь совсем иная. Но я соглашусь с тем, что золотым перьям уделяют больше внимания по доводке: материал обязывает. Что же до ощущений от письма, то напомню: у всех современных ручек на конце пера наконечник из твердосплавного металла, который и соприкасается с бумагой. Я писал ручками с золотыми перьями, твёрдыми, как гвоздь, и так приятно пружинящими стальными, что не оторваться от письма. В общем, тут есть о чём задуматься.

Тип пера:

Открытое — классика. Когда слышу словосочетание «перьевая ручка», именно с таким пером её себе и представляю: большое золотое с узорами. О таком пере сейчас и речь.

Полузакрытое/полуоткрытое — в этом случае часть пера утоплена в корпус, как правило до воздушного отверстия.

Закрытое — всё перо утоплено в корпус ручки, наружу выступает только маленькая часть с зубьями.

Коническое — перо особой формы, как на фото.

В современном мире тип пера не влияет на процесс письма. Появление разных типов связано с событиями в истории, практическими или дизайнерскими решениями. Но сейчас это не имеет значения, в бой идёт вкусовщина.

По степени гибкости:

Жёсткое (англ. Firm/Stiff) — ещё одно название «гвоздь» — стандартное, обычное, ординарное, привычное нам перо. С таких перьев начинают те, кто пересаживается с шариковой ручки. Ведь такое перо прощает излишний нажим ветеранам шариковых войн и в то же время показывает, что для письма давить не нужно: след на бумаге всё равно останется. Жёсткое перо постепенно приучает к лёгкости письма, реабилитирует, возвращает к жизни и готовит к новым перьям.

Упругое (англ. Springy) — не путайте с гибким. Такое перо приятно пружинит при письме, не более, зубья от нажима не расходятся или расходятся, но первый и последний раз.

Гибкое (англ. Flex) — основная его особенность — разводить зубья под нажимом, увеличивая толщину штриха без ущерба для пера. Различают несколько степеней гибкости перьев.

Степень гибкости гибких перьев:

Полугибкие (англ. Semi-flex) — при нажиме увеличивают ширину штриха в 3 раза.

Гибкие (англ. Flex) — увеличивают ширину штриха в 4—6 раз.

Полногибкие (англ. Full-flex) — увеличивают ширину штриха в 6—8 раз.

Супергибкие, или «Мокрая лапша» (англ. Super-flex or «Wet noodle») — увеличивают ширину штриха в 10—16 раз!

Бесконечно долго можно смотреть на три известные вещи и на то, как твёрдая рука выводит восьмёрки гибким пером.

Послесловие:

Главная фишка перьевой ручки в том, что со временем твердосплавный наконечник стачивается под вашу манеру письма. В какой-то момент вы возьмёте ручку в руки, снимете колпачок, начнёте писать и поймаете себя на мысли: «Это восхитительно! Великолепно! Экстаз!» Ну с последним я, может, погорячился. За рубежом есть понятие «сладкая точка» (англ. Sweet point/Sweet spot), оно как раз характеризует ощущения от письма своей ручкой. Другому человеку может не понравиться писать вашей ручкой. А всё дело в том, что перо, наконечник которого сточился под вас, как сшитый на заказ костюм — эксклюзив, на другого не налезет. Это сложно передать словами на экране устройства, можно только почувствовать, да и то не сразу. Но оно определённо того стоит.

Не прощаюсь! Стей тюнд!

Постскриптум:

Этот материал скопирован со страниц независимого издания о канцтоварах и бумаге — «Сегмент.ру». Я сам написал эту статью, но уже в качестве автора и главного редактора этого ресурса. Не вижу причин, чтобы не делиться полезными статьями со своими читателями. Но если вы хотите узнать о канцтоварах ещё, приходите на «Сегмент.ру», там много крутых авторов и статей!

Стальное перо для письма. Продолжение.


Оригинал взят у chispa1707

1. Металлическое перо

История металлического пера не может считаться окончательно выясненной. Английская и немецкая литература по-разному, каждая в свою пользу, дают версию его возникновения. Можно предполагать, что та и другая имеет свой резон: в истории человечества важнейшие открытия и изобретения нередко возникают в различных странах одновременно или почти одновременно, когда они оказываются исторически подготовленными всем развитием культуры. Техника в этом смысле точно отражает назревшие требования эпохи.


Изобретение металлического пера по праву должно быть причислено к достижениям человеческого гения. Незаметное на первый взгляд усовершенствование - переход от естественного гусиного пера к искусственному металлическому - сыграло огромную роль в истории мировой письменности, определив значительные удобства и ускорение процесса фиксации мысли.

Уже Древний Рим знал перья, изготовленные из бронзы, меди и серебра. Их обрез и расщеп были при этом не слишком далеки от современного. Особенностью этих перьев, в частности, было то, что они не списывались и не подвергались коррозии и были, таким образом, бесконечно прочными ("вечными"). Такого типа пером Теодорих Великий (VI в. н. э.) подписывал приказы 1 .

Согласно немецкой версии (она изложена в названной книге Ойле), германские мастера XV в. знали серебряные и медные перья, но их надо было систематически оттачивать, и они не были достаточно гибкими и эластичными. Поэтому они на этом этапе не вошли во всеобщее употребление.

В 1798 г. Алоиз Зенефельдер изобрел металлическое перо, которым можно было писать на литографском камне. Это явилось важным шагом в дальнейшем приспособлении пера для бумаги. По мнению Ойле, об изобретении Зенефельдера узнали английские фабриканты Мэзон, Пери и Вайзе, которые в 30-х годах XIX в. использовали это изобретение.

В 1818 г. житель Аахена Янсен изготовил стальное перо. Он передал эту новинку заседавшему в то время в его родном городе конгрессу с пожеланием, чтобы мир был столь же прочным, как и материал его пера.

В 1828 г. механик, изготовлявший хирургические инструменты, Мантейфель из Берлина сделал стальное перо. К. Бюргер приспособил его к гусиному перу, которое стало служить уже в качестве ручки. Однако это изобретение не имело успеха у современников.

Дальнейший прогресс стального пера был непосредственно связан с развитием сталелитейного производства - нужно было научиться изготовлять эластичную, но достаточно твердую, медленно поддающуюся коррозии ленту. 1852 или, по другим данным, 1856 год надо считать годом создания массовой промышленной продукции: Германия выпускала до 700 больших гроссов 2 перьев и 300 ручек ежедневно.


Английская литература утверждает, что металлическое перо изобретено в 1780 г. Самюэлем Гаррисоном из

Металлическое перо допускало гораздо большую беглость письма. Это определило появление в России в 30-х годах XIX в. металлических перьев иностранного производства; отечественные возникли позднее. В 1832 г. Вадим Пассек послал Т.П. Кучиной в подарок стальное перо - это было нечто новое и необычное 2 .

Техника писания металлическими (стальными) перьями в широких массах с начала 50-х годов XIX в. была освоена не сразу: вспомним арестанта из "Записок Мертвого дома", который "прежде умел, а вот как перьями стали писать, так я уж и разучился" (ч. II, гл. 3).

Отличить (в 1887 г.) письмо, написанное гусиным пером, от писанного металлическим просто. Для этого совсем не нужен талант Шерлока Холмса, как это описывается в рассказе Конан Дойля "Знатный холостяк". В тексте, выполненном металлическим пером, даже при небольшом увеличении легко просматриваются бороздки (углубления) вокруг большей части букв.

Обреченный на гибель старый инструмент письма упорно боролся за свое существование. Еще в 1856 г. в печати усердно рекламировались пропитанные (для придания твердости и упругости) особым составом "зе́линские перья" (по имени учителя каллиграфии Зеля), которые якобы "превосходят всевозможные железные перья" 3 .

Металлические ручки вошли в оборот несколько позднее 1 . Вначале перо вставляли в самодельную ручку или в гусиное перо, так делал, например, студент Чернышевский в 1850 г. 2 Изготовленные массовым способом ручки быстро покорили удобством и дешевизной (в среднем 3 коп. штука).


Металлические перья, несмотря на то что в течение нескольких десятилетий были по преимуществу импортные (чаще всего немецкой фирмы "Soennecken" и французской "Blanzy Pour et C°"), были недороги: большой гросс стоил от 50 коп. до 1 руб. 50 коп. Вначале перо служило недолго - ржавое было непригодно для письма. Антикоррозийные перья (в том числе золотые с иридием или рутением на конце) вошли в практику лишь в автоматических ("вечных") ручках.

Переход от гусиных перьев к металлическим (стальным) был очень длительный и постепенный.

Бабушка Лермонтова, Е.А. Арсеньева, 18 октября 1835 г. просила поэта: "Не забудь, мой друг, купить мне металлических перьев, здесь, в Тарханах, никто не умеет очинить пера" 3 .

Металлические и гусиные перья в течение долгого времени сосуществовали. Т.Г. Цявловская установила, что в 30-х годах Пушкин начал писать металлическим пером, но потом снова обратился к гусиному. В апреле 1849 г. у Чернышевского не было металлического пера и он писал "простым", т.е. гусиным 4 . 8 мая 1852 г. Николай Бестужев

в письме из Селенгинска сообщал, что железным пером он никогда не писал и писать им не умеет 1 .

Как нечто совершенно особое и исключительное А. Чужбинский отметил писаря почтовой станции в Мелитополе, который в 1860 г. писал стальным пером 2 . В учебном обиходе и в военных учреждениях дешевые гусиные перья сохранились еще дольше.

В повести Чернышевского "Алферьев" (1863) герой ее, уезжая "на очень, очень дальнюю дорогу" (т.е. на каторгу), берет с собой стальные перья и специальную для них ручку из красного коралла (глава 1, § 3).

В книге педагога М. Баранцевича "Метода скорописания" читаем: "Многие находят трудным очинить хорошее перо и, не знавши, как этого достигнуть, употребляют стальные перья или (гусиные), чиненные машинкою; во избежание этих неудобств я счел за нужное дать маленькое наставление касательно сего предмета" 3 . Вообще в прописях и руководствах по чистописанию гусиное перо очень долго рекомендуется в качестве единственного орудия письма. "Учебник русского чистописания" А. А. (СПб., 1844), "Курс скорописания. " В. Ходоровского (СПб., 1846) и гораздо более поздние: "Уроки каллиграфии" А. Дьякова (М., 1863), "Руководство к полному курсу чистописания. " И. Лагузена (2-е изд. СПб., 1866), "Руководство каллиграфии" А. Верре (М., 1865), "Прописи, составленные для сельских школ. " (2-е изд. СПб., 1846), "Прописи, составленные для полковых школ. " (СПб., 1879) - все они ориентированы только на пользование гусиным пером, а металлическое перо порицается (особенно у И. Лагузена).

И. Лагузен посвятил целый раздел вопросу об употреблении стальных перьев.


Ими, по его словам, пользуются уже в течение 30 лет. В настоящее время они "могут заменить собой не совсем хорошо очинённые гусиные перья". Такое ограниченное удобство, конечно, не могло

вывести из употребления гусиные перья. По мнению Лагузена, самые лучшие искусственные перья уступают гусиным, так как не обладают необходимой упругостью, они пагубно влияют на детский почерк, и пользование ими допустимо лишь для тех, у кого почерк уже окончательно установился, "ибо десять страниц, написанных на гладкой бумаге и дурно очинённым гусиным пером, не столько вредят почерку, сколько десять строк, наскоро написанных стальным пером на щербатой бумаге" (с. 19-21) 1 .

Только в середине 80-х годов металлическое перо укореняется в учебной практике. В быту, особенно городском, оно приобрело уже к этому времени право гражданства. Так, в книжке С. Миропольского "Обучение письму в начальной народной школе" (СПб., 1871, с. 13- 14) встречаем полемическую и решительную защиту стального пера. В книге Ф.В. Грекова "Руководство к полному систематическому курсу чистописания, скорописи и письму тупым пером. " (М., 1882), а также в "Методическом руководстве обучения письму" А. К. Гортова (Елабуга, 1884) речь идет уже только о стальном пере. А в книге известного педагога своего времени В.С. Гербача "Методическое руководство к обучению письму" (26-е изд. СПб., 1907, с. 13-14) эта, казалась бы давно законченная полемика снова возродилась: "Еще очень часто и теперь, несмотря на повсеместное распространение стальных перьев, возникает вопрос: каким перьям отдать предпочтение: стальным или гусиным? И есть сторонники употребления гусиных перьев, которые по мягкости своей, говорят, удобнее для письма, чем стальные" и т.д. Все же стальные перья одержали в конце концов полную победу. Для некоторых технических надобностей гусиное перо сохранилось и в XX в. Провинциальные нотариальные конторы, канцелярии приставов, ряд иных канцелярий, военное ведомство пользовались гусиными перьями приблизительно до русско-японской войны 2 , а в глубокой провинции у старообрядцев, даже в некоторых кругах интеллигенции (своеобразная

стилизация под старину!) гусиное перо сохранилось и впоследствии 1 .

Хотя стальное перо давно и повсеместно вошло в обиход, в языке сохраняется и поныне идиома "журналисты отточили перья".

Переход от гусиных перьев к стальным не только облегчил процесс письма, но и способствовал изменению почерка, более его индивидуализируя. Различные стальные перья (а современная техника знает их более 400 видов) в известной мере определяют характер почерка у одного и того же лица. Как правило, вырабатывается привычка к определенному виду пера. Вспомним в этой связи письмо В.И. Ленина М.А. Ульяновой от 7 (20) февраля 1901 г. из Мюнхена: ". попросил бы Маняшу прислать мне с ней : коробочку "моих" перьев. Представь себе: здесь не нашел нигде" 3 . В предреволюционные годы в России особенно популярно было перо "86".

И у нас и за рубежом производство металлических перьев в настоящее время резко ограничено. В быт вошла "вечная" ручка.


1 Eule Wilhellm. Mit Stift und Feder. Kleine Kulturgeschichte der Schreib und Zeichenwerkzeuge. Leipzig, 1955, S. 102.

1 Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1971, с. 372; Водовозова Е.Н. На заре жизни. М., 1964, т. 1, с. 383; Шкловский В.Б. Жили-были. М., 1964, с. 44.

3 Лермонтов М.Ю. Собр. соч., 1957, т. VI, с. 471. В 1834 г. студенты Московского университета пользовались гусиными перьями: Буслаев Ф.И. Мои воспоминания. М., 1897, с. 8.

4 Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. I, с. 268. В Петропавловской крепости в 1862-1864 гг. заключенным стальных перьев не давали и Чернышевскому приносили очинённые гусиные ("Былое", 1906, № 4, с. 167; Русская литература, 1960, № 2, с. 132). В Вилюйске в 1883 г. Чернышевский пользовался стальным пером. См.: Меликов Д.И. Три дня с Н. Г. Чернышевским. - В кн.: Н.Г. Чернышевский в воспоминаниях современников. Саратов, 1959, т. 2, с. 248.

1 Воспоминания Бестужевых, с. 520. Ср. письмо М. А. Бестужева 1869 г. из Москвы. Там же, с. 470. Ср. еще письмо Салтыкова к брату Д. Е. Салтыкову из Вятки от 4-5 ноября 1855 г. Из него видно, что писатель пользовался стальными перьями. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч., М., 1975, т. XVIII, кн. 1, с. 164.

1 Черепнин Л.В. Русская палеография, с. 541-542; Малышев В.И. Как писали рукописи в Поморье в конце XIX - начале XX в. Известия Карело-финской научно-исследовательской базы Академии наук СССР. Петрозаводск, 1949, № 1, с. 79-80.

Винтажные стальные российские перья как образцы изысканности и благородства

Все мы помним многочисленные портреты знаменитых русских писателей 18 века — вдохновенный взгляд вдаль, на столе чернильница весьма замысловатой формы, ворох исписанной или еще неисписанной бумаги и в руках роскошное птичье перо. Предположительно гусиное, хотя трудно сейчас дать точный ответ о породах всех птиц, жертвовавших частью оперенья для создания шедевров литературы.
Однако прогресс на месте не стоит, и технические усовершенствования в деле написания шедевров и не только, добрались наконец и до границ Российской империи, это случилось примерно в середине 19 века. И к нам прибыли наконец стальные перья для чернильной ручки (заметим, автоматические еще не придумали).
Вот что пишут историки по этому поводу:

«Металлическое перо допускало гораздо большую беглость письма. Это определило появление в России в 30-х годах XIX в. металлических перьев иностранного производства; отечественные возникли позднее. В 1832 г. Вадим Пассек послал Т.П. Кучиной в подарок стальное перо — это было нечто новое и необычное».

Сначала иностранные стальные перья ввозились в Россию, но ушлые российкие предприниматели увидели потенциально прибыльное новое дело, и на просторах России возникло несколько фабрик, выпускавших весьма и весьма недурственные стальные перья для письма обычной, или как сейчас называют, погружной ручкой.
Среди крупных и значимых фабрик надо отметить в первую очередь, Рижскую фабрику, затем несколько московских производств. О масштабах можно судить по объему годового производства (данные подчеркнуты)

Русское Общество для производства стальных перьев в г. Рига (РОР)
Влад. Акционерное Общество, основано в 1895 году. Основной капитал 500.000 р.
Местонахождение г. Рига ул. Александровская 147. Телеграфный адрес Рига-Сталоперо. Работающих 320 человек.
Изделия: Стальные перья, рисовальные шпильки.
Годовое Производство 350.000 руб.

Грязев Александр Афанасьевич
Первая Русская Фабрика стальных перьев. Год основания 1882. Местонахождение Москва, Серпуховская застава, Михайлов проезд, собственный дом. Телеграфный адрес Москва Даниловка — А. Грязеву. Рабочих 100 чел.
Изделия: Стальные перья, ручки, головные дамские шпильки спицы для вязания. Годовое производство 50 000 руб.
Представительства имелись в Санкт-Петербурге, Одессе, Киеве и Харькове.

Григорий Крейцер
Фабрика стальных перьев бывшая. А.А. Грязева. Даниловская слобода, проезд к Донскому кладбищу, собственный дом.
Число рабочих 110 чел. Электричество есть. Фабричный участок — 14

Крутовский Алексей Ефимович
Фабрика стальных перьев, Хамовнич. Ч., 1 уч. Большая. Царицынская, д. 31.
К. Васильевский и Ко
Фабрика стальных перьев Владелец В. А. Арндъ, С.А. Кенигштейн. Год основания 1895г. Основной капитал 90.000 руб.
Местонахождения г. Варшава, Новолипе, ул. Холодная 29 74. Рабочих 120 чел./
Изделия: стальные перья, кнопки, сшивки и запонки для бумаг.
Годовое производство 150.000 руб.

Г.Бертгольц,
С-Петербург, Мещанская 13

О.И. Сметанко,
Москва, Сыромятники, Ярославский пер.,7

Даже на основании этих неполных сведений мы можем подсчитать прикидочно, что стальных перьев в России выпускалось как минимум, примерно на 800-900 тысяч рублей в год. Господа, это много!
Конечно, их много и требовалась, но отношение к письменным принадлежностям было трепетное, я бы сказала, личное. Этим старинные перья и знамениты.
Знаете ли вы, что очень часто перьям присваивались имена выдающихся людей или событий?
Что были перья Пушкин, Мицкевич, Бисмарк, Аделина Патти идаже Иоанн Крондштадский? Что продавец канцелярских товаров мог спокойно заказать перо со своим именем или своим или, как сейчас говорят, логотипом? Что перья со своими именами заказывали крупные предприятия для своих нужд? Что в честь чудесного спасения императорской семьи на станции Борки 17 октября 1888 г., когда произошло крушение поезда, и выжили все члены императорской фамилии, было выпущено особое перо, которое на сей день является редчайшим раритетом? Его, кстати, заказали в знаменитейшей английской компании D. Leonardt & Co, то есть отношение к выпуску пера в честь данного события было самое серьезное.
Но и российские перья были чудо как хороши!
Посмотрите и восхитись благородством и разнообразием форм старинных российских стальных перьев, которые мы, увы, потеряли в веках!

Металлические перья

Металлические перья

По данным археологии уже древний Рим знал металлические перья — из меди, серебра и бронзы, причем внешний вид их не очень расходился с современным. Король остготов Теодолих подписывал приказы металлическим пером в VI в н.э. Немецкие мастера делали медные и серебряные перья в XV в. В середине XVIII в. предпринимались попытки изготовления вручную металлических перьев во Франции. Доводилось писать золотыми и серебряными перьями Екатерине Второй. В начале позапрошлого века в Лондоне продавались стальные перья, но по-прежнему — ручной работы. Они были дороги и несовершенны, писать ими было неудобно и популярностью они не пользовались. И лишь в 20-30-е годы XIX в. благодаря усилиям, в первую очередь, английских и немецких изобретателей и промышленников стальные перья начинают изготавливать фабричным способом в массовом количестве, и они постепенно вытесняют традиционное гусиное перо. И рано или поздно, когда появляется большое число однотипных предметов, у кого-то возникает интерес к их собиранию.

Одним из них стал московский инженер Виктор Наумович Вильк. За 25 лет ему удалось собрать свыше 3 тысяч стальных перышек разного времени, разных стран и фирм-изготовителей, разного внешнего оформления — по форме, размерам, конфигурации, рисунку, цвету и другим атрибутам. Располагал коллекционер перья по странам на отдельных картонках — это, так сказать, одна из классификационных рубрик. По числу перьев на первом месте Германия и Англия — это они начали осваивать «писчую» целину, за ними следует Франция, далее Россия, Австрия, США, Венгрия, Чехословакия.

Современного человека коллекция перьев поражает, прежде всего, разнообразием размеров, форм, цвета; конфигурацией изгибов, прорезей, вырезов и отверстий; различными рисунками и надписями. Такое разнообразие вызвано, надо думать, соображениями конкурентной борьбы за рынок. В основном перья размерами одинаковы, однако встречаются и совсем маленькие, и преувеличенно большие — рекламные и сувенирные для привлечения внимания покупателей. С другой же стороны, разнообразие форм пера, в особенности его изгибов, отверстий и фигурных расщепов диктуется функциональным назначением — сделать перо как можно более гибким, мягким в работе, поспевающим за мыслью и рукой пишущего. «Стальное мягкое перо» — это из стихотворения «Бунин» Игоря Северянина… На одном из английских перьев имеется даже надпись – «эластичное».

Пишущий конец и по дуге изогнутый хвостовик, которым перо вставлялось в щель ручки такой же формы, — таковы традиционные перья. Но встречаются и другие — в виде довольно длинной трубочки с косым срезом и расщепом на пишущем конце — практически точная копия гусиных перьев (пример традиционности мышления создателей). Такие перья (изготавливались они, кстати, в разных странах), наоборот, надевались на ручку меньшего диаметра. Для крайних случаев, когда отсутствовала ручка, английская фирма “Перри” одно время выпускала перышко с прямым простеньким хвостовиком-лезвием. Такое вставить можно было даже в под руку подвернувшуюся щепку.

На небольшой поверхности пера изготовители старались помещать максимум полезной информации. Это в первую очередь — название предприятия и его фирменные знаки, часто город. На английских перьях мелькает надпись «Бирмингем». Город традиционно славился металлическими изделиями. В нем перьев в конце XIX в. 13 фирм выпускали ежегодно 200 млн. штук.

На перьях немецких мелькает петушок — фирменный знак «Браузе», а на российских — надписи «Русское общество», «Рига», «Грязев» (в угоду моде исконно русская фамилия по-французски оттиснута).

Часто им присваивались имена — «Нева», «Циклон», «Аргус», «Атлант», «Комета». Особенно хорошо это просматривается на русских перьях. Был выпущен целый ряд с надписями, как бы указывающими на предназначение — «всеобщее», «универсальное», «банкирское», «конторское», «биржевое», «служебное перо», «перо для училищ», «школьное московское перо». Та же тенденция наблюдалась и в других странах. Например, надпись на английском пере: «перо для правительственных учреждений».

Следует сказать, что поскольку появилось много видов перьев, еще в позапрошлом веке делались попытки как-то их стандартизировать. Отдельным типам перьев были присвоены определенные номера, под которыми они в одинаковом виде выпускались в разных странах. Широко известно перо № 86 — его помнят люди старшего да и среднего поколения, которые им пользовались в школе. А ведь такому перу не менее ста лет: в литературном музее Ф. Достоевского в Москве выставлена ручка 1880 г. — простенькая деревянная с перышком под этим самым номером, которая принадлежала писателю. Остроумный народец — школяры, не довольствуясь сухими номерами, они часто присваивали отдельным перышкам свои «фирменные» названия. Например, перо № 23 за изящество формы ласково именовалось «шкилетиком».

Надо думать, стандартизация в прошлом не была все же слишком строгой и всеобъемлющей, потому что многие перья так и не имеют номеров или на них оттиснуты разные буквы алфавита (возможно это «определяющие» внутрифирменные обозначения).

Между прочим, цифры не всегда означали определенный тип пера. В собрании коллекционера В.Н. Вилъка имеются целые наборы однотипных перьев с пишущими кончиками, заточенными по-разному — остро или тупо и с разными же цифрами на перьях, обозначающими толщину линии, выводимой пером на бумаге.

Но производители не ограничиваются фирменными знаками, названиями и «типоразмерными» пометками. Выпускается множество перьев с изображением различных символов, крестов, гербов и т.д. Излюбленными сюжетами (они пришли из Франции, Англии и Чехословакии) становились: перо в виде человеческой руки, держащей перо; перо — указующий перст; перо — рожица круглая с надписями «Мефистофель» или «луна».

Русское перо с надписью «копье» действительно напоминало по форме древнее оружие, а кончиком «Эйфелевой башни», естественно, французского производства, тоже можно писать. На одном из перьев изображено сердце, якорь и крест — что символически расшифровывается как «любовь, надежда и вера».

Для нас, пожалуй, наиболее интересными и познавательными в историческом плане являются памятные перья. В России, как и в других странах, пользовались популярностью перья с выдавленными на них портретами знаменитых людей, например, писателей: А С. Пушкина, JI.H. Толстого, И.С. Тургенева. Есть перья — «Петр Великий», «Александр II», «Бисмарк», «Иоанн Кронштадтский» и др. Вот перо «Патти», на нем рядом с именем выдающейся итальянской певицы Аделины Патти, неоднократно выступавшей триумфально в России во второй половине XIX в., изображен соловей (Патти изумительно исполняла знаменитый романс Алябьева). Перья посвящались историческим событиям: «Перо Победы 1812 г.» (в память победы над Наполеоном); «1888. В память чудесного спасения у ст. Борки» (напоминание об «удачном» для царской семьи крушении поезда); перо «19 февраля 1861 г.» с надписью по-французски «Освобождение» (так французская фирма откликнулась на манифест об освобождении от крепостничества крестьян Российской империи).

Привлекали покупателей и цветом — коллекции пестрят желтыми, красноватыми, серыми и даже синими перьями. Конечно, покрытие пера слоем латуни, бронзы, меди, алюминия, хрома, никеля или золота преследовало чисто утилитарную цель — предохранить его от ржавчины. На одном из английских перьев так и написано «антикоррозийное».

Разумеется, все это разнообразие — не одна лишь борьба за потребителя, но и желание удовлетворить вкусы и запросы покупателей. Вот еще один пример. Значительный процент людей — левши. Чтобы облегчить им в какой-то мере процесс писания, сделать его более удобным, фирмы разных стран выпускали перья с изгибом, причем некоторые были в форме изящной уточки.

Некоторые перья имели не прямой пишущий «носик», а слегка изогнутый — вправо или влево. Делалось это, видимо, в расчете на людей, несколько наклонявших перо в ту или иную сторону. Перо становилось удобным для привычной манеры письма.

Пишущий конец пера, особенно в начале использования, пока он несколько не сточится, царапает бумагу. Против этого было найдено средство: кончик, вернее два его острия, несколько выгнули в сторону бумаги, образовав как бы полушарие. Теперь перо «пошло» по бумаге не обрубленными концами, а маленькой полусферой, процесс писания таким пером стал более «гладким», бумага под ним не рвалась. Интересно отметить, что эти перья, как о том свидетельствуют надписи, долгое время назывались по-разному: перо с ложкообразным концом, шариковое перо, полусферическое перо.

Представлены в коллекции В.Н. Вилька и перья специального назначения, например, плакатные. Есть перья как бы сдвоенные и строенные — для проведения одновременно двух или трех параллельных линий. Даже «пятерное» есть — скорее всего, с его помощью линовались листы бумаги для записи музыкальных нот.

В России перьевое «дело» встало на ноги несколько позже, чем в Европе. Упомянутое рижское «Русское общество» развернуло свою деятельность в 60-е г. позапрошлого века (примерно в то же время такие фирмы образовались и в США). Долгое же время в продаже в России были импортные перья. Английские фирмы, поставлявшие товар на русский рынок, на перьях наряду с русскими надписями писали и названия английских фирм. Создавались и смешанные предприятия. Коллекционерам известны перья с надписями «Англо-русская компания стальных перьев».

У российских собирателей, по нашим сведениям, нет и каталогов действовавших когда-то фирм, так что даже время изготовления того или иного пера практически узнать невозможно. Лишь у некоторых памятных перьев «день рождения» более или менее ясен. Например, перо с датой «1897» и словом «Согласие» на французском языке, с двумя руками в пожатии, производства Русского общества «Рига», можно предположить, выпущено в память договора России с Францией.

Многие перья в коллекции вообще не идентифицированы — не известны ни страна, ни фирма изготовления. Как сообщалось в печати, во Франции, Бельгии, Англии есть клубы коллекционеров стальных перьев. Может быть, налаженное в будущем сотрудничество с ними поможет нашим собирателям, и коллекции их заговорят «в полный голос».

Читайте также: