Пескоструйная очистка металла от краски

Обновлено: 28.06.2024

Пескоструйная обработка – эффективная технология очистки металлических и других поверхностей от разных видов загрязнений. Обычно ее проводят перед нанесением нового лакокрасочного покрытия (ЛКП) на кузов автомобиля, а также для удаления ржавчины с металлоконструкций, хотя есть и иные сферы применения методики.

  • Суть и назначение технологии
  • Виды пескоструйных обработок
  • Типы оборудования для пескоструйной обработки
  • Разновидности абразивных материалов
  • Плюсы и минусы обработки
  • Главные правила обработки
  • Пескоструйная обработка кузова и кузовных элементов
  • Пескоструйная обработка узлов и агрегатов автомобиля
  • Пескоструй дисков
  • Пескоструйная обработка рам и прицепов
  • Пескоструй деталей мотоцикла
  • Очистка металла от коррозии
  • Удаление ЛКП
  • Использование пескоструйной установки в бытовых условиях
  • Очистка после пожара
  • Реставрация зданий
  • Очистка фасада и удаление граффити
  • Очистка кирпича
  • Реставрация гранита
  • Рисование на стекле и зеркалах

Пескоструйная обработка

Суть и назначение технологии

При выполнении пескоструйной обработки происходит очищение изделий, материалов от грязи, пыли, жира, формовочных смесей и покрытий при помощи абразивных веществ. Принцип методики основан на взаимодействии воздушно-абразивной смеси, подаваемой под давлением, с поверхностью основы, что приводит к отслоению расположенного сверху налета.

Для «разгона» абразива применяется специальное оборудование – пескоструйный аппарат с компрессором, который создает в системе нужное давление (обычно 6-9 атмосфер). После песок или иной абразив захватывается воздушным потоком и выбрасывается на рабочую поверхность. Скорость движения частиц очень велика: в среднем, она составляет 720 м/с.

Пескоструйная обработка позволяет качественно очистить металл, подготовить его к покраске или иному типу финишных работ. Более того, верхний слой изделия становится немного шероховатым, поэтому адгезия с ЛКП значительно повышается, срок эксплуатации возрастает.

Максимально долговечным будет покрытие после глубокой пескоструйной обработки, которая удаляет даже скрытые очаги коррозии и прочие дефекты основания. В промышленности пескоструи применяют также для качественного избавления от грязи, жировых пятен, для повышения надежности сварочных работ.

Виды пескоструйных обработок

Днище автомобиля

В зависимости от глубины и интенсивности обработки выделяют такие степени очистки материалов:

  1. Легкая. Убираются лишь крупные следы ржавчины, а также окалина, отслаивающаяся краска. По эффективности напоминает ручную обработку металлической щеткой.
  2. Частичная (выборочная). Обрабатывается не более 5-10% поверхности.
  3. Средняя. При визуальном контакте изделие выглядит чистым, но скрытые следы коррозии могут сохраняться (они составляют менее 10% площади).
  4. Глубокая. Все загрязнения и ржавчина полностью удаляются с поверхности. Расход абразивного вещества при такой обработке значительный.

Есть и иная классификация уровней очистки металла:

  • удаляющая – избавляет основание от грязи, старой краски, но часть черновых слоев может оставаться при условии, что они не мешают качественному нанесению последующих покрытий;
  • чистовая – загрязнений нет, есть умеренная шероховатость;
  • коммерческая – любые загрязнения, жир, окалина, следы точечной коррозии отсутствуют, возможно наличие небольших сколов, полосок.

Типы оборудования для пескоструйной обработки

На рынке представлено два вида аппаратов для абразивной очистки материалов. Мобильные установки имеют компактные размеры, поэтому легко перемещаются в любое место одним человеком. Обычно для работы требуется прочная защитная экипировка, ведь воздух в области аппарата сильно запыляется и становится опасным для здоровья людей.

Стационарные автоматические камеры представляют собой замкнутые пространства с необходимым оборудованием, расположенным внутри. Для оператора такие устройства безопасны, ведь он погружает в них только руки через специальные плотные перчатки. Благодаря наличию особой системы абразив в большинстве устройств можно применять повторно. Размеры обрабатываемых изделий ограничиваются габаритами камер: чаще всего в них входят только небольшие детали.

По принципу действия оборудование для пескоструйной обработки тоже различается. Вот основные категории пескоструев:

  1. Напорные. Особенностью работы является способ подачи абразивного материала – он идет по одному шлангу с воздухом, а не раздельно. Производительность таких устройств высока, но сильно зависит от мощности компрессора. Лучше всего применять напорные пескоструйные аппараты для очистки больших площадей.
  2. Инжекторные. Воздух и абразив поступают по разным рукавам, поэтому сопло подразделяется на два канала – воздушный и абразивный. Производительность таких установок намного ниже, поэтому обычно они используются в бытовых целях, для нанесения рисунков, для декоративной обработки или придания поверхности шероховатости.
  3. Вакуумные. Представляют собой подтип напорных аппаратов, но имеют некоторые конструктивные особенности. После выброса на обрабатываемую поверхность абразив засасывается внутрь посредством вакуума. Такие агрегаты применяются на порядок реже других из-за невысокой производительности.

Разновидности абразивных материалов

Фракции песка

Самым первым абразивом для обработки поверхностей служил песок: от него аппараты и получили свое название. Сейчас очистка металла производится при помощи песка и других, более современных и эффективных материалов. Они различаются по следующим физическим характеристикам:

  • твердость – обуславливает интенсивность обработки и ее скорость;
  • размер частиц – крупнофракционные материалы имеют более высокую ударную силу;
  • однородность – равномерную обработку поверхности обеспечивают только примерно одинаковые по размерам частицы;
  • форма – круглые элементы убирают загрязнения при прямом контакте с поверхностью, удлиненные действуют силой трения, зернообразные дают эффект полировки.

Абразивные материалы также классифицируют по происхождению:

  1. Природные. Группа включает разные виды песка – речной, кварцевый, пустынный, морской. Сейчас их применение ограничено, так как есть много более эффективных аналогов.
  2. Растительные. Это – разные косточки, шелуха, иные продукты переработки растений. Они действуют очень мягко и чаще всего применяются для очистки деликатных поверхностей.
  3. Промышленные. Могут быть на основе металла, продуктов его переработки или неметаллическими. Самый известный абразив этой группы – стальная дробь, которую можно применять многократно. Из неметаллических абразивов чаще всего используются стеклянное зерно и дробленая пластмасса, из отходных – шлак, корунд.

Плюсы и минусы обработки

Обработанная поверхность

Пескоструйная обработка имеет ряд достоинств:

  • быстрота очистки поверхностей, особенно, в сравнении с ручным воздействием;
  • отличное качество работы – воздушно-абразивная смесь гарантирует удаление абсолютно всех типов загрязнений и старых покрытий;
  • возможность самостоятельно регулировать тип очистки – это свойство достигается при изменении рабочего давления установки;
  • отсутствие вреда для металла – толщина изделия не меняется, равно как и иные параметры;
  • универсальность – пескоструйная обработка подходит практически для всех металлических изделий, а также для стекла, дерева, бетона и ряда иных материалов.

Недостатки у такой обработки тоже отмечаются. Если установка промышленная, оператору требуется пройти обучение. Для небольших бытовых устройств этот пункт можно пропустить, но ознакомление с мерами безопасности все равно является обязательным.

Цена хороших аппаратов довольно высока, особенно когда речь идет о стационарных камерах. Использование песка может быть опасным для здоровья, ведь мельчайшие частички песчаной пыли способны оседать в легких и вызывать тяжелые заболевания. Вместо песка лучше применять более современные абразивы, но они на порядок дороже.

Главные правила обработки

Получить действительно качественный результат обработки можно лишь при подборе хорошего оборудования, расходников и комплектующих. Абразивный материал должен идеально подходить для конкретного вида работ, иначе поверхность будет очищена недостаточно, либо окажется поцарапанной.

Чем выше производительность компрессора пескоструя, тем быстрее будет происходить очистка, а эффективность окажется большей. Необходимо выбирать установки с рукавами значительного диаметра, чтобы снизить потери давления. Муфты, соединители должны точно соответствовать диаметрам рукавов. Также следует уделить внимание качеству сопла – самые долговечные производят из карбида бора, правда, стоят они намного выше прочих.

Пескоструйная обработка кузова и кузовных элементов

Обработка кузова – наиболее востребованный вид работ с пескоструйным аппаратом. С ее помощью можно очистить поверхность от старой грязи, убрать следы окалины, краску, ржавчину. Также пескоструй помогает оценить степень поражения металла коррозией и выбрать оптимальный способ его восстановления.

Пескоструйная обработка узлов и агрегатов автомобиля

Чистка поверхности важных узлов, соединений и деталей машины при помощи пескоструя считается самым эффективным способом их защиты от повреждений. Кроме удаления ржавчины, пятен и старых покрытий, обработка помогает улучшить адгезию металла с грунтовкой, краской, лаком.

Пескоструй дисков

Пескоструйная обработка колесных дисков – популярная услуга в автомастерских. Она помогает удалить с основания все загрязнения, в том числе – застарелые и высокой плотности, убирает следы ржавчины и краски, в результате чего основа становится пригодной для реставрации. При помощи пескоструя можно избавить диски от первичного коррозионного воздействия (окалины), трудновыводимой точечной ржавчины, повысить прочность и внешнюю привлекательность. После применения пескоструя и нанесения порошковой краски диски будут выглядеть как новые.

Пескоструйная обработка рам и прицепов

ОБработка прицепа

Перед реставрацией и окрашиванием рам, прицепов обязательно осуществляется абразивная обработка, которая в будущем защитит металл от разрушающего действия коррозии. Особенно рекомендуется провести очистку пескоструем при наличии таких проблем:

  • загрязнения, вызванные влиянием высоких температур;
  • следы точечной или иной ржавчины;
  • плесень, грибок;
  • жирный налет, остатки нефтехимии;
  • начавшее разрушаться противокоррозионное покрытие.

Пескоструй деталей мотоцикла

Обработка мотоцикла

С использованием пескоструйной обработки можно без труда очистить различные детали мотоциклов от любых загрязнений. Чаще всего при ремонте техники осуществляют пескоструйную обработку таких узлов и элементов:

  • рама;
  • крылья;
  • маятник;
  • боковые крышки;
  • бак;
  • глушитель;
  • суппорты;
  • диски;
  • руль;
  • коляска, рама коляски;
  • траверс.

Очистка металла от коррозии

Очистка металла

В домашних условиях избавление металла от ржавчины чаще всего производят при помощи химических средств – так называемых преобразователей. Но эффективность их работы остается на невысоком уровне, если очаги коррозии множественные или глубокие. При наличии скрытых элементов их легко пропустить. Обычно удаляется лишь верхний слой ржавчины, и коррозионный процесс продолжает свое развитие.

Пескоструйная обработка убирает даже глубокое поражение металла ржавчиной, причем подходит для любых узлов, деталей, поверхностей. Желательно всегда подвергать изделия такой обработке перед нанесением нового защитного или декоративного покрытия.

Удаление ЛКП

Удаление краски

Для очищения лака, краски с небольших оснований можно использовать металлическую щетку или наждачку. Но ручная очистка от старого ЛКП на значительных по площади поверхностях будет затруднена и займет много времени. Лучше воспользоваться технологией пескоструйной обработки, которая имеет ряд преимуществ:

  • высокая скорость – за день реально удалить краску на 100 квадратных метрах поверхности и более;
  • универсальность – можно избавиться от любого типа лакокрасочного покрытия;
  • шлифовка и матирование – кроме устранения старой краски, лака, придания металлу чистоты до блеска на поверхности создаются микроскопические бороздки, что усиливает адгезию с новым слоем краски;
  • идеальный результат – благодаря пескострую можно убрать остатки лакокрасочных материалов даже в труднодоступных местах.

Использование пескоструйной установки в бытовых условиях

В специализированных магазинах представлены различные модели пескоструйных аппаратов, многие из которых хорошо подходят для применения в быту. Особой популярностью пользуются устройства марки Karcher, которые годятся для обработки любых площадей. Некоторые мастера называют пескоструи «фасадными пистолетами», ведь их часто используют в ходе работ по реставрации зданий.

В домашних условиях при помощи пескоструя можно очищать как ровные металлические основания, так и объемные конструкции из разных материалов. Лучше всего для быта подходят мобильные аппараты, которые имеют компактные размеры, легко перемещаются по территории. Управлять таким устройством может один человек, помощники ему не потребуются.

В качестве абразива в большинстве современных аппаратов применяется не только кварцевый песок, но и иные материалы. Важно, чтобы размер фракции соответствовал диаметру сопла, ведь частицы должны свободно проходить через отверстие насадки.

Очистка после пожара

Обработка металла, который пострадал от пожара, заключается в удалении нагара с поверхности изделий. Такой тип загрязнений формируется от действия высокой температуры и плохо убирается ручными способами. Зато пескоструйная очистка быстро очищает грязь, жир, воздействуя на металл потоком воздушно-абразивной смеси.

Удаление копоти после пожара пескоструем

Реставрация зданий

Пескоструйные работы при восстановлении старых и поврежденных строений, зданий весьма востребованы. Пескоструй позволяет продлить срок эксплуатации домов, используется при реставрации исторических объектов, применяется на отдельных этапах работ по постройке новых зданий.

Очистка фасада и удаление граффити

Избавление стен зданий от надписей и загрязнений также можно проводить при помощи пескоструя. Закрашивание рисунков чаще всего не дает должного результата, к тому же, для сохранения привлекательности фасад придется красить полностью. Зато при помощи пескоструйной обработки можно быстро и без лишних затрат удалить все надписи и грязь с дома, восстановив его «внешность».

Удаление граффити со стены

Очистка кирпича

Поддерживать красивый вид кладки тоже можно посредством пескоструйной обработки. Ее проводят регулярно, чтобы избавиться от налета, загрязнений, потемнений. Пескоструй позволяет удалить грязь даже из швов, пазов и иных труднодоступных участков.

Очистка фасада

Реставрация гранита

Гранит обеспечивает зданию прочность и эстетичность, но со временем стареет, темнеет и требует проведения реставрационных работ. Пескоструйная обработка – идеальный вариант для восстановления естественной красоты гранита. Абразивные частицы небольшой фракции вернут кладке блеск, удалят грязь и потертости, в результате здания и сооружения будут выглядеть как новые.

Реставрация гранитных плит

Рисование на стекле и зеркалах

Использование специальных насадок позволяет применять пескоструйные установки для рисования по стеклу, зеркальным поверхностям, а также деревянным и металлическим рамам подобных изделий. С помощью пескоструя можно снять старое лакокрасочное покрытие, придать сияние поверхности, а затем выполнить на ней оригинальный декор.

Работа пескоструем по стеклу

Пескоструйная обработка изделий пригодится в промышленности и быту. Многофункциональность, универсальность, простота работы с пескоструйной техникой делает ее востребованной в разнообразных занятиях, тем более, что для эксплуатации приборов не потребуется специальных навыков и знаний.

Пескоструйная обработка металла

Ручная многоэтапная подготовка поверхностей металлических изделий и конструкций к нанесению на них различного рода покрытий в промышленных масштабах уже давно кануло в Лету. Сейчас для этого существует высокоэффективная технология в виде пескоструйного оборудования. Рассмотрим, в чём особенность этой технологии, какова ее функциональность, на какие виды она подразделяется, что входит в состав основного оборудования.



Особенности и назначение

Пескоструйная обработка металла представляет собой процесс очистки поверхностей металлоконструкций и других металлических изделий от следов коррозии, нагара, старых покрытий (например, лаков, красок), окалин после сварки или резки, инородных отложений путём воздействия на них смеси воздуха с частицами абразивных материалов, подаваемой через сопло под высоким давлением к месту металлообработки. В результате этого происходит отделение либо полное стирание всего лишнего с поверхности металлического изделия, подвергаемого очистке.

Кроме того, частицы абразива при ударе о поверхность стирают не только посторонние вещества с неё, но и небольшую поверхностную часть самого металла, из которого выполнена обрабатываемая конструкция. После качественно выполненной работы с помощью пескоструйного оборудования на поверхности металлического изделия остаётся лишь чистый металл.

Однако стоит отметить, что жировые отложения, к сожалению, пескоструй удалить не в состоянии, так как они проникают слишком глубоко в металл. После проведения процесса поверхностной очистки пескоструйным аппаратом масляные пятна перед последующим покрытием следует обработать соответствующими растворителями, которые обезжирят такие места.



Область применения пескоструйного оборудования довольно широка:

  • заводская обработка металлических изделий и конструкций перед нанесением лакокрасочных покрытий на готовую продукцию;
  • во время ремонтных работ на основном оборудовании тепловых электростанций (для очистки трубок конденсаторных и бойлерных установок, внутренней поверхности всевозможных сосудов и трубопроводов, лопаток турбин);
  • в металлургическом производстве;
  • на авиационных заводах при изготовлении деталей из алюминия;
  • в кораблестроении;
  • при производстве зеркал и стекла со сложной текстурой;
  • в строительстве;
  • на станциях техобслуживания автомобилей и в мастерских, где производятся кузовные и рихтовочные работы;
  • в гравировочных мастерских;
  • при изготовлении металлокерамических протезов;
  • на предприятиях по гальваническим покрытиям;
  • после пескоструйной очистки возможна дефектовка металлических конструкций, эксплуатация которых должна производиться согласно нормативам ГОСТа.



В домашних условиях такое оборудование применяется пока нечасто – в основном собственниками частных домов и больших приусадебных участков с хозяйственными постройками. Оно бывает необходимо при очистке имеющихся поверхностей из металла перед их покраской или нанесением защитных средств.

Обзор видов

В целом существует 3 вида абразивной очистки металлических поверхностей, которые имеют определённые оценочные границы между собой: лёгкий, средний и глубокий. Рассмотрим краткую характеристику каждого вида.



Легкий

К лёгкому виду очистки металла относят удаление видимых загрязнений, ржавчины, а также отслоившейся старой краски и окалины. При осмотре поверхность выглядит довольно чистой. Никаких загрязнений быть не должно. Следы ржавчины могут присутствовать. Для этого вида очистки применяют в основном песок либо пластмассовую дробь при давлении смеси не более 4 кгс/см2. Обработку производят за один проход. Такой способ сравним с ручной очисткой при помощи металлической щётки.



Средний

При средней очистке добиваются более тщательной обработки металлической поверхности за счёт увеличения давления воздушно-абразивной смеси (до 8 кгс/см2). Средний вид обработки может считаться таковым, если на поверхности металла после прохода пескоструйного сопла остаётся следов коррозии всего лишь около 10% от всей площади. Возможно незначительное наличие окалины.



Глубокий

После глубокой очистки не должно оставаться никаких загрязнений, окалин, следов ржавчины. По сути, металлическая поверхность должна стать идеально чистой и ровной, практически вычищенной добела. Здесь давление смеси воздуха и абразивного материала достигает 12 кгс/см2. Расход кварцевого песка при этом способе увеличивается в разы.

По использованию рабочего материала в смеси различают два основных вида очистки:

  • воздушно-абразивная;
  • гидропескоструйная.



При первом используется сжатый воздух, перемешивающийся с различным абразивным материалом (не только с песком). Во втором рабочим компонентом является вода под давлением, в которую подмешиваются частички песка (чаще всего), бусинки стекла и мелкорубленый пластик.

Гидропескоструйная очистка отличается более мягким воздействием и более тщательной очисткой поверхности. Нередко этим способом можно вымыть даже масляные загрязнения.

Степени очистки

Используя метод абразивной очистки, можно добиться качественной обработки металлоконструкций не только перед их окрашиванием, но и перед нанесением покрытий иного характера, что применяются при монтаже или ремонте таких ответственных конструкций, как опорные и другие несущие элементы мостов, эстакад, путепроводов и прочих.

Необходимость использования пескоструйной предварительной очистки регламентирует ГОСТ 9.402-2004, в котором указаны требования к степени подготовки металлических поверхностей к последующим работам по окраске и нанесению защитных составов.

Специалисты различают 3 основные степени очистки металлических конструкций, оцениваемые визуальным способом. Перечислим их.

  1. Лёгкая степень очистки (Sa1). Визуально не должно остаться никаких видимых загрязнений и вспученных мест ржавчины. Не имеется мест с зеркальным эффектом металла.
  2. Тщательная очистка (Sa2). Оставшиеся окалины либо места ржавчины не должны отставать при механическом на них воздействии. Загрязнения в любом виде отсутствуют. Наличие местного блеска металла.
  3. Степень визуальной чистоты металла (Sa3). Полная чистота обработанной пескоструем поверхности, характеризующаяся металлическим блеском.

Какие абразивы используются?

Для проведения пескоструйных работ ранее использовались в основном различные виды природного песка. Особенно ценными являлись морской и пустынный, но сейчас их применение значительно сократилось по соображению безопасности работы с данным сырьем.

Теперь появились и другие материалы:

  • растительные (косточки, шелуха, скорлупа после соответствующей обработки);
  • промышленные (металлические, неметаллические отходы производства);
  • искусственные (например, пластмассовая дробь).



К металлическим промышленным материалам относятся гранулы и дробь, которую производят практически из любых металлов. Из неметаллических можно отметить стеклянное зерно, которое, например, применяют при проведении обработки поверхностей до тщательной степени очистки как воздушными, так и водяными устройствами пескоструя. Из числа материалов, получаемых из отходов металлургии, наиболее известен купершлак, часто используемый для тех же целей, что и стекло.

Для самой высокой степени чистоты применяются твёрдые абразивные материалы, например, электрокорунд или стальная дробь. Но стоимость такого абразива довольно высока.

Оборудование

В комплект лёгкого (непромышленного) оборудования для пескоструйных работ на основе воздуха (воды) входят:

  • компрессор (насос), создающий нужное для работ давление воздуха (воды);
  • резервуар, в котором происходит подготовка рабочей смеси воздуха (воды) с абразивным материалом;
  • сопло, являющееся изделием из высокопрочного материала;
  • соединительные шланги с крепёжными изделиями (хомуты, переходники);
  • щит управления подачей рабочих компонентов и абразива.



В промышленном масштабе такие работы производятся с применением более серьёзных машин и аппаратов, может использоваться даже станок для приготовления абразива. А также для проведения очистки металла имеются специальные камеры.

Правила и технология

Остаётся только узнать некоторые нюансы технологии проведения очистки и запомнить правила работы с пескоструйным оборудованием.

В первую очередь коснёмся правил техники безопасности при самостоятельном выполнении пескоструйных работ:

  • на месте производства очистки металла, кроме непосредственных участников процесса, не должно быть людей;
  • до начала работ проверить оборудование на исправность, шланги – на целостность и плотность в соединениях;
  • на работниках обязательно должен быть специальный костюм, перчатки, респиратор и защитные очки;
  • органы дыхания при работе с песком должны быть надёжно защищены, так как пыль от дробления песка может привести к тяжёлым заболеваниям;
  • перед засыпкой песка в бункер его необходимо просеять во избежание засорения сопла;
  • отрегулировать пистолет сначала на наименьшую подачу, а со временем добавлять ее до номинальной эффективности работы;
  • абразивный материал использовать повторно не рекомендуется при работе с мобильной установкой;
  • при работе пескоструем вблизи стен, других элементов здания или каких-либо устройств необходимо их защитить экранами из листов металла.



Лучше всего использовать в домашних условиях беспылевое оборудование, которое по безопасности приближается к гидравлическому аналогу. Его технология ничем не отличается от обычного воздушного пескоструя, только отработанный материал засасывается в специальную камеру, в которой очищается, подготавливаясь к повторному использованию. Такое устройство способно значительно уменьшить расход песка или другого абразивного материала, сокращая затраты на процесс очистки. Кроме того, пыли будет заметно меньше.

Такая технология обработки металлоконструкций даже допускает нахождение рядом с местом работы людей, не имеющих защитных средств.

Если работа производится с гидравлическим оборудованием, то регулировку количества абразива можно производить по ходу очистки начиная от наименьшей его подачи. Давление рабочей жидкости нужно держать в пределах 2 кгс/см2. Так лучше контролировать процесс обработки и регулировать подачу компонентов к месту очистки.

Пескоструйная очистка дисков в видео ниже.

Пескоструйная обработка: как быстро очистить кузов от краски и ржавчины. Секреты бизнеса


Если вы решили покрасить кузов автомобиля или другую поверхность, то сначала ее необходимо очистить от прежней краски, грязи и ржавчины. Универсальным инструментом здесь может выступить пескоструйная обработка.

Пескоструйная очистка — это холодная обработка поверхности обычным кварцевым песком (или иным абразивным материалом), распыляемым потоком воздуха. Частицы абразива за счет энергии сжатого воздуха разгоняются, набирают кинетическую энергию, а затем бьются о поверхность изделия и уже за счет своей энергии воздействуют на обрабатываемую площадь. Краска или ржавчина откалываются и улетают вместе с абразивом.

Тут надо понимать, что различные материалы переживают пескоструйную обработку по-разному. Фото, представленные ниже, наглядно показывают, как переносят воздействие песком автомобильный диск и дерево.



Слева — колесный диск грузовика, очищенный пескоструем. А так (справа) выглядит деревянная доска после воздействия пескоструем

Альтернативными абразивными материалами могут быть ореховая скорлупа, стекло, металлическая дробь, купершлак (отходы при производстве меди), сода. Подбор абразива зависит от свойств поверхности и доступности самого абразива. Как действуют различные абразивные материалы, сам видел на практике. Так, при мне археологам чистили выкопанные из земли фляжки времен Второй мировой войны содой. На производственной площадке противовесы у портовых погрузчиков обрабатывали дробью. А купершлак использовали друзья-маляры, прогоняя его через установку несколько раз.

Вот примеры того, с чем ко мне обращались автомобилисты.



Слева — сквозная дыра в полу автомобиля. Справа — «фартук» автомобиля очищен и покрыт кислотным грунтом

Время не пощадило кузов этого Volkswagen Golf 3: ржавчина и сквозные дыры под слоем антигравия и мастики. Чистить его специальной щеткой — работа долгая и неблагодарная.

В этом случае, чтобы удалить ржавчину, кузов локально обработали пескоструем. Желтое напыление (на фото) — кислотный грунт, который наносят на оголенный металл (чтобы он не заржавел, пока не попадет в малярную мастерскую).

С этим клиентом был связан и негативный опыт. В песок попал то ли камушек, то ли кусочек оторвавшегося металла — под воздействием мощной струи он вылетел и разбил стекло двери автомобиля. С тех пор мы всегда предупреждаем клиентов о возможных повреждениях. Кто-то после этого снимает стекла, кто-то прикрывает картоном. Некоторые клиенты меры предосторожности игнорируют — пару стекол в процессе мы побили.

Также надо понимать, что после очистки в салоне образуются «дюны», все полости и воздуховоды, сиденья и ковры — в песке.

Однажды пришлось обрабатывать платформу эвакуатора, которую разъела ржавчина. На тотальную обработку поверхности потребовалось шесть часов и 280 литров песка. Владельцу лишь оставалось привести в порядок платформу, поработав краскопультом.



Популярна процедура и у реставраторов. Как-то пескоструем обрабатывали ЛуАЗ-969 и ГАЗ-12 ЗИМ. ЛуАЗ был покрашен настолько неряшливо, что ЛКП с него просто сдувалось. ЗИМ удивил толщиной металла: как будто на кузов шли остатки проката после строительства бомбоубежищ и танков.



Наведывалась к нам в мастерскую и крупная техника. Как-то приезжал МАЗ на чистку рамы. Впервые увидел на практике, как у грузовика снимают и надевают колеса: за край колесо поднимают и ставят вертикально, затем с помощью рычага его немного приподнимают и накидывают на ось.


Конечно, готовили различные «мелкие» железки перед покраской.


Выезжали на очистку кузовов ретроавтобусов, корабельных пушек в музее, на производство грузовых прицепов, да много еще куда.

Много работы было проведено с кузовом этого VW Golf II. У машины и ее хозяина интересная история и сложный проект. Все днище кузова и подкапотное пространство мы очистили от краски и защитного покрытия. Затем из всех полостей кузова пылесосом удалили остатки песка. Если этого не сделать, то забившийся в щели песок наберет влагу, будут образовываться очаги ржавчины. После кузов подварили, нанесли грунт. Его жизнь продлена на ближайшие лет двадцать.



Наш участок по чистке работал только по выходным, красили порошком по вечерам в будни. Проблем с заказами не было. Два из трех клиентов шли по принципу «сарафанного радио», остальные приходили по размещенному в интернете объявлению. Периодически приходилось закрывать объявление — не справлялись с объемом. Услуга востребована — насколько знаю, и конкуренты завалены заказами.

Оборудование мастерской состоит из компрессора и пескоструйной установки. Но большинство начинают с того, что пытаются работать простейшим пескоструйным пистолетом за 1500 рублей из магазина запчастей и обычным поршневым компрессором.


В таком пистолете песок засыпается в бочонок, оттуда его и подхватывает поток проходящего воздуха. Собственно, это принцип работы краскопульта.

С позиции своего опыта скажу — это бесполезная игрушка, которой можно разве что сбить легкий налет ржавчины на небольшом участке. Некоторые автосервисы обрабатывают такой «техникой» кромки крыльев, когда те только начинают «цвести». Дешево и сердито! Серьезную ржавчину такой пистолет только пощекочет.

Существуют разные модификации таких пистолетов с различным расположением бачка, но суть их работы примерно одинакова.

Следующий уровень — уже полупрофессиональные изделия: напорные бачки. Многие делают их сами, что позволяет немного сэкономить. На фото представлен пример такой установки, взятый из интернета. Но есть и бачки заводского исполнения, которые продаются в крупных магазинах с инструментом. На DIY-маркетплейсах представлены продукты фирмы «Сорокин», Wiederkraft, «ОДА-Сервис» и других. Разброс цен от 10 000 до 25 000 рублей. Но к таким установкам нужен уже более производительный компрессор. Главной характеристикой будет расход воздуха, и чем он выше — тем дороже будет компрессор. Распространенные компрессоры с объемом ресивера порядка 100 литров и расходом воздуха в 400 литров в минуту стоят около 50 000 руб. Работать с ними можно, но это будет долго — придется все время ждать, когда компрессор накачает воздух в ресивер. Новые компрессоры для комфортной работы будут стоить уже от 200 000 рублей.


В целом комплекты из небольшого пескоструйного аппарата и компрессора со своими узкими задачами справляются. Обычно такими комплектами пользуются в автомастерских для чистки небольших деталей или локальных участков кузовов автомобилей. Плюс в том, что таким оборудованием можно работать в небольшом помещении или пескоструйной камере.

У самодельных, да и промышленных аппаратов главный минус — применение фактически сантехнических кранов. Все запорные части такой арматуры быстро изнашиваются потоком песка. Также не отличаются надежностью широко представленные поршневые компрессоры, которым приходится работать при высоком расходе воздуха нон-стоп.

Третий уровень — по-настоящему профессиональное оборудование, к которому я в итоге и пришел. Для работы на таком уровне понадобятся винтовой компрессор с дизельным приводом, пескоструйный аппарат, специальные шланги и пескоструйное сопло. Если не хотите убить работника, то нужен еще шлем с подачей воздуха и воздушный фильтр. А также то, что сможет все это возить на себе или таскать за собой, если есть планы работать на выезде. Все профессиональное оборудование продается в специализированных магазинах и стоит солидных денег.

Самая дорогая часть профессионального комплекта — винтовой компрессор, который должен поддерживать постоянное давление и расход воздуха. Работает он за счет дизельного двигателя. Вещь крайне надежная — говорю с позиции своей практики: работал почти без сбоев и зимой, и летом. У меня был Kaeser М70 без шасси. Индекс 70 говорит, что компрессор может обеспечить расход воздуха до 7 м³/мин. Цена такого компрессора в районе 1,5 миллиона рублей. Свой покупал у частника, который, в свою очередь, брал компрессор за границей в состоянии б/у за 300 000. Через три года я продал установку — за те же 300 000. По-настоящему качественное профессиональное оборудование в цене практически не теряет.


Но могу сказать, что данный компрессор был даже избыточен. Можно было купить меньший по габаритам и с меньшим расходом воздуха — до 5 м³/мин.

Лучшие производители компрессоров — Kaeser Kompressoren, Atlas Copco, Atmos, но многие мастерские работают и на ЗИФах. Я бы советовал покупать б/у компрессор именитого бренда из Европы.

В целом у пескоструйных аппаратов очень простая конструкция. Я пользовался продукцией компании «Пневмостройтехника», нареканий не было. Топовым брендом, производящим оборудование для пескоструя, считается Contracor. Цены разнятся от 40 000 до 130 000 рублей.

Работа с абразивами сильно, но не критично, изнашивает оборудование. Вот бочка после покупки и через год не самого активного использования.



Основные аксессуары: сопла, шланги, фитинги, шлем, очиститель воздуха для шлема, — обойдутся еще тысяч в 150.

Большая стоимость оборудования окупается его высокой надежностью.

Но минусом серьезной техники может стать место работы. Все оборудование надо где-то хранить, оно тяжелое и имеет большие габариты. Работать нужно либо на улице, либо иметь большой ангар, так как будут привозить крупные изделия — например, кузова грузовых машин.

Профессиональная дизельная установка будет слишком дорога при небольшом объеме работ. С другой стороны — если площадь очищаемой поверхности большая, то и бочка с компрессором нужны соответствующие.

Для тех, кто решит попробовать заработать на данной услуге, я бы посоветовал начать с полупрофессионального оборудования и заняться чисткой всякой мелочовки, на которую имеется устойчивый спрос. Оборудование стоит приемлемых денег и можно уложиться до 300 000 рублей за весь комплект. И уже в процессе работы станет ясно, имеет ли смысл расширять производство. Но надо понимать, что на уровне полупрофессионального оборудования невозможно заработать на хлеб с маслом и колбасой. Это может стать лишь дополнением к существующему делу, скажем, в малярном цехе.

Плюсом может служить вариант мобильного бизнеса — пескоструйщики со своим оборудованием сами могут выехать к клиенту.


Но по большому счету в пескоструйной обработке, по сравнению с другими видами очистки кузова и деталей, плюс только один: невысокая стоимость и быстрота выполнения услуги.

Ведь есть другие способы очистки металлических деталей — скажем, химическая. У конкурентов видел ванну с химией, куда деталь погружается полностью и отмачивается. Затем спецсредствами все смывается вместе с прежним лакокрасочным покрытием. Благодаря такой процедуре нет никаких проблем с изменениями привалочных плоскостей, нет и пыли. А вот ванны с химией для целого кузова автомобиля я встречал только в заграничных роликах на YouTube. В российских условиях в помощь — кисточка и мощь отечественных химических предприятий. Однако это долгое и утомительное занятие.


Хочу вспомнить шутку, которая ходила в компании владельцев старых VAG: востребованной будет услуга по погружению наших гнилых машин в ванну с WD-40 перед началом ремонта, требующего откручивания болтов и гаек.

Минусов «у пескоструя» хватает. И главный — вред для здоровья от работы с кварцевым песком. В первую очередь он вызывает болезнь (силикоз) легких. Совсем недавно были отменены санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.2.1327-03, которые запрещали проведение пескоструйных работ с применением сухого кварцевого песка. Так что мастерам надо серьезно думать о средствах защиты, лучше всего работать в шлеме с принудительной подачей воздуха.

Еще один минус для клиента: деформация тонкого металла. При ошибках с подбором давления крылья и плоскости дверей автомобиля после обработки будут выглядеть, как мятая бумага. Вот, например, как наша мастерская напортачила с обработкой тонкой защиты цепи велосипеда: металл сильно деформировался.


Следующий аргумент со знаком минус — истончение металла. Частицы песка отбивают не только требуемые ржавчину и краску, но и частицы металла. Вполне может случиться, что после чистки уже нельзя будет привариться к остаткам, так как металл станет толщиной с фольгу.

Ну и последнее, что я вынес из практики: глубокую коррозию, которая ушла внутрь металла, песком не выбить. Честно — «зараженный металл» уже не вылечить, только ампутировать.

Слышал еще аргументы про забеливание и запыление металла. Но это (на моей практике) не было критично.

Стоимость услуг у всех на рынке плюс-минус одинаковая. Для собственных расчетов мы приводили все к условной цене за час, куда входили:

  • Стоимость песка. Стандартный биг-бэг (тонна) с доставкой — 2500 рублей. За восемь часов работы можно потратить мешок. Затраты в час около 320 рублей.
  • Расход солярки до 4 литров в час. Сейчас она стоит 52 рубля за литр. Итого 208 рублей в час.
  • Работа оператора. 600–625 рублей за час.

Итого 1153 рубля чистых затрат за час. Цифры постарался привести к 2021 году. К удивлению, они не сильно поменялись с 2019 года.

Дальше идут мои субъективные расходы. Аренду я не считаю, у каждого она своя, мы периодически чистили что-то для владельцев территории и на этом расходились. Амортизацию считали примерно из расчета «месячный платеж по кредиту, разделенный на работы» — в районе 1000 рублей. И сверху накидывали прибыль 500 рублей в час. Получается, для нашей фирмы было выгодно работать в среднем за 2600 в час.


А дальше начинаются тонкости бизнеса. Держа в голове 2600 руб/ч, называешь клиентам цены, чтобы находиться в районе рентабельности. Играет роль множество факторов, главным из которых был размер изделий. За мелочовку можно называть цену выше и значительно превысить заработок 2600 рублей в час. С крупными изделиями (металлоконструкции, автомобильные кузова) надо быть аккуратными и понимать, что уйдет время на кантование и подготовку. Правильно скомпоновав работу, на мелочовке и крупных заказах можно выйти на требуемые 2600 рублей за час.

Как клиенты реагируют на эти цены? Нормально. «Пескоструек», работающих с физическими лицами, даже в большом городе мало. И клиенты выбирают сервис больше по месторасположению. Есть мифическая цена за квадратный метр чистки, к которой апеллируют клиенты, но она актуальна только для условной идеальной стены у юридического лица с заказом на несколько сот тысяч. После такого объяснения клиенты сдаются.

Ну а вообще после нескольких лет работы мы решили закрыться и распродать оборудование — в качестве дополнительного заработка это слишком малорентабельный и тяжелый бизнес.

Пескоструйная обработка автомобиля. 10 советов


Некоторые уже читали эту статью у меня в блоге и в сообществе "Кузовной ремонт", но т.к. пескоструй кузова практически напрямую связан с реставрацией авто — решил сюда тоже опубликовать.

После того как столкнулся с пескоструйной обработкой, решил написать небольшой отзыв, который основывается на моем опыте. Я не профи в данном вопросе, просто напишу с чем столкнулся лично я. Если есть гуру по данной теме, отпишитесь в комментариях, думаю многим будет полезно.
Перед тем, как я отдал авто на песок, я достаточно много прочитал про это. Многие не рекомендуют этого делать, т.к. снимается слой металла, песок потом сыпется до конца твоих дней и тд.

Конечно очистить кузов ручным способом менее вредно для железа, но я даже не представляю сколько надо потратить времени на то, чтобы вычистить все закаулочки и внутренние полости от краски (это еще ладно) и от ржи (в некоторые места тупо невозможно подлезть). Причем делать это корщеткой нельзя (почему см. яндекс), остается шкурка и химия, а потом все надо очистить, промыть и тд.

Короче я решил свой кузов песочить. Почему-то в голове нарисовалась картина, что я привезу кузов, там очистят и загрунтуют и через пару 3-4 дня я заберу готовый кузов в гараж. Как оказалось потом, данный процесс можно сравнить с хотьбой по лезвию ножа!)) Если что не так, то кузов зацветет сразу и везде – выход: опять песочить, но песочить два раза это самоубийство! Поэтому делать надо все четко, переделать возможности не будет.

В ходе поисков места где песочить выяснилось, что 90% пескоструйщиков работают с мостами, рамами грузовиков, кораблями и другими объектами, где толщина металла сантиметры! И про снятие минимального кол-во металла они не слышали. Берут песок покрупнее и вперед! (чем больше песок, тем быстрее идет работа). Про работу с плоскостями вообще молчу — при неграмотной работе их может повести волнами.

И еще учтите, что ВСЕМ пох** на твой кузов, на снятие слоя металла и на песок высыпающийся при грунтовании и на сроки хранения не загрунтованного кузова.

Пример:
Пятница.
Сергей кузов будет готов после пескоструя, но грунтовать будем в понедельник, выходные же.
А как же два простоя? Заржавеет?
Да нее… нормал все будет! =)

И ЕЩЕ важно! Все кто видит и ходит рядом, ВСЕ хотят потрогать отпесоченный кузов! ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ! Ржавеет уже через несколько часов. А если испачкали, то очистить тяжело, т.к. металл как шкурка и поры вычистить трудно. Грунт потом не ляжет и пойдет ржа.

В общем много еще чего можно понаписать, но не хочу долго никого грузить.

Итак советы при пескоструйке лично от меня основывающиеся на моем опыте:
1) Отдавать лучше в проверенное место по рекомендации.
2) Разговаривать лично с мастером и понимать его компетенцию в обработке ИМЕННО АВТОМОБИЛЬНОГО КУЗОВА. Он должен знать как, где и под каким углом, давлением и фракцией песка работать, чтобы наносить железу минимальный ущерб.
3) Смотрите прогноз погоды! Все работы проходят на улице. Никаких пасмурных дней и тд. Жара и сухо. При лучшем раскладе надо смотреть несколько дней подряд.
4) Рекомендуют закрывать резьбу болтами, чтобы ее не слизало песком. Я это сделал, но как оказалось ХОРОШИЙ мастер никогда ее не повредит.
5) Если вы все же закрыли резьбу болтами, то НЕ ЗАБУДЬТЕ выкрутить их перед грунтом. И необходимо тогда прочистить резьбу вручную.
6) Оставить все заглушки внутренних полостей, но ОБЯЗАТЕЛЬНО вытащить их и зачистить под ними вручную перед грунтом.
7) Использовать только качественные материалы, иначе вся работа пойдет насмарку.
8) Кузов отдавать в ПОЛНОСТЬЮ готовом виде для обработки. Никто мастику не отдерет (если это не оговорено) Если отдирают, то обязательно проверьте, как это сделали. Лишний кронштейн никто не будет откручивать.
9) Песок можно удалить из кузова только с помощью пылесоса и компрессора, иначе вы будете его гонять по кругу (проверенно).
10) ЛИЧНО ПРИСУТСТВОВАТЬ и ВСЕ ПРОВЕРЯТЬ иначе точно накосячат. Мастерам пофиг на вашу резьбу, заглушки, оставшийся песок, не открученные петли и тд.

После песка кузов надо обработать первичным грунтом. Это или кислотный или эпоксидный. ИЗУЧИТЕ ЭТОТ ВОПРОС ИНТЕРНЕТЕ КАК СЛЕДУЕТ! И выберите тот, который вам нужен! Как выяснилось, многие думают, что кислотный грунт удаляет ржавничу – это не так! Некоторые советуют на кислотный класть эпоксидный – ОБЯЗАТЕЛЬНО узнайте можно ли это делать у производителя ваших материалов. Только узнавайте НЕ у продавцов, а у представителей компании. А то, как мне продавец пытался всучить кислотник под DP40, что по технологии запрещено – он просто слезет.

Лично для себя понял, что все надо делать самому или хотя бы контролировать каждый шаг!

В идеале наверное делать частями. Отпесочил моторный отсек, протравил (если надо), очистил и тут же загрунтовал. И так далее кусками. Тогда металл будет находится минимум на открытом воздухе. Это дольше, но качество точно лучше. И хорошо все это делать со снятыми мостами на кантователе, чтобы потом не пришлось дочищать вручную места крепления к кузову.

Пескоструйные работы

Пескоструйная очистка (пескоструй, пескоструйка) — один из самых популярных методов удаления загрязнений с любых поверхностей, в том числе бетона, кирпича, дерева, металла и стекла. Наши сотрудники, вооруженные пескоструйными аппаратами, легко и непринужденно отчистят даже самые застарелые пятна нефтепродуктов, ржавчины, краски и нагара. Мы выполняем следующие виды работ:


Пескоструйная очистка металлов

Снимаем краску, штукатурку, нагар, коррозию и прочие загрязнения с металла, готовим его к новой покраске.

Обработка бетона и кирпича

Возвращаем стенам и фасадам презентабельный вид, очищаем их от копоти, плесени, мха, бетонного раствора, краски.



Очистка и покраска спецтехники

Очистка с помощью пескоструя и нанесенная с помощью аппарата безвоздушной покраски краска не только придаст автомобилю привлекательный внешний вид, но и защитит его металлические детали от коррозии, а также других негативных факторов.

Пескоструйная шлифовка деревянных срубов

За одну смену снимается до 400 м 2 старой краски, а впитываемость новых лакокрасочных средств улучшается.



Высотная пескоструйная обработка

Альпинисты со специальным снаряжением способны работать на любой высоте и поверхности.

Убираем продукты коррозии и загрязнения, повышаем общую прочность конструкции.



Набирающая популярность альтернатива более традиционному методу — нанесению жидких ЛКМ. Порошковое покрытие отличается повышенной плотностью и долговечностью.

Создание интерьеров в стиле лофт

Использование пескоструя придает кирпичным стенам красивую и атмосферную фактуру.


Цены на пескоструй

Пескоструйная обработка: преимущества способа

По сравнению с другими способами очистки поверхности пескоструйная обработка обладает следующими преимуществами:

  • высокая скорость работ — до нескольких квадратных методов в минуту;
  • мгновенный результат — к чистовой отделке можно приступать сразу после удаления загрязнений;
  • щадящая очистка — в ходе работ поверхность не повреждается;
  • длительная защита от новых загрязнений или коррозии;
  • достаточно широкий выбор абразивных составов для самых разных случаев;
  • мобильность оборудования;
  • возможность использования в качестве подготовительных работ перед нанесением краски или лака — так они будут держаться на поверхности гораздо дольше.


Технологии пескоструйной очистки

Классический принцип работы пескоструйных аппаратов заключается в подаче на обрабатываемую поверхность песка (или другого абразива) с потоком сжатого воздуха из компрессора. Своей эффективностью этот метод обязан высокой скоростью движения частичек абразива. Иногда вместо песка используется лед, не оставляющий после себя ни грязи, ни пыли, только талую воду. Этот метод является наиболее экологически чистым.

Инжекторный способ пескоструйной очистки применяется при работе с тонколистовыми материалами, которые могут погнуться при неаккуратном обращении. В этом случае скорость подачи абразива ниже, как и давление воздуха в компрессоре, поэтому воздействие получается более деликатным.


При мокрых пескоструйных работах вода либо содержится в абразивном составе, либо подается вместе с ним. Этот метод хорош полным отсутствием пыли, но без использования антикоррозийных добавок не подходит для обработки металлических поверхностей.

Самая производительная технология пескоструйной очистки — так называемая огненная. Абразив в этом случае подается с помощью реактивной струи, а не потока сжатого воздуха.

Подбор пескоструйного оборудования

Перед началом пескоструйных работ наши сотрудники в обязательном порядке изучают объект, ведь выбор того или иного оборудования зависит от материала поверхности и типа загрязнения. Определиться с используемым абразивом, давлением воздуха в камере компрессора и ее объемом необходимо заранее.

Если нужно очистить деталь небольших размеров, лучше всего использовать пескоструйную камеру. Это — стационарная установка, управляемая снаружи, в то время как предметы помещаются внутрь. Ее применение позволяет сократить до минимума любые загрязнения и максимально обезопасить оператора.

Для очистки поверхности большой площади (фасад, мостовая опора, корабельный борт) мы используем мобильные установки с большим объемом компрессора. В среднем за час они способны очистить около 15-20 квадратных метров.

5 типичных ошибок неопытных пескоструйщиков

Пескоструйная очистка — достаточно сложная работа, требующая профессионального подхода. На основе многолетнего опыта нашей компании мы выделили 5 основных ошибок, чаще всего совершаемых неопытными пескоструйщиками:

  1. Рукав располагается слишком далеко от сопла, что непредсказуемо изменяет траекторию движения абразивной струи.
  2. Сопло двигается вперед-назад, из-за чего страдает равномерность очистки.
  3. Следы последовательных струй не перекрывают друг друга, а существуют сами по себе.
  4. Абразив распыляется по чрезмерно широкой дуге.
  5. Сопло располагается под неправильным углом к поверхности. Этот показатель зависит от типа загрязнения: для снятия краски достаточно наклона в 40-60 градусов, для очистки основного слоя — 60-70, для удаления коррозии или окалины — 80-90.

Наши специалисты никогда не совершают подобных ошибок, так как занимаются своим делом уже много лет. Гарантируем быструю и качественную очистку любой поверхности в любых условиях.

Компания “СВ Строй” работает как с частными, так и с корпоративными клиентами. Выезжаем на заказы максимально оперативно, используем самое современное оборудование и чистящие средства.

Читайте также: