План конспект по химии металлы

Обновлено: 28.04.2024

  • благородные металлы (серебро, золото, платина);
  • щелочные металлы (металлы, образованные элементами IА группы периодической системы);
  • щелочноземельные металлы (кальций, стронций, барий, радий).

Простые вещества, обладающие металлическими свойствами, в химических реакциях всегда являются восстановителями. Положение металла в ряду активности характеризует то, насколько активно данный металл способен вступать в химические реакции (т. е. то, насколько сильно у него проявляются свойства восстановителя).

ВложениеРазмер
metally.doc 99.5 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Общие химические свойства металлов

  • благородные металлы (серебро, золото, платина);
  • щелочные металлы (металлы, образованные элементами I А группы периодической системы);
  • щелочноземельные металлы (кальций, стронций, барий, радий).

Простые вещества, обладающие металлическими свойствами, в химических реакциях всегда являются восстановителями . Положение металла в ряду активности характеризует то, насколько активно данный металл способен вступать в химические реакции (т. е. то, насколько сильно у него проявляются свойства восстановителя).

Ряд активности металлов

1. Чем левее стоит металл в этом ряду, тем более сильным восстановителем он является.

2. Каждый металл способен вытеснять из растворов солей те металлы, которые в ряду активности стоят после него (правее).

3. Металлы, находящиеся в ряду активности левее водорода, способны вытеснять его из растворов кислот.

4. Щелочные и щелочноземельные металлы в любых водных растворах взаимодействуют прежде всего с водой.

Взаимодействие с простыми веществами-неметаллами

1. Металлы взаимодействуют с кислородом, образуя оксиды.

Металл + кислород → оксид.

Например, при взаимодействии магния с кислородом образуется оксид магния:

2Mg 0 +O 0 2 →2Mg +2 O −2.

Магний горит на воздухе при 650°С с выделением большого количества света. При этом образуются оксиды и нитриды :

3Mg + N 2 → Mg 3 N 2

При взаимодействии с кислородом железо образует окалину – двойной оксид железа (II, III):

3Fe + 2O 2 → Fe 3 O 4

При взаимодействии с кислородом каждый щелочной металл проявляет свою индивидуальность: при горении на воздухе литий образует оксид , натрий – преимущественно пероксид , калий и остальные металлы – надпероксид .

4Li + O 2 = 2Li 2 O

2Na + O 2 = Na 2 O 2

Серебро, золото и платина с кислородом не реагируют.

2. Металлы взаимодействуют с серой, образуя сульфиды.

Металл + сера → сульфид металла.

Например, при взаимодействии цинка с серой образуется сульфид цинка:

Zn 0 +S 0 →Zn +2 S −2 .

3. Металлы взаимодействуют с галогенами (фтором, хлором, бромом и иодом), образуя галогениды .

Металл + галоген → галогенид металла.

Например, при взаимодействии натрия с хлором образуется хлорид натрия:

2Na 0 +Cl 0 2 →2Na +1 Cl −1 .

Железо реагирует с галогенами с образованием галогенидов. При этом активные неметаллы (фтор, хлор и бром) окисляют железо до степени окисления +3:

2Fe + 3Cl 2 → 2FeCl 3

Менее активный йод окисляет железо до степени окисления +2:

4. Активные металлы при нагревании реагируют с азотом, фосфором и некоторыми другими неметаллами.

Например, при взаимодействии лития с азотом образуется нитрид лития:

6Li 0 +N 0 2 →2Li +1 3 N −3 .

С азотом литий реагирует при комнатной температуре с образованием нитрида

С азотом алюминий реагирует при нагревании до 1000 о С с образованием нитрида :

6Fe + N 2 → 2Fe 3 N

С азотом, углеродом и кремнием медь не реагирует: Cu + N 2 ≠

С азотом цинк непосредственно не реагирует. Zn + N 2 ≠

При взаимодействии кальция с фосфором образуется фосфид кальция:

3Ca 0 +2P 0 →Ca +2 3 P −3 2.

3Zn + 2P → Zn 3 P 2

5. Алюминий реагирует с углеродом с образованием карбида алюминия :

4Al + 3C → Al 4 C 3

6. Щелочные металлы активно реагируют с водородом (очень активно). При этом образуются бинарные соединения — гидриды :

Щелочноземельные металлы реагируют с водородом при нагревании. При этом образуются бинарные соединения — гидриды . Бериллий с водородом не взаимодействует , магний реагирует лишь при повышенном давлении .

Хром и медь не взаимодействуют с водородом. Cr + H 2 ≠

Взаимодействие со сложными веществами

1. Щелочные и щелочноземельные металлы взаимодействуют с водой при обычных условиях, образуя растворимое в воде основание (щёлочь) и водород.

Активный металл + вода → щёлочь + водород.

Например, при взаимодействии натрия с водой образуются гидроксид натрия и водород:

2Na 0 +2H +1 2 O −2 →2Na +1 O −2 H +1 +H 0 2 .

2 Ca 0 + 2 H 2 + O = 2 Ca +2 ( OH) 2 + H 2 0

2Mg + 2 H 2 + O = 2 Mg +2 ( OH) 2 + H 2 0 (реакция идёт при нагревании)

2Al 0 + 6 H 2 + O → 2 Al +3 ( OH) 3 + 3 H 2 0

Медь в сухом воздухе и при комнатной температуре не окисляется, но во влажном воздухе, в присутствии оксида углерода (IV) покрывается зеленым налетом карбоната гидроксомеди (II):

2Cu + H 2 O + CO 2 + O 2 = (CuOH) 2 CO 3

Некоторые металлы средней активности реагируют с водой при повышенной температуре, образуя оксид металла и водород.

Например, раскалённое железо реагирует с водяным паром, образуя смешанный оксид — железную окалину Fe 3 O 4 и водород:

Zn 0 + H 2 + O → Zn +2 O + H 2 0

2Cr + 3H 2 O (пар) → Cr 2 O 3 + 3H 2

При обычных условиях железо с водой практически не реагирует. Раскаленное железо может вступать в реакцию при температуре 700-900 о С с водяным паром:

3Fe 0 +4H +1 2 O −2 → Fe 3 O 4 ( Fe +2 O −2 ⋅Fe +3 2 O −2 3 ) +4H 0 2 .

В воде в присутствии кислорода или во влажном воздухе железо медленно окисляется (корродирует):

4Fe + 3O 2 + 6H 2 O → 4Fe(OH) 3

2. Щелочноземельные металлы могут восстанавливать некоторые неметаллы (кремний, бор, углерод) из оксидов.

Например , при взаимодействии кальция с оксидом кремния (IV) образуются кремний и оксид кальция :

2Ca + SiO 2 → 2CaO + Si

Магний горит в атмосфере углекислого газа . При этом образуется сажа и оксид магния:

2Mg + CO 2 → 2MgO + C

3 . Mеталлы, стоящие в ряду активности металлов левее водорода, взаимодействуют с растворами кислот, образуя соль и водород.

Металл + кислота → соль + водород.

Например, при взаимодействии алюминия с серной кислотой образуются сульфат алюминия и водород:

2Al 0 +3H +1 2 SO −2 4 →Al +3 2 (SO 4 ) −2 3 +3H 0 2 .

Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2 ↑

4. Металлы реагируют с солями менее активных металлов в растворе, образуя соль более активного металла и менее активный металл в свободном виде .

Более активный металл + соль → соль более активного металла + менее активный металл.

Например, при взаимодействии железа с сульфатом меди ( II ) образуются сульфат железа ( II ) и медь:

Fe 0 +Cu +2 SO −2 4 →Fe +2 SO −2 4 +Cu 0 .

В растворе щелочные и щелочноземельные металлы будут взаимодействовать с водой , а не с солями других металлов.

5. Щелочные металлы могут реагировать даже с веществами, которые проявляют очень слабые кислотные свойства . Например, с аммиаком, ацетиленом (и прочими терминальными алкинами) , спиртами , фенолом и органическими кислотами .

Например , при взаимодействии лития с аммиаком образуются амиды и водород :

2Li + 2NH 3 = 2LiNH 2 + H 2 ↑

Ацетилен с натрием образует ацетиленид натрия и также водород :

Н ─ C ≡ С ─ Н + 2Na → Na ─ C≡C ─ Na + H 2

Фенол с натрием реагирует с образованием фенолята натрия и водорода :

2C 6 H 5 OH + 2Na → 2C 6 H 5 ONa + H 2 ↑

Метанол с натрием образуют метилат натрия и водород :

2СН 3 ОН + 2Na → 2 CH 3 ONa + H 2 ↑

Уксусная кислота с литием образует ацетат лития и водород :

2СH 3 COOH + 2Li → 2CH 3 COOOLi + H 2 ↑

Щелочные металлы реагируют с галогеналканами (реакция Вюрца).

Например , хлорметан с натрием образует этан и хлорид натрия :

2CH 3 Cl + 2Na → C 2 H 6 + 2NaCl

6. Алюминий – амфотерный металл, поэтому он взаимодействует с щелочами . При взаимодействии алюминия с раствором щелочи образуется тетрагидроксоалюминат и водород :

2Al + 2NaOH + 6H 2 O → 2Na[Al(OH) 4 ] + 3H 2 ↑

Алюминий реагирует с расплавом щелочи с образованием алюмината и водорода :

2Al + 6NaOH → 2Na 3 AlO 3 + 3H 2 ↑

Эту же реакцию можно записать в другом виде (в ЕГЭ рекомендую записывать реакцию именно в таком виде):

2Al + 6NaOH → NaAlO 2 + 3H 2 ↑ + Na 2 O

При взаимодействии цинка с раствором щелочи образуется тетрагидроксоцинкат и водород :

Zn + 2KOH + 2H 2 O = K 2 [Zn(OH) 4 ] + H 2

Цинк реагирует с расплавом щелочи с образованием цинката и водорода :

Zn + 2NаОН (крист.) Nа 2 ZnО 2 + Н 2

В отличие от алюминия, цинк растворяется и в водном растворе аммиака:

Zn + 4NH 3 + 2H 2 O → [Zn(NH 3 ) 4 ](OH) 2 + H 2

Простое вещество железо восстанавливает железо до степени окисления +2 при взаимодействии с соединениями железа +3:

2Fe(NO 3 ) 3 + Fe → 3Fe(NO 3 ) 2

2FeCl 3 + Fe → 3FeCl 2

Fe 2 (SO 4 ) 3 + Fe → 3FeSO 4

Медь окисляется оксидом азота (IV) и солями железа (III)

2Cu + NO 2 = Cu 2 O + NO

2FeCl 3 + Cu = 2FeCl 2 + CuCl 2

Металлы с азотной и концентрированной серной кислотой

концентрированной азотной кислотой

8Na + 10HNO 3 (конц) → N 2 O + 8NaNO 3 + 5H 2 O

Cu + 4HNO 3(конц.) = Cu(NO 3 ) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O

Zn + 4HNO 3(конц.) → Zn(NO 4 ) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O

Cr + 6HNO 3 → Cr(NO 3 ) 3 + 3NO 2 + 3H 2 O

Fe + 6HNO 3(конц.) → Fe(NO 3 ) 3 + 3NO 2 ↑ + 3H 2 O

С разбавленной азотной кислотой

10Na + 12HNO 3 (разб) → N 2 +10NaNO 3 + 6H 2 O

4Ca + 10HNO 3 (конц) → N 2 O + 4Сa(NO 3 ) 2 + 5H 2 O

10Al + 36HNO 3 (разб) → 3N 2 + 10Al(NO 3 ) 3 + 18H 2 O

3Cu + 8HNO 3(разб.) = 3Cu(NO 3 ) 2 + 2NO + 4H 2 O

Fe + 4HNO 3(разб.гор.) → Fe(NO 3 ) 3 + NO + 2H 2 O

с очень разбавленной азотной кислотой

8Na + 10HNO 3 = 8NaNO 3 + NH 4 NO 3 + 3H 2 O

4Ba + 10HNO 3 → 4Ba(NO 3 ) 2 + NH 4 NO 3 + 3H 2 O

8Al + 30HNO 3(оч.разб.) → 8Al(NO 3 ) 3 + 3NH 4 NO 3 + 9H 2 O

4Zn + 10HNO 3(оч. разб.) = 4Zn(NO 3 ) 2 + NH 4 NO 3 + 3H 2 O

с концентрированной серной кислотой

8Na + 5H 2 SO 4(конц.) → 4Na 2 SO 4 + H 2 S + 4H 2 O

4Ca + 5H 2 SO 4(конц.) → 4CaSO 4 + S + 5H 2 O

2Al + 6H 2 SO 4(конц.) → Al 2 (SO 4 ) 3 + 3SO 2 + 6H 2 O

Cu + 2H 2 SO 4(конц.) → CuSO 4 + SO 2 + 2H 2 O

При нагревании гранулированного цинка

Zn + 2H 2 SO 4(конц.) → ZnSO 4 + SO 2 + 2H 2 O

Порошковый цинк реагирует с концентрированной серной кислотой с образованием сероводорода , сульфата цинка и воды :

План конспект по химии металлы

Металлы, как и все химические элементы, имеют три формы существования: атомы, простые и сложные вещества. Из 118 элементов периодической системы к металлам относят 96.

Общие физические свойства металлов.

Физические свойства металлов обусловлены металлической кристаллической решёткой и металлической химической связью. Напомним, что для металлов характерны металлический блеск, пластичность, высокая электро- и теплопроводность, рост электрического сопротивления при повышении температуры, а кроме того, такие практически значимые свойства, как ковкость, твёрдость, магнитные свойства.

Металлы — твёрдые при обычных условиях вещества (кроме ртути, которая становится твёрдой и ковкой при низких температурах).

Металлы пластичны и тягучи, кроме хрупких висмута и марганца. Из меди, алюминия, олова, а также золота изготавливают тончайшие листы — фольгу. Золотая фольга может иметь толщину около 100 нм! Такую фольгу используют для золочения предметов интерьера, стен и потолков, изделий из гипса, дерева, металла, стекла и пластика.

Все металлы имеют металлический блеск, большинство из них серебристо-белого или серого цвета. Из-за того, что стронций, золото и медь поглощают в большей степени близкие к фиолетовому цвету короткие волны и отражают длинные волны светового спектра, эти металлы окрашены в светло-жёлтый и медный цвет. Очень тонкие листки серебра и золота имеют совершенно необычный вид — они представляют собой голубовато-зелёную фольгу, а мелкие порошки металлов кажутся тёмно–серыми и даже чёрными. И только порошки магния и алюминия сохраняют серебристо-белый цвет.

В технике металлы принято классифицировать по различным физическим свойствам:

Металлы принято делить на чёрные (железо и его сплавы) и цветные (остальные металлы и сплавы). Соответственно называются и отрасли металлургической промышленности: чёрная и цветная металлургия.

Важнейшими продуктами цветной металлургии являются титан, вольфрам, молибден и другие металлы, которые могут использоваться в качестве специальных легирующих добавок для производства сверхтвёрдых, тугоплавких, устойчивых к коррозии сплавов, широко применяемых в машино– и станкостроении, в оборонно–космической отрасли.

Современные композиционные материалы, выполненные на основе керамики или полимеров, становятся сверхпрочными, если укреплены металлическими нитями из молибдена, вольфрама, титана, специальных сталей и т. д.

Химические свойства металлов.

Во всех реакциях простые вещества — металлы проявляют только восстановительные свойства.


  1. Металлы взаимодействуют с неметаллами, образуя бинарные соединения. По правилам ИЮПАК названия этих соединений образуются в соответствии со схемой:

Так, с очень активными неметаллами (галогенами, серой) металлы образуют соединения, которые молено рассматривать, как соли бескислородных кислот: 2Na + Сl2 = 2NaCl

Если металл проявляет переменные степени окисления, подобная соль имеет состав, который зависит от окислительных свойств неметалла. Например, железо энергично взаимодействует с хлором, образуя хлорид железа(III): 2Fe + 3Сl2 = 2FeCl3

При взаимодействии железа с серой, окислительная способность которой ниже, чем у галогенов, продуктом реакции является сульфид железа(II): Fe + S = FeS

  1. При взаимодействии металлов с кислородом образуются оксиды или пероксиды:

Оксиды в этом случае имеют основный или амфотерный характер:
2Mg + O2 = 2MgO
4Аl + 3O2 = 2Аl2O3

Эти реакции сопровождаются выделением большого количества теплоты и очень ярким пламенем, поэтому применяются для изготовления сигнальных ракет, фейерверков, салютов и других пиротехнических средств. Поэтому обращение с ними требует строгого соблюдения правил техники безопасности.

Продуктом горения железа в кислороде является смешанный оксид 3Fe + 2O2 = Fe3O4

  1. Металлы — простые вещества, образованные элементами IA– и IIА–групп, в полном соответствии с названием этих групп взаимодействуют с водой с образованием щёлочи и водорода. В общем виде эти реакции можно записать так:

2М + 2Н2O = 2МОН + Н2↑, где М — щелочной металл

М + 2Н2O = М(ОН)2 + H2↑, где М — Mg или щёлочноземельный металл.

Для характеристики химических свойств металлов важное значение имеет их положение в электрохимическом ряду напряжений:

К, Са, Na, Mg, Al, Zn, Fe, Sn, Pb, (H2) , Cu, Hg, Ag, Au

Вспомните известные вам из курса основной школы два вывода:

  • взаимодействие металлов с растворами кислот происходит, если металл находится в ряду напряжений левее водорода;
  • взаимодействие металлов с растворами солей происходит, если металл находится в ряду напряжений левее металла соли.

Лабораторный способом получения водорода:
Zn + 2НСl = ZnCl2 + H2
Zn 0 + 2H + = Zn 2+ + H2 0

Аналогично протекает реакция металлов и с органическими кислотами:
2СН3СООН + Zn —> (CH3COO)2Zn + Н2
2СН3СООН + Zn –> 2СН3СОO – + Zn 2+ + Н2 0

Реакция между цинком и раствором сульфата меди(II) протекает согласно уравнению:
Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Сu
Zn 0 + Сu 2+ = Zn 2+ + Сu 0

Подчеркнём, что в этом случае металл может находиться в ряду напряжений и после водорода, но не после металла соли. Например, реакция замещения серебра медью:
Cu + 2AgNO3 = Сu(NО3)2 + 2Ag
Cu 0 + 2Ag + = Cu 2+ + 2Ag 0

В завершение рассмотрим ещё одно характерное не для всех металлов свойство, которое называется металлотермия. Такие активные металлы, как алюминий, кальций, магний, литий, способны взаимодействовать с оксидами других металлов. Для того чтобы началась такая реакция, смесь активного металла и оксида металла (её называют термитной) необходимо поджечь. После этого процесс сопровождается выделением большого количества теплоты и света (отсюда и название процесса). Металлотермию применяют для получения и более ценных металлов: 2Аl + Сr2О3 = Al2O3 + 2Сг

Химия металлов (таблица)

Металлы

Конспект урока по химии в 11 классе «Металлы». В учебных целях использованы цитаты из пособия «Химия. 11 класс : учеб, для общеобразоват. организаций : базовый уровень / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М. : Просвещение». Выберите дальнейшее действие:

Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества - металлы"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Нижнекамский муниципальный район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10

с углубленным изучением отдельных предметов»

«Простые вещества – металлы»

Разработала: учитель химии

Тема: Простые вещества – металлы

1. Расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения атомов металлов, расположения металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строения кристаллической металлической решетки и металлической химической связи.

2. Познакомить с общими физическими свойствами металлов.

3. Научить характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.

1. Развитие общеучебных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать и делать выводы).

2. Развитие познавательной активности, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания.

3. Формирование научной картины мира.

1. Способствовать развитию интереса к предмету.

2. Воспитание трудолюбия, внимательности.

Оборудование: компьютер, проектор.

Методы работы: рассказ, беседа, структуры сингапурских методов обучения.

I. Организационный момент.

Приветствие, подготовка учащихся к уроку. Парты расставлены по парам, ученики сидят по 4 человека за столом. Столы пронумерованы.

II. Актуализация знаний.

В Древнем Египте считали все, что металлов – всего 7!

Семь металлов создал свет по числу семи планет

Медь, железо, серебро… дал нам космос на добро.

Злато, олово, свинец… всем им Ртуть – родной отец.

  • Ребята, вы прослушали стихотворение, в котором говорится о теме сегодняшнего урока. Сформулируйте тему урока.
  • Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о металлах. Запишите в тетрадях тему урока «Простые вещества – металлы».

2. Актуализация ранее изученных знаний

  • Обратите внимание на тему урока. Понятия «простые вещества» и «металлы» нам уже знакомы. Давайте вспомним, какие вещества называются простыми?

Ответ: Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются простыми веществами.

Ответ: Строение металлов, расположение в Периодической системе элементов металлов, металлическую химическую связь.

- Заполните колонку «ДО» в таблице, которая перед вами (Сингапурская структура «Эй-ар-гайд»). (Отводится 2 минуты) (Приложение 1)

  • Теперь, положите листочки на край стола, вернемся к этому заданию в конце урока.
  • Вспомним расположение металлов в ПСХЭ.

Если провести диагональ от элемента бора В (порядковый номер 5) до элемента астата At (порядковый номер 85), то слева внизу под этой диагональю в Периодической системе все элементы являются металлами, кроме этого металлами являются все элементы побочных подгрупп. Справа вверху над диагональю находятся элементы неметаллы (исключая металлы побочных подгрупп).

  • Каких элементов в Периодической таблице Д.И. Менделеева больше?

Ответ: В Периодической таблице Д.И.Менделеева больше металлов .

  • Зарисуйте в тетради схему с доски. (Приложение 2)
  • Из 110 элементов Таблицы Д.И.Менделеева 88 металлы и лишь 22 неметаллы.

Слева направо по периоду металлические свойства и Rатома уменьшаются.

Сверху вниз по группе металлические свойства химических элементов и Rатома увеличиваются.

- Сколько всего электронов у металлов на внешнем энергетическом уровне?

Ответ: От 1 до 3 электронов на внешнем энергетическом уровне.

- Зная, что металлы имеют сравнительно большие радиусы атомов и небольшое количество электронов на внешнем энергетическом уровне, ответьте, к чему стремятся атомы металлов?

Ответ: Атомы металлов стремятся к отдать электроны с внешнего энергетического уровня.

- Во что превратятся атомы металлов, отдавшие электроны?

Ответ: Атомы металлов превращаются в положительно заряженные ионы.

- Простые вещества, которые образуют элементы – металлы, при обычных условиях, являются твердыми кристаллическими веществами, кроме ртути, свинца.

Вспомним строение кристаллической решетки металлов.

Ответ: В узлах металлической кристаллической решетки находятся положительные ионы и атомы металлов (атом-ионы), а между ними – свободные электроны. Эти электроны свободно перемещаться. Свободные электроны имеют отрицательный заряд и притягивают положительно заряженные ионы металлов. Поэтому кристаллическая решетка металлов является устойчивой.

- Правильно , в металле постоянно существуют атомы, ионы и свободные электроны. Составьте на доске схемы металлической химической связи для Na, Mg , Al.

Вызываются по очереди ученики к доске, а все остальные выполняют в тетрадях.

  • Проверьте свои записи.
  • Вспомните, как называется связь между положительными ионами металлов и свободными электронами в кристаллической решетке металлов?

Ответ: Металлическая связь.

  • Свободные электроны внутри металлической кристаллической решетки могут переносить теплоту и электричество, отражать световые волны, поэтому они являются причиной главных физических свойств металлов – высокой электро- и теплопроводности.

III. Изучение нового материала.

Начинаем изучать «Физические свойства металлов».

- Сейчас мы будем изучать физические свойства металлов, которые вы должны перечислить в тетради. При этом запишем сведения с экрана.

1. Твердость – все металлы при обычных условиях твердые вещества, кроме ртути. ( Просмотр видео «Ртуть» )

По твердости металлы делятся на мягкие и твердые. Самый твердый из металлов – хром, который может царапать стекло. Самые мягкие – щелочные металлы и свинец (Демонстрация видео «Щелочные металлы – Литий, натрий, калий») . Щелочные металлы хранят в особых условиях: литий в вазелине из-за своей низкой плотности, натрий в керосине, керосин в стеленной баночке, баночка в асбестовой крошке, асбест в жестяной баночке, жестяная баночка в сейфе.

2. Пластичность, ковкость – это свойство металлов изменять свою форму при ударе. Прокатываться в тонкие листы и вытягиваться в проволоку. Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью.

Самым пластичным из драгоценных металлов является золото. Один его грамм можно вытянуть в проволоку длиной 2км. Демонстрация учащимся алюминиевую фольгу.

3. Металлический блеск – все металлы обладают металлическим блеском. Электроны, заполняющие межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают как стекло. Самые блестящие металлы – это ртуть и серебро. Из ртути изготавливали в средние века знаменитые «венецианские зеркала», современные зеркала изготавливают из серебра.

4. Металлы звенят – это свойство используется для изготовления колоколов, музыкальных инструментов и т.д. самые звонкие металлы – это золото, серебро и медь.

Демонстрация звона золотого обручального кольца, подвешенного на женском волосе. При ударе по нему деревянной палочкой (карандашом) слышен очень долгий высокий и чистый звук.

5. Тепло- и электропроводность – металлы, характеризующиеся высокой электрической проводимостью, обладают и высокой теплопроводностью. Лучшие проводники серебро, медь, золото, железо, алюминий.

  • Если самый лучший проводник – серебро, то почему электрические провода из него не делают?

Ответ: Высокая стоимость этого металла.

Худшей тепло-, электропроводностью обладают ртуть, свинец вольфрам.

6. Температура плавления металлов изменяется в широких пределах. Самый легкоплавкий металл – ртуть (t 0 пл. = -38.9 0 С), самый тугоплавкий – Вольфрам (t 0 пл. = 3380 0 С).

7. Плотность металлов тоже изменяется в широких пределах. Металл с наименьшей плотностью – литий 0,53*10 3 кг/м 3. Металл с наибольшей плотностью осмий 22,48*10 3 кг/м 3 .

8. Аллотропия - способность атомов одного ХЭ образовывать несколько простых веществ – модификации.

Рассказ учителя про аллотропные модификации олова.

  • А теперь немножко отдохнем. Внимательно смотрите на экран, на нем будут появляться названия химических элементов. Если на экране – металл, вы должны встать, если нет – продолжаем сидеть (Сингапурская структура «Тейк оф тач даун»). Внимание на экран!

А теперь вернемся снова к таблицам, которые мы заполняли в начале урока. Только теперь заполните колонку «После». (Дается время – 2мин)

  • Зачитайте мне ваши результаты, стол №…. участник №… (так учитель спрашивает у нескольких учеников)
  • В конце проверим, что вы усвоили на сегодняшнем уроке. Для этого возьмите лист А4, которые у вас на столах. Сложите в 4, потом сложите уголок и раскройте лист. (Сингапурская структура «Модель Фрейера») (Приложение 3)

(Дается 10 минут)

Теперь за каждым столом по очереди зачитайте ваши ответы («Сингл раунд робин»). (На каждого ученика по 30 секунд)

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА – МЕТАЛЛЫ.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Данный урок проводится в 8 классе (базовый уровень), из раздела программы «Простые вещества». Этот урок первый в разделе, поэтому он является связующим звеном между двумя разделами. Данный урок позволяет продолжить формирование знаний обучающихся о строении вещества, развивает кругозор о разнообразии веществ. Изучая материал о физических свойствах и применении металлов, обучающиеся развивают устную речь, учатся формулировать вывод о взаимосвязи строения веществ и их свойств, свойств веществ и их применения. Задания, подобранные на уроке, воспитывают у обучающихся взаимовыручку и учат делать самооценку.

ВложениеРазмер
plankonspekt_uroka_po_khimii_v_8_klasse_konkurs.doc 84.5 КБ
prostye_veshchestva_-_metally.pptx 242.63 КБ

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА – МЕТАЛЛЫ.

Ушакова Галина Леонидовна,

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Степное»

Энгельсского района, Саратовской области

По результатам данного урока обучающиеся должны:

- знать (понимать) химическую символику (знаки химических элементов металлов), химические понятия (вещество, химическая связь, атом);

- уметь называть атомы химических элементов металлов, объяснять закономерность изменения свойств элементов металлов в пределах малых периодов и главных подгрупп, использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Материал данного урока способствует развитию компетентностей, а именно:

- информационно – коммуникативная деятельность (использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации);

- рефлексивная деятельность (владение навыками контроля и оценки своей деятельности);

- познавательная деятельность (использовать для познания различные методы).

Тема: Простые вещества – металлы.

Цель: сформировать представления о физических свойствах металлов.

1. Образовательные: систематизировать сведения о физических свойствах металлов; научить сравнить физические свойства металлов; п родолжить формирование знаний учащихся о строении вещества

2. Развивающие: п родолжить развитие кругозора учащихся о разнообразии веществ, научить использовать знания о физических свойствах металлов при применении металлов; развивать устную речь учащихся;

3. Воспитательные: приучать к аккуратной работе в тетради, работе с реактивами с соблюдением ТБ, развивать коммуникативные способности, воспитывать взаимовыручку, умение делать самооценку, критически относится к оценке своих знаний.

4. Цели исследовательской работы:

Сделать вывод о применении металлов в соответствии с их свойствами.

5. Общеучебные цели:

Формировать умения наблюдать, делать выводы, составлять схемы, сравнивать

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок с использованием элементов исследовательской деятельности, проблемной ситуации, компьютерной презентации.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

Формы организации: диалог, монолог, полилог.

Методы и методические приемы: общенаучные (наблюдение, прогнозирование), словесные (рассказ, беседа, дополняемая работой с текстом), наглядные (демонстрация таблиц, презентаций, коллекций).

Литература для учителя и для учащихся:

- Габриелян О.С. Настольная книга для учителя, М, «Блик плюс», 2000

- Габриелян О.С. Химия, 8 класс, М, ООО «Дрофа», 2010

-Горковенко М.Ю., Поурочные разработки по химии, М, «ВАКО», 2004

- Денисова В.Г., Мастер – класс учителя химии, М, «Глобус», 2010

- Ким Е.П., Химия, 8 класс, Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2012

- Ким Е.П., Химия, 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С.,в 2 ч., Саратов:Лицей, 2007

- Пышнограева И, Справочник школьника,М,Филологичекое общество «СЛОВО», 2005

- Титова И.М., Уроки химии,8 класс., Санкт-Петербург, «КАРО», 2002

- Мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриеляна, М, ООО «Дрофа», 2011

Средства обучения: 1. Презентации «Металлы», «Использование металлов в быту»

2. Набор химических веществ металлов, Коллекция «Металлы»

3. Настенные таблицы

4. Электронные материалы по теме «Металлы»

Технологическая карта урока

Самоопределение к деятельности. Орг. момент (1 мин)

Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм.

Подготовка класса к работе.

Личностные, регулятивные, коммуникативные

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Анализ контрольной работы (6 мин.)

Учащимся предлагается анализ контрольной работы по теме «Строение веществ».

Обращает внимание на особенности электронного строения атомов металлов. Атомы металлов содержат на внешнем уровне небольшое число электронов (1-3), имеют относительно небольшой радиус атомов (т.к расположены в начале периодов)

Учащиеся слушают учителя, обращая внимание на выполнение 2 задания.

Выполняют задание: записать схемы образования связи для Са и СаF 2 .

Постановка учебной задачи (9 мин)

Активизирует знания учащихся

  1. обращаясь к классу с вопросом: где и как используются изделия из металлов? Учащимся предлагаются посмотреть результаты исследования активных учеников об использовании предметов, изготовленных из металлов, в быту, представленных в виде презентации. Вспомнить физические свойства металлов (из курса физики) и объяснить применение металлов в соответствии с их свойствами. ( приложение 5 )
  2. Да тема нашего урока: Простые вещества – металлы.

1.Учащиеся приводят примеры из собственного опыта, сведения из дополнительной литературы.

2. Учащиеся рассматривают презентацию, объясняя на конкретных примерах, из какого металла изготовлено изделие и на каких физических свойствах основано применение.

3.Ставят цель и формулируют тему урока. Мы сегодня говорим о свойствах металлов и их применении.

Построение проекта выхода из затруднения (15 мин)

Учитель предлагает рассмотреть физические свойства металлов по плану:

  1. Агрегатное состояние
  2. Температуры плавления и кипения
  3. Твердость
  4. Плотность металлов
  5. Электро- и теплопроводность
  6. Ковкость, пластичность, прочность
  7. Металлический блеск, непрозрачность, используя в качестве наглядного пособия образцы некоторых металлов (медь, цинк, железо, алюминий, магний и др), плакаты по кристаллическим решеткам металлов, диаграммы электропроводности, температур плавления и др. ( приложение6 )

Вывод: Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой.

Ребята, вам известно, что металлы расположены в начале периодов, но общей картины расположения у нас нет, тк мы с вами изучали, только главные подгруппы. Обращает внимание ребят на периодическую систему химических элементов и сообщает, если провести диагональ от элемента бора (№5) до элемента астата (№85), то ниже диагонали все элементы являются металлами , а также четные ряды больших периодов состоят из металлов

От каждой пары выступает один человек, используя наглядность, другие учащиеся делают записи в тетради.

«Металлическая кристаллическая решетка».

Формулируют вывод: по диагонали и над ней расположены неметаллы.

ВСЕГО ЭЛЕМЕНТОВ – 110.

Первичное закрепление (4 мин)

Задание для учащихся:

  1. Рассмотреть коллекцию металлов и описать агрегатные состояния металлов.
  2. Используя предметные картинки уделить внимание применению металлов в соответствии с их свойствами.
  3. Дает домашнее задание.

Учащиеся выполняют задания в двух группах. Отвечает один от группы.

Записывают д/з (п.13, зад 1,3)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин)

Учащимся предлагается тестовый контроль с частью А,Б. и ответ на экране для самопроверки и выставления оценки на полях.

Учащиеся выполняют тест с использование периодической системы химических элементов, сами проверяют свою работу и выставляют себе оценку на полях.

Рефлексия деятельности (итог) (2 мин)

Какие вопросы мы сегодня рассмотрели на уроке?

Какие из этих вопросов показались наиболее трудными?

Какую оценку вы бы себе поставили за работу на уроке?

Могут ли пригодиться приобретенные знания о металлах в вашей жизни?

Учащиеся принимают участие в беседе, отвечая на два вопроса, на третий вопрос показывают оценку в качестве светового сигнала: «красный» - отлично; «синий» - хорошо; «зеленый» - удовлетворительно.

- Агрегатное состояние (все металлы при обычных условиях являются твёрдыми веществами, кроме ртути)

- Температуры плавления и кипения ( В зависимости от температуры плавления металлы условно делятся на:
1) Легкоплавкие (температура плавления до 1539°С).
К легкоплавким металлам относятся: ртуть — температура плавления —38,9°С; галлий — температура плавления 29,78°С; цезий — температура плавления 28,5°С; и другие металлы.
2) Тугоплавкие (температура плавления выше 1539 С).
К тугоплавким металлам относятся: хром — температура плавления 1890°С; молибден — температура плавления 2620°С; ванадий — температура плавления 1900°С; тантал — температура плавления 3015°С; и многие другие металлы.
Самый тугоплавкий металл вольфрам — температура плавления 3420°С.

- Твердость ( Металлы различаются по своей твердости:
— мягкие: режутся даже ножом (натрий , калий , индий );
— твердые: металлы сравниваются по твердости с алмазом, твердость которого равна 10. Хром — самый твердый металл, режет стекло.

- Плотность металлов ( В зависимости от своей плотности металлы делятся на:

Легкие (плотность не более 5 г/см )

К легким металлам относятся: литий , натрий , калий , магний , кальций , цезий , алюминий , барий.
Самый легкий металл — литий 1л, плотность 0.534 г/см3.

Тяжелые (плотность больше 5 г/см3).

К тяжелым металлам относятся: цинк , медь , железо , олово , свинец , серебро , золото , ртуть и др.
Самый тяжелый металл — осмий , плотность 22,5 г/см3.

- Электро- и теплопроводность ( Теплопроводность и электропроводность уменьшается в ряду металлов:

Аg Сu Аu Аl Мg Zn Fе РЬ Hg

Для всех металлов характерна металлическая кристаллическая решетка: в ее узлах находятся положительно заряженные ионы, а между ними свободно перемещаются электроны. Наличие последних объясняет высокую электропроводность и теплопроводность, а также способность поддаваться механической обработке.

ТЕСТ для контроля.

  1. Жидкий металл при комнатной температуре
  1. Fe 2) Hg 3) Au 4) Li
  1. Среди перечисленных веществ укажите те, которые являются металлами: 1) Si 2) Be 3) B 4)Al 5)K 6) Ar 7) S 8) Sn. Ответ дайте в виде последовательности цифр в порядке возрастания.
  2. Неправильное суждение
  1. Все металлы обладают ковкостью
  2. Все металлы обладают металлическим блеском
  3. Все металлы обладают электропроводностью
  4. Все металлы – летучие вещества
  1. Какие из приведенных утверждений верны?

А. Атомы металлов имеют небольшое (1-3) число электронов на внешнем уровне.

Б. Для металлов характерно два вида связи: ионная и металлическая.

1) верно утверждение А

2) верно утверждение Б

3) Верны утверждения А и Б

4) Оба утверждения неверны

  1. Установите соответствие между металлом и его свойством. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующей буквам по алфавиту.

А) Ag 1) наиболее легкоплавкий

Б) Pd 2)наиболее электропроводный

В) W 3)наибольшая плотность

Г) Na 4)наибольший блеск

Образовательные ресурсы, необходимые для проведения урока

- Учебные ресурсы ( учебник, справочник, методические материалы, коллекции)

- Электронные ресурсы (презентации, мультимедийно е приложение к учебнику)

Конспект урока по химии на тему "Металлы"

-Рассмотреть положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов.

- Изучить общие физические свойства металлов;

Развивающие:

-совершенствовать умение учащихся самостоятельно получать знания.

- развивать творческую деятельность при закреплении материала.

Воспитательные:

-Развивать интерес к предмету.

-Развивать взаимосвязь между предметами.

-Развивать знания о применении химии в быту.

-Развивать познавательную деятельность через эксперимент.

-Учить правильному обращению с лабораторным оборудованием и реактивами при выполнении лабораторных работ.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Метод обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, лабораторная работа.

Организационные формы : беседа, практическая и самостоятельная работы.

Оборудование и реактивы:

-периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

-Металлы: цинк, железо, медь.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

· Анализ учебной информации.

· Раскрытие межпредметных связей между химией, физикой, биологией.

· Анализ и составление обобщающих выводов.

План урока

2.Изучение нового материала

Ход урока

I.Организационный момент

II.Изучение нового материала

Предложены предметы: гвоздь, лампочка, ложка, зеркало, ножницы, заколка для волос.

Что объединяет все эти предметы?( Металлы)

Георг Агрикол в 1556 г. сказал: « Человек не может обойтись без металлов. Если бы не было металлов,люди волочили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей».

Итак, мы сегодня будем говорить о металлах.

Тема: Положение металлов в периодической системе, строение их атомов и физические свойства. (запись в тетрадь)

Как вам уже известно из курса химии 8 класса, хим. элементы делят на 2 группы: металлы и неметаллы. Из 109 элементов 88 это Ме и 21 неМе. Как в таблице обозначены МЕ. и неМе.?

В Периодической системе Менделеева каждый период, кроме первого ( он включает в себя два элемента — неметалла – водород и гелий ), начинается с активного химического элемента-металла. Эти начальные элементы образуют главную подгруппу 1 группы и называются щелочными металлами. Свое название они получили от названия соответствующих им гидроксидов, хорошо растворимых в воде, – щелочей.

Атомы щелочных металлов содержат на внешнем энергетическом уровне только один электрон, который они легко отдают при хим-их реакциях, поэтому являются восстановителями ( схема литий) Так как сверху вниз метал. свойства увеличиваются, значит и восстановительные свойства щелочных металлов усиливаются от лития к францию.

Следующие за щелочными металлами элементы, составляющие главную подгруппу 2-ой группы, также являются типичными металлами, обладающими сильной восстановительной способностью ( их атомы содержат на внешнем уровне два электрона)(схема кальций). Из этих металлов кальций, стронций, барий и радий называютщелочноземельными металлами. Такое название эти металлы получили потому, что их оксиды, которые алхимики называли «землями», при растворении в воде образуют щелочи.

К металлам относятся и элементы главной подгруппы 3-ей группы, исключая бор.(схема алюминий)

По таблице определите МЕ в следующих группах: напомните как в таблице определить МЕ?( по цвету)

Из элементов главных подгрупп следующих групп к металлам относят: в 4-ой группе германий, олово, свинец ( первые два элемента – углерод и кремний – неметаллы), в 5-ой группе сурьма и висмут ( первые три элемента-- неметаллы), в 6-ой группе только последний элемент – полоний – явно выраженный металл.

В главных подгруппах 7 и 8 групп все элементы – типичные неметаллы.

Что касается элементов побочных подгрупп, то все они металлы.

Таким образом, условная граница между элементами – металлами и элементами – неметаллами проходит по диагонали бор – астат. МЕ сосредоточены в левом нижнем углу.

Атомы металлов имеют сравнительно большие размеры ( радиусы), поэтому их внешние электроны значительно удалены от ядра и слабо с ним связаны.( пример с родственниками двоюродные и троюродные. С какими из них общаетесь чаще? Конечно с двоюродными. Так и у МЕ. Ближние электроны притягиваются сильнее к ядру, а дальние слабее, вот они и легко отрываются. ( показать строение атомов на примере лития, калия, бария).

Отсюда вытекает самое характерное химическое свойство всех металлов – их восстановительная способность, т.е.Способность атомов легко отдавать внешние электроны, превращаясь в положительные ионы. ( схема). Металлы не могут быть окислителями,то есть атомы металлов не могут присоединять к себе электроны.

Вывод ( в тетрадях):

1. небольшое число электронов на последнем энергетическом уровне (1-3);

2. большой атомный радиус (т.к металлы расположены в начале периодов)

3. металлы восстановители.( запись на доске)

Особенности кристаллической металлической решетки и мет. связи. Физические свойства металлов.

Дана схема мет. решетки:

что находится в узлах этой решетки?

(в узлах металлической решетки располагаются атомы и положительные ионы металлов, связанные посредством обобществленных внешних электронов, которые принадлежат всему кристаллу).

Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой.

Демонстрация коллекции металлов. Образцы некоторых металлов можно выдаются на столы учащимся: железо, свинец, алюминий, цинк. На стол щелочные ме и ЩЗМ.

Рассмотрим с вами образцы предложенных металлов и запишем их физические свойства

Учащиеся отмечают общие физические свойства металлов: металлический блеск, высокая электро- и теплопроводность, твердость, пластичность. (записать свойства в тетрадь)

Начнем по порядку:

1.Что такое пластичность?

Способность расплющиваться от удара или вытягиваться в проволоку под действием силы составляет основное свойство МЕ.( пример: алюминиевая фольга, проволока алюм. и медная ).

2.А чем обусловлено это свойство?

Высокая электрическая проводимость МЕ обусловлена присутствием в их кристаллических решетках подвижных электронов, которые направленно перемещаются под действием электрического поля.

3.Как вы думаете какие МЕ хорошо проводят электрический ток? ( лучшие серебро, медь, алюминий; худшие марганец, ртуть).

Теплопроводность МЕ, тоже вызвана высокой подвижностью свободных электронов.

Где мы можем наблюдать это свойство МЕ? (кастрюля алюминиевая и керамическая).

4.Металлический блеск - МЕ хорошо отражают от своей поверхности световые лучи.

Какие МЕ блестят? (алюминий, ртуть) но в виде порошка теряют блеск, имея серую или черную окраску (железо, марганец) показать!

Цвет МЕ какой? В основном серебристый или белый.

А почему золото и медь желтого цвета?

Есть еще свойства, характерные для МЕ, которые тоже представляет интерес для промышленности:

1. твердость (самый твердый — хром, мягкие — МЕ режутся ножом)показать!

2. плотность делятся на: легкие (плотность меньше 5 это ЩЕ,ЩЗМ, алюминий);

тяжелые (больше5 осмий).

3.Если металл плавится ниже 1000 гр.С, его называют легкоплавким, если выше, называют тугоплавким. Цезий плавится в руках температура 29 гр.; тугоплавкий вольфрам температура 3390 гр.; используется в лампах при изготовлении нитей накаливания.

На партах есть рисунок лампы, там не только вольфрам, но и другие Ме.

Подумайте и скажите: почему именно эти МЕ используются для изготовления ламп?( 3мин) собрать!

4. Все металлы при обычных условиях являются твердыми веществами ( благодаря свободным электронам, которые связывают все атомы и ионы в единое целое), кроме ртути.

Таким образом на уроке :( 2 мин.)

1. рассмотрели положение МЕ в таблице, на основе строения их атомов сделали вывод о том, что МЕ восстановители, отдают электроны.

2. на примерах изучили физические свойства МЕ.

3. оценивание учащихся

I II .Закрепление:

Викторина . «Немного о металлах»

1. Что означает выражение «металл, принесенный в жертву «рыжему дьяволу»?»

2. Какой металл назвали « металлом консервной банки»?(олово)

3. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно — кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковые, но вот посуда разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров? (серебро)

Почему говорят « быстрый как ртуть?» ( ртуть жидкий металл при комнатной температуре)

Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название хим. элемента 1 группы?(медведь

1. С каким из перечисленных веществ реагирует соляная кислота:

2.При взаимодействии соляной кислоты с каким металлом выделяется водород:

3. Какой из индикаторов при взаимодействии с раствором кислоты способен изменить окраску с фиолетовой на красную:

4.Каков тип реакции взаимодействия кислоты с активными металлами:

5. Раствором какого вещества можно нейтрализовать пораженный кислотой участок кожи:

1) раствором мыла,

2)раствором борной кислоты,

3) раствором питьевой соды?

I V.Домашнее задание : §39, с.141 №5, №6.

V. Рефлексия

Выявляется степень выполнения учебных целей.

(Ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?

Были ли моменты непонимания?

Смогли ли мы их разрешить в ходе разговора?

Назовите самые удачные ответы ваших товарищей.

Что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?)

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения.

Читайте также: