План урока обработка металлов

Обновлено: 28.04.2024

Цель урока: Формирование знаний учащихся о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей. Тип урока: комбинированный. Оборудование: образцы сталей, таблицы по термообработке сталей, тиски, печь муфельная, образец из незакаленной стали, напильники.

ВложениеРазмер
"Классификация и технология обработки металлов" 27.95 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока "Классификация и технология обработки металлов"

Цель урока : Формирование знаний учащихся о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование : образцы сталей, таблицы по термообработке сталей, тиски, печь муфельная, образец из незакаленной стали, напильники.

Организация учебной деятельности.

Проверка количества учащихся;

Выяснить знания учащихся в области металлургической промышленности:

  1. Где производят металл?
  2. Из чего производят металл?
  3. Назовите примеры металлургических предприятий города, страны?
  4. Какие виды продукции получают из металлов?
  5. Вспомните, какими свойствами обладают металлы?

Объявление темы и цели урока.

Изучение нового материала.

  • На ранней стадии развития человечества использовались природные материалы– дерево, кость, камень.

Следует отметить, что с помощью камня около 500 тыс. лет назад люди стали добывать огонь.

Использование огня для обжига глины при изготовлении предметов домашней утвари породило начало керамической технологии.

Следующим этапом развития стало использование металлов. Первыми применялись те, которые встречались в природе в чистом, самородном виде.

  • Прежде всего это медь, начало её применения относиться к седьмому тысячелетию до нашей эры.

В четвертом тысячелетии до нашей эры начали применять сплавы: преобладали уже металлические инструменты из бронзы – сплавы меди с другими металлам, в первую очередь с оловом, имеющие лучшие свойства, чем чистая медь.

  • Важнейшим этапом развития стало использование железа и его сплавов. В середине

ХIХ века осваивается конвертерный метод производства стали, а концу века – мартеновский.

Сплавы на основе железа и в настоящее время являться основными конструкционными материалами.

М е т а л л ы – материалы, обладающие высокой теплопроводностью, электрической проводимостью, блеском, ковкостью и другими характерными свойствами.

С п л а в ы – Сложные вещества, являющиеся сочетанием какого-либо простого металла (основы сплава) с другими металлами или неметаллами.

Виды металлов и сплавов:

  • Чёрные (железо и его сплавы);
  • Цветные (все остальные металлы и их сплавы).

Железоуглеродистые сплавы – Сплавы железа с углеродом и некоторыми другими элементами (марганцем, фосфором, серой и т.п.)

Виды железоуглеродистых сплавов:

  • Чугун выплавляют из руды в доменных печах, а сталь – из чугуна в металлургических печах разных конструкций;
  • Углерод в чугуне может находиться в химическом соединении с железом или в свободном состоянии – в виде частиц графита: пластинок, зёрен, хлопьев или шариков.

Чугун выплавляют из руды в доменных печах, а сталь – из чугуна в металлургических печах разных конструкций.

Углерод в чугуне может находиться в химическом соединении с железом или в свободном состоянии – в виде частиц графита: пластинок, зёрен, хлопьев или шариков.

Термин “металл” происходит от греческого слова “металлон”, которое в свою очередь родилось от латинского “металлум” В переводе означает “шахта, руда, рудник”. Одно из значений термина “сталь” в немецком языке переводится как “резец”. Это говорит, об использовании стали для резания материалов.

В глубокой древности люди познакомились с железом, которое содержалось в метеоритах. Египтяне называли этот металл небесным, а греки и жители Северного Кавказа – звёздным. Метеоритное железо вначале ценилось гораздо выше золота. Железные украшения носили в то время самые знатные и богатые люди.

Общая классификация сталей:

По способу производства;
По назначению;
По химическому составу;
По качеству.

Классификация сталей по способу производства:

  • Получают в мартеновских печах. Способ предложил в 1864 г. французский Металлург Пьер Мартен;
  • Получают в конвертерах – стальных сосудах грушевидной формы. Бессемеровский процесс разработал в 1855-1856 гг. английский изобретатель Генри Бессемер, томасовский – в 1978 г. английский металлург Сидни Томас;
  • Выплавляют в электропечах. Это наиболее совершенный способ получения стали. Его предложил в 1802 г. русский физик и электротехник Петров .

Классификация сталей по назначению:

Конструкционные
Инструментальные;
Специальные с особыми свойствами.

Классификация сталей по химическому составу:

  • Углеродистые стали;
  • Легированные стали.

Углеродистые стали – сплавы железа с углеродом (до 2 %),в состав которых входят обычные примеси: кремний, марганец, сера, фосфор и др.

Легированные стали – сплавы, в состав которых, кроме железа, углерода (до2%) и обычных примесей, входят легирующие элементы (хром, никель и др.).

Основной показатель качества стали – наличие в ней вредных примесей: серы, фосфора, кислорода, азота и др. Чем меньше в стали вредных примесей, тем выше ее качество.

Классификация легированных сталей

  • Конструкционные;
  • Инструментальные;
  • Специальные с особыми свойствами.

Начало производству легированной стали в

России положил русский металлург Аносов. Ему удалось проникнуть в тайну кузнецов Древнего Востока – найти секрет изготовления булатной стали, узорчатого сплава с необычайно высокой твёрдостью и упругостью.

Термин “легирование” произошёл от немецкого слова, означающего “сплавлять”, а оно, в свою очередь, было образовано от латинского, означающего “связываю, соединяю»

Маркировка сталей (плакат с условными обозначениями некоторых видов сталей).

Продукция из разных видов сталей:

Углеродистая сталь – 0,4-2% углерода.

Конструкционная углеродистая сталь обыкновенного качества (Ст1,Ст2,Ст5…). Из нее изготавливают гайки, болты, листовой прокат и др.

Качественная конструкционная углеродистая сталь (05,08,10,20…). Из нее изготавливают зубчатые колеса, валы, оси и др.

Инструментальная углеродистая сталь (У10,У11,У12…): зубилы, ножницы по металлу, напильники.

Легированные стали ( стали с добавлением других элементов во время плавки металла для изменения физических и механических свойств).

Легирующие добавки в сталях обозначают буквами: Х- хром, В- вольфрам, Н- никель, М- молибден и т.д. Например: 40ХН- 0,4% углерода и по 1% хрома и никеля.

РАСШИФРУЙТЕ МАРКИРОВКУ СТАЛЕЙ:

  • 12ХНЗА–
  • 19ХГН–
  • 15Х25Т–
  • 08Х21Н6М2Т-
  • 09Х16Н15М3Б -

Легированные стали применяют для изготовления рессор, пружин, фрез, плашек, метчиков, сверл и т.д.

Познакомимся с термической обработкой сталей и ее видами:

Термическая обработка сталей (термообработка) - она необходима для изменения свойств металлов с помощью теплового воздействия.

Закалка . Металл нагревают до определенной температуры (например, до 750 градусов), выдерживают, а за тем быстро охлаждают в воде, масле или водных растворах солей. Закалка повышает твердость и прочность стали, но вместе с тем и хрупкость .

Отпуск. Служит для уменьшения хрупкости стали после закалки. Отпуск представляет собой нагрев остывшей закаленной стали до определенной температуры (например, до 400-500 градусов) с последующим охлаждением в воде или на воздухе. Отпуск повышает пластичность стали.

Отжиг. Служит для снижения твердости стали. Заготовку нагревают до определенной температуры, выдерживают и медленно охлаждают (часто вместе с печью).

На предприятиях термообработку материалов выполняют рабочие - термисты.

Проводить перечисленные виды термообработки можно в школьной мастерской, пользуясь муфельными печами небольшого размера.

“Ознакомление с термической обработкой стали”

  1. Закрепите в тисках образец из незакаленной стали и проведите по ней несколько раз напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости незакаленной стали.
  2. Поместите образец в муфельную печь, нагретую до 800 градусов, и выдержите15-20 минут
  3. Опустите образец в воду или масло.
  4. Закрепите в тисках образец из закаленной стали и попытайтесь обработать его напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости закаленной стали.
  5. Поместите образец в муфельную печь, нагретую до 400-500 градусов, и выдержите 15-20 минут, после чего охладите его в воде или на воздухе.
  6. Опилите образец в тисках и сделайте вывод о его обрабатываемости после отпуска.
  1. Сколько углерода содержится в углеродистой стали?
  2. Чем отличаются углеродистые стали от легированных?
  3. Зачем нужна термическая обработка сталей?
  4. Какую продукцию выпускают металлургические предприятия?
  5. Как маркируются стали?

Подведение итогов урока.

Анализ выполнения практической работы, уборка рабочих мест, выставление оценок.

  • Применение и использование металлов в жизни.
  • Металловедение как наука о свойствах металлов и сплавов.

Учебник “Технология” 7 класс. Под редакцией В. Д. Симоненко.-М.: “Вентана-граф”, 2002г.

И. П. Арефьев. “Занимательные уроки технологии для мальчиков. 7 класс. –М.: “Школьная пресса”, 2004г.

Муравьев Е. М. Технология обработки металлов. – 5-е изд., с измен.и доп. – М. : Просвещение, 2002.- 240 с.: ил.

Фотоальбом о Кемеровской области “Кузбасс”. Под ред. П. Дорофеева. –М.: “Планета”, 1986 г.

Стальное сердце Сибири. Под ред. А. М. Титова. Кемеровское книжное издательство, 1982 г.

А. Сыроваткин. Новокузнецк. Кемеровское книжное издательство, 1973 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентации к уроку (Раздел : технология обработки металлов)

В данных архивах содержатся тематические презентации к урокам по технологии для мальчиков ( 5-9 кл.) . Архив пополняемый.


Технологическая карта по технологии по разделу «Технология обработки металла», 7 класс.

Технологическая карта по технологии по разделу "Технология обработки металлов" - 7 класс.

Занимательные задания в 7-8 классах по теме : «Технология обработки металлов"

Цель: Закрепить полученные знания по теме «Технология обработки металлов», «Металлообработка». Повысить интерес к технологии обработки металла и техническому труду взрослых.


Технология обработки металлов

Разработки уроков для 6-х классов.


Технология обработки металлов»

· Сформировать знания о резание проката и инструментах для резание.· Создать условия для получения практ.


Презентация по технологии "Обработка металлов"

Материал адаптирован для детей с ОВЗ по слуху.

Итоговый тест контроля знаний учащихся 7 класса по разделу «Технология обработки металлов»

Тестовая работа по технологии состоит из 30 заданий. Время на его выполнение составляет 40 минут. Каждый вопрос оценивается в 3 балла.

Конспект урока "Обработка металлов"

Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.

Учебные цели урока:

Обучающая – ознакомить учащихся с приемами гибки металла. Научить учащихся правильным приемам гибки листового металла и проволоки в тисках с помощью различных приспособлений, соблюдению требований безопасности труда.

Развивающая – развивать самостоятельность путем нахождения неисправностей на чертежах, развивать умения в оперативности мышления, находить пути совершенствования своего труда. Развивать навыки производительного труда, разбираться в практических ситуациях и самостоятельно осуществлять найденные решения.

Воспитательная – формировать у учащихся стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства, стремление к самоконтролю. Формировать самостоятельность и уверенность в своих силах. Развивать интерес к профессии. Воспитывать у учащихся бережное отношение к слесарному инструменту.

Материально-техническое оснащение урока: металлическая заготовка, разметочный инструмент, слесарные молотки, тиски, круглогубцы, кусок трубы, измерительные приборы, эталоны изделий, плакат “Гибка металла”, инструкционно-технологические карты, таблица критериев оценки.

Место проведения: слесарная мастерская.

I. Организационная часть (5 минут)

Рапорт старосты о наличии уч-ся. Проверка рабочей одежды и внешнего вида уч-ся.

II. Вводный инструктаж (45 минут)

а) учащиеся (4, 5 чел.) получают карточки с вопросами, на которые должны ответить за 15 минут.

б) учащиеся по схемам и макетам отвечают на следующие вопросы:

  1. Как правильно пройти на свое рабочее место?
  2. Какие правила ТБ необходимо соблюдать на рабочем месте?
  3. Как правильно подготовить рабочее место к работе?
  4. Когда необходимо применять правку металла и что это такое?
  5. Какой инструмент необходим для правки металла?
  6. Как правят металл в горячем состоянии?
  7. Как правят металлические листы?

3. Формирование новых понятий и способов действий:

3.1. Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.

3.2. Рассмотреть новый материал и составить конспект:

Гибка металла – это придача новой формы заготовке (или ее части) механическим или ручным способом с помощью специальных приспособлений.

Для ручной гибки металла используют слесарный молоток, деревянный молоток (киянка), плоскогубцы или круглогубцы и различные металлические оправки.

Тонкую проволоку изгибают круглогубцами, проволоку большего диаметра – в струбцине или на соответствующей оправке. Арматурную сталь изгибают с помощью трубы, надетой на конец стержня. Гибку тонколистового металла и проволоки выполняют в тисках по уровню губок или с применением специальных приспособлений – оправок. Чтобы не помять заготовку, на губки надевают накладные угольники из более мягкого металла. Гибку выполняют деревянным молотком (киянкой) или слесарным молотком, но удары наносят не по заготовке, а по деревянной колодочке, она оттягивает металл, не оставляя на нем вмятин. Заготовку закрепляют так, чтобы линия сгиба была на уровне уголков, губок тисков или ребра оправки. Легкими ударами киянки или молотка сначала отгибают край заготовки, а затем – всю намеченную область.

При гибке заготовок большой длины используется металлическая полоса или деревянный брусок. Длинные листы следует гнуть на гибочной машине.

Трубы при изгибании деформируются и сплющиваются, поэтому перед изгибанием их заполняют сухим песком, а концы уплотняют деревянными пробками. Затем трубу нагревают над огнем и осторожно, постепенно изгибают на оправке. В трубу также можно вставить толстую стальную спираль. После охлаждения и контроля высыпают песок или извлекают спираль.

Обычно заводы выпускают проволоку в рулонах. Заготовки нужной длины отрезают кусачками. Отрезанный кусок проволоки перед обработкой необходимо выпрямить. Чтобы придать заготовке из проволоки нужную форму, ее подвергают гибке. Гибку проволоки выполняют с помощью плоскогубцев и круглогубцев. Плоскогубцами зажимают и сгибают проволоку под нужным углом. Детали сложной формы получают с помощью круглогубцев. Для изготовления изделий в форме колец применяют цилиндрические оправки.

Техника безопасности при гибке металла. При гибке металла в холодном и горячем состоянии, чтобы избежать ушибов и ранений, необходимо прочно укреплять металл и трубы на станках; следить за исправностью ограждений, электрооборудования, проводов, пусковых устройств и защитного заземления.

Техника безопасности при ручной гибке:

  • При работе надежно закрепите заготовку с оправкой в тисках.
  • Работать можно только исправным инструментом.
  • При отрезании заготовки нельзя подносить проволоку близко к лицу.
  • Нельзя держать левую руку близко к месту сгиба заготовки.
  • На руке, удерживающей заготовку, должна быть надета рукавица.
  • Не стойте за спиной работающего и не работайте, если кто-то стоит за вами

3.3. Разобрать рабочие чертежи и схемы. Технические требования.

3.4. Разобрать технологическую последовательность выполнения работы в соответствии с заданием (таблица №1).

3.5. Рассмотреть применяемые инструменты, приборы и приспособления.

3.6. Показать приемы работы.

3.7. Предупредить о возможных ошибках при выполнении работы (таблица №2).

3.8. Обратить внимание на приемы самоконтроля.

3.9. Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.

3.10.Провести инструктаж по правилам техники безопасности и обратить внимание учащихся на опасные приемы работ.

3.11. Сообщить учащимся критерии оценок.

4. Закрепление материала вводного инструктажа:

  • Показать правильную организацию рабочего места
  • Воспроизвести правильные приемы при гибке металла.
  • Как правильно гнуть проволоку?
  • Как правильно гнуть листовой металл?
  • Для чего необходима последовательность при выполнении работы.
  • Как проверить правильность выполнения работ.
  • Предложить нескольким учащимся повторить рабочие приемы перед группой; убедиться в понимании.
  • Показать типичные ошибки при гибке металла.

III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование (5 часов)

  1. Распределение уч-ся по рабочим местам.
  2. Выдача практических заданий.
  3. Выдача уч-ся технологической документации соответствующей практическому заданию.

4. Самостоятельная работа уч-ся под руководством мастера п/о.

5. Целевой обход рабочих мест уч-ся.

6. Текущее инструктирование:

Обход рабочих мест учащихся с целью проверки:

а) соблюдения последовательности технологического процесса;

б) правильного использования инструмента и оборудования;

в) организации рабочего места;

г) соблюдения учащимся правил безлопастного труда;

д) качества выполнения работы.

IV. Заключительный инструктаж (10 мин.)

  1. Подведение итогов урока с анализом:
    • выполнения планового задания,
    • соблюдения технологии и техники безопасности.
  2. Провести оценку качества работы уч-ся.
  3. Указать на ошибки, допущенные в процессе урока.
  4. Уборка и сдача рабочих мест.
  5. Рефлексия:
    • Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?
    • Ты помогал другим или тебе помогали?
    • Что вызвало наибольшие затруднения?
  6. Домашнее задание: по учебнику “Общий курс слесарного дела” повторить:

1. Правила и способы выполнения работ при гибке металла.

2. Прочитать материал об инструментах, применяемых при гибке металла.

Учебные задания.

Гибка листового и полосового материала.

Гибка прямоугольной скобы с применением простейших приспособлений.

Гибка ушка круглогубцами

Гибка хомутика в круглых оправках.

Гибка металла круглого сечения с применением приспособлений.

Типичные дефекты при гибке, причины их появления и способы предупреждения

При изгибании уголка из полосы он получился перекошенным

Неправильное закрепление заготовки в тисках

Закреплять полосу так, чтобы риска разметки точно располагалась по уровню губок тисков. Перпендикулярность полосы губкам тисков проверять угольником

Размеры изогнутой детали не соответствуют заданным

Неточный расчет развертки, неправильно выбрана оправка

Расчет развертки детали производить с учетом припуска на загиб и последующую обработку. Точно производить разметку мест изгиба. Применять оправки, точно соответствующие заданным размерам детали

Не хватает длины заготовки для получения нужного размера детали

Неправильная длина заготовки

Заготовку необходимо сделать на 10-15 мм больше, чем требуется по чертежу, а по итогам работы кусачками убрать лишнее.

При изгибании хомутика остаются вмятины и забоины

Не подкладывают кусок железной полосы

Между полотном и деталью подкладывать кусок железной полосы.

Вмятины (трещины) при изгибании трубы с наполнителем

Труба недостаточно плотно набита наполнителем

Трубу при заполнении наполнителем (сухим песком) располагать вертикально. Постукивать по трубе со всех сторон молотком

История возникновения подставок-жардиньерок и использование их человеком уходит в старину.

Жардиньерка. Само название, происходящее от французского jardin – сад, говорит о том, что это вариант домашнего сада, представленного в миниатюре. Жардиньерками назывались предметы мебели, на которых располагались горшки с растениями. Они состояли из опоры, обычно высотой со стол, и ящика, круглой или квадратной формы, в который насыпалась земля или ставились горшки с цветами. Жардиньерки предназначались для комнат или для оранжерей. Вплоть до изобретения центрального отопления цветы нельзя было ставить на подоконник, так как они могли там замерзнуть – отсюда необходимость в специальных подставках для них. Оранжереи были очень популярны среди богатых людей в XVIII–XIX веках. В русских поместьях выращивали тропические фрукты для барского стола. Круглые жардиньерки часто были похожи на вазы и делались из майолики.

План урока Обработка металла

Тема урока : «Гибка тонколистового металла».

· Ознакомить со способами и приёмами гибки тонколистового металла, инструментом и приспособлениями применяемыми для гибки металла.

· Обобщить знания о свойствах металлов.

· Формировать умения по гибке заготовок из тонколистового металла.

· Развивать умения организовать свою деятельность.

· Вырабатывать привычку качественно и безопасно выполнять работу, бережно обращаться с инструментом и оборудованием.

Тип урока : комбинированный.

Инструмент и оборудование : тиски слесарные, киянки, оправки.

Наглядные пособия : образцы изделий, чертежи изготовляемых деталей.

Ход занятия:

1.Организационная часть (2 мин.):

  • проверить готовность к уроку;
  • отметить отсутствующих;
  • назначить дежурных;
  • сообщить тему урока.

2. Повторение пройденного материала (5 мин.):

  • Устройство ручных слесарных ножниц.
  • Листовой металл какой толщины (чёрный, цветной) можно резать ручными слесарными ножницы?
  • Чем отличаются ручные слесарные ножницы от бытовых ножниц?
  • Как классифицируются слесарные ножницы в зависимости от формы режущих ножей?
  • Способы резания тонколистового металла ручными слесарными ножницами.
  • Перечислить правила безопасности при резании листового металла ручными слесарными ножницами.

3.Объяснение нового материала(15 мин.):

Гибка - это слесарная операция, с помощью которой заготовке или ее части придаётся необходимая форма. Сущность её заключается в том, что одна часть заготовки перегибается по отношению к другой на заданный угол. Напряжения изгиба должны превышать предел упругости, а деформация заготовки- быть пластической. Только в этом случае заготовка сохранит приданную ей форму после снятия нагрузки.

Сгибанием из листов металла изготавливают самые различные объёмные предметы. Вручную эту операцию осуществляют в тисках и на оправках или с помощью специальных приспособлений.

Гибку небольших заготовок из тонколистового металла выполняют в тисках. Чтобы не испортить поверхность заготовок, на губки тисков надевают нагубники. Заготовку в тисках закрепляют так, чтобы линия сгиба (разметочная риска) находилась на уровне нагубников, установленных на губки тисков.

Гибку тонколистового металлавыполняют киянкой (рис. 74, а). Можно пользоваться слесарным молотком, но удары следует наносить не по заготовке, а по деревянному бруску, который будет отгибать металл, не оставляя на нем вмятин (рис. 74, б). Первоначально легкими ударами сгибают края заготовки, а затем переходят к ее средней части.


Длягибки заготовок часто применяют оправки в виде брусков металла различной формы (рис. 75).

Урок технологии 5 кл. обработка металла
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Разработка плана - урока по технологии в 5 кл. по разделу (обработка металла) с презентацией.

ВложениеРазмер
5_klass.doc 50 КБ
urok4m._razmetka_zagotovok.ppt 2.63 МБ
urok5m._rezka_metalla.ppt 2.9 МБ

Тема: Приемы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки.

Цели: познакомить обучающихся с процессом резания тонколистового металла и проволоки ножницами и кусачками; сформировать умения резания тонколистового металла и проволоки; воспитывать у обучающихся аккуратность и точность в работе, организованность, внимательность.

Тип урока: комбинированный (усвоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного учебного материала).

Метод обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, показ учителем приемов резания, показ слайдов технологии резания тонколистового металла ножницами и кусачками, практическая работа.

Наглядные пособия: плакат из комплекта кабинета «Резка тонколистового металла и проволоки», образцы заготовок тонколистового металла и проволоки.

Инструменты и оборудование: слесарный верстак, чертилка, правильная плита, киянка, ручные ножницы, кусачки, компьютер.

Объект труда: крючок для вешалки.

Для того чтобы получить изделие из тонколистового металла и проволоки, необходимо разрезать или отделить полностью какую-либо часть металла. При этом используют различные ручные и механические слесарные инструменты. Операция по разделению заготовки на части с использованием режущего инструмента называется резка. Сегодня мы с вами познакомимся с технологией разделения заготовок из металла и проволоки. Тема урока « Приемы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки ».

Что представляет собой технологическая операция резание.

Отрезание (отрезка) – процесс полного отделения одной части материала от целого (прутка, бруска, уголка, пластины и т. д.) с помощью режущего инструмента на металлорежущих станках или при помощи ручных слесарных инструментов.

Разрезание (разрезка) – процесс полного разделения целого (прутка, бруска, уголка и т. д.) на равные или неравные части с помощью ручного режущего инструмента или на металлорежущих станках.

Прорезание (прорезка) – процесс образования одного или несколько мерных узких пазов (прорезей, шлицев) в заготовке с помощью ручного режущего инструмента или на металлорежущих станках.

Тонколистовой металл разрезают слесарными ножницам. В зависимости от формы лезвия (ножей) ножницы бывают прямые и кривые. (образец)

Слесарные ножницы с прямыми ножами предназначены резания заготовок по прямым и кривым линиям небольшой кривизны, а кривые для вырезания заготовок фасонных отверстий.

При резании лезвия ножниц направляют точно по риске разметки. При сжатии ручек ножниц сводить лезвия до конца не следует, так как это приводит к разрыву металла в конце разреза. При вырезании круглых заготовок резать металл целесообразнее против часовой стрелки, для чего заготовку следует поворачивать по часовой стрелке.

Если требуется разрезать на полосы лист, можно воспользоваться теми же ручными ножницами, но одну из рукояток необходимо зажать в тисках, а на другую надавливать рукой сверху.

Сталь толщиной свыше 0,7 мм обычными ножницами разрезать не удается. В этих случаях применяют ручные силовые или рычажные ножницы

Для резания проволоки используют инструмент кусачки. От ножниц кусачки отличаются тем, что плоскость режущихся кромок размещена и при резании движется навстречу друг другу параллельно оси вращения рычагов.

На заводах для резания листового проката и прутков большого диаметра используют механические ножницы. Они бывают гильотинного. типа или дисковые. Процесс резания гильотинными ножницами такой же, как и при резании ручными ножницами. При резании металла с использованием дисковых ножниц процесс резания осуществляется за счет острых кромок вращающихся дисков.

На заводах резку тонколистового металла и проволоки выполняют резчики металла. Рабочие этой профессии хорошо разбираются в устройствах режущих инструментов, выполняют разметку заготовок по чертежам, хорошо знают свойства различных металлов и сплавов.

Новые слова : слесарные ножницы, кусачки, гильотинные ножницы, дисковые ножницы.

Практическая работа «Резание тонколистового металла ручными ножницами».

Обучающиеся выполняют практическую работу на закрепленных рабочих местах. Для выполнения работы понадобятся: слесарный верстак, тиски, слесарные ножницы, киянки, чертилки, заготовки.

  1. Ознакомьтесь с технологической картой изделия «Крючок для вешалки»
  2. Выполните резку заготовок из тонколистового металла, согласно технологической карте изделия.

Правила техники безопасности:

  1. Обязательно надевай рукавицу на руку, удерживающую заготовку.
  2. Слесарные ножницы надежно закрепляй в губках тисков.
  3. Не держи левую руку близко к ножницам и кусачкам, чтобы пальцы не попали под лезвие.
  4. Подавай ножницы и кусачки товарищу ручками от себя, а клади на крышку верстака ручками к себе.
  5. Если кусачками отрезаются небольшой кусок проволоки, откусываемую часть направляй в сторону защитной сетки верстака.

Самостоятельное выполнение обучающимися задания. Текущие наблюдения , контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

  1. Ножницы раскрыты на максимально возможный угол и не режут, а выталкивают. (Затуплены ножи).
  2. Ножницы мнут металл. (Большой зазор между ножами ножниц).
  3. Линия реза получается рваной. (Не контролируется линия реза).
  1. Итоговая часть
  1. Установка на следующий урок.

На следующем уроке продолжим знакомство с технологией обработки проволоки и тонколистового металла. Познакомимся с новой технологической операцией сгибание тонколистового металла и проволоки.

План-конспект урока по технологии на тему "Ручная обработка металла"

Цель: закрепление знаний по пройденным темам в виде игры.

Задачи: - закрепить знания;

- развить техническое мышление;

- воспитать дисциплину, культуру делового общения, нравственные качества.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оснащение: - для учителя карточки с заданиями;

- для учащихся листок, ручка.

Литература: - для учителя – «Занимательные уроки технологии», журнал «Школа и производство», «Технология 5 класс», по ред. Симоненко В.Д.

- для учащихся «Технология 5 класс»

- постановка проблемных вопросов

- ответы на вопросы

I. Организационный момент.

На прошлых уроках мы познакомились с такими темами, как «Тонколистовой металл и проволока», «Резка и гибка тонколистового металла и проволоки», «Разметка тонколистового металла и проволоки». Сегодня мы проверим ваши знания в необычной форме – в виде игры.

III. Практическая часть.

- Организация и проведение:

1. 20.11.2017, МАОУ СОШ №131

2. количество команд – 2, количество участников – 6-9 человек

3. продолжительность – 70 мин.

- Оценка результатов конкурса:

1. за 1-5 конкурс команде, сделавшей задание первой, ставится 1 балл

2. в 6 конкурсе за каждый правильно отгаданный ребус – 1 балл

3. количество призовых мест – 1 и 2

4. выигравшей команде ставятся оценки «отлично», проигравшей – «хорошо»

Для урока были разработаны следующие конкурсы:

1. Игра «Крестики-нолики» (20 мин).

На доске рисуется поле, разделенное на 9 квадратов. Одна команда будет называться «крестики», другая – «нолики». Каждая команда по-очереди открывает квадраты, отвечая при этом на вопросы. Если ответ правильный, в этом квадрате ставится знак, соответствующий названию команды, если нет – знак противоположной команды. Выигрывает та команда, у которой 3 соответствующих знака стоят рядом. Вопросы:

- Самые распространенные сплавы?

- Что такое прокатка?

- Сколько составляет толщина толстолистой стали?

- Самый тонкий листовой металл, это…?

- Что такое фильеры?

- Каким инструментом чертят линии на металле?

- Что такое правка металла?

- Инструмент для резания проволоки диаметром до 3мм, называется…?

- Перечислите инструменты для резки тонколистового металла.

2. «Ребусинка» (5 мин).

Каждой команде выдается по 2 ребуса. Один содержит в себе название инструмента, другой – операции обработки металла. Команда, первая отгадавшая ребусы, получает 1 балл. (приложение 1)

3. «Сыщик» (10 мин).

Каждой команде выдается карточка. На карточке нарисованы 6 предметов и расположено поле, среди букв которого спрятаны названия этих предметов. Команда, первая нашедшая все названия, получает 1 балл. (приложение 2)

4. «Разгадайка» (10 мин).

Командам дается текст, между словами которого зашифрованы слова, за определенное время их надо найти. Команда, первая нашедшая все названия, получает 1 балл. (приложение 3)

5. «Наковальня» (10 мин).

На доске пишется слово «наковальня». Каждая команда, за отведенное время, составляет из него слова. По окончанию времени, команды по очереди называют составленные слова. Одинаковые слова у обеих команд зачеркиваются. Команда, у которой осталось большее количество не зачеркнутых слов, выигрывает. За каждое оставшееся слово ставится 1 балл.

6. «Мудрец» (10 мин).

Каждой команде предлагается составить по 3 ребуса. После чего, команды по очереди рисуют свои ребусы на доске. Если противоположная команда не отгадывает ребус, то команде присуждается балл.

IV. Подведение итогов.

В оставшееся время подсчитываются баллы, подводятся итоги, обсуждается ход урока, выставляются оценки.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Ребята решили сходить в поход. Все были в сборе. Нужно было только сходить за Синар. Они уже были у ее дома. Эльдар крикнул: «О, Синар!». Она стояла на балконе и махала им рукой. Рядом с балконом Синар возвышалась огромная береза, на ветвях которой гордо сидел скворец-красавец. Ветка, где сидел он, неожиданно прогнулась. Ребята замерли в ужасе. По ветке крался кот. Давид у брата схватил с головы кепку и кинул в кота – тот убежал. Рядом строители для кладки дома готовили раствор. «Чествовать его! молодец парень» - крикнули они. Девочка согласилась сходить с ребятами в поход, но сказала «Если папа разрешит». Ребята стали ждать ее. Они подошли к строителям и поинтересовались: «А что вы собираетесь здесь строить?» Строители шутливо ответили: «Штаб». Ель рядом со стройкой стояла огромная. Кто-то из ребят в ответ сказал: «А здесь, наверное, будет наблюдательный пункт?» Вдруг вышла Синар, и ребята отправились в поход.

Читайте также: