Платиноприбор ложка состав металла

Обновлено: 20.09.2024

чайных традиций непросто бережно хранят эти предметы, но и используют для чайных церемоний. Подстаканник как культовый атрибут исконных традиций превращает простое чаепитие в некое таинство, передавая заложенный в него смысл.

Подстаканники советского периода в особенности несут смысловую нагрузку и отражают дух своей эпохи. Трудовые достижения, Великая Победа, покорение космоса и другие значимые события навсегда запечатлены на этих предметах.

Начиная с 30-х гг. XX века аксессуары для чаёвничания производились на множестве заводов, артелей и ювелирных мастерских. При этом каждое изделие обозначалось клеймом. Клеймо наносилось в виде оттиска и несло информацию об изготовителе и материале изготовления. В некоторых случаях по клейму можно было определить дату выпуска. Большинство изделий, за исключением серебряных, дополнительно клеймились буквой «Ц» и цифрой, что обозначало стоимость предмета.

Как узнать, серебряная ложка или нет: получение результата в домашних условиях


Не каждая семья может похвастаться наличием столовых приборов из серебра, а уж обладателей полных наборов – и вовсе единицы. Казалось бы, серебро не слишком дорогой металл – простенькое колечко можно приобрести всего за тысячу родных рублей.

Почему же столовое серебро стоит так дорого? А вы посчитайте, сколько драгоценного металла уходит на изготовление одной серебряной ложечки. Плюс работа, бренд и прочие накрутки – набегает солидная сумма.

Поэтому зачастую желание определить серебряные ложки на подлинность – это не прихоть, а вопрос престижа, целесообразности финансовых вложений и особенностей ухода. Тем более, если речь идет о фамильном или любом другом раритетном серебре.

Как понять, что ложка серебряная

Серебро – драгоценный металл, а значит, все изделия из него подлежат клеймению. Помимо обязательного изображения, клеймо содержит цифры, отражающие процентное содержание металла.

Ныне приняты трехзначные обозначения пробы, но в царской России они были двузначными. Да и клеймо выглядело совершенно иначе.

Чистое серебро используется исключительно в технических целях. В производстве ювелирных и декоративных изделий, а также столовых приборов, применяется серебро с добавками, придающими ему прочность.

Самые популярные добавки для серебра – медь и никель. Именно поэтому столовое серебро часто имеет желтоватый оттенок – это следы меди. Чем выше проба, тем менее заметна эта желтизна.

Так что заводское столовое серебро клеймят всегда, но все равно существует риск нарваться на подделку – умельцы научились фальсифицировать даже стандартные клейма. Однако серебро снабжают поддельными клеймами куда реже, чем золото (попросту невыгодно), да и само качество оттиска оставляет желать лучшего.

Если на изделии отсутствует клеймо либо вы сомневаетесь в его происхождении, можно проверить столовое серебро на подлинность и кустарными способами:

  • Мелом. Проведите по поверхности серебра обычным мелком – на белом минерале останется темный след. Правда, и некоторые другие металлы (например, олово) демонстрируют аналогичную реакцию, так что этот тест не слишком информативен.
  • Серной мазью. Сера – злейший враг серебра: при контакте с ней благородный металл покрывается темным слоем сульфида. Нанесите серную мазь на небольшой малозаметный участок, выждите 10-15 минут и понаблюдайте за реакцией металла.
  • Ляписным карандашом. Старинное кровоостанавливающее средство может использоваться для тестирования золота и серебра. В нем содержится нитрат серебра, и на благородных металлах он не оставляет ни малейшего следа.
  • Йодом. А вот на йод серебро реагирует – остаются темные пятна. Если пятна иного цвета или реакции нет вообще, значит перед вами подделка. Единственный минус этого способа – темное пятно с серебра впоследствии удалить сложно.
  • Льдом. Серебро обладает высокой теплопроводностью: положенный в ложку кусочек льда начнет стремительно таять. Для сравнения результата желательно одновременно проделывать аналогичный эксперимент с гарантированно не серебряной ложкой.

Если вы хотите получить безупречно точный результат, купите в ювелирном магазине специальный тест. Стоит он недорого, но позволяет мигом разрешить сомнения в «родословной» изделия.

Вышеописанные способы относительно неплохи, но существует масса нюансов, снижающих точность тестирования.

Начнем с того, что в большинстве случаев мы проверяем не все изделие, а его поверхность, так что посеребренная ложка даст положительный тест на серебро. Единственный способ добиться правды – глубоко процарапать поверхность и там провести тест. Кстати, посеребренные изделия не клеймят!

Второй нюанс – родированное (то есть, покрытое родием) серебро. Родированное серебро не темнеет со временем, обладает нарядным блеском и демонстрирует куда большую прочность. На нем будет стоять заводское клеймо, но положительной реакции на серебро родированная поверхность, естественно, не даст.

Сколько весит столовая серебряная ложка

Серебро – плотный, и, соответственно, тяжелый металл. Серебряная столовая ложка будет значительно тяжелее стальной, а уж тем более, алюминиевой. Правда, мельхиор тоже легким не назовешь.

Клеймо на подстаканнике

Наиболее распространенными были подстаканники из мельхиора, которые имели 2 вида клейма: «МЕЛЬХ» и «МНЦ». Первое клеймо принадлежит более раннему периоду и сокращено означает мельхиор. В дальнейшем мельхиор получил более широкое применение, при этом некоторые сплавы стали дополняться свинцом. Материал, содержащий свинец, не подходил для пищевых целей. Для производства подстаканников, ложечек и других столовых предметов мельхиор, имеющий в своем составе свинец в чистом виде, не использовался и применялся только лишь с покрытием серебром. Именно поэтому было введено новое клеймо «МНЦ». Подстаканник МНЦ отличался устойчивым матовым блеском, похожим на серебро. Три заглавные буквы означали состав сплава – медь, никель, цинк.

Как отличить серебряную ложку от мельхиоровой

Мельхиор – это сплав меди и никеля, то есть тех самых металлов, которые обычно добавляются в ювелирные сплавы на основе серебра. Он известен чуть ли не с начала нашей эры, но активно использоваться для производства столовых приборов начал относительно недавно, лет эдак 150 назад.



Клеймо на мельхиоровой ложке

В советское время мельхиоровые столовые приборы были очень популярны и являлись гордостью семейств со средним достатком. На них традиционно проставлялось клеймо «МЕЛЬХ». Но существуют и другие аналоги серебра: монель («МН», мельхиор с повышенным содержанием никеля), нейзильбер («МНЦ», с добавлением цинка), посеребренная латунь и так далее.

Отличить серебро от мельхиора в домашних условиях на столовых приборах достаточно сложно, особенно если отсутствует заводское клеймо. Можно поцарапать изделие: на мельхиоре останется темный след, на серебре – светлый, собственного оттенка металла. Но лучше воспользоваться уже упоминавшимися выше ювелирными тестами.

И напоследок: никогда не покупайте столовое серебро с рук без предварительной профессиональной оценки, и тогда не придется мучиться сомнениями!

Клейма на столовых приборах из мельхиора периода СССР

Киевский завод столовых приборов и посуды им. Дзержинского.

За все время массового выпуска предметов и изделий столового серебра с начала 50-х и до конца 70-х годов 20 века на этом заводе было выпущено около половины всего советского столового серебраи мельхиора. Завод выпускал разнообразные по ассортименту изделия, но всего лишь нескольких серий дизайна. Три из них наследовали мотивы известного дизайна царских времен «Дубок» и «Рисунок Фаберже» ранней и поздней разновидности.

Два других, «Каштан» и «Киев», были разработаны заводскими дизайнерами. Последний дизайн, «Киев», оказался очень изящным, функциональным и удобным. Этот дизайн был заимствован московским заводом мельхиоровых изделий (позднее – «Московский Made in USSR».

Популярности изделий Таллиннского ювелирного завода способствовало не только отменное качество выпускаемой продукции, но также и то, что кроме традиционных ножей, ложек и вилок завод выпускал разнообразные сервировочные изделия. Так же завод изготавливал столовые приборы из мельхиора.

Платиноприбор (Московский платиновый завод).

Московский завод, созданный на базе национализированной в 1918 году советской властью фабрики И. П. Хлебникова, имевшего с 1872 года звание «Поставщик Его Императорского Величества» («Поставщик российского императорского двора») и вместе с тем звания поставщика дворов королей Датского, Нидерландского и Сербского, а также князя Черногорского. Первоначально предприятие И. П. Хлебникова было преобразовано в «Московский платиновый завод», основной продукцией которого были всевозможные изделия для электрохимической промышленности и научных лабораторий. В небольшом количестве завод выпускал серебряные и мельхиоровые ювелирные изделия, преимущественно предметы столовой сервировки – ложки, вилки, подстаканники. На них ставилось клеймо «платиноприбор» и проба серебра – 875. В основном выпускались «гладкие» (без рисунка) предметы.

Небольшим тиражом выпускались также и предметы с «рисунком», которые в настоящее время встречаются достаточно редко. Во второй половине 40-х – начале 50-х годов 20 века была выпущена довольно большим тиражом серия изделий «Факел», наиболее известная и популярная до сих пор.

Кубачинский художественный комбинат (ювелирная артель Кубачи).

Кубачинские художественные изделия – изделия народного художественного промысла, существующего более тысячи лет. Ассортимент Кубачинских серебряных изделий разнообразен: столовые приборы, ложки столовые, десертные, чайные, подстаканники, бокалы, стопки, чарки, рюмки, различные ювелирные украшения, предметы быта и декоративные изделия и множество других. Для Кубачинских серебряных изделий характерна чернь по серебру, которая покрывает изделие и обычно сочетается с резьбой, гравированным орнаментом, золочением, филигранью, сканью, чеканкой, золотой насечкой, резной костью, цветной эмалью или как раньше говорили – финифтью.

Вольнянский завод им. Шевченко.

Завод ведет свою историю с 1870 года, когда он был построен немецким колонистом Классеном совместно с помещиком Кривошеем как завод по производству сельскохозяйственных машин. Вскоре штамповочное направление завода было перепрофилировано для изготовления столовых «изделий мельхиора и накладного серебра». В 1891 году завод переходит в собственность зятя Классена Генриха Нейфельда, который привлек к работе над изготовлением эксклюзивных столовых приборов из серебра лучших мастеров того времени. Именно в этот период были созданы настоящие шедевры с оригинальным художественным оформлением.

В 1920 году предприятие национализируется новой властью и получает название «Сельскохозяйственный Машиностроительный №10»; изготовление столового серебра прекращается. В 1926 году – переименовывается в «ЗiШ». И лишь через год после возвращения из эвакуации, в 1946 году завод приступил к реконструкции производственных зданий и монтажу оборудования по производству столовых приборов и металлической посуды. Используя опыт и не забытые традиции, предприятие добивается весомых результатов и становится в этой отрасли одним из крупнейших в СССР. За послевоенные годы заводом выпущено более 10 млн. единиц продукции. Сегодня и выпускает продукцию торговой марки «SRIBNA POLYANA» – столовых приборов из посеребренного мельхиора/нейзильбера (МНЦ).

Кольчугинский завод им. Серго Орджоникидзе

Старейшее предприятие России, основанное еще в 1871 году купцом Александром Григорьевичем Кольчугиным, оно и по сей день остается успешным, стабильным градообразующим предприятием. Продукция цеха товаров народного потребления «Кольчугинского завода» всегда пользовалась повышенной популярностью. Начиная с продукции тогда еще «Товарищества Кольчугина» столовых приборов, подстаканников и посуды из мельхиора; и по сегодняшний день, когда новейшее высокоточное оборудование позволяет изготавливать столовые приборы высочайшего класса, число поклонников этой продукции не только не уменьшается, а наоборот увеличивается.

Режевский механический завод (Завод Реж)

Предприятие было основано в 1773 году и за время своего существования было отмечено множеством различных наград, в том числе и орденом октябрьской революции; также завод был незаменимым помощником во время великой отечественной войны, выпуская продукцию для нужд фронта.

«РМЗ» отличался всегда отличался тем, что производил продукцию, являющуюся актуальной и конкурентоспособной, к сожалению в 1993 году завод прекратил производство столовых приборов из мельхиора.

Клеймо МКЮ (а так же АКК, ККМ и МК)

Клеймо МКЮ (а так же АКК, ККМ и МК)

Еще в 2011 году на Антике поднимали тему про клейма МКЮ и МК с цифрой. Про МК с цифрой на сканевых подстаканниках выяснили, что они принадлежат Красносельскому ювелиру.

А информация по клейму МКЮ осталась неразрешенной. Речь идет о таких известных подстаканниках (да простит меня Томасол, позаимствовала его фото):

На некоторых из них стоят клейма МКЮ. На каких-то — МК с цифрой.

Помнится, тогда еще гадали, что же означает МК — медь красносельская?

Недавно вдруг придумалось решение этой загадки.

Всем известно, если подстаканник выполнен из серебра, то он имеет пробирное клеймо. Если не из драгметалла, то иногда производитель рядом с именником ставил клеймо, обозначающее материал: мельх., латунь, сталь, мет., а иногда к именнику предприятия просто добавлял букву «м» , что тоже означает «металл». Думаю, у нас как раз такой случай. Правда, буква «м» написана не привычно в конце именника, а в его начале. То есть, в клеймах МКЮ и МК буква «М» обозначает «металл» . Вы догадались, что означают другие буквы?

История ОАО «Красносельский Ювелирпром» началась в апреле 1919 года , когда было создано производственное объединение «Красносельская трудовая производственная артель металлических изделий», более известная пол названием «Красный кустарь» .

В 1955 году артель «Красный кустарь» переименовывают в артель «Красносельский ювелир» (по другой версии — «Красный ювелир»). С таким названием она будет существовать до 1960 года На это обратим особое внимание.

В 1960 году организована Красносельская ювелирная фабрика , куда вошли промартели «Металлист», «Красный ювелир» и «Промкомбинат».

В 1973 году ювелирная фабрика переименована в «Красносельский ювелирный завод» , который в том же году стал головным предприятием в производственном объединении «Ювелирпром»

Клейма завода "Платиноприбор" на столовом серебре

В 1918 г. фабрика И.П. Хлебникова поставщика Его Императорского Величества была национализирована.

С момента национализации и вплоть до 1922 г. на сохранившемся фабричном оборудовании было восстановлено аффинажное производство драгметаллов.

После окончания Гражданской войны страна оказалась в торговой и экономической блокаде. Компетенции персонала фабрики по работе с драгметаллами решено было использовать для налаживания производства деталей, изделий и оборудования для промышленного применения в которых остро нуждалась экономика Советской России.

В 1922 г. основное предприятие фабрики было преобразовано в «Московский Платиновый Завод». Основным видом продукции выпускавшейся на заводе стали изделия промышленного назначения из платины, на что собственно и указывает название завода.

На предприятии был освоен выпуск изделий для радиотехнической (сетки и катоды для радиоламп), химической (тигли, катализаторы и др.), электротехнической (контактные группы для пускателей и реле, припои и др.) отраслей промышленности.

В качестве сырья на завод поступал концентрат с обогатительных фабрик расположенных в уральском регионе. В состав концентрата вместе с платиноидами (платина, палладий, родий и др.) входило также и серебро в значительных концентрациях. После процессов выделения платиноидов в чистом виде серебро скапливалось в виде отходов, которое в дальнейшем перерабатывалось не только в сплавы для технического применения, но также и в сплавы ювелирного назначения.

До революции основной специализацией мастерских и фабрики Хлебникова был выпуск серебряных приборов сервировки стола и ювелирных украшений из драгметаллов. Очевидно, что часть сохранившегося оборудования решено было использовать для возобновления выпуска приборов сервировки стола. Сохранился также и костяк специалистов, владеющий технологиями по выпуску столовых приборов и посуды (рабочие мастерских, оставшиеся без работы и бывшие частные ювелиры).

Послевоенная разруха и сложные экономические условия первых лет Советской власти не способствовали покупке населением приборов сервировки стола из серебра в сколько-нибудь заметных объемах. Поэтому в сегменте товаров для розничной продажи населения в основном выпускались приборы сервировки стола из мельхиора, нейзильбера и посеребрённой латуни. Такие приборы клеймились клеймами: «БЕЛ. МЕТ.», «МЕТ» и «БМ».

В это же время появились и стали весьма популярными у населения предметы, в оформлении которых была использована так называемая «агитационная» тематика (символы и лозунги новой власти).

Предметы с «агитационной» тематикой были выпущены довольно большими тиражами. До сих пор можно встретить разнообразные портсигары, подстаканники, вазочки, кувшины и др. предметы с такой символикой.

В первой половине 20-х годов прошлого века изделия из серебра выпускались ограниченными сериями. Иногда такие приборы изготавливались по заказу и оседали в частных коллекциях.

Большинство приборов столового серебра этого периода относится к так называемому «гладкому» столовому серебру. Это приборы, на которых полностью отсутствует рисунок.

По мере восстановления народного хозяйства страны, доходы населения стали расти и

к концу 20-х годов прошлого века в СССР у определённых социальных групп (в основном это были нэпманы, трудовая интеллигенция, управленческая партийная и хозяйственная номенклатура) появился спрос на роскошь - ювелирные украшения из драгметаллов и приборы сервировки стола из серебра.

Предметов роскоши, оставшихся в стране, стало не хватать и, откликаясь на всё возрастающий спрос покупателей на изделия из драгметаллов, «Московский Платиновый Завод» параллельно с выпуском приборов сервировки стола из мельхиора значительно увеличил выпуск различных приборов и посуды из серебра.

В качестве прототипов были взяты изделия, которые выпускались до революции в мастерских Хлебникова и других известных ювелиров Российской Империи.

Большинство рисунков были выполнены в стиле неоклассицизма (бантики, веночки, ленточки, цветочки и др.). Возобновили также и выпуск приборов с популярными в имперский период рисунками, такими как: «пламя», «сфинксы», «факел» и др.

Во второй половине 30-х годов ХХ века завод начал массовый выпуск приборов столового серебра.

Самыми востребованными у покупателей стали приборы с рисунком «пламя». Покупательский спрос на приборы этого рисунка в основном был обусловлен тем, что выпускалась практически вся линейка типов столовых приборов: чайные, десертные и столовые ложки; десертные, столовые вилки и ножи, а также половники, лопатки и некоторые другие сервировочные приборы.

С первых лет работы и вплоть до начала Великой Отечественной Войны завод «Платиноприбор» был практически единственным крупным предприятием во всей стране, который серийно выпускал приборы столового серебра.


На рисунке в виде таблицы представлены сведения о названии завода, его ведомственной подчинённости в разные периоды своей истории, а также описание и фото клейм на приборах столового серебра.

На столовых приборах, изготовленных на заводе «Платиноприбор» известны следующие типы клейм именника (клейма представлены в хронологическом порядке их появления):

  • «МОСК.ПЛАТ.ЗАВ.» (поз.1; 3);
  • «МПЗ» (поз.2; 4);
  • «МОСТОРГ. ИЗГ. М.П.З.» (поз.5);
  • «З-Д ПЛАТИНОПРИБОР» (поз.6);
  • «ПЛАТИНОПРИБОР» (поз.7);
  • «ПЛАТИНОПРИБОР» клеймо выполнено в виде фрагмента рисунка изделия (поз.8);
  • «ПЛАТИНО» (поз.9);
  • «З-Д МЕЛЬХИЗ» (поз.1 1 );
  • «Сз» (поз.12);

Следует обратить внимание на то, что приборы с клеймом именника «МОСК.ПЛАТ.ЗАВ.» и «МПЗ» встречаются в сочетании с разными типами пробирного клейма как золотникового типа - 84º, так и с метрическим пробирным клеймом - 875º, которое появилось на изделиях в 1927 году. Остальные типы клейм именника на изделиях завода встречаются только в сочетании с пробирным клеймом метрического типа - 875º.

Довольно редко встречаются приборы столового серебра с клеймом «МОСТОРГ. ИЗГ. М.П.З.» (поз. 5). Коротко об истории происхождения этого клейма.

Трест «Мосторг» одно из первых советских торговозакупочных предприятий был создан в 1921 году. В годы НЭПа, особенно в последние годы перед его отменой, население стало активно интересоваться ювелирными украшениями из драгметаллов. В связи с чем в 1929 году в нескольких универмагах треста организовали торговлю ювелирными изделиями. В 1931 году значительно разросшийся трест был разделён и переименован в «ГорМосторг». Очевидно, что клеймо «МОСТОРГ. ИЗГ. М.П.З.» появилось в результате заказа трестом приборов столового серебра на «Московском Платиновом Заводе».

Таким образом, серебряные изделия сервировки стола с клеймом «МОСТОРГ. ИЗГ. М.П.З.» могли быть изготовлены на заводе в период с 1929 по 1932 год.

В 1932 году «Московский Платиновый Завод» был переименован в «Завод Платиноприбор».

Интересен также и тот факт, что, крайне редко, но всё же встречаются приборы не общепринятой 875, а 800 пробы. Появление таких изделий можно объяснить тем, что на завод поступали весьма значительные объёмы вторсырья из пунктов приёма драгметаллов, а также и из сети «Торгсинов». Приёмщики не всегда тщательно проверяли изделия, сдаваемые населением. Иногда проскакивали изделия плакированные серебром и даже изготовленные из мельхиора и нейзильбера. На заводе такие изделия также иногда попадали в качестве лома серебра в плавильную печь и как следствие - сплав имел пробу ниже 875º.

При пробировании таких изделий выявлялось несоответствие общепринятой пробе и в большинстве случаев такие изделия подвергались повторной переплавке с доведением пробы сплава до нормы. Иногда такие изделия всё же «спасали» от переплавки и клеймили пробирным клеймом с более низким значением пробы, а именно 800º (поз. 10).

Как правило, «право на жизнь» получали изделия с высокой трудоёмкостью изготовления, к которым относится большинство типов посуды. Довольно редко среди изделий с пробирным клеймом 800º попадаются и дешёвые по себестоимости изготовления приборы, такие как ложки.

Промышленная продукция из драгметаллов и их сплавов завода «Платиноприбор» была крайне важна для экономики страны, поэтому, в первые месяцы Великой Отечественной Войны оборудование и персонал завода были эвакуированы на площадку Свердловского завода по обработке специальных сплавов («Свердловский завод ОЦМ»).

Но уже в 1942 г. завод вновь возвратился в Москву и выпускал продукцию только военного назначения. В 1944 г. завод был передан в состав Управления «Гознака», в который также входил и Московский Монетный Двор (ММД). В это время на заводе кроме выпуска продукции военного назначения был налажен и выпуск государственных наград, каких как: ордена Красной Звезды, Отечественной Войны 2-х степеней и Славы 3-х степеней.

Сразу после победы в ВОВ все силы и ресурсы страны были сконцентрированы на скорейшем восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, поэтому выпуск приборов столового серебра на заводе не был возобновлён.

В 1945 г. при заводе было создано «Специальное Конструкторское Бюро». и завод полностью переориентировали на разработку и выпуск деталей, узлов и оборудования для ракетной и электронной промышленности. Специалисты завода участвовали и в реализации «атомного проекта».

В 1946 г. имеющиеся на заводе производственные мощности по выпуску изделий для сервировки стола было решено выделить в отдельное предприятие - «Завод мельхиоровых изделий».

На изделиях, вновь образованного предприятия, появилось клеймо «З-Д МЕЛЬХИЗ» (поз. 11) - сокращение от «Завод мельхиоровых изделий». Своим именем завод обязан названию сплава меди никеля и цинка - «мельхиору», который широко применялся для изготовления различных приборов сервировки стола.

Изделия из этого сплава либо клеймились дополнительным клеймом «МНЦ», либо буквы МНЦ являлись составной частью клейма «именника».

По понятным причинам, в первые послевоенные годы спрос населения на столовое серебро был очень мал. Вполне хватало тех объёмов, которые предлагались в сети магазинов «Союзювелирторга». Во время ВОВ в государственные пункты приёма драгметаллов на нужды фронта населением СССР было сдано большое количество ювелирных украшений и серебряных приборов сервировки стола. Наиболее дешёвая часть этих изделий и приборов была отреставрирована и предложена для продажи населению через сеть магазинов «Союзювелирторга».

В первые годы после своего образования завод «Мельхиз» выпускал в основном приборы сервировки стола из мельхиора, постепенно наращивая объёмы выпуска приборов из серебра по мере восстановления спроса со стороны населения страны.

Во второй половине 50-х годов ХХ века завод в основном перешел на выпуск специального оборудования и деталей из драгметаллов, а также был освоен и налажен выпуск ювелирных изделий из драгметаллов. Доля изделий сервировки стола из мельхиора и серебра составляла уже небольшую долю в составе продукции завода.

В 1959 г. завод «Мельхиз» был переименован в «Московский Завод Специальных Сплавов» (МЗСС). В 60-е годы ХХ века изделия столового серебра завод не выпускал и только в 1973 году в рамках программы по выпуску «товаров народного потребления» был подготовлен и налажен выпуск серебряных ложек как наименее трудоёмких в изготовлении приборов сервировки стола.

Именно в этот период на серебряных ложках завода появилось клеймо «Сз» (поз.12). В качестве прототипа было решено использовать, некогда весьма популярные у покупателей приборы с рисунком «Киев», которые выпускались на «Киевском заводе столовых приборов и посуды им. Дзержинского» в 50-е годы ХХ века.

Кофейные, чайные и столовые ложки с рисунком «Киев» выпускались заводом в течение четырёх лет до 1976 г. включительно. На самом Киевском заводе к тому времени приборы с таким рисунком уже не выпускались (в производство пошли серии с рисунком «дубок», «Фаберже» и «каштан»).

Таким образом в 1976 году, теперь уже окончательно, была завершена история выпуска приборов столового серебра на прославленном заводе «Платиноприбор» и его дочерних предприятиях.

Позднее в сегменте «товаров народного потребления», завод выпускал только ограниченные партии ювелирных украшений.

За все время массового выпуска предметов и изделий столового серебра с начала 50-х и до конца 70-х годов 20 века на этом заводе было выпущено около половины всего советского столового серебраи мельхиора. Завод выпускал разнообразные по ассортименту изделия, но всего лишь нескольких серий дизайна. Три из них наследовали мотивы известного дизайна царских времен "Дубок" и "Рисунок Фаберже" ранней и поздней разновидности.


Два других, "Каштан" и "Киев", были разработаны заводскими дизайнерами. Последний дизайн, "Киев", оказался очень изящным, функциональным и удобным. Этот дизайн был заимствован московским заводом мельхиоровых изделий (позднее – "Московский завод Спецсплавов") в качестве основного. Достаточно большую редкость в наше время представляют комплекты из 24-х предметов 50-х годов выпуска «Дубок» и «Киев».

Таллиннский ювелирный завод.


Второй по объему выпускавшейся в СССР продукции столового серебра, завод выпускал изделия четырех разновидностей дизайна. Наиболее удачными и востребованными до наших дней являются две из них – «Централь» и «Чиппендейл».


До конца 60-х годов 20 века выпускались в основном изделия 875 пробы; с начала 70-х завод перешёл на выпуск столового серебра 916 пробы, сохранив дизайн изделий. На часть тиража из серебра 916 пробы, предназначавшуюся для экпорта, ставились клейма "Made in USSR".


Московский завод, созданный на базе национализированной в 1918 году советской властью фабрики И. П. Хлебникова, имевшего с 1872 года звание "Поставщик Его Императорского Величества" ("Поставщик российского императорского двора") и вместе с тем звания поставщика дворов королей Датского, Нидерландского и Сербского, а также князя Черногорского. Первоначально предприятие И. П. Хлебникова было преобразовано в "Московский платиновый завод", основной продукцией которого были всевозможные изделия для электрохимической промышленности и научных лабораторий. В небольшом количестве завод выпускал серебряные и мельхиоровые ювелирные изделия, преимущественно предметы столовой сервировки – ложки, вилки, подстаканники. На них ставилось клеймо «платиноприбор» и проба серебра – 875. В основном выпускались «гладкие» (без рисунка) предметы.



Завод ведет свою историю с 1870 года, когда он был построен немецким колонистом Классеном совместно с помещиком Кривошеем как завод по производству сельскохозяйственных машин. Вскоре штамповочное направление завода было перепрофилировано для изготовления столовых "изделий мельхиора и накладного серебра". В 1891 году завод переходит в собственность зятя Классена Генриха Нейфельда, который привлек к работе над изготовлением эксклюзивных столовых приборов из серебра лучших мастеров того времени. Именно в этот период были созданы настоящие шедевры с оригинальным художественным оформлением.


В 1920 году предприятие национализируется новой властью и получает название "Сельскохозяйственный Машиностроительный Завод "Металлист" №10"; изготовление столового серебра прекращается. В 1926 году – переименовывается в "Завод им. Шевченко". Изделия завода клеймились знаком "ЗiШ". И лишь через год после возвращения из эвакуации, в 1946 году завод приступил к реконструкции производственных зданий и монтажу оборудования по производству столовых приборов и металлической посуды. Используя опыт и не забытые традиции, предприятие добивается весомых результатов и становится в этой отрасли одним из крупнейших в СССР. За послевоенные годы заводом выпущено более 10 млн. единиц продукции. Сегодня завод называется «ООО "ВМЗ" Вольнянский Машиностроительный Завод» и выпускает продукцию торговой марки «SRIBNA POLYANA» – столовых приборов из посеребренного мельхиора/нейзильбера (МНЦ).

Кольчугинский завод им. Серго Орджоникидзе




«РМЗ» отличался всегда отличался тем, что производил продукцию, являющуюся актуальной и конкурентоспособной, к сожалению в 1993 году завод прекратил производство столовых приборов из мельхиора.

Читайте также: