Почему тосол разъедает металл

Обновлено: 18.05.2024

Практически каждый автолюбитель сталкивался с заменой жидкости в охлаждающей системе. Сам процесс не вызывает трудностей. Самая большая проблема: что заливать? Антифриз или тосол? Что лучше и какая разница между ними? Можно ли смешивать? Попробуем разобраться с этими вопросами в статье.

Чем различаются тосол и антифриз

По большому счёту, тосол – это тоже антифриз, но его производство основано на использовании другой технологии и иных химических элементов. Тосол придумали ещё в СССР. Его использовали для охлаждения двигателей советского автопрома. Силовые агрегаты в то время изготавливали из чугуна. Тосол разрабатывали именно для таких блоков двигателя. Он обеспечивал эффективный теплоотдачу и препятствовал образованию коррозии в двигателях из чугуна. Особенность таких моторов: они нагревались намного меньше, чем современные двигатели.

Название ТОСОЛ появилось путём слияния первых букв 3 слов: технология органического синтеза и в конце добавили «ОЛ» (спирт).

Современные автомобили оборудованы радиаторами и узлами системы охлаждения, изготовленными из легкосплавных металлов. Тосол действует на такие элементы агрессивнее. Он вызывает коррозию в алюминиевых деталях. Поэтому в новые автомобили лучше заливать антифриз.

Тосол или антифриз: мифы и реальность

В современный автомобиль лучше заливать антифриз, нежели тосол

При производстве антифриза используют этиленгликоль. Его разбавляют дистиллированной водой и добавляют в него разного рода присадки. Импортные антифризы отличаются цветом. Существует красный, синий, зелёный, жёлтый. Ошибочно считать, что цвет влияет на химические характеристики охлаждающей жидкости. Производители сами подкрашивают антифриз. Это делают для облегчения диагностики протекания в системе. Нельзя говорить, что красный или синий лучше. Главное – не цвет, а химические и физические свойства антифриза. Помните про это.

Если провести химический анализ тосола и антифриза, то видно, что они отличаются набором присадок. В химический состав тосола входят соли неорганических кислот (фосфаты, нитриты, нитраты и др.). Антифриз делают с использованием солей органических кислот (карбонатов). Он менее токсичен для человека и окружающей среды.

Классификация охлаждающих жидкостей

На полках магазинов, торгующих маслами и жидкостями, можно найти:

  1. Минеральные антифризы, на упаковке указан стандарт G11.
  2. Органические антифризы, на канистре найдёте G12.
  3. Универсальные, обычно они обозначены G12++.

Тосол относится к минеральным антифризам. Импортные охлаждающие жидкости (ОЖ) чаще всего относятся к органическим.

Можно ли мешать разные марки

Так как в состав антифризов и тосола входят разные химические вещества, то не рекомендуют смешивать эти две жидкости. Присадки могут нейтрализовать действие друг друга. В итоге такое смешивание приведёт к:

  • потере свойств охлаждающей жидкости;
  • выпадению осадка;
  • образованию раковин в блоке двигателя;
  • коррозии на узлах системы;
  • поломке помпы;
  • засорению системы охлаждения.

Категорически не рекомендуется смешивать минеральные и органические антифризы. Смешивание органических антифризов разных цветов допускается, но в дальнейшем трудно предсказать изменение физических и химических свойств охлаждающей жидкости и её поведение при разных температурах. Всё дело в присадках, которые могут отличаться у разных производителей.

Если необходимо в экстренном порядке долить антифриз, то лучше выбрать универсальный или дистиллированную воду. После поездки как можно быстрее замените охлаждающую жидкость с обязательной промывкой системы.

Видео: Что бывает, если смешать антифризы?

В подтверждение вышесказанному просмотрите короткое видео про результат смешивания различных антифризов:

В конце статьи хотелось бы отметить, что частая причина засорения и выхода из строя помпы, радиатора и патрубков – это некачественный антифриз. Не покупайте охлаждающую жидкость при дороге, делайте это лучше в специализированных точках продажи.

Давайте знакомиться, меня зовут Дмитрий Кузнецов. (9 голосов, среднее: 3.7 из 5)

Тосол или антифриз: мифы и реальность

Почему ржавеет антифриз

Антифриз – одна из основных составляющих системы охлаждения двигателя. Эта жидкость может иметь разный цвет, в зависимости от того, к какой группе принадлежит (G11, 12, 12+). Со временем она утрачивает свойства – хуже отводит тепло, появляются хлопья и осадок. Это нормальное явление для старой охлаждающей жидкости. Но если антифриз стал коричневого цвета, это повод проверить систему детальнее. Сегодня мы разберемся, почему ржавеет антифриз в системе охлаждения и что с этим делать.

Истечение срока эксплуатации

Согласно исследованиям, стандартный пакет присадок охлаждающей жидкости (далее – ОЖ) теряет свойства спустя 700 часов работы дизельного двигателя и 1000 часов бензинового. Понятно, что никто из нас не будет ставить счетчик моточасов ради этого. Но и ждать, пока ОЖ приобретет коричневый цвет, глупо.

Поэтому арифметика такова: антифриз утрачивает свойства спустя 60 тысяч километров или каждые 3-4 года, тосол нужно менять раз в 2 года или 40 тысяч километров.

Если речь идет о брендовых продуктах с надписью «Long Life», их можно менять вдвое реже (но только при условии, что это оригинал – подделка не прослужит и года).

Отработанный антифриз

Отработанный антифриз

Может ли охлаждающая жидкость заржаветь спустя данный срок? Вполне. Причина тому – разрушение карбоксилатных присадок. Именно они образуют защитный слой на металлических стенках внутри системы, предотвращая развитие коррозии. Как только пленка разрушается, ржавеет металл. Соответственно, охлаждайка становится коричневого цвета.

Перегрев двигателя

Охлаждающая жидкость рассчитана на работу при высокой температуре. Но всему есть предел. Те самые антикоррозионные присадки начинают разрушаться при 105-110 градусах. И если вы хоть раз перегрели движок, сразу меняйте жидкость, а вместе с этим смотрите, не повело ли ГБЦ. На всех современных движках головка алюминиевая и очень боится перегрева.

></p>
<p>>Проверка геометрии ГБЦ Проверка геометрии ГБЦ

Бывают и другие случаи – автомобиль не перегревался, а антифриз стал коричневым. Это говорит о качестве самой ОЖ. Ее присадки не способны работать даже при 90 градусах, либо данных присадок нет вовсе.

Износ резиновых патрубков

Если ОЖ становится темного цвета, может ли быть причина в старых патрубках? Не совсем. Да, резина имеет свойство изнашиваться – дубеет и крошится. Но первоначально на ее износ влияет охлаждающая жидкость. Заменив патрубки на новые, через месяц мы заметим такую же картину. Неужели нарвались на брак? Отнюдь. Коричневый антифриз, в котором уже не работают никакие присадки, подобно кислоте просто разъедает новую резину изнутри.

Патрубки

Патрубки

Напрашивается вывод. Заметив износ трубок, меняем вместе с ними и ОЖ. А еще лучше – промыть систему перед заливкой тосола или антифриза (но об этом чуть позже).

Окисление металлических стенок внутри системы

Аналогично прошлому случаю, антифриз или тосол, в котором нет защитных присадок, разъедает алюминий. Вся эта взвесь начинает циркулировать по системе охлаждения, забивая каналы и ухудшая теплоотвод. Заметив, что в бачке образовалась «муть», нужно сразу принимать меры. Спохватившись позже, можно перегреть двигатель со всеми «прекрасными» последствиями.

Использование «неправильной» воды или смешивание разных антифризов

Начнем с того, что любая ОЖ будет содержать в себе дистиллированную воду. Ее добавляют компании-производители антифризов, либо сами автовладельцы, в случае покупки концентрата. Последний рекомендуется разводить в пропорции 40/60 (концентрат и вода соответственно).

Почему выбирают именно дистиллированную воду? Такая вода не содержит минеральных солей и других примесей, которые могут нанести вред системе охлаждения двигателя.

Антифриз и дистиллированная вода

Антифриз и дистиллированная вода

Но часто владельцы старых авто пренебрегают этим правилом. Автомобилю 20 лет, да что с ним случится? Увы, с возрастом он не крепчает и будет реагировать на простую воду так же, как и остальные. Скоро такая вода образует налет, забьет каналы радиатора и рубашки охлаждения. Отмыть эту гадость будет сложно – часть все равно останется.

Вред можно нанести и по-другому. Представим ситуацию: в дороге закончилась ОЖ. Ехать так дальше нельзя – перегреем движок, а на ближайшей заправке есть только один тип антифриза, отличимый от нашего. Ничего же не случится, ведь и то, и другое – антифриз? Увы, не каждый тип ОЖ можно смешивать. Ниже мы приведем полезную картинку.

Таблица смешивания антифризов

Таблица смешивания антифризов

Дело в том, что каждая группа ОЖ имеет разный состав присадок, которые при смешивании могут нам только навредить. Жидкость вспенится или выпадет в осадок. Смешивать нужно с умом.

Простой совет для тех, кто не хочет рисковать и делать «коктейли»: если закончилась ОЖ, а ехать нужно, покупаем дистиллированную воду. Она то уж совместима с любой ОЖ. Но есть нюанс – чем больше ее в системе охлаждения, тем выше температура замерзания жидкости. Помните это, эксплуатируя автомобиль зимой.

Можно ли вернуть прежний порог замерзания, залив ранее дистиллированную воду? Если ОЖ была новой и без примесей, можно добавить концентрат. Но нужно быть внимательным и использовать только ту группу, которая соответствует ранее использованному антифризу. Используя концентрат, можно вернуть порог замерзания ОЖ до -40 градусов. По умолчанию дистиллированная вода замерзает при -9 градусах.

Нарушение герметичности прокладки ГБЦ

Прогар прокладки может случиться на абсолютно разных авто с разным пробегом. Причин несколько:

  1. Перегрев. Самая популярная причина. Даже при краткосрочном перегреве нарушается геометрия головки блока. Не «ведет» только чугунные ГБЦ, но их уже не осталось в современном мире.
  2. Некачественная сборка двигателя после ремонта. Увы, не каждый механик умеет затягивать болты ГБЦ с правильным моментом. Обращаясь в сервис, обращайте на это внимание. Опытные механики всегда пользуются динамометрическим ключом и знают технологию затяжки.
  3. Брак прокладки. Сколько прослужит дешевый заменитель – вопрос удачи. Но как правило, не больше 30 тысяч километров. В худших случаях авто даже не доезжает до гаража. Не экономьте на запчастях. Даже самая дорогая прокладка будет стоить дешевле, чем повторная сборка-разборка ГБЦ, не говоря уже о потерянном времени.

Таким образом, прокладка усыхает или прогорает, из-за чего масло попадает в систему охлаждения и наоборот. В итоге мы замечем характерный майонез на масляном щупе, а в расширительном бачке – рыжий тосол. Однако это отнюдь не ржавчина, а слой масла.

Густая суспензия в бачке

Густая суспензия в бачке

Иногда такой автомобиль может иметь белый выхлоп. Также сквозь пробитую прокладку в систему охлаждения пробиваются выхлопные газы. ОЖ в бачке на работающем авто выглядит как газировка. Проблема усугубляется тем, что из-за повышенного давления газов могут разорваться патрубки на ходу, а заметить это удастся только по стрелке температуры ОЖ, уже перегрев двигатель.

Заметив любую из данных проблем, не нужно откладывать с ремонтом. Кроме замены прокладки, нужно тщательно промыть систему охлаждения и смазки, а уже после заливать новое масло и ОЖ.

Прежде всего – промывка

Можно ли очистить антифриз от ржавчины? К сожалению, такую жидкость невозможно каким-либо образом отфильтровать.

Более того – заметив, что тосол изменил цвет, недостаточно просто его заменить. Даже на раннем этапе осадок плотно остается в системе. Заменив ОЖ без промывки, владелец быстро столкнется со старой проблемой. Жидкость станет грязной или того хуже – поменяет цвет.

Наша задача – максимально очистить систему от накипи, ржавчины, осадка и других примесей. Профессиональная промывка включает несколько этапов:

  1. Подготовка. Сливается рыжий антифриз, оценивается состояние расширительного бачка. При сильном загрязнении бачок меняется на новый.
  2. Промывка радиатора. Мастер демонтирует теплообменник. Используя химию, радиатор под определенным давлением очищается несколько раз – до тех пор, пока жидкость не будет содержать отложений. Также теплообменник очищается и внешне.
  3. Промывка рубашки охлаждения двигателя. Аналогичным образом мастер удаляет остатки грязи внутри двигателя. При необходимости демонтируется термостат, для улучшения эффективности промывки.
  4. Сборка и заливка новой жидкости. На заключительном этапе проверяют герметичность соединений и удаляют имеющиеся воздушные пробки.

Слив антифриза

Слив антифриза

Бывают случаи, когда промывка теплообменников нецелесообразна ввиду повреждений или сильного налета.

Часто это касается печки, реже – радиатора двигателя. В такой ситуации лучше заменить теплообменник на новый.

Что будет, если ничего не делать?

Ездить с ржавым антифризом нельзя. Увы, последствия могут быть необратимыми. Металл начинает коррозировать, разрушаются патрубки. Вся грязь забивает тонкие каналы теплообменника и рубашки охлаждения.

Какой бы производительной не была помпа, она не сможет прокачать жидкость в прежнем количестве. Риск перегрева возрастает в разы. Ухудшается и сам теплообмен.

Если причиной ржавого цвета антифриза стала прокладка ГБЦ, однажды можно «приехать» на капиталку, незаметно перегрев двигатель. Поэтому так важно следить за здоровьем авто по цвету ОЖ. Обнаружив малейшие изменения, не стоит откладывать с ремонтом. Чем раньше будет замечена проблема, тем легче промыть двигатель и защитить систему от необратимого разрушения.


Технические жидкости в автомобиле: для чего они нужны и куда заливать Каждому водителю важно знать, какие технические жидкости используются в автомобиле, для чего они нужны и чем отличаются. Мы поможем вам разобраться в этом вопросе.


Эмульсия на щупе уровня масла Появление эмульсии на масляном щупе — это серьезный повод для беспокойства. Основных причин этому может быть три. В этой статье мы расскажем об этих причинах и о том, как решить эту серьезную проблему.


Советы автолюбителям. Замена охлаждающей жидкости В наше время ни один автомобилист не может обойтись без охлаждающей жидкости. Ведь без этого вещества даже самый мощный машинный двигатель долго не протянет. Но какую лучше разновидность охладителя купить? Тем более, что в автомобильных магазинах сейчас появилось огромное количество разнообразных


Меняем тосол на Lada 2109: технология и частота проведения работ Технологичная замена тосола на автомобиле ВАЗ 2109: подготовка, план действий, подводные камни.


Какую жидкость лучше заливать в систему охлаждения авто? Прежде чем разбираться в том, что лучше - антифриз или тосол,- стоит правильно расшифровать предмет спора.


Как подобрать охлаждающую жидкость для двигателя своего автомобиля Для автомобильного двигателя антифриз имеет не меньшее значение, чем масло. Он сохраняет тот температурный режим, который оптимален для работы двигателя, а также защищает детали от чрезмерного изнашивания, предотвращает отложение нагара и коксование масла.

Тосол на полах (часть 1)


Всех приветствую в своем БЖ.
Зимой потек кран печки и, естественно, тосол ушел в полы.
Кран заменили, а вот полы я отложил до теплых времен, вот они и настали.
Весь ковролин правой стороны (стороны где находится кран печки, больная тема ВАЗа), оссобенно спереди, были пропитаны тосолом. Как бы не говорили, что от тосола металл не гниет, якобы тосол кислотный и образует на металле пленку, но я все равно боялся за пол автомобиля, да и, честно говоря, неприятно было видеть мокрый ковролин под поликами.
Выбрал день и решил заняться этим
Для начала нужно снять сиденье, а именно выкрутить сзади 2 болта на лыжах, спереди 4 болта и спереди 2 болта на лыжах. Поднять сиденье. Готово


Далее видим такую картину


Откручиваем воздуховод отверткой.
Начался дождь и пришлось перебазироваться на заднее сиденье.
Начинаем откручивать весь пластик, который держит кавролин. Фигурная отвертка в помощь!)


Сразу говорю, знал что ковролин цельный, но весь салон разбирать не хотелось, как и не хотелось резать.

Приподнял ковролин и увидел неприятную картинку: вся заводская шумоизоляция была просто пропитана тосолом. (Фото к сожалению нет)
Под шумоизоляцией нашел забытую кем-то на заводе АВТОВАЗА гаечку.))) ну да ладно, речь не о ней
Куски шумоизоляции идут поперек салона, т.е. от правой передней двери до левой. Пришлось резать ровно на половину. Вытащил шумоизоляцию (была мокрая насквозь).


Что обрадовало, так это целый пол без следов коррозии) тьфу тьфу

И тут моим глазам предстала новая разработка АВТОВАЗа — нанопенопласт!))) Его трогать не стал.
Вообщем картина ниже на фото


Задрал кавролин. Взял тряпку, ведро воды и принялся все это хозяйство мыть (кстати тосол неплохо смывается водой)
Вымыл, взял сухую тряпку и протер насухо (извиняюсь за тавтологию, особо придирчивые господа)))
Далее взял растворитель 647 и протер им, начиная от заднего сиденья до нанопенопласта.
Далее просушил весь металл строительным феном. Пропылесосил
Стало глазу чуть приятнее


Долго думал, как же его подсушить. В итоге, пригодился уже давно лежавший в гараже старый ворсинистый палас.
Вырезал из него прокладку под кавролин, все уложил
Далее взял сухую тряпку и начал вытирать ею весь кавролин с обоих сторон. Сушил феном, вытирал, сушил феном, вытирал…Проделывал эти цикличные операции, пока не стало более менее сухо, но конечно же до конца вывести тосол не удалось.
Уложил палас, на него кавролин. Для веса поставил 2 банки мовили, которые приобрел только сегодня для обработки крыльев (Запись в БЖ на днях будет)



Планирую дня 2 покататься без сиденья, специально оставлять машину на солнце, вдруг подсохнет.
В противном случае, буду что-то придумывать.
Всем спасибо за уделенное внимание.
Хотелось бы услышать советы, как избавиться от тосола (Снимать полностью ковролин, отрезать его, сыпать кошачий туалет и класть детские подгузники не предлагать!)

Почему антифриз превращается в ржавую воду? Промывка системы TCL


Я как водитель-педант стараюсь менять вовремя жизненно-важные жидкости. после 3х лет решил просто освежить антифриз. родную брать жаба задушила взял в обычном магазине обычный Феликс зелёного цвета… Так ездил 2 года, решил снова освежить, сливаю а там… Коричная лужа, то ли параша то ли жидкость… Подумал нарвался на хреновую жидкость и залил по отзывам другого производителя


. Но все таки в душе было неспокойно что старая Грязь быть может разбавилась немного с новой и лучше ещё раз освежить, в этом году вновь взял Luxe


. прошло всего лишь полгода сегодня решил проверить через OBD датчик температуру машины во время езды, и заметил одну неприятность, температура очень часто поднимается до 96 градусов и включается вентилятор сбивается на 90 и буквально через минуту 2 вновь доходит до 96 градусов.( Видно по времени на скриншотах чуть ли не через каждую минуту)



. кажись это не нормально, такого раньше не наблюдалось. приехав домой обнаружил, что уровень антифриза немного ниже мин., Но это не должно так сильно сильно влиять. открыл крышку а там вновь все та же параша коричневого цвета.



. Ведь всего за 3-4 месяца она не должна была стать такой…
Дал машине остыть и снова завел проверить, наблюдаю : до 80 температура поднимается равномерно и верхний патрубок становится горячий в то время как нижний холодный… На 82х градусах температура перестает подниматься вверх и держится на этом уровне минут 10 и в это же время нижний патрубок уже становится горячим. вопрос : должен ли нижний патрубок становиться горячим пока не включится вентилятор на 96 градусах ? В общем буду снова промывать систему водой, а потом залью жидкость TCL . ( Но и тут одна загвостка, в нашу систему почему-то очень тяжело заливается жидкость, приходится до потери пульса зажимать шланги и уходит около часа. Кто знает в чем секрет лёгкой заливки антифриза?)
Очень наслышан про антифриз tcl, думаю лить его на этот раз


ПРОДОЛЖЕНИЕ В общем принимаю решение самостоятельно промыть систему 10тированной водой
Беру для этого канистру 25 литров и новый антифриз ТСЛ литров 6, открываю пробку радиатора и вижу следующую картину.


Продолжаю наливать с горловины воду


понимаю что это долго и напрямую проточной водой под давлением начал смывать до тех пор пока не увидел чистую воду


Но понимаю что грязь еще осталась в блоке и надо чтоб она разбавилась а потом снова слить. Завожу машину а термостат ни хрена не срабатывает, быть может по причине пробки в системе НО температура начинает моментально доходить до 105 С и я сразу ее остужаю… Понял что заливать сейчас антифриз нет смысла, Выискал в городе единственное место где под давлением через шланги подключают аппарат и делают промывку полную ( БОШ ЦЕНТР) Еду с утра кое-как наблюдая за температурой . Пришлось докупить еще 4 литра антифриза и процесс пошел. Вначале этап промывки водой а потом замещаем воду зеленой чудо жидкостью.


Через недельку открыл крышку, вроде цвет в норме. В общем больше не буду вручную менять если обнаружу жижи в системе а лучше сразу промою полноценно систему и прогоню систему аппаратом, с меня хватило этих 3 раз частичной замены безрезультатные . Чуть обидно что машинка пару лет проездила с таким дерьмом в радиаторе, а хотел как лучше каждый сезон почти частичную замену делал. ))

Запчасти

KIA Cerato 2012, двигатель бензиновый 1.6 л., 126 л. с., передний привод, автоматическая коробка передач — плановое ТО

Машины в продаже


Kia Cerato, 2011



Kia Cerato, 2012


Kia Cerato, 2010

Комментарии 47

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.


Блок чугунный вот и ржавеет.

ДЛя начала вы должны понмать как работают антифризы.

первый случай это обычный- он же г11, он же тосол, он же traditional- это смесь этиленгликоля с водой и присадками, смысл присадок — находить в жидкости ржавчину и накипь и нейтрализовать их — правильно выводить в растворимый осадок, чтобы при замене их можно было вымыть, и залить новый.

второй случай это карбоксилатный антифриз — он же г12, онже carboxilat — состав все те же этилен гликоли но с присадками — задача которых покрыть всю поверхность системы пленкой которая будет защищать от ржавчины — т.е. в данном случае речь идет о превентимной защиты от коррозии. это сровни формированию щита, и на пополнение щита тратятся присадки антифриза — когда они вырабатываются появляется ржавчина

третий случай это лобридный и гибридные — это смесь первых и вторых сос воими плюсами и минусами…

ну а теперь ответ на ваш вопрос — у вас был залит г11, вы вместо того чтобы промыть систему плеснули в него г12, г12 как и положено начал обволакивать всю систему в том числе и хлопья которые остались от г11, и быстро выработал свой ресурс. Отсюда и хлопья…

Читайте также: