Покрытие металла под золото в домашних условиях

Обновлено: 28.09.2024

Научившись выполнять золочение в домашних условиях, что не так сложно, как может показаться на первый взгляд, вы сможете вернуть вторую жизнь любимым украшениям из меди и серебра. Изделия, изготовленные из золота, уже на протяжении многих лет пользуются огромной популярностью как у женщин, так и у мужчин. Чтобы обладать такими изделиями без серьезных затрат на их приобретение, достаточно овладеть технологией золочения.

Покрыть позолотой можно как цветные сплавы, так и сталь или чугун

Покрыть позолотой можно как цветные сплавы, так и сталь или чугун

На изделия из каких металлов можно наносить слой позолоты

Наиболее распространенным процессом является золочение серебра, но золотое покрытие можно наносить и на поверхность других металлов. Так, позолота может быть нанесена на изделия из меди, латуни и цинка, а также из железа и стали и др.

На вопрос о том, как позолотить металл в домашних условиях, однозначного ответа не существует. Все зависит от того, изделия из какого металла необходимо подвергнуть такой обработке. На выбор технологии золочения, осуществляемого в домашних условиях, влияет также результат, которого необходимо добиться.

С помощью золочения можно придать обычным вещам совершенно другой вид

С помощью золочения можно придать обычным вещам совершенно другой вид

Для золочения металла могут использоваться разные методы, наиболее распространенными из которых являются:

  • натирание поверхности изделия раствором хлорного золота;
  • золочение, выполняемое погружением изделия в раствор с цинковым контактом;
  • гальваническое золочение.

Каждый из таких методов золочения, выполняемого в домашних условиях, требует использования определенных химических реактивов, инструментов и оборудования.

Приготовление и использование хлорного золота

Чтобы покрыть слоем позолоты металл, часто используют раствор, называемый хлорным золотом. Для приготовления такого раствора золото растворяют в «царской водке», представляющей собой смесь соляной и азотной кислот. Соляную и азотную кислоты берут в пропорции 3 : 1. Золото помещают в этот состав, а затем выпаривают жидкость. Выполнять процедуру выпаривания жидкости из такого раствора следует очень аккуратно, чтобы не получить ожоги кожных покровов и дыхательных путей. Сухое вещество, оставшееся после выпаривания, как раз и является хлорным золотом.

При выпаривании нужно отделить открытый огонь от емкости с раствором, например, сделав прослойку из асбестовой крошки, насыпанной в отдельную посудину

При выпаривании нужно отделить открытый огонь от емкости с раствором, например, сделав прослойку из асбестовой крошки, насыпанной в отдельную посудину

Перед тем как применять хлорное золото для позолоты, его необходимо смешать с раствором цианистого калия и отмученным мелом, в результате чего должна получиться кашицеобразная масса. Такой кашицей, используя кисточку, покрывают изделие, после чего его выдерживают некоторое время, а затем тщательно промывают и полируют.

Для золочения стали хлорное золото смешивают с эфиром. Покрытое таким составом изделие оставляют на некоторое время, пока эфир полностью не испарится, а затем обработанную поверхность просто натирают тканью для придания золотого блеска.

Используя хлорное золото, предварительно смешанное с эфиром, на металлический предмет можно наносить различные надписи и узоры. Для того чтобы провести такую процедуру, в полученный раствор окунают гусиное перо и выполняют требуемые надписи и узоры, которые после испарения эфира и полировки будут сверкать золотым блеском.

Большие поверхности покрывают позолотой с помощью мягкой кисти

Большие поверхности покрывают позолотой с помощью мягкой кисти

Как уже говорилось выше, золотое напыление часто наносят на серебро, для чего также может использоваться хлорное золото. Чтобы выполнить химическое золочение изделий из данного металла, необходимо приготовить смесь, включающую в себя следующие компоненты:

  • хлорное золото – 10 граммов;
  • цианистый калий – 30 граммов;
  • поваренную соль – 20 граммов;
  • соду – 20 граммов;
  • воду – 1,5 л.

Химическое золочение, которому необходимо подвергнуть серебро, можно также выполнять с использованием смеси из:

  • хлорного золота – 7 граммов;
  • железистосинеродистого калия – 30 граммов;
  • карбоната калия – 30 граммов;
  • пищевой соли – 30 граммов;
  • воды – 1 л.

Саму процедуру напыления слоя золота на поверхность металла при использовании химических растворов выполняют в следующей последовательности.

  1. Обрабатываемое изделие предварительно прокаливают.
  2. Поверхность предмета протравливают сначала раствором серной кислоты, а затем азотной кислотой.
  3. Протравленное изделие на мгновение опускают в смесь, состоящую из серной, азотной и соляной кислот.
  4. После обработки в смеси кислот изделие ополаскивают водой, затем погружают в ртуть и наконец в воду, где его выдерживают 30 секунд.
  5. После емкости с водой изделие помещают в раствор для золочения, выдерживают требуемое время, затем промывают водой и сушат в древесных опилках.

Применение цинкового контакта

Чтобы получить более толстый позолоченный слой, используют цинковый контакт. Таким методом можно, например, покрыть слоем золота серебро. Для золочения готовят состав из таких компонентов, как:

  • хлорное золото – 15 граммов;
  • углекалиевая соль – 65 граммов;
  • желтая кровяная соль – 65 граммов;
  • пищевая соль – 65 граммов;
  • вода – 2 л.

Потребуется некоторое время на растворение всех компонентов состава

Потребуется некоторое время на растворение всех компонентов состава

Изделия, изготовленные из меди и латуни, покрываются под золото в растворе следующего состава:

  • хлорное золото – 2 грамма;
  • едкий калий – 6 граммов;
  • цианистый калий – 32 грамма;
  • фосфорнонатриевая соль – 10 граммов;
  • вода – 2 л.

Предметы, на поверхность которых необходимо нанести слой позолоты, тщательно очищаются от грязи и жира, затем их помещают в предварительно нагретый состав для золочения. Уже находящиеся там изделия соединяют с цинковой палочкой, которая и выступает в качестве контакта.

Составы обезжиривающих растворов

Составы обезжиривающих растворов

Чтобы позолота, нанесенная на поверхность изделий из стали, цинка и олова, была качественной и отличалась хорошей адгезией, перед золочением их необходимо подвергнуть процедуре омеднения.

Гальванический метод нанесения позолоты

Наиболее прочный и качественный слой позолоты позволяет получить гальваническое покрытие золотом, выполняемое в специальных электролитических растворах. Такая технология золочения очень напоминает цинкование, так как для ее реализации используются гальваника и аналогичные электрохимические процессы.

Схема гальванической ванны

Схема гальванической ванны

В зависимости от химического состава раствора, в котором выполняется гальванизация, сформированная позолота может иметь красноватый или светло-желтый оттенок. В основном золочение изделий из металла по данной технологии выполняют в растворах двух типов.

Электролиты для золочения первого типа готовят в следующей последовательности.

  1. В 700 миллилитрах воды растворяют 60 граммов фосфорнокислого натрия.
  2. В 150 миллилитрах воды разводят 2,5 грамма хлорного золота.
  3. В других 150 миллилитрах воды растворяют 1 грамм цианистого калия и 10 граммов двусернистокислого натрия.
  4. Сначала аккуратно смешивают два первых раствора, а затем в полученную смесь добавляют третий.

Чтобы позолотить серебро или любой другой металл таким методом, приготовленный состав доводят до температуры 50–62° и используют для протекания процесса платиновый анод. После истощения такого электролита для золочения в него добавляют хлорное золото.

Дефекты при использовании электролитов золочения и способы их устранения

Дефекты при использовании электролитов золочения и способы их устранения

Второй тип электролита для золочения носит название «золотая ванна Зельми». В таком растворе золотят серебро, сталь, изделия из олова, меди, латуни, христофлевого металла. Приготовление этого электролита для золочения происходит в несколько этапов.

  • В фарфоровой емкости доводят до кипения 30 миллилитров воды, смешанные с кристаллическим углекислым натрием и железистосинеродистым калием (взятых по 1 грамму).
  • В полученный раствор добавляют осажденное аммиаком гремучее золото и кипятят в течение двенадцати минут.
  • После образования красного пушистого осадка полученную жидкость, которая должна иметь насыщенный золотистый цвет, фильтруют.

Менее токсичными считаются условно бесцианидные электролиты золочения

Менее токсичными считаются условно бесцианидные электролиты золочения, характеристики которых приведены в таблице

Обработку в таком электролите для золочения проводят на протяжении 15–16 часов, используя для этого элемент Даниэля и слабые токи. В результате на поверхности металлического изделия формируется эффектная матовая позолота.

Задаваясь вопросами о том, что такое золочение и как его выполнить, следует учитывать, что для его осуществления используются различные методики, только часть из которых описана выше. Выбирая из таких технологий оптимальную, надо принимать во внимание целый ряд факторов, а также ориентироваться на желаемый результат.

Хромирование и золочение в домашних условиях. Просто, доступно, недорого. Достойная альтернатива классическим методам.


Всем привет.
Решил рассказать о новом интересном материале для хромирования и золочения — японская зеркальная поталь краска, и хочу поделиться личным опытом использования этой поталь краски.
Итак. Этот материал позволяет в домашних условиях наносить декоративное покрытие с максимальным зеркальным блеском, аналогичное сусальному золочению, при минимальных затратах.
Этот материал, называют по разному: "полиментная поталь", "поталь-краска", "зеркальная поталь" и т.д. На самом деле, у этого материала сложное технологическое название, смысл которого трудно переводим на русский язык, поэтому, принято называть этот материал ― ЯПОНСКАЯ ПОТАЛЬ, поскольку этот высокотехнологичный материал был разработан в Японии. Он состоит из 3-5 слоев с применением передовых достижений в нанотехнологии, а также, проходящий через сложную систему многофункционального прессования. Это сложный технологичный полимерный материал.
А теперь подробно и по простому: .
— Это листовая краска, раскатанная в микропленку,
— Не окисляется и не зеленеет в отличии от классической потали, сплавов металла,
— Уровень блеска не имеет аналогов среди прочих красок и отделочных материалов,
— Устойчивость к механическим воздействиям как у лакокрасочного покрытия, но если покрыть лаком, например керамическим, то устойчивость будет равна прочности покрывного лака.
Да это не настоящий гальванический хром и даже не химический, я на это и не претендую, а просто декоративный, для внешнего вида и отделки в различных вариантах применения. Тем не менее, мне до сих пор не попадался материал с таким явно выраженным металлическим блеском. Ни одна из известных мне видов краски не дает такого эффекта.
По цене весьма доступный, лист 9х9см стоит всего 6 руб.
Эти крышки на радиатор я специально хромировал и золотил для ролика, для того что бы показать процесс работы с этим материалом в действии.
просто крышки, объекты для экспериментов, покрытые лаком, в качестве подложки для дальнейшего хромирования


просто крышки, объекты для экспериментов, покрытые лаком, в качестве подложки для дальнейшего хромирования



Луну за птичкой я делал год назад. Год находилась под открытым небом и ничего нигде не поднялось. Полет нормальный)))


Ну не зря же делал))) Поставил, прикольно смотрится. Но сразу скажу, что это не добавляет мощности двигателю)))

Видео процесса пришлось разбить на две части, иначе Ютуб не принимал. Я в видеоролике постарался максимально подробно обо всем рассказать и показать.


Распространением, продажей и рекламой не занимаюсь. Покупаю сам в интернете, пользуюсь уже больше года, материал очень нравится.
И еще несколько слов:
На больших идеально ровных поверхностях немного будут видны стыки. Это все таки листовой материал для ручного использования, а не промышленное хромирование.
Лично я не стал бы таким образом хромировать бампер. Там необходим гальванический хром, поскольку велико механическое воздействие.
Вместе с тем, этим материалом можно хромировать, позолотить, покрыть медью или платиной двигатель и детали движка. На нелинейных поверхностях стыков не видно вообще.
Так же можно использовать этот материал практически на любых поверхностях, металле, пластике, дереве, коже или дермантине, при необходимости обработав предварительно поверхность.
Интересно сочетать различные виды потали, глянцевое и матовое, золото с хромом или платиной.
Этот материал в первую очередь интересен именно для декоративных целей. Можно крышечку позолотить, а можно дома налепить лепнины и устроить Эрмитаж, тут уж кому что интересно.
Кстати один момент, забыл сказать.
Нужно сразу укладывать поталь краску на ВСЮ поверхность обрабатываемого изделия. Потому что если начнете прибивать в одном месте, а будут поверхности не закрытые поталью, то туда налипнет крошек от краски и будут плохо прилипать следующие листы.
Всю поверхность забрасываете листиками и кусочками потали, прижимаете, и где будут разрывы и промежутки сразу докладываете вторым слоем, так сказать лечите дырочки. Можно дыхнуть на поверхность где дырочки, и на образовавшийся пар набрасываете еще.

28 мая 2016 Метки: хромирование своими руками , золочение своими руками , японская зеркальная поталь краска

Хромирование и золочение в домашних условиях своими руками зеркальной поталь краской.

Приветствую всех.
Для тех кто еще не в теме, хочу рассказать о новом интересном материале для хромирования и золочения, и поделиться личным опытом использования этой поталь краски.
Для понимания, это не гальваника и не химия, это материал похожий по виду и свойствам на сусальное золото.
Итак. Этот материал позволяет в домашних условиях наносить декоративное, именно декоративное покрытие с максимальным зеркальным блеском, аналогичное сусальному золочению, при минимальных затратах.
Этот материал, называют по разному: "полиментная поталь", "поталь-краска", "зеркальная поталь" и т.д. На самом деле, у этого материала сложное технологическое название, смысл которого трудно переводим на русский язык, поэтому, принято называть этот материал ― ЯПОНСКАЯ ПОТАЛЬ, поскольку этот высокотехнологичный материал был разработан в Японии. Он состоит из 3-5 слоев с применением передовых достижений в нанотехнологии, а также, проходящий через сложную систему многофункционального прессования. Это сложный технологичный полимерный материал.
А теперь подробно и по простому: .
— Это листовая краска, раскатанная в микропленку,
— Не окисляется и не зеленеет в отличии от классической потали, сплавов металла,
— Уровень блеска не имеет аналогов среди прочих красок и отделочных материалов,
— Устойчивость к механическим воздействиям как у лакокрасочного покрытия, но если покрыть лаком, например керамическим, то устойчивость будет равна прочности покрывного лака.
Да это не настоящий гальванический хром и даже не химический, никто на этом и не настаивает, а просто декоративный, для внешнего вида и отделки в различных вариантах применения. Тем не менее, мне до сих пор не попадался материал с таким явно выраженным металлическим блеском. Ни одна из известных мне видов краски не дает такого эффекта.
По цене весьма доступный, лист 9х9см стоит всего 6 руб.
Эти крышки на радиатор я специально хромировал и золотил для ролика, для того что бы показать процесс в действии.




Луну за птичкой я делал год назад. Год находилась под открытым небом и ничего нигде не поднялось и не зашелушилось. Полет нормальный)))


Ну не зря же делал))) Поставил, прикольно смотрится. Но сразу скажу всем критикам и юмористам, что это не добавляет мощности двигателю)))

Видео процесса пришлось разбить на две части, иначе Ютуб не принимал. Я в видеоролике постарался максимально подробно обо всем рассказать и показать.
в первой части немного о материале, о полученных по почте ништяках и нанесении клея

во второй видео процесса укладки потали

Распространением, продажей и рекламой не занимаюсь. Покупаю сам в интернете, пользуюсь уже больше года, материал очень нравится.
На больших идеально ровных поверхностях немного будут видны стыки. Это все таки листовой материал для ручного использования, а не промышленное хромирование.
Лично я не стал бы таким образом хромировать бампер. Там все таки необходим гальванический хром, поскольку велико механическое воздействие.
Вместе с тем, этим материалом можно отхромировать, позолотить, покрыть медью или платиной двигатель и детали движка. На нелинейных поверхностях стыков не видно вообще. В ближайшее время сделаю эксперимент как поталь температуру держит, тогда и выложу здесь.
Так же можно использовать этот материал практически на любых поверхностях, металле, пластике, дереве, коже или дермантине, при необходимости обработав предварительно поверхность.
Интересно сочетать различные виды потали, глянцевое и матовое, золото с хромом или платиной.
Этот материал в первую очередь интересен именно для декоративных целей. Можно крышечку позолотить, а можно дома налепить лепнины и устроить Эрмитаж, тут уж кому что интересно.
Кстати один момент, забыл сказать.
Нужно сразу укладывать поталь краску на ВСЮ поверхность обрабатываемого изделия. Потому что если начнете прибивать в одном месте, а будут поверхности не закрытые поталью, то туда налипнет крошек от краски и будут плохо прилипать следующие листы.
Всю поверхность забрасываете листиками и кусочками потали, прижимаете, и где будут разрывы и промежутки сразу докладываете вторым слоем, так сказать лечите дырочки. Можно дыхнуть на поверхность где дырочки, и на образовавшийся пар набрасываете еще.
Возникло много вопросов, можно ли отреставрировать хром на фаре. Я как раз лечил одну в прошлом году, но на Драйве прописан не был, и видео не делал… Год прошел, вроде бы не выгорело и не потемнело, хотя стоят галогенки.

Различные способы нанесения позолоты в домашних условиях

Покрыть позолотой можно как цветные сплавы, так и сталь или чугун


Покрыть позолотой можно как цветные сплавы, так и сталь или чугун

На вопрос о том, как позолотить металл в домашних условиях, однозначного ответа не существует. Все зависит от того, изделия из какого металла необходимо подвергнуть такой обработке. На выбор технологии золочения, осуществляемого в домашних условиях, влияет также результат, которого необходимо добиться.

Гальваника

Существует два способа:

  1. Готовят три раствора: 60 г фосфата натрия с 700 г воды; 2,5 г хлорида золота и 150 г воды; 1 г цианида калия и 10 г сульфата натрия со 150 г воды. Первые два раствора смешивают, третий добавляют последним. Температура — 50-60 градусов. Анод — из платины. При истощении электролитного раствора добавляют хлорид золота.
  2. Ванна по Зельми: по 1 г гексацианоферрата калия (желтого) и карбоната натрия смешать с 30 г воды, нагреть в чашке из фарфора. Добавить в смесь осажденное нашатырным спиртом золото. Кипятить в течение 10-12 минут. При испарении воды ее добавляют, пропускают через раствор ток элемента Даниеля. Время воздействия — 15-16 часов.

Способы позолоты в домашних условиях трудоемки и не всегда доступны. Предпочтителен метод химического золочения или натирания.



Что такое позолота

Позолота — это тончайший слой золота, который может скрывать практически любой материал. Толщина его при этом может быть от 1 до 20-25 микрон, а предмет становится практически неотличим от золотого. Метод используется не только в ювелирном искусстве, но и в архитектуре, дизайне и даже косметологии.

Краткая история появления

Впервые искусство золочения предметов роскоши возникло еще несколько тысячелетий назад в Древнем Египте. Именно он стал первой страной, в которой добыча золота приняла промышленные масштабы. Так как все прииски принадлежали фараону, нет ничего удивительного в том, что в первую очередь золочению подвергались предметы быта правящей семьи.

Есть альтернативная версия, которая утверждает, что практика позолоты возникла в Китае. Однако простое сравнение исторических фактов говорит в пользу Египта. Позолоченные саркофаги египетских фараонов насчитывают больше 5000 лет, в то время как в Лао Тан (провинция Китая, которая считается родиной позолоты) тонкие золотые пластины производятся только около 2 тысячелетий.

Искусство золочения, пройдя через Ближний Восток и попав в Древнюю Русь, получило значительный толчок для развития и вышло на совершенно новый уровень. Именно на Руси золото стало не просто признаком статуса и роскоши, но и символом веры и божественного света.

6 лет в ювелирном деле. Знает все о пробах и может определить подделку за 12 секунд

Популярность позолоты, так полюбившейся русскому человеку, привела к созданию оригинальной школы, разработке собственных методов и секретов. Мастера по золочению брали мальчиков с самого раннего возраста, чтобы передать им все тонкости своей профессии. И только немногие из них действительно достигали вершин мастерства.

Следующий шаг в развитии искусства — заслуга архитекторов, в первую очередь Бартоломео Растрелли. Именно он ввел в моду стиль барокко, для которого характерна позолота не только мебели, но и лепнины.

Открытие гальванического метода Б.С. Якоби в XIX веке сделало золочение ювелирных изделий более безопасным и простым. Гальваника вывела методику нанесения позолоты на новый уровень.



Покрытие сплавами золота

Для покрытия изделий чаще всего используют сплавы золота, к которому добавляют лигатирующий компонент. Дополнительный элемент в составе сплава позволяет придать детали необходимые качества и желаемый оттенок. В России предпочтение отдают золоту с красноватым отливом, в США и некоторых других странах приоритетом пользуется покрытие лимонно-желтого или латунного оттенков.

Сплав золота и меди в России применяется для покрытия элементов наручных часов. Ход процесса зависит от концентрации свободного цианида в электролите: чем больше концентрация вещества в электролите, тем меньше содержание меди в полученном покрытии. При проведении процесса в условиях нейтральных электролитов можно получить покрытие медь-золото толщиной 20 микрон.

Кроме перечисленных сплавов, используются также составы золото-серебро и золото-сурьма. Процентное содержание элементов в итоговом покрытии зависит от особенностей электролита и применяемых химических реактивов.

Гальваническое покрытие золото-сурьма заслужило положительные отзывы благодаря своему использованию для золочения оправ очков. Покрытие такого состава характеризуется не только повышенной износостойкостью, но и привлекательным внешним видом. В зависимости от толщины оно может получиться полублестящим или блестящим. Подобные свойства вместе с высоким уровнем устойчивости к механическим воздействиям позволяют использовать сплав в декоративных целях.

Уход, чистка и хранение позолоченных изделий

Чтобы украшение прослужило как можно дольше, необходимо соблюдать несколько простых правил по уходу за позолотой.

НошениеОбязательно снимать позолоченные украшения перед любым контактом с водой (душ, бассейн, мытье посуды) или спортивными занятиями. Избегать попадания на поверхность косметических средств. Не забывать, что повседневная носка сокращает срок их службы.
ХранениеХранение только в отдельной шкатулке или тканевых мешочках, чтобы не повредить слой другими украшениями.
ЧисткаЧистить только мягкой тканью без использования абразивов. Если просто появились темные пятна, достаточно протереть обычным уксусом и промыть в воде. Блеск поможет вернуть яичный белок (после него также надо будет промыть в чистой воде). Раз в год изделия надо сдавать ювелиру на профессиональную чистку.

Несмотря на то, что рано или поздно покрытие стирается, его всегда можно обновить в мастерской у ювелира.

Платинирование и палладирование.

это самые современные методы гальванообработки — являются способами нанесения декоративных покрытий, но, как правило, применяются как подслой под родирование. Посредством платинирования и палладирования изделия приобретают яркий металлический блеск, значительно улучшаются внешние характеристики изделий, удивительный цвет металлов прекрасно передает все драгоценные свойства платины и палладия.

Защитные покрытия

позволяют сохранить блеск и цвет ювелирных изделий длительное время (от нескольких месяцев до 2-3 лет). Защитные покрытия (ингибиторы) не только защищают изделия от потемнения, но и обладают прекрасным полирующим эффектом. Например, защитные покрытия серебра от потемнения (пассивация) позволяют сохранить блеск и цвет ювелирных изделий длительное время.

Читайте также: