Покупка драгоценных металлов юридическими лицами

Обновлено: 02.05.2024

Законодательной базой для осуществления банковских операций и сделок с драгоценными металлами и камнями на территории РФ, являются следующие нормативные документы:

  • Федеральный Закон РФ № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 года (с изменения от 03.09.2018), статья 5;
  • Федеральный Закон РФ № 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 года, с изменения от 01.06.2018 года;
  • Федеральный Закон РФ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года.
  • Приказ ЦБ РФ № 02-400 от 1 ноября 1996 года с последующими изменениями и дополнениями – «О введении в действие Положения Банка России «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами»».

Данная нормативная база устанавливает следующие понятия, используемые при совершении операций и сделок с драгоценными металлами:

«…К драгоценным металлам относятся слитки золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации.

Слитки драгоценных металловстандартные или мерные слитки российского производства, соответствующие государственным стандартам, действующим в Российской Федерации, и зарубежного производства, соответствующие международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов и участниками Лондонского рынка платины и палладия.

Банковские операции с драгоценными металламиоперации по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов.

Металлические счетасчета, открываемые кредитной организацией для осуществления операций с драгоценными металлами.

Металлические счета ответственного хранениясчета клиентов для учета драгоценных металлов, переданных на ответственное хранение в кредитную организацию с сохранением при этом их индивидуальных признаков (наименование, количество ценностей, проба, производитель, серийный номер и др.).

Обезличенные металлические счетасчета, открываемые кредитной организацией для учета драгоценных металлов без указания индивидуальных признаков и осуществления операций по их привлечению и размещению…».

В соответствии с действующим законодательством РФ, Правительство РФ устанавливает общий порядок совершения операций и сделок с драгоценными металлами на территории РФ. В свою очередь ЦБ РФ устанавливает порядок совершения кредитными организациями (банками) всех видов операций с драгоценными металлами и монетой из драгоценных металлов.

Для осуществления операций и сделок с драгоценными металлами и монетой из драгоценных металлов, у банка должна быть одна из двух нижеперечисленных видов лицензий:

«… – универсальная лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

– универсальная лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов».

В соответствии с международной практикой и законодательством РФ, операции и сделки с золотом совершаются в количественных единицах чистой массы золота (металла).

Приведем также определение слитков: «Слитки драгоценных металлов» – это слитки (мерные и стандартные) драгоценных металлов, аффинированные на заводах до наивысших проб, и соответствующие государственным стандартам.

033_01.jpg

Рис. 1 Мерные золотые слитки

Мерные золотые слитки – слитки, изготовленные российскими аффинажными заводами, в соответствии со стандартами производствами и ГОСТами РФ. Как видно на рисунке 2.1, вес мерных слитков может составлять 1, 5, 20, 50, 100, 250, 500 и 1000 грамм. Нормируется только вес слитков, толщина их может быть любой. Процент чистого металла в слитках должен быть не менее 99,9%. На каждом слитке должно быть указано – его масса, проба, знак завода на котором изготовлен данный слиток и серийный номер (шифр) слитка. На слитке должны отсутствовать сколы, вмятины, царапины и иные повреждения.

Коммерческие банки осуществляют операции только с мерными золотыми слитками, вес которых не превышает 1000 грамм.

033_02.jpg

Рис. 2. Стандартные золотые слитки

Стандартные золотые слитки – их вес регламентирован ГОСТом РФ в пределах от 11 000 до 13 300 грамм. Проба стандартных золотых слитков не может быть менее 99,95%. Стандартные золотые слитки используются ЦБ РФ для формирования своих золотовалютных резервов.

Российский стандарт качества золотых слитков полностью соответствует международным стандартам качества. На мерные и стандартные слитки из платины и серебра распространяются примерно такие же ГОСТы РФ как и на золото. Единственное, что ГОСТы РФ на мерные слитки из палладия не предусмотрены, соответственно они не выпускаются российскими заводами.

Вес стандартного слитка золота, серебра, платины и палладия, а также минимальная проба металла

Таблица 1.

Проба не менее, %

В соответствии с российскими и международными правилами обращения драгоценных металлов, каждый мерный и стандартный слиток должен иметь сертификат завода изготовителя, в котором указываются следующие данные:

  1. номер ГОСТа РФ слитка;
  2. серийный номер (шифр) слитка;
  3. масса слитка;
  4. короткая информация о слитке (его обозначение);
  5. дата выпуска слитка;
  6. подпись представителя отдела контроля технического качества;
  7. подпись представителя Российской государственной пробирной инспекции.
  8. уникальную маркировку завода-изготовителя слитков.

Банки имеют право осуществлять нижеследующие операции и сделки с драгоценными металлами.

1. Покупать и продавать драгоценные металлы в физической форме, как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручения).

В России на данный момент (2018 год) порядка 150 коммерческих банков имеют лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами. Но фактически, только не более двух десятков банков осуществляют куплю-продажу драгоценных металлов в мерных слитках и можно говорить, что банки совершают очень незначительный объем данных операций. Обусловлено это, прежде всего, отсутствием спроса со стороны граждан (физических ли) на приобретение драгоценных металлов в слитках. Дело в том, что при продаже слитка, банку необходимо в его стоимость включить сумму НДС – 18%, поэтому окончательная стоимость слитка для покупателя будет достаточно значительной, то есть клиенту слишком дорого обойдется грамм драгоценного металла, приобретенного в слитках. Конечно, в данных операциях НДС является значительным препятствием для расширения объема сделок с драгоценными металлами. Банки могут предложить для продажи слитки только отечественных заводов-изготовителей. На слитки зарубежных заводов-изготовителей установлены высокие заградительные пошлины, и они не поступают на российский рынок драгоценных металлов.

2. Покупать и продавать монеты населению (физическим лицам) из драгоценных металлов.

Такие монеты, из драгоценных металлов, принято называть – инвестиционными. Коллекционные монеты имеют хождение среди нумизматов и иных любителей монет. Эмитентом инвестиционных монет, в том числе памятных, в России является ЦБ РФ. В Советском Союзе Госбанк СССР стал выпускать инвестиционные монеты из драгоценных металлов только в 70-х годах прошлого века. Но они не продавались на внутреннем рынке в СССР, а могли распространяться только за рубежом. Внутри СССР они могли продаваться только иностранцам, в специализированным магазинах за свободно конвертируемую валюту.

033_03.jpg

Рис. 3. Монета выпущенная Госбанком СССР в честь проведения
Олимпийских игр 1980 года в Москве из серебра

033_04.jpg

Рис. 4. Монета выпущенная Госбанком СССР в честь проведения
Олимпийских игр 1980 года в Москве из золота

Таким образом, до 1991 года советские отраслевые банки, в том числе и Сбербанк СССР, никаких операций с монетами из драгоценных металлов, внутри страны не осуществляли. Только с 1991 года, когда общественно-экономическая формация в России полностью сменилась с социалистической на капиталистическую, коммерческие банки стали осуществлять различные операции с драгоценными металлами и монетой из них. В соответствии с новым законодательством РФ коммерческие банки получили право продавать и покупать монеты из драгоценных металлов.

В связи с этим, ЦБ РФ также увеличил объемы эмиссии памятных и инвестиционных монет. Основной объем выпуска инвестиционных монет начался с 1996 года и такие монеты ЦБ РФ выпускает как из драгоценных металлов, так и юбилейные, памятные и из недрагоценных металлов. В основном это монеты спортивных и долгосрочных исторических серий – «Памятники архитектуры России», «Выдающиеся исторические личности», «Олимпиада в Сочи 2014 года» и т.п. Отметим, что ЦБ РФ не чеканит монет из платины и палладия.

Монеты из драгоценных металлов, коммерческие банки, имеющие право осуществлять с ними операции, приобретают в ЦБ РФ. Также они имеют право приобретать и зарубежные монеты из драгоценных металлов, но фактически такие операции осуществляются редко на российском банковском рынке.

Операции коммерческого банка с драгоценными металлами проводятся для достижения следующих целей:

  • получения дополнительных комиссионных доходов;
  • расширения инструментов инвестирования денежных средств для клиентов банка;
  • расширения в целом линейки совершаемых операций и предлагаемых услуг, с целью повышения универсализации банка;
  • привлечения нового сегмента клиентов из числа населения, а именно коллекционеров и нумизматов.

Необходимо также отметить, что следует разделять инвестиционные и коллекционные (памятные) монеты. Коллекционные (памятные) монеты, как правило, представляют собой историческую и культурную ценность, поэтому их стоимость зависит именно от этого, а не от золотого и серебряного содержания. Стоимость инвестиционных монет зависит исключительно от содержания золота или серебра, либо платины и палладия, но это в редких случаях. При этом на практике, часто очень сложно определить, какая монета инвестиционная, а какая – коллекционная. В связи с этим ЦБ РФ установил для этого четкие критерии:

  • монеты, выпущенные тиражом менее 12 000 штук, являются коллекционными;
  • монеты, выпущенные тиражом более 12 000 штук, являются инвестиционными.

Но даже и в этом деле бывают исключения, поэтому необходимо в каждом банке уточнять, к какой категории относится данные моменты. Также необходимо понимать, что стоимость инвестиционных монет, конечно прямо зависит от стоимости драгоценного металла на биржевом рынке, из которого она изготовлена. Конечно для сохранения денежных средств инвесторами, как правило, физическими лицами, обычно в банках приобретаются инвестиционные монеты.

3. Привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц; юридическим лицам счета в драгоценных металлах открываются только при наличии у них соответствующей лицензии, позволяющей осуществлять операции с драгоценными металлами.

Одни из самых распространенных операций банка – операции с драгоценными металлами. Они удобны тем, что при осуществлении этих операций нет привязки к какому-то конкретному драгоценному металлу в физической форме. Клиенту отрывается отдельный лицевой счет на балансовом счете 20309 «Счета клиентов (кроме банков) в драгоценных металлах» (счет пассивный) в каком-то из драгоценных металлов, например в золоте. На этом счете банк учитывает золото в граммах, количество которых покупает клиент за рубли. При этом в физическом виде клиенту золото не выдается и он приобретает граммы по текущему рыночному курсу. Через определенное время клиент может продать свои граммы золота по текущей учетной стоимости золота в данном банке. По своей сути данную операцию правомерно рассматривать как депозитную, поскольку банк таким способом привлекает денежные средства клиентов для пополнения своей ресурсной базы и обеспечивает сохранность этих средств. Никаких процентов на остаток по таким счетам банк, конечно же, не начисляет. Доход, по такого рода вкладам клиент получает за счет разницы между ценой фактического приобретения металла и ценой его фактической продажи через определенное время. На обезличенном металлическом счете клиента, граммы драгоценных металлов указываются без указания индивидуальных признаков металла – завод-изготовитель, вес, проба и т.п., то есть счет клиента не привязан к какому-то конкретному слитку металла.

Рассмотрим примеры банковских операций с драгоценными металлами.

Пример 1. 25.05.2014 года физическому лицу в Сбербанке был открыт обезличенный металлический счет в золоте. Курс продажи* – 1355,00 рублей за один грамм золота. Им приобретено 80 грамм золота, денежные средства в размере: 1355,00 рублей × 80,00 грамм = 108400,00 рублей внесены в кассу банка.

25.05.2017 года этим физическим лицом 80 грамм золота, со своего счета были проданы банку по курсу* 2 165,00 рублей за один грамм золота. Физическим лицом получены из кассы банка денежные средства в размере: 2 165,00 рублей × 80,00 грамм = 173000,00 рублей.

Как видно из этого примера, доход клиента (физического лица) в данном случае составляет разница между ценой фактического приобретения золота и ценой его продажи в последующем, то есть равен: 173000,00 рублей – 108400,00 рублей = 64600,00 рублей.

Отметим, что при открытии подобных счетов банк, как правило, не взимает никакой платы и никаких комиссий. Так же данные операции не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС), что значительно повышает их привлекательность для клиентов банка. Но необходимо помнить, что банк продает металл клиенту по цене продажи, а покупает обратно по цене покупки, между которыми существует значительная разница.

Пример 2. На 25.09.2018 у ПАО Сбербанк стоимость покупки и продажи драгоценных металлов (в рублях) представлена таблицей:

5. Скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (код вида операции 5005)

Драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).

Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

К природным алмазам относятся как необработанные, так и обработанные или частично обработанные алмазы (технические алмазы, бриллианты), а также рекупированные - извлеченные из отработанных или выведенных из эксплуатации инструментов, отходов, содержащих алмазы.

Ювелирные изделия - изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов со вставками из драгоценных камней, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

(Код вида операции 5005)

5.1. Сделки Банка с физическими лицами по купле-продаже драгоценных металлов.

5.1.1. Выявлению подлежат сделки купли/продажи драгоценных металлов на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей (либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающую ее), при совершении следующих операций:

- поступление денежных средств на счет физического лица от продажи мерных слитков, памятных и коллекционных монет, а также при продаже драгоценного металла с обезличенного металлического счета (далее - ОМС);

- перечисление денежных средств со счета физического лица для покупки мерных слитков, памятных и коллекционных монет, а также для покупки драгоценного металла с зачислением на ОМС;

- внесение физическим лицом в кассу Банка денежных средств для покупки мерных слитков, памятных и коллекционных монет, а также для покупки драгоценного металла с зачислением на ОМС;

- выдача физическому лицу из кассы Банка денежных средств за проданные мерные слитки, памятные и коллекционные монеты, а также за проданный драгоценный металл с ОМС.

5.1.2. При представлении в Росфинмониторинг сведений о покупке/продаже за наличные рубли физическим лицом памятных и коллекционных монет, мерных слитков, в ОЭС, в поле "Дата операции" проставляется дата приходного/расходного ордера, которая соответствует дате заявления на покупку монет, слитков, а в поле "Сумма операции" - общая стоимость приобретенных/проданных физическим лицом монет, слитков, указанная в приходном/расходном ордере.

5.1.3. При представлении в Росфинмониторинг сведений о покупке/продаже физическим лицом со счета/на счет в подразделении Банка памятных и коллекционных монет, мерных слитков, в ОЭС, в поле "Дата операции" проставляется дата мемориального ордера, а в поле "Сумма операции" - стоимость приобретенных/проданных физическим лицом монет, слитков, указанная в ордере.

5.1.4. При представлении в Росфинмониторинг сведений о покупке/продаже физическим лицом драгоценного металла с зачислением/списанием с ОМС, в ОЭС, в поле "Дата операции" проставляется дата заявления на покупку-продажу металла по договору текущего "металлического" счета, а в поле "Сумма операции" - общая стоимость металла, указанная в этом заявлении.

5.2. Сделки Банка с юридическими лицами по купле-продаже драгоценных металлов.

5.2.1. Выявлению подлежат следующие сделки купли/продажи драгоценных металлов на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей (либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающую ее):

- покупка драгоценных металлов у юридических лиц (в том числе у недропользователей, у Банка России);

- покупка драгоценных металлов на международном и российском рынках при совершении сделок с металлами (в том числе арбитражных сделок, а также сделок на основе договоров комиссии, заключенных с клиентами);

- продажа драгоценных металлов юридическим лицам (в том числе Банку России);

- продажа драгоценных металлов на международном и российском рынках при совершении сделок с металлами (в том числе арбитражных сделок, а также сделок на основе договоров комиссии, заключенных с клиентами).

5.2.2. При представлении в Росфинмониторинг сведений о покупке драгоценного металла у юридического лица - недропользователя, в ОЭС, в поле "Дата операции" проставляется дата заключения сделки, в поле "Сумма операции" - общая сумма, уплаченная за партию металла, а в поле "Дополнительная информация" указываются реквизиты договора.

5.2.3. При представлении в Росфинмониторинг сведений о покупке (продаже) драгоценных металлов у юридических лиц, не являющихся кредитными организациями (за исключением юридических лиц - недропользователей), в ОЭС, в поле "Дата операции" проставляется дата заключения договора, либо дата вступления в силу договора (если она отличается от даты его заключения), либо дата получения подтверждения - инвойса (при проведении операций на основе Соглашения купли-продажи), а в поле "Сумма операции" - указанная в договоре/инвойсе общая сумма, подлежащая уплате покупателем продавцу на основании сведений, полученных от подразделений кредитной организации, осуществляющих учет операций с драгоценными металлами.

5.2.4. При представлении в Росфинмониторинг сведений о покупке (продаже) Банком драгоценных металлов на международном и российском рынках, в том числе при покупке (продаже) драгоценных металлов на основе договоров комиссии, заключенных с клиентами, в ОЭС в поле "Дата операции" проставляется дата заключения сделки, а в поле "Сумма операции" - сумма сделки.

5.3. Сделки купли-продажи драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, совершаемые клиентами Банка с проведением расчетов через Банк.

5.3.1. Выявлению подлежат сделки купли/продажи драгоценных металлов драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей (либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающую ее), при совершении следующих операций:

- перечисление денежных средств со счета клиента, если из платежных инструкций следует, что операция связана с покупкой драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них или лома таких изделий;

- поступление денежных средств на счет клиента, если из платежных инструкций следует, что операция связана с продажей драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них или лома таких изделий;

- перевод без открытия банковского счета денежных средств физическим лицом, если из платежных инструкций следует, что операция связана с покупкой драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них;

- поступление денежных средств физическому лицу, не имеющему счета в Банке, если из платежных инструкций следует, что денежные средства получены от продажи драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них;

- взнос наличных денежных средств на счет клиента - юридического лица или индивидуального предпринимателя, если из объявления на взнос наличными следует, что денежные средства получены по сделке от продажи драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них или лома таких изделий .

Выручка ювелирных магазинов не подлежит обязательному контролю.

- в поле "Сумма операции" указывается сумма сделки (по договору);

- в поле "Дата операции" - дата заключения договора либо дата вступления в силу договора (если она отличается от даты его заключения), либо дата получения подтверждения - инвойса (при проведении операций на основе Соглашения купли-продажи);

- в поле "Назначение платежа" указываются реквизиты документа (договора, контракта), являющегося основанием для совершения операций;

- в поле "Дополнительная информация" указывается информация о дате получения кредитной организацией указанных документов.

- в поле "Сумма операции" указывается общая сумма накопленных платежей;

- в поле "Дата операции" - дата последнего платежа;

- в поле "Назначение платежа" - реквизиты документа, являющегося основанием для совершения операций;

- в поле "Дополнительная информация" - сведения о количестве, общей сумме всех накопленных платежей и периоде, за который велся учет нарастающим итогом.

5.5. Если Банк не располагает всей необходимой информацией о сделке купли/продажи драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, то оснований для направления в Росфинмониторинг ОЭС с кодом 5005 не возникает.

5.6. При представлении сведений об операции скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в разделе "Сведения о лице, совершающем операцию с денежными средствами или иным имуществом" указываются сведения о лице, которое передает драгоценные металлы (драгоценные камни) в рамках сделки купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в разделе "Сведения о получателе по операции с денежными средствами или иным имуществом" указываются сведения о лице, которое получает драгоценные металлы (драгоценные камни) в рамках сделки купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1052 "О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1052
"О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями"

С изменениями и дополнениями от:

7 июля 2018 г., 29 января 2020 г., 26 февраля 2021 г.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. N 119-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 577).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 30 октября 2015 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1052)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее - специальный учет).

2. Постановке на специальный учет подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), за исключением:

а) кредитных организаций (банков);

б) организаций, использующих в своей деятельности химические соединения драгоценных металлов для проведения анализов;

в) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование готовых форм фармацевтической, парфюмерной и косметической продукции, содержащей химические соединения драгоценных металлов;

г) образовательных организаций, использующих в своей деятельности химические соединения драгоценных металлов при осуществлении образовательных процессов;

д) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование серебросодержащих фотопластинок, фото- и кинопленки, фотобумаги и прочих светочувствительных фотоматериалов;

е) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование лакокрасочной продукции, содержащей драгоценные металлы;

ж) медицинских организаций, осуществляющих армирование нитями из драгоценных металлов, устанавливающих имплантаты, искусственные зубы, зубные протезы, протезные приспособления, а также использующих стоматологические цементы и другие стоматологические пломбировочные материалы, содержащие драгоценные металлы или изготовленные из них;

з) организаций, использующих машины и оборудование, приборы, инструменты, электронную технику, пускорегулирующие устройства и устройства автоматики, электрические устройства, комплектующие детали, узлы, содержащие драгоценные металлы, за исключением организаций, использующих изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов стеклоплавильные устройства, тигли, катализаторные сетки, лабораторную посуду;

и) организаций, использующих для ремонта машин и оборудования, приборов, инструментов, электронной техники, пускорегулирующих устройств и устройств автоматики, электрических устройств химические соединения, сплавы, припои, содержащие драгоценные металлы;

к) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использующих в своей деятельности инструменты и (или) изделия производственно-технического назначения, содержащие природные алмазы;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом "л" с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

л) Центрального банка Российской Федерации;

Пункт 2 дополнен подпунктом "м" с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

м) органов государственной власти;

Пункт 2 дополнен подпунктом "н" с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

н) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю изделиями, изготовленными из недрагоценных металлов с покрытием из драгоценных металлов.

Пункт 3 изменен с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

3. Специальный учет осуществляется посредством включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ведется Федеральной пробирной палатой (далее - уполномоченный орган) в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК). Порядок ведения реестра и форма реестра определяются Федеральной пробирной палатой.

Пункт 4 изменен с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

4. Постановку на специальный учет осуществляет уполномоченный орган.

Пункт 5 изменен с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели регистрируются в ГИИС ДМДК в целях постановки на специальный учет в течение 30 календарных дней с даты их государственной регистрации (при заявлении кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, связанных с производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней) либо внесения соответствующих изменений в их учредительные документы.

Пункт 6 изменен с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

6. В целях постановки на специальный учет юридические лица и индивидуальные предприниматели в личном кабинете в ГИИС ДМДК:

а) заполняют форму карты специального учета. Структура сведений, вносимых в форму карты специального учета, порядок ее формирования и получения подтверждения о ее принятии определяются уполномоченным органом;

б) загружают копию документа, подтверждающего наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений, помещений (части зданий, сооружений и помещений).

7. Утратил силу с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

Пункт 8 изменен с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

8. Уполномоченный орган принимает решение о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на специальный учет и присвоении ему учетного номера либо решение об отказе в постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на специальный учет в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Уведомление о принятии соответствующего решения, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица уполномоченного органа, размещается в ГИИС ДМДК в личном кабинете юридического лица или индивидуального предпринимателя. Форма уведомления утверждается уполномоченным органом.

Пункт 9 изменен с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

9. Уполномоченный орган отказывает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в постановке на специальный учет в случае:

а) отсутствия в карте специального учета подписи либо наличия подписи лица, не имеющего полномочий на ее подписание от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя;

б) нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя на специальном учете в ГИИС ДМДК;

в) наличия неснятой (непогашенной) судимости за совершение преступления в сфере экономики у лица, которое осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа либо является бенефициарным владельцем юридического лица или индивидуального предпринимателя. Понятие "бенефициарный владелец" используется в настоящих Правилах в значении, определенном статьей 3 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

г) отсутствия в сведениях о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, связанных с добычей, производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;

д) отсутствия регистрации документа, подтверждающего право владения объектом недвижимости нежилого назначения, в котором осуществляется деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если такая регистрация является обязательной;

е) представления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недостоверных сведений.

Пункт 10 изменен с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

10. При изменении сведений, содержащихся в карте специального учета, юридические лица и индивидуальные предприниматели в течение 5 рабочих дней заполняют в личном кабинете в ГИИС ДМДК форму о внесении соответствующих изменений в карту специального учета.

Уполномоченный орган в срок не более 5 рабочих дней со дня представления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) формы о внесении изменений в карту специального учета осуществляет проверку изменяемых сведений и их изменение в ГИИС ДМДК, направляет юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) уведомление об изменении сведений или уведомление о невозможности изменения таких сведений с указанием причин отказа путем его размещения в личном кабинете юридического лица (индивидуального предпринимателя) в ГИИС ДМДК. Форма уведомления определяется уполномоченным органом.

11. Утратил силу с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

12. Утратил силу с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

Правила дополнены пунктом 13 с 18 июля 2018 г. - Постановление Правительства России от 7 июля 2018 г. N 798

13. Уполномоченный орган принимает решение о снятии со специального учета в следующих случаях:

а) получение от юридического лица или индивидуального предпринимателя заявления о снятии со специального учета и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, подтверждающей прекращение осуществления заявителем экономической деятельности, связанной с производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;

б) установление должностным лицом уполномоченного органа наличия в Едином государственном реестре юридических лиц записи о ликвидации юридического лица;

в) установление должностным лицом уполномоченного органа наличия в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) обнаружение должностным лицом уполномоченного органа при проведении мероприятий по контролю информации, свидетельствующей о том, что индивидуальный предприниматель не осуществляет свою деятельность в связи со смертью, но запись о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей не внесена;

Подпункт "д" изменен с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

д) непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в течение 30 календарных дней информации о необходимости внесения изменений в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

Пункт 13 дополнен подпунктом "ж" с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

ж) истечение сроков действия документов, свидетельствующих о владении (пользовании на законном основании) зданиями, сооружениями, помещениями (частью зданий, сооружений и помещений) для осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, и непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем сведений о продлении прав владения (пользования на законном основании) указанными зданиями, сооружениями, помещениями (частью зданий, сооружений и помещений) либо новых документов, свидетельствующих о владении (пользовании на законном основании) зданиями, сооружениями, помещениями (частью зданий, сооружений и помещений) для осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Правила дополнены пунктом 14 с 18 июля 2018 г. - Постановление Правительства России от 7 июля 2018 г. N 798

14. Уполномоченный орган принимает решение о снятии юридического лица или индивидуального предпринимателя со специального учета в течение 15 календарных дней со дня получения документов и (или) информации, указанных в пункте 13 настоящих Правил.

15. Утратил силу с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

16. Утратил силу с 1 сентября 2021 г. - Постановление Правительства России от 26 февраля 2021 г. N 270

Установлен порядок ведения специального учета юрлиц и ИП, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Уполномоченным органом, как и прежде, является ФКУ "Российская государственная пробирная палата" при Минфине России.

Приведен перечень субъектов, не подлежащих постановке на спецучет. Это, в частности, банки; организации, использующие химсоединения драгметаллов для проведения анализов; организации, использующие фармацевтическую, парфюмерную и косметическую продукцию, содержащую драгметаллы; образовательные организации, использующие химсоединения драгметаллов для образовательных процессов, медорганизации, устанавливающие имплантанты, пломбировочные материалы и др.

Юрлица и ИП подлежат постановке на учет в течение 30 календарных дней с даты их госрегистрации либо внесения соответствующих изменений в их учредительные документы. Определены документы, которые они представляют в уполномоченный орган. Последний принимает решение о постановке на спецучет, о присвоении учетного номера в 15-дневный срок со дня получения документов. Приведены основания отказа в постановке на учет.

Прежнее распоряжение Правительства РФ о ведении учета признано утратившим силу.

Постановление вступает в силу с 30 октября 2015 г.

Постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1052 "О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями"

Продажа драгоценных металлов в слитках

Газпромбанк — один из крупнейших участников российского рынка драгоценных металлов — предлагает физическим лицам приобрести мерные золотые слитки (так же доступно серебро, платина и палладий).

advantage

Зачем стоит покупать слитки в драгоценных металлах

Универсальность

Отсутствие НДС

advantage

Надежные инвестиции с низким риском

advantage

Драгоценные металлы, доступные к продаже

block-item

block-item

block-item

block-item

Как приобрести слитки из драгоценных металлов

С актуальными котировками на драгоценные металлы в слитках вы можете здесь.

Часто задаваемые
вопросы

Какие обозначения должны обязательно присутствовать на слитке?

На всех слитках, которые доступны для реализации в Газпромбанке, присутствуют следующие обозначения:

Страна — Россия
Номинальная масса слитка в граммах
Точное наименование металла — золото/серебро/платина/палладий
Марка металла (в отдельных случаях)
Проба металла (массовая доля драгоценного металла в слитке)
Товарный знак — проставляется на предприятии
Номер или шифр слитка

Какие подразделения банка совершают операции со слитками драгоценных металлов в Москве?

Где я могу узнать цены покупки и продажи слитков драгоценных металлов в Москве?

Актуальные ценны на мерные слитки вы можете узнать в разделе «Котировки». Также в данном разделе вы можете узнать цены на слитки из золота/серебра/платины/палладия на любую интересующую вас дату.

Есть ли возможность приобрести слитки золота массой более 1 килограмма?

Золотой слиток массой 1 кг является самым большим в категории мерных слитков. Если вы являетесь клиентом Private banking, вы можете приобрести стандартные слитки массой от 11 кг.

Как определить изготовителя слитка?

Каждый слиток должен сопровождаться сертификатом изготовителя, в котором указывается металл слитка, проба, номер, масса слитка, дата изготовления и наименование производителя. Т.к. каждый слиток имеет уникальный номер, то движение слитка всегда легко отследить от производителя до конечного владельца.

Я приобрел 20-граммовый слиток золота в одном из московских банков. Могу я продать его Газпромбанку?

На текущий момент в Банке отсутствует услуга обратного выкупа, но в скором времени держатели слитков смогут продавать обратно в Банк.

Читайте также: