Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения 370

Обновлено: 03.07.2024

от 11 мая 2001 года N 370

Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения

(с изменениями на 7 октября 2020 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 сентября 2022 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 года N 980
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В документе учтено:

- Примечание изготовителя базы данных.

2. Установить, что контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство внутренних дел Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 - см. предыдущую редакцию).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 мая 2001 года N 370

ПРАВИЛА
обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения

(с изменениями на 7 октября 2020 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов цветных металлов на территории Российской Федерации.

2. Физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

II. Требования к организации приема лома и отходов цветных металлов

4. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов цветных металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте следующей информации:

а) для юридического лица - наименование и основной государственный регистрационный номер (ОГРН), номер телефона, для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона;

б) для юридических лиц - данные о лице, ответственном за прием лома и отходов цветных металлов;

в) распорядок работы;

г) условия приема и цены на лом и отходы цветных металлов;

д) перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. На объектах по приему лома и отходов цветных металлов, кроме информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов следующая документация:

а) лицензия, полученная в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов, или ее копия, заверенная лицензирующим органом, выдавшим лицензию;

в) документы на имеющиеся оборудование и приборы, а также документы о проведении их поверок и испытаний;

г) инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов цветных металлов и проверки их на взрывобезопасность;

д) инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов цветных металлов;

е) инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов.

III. Порядок приема, учета и хранения лома и отходов цветных металлов

6. Прием лома и отходов цветных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности.

7. Прием лома и отходов цветных металлов:

у физических лиц осуществляется на основании письменного заявления лица, сдающего лом и отходы цветных металлов, при предъявлении документа, удостоверяющего личность (далее - заявитель). В заявлении указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность заявителя, место регистрации по месту жительства или месту пребывания, сведения о сдаваемых ломе и отходах цветных металлов (вид, краткое описание), основание возникновения права собственности на сдаваемые лом и отходы цветных металлов, дата и подпись заявителя;

у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с условиями договора между указанными субъектами и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием лома и отходов цветных металлов.

После приема и оплаты лома и отходов цветных металлов лицо, осуществляющее прием, производит на заявлении физического лица запись с отметкой о приеме, указанием номера приемо-сдаточного акта, который составляется на каждую партию лома и отходов цветных металлов, стоимости сданных лома и отходов цветных металлов и ставит свою подпись.

Заявления должны храниться на объекте по приему лома и отходов цветных металлов в течение 5 лет.

9. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность.

Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

9_1. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов в целях осуществления их заготовки, хранения и реализации, обязаны обеспечить:

а) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов контролера лома и отходов металла 2 разряда;

б) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов:

лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов цветных металлов;

лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов цветных металлов на взрывобезопасность (допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо);

в) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов площадки с твердым неразрушаемым влагостойким покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов цветных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля и взвешивания лома и отходов цветных металлов в соответствии с установленными требованиями;

г) наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:

оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов;

9_2. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов в целях осуществления переработки, обязаны также обеспечить наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

пресс для пакетирования лома и отходов цветных металлов;

установка для дробления лома и (или) отходов цветных металлов;

установка для разделки кабеля.

10. Учет лома и отходов цветных металлов ведется лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего прием указанных лома и отходов, или индивидуальным предпринимателем.

11. Прием лома и отходов цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта по форме согласно приложению N 1.

Приемо-сдаточный акт составляется либо в 2 экземплярах на бумажном носителе (1-й экземпляр передается лицу, сдающему лом и отходы цветных металлов, 2-й экземпляр остается у лица, осуществляющего прием), либо в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

12. Приемо-сдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов (далее - книга учета).

Допускается ведение книги учета в электронном виде.

После окончания ведения книги учета производится запись "В настоящей книге учета пронумеровано ___ страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов цветных металлов, и печатью (при наличии).

13. На первой странице книга учета должна содержать:

а) наименование "Книга учета приемо-сдаточных актов";

б) наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов цветных металлов;

в) запись "Начата" с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов цветных металлов;

г) запись "Окончена" с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов цветных металлов;

д) запись "Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета" с указанием должности, фамилии, имени, отчества этого лица, его подпись и дата.

Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения 370

ОБРАЩЕНИЯ С ЛОМОМ И ОТХОДАМИ ЧЕРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

И ИХ ОТЧУЖДЕНИЯ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных и цветных металлов на территории Российской Федерации.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте следующей информации:

а) для юридического лица - наименование и основной государственный регистрационный номер, номер телефона, для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона;

б) данные о лице, ответственном за прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов;

г) условия приема и цены на лом и отходы черных и (или) цветных металлов;

д) перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае осуществления обращения с ломом и отходами цветных металлов);

е) ссылка на запись в реестре лицензий, содержащую сведения о действующей лицензии, полученной в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 980 "О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения".

5. На объектах по приему лома и отходов черных и (или) цветных металлов кроме информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, должна находиться и предъявляться по требованию контрольных (надзорных) органов следующая документация:

а) инструкция о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица;

б) инструкция о порядке проверки лома и отходов черных и (или) цветных металлов на взрывобезопасность либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица;

в) инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных и (или) цветных металлов либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица;

г) инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица.

6. Прием лома и отходов черных и цветных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности.

7. Прием лома и отходов черных и цветных металлов осуществляется при предъявлении лицом, сдающим лом и отходы черных и цветных металлов, документа, удостоверяющего личность.

Прием лома и отходов черных и цветных металлов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с условиями договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием лома и отходов черных и цветных металлов.

8. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных и (или) цветных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность. Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

9. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных и (или) цветных металлов, обязаны обеспечить наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных и (или) цветных металлов:

контролера лома и отходов металла с квалификацией не ниже II разряда;

лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов;

лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов на взрывобезопасность;

площадки с асфальтовым, бетонным или другим твердым влагостойким покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных и (или) цветных металлов;

средств измерений для проведения радиационного контроля, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и которые поверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

весовых средств измерений, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и которые поверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо.

Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на контролера лома и отходов металла.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обеспечивают наличие на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации оборудования для идентификации и сортировки лома и отходов цветных металлов, сведения о котором содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и которое поверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

10. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обеспечивают наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

пресс для пакетирования или брикетирования лома черных металлов;

установка для дробления и сортировки легковесного лома;

оборудование для сортировки или измельчения стружки.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие переработку лома и отходов черных металлов с помощью пресса для пакетирования или брикетирования лома черных металлов либо пресс-ножниц, обеспечивают наличие на объекте по приему лома и отходов черных металлов, на котором используется указанное оборудование, прессовщика лома и отходов металла с квалификацией не ниже I разряда.

11. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие переработку лома и отходов цветных металлов, обеспечивают наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

пресс для пакетирования или брикетирования лома и отходов цветных металлов;

установка для разделки кабеля.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие переработку лома и отходов цветных металлов с помощью пресса для пакетирования или брикетирования лома цветных металлов либо пресс-ножниц, обеспечивают наличие на объекте по приему лома и отходов цветных металлов, на котором используется указанное оборудование, прессовщика лома и отходов металла с квалификацией не ниже I разряда.

12. Учет лома и отходов черных и (или) цветных металлов ведется лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего прием указанных лома и отходов, или индивидуальным предпринимателем.

13. Прием лома и отходов черных или цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта по форме согласно приложению N 1.

Приемо-сдаточный акт составляется в 2 экземплярах на бумажном носителе (1-й экземпляр передается лицу, сдающему лом и отходы черных или цветных металлов, 2-й экземпляр остается у лица, осуществляющего прием) либо в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Указанный акт является документом строгой отчетности и должен иметь сквозную нумерацию.

14. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов, ведут реестр приемо-сдаточных актов (далее - реестр) в электронном виде.

После окончания ведения книги учета производится запись "В настоящей книге учета пронумеровано страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (при наличии) или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов, и печатью (при наличии).

На первой странице книги учета содержится следующая информация:

наименование "Книга учета приемо-сдаточных актов";

наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов;

запись "Начата" с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов черных и цветных металлов;

запись "Окончена" с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов черных и цветных металлов;

запись "Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета" с указанием должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) этого лица, его подпись и дату.

15. При каждом случае приема лома и отходов черных или цветных металлов в реестр либо в книгу учета вносится следующая информация:

а) регистрационный номер приемо-сдаточного акта;

б) дата приема лома и отходов черных или цветных металлов;

в) данные о лице, сдающем лом и отходы черных или цветных металлов:

при приеме у юридического лица - наименование, адрес, основной государственный регистрационный номер;

при приеме у индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии) и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя;

при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество (при наличии), место регистрации по месту жительства или месту пребывания, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);

д) класс, категория, вид принятых лома и отходов черных или цветных металлов согласно государственному стандарту;

е) процент засоренности принятых лома и отходов черных или цветных металлов;

ж) вес принятых лома и отходов черных или цветных металлов;

з) подпись лица, сделавшего запись в книге (при ведении учета приемо-сдаточных актов на бумажном носителе).

16. Сведения в реестре либо в книге учета и приемо-сдаточные акты на лом и отходы черных металлов хранятся в течение 1 года со дня составления приемо-сдаточного акта.

17. Сведения в реестре либо в книге учета и приемо-сдаточные акты на лом и отходы цветных металлов хранятся в течение 3 лет со дня составления приемо-сдаточного акта.

18. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов при заготовке лома и отходов черных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими заготовку лома и отходов черных металлов.

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов черных металлов сопутствующие лом и отходы цветных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При отборе (извлечении) сопутствующих лома и отходов цветных металлов составляется акт по форме согласно приложению N 2.

19. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов черных металлов при заготовке лома и отходов цветных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими заготовку лома и отходов цветных металлов.

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов цветных металлов сопутствующие лом и отходы черных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Хранение бытового (принятого от физических лиц) и промышленного лома и отходов цветных металлов осуществляется раздельно.

21. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных и (или) цветных металлов, организуют учет отчуждаемых лома и отходов.

а) наименование и реквизиты грузополучателя;

б) номер вагона, государственный регистрационный знак транспортного средства;

в) дата отгрузки;

г) вид лома и отходов черных или цветных металлов;

д) вес партии, перевозимой транспортным средством;

е) реквизиты транспортной накладной;

ж) номер удостоверения о взрывобезопасности лома и отходов черных или цветных металлов, составленного по форме согласно приложению N 3, и выданного лицом, ответственным за проведение контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов на взрывобезопасность.

23. Записи в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных и (или) цветных металлов производятся на основании документов первичного бухгалтерского учета.

До 1 января 2023 г. допускается ведение журнала регистрации отгруженных лома и отходов черных и (или) цветных металлов на бумажном носителе.

Ведение журнала регистрации отгруженных лома и отходов черных и (или) цветных металлов осуществляется в электронном виде.

24. При транспортировке лома и отходов черных и (или) цветных металлов организация-перевозчик (транспортная организация, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель обеспечивают водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных или цветных металлов по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящим Правилам.

25. В транспортной накладной указываются:

б) наименование и реквизиты грузоотправителя;

в) наименование и реквизиты грузополучателя;

г) номер вагона, государственный регистрационный знак транспортного средства;

ОБРАЩЕНИЯ С ЛОМОМ И ОТХОДАМИ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

И ИХ ОТЧУЖДЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.10.2002 N 731 ,

от 12.12.2012 N 1287 , от 15.12.2016 N 1367 , от 07.10.2020 N 1619 )

I. Общие положения

II. Требования к организации

приема лома и отходов цветных металлов

а) для юридического лица - наименование и основной государственный регистрационный номер (ОГРН), номер телефона, для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона;

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)

б) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619;

III. Порядок приема, учета и хранения

лома и отходов цветных металлов

Заявления должны храниться на объекте по приему лома и отходов цветных металлов в течение 5 лет.

(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)

8. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619.

9(1). Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов в целях осуществления их заготовки, хранения и реализации, обязаны обеспечить:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)

а) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов контролера лома и отходов металла 2 разряда;

лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов цветных металлов на взрывобезопасность (допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо);

в) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов площадки с твердым неразрушаемым влагостойким покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов цветных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля и взвешивания лома и отходов цветных металлов в соответствии с установленными требованиями;

(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619.

(п. 9(1) введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

9(2). Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов в целях осуществления переработки, обязаны также обеспечить наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

(п. 9(2) введен Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)

11. Прием лома и отходов цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта по форме согласно приложению N 1.

Приемо-сдаточный акт составляется либо в 2 экземплярах на бумажном носителе (1-й экземпляр передается лицу, сдающему лом и отходы цветных металлов, 2-й экземпляр остается у лица, осуществляющего прием), либо в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

12. Приемо-сдаточные акты регистрируются в книге учета приемо-сдаточных актов (далее - книга учета).

После окончания ведения книги учета производится запись "В настоящей книге учета пронумеровано ___ страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов цветных металлов, и печатью (при наличии).

(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)

а) наименование "Книга учета приемо-сдаточных актов";

14. При каждом случае приема лома и отходов цветных металлов в книгу учета вносится следующая информация:

б) дата приема лома и отходов цветных металлов;

в) данные о лице, сдающем лом и отходы цветных металлов:

при приеме у юридического лица - наименование, адрес, основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

при приеме у индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии) и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП);

при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество (при наличии), место регистрации по месту жительства или месту пребывания, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (при наличии);

г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), а при приеме различного оборудования - также реквизиты справки о списании этого оборудования и снятии его с учета;

д) класс, категория, вид и краткое описание принятых лома и отходов цветных металлов согласно государственному стандарту;

е) данные о проверке лома и отходов цветных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль);

ж) процент засоренности принятых лома и отходов цветных металлов;

з) вес принятых лома и отходов цветных металлов;

и) подпись лица, сделавшего запись в книге.

15. Книга учета и приемо-сдаточные акты должны храниться на объекте по приему лома и отходов цветных металлов в течение 5 лет с даты внесения последней записи о приеме лома и отходов цветных металлов.

16. Ответственность за своевременное и правильное составление приемо-сдаточных актов и внесение записей в книгу учета, точность содержащихся в них сведений, проверку правомерности сдачи лома и отходов цветных металлов несет должностное лицо, ответственное за прием лома и отходов цветных металлов, или индивидуальный предприниматель.

17. Оплата принятых лома и отходов цветных металлов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов черных металлов при заготовке лома и отходов цветных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими заготовку лома и отходов цветных металлов.

19. Хранение бытового (принятого от физических лиц) и промышленного лома и отходов цветных металлов осуществляется раздельно.

IV. Порядок учета отчуждаемого лома

и отходов цветных металлов

20. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, должны организовать учет отчуждаемых лома и отходов.

б) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

г) вид лома и отходов цветных металлов;

е) номер транспортной накладной;

ж) номер удостоверения о взрывобезопасности лома и отходов цветных металлов, составленного по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящим Правилам, и выданного лицом, ответственным за проведение контроля лома и отходов цветных металлов на взрывобезопасность.

(пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)

22. Записи в журнале регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов производятся на основании документов первичного бухгалтерского учета.

Допускается ведение журнала регистрации отчужденных лома и отходов цветных металлов в электронном виде.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)

V. Документы, необходимые при транспортировке

23. Заключение договора на перевозку лома и отходов цветных металлов осуществляется транспортной организацией с собственником лома и отходов цветных металлов либо с иным лицом, уполномоченным собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 23 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)

24. При транспортировке лома и отходов цветных металлов организация - перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

а) при перевозке лома и отходов цветных металлов транспортной организацией:

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов цветных металлов по форме согласно приложению N 2;

б) при перевозке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лома и отходов цветных металлов, прием которых осуществлен в соответствии с настоящими Правилами, либо лома и отходов цветных металлов, переработанных и подготовленных для использования, либо лома и отходов цветных металлов, образовавшихся у них в процессе производства и потребления:

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619;

путевой лист (кроме индивидуальных предпринимателей);

транспортная накладная и копии документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы цветных металлов;

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов цветных металлов по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящим Правилам.

г) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

д) дата отгрузки;

е) вид лома и отходов цветных металлов;

ж) вес партии, перевозимой транспортным средством.

VI. Ответственность за нарушение настоящих Правил

26. Нарушение настоящих Правил влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

к Правилам обращения

с ломом и отходами цветных

металлов и их отчуждения

ПРИЕМО-СДАТОЧНЫЙ АКТ N _____ от _____________

Получатель лома и отходов _____________________________________________

Сдатчик лома и отходов ________________________________________________

ИНН сдатчика лома и отходов ___________________________________________

Банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей) __________________________________________

Данные документа, удостоверяющего личность, место регистрации по месту

жительства или месту пребывания (для физических лиц)

Транспорт (марка, номер) ______________________________________________

Основания возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов

на сдаваемые лом и отходы цветных металлов ________________________________

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 марта 2021 г. N 77-АД21-2-К1

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Выткалова Василия Константиновича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Усманского судебного участка N 3 Усманского судебного района Липецкой области от 15 мая 2020 г., решение судьи Усманского районного суда Липецкой области от 26 июня 2020 г. (здесь и далее день изготовления решения в полном объеме) и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 сентября 2020 г., вынесенные в отношении Выткалова Василия Константиновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением мирового судьи Усманского судебного участка N 3 Усманского судебного района Липецкой области от 15 мая 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Усманского районного суда Липецкой области от 26 июня 2020 г. и постановлением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 сентября 2020 г., Выткалов В.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения - лома черных металлов в количестве 4 350 кг, хранящегося в АО "Вторчермет".

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Выткалов В.К. просит изменить постановления, состоявшиеся в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, исключив из него указание на назначение дополнительного административного наказания в виде конфискации лома черных металлов в количестве 4 350 кг, возвратив его собственнику Г.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 10 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 данного кодекса, а также их отчуждения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно пункту 4 статьи 13.1 данного закона правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Данные правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 369 и определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации (далее - Правила обращения с ломом и отходами черных металлов).

В силу пункта 2 этих правил физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.

В соответствии с пунктом 3 означенных правил юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами черных металлов, образовавшимися у них в процессе производства и потребления либо ими приобретенными, и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

Согласно пункту 20 названных правил при транспортировке лома и отходов черных металлов организация - перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, документами, к числу которых относятся: путевой лист, транспортная накладная, удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме согласно приложению N 3.

В силу приведенных норм транспортировка лома и отходов черных металлов может осуществляться только транспортной организацией или юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, при наличии документов, указанных в пункте 20 названных правил.

Нарушение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 22 названных правил).

Как усматривается из материалов дела, 2 марта 2020 г. в 15 часов 35 минут в районе д. 31 по ул. Советская ж/д ст. Дрязги Усманского района Липецкой области водитель Выткалов В.К. на автомобиле <. >на базе КАМАЗ-65115-D3, государственный регистрационный знак <. >, осуществлял транспортировку лома черных металлов весом 4350 кг без документов в нарушение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении и изложенными в нем объяснениями Выткалова В.К., в которых он указал, что перевозил лом черных металлов без документов, с нарушением согласен (л.д. 2), рапортом (л.д. 3), письменными объяснениями Выткалова В.К. и Г. (л.д. 4, 38), протоколом осмотра транспортного средства и приложенной к нему фототаблицей (л.д. 5 - 7), актом взвешивания лома черных металлов (л.д. 8), протоколом изъятия (л.д. 9), постановлением о приобщении к делу вещественных доказательств (л.д. 11), показаниями участкового уполномоченного полиции В. данными в ходе судебного разбирательства (л.д. 42, 44, 48 - 49), и иными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Выткалова В.К. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.

Действия Выткалова В.К. квалифицированы по статье 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного кодекса.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, не допущено, нормы материального права применены правильно. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Вместе с тем имеются основания для изменения принятых по настоящему делу решений. При назначении Выткалову В.К. дополнительного административного наказания мировым судьей не учтено следующее.

Как указано выше, санкцией статьи 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

В то же время в силу части 4 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 названного кодекса.

В ходе производства по делу установлено, что Выткалов В.К. не является собственником изъятого лома черных металлов в количестве 4 350 кг.

Согласно части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выткалов В.К. заявлял, что транспортируемый им и изъятый лом черных металлов принадлежит Г. который и просил осуществить его транспортировку.

Г. в своих объяснениях, данных участковому уполномоченному полиции ОМВД России по Усманскому району УМВД России по Липецкой области В. (л.д. 38), и показаниях, данных в ходе судебного разбирательства (л.д. 42), указывал, что изъятый лом черных металлов принадлежит ему.

Вместе с тем мировым судьей, выводы которого поддержаны вышестоящими судебными инстанциями, обоснованно признано, что предметы административного правонарушения не могут быть возвращены Г. поскольку не имеется объективных доказательств, свидетельствующих о принадлежности ему изъятого лома черных металлов на праве собственности.

При этом судебные инстанции исходили из того, что в силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом.

На основании объяснений, полученных от Г. участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Усманскому району УМВД России по Липецкой области В. по поручению суда (л.д. 38), установлено, что Г. осуществлял скупку лома черных металлов, документов на это не имеет.

Показаниям Г. данным в ходе судебного разбирательства, в которых он указал, что лом черных металлов достался ему от отца и деда, дана критическая оценка.

При таких обстоятельствах судебными инстанциями сделан правильный вывод о том, что изъятый лом черных металлов не может быть возвращен Г., доказательства того, что данный лом образовался в быту и принадлежит ему на праве собственности, отсутствуют.

По изложенным мотивам доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными.

Пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения данного кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Усманского судебного участка N 3 Усманского судебного района Липецкой области от 15 мая 2020 г., решение судьи Усманского районного суда Липецкой области от 26 июня 2020 г. и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 сентября 2020 г., вынесенные в отношении Выткалова В.К. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение Выткалову В.К. административного наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения - лома черных металлов в количестве 4 350 кг.

При этом означенные судебные акты необходимо дополнить указанием на то, что изъятый лом черных металлов в количестве 4 350 кг подлежит передаче в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление мирового судьи Усманского судебного участка N 3 Усманского судебного района Липецкой области от 15 мая 2020 г., решение судьи Усманского районного суда Липецкой области от 26 июня 2020 г. и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 сентября 2020 г., вынесенные в отношении Выткалова В.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Исключить из перечисленных актов указание на назначение Выткалову В.К. административного наказания в виде конфискации лома черных металлов в количестве 4 350 кг, являющегося предметами административного правонарушения и хранящегося в АО "Вторчермет".

Изъятый на основании протокола изъятия вещей и документов от 2 марта 2020 г. лом черных металлов в количестве 4 350 кг передать в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также: