Простые вещества металлы и неметаллы 8 класс

Обновлено: 16.05.2024

Наш мир наполняют различные простые вещества – металлы или неметаллы. При существовании 120 химических элементов, Вселенную наполняют более 400 простых веществ. Этот парадокс связан с понятием аллотропии – явлением образования одним химическим элементом двух и более простых веществ. Например, атом кислорода может формировать молекулярный кислород О2 и озон О3.

План урока:

Физические свойства металлов

Металлы – химические элементы, атомы которых в процессе реакции стремятся отдавать электроны. Они обладают металлической кристаллической решеткой и общими физическими свойствами. На данный момент известно более 87 металлов.

Для металлов характерен ряд свойств:

  • твердость (кроме ртути, которая представляет собой жидкость);
  • металлический блеск;
  • проводимость электрического тока и тепла;
  • пластичность.

Металлы при ударах не разрушаются, а меняют форму. С этой особенностью связано то, что из них производят проволоку, металлические листы и др. Развитие бронзового и железного века связано с производством товаров из металлов.

Физические свойства неметаллов

Неметаллы – химические элементы, атомы которых стремятся принять чужие электроны. Для них характерны атомные и молекулярные кристаллические решетки. Для атомов неметаллов не характерны общие физические свойства. На данный момент существует 22 неметалла.

Для неметаллов характерен ряд свойств:

  • хрупкость (неметаллы нельзя ковать);
  • отсутствие блеска;
  • непроводимость электрического тока и тепла.

Расположение металлов и неметаллов в периодической таблице Д.И. Менделеева

Определить, является простое вещество металлом или неметаллом, можно с помощью периодической таблицы Менделеева. Металлы располагаются ниже диагонали «водород-бор- кремний-мышьяк-теллур-астат», а неметаллы выше.

Красные ячейки – неметаллы, синие – металлы

Элементы, расположенные вблизи диагонали, обладают смешанными свойствами: проявляют как металлические, так и неметаллические свойства. Они называются полуметаллами.

Красные ячейки – полуметаллы

Полуметаллы имеют ковалентную кристаллическую решетку при наличии металлической проводимости (электропроводности). Валентных электронов у них либо недостаточно для образования полноценной ковалентной связи, либо они не удерживаются достаточно прочно из-за больших размеров атома. Поэтому связь в ковалентных кристаллах этих элементов имеет частично металлический характер.

Закономерности в таблице Д.И. Менделеева

Каждый атом состоит из протонов, нейтронов и электронов. Протоны и нейтроны находятся в ядре, который несет положительный заряд. Вокруг ядра движутся отрицательно заряженные электроны. Атомный номер указывает на количество протонов.

Чем больше заряд ядра, тем сильнее к нему притягиваются электроны. Т.о., атому сложнее отдавать электроны. Поэтому в периоде слева направо, с увеличением порядкового номера металлические свойства ослабевают, а неметаллические – усиливаются.

Неметаллы стремятся принять электроны от других атомов. Период в таблице указывает на количество электронных уровней. По мере увеличения числа орбиталей электроны отдаляются от ядра и атому сложнее удерживать электроны на последних уровнях. Т.о., в группе сверху вниз количество орбиталей возрастает, поэтому металлические свойства усиливаются, а неметаллические – уменьшаются.

Способы получения металлов

Большую часть металлов получают из оксидов при нагревании.

Металлы, имеющие на внешнем уровне один-два электрона, получают с помощью электролиза расплавов.

Химические свойства металлов

Все металлы проявляют восстановительные свойства. Легкость в отдачи внешнего электрона применяется в фотоэлементах. Степень активности определяется рядом активности. У самых активных на внешнем уровне располагается по одному электрону.

Общие химические свойства металлов выражаются в реакциях со следующими соединениями.

Активные металлы реагируют с галогенами и кислородом. С азотом взаимодействуют только литий, кальций и магний. Большинство металлов при взаимодействии с кислородом образуют оксиды, а наиболее активные металлы – пероксиды (N2O2).

2 Ca + MnO2 → 2 CaO + Mn(нагревание)

Водород в кислотах вытесняют только те металлы, которые в ряду напряжений стоят до водорода.

Более активные металлы вытесняют из соединений менее активные.

  • Химические свойства щелочных и щелочно-земельных металлов (реакции с водой)

2 Na + 2 H2O → 2 NaOH + H2

Способы получения неметаллов

Неметаллы синтезируют из природных соединений с помощью электролиза.

2 KCl → 2 K + Cl2

Также неметаллы получают в результате окислительно-восстановительных реакций.

SiO2 + 2 Mg → 2 MgO + Si

Химические свойства неметаллов

Неметаллы проявляют окислительные свойства. Самый активный неметалл – фтор. Он бурно реагирует со всеми веществами, а некоторые реакции сопровождаются горением и взрывом. В атмосфере фтора горят даже вода и платина. Фтор окисляет кислород и образует фторид кислорода OF2.

Неметаллы вступают в реакции со следующими веществами.

3 F + 2 Al → 2 AlF3 (нагревание)

S + Fe →FeS (нагревание)

Меньшей активностью обладают такие неметаллы как бор, графит, алмаз. Они могут проявлять восстановительные свойства.

2 C + MnO2 → Mn + 2 CO

Коррозия металла

Коррозия – это процесс разрушения металлов или металлических конструкций под действием кислорода, воды и вредных примесей. Не все металлы подвергаются коррозии. Их стойкость зависит от ряда факторов.

  • На благородных металлах не образуется коррозия.
  • На поверхности алюминия, титана, цинке, хрома и никеля есть оксидная пленка, которая предотвращает процессы коррозии.

Различают несколько видов коррозии – химическую и электрохимическую.

Химическая коррозия

Химическая коррозия сопровождается химическими реакциями. Она образуется под действием газов.

Электрохимическая коррозия

Электрохимическая коррозия – процесс разрушения металлов или металлических конструкций, который сопровождается электрохимическими реакциями. В большинстве металлов находятся примеси. В процессе коррозии электродами могут служить не только металлы, но и его примеси.

Например, в железе могут находиться примеси олова. В этом случае на аноде электроны переносятся от олова к железу и металлы растворяются, т.е. железо подвергаются коррозии. На катоде восстанавливается водород из воды или растворенного кислорода. Электрохимическая коррозия может сопровождаться следующими процессами.

Анод: Fe 2+ - 2e → Fe 0

Катод: 2H + + 2e → H2

Способы защиты от коррозии

В промышленности популярны различные методы защиты металлов от коррозии.

Покрытия защищают поверхности от действия окислителей. Ими служат различные вещества:

  • покрытие менее активным металлом (железо покрывают оловом);
  • краски, лаки, смазки.
  • Создание специальных сплавов

Физические свойства сплавов и чистых металлов отличаются. Поэтому для повышения стойкости в сплав необходимо добавить дополнительные металлы.

Биологическая роль металлов и неметаллов

В организмах содержится множество различных металлов и неметаллов. Различных химических элементов в организме может не хватать, поэтому приходится потреблять их извне.Химические элементы можно разделить на две большие группы – макроэлементы и микроэлементы.

К макроэлементам относятся вещества, содержание которых в организме превышает 0,005 %. Эта группа включает водород, углерод, кислород, азот, натрий, магний, фосфор, сера, хлор, калий, кальций.Микроэлементы – элементы, содержание которых не превышает 0,005%. К ним относятся железо, медь, селен, йод, хром, цинк, фтор, марганец, кобальт, молибден, кремний, бром, ванадий, бор. Каждый макро- и микроэлемент в организме выполняет определенную функцию.

Применение металлов и неметаллов

В синтезе химических препаратов и лекарств применяются чистые металлы и неметаллы. В органической химии металлы используются в качестве катализаторов, а также при получении металлорганических соединений. Неметаллы служат исходным сырьем для получения чистых кислот и других химических соединений.

Простые вещества – металлы и неметаллы 8 класс

Цели. В нетрадиционной форме обеспечить восприятие и осмысление понятий «простое вещество», «металлы и неметаллы»; активизировать интерес учащихся к изучаемому предмету, формировать «химический» стиль мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы.

Способствовать развитию эрудиции и познавательного интереса.

Задачи. Развить у учащихся способность легко отличать простые вещества от сложных; возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности, снять напряжение при ответах; включить элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения знаний о строении и свойствах веществ.

1. Вступительное слово учителя.

2. Подготовка и выполнение заданий группами.

3. Изучение основных свойств простых веществ – металлов и неметаллов.

4. Составление обобщающей схемы и закрепление изученного материала.

5. Домашнее задание.

6. Заключительное слово учителя. Оценка работы учащихся на уроке.

Учитель. Прежде чем мы запишем тему нашего урока, я попрошу вас отгадать загадку.

Мы с вами побываем в одной удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались… Впрочем, догадайтесь сами по характеру жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одной свободной монеты (а деньги в стране назывались электронами), никто не горевал по этому поводу. Если же заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.

Надо сказать, что «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще.

Скажите, кто были жители этой страны? (Металлы и неметаллы.)

Объясните, почему простые жители и знать имели такие разные черты характера.

Подготовка и выполнение заданий группами

Фронтальная беседа

1) Что такое вещество? Какие вещества называются простыми?

2) Что мы знаем о металлах с точки зрения строения атома и почему они легко отдают электроны?

3) Что мы знаем о неметаллах с точки зрения строения атома и почему они легче принимают электроны, чем их отдают?

4) Опираясь на знания из курса физики, дайте характеристику металла как простого вещества.

5) Охарактеризуйте физические свойства неметаллов, сравнивая их со свойствами металлов.

Учитель. Итак, тема нашего урока, как вы уже наверняка поняли, «Простые вещества: металлы и неметаллы».

На доске вывешивается плакат (схема).

http://him.1september.ru/2008/05/27-1.jpg

Учитель. Предлагаю вам разделиться на две группы и поработать с коллекциями. Для ответа на поставленные вопросы можно использовать схемы и таблицы из учебника, а также привлекать ваш жизненный опыт. На выполнение задания отводится пять минут. Рассмотрите физические свойства металлов и неметаллов по плану (у одной группы коллекция металлов, а у другой коллекция неметаллов).

План изучения физических свойств

1) Агрегатное состояние.

2) Температура плавления и кипения.

5) Электро- и теплопроводность.

6) Ковкость, пластичность, прочность.

7) Металлический блеск, непрозрачность.

Вопросы группам выдаются отпечатанными на карточке. Каждая группа готовит отчет о проделанной работе и выбирает выступающего.

Учитель. Говоря о свойствах металлов и неметаллов, уделите внимание применению этих веществ в соответствии с их характерами.

Изучение основных свойств простых веществ – металлов и неметаллов

Учитель (начинает объяснять новый материал, обращаясь к периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева). Ребята, вам уже известно, что металлы расположены в начале периодов, а в конце периодов расположены неметаллы. Если провести диагональ от элемента бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, четыре ряда больших периодов также состоят из металлов. Над диагональю расположены неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в природе значительно больше, чем неметаллов (из 110 химических элементов только 22 неметаллы, а остальные являются металлами).

Учитель отмечает, что у металлов много общих свойств, а для неметаллов более характерно различие в свойствах, чем общность. Обращает внимание ребят на металлический блеск кристаллического йода, подчеркивая тем самым относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

В целях привития интереса к химии можно продемонстрировать характерные свойства металлов и неметаллов. Например, такие наглядные опыты:

• взаимодействие натрия с водой (предварительно добавив в воду раствор фенолфталеина);

• горение магния в кислороде;

• проверка на наличие водорода (характерный хлопок при поджигании); кислород и водород следует собрать заранее в газометре.

Составление обобщающей схемы и закрепление изученного материала

Учащимся (на каждый стол) выдается отпечатанная карточка (с таблицей) для обобщения изученного на уроке материала. Используя материал карточек, можно проводить рефлексию по изученному материалу – учащимся предлагается составить опорный конспект, ответить на вопросы.

Конспект урока "Простые вещества металлы и неметаллы"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Простые вещества металлы и неметаллы»

Цель урока: выяснить физические свойства простых веществ металлов и неметаллов на основе их строения.

  • исследовать свойства металлов и неметаллов путём эксперимента (лабораторная работа);
  • сравнить свойства металлов и неметаллов и объяснить причины различий в свойствах этих веществ;
  • сформировать представление о том, что свойства веществ обусловлены строением.
  • развитие познавательных умений (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, выполнять эксперимент, объяснять результаты опытов, работать по маршрутному листу, находить информацию в интернете);

Тип урока: урок открытия новых знаний.

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть на уроке здоровыми и бодрыми. Сегодня наша работа будет выполнятся на рабочем листе.

2. Ориентировачно-мотивационный этап.

А сейчас обратите внимание на столах находятся формулы каких-то веществ. Ваша задача состоит в том, чтобы разделить эти вещества на две группы, используя какой-то общий признак.

Работаем в группе.

Вопрос: На какие группы вы разделили вещества? Какой признак вы использовали?

Ответ: 1—группа простые вещества

2—группа сложные вещества

признак—количество атомов в молекуле

Почему вы отнесли данные вещества к сложным веществам/ к простым веществам (Определения)

Простые вещества разделите на две группы.

Вопрос: Какие это вещества по составу?

Ответ : металлы и неметаллы.

Тема урока. « Простые вещества металлы и неметаллы »

В 1910 году английский полярный исследователь Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было достичь Южного Полюса. Много трудных месяцев передвигались отважные путешественники по снежным пустыням антарктического материка, оставляя на своём пути небольшие склады с продуктами и канистры из олова с керосином – запасы на обратную дорогу. Однако главная беда поджидала Р. Скотта на обратном пути. На складах, которые они оставили, не осталось керосина, он весь вытек. В начале 1912 г. экспедиция полярного исследователя Роберта Скотта к Южному Полюсу погибла.

В чём же крылась причина исчезновения керосина? Почему тщательно подготовленная экспедиция закончилась трагически? Мы можем с вами ответить на данный вопрос?

Ответить на данный вопрос мы сумеем в конце нашего урока. Объясняя данную трагедию с точки зрения химии. Но для этого мы должны изучить ………. (цели урока)

Цель урока: изучить свойства металлов и неметаллов

Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал про металлы. Мы можем перечислить множество предметов, в состав которых они входят. Но что мы с вами знаем о металлах. На этот вопрос вы должны ответить самостоятельно, чтобы принять решение - основывайтесь на своих знаниях и убеждениях. В столбике ДО поставьте +, если вы согласны с утверждением или - , если вы не согласны с утверждением.

Структура ЭЙ АР ГАЙД

Ионы некоторых металлов могут убивать бактерии и другие микроорганизмы.

Дверные ручки, сделанные из латуни, сплава меди и цинка могут самоочищаться.

На торжественных обедах императору и его почетным гостям по приказу Наполеона III подавалась посуда, изготовленная из алюминия.

Давайте посмотрим видео о металлах.

После просмотра прочтите все утверждения. В столбике ПОСЛЕ поставьте +, если вы согласны с утверждением или - , если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики ДО и ПОСЛЕ .

  • Изменились ли ваши убеждения?
  • Кто хочет поделиться? (спросить несколько человек)

На сегодняшний день ученые исследовали более 90 видов металлов. Но в древности их было известно только 7, и каждому из них соответствовала своя планета:

  1. Золото Au – Солнце;
  2. Серебро Ag – Луна;
  3. Медь Cu – Венера;
  4. Железо Fe – Марс;
  5. Олово Sn – Юпитер;
  6. Свинец Pl – Сатурн;
  7. Ртуть Hg – Меркурий.

Считалось, что металлов не может быть больше, потому что столько же небесных тел хорошо видно с Земли. Когда открыли сурьму, алхимики долго отказывались признать её металлом- ведь для неё не хватало на небе планеты.

Но ведь чтобы начать изучение простых веществ, необходимо знать, что представляют собой химические элементы, которыми образованы эти вещества, поэтому, вначале мы рассмотрим положение этих элементов в периодической системе химических элементов.

Золото Au – 1 стол;

Серебро Ag – 2 стол;

Медь Cu – 3 стол;

Железо Fe – 4 стол;

Олово Sn – 5 стол;

Свинец Pl – 6 стол;

Ртуть Hg – 7 стол.

Выступление групп с места

Свойства вещества зависят от его строения. Вспомним вид химической связи и схемы образования данной связи.

Определите тип химической связи и запишите схему образования данной связи.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА р.п. РОВНОЕ РОВЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА: МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ

Подготовила и провела

  1. Класс: 8
  2. Тема урока: Простые вещества металлы и неметаллы
  3. Базовый учебник (название, автор): Химия 8 класс Габриелян О.С.
  4. Цель урока: создать условия для самостоятельной работы учащихся по определению состава и строения простых веществ металлов и неметаллов, изучению их физических и химических свойств с последующим закреплением полученных знаний в виде выполнения упражнений.
  5. Предполагаемые результаты обучения:

-личностные: постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение,осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-метапредметные: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации(составление таблицы), использование различных источников для получения химической информации.

-предметные: определять простые вещества металлы и неметаллы;перечислять отличительные физические свойства металлов и неметаллов; составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства металлов и неметаллов.

  1. УУД, формируемые (базовые) на уроке : анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах, исследуя свойства металлов и неметаллов, описывать простые вещества с помощью химических формул и химических уравнений, составлять опорный конспект.
  2. Тип урока: изучение нового материала
  3. Формы работы учащихся: работа с учебником, работа в парах, работа с Интернет-ресурсом
  4. Необходимое оборудование (дидактическое, техническое, компьютерное) :

Учебник, компьютер учителя, проектор, презентация к уроку, Интернет-ресурс

Структура и ход урока

Основной вид деятельности со средствами ИКТ ( название используемых ЭОР, действий с ЭОР и интерактивной доской, с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность преподавателя ( функции и виды: организация деятельности по постановке цели, система вопросов, организация урока в деятельностной парадигме, дифференцированный подход, индивидуальная помощь, система контроля, критериальное оценивание, рефлексия и т.д. )

Должны знать; должны уметь

Актуализация знаний учащихся

2. Моделирование. Химические формулы простых веществ

3.Образцы некоторых металлов и неметаллов

Беседа. Какие вещества называются простыми?

На какие группы делятся все простые вещества?

Как по внешнему виду отличить металл от неметалла? ( Демонстрация металлов и неметаллов). Какие физические свойства металлов вам известны?

Отвечают на вопросы

Изучение нового материала

Основа опорного конспекта на слайде

Знакомит со строением и физическими свойствами металлов и неметаллов.

Демонстрация кристаллических решеток металлов и неметаллов

Вводит понятия веществ молекулярного и немолекулярного строения

Демонстрирует видеофрагменты о физических свойствах металлов и неметаллов

Химические свойства простых веществ. К какому типу относятся данные реакции?

Сравнивают физические свойства

металлов и неметаллов.

Составляют таблицу, используя полученные сведения из видеофрагментов и слайдов презентации.

Дополняют опорный конспект

Выполняют задание стр.81 в.2,3

Первичное закрепление материала

Дает задания разной уровни сложности из учебника. Дифференцированный подход. Индивидуальная помощь при составлении химических уравнений.

Работа в парах. Выполнение заданий стр.81, в. 4, 5 , 6

Объявляет критерии оценивания работы на уроке

Ученик работает на доске с выполненным заданием в.6 стр.81.

Остальные проверяют и подсчитывают число заработанных баллов

Перечень используемых на данном уроке ЭОР:

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модели и д.р.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Образцы некоторых металлов и неметаллов

Моделирование. Химические формулы простых веществ

  • Создать условия психологически-комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
  • Обеспечить условия для восприятия и осмысления понятий «металлы» и «неметаллы» посредством нестандартных заданий для самостоятельной работы.
  • Обеспечить условия для формирования устойчивого интереса обучающихся к изучаемому предмету, «химического» стиля мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы.
  • Воспитательные : способствовать формирования коммуникативных навыков учащихся; навыков работы в паре и группах, личной и коллективной ответственности за результаты работы; проводить рефлексию собственной деятельности; содействовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности, снять напряжение при ответах.
  • Метапредметные : обеспечить «ситуацию успеха», создать условия для самореализации личности, развивать у обучающихся способность легко отличать простые вещества от сложных, металлы от неметаллов; развивать умение логически мыслить, сопоставлять, анализировать, делать выводы и умозаключения; продолжить развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации.
  • Предметные : создать условия для усвоения понятий «металлы» и «неметаллы»; расширить и углубить химические знания учащихся; содействовать формированию экспериментальных умений и навыков; включить элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения знаний о строении и свойствах веществ.

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичных их закреплений.

Методы урока: частично-поисковый,частично-исследовательский, иллюстративный,эвристический; работа в паре и в группах,тестирование, работа с коллекциями,самоконтроль, взаимоконтроль.

Формы урока: индивидуальная, парная,групповая,фронтальная беседа.

Средства обучения, оборудование : ПСХЭ,коллекции металлов и неметаллов, инструкционные карты, слайд-презентация урока, подготовленная учителем, проектор, компьютер, поддерживающий формат MicrosoftPower Point-2007.

Применяемые технологии: урок построен с использованием здоровьесберегающих технологий, современных информационных технологий – программы MicrosoftPowerPoint. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения.

Урок позволяет создать ситуацию успеха,психологическую комфортную обстановку в учебном процессе, дает возможность, увидеть ученику свои сильные стороны, быть понятым.Личностно-ориентированный подход дает возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности, использовать нетрадиционные формы обучения.

1. Организационный момент.Вступительное слово учителя.
2. Актуализация темы.
3. Формулировка темы урока.
4. Целеполагание.
5. Изучение нового материала.
6. Заполнение таблицы
7. Первичная проверка понятия материала.
8. Физкультминутка.
9. Литературная разминка
10. Рефлексия.
11. Заключительное слово учителя. Оценка работы обучающихся на уроке.
12. Домашнее задание.

Основное содержание
Деятельность учителя

Приветствие учащихся ( Презентация , слайд 1)

2. Актуализация темы

Чтобы сформулировать тему урока, предлагаю сначала ответить на несколько вопросов.
1. Что такое вещество? На какие две группы делятся все вещества?

2. Какие виды химической связи наблюдаются в веществах

( Презентация , слайд 2)
3. Дайте характеристику металла как простого вещества, опираясь на знания из курса физики ( Презентация , слайд 3 – схема)

3. Формулировка темы урока

Знания о простых и сложных веществах подводит нас к формулировке темы урока. Но прежде чем записать ее в тетрадь прошу вас отгадать загадку. В одной удивительной и загадочной стране жили два народа. Жители большого народа обладали твердым, но пластичным характером, они были теплы в общении и носили блестящие одежды. А жители малого народа носили разные одежды, были холодные и хрупкие. Что это за два народа? Какова же тема урока? ( Презентация , слайд 4)

Формулируют тему урока: «Простые вещества – металлы и неметаллы».
Записывают тему урока в тетради.

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока, будут следующие слова:
«Сами, трудясь. Вы сделаете все и для близких людей и для себя, а если при труде успеха не будет, неудача – не беда, попробуйте еще» Д.И.Менделеев( Презентация , слайд 5)
Я не случайно взяла эти слова. Сегодня вы многое будете делать самостоятельно, сами будете добывать знания. Предлагаю вам сформировать цели урока исходя из темы.
Цель урока: Познакомиться с понятием металлы и неметаллы, их физическими свойствами. Выявить отличие металлов от неметаллов ( Презентация , слайд 6)

Формулируют цель урока, исходя из темы: научиться отличать металлы от неметаллов.

5. Изучение новой темы

Великий русский ученый М.В.Ломоносов, которому в этом году исполнилось 300 лет, определял металл как «твердое, непрозрачное, светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно» ( Презентация , слайд 7)
Эти свойства относятся к металлам. А какие еще физические свойства характерны для металлов?
А что мы можем сказать о неметаллах? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение Н.А.Морозова( Презентация , слайд 8).

Семь металлов создал свет
По числу семи планет.
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец.
Сын мой! Сера их отец.
И спеши скорей узнать:
Всем им ртуть — родная мать!

Семь металлов, известные еще в Древнем Египте, считались представителями на Земле семи планет. Вам было дано опережающее задание, найти металлы, известные еще в древности и соответствующие им планеты. Назовите их? ( Презентация , слайд 9)

Какое вещество не относят к металлам? Почему?.

Опытным путем вы убедились, что свойства металлов отличаются от свойств остальных веществ. Все металлы обладают рядом общих физических свойств. Назовите их? ( Презентация , слайд 11).

Ребята коллективно обсуждают проблему и определяют общие свойства металлов.

Учащиеся отвечают с места.

Работа в паре по карточкам – заполнение таблицы.
Я даю консультацию, если это необходимо.

Записывают общие свойства металлов в тетрадь

6. Первичное закрепление понятия материала

Сейчас вам предстоит решить первую контекстную задачу, а именно по описанию угадать, что это за вещество и является ли это вещество металлом или неметаллом ( Презентация , слайды 12, 13, 14, Приложение 3 )

Предлагаю вам разделиться на три группы и поработать с текстом. Для ответа на поставленные вопросы можно использовать выданные картинки, а также привлекать ваш жизненный опыт. Для этого учащиеся первого ряда соберутся у первой парты, учащиеся второго ряда соберутся у второй парты, учащиеся третьего ряда соберутся у третьей парты. На обсуждение дается 2 мин., после чего каждая группа отчитается о проделанной работе.

Работа в группах с информационными текстами по описанию вещества

После обсуждения и коллективной работы, отчет каждой группы.

«Гимнастика дляглаз» Вращение глазами по часовой стрелке и обратно.

Делают упражнения для глаз.

8. Литературные ребусы

1. Корабли меня обходят.
Знает лоцман наизусть.
Если л на д заменят,
То металлом окажусь.

( Мель – медь . Презентация , слайд 15)

2. С «ка» – активный я металл,
С «ге» – я очень легкий газ.
Чтобы ты нас разгадал,
Глянь в таблицу еще раз.

( Калий – галлий . Презентация , слайд 16)

3. Я металл, меня ты знаешь.
Мощь громадная во мне.
Если б ко мне добавишь,
Небо скрою в снежной мгле.

( Уран – буран . Презентация , слайд 17)

Учащиеся все вместе отгадывают ребусы.

Используя новый материал, выполните тестовое задание, каждый индивидуально. ( Приложение 2 )
После окончания выполнения теста проверьте сами и передайте проверить соседу по парте. Проверяем правильность выполнения тестового задания. ( Презентация , слайд 18) Поставьте оценку, согласно критерию: одно задание – два; два задания – три; три задания – четыре; четыре задания – пять. ( Презентация , слайд 19)

Индивидуальная работа по выполнению тестового задание.
Самопроверка и взаимопроверка теста.

10. Подведение итогов урока

А теперь подумайте и задайте один вопрос, который остался неясным. Почему одни химические элементы образуют простые вещества металлы, а другие не образуют?
Для этого нам надо знать еще и химические свойства металлов. А их мы изучим на следующих уроках.

  • Над какой темой мы сегодня работали?
  • Что нового мы узнали о металлах?
  • Решили ли мы проблему отличия металлов от неметаллов?
  • К каким выводам пришли?

Ученик задает вопрос.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

11. Оценки за работу на уроке

Оценки выставляю за работу на уроке и за выполнение теста.

12. Домашнее задание

Параграф учебника , подготовить презентации о металлах на выбор: (железо, алюминий, медь, серебро, золото, свинец, олово, натрий, магний, ртуть) ( Презентация , слайд 20)

Металлы. Неметаллы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме: "Простые вещества: металлы и неметаллы" по химии 8 класс содержит краткую характеристику положения металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов, на основе строения их атомов. А также крткая характеристика физических свойств простых веществ металлов и неметаллов.

Просмотр содержимого документа
«Металлы. Неметаллы.»

Вещества простые сложные металлы неметаллы

Металлы. Неметаллы. Химия – 8 класс Учитель высшей категории химии и биологии МБОУ «СОШ № 9» Степанова С.А.

Металлы. Неметаллы.

Химия – 8 класс

Учитель высшей категории

химии и биологии

МЕТАЛЛЫ Известно 92 металла Расположены в левом нижнем углу ПСХЭ На внешнем энергетическом уровне от 1 до 3 электронов Между металлами образуется металлическая химическая связь

Физические свойства металлов

  • Все металлы по агрегатному состоянию твердые, кроме ртути – Hg

2. Пластичность и ковкость – это способность изменять свою форму при ударе, прокатываться в тонкие листы, фольгу, вытягиваться в проволоку

Физические свойства металлов Самый пластичный металл – золото Au 1 грамм золота можно раскатать в проволоку длиной 160 м, тоньше человеческого волоса.

Самый пластичный металл – золото Au

1 грамм золота можно раскатать в проволоку

длиной 160 м, тоньше человеческого волоса.

Физические свойства металлов 3. Электропроводность и теплопроводность металлов Au и Ag Cu Al

3. Электропроводность и теплопроводность металлов

Физические свойства металлов 4. Температура плавления металлов (легкоплавкие и тугоплавкие) Нg, Сs, Ga самый тугоплавкий самые легкоплавкие W - вольфрам

4. Температура плавления металлов (легкоплавкие и тугоплавкие)

W - вольфрам

Физические свойства металлов 5. Металлический блеск – отражают свет. Самые блестящие – палладий, ртуть, серебро, медь.

5. Металлический блеск – отражают свет. Самые блестящие – палладий, ртуть, серебро, медь.

Физические свойства металлов 6. По плотности металлы делят на легкие и тяжелые. Самый легкий – Li – литий Самый тяжелый – Os - осмий 7. По твердости металлы делят на мягкие и твердые. Самый мягкий – Li – литий Самый твердый – Сr - хром

6. По плотности металлы делят на легкие и тяжелые.

Самый легкий – Li – литий

Самый тяжелый – Os - осмий

7. По твердости металлы делят на мягкие и твердые.

Самый мягкий – Li – литий

Самый твердый – Сr - хром

НЕМЕТАЛЛЫ Известно 22 неметалла Расположены в правом верхнем углу ПСХЭ На внешнем энергетическом уровне от 4 до 8 электронов Между неметаллами образуется ковалентная химическая связь

Физические свойства неметаллов

Неметаллы имеют физические свойства противоположные свойствам металлам.

Неметаллы хрупкие, не проводят электрический ток (кроме кремния – Si), не имеют блеска (кроме йода – I 2 )

Физические свойства неметаллов 1. По агрегатному состоянию неметаллы бывают твердые газообразные – О 2 Cl 2 N 2 H 2 и др. жидкие – Br 2 S, P, C, Si, В, I 2 и др.

1. По агрегатному состоянию неметаллы бывают

газообразные – О 2

H 2 и др.

жидкие – Br 2

Физические свойства неметаллов 2. Неметаллы охватывают все цвета спектра (красный-красный фосфор, желтый –сера, зеленый- хлор, фиолетовый – пары йода) бром йод фосфор сера

2. Неметаллы охватывают все цвета спектра (красный-красный фосфор, желтый –сера, зеленый- хлор, фиолетовый – пары йода)

Читайте также: