Путешествие в мир металлов и их соединений

Обновлено: 12.05.2024

1.Тема урока химии: Путешествие в мир металлов и их соединений. Химические свойства металлов.

2.Тип урока: обобщающий.

3.Задачи урока химии :

  • образовательная: обобщить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов;
  • развивающая: развивать знания, умения и навыки по химическим формулам металлов и их соединений и составлению химических уравнений;
  • развивать речевые навыки; наблюдательность и умения делать выводы на основе наблюдаемого;
  • развивать интерес к предмету через необычную форму проведения урока;
  • воспитательная: воспитывать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и нагрузок; воспитывать дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

4.Оборудование и реактивы для урока химии: карточки с формулами природных соединений металлов, раковина моллюска; HCl , HNO3, CaO, Na2CO3.

5. Методы и методические приемы: индивидуальная работа с карточками химических формул; демонстрационный химический эксперимент; самостоятельная работа по составлению химических уравнений; тестирование, беседа, решение задач.

6. Форма обучения: игра - путешествие.

ХОД УРОКА. ПЛАН УРОКА

1.Вступительное слово учителя: (слайд 1)

Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить водное путешествие в "Мир металлов и их соединений". Давайте представим, что мы сели на пароход под названием "Титаник". Вы - пассажиры, я - капитан. Море будет воображаемым, но плыть от этого не станет легче. Ведь не даром говорят: "Школа, школа, ты похожа на корабль бегущий вдаль". Наше море - это море знаний - самое бурное из всех морей, существующих на Земле. И чтобы наш "Титаник" не пошел ко дну, мы должны сегодня с вами вспомнить нахождение металлов в природе, их химические свойства, физические свойства, применение и получение металлов и их соединений. На этом слайде (слайд № 2) показан маршрут нашего путешествия, а ваши тетради пусть превратятся сегодня в "Путевые дневники". Но чтобы наш "Титаник" отправился в путешествие, вам сначала нужно пройти тест на прочность.

1.задание - ТЕСТИРОВАНИЕ. (6 минут)

1.С водой сообразованием растворимого гидроксида взаимодействует:

а) К; б)Zn; в) Pb; г)Ag.

2. какой из металлов энергичнее реагирует с кислородом:

а)Fe; б)Hg; в) Ag; г)Cu.

3.В электротехнике используют следующее физическое свойство меди и алюминия:

а) теплопроводность; б)ковкость; в) пластичность; г)электропроводность.

4. с соляной кислотой не будет взаимодействовать:

а) Сu; б)Fe; в) Al; г)Zn.

5.Электрохимическая коррозия металлов, приносящая наибольший вред, представляет собой:

а) разрушение металла при соединении его с оксидами азота;

б) соединение металла с кислородом;

в) разрушение металла в среде электролита с возникновением внутри системы электрического тока;

г) соединение металла с оксидами серы (6) и (4).

6. при горении натрия на воздухе образуется:

а)Na2O; б) Na2O2; в)NaO2; г)Na3PO4.

7.Алюминий впервые получил:

а) Ф. Велер; б) Х. Дэви; в)К. Шееле; г )Д. Пристли.

8. Оксид алюминия:

а)основной оксид; б) амфотерный; 3.кислотный.

9. Металлическая кристаллическая решетка состоит из:

а) атомов; б) ионов; в) молекул; г) положительных ионов, атомов, свободных электронов.

10. Атомы, какого элемента при взаимодействии с кислородом отдают наибольшее число электронов:

а)Mg; б)Zn; в)Al; г)Li.

Учитель: Тест на прочность вы прошли все, результаты скажу немного позднее.

А теперь в путь! Ребята, не успели мы с вами немного отплыть - а уже препятствие. На пути РИФЫ ФОРМУЛ. Рифы формул необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше. (Слайд 3)

Пассажирам разложить карточки формул с природными соединениями металлов перед собой. Преодолевать РИФЫ ФОРМУЛ будем так: я называю вещество, вы поднимаете карточку с соответствующей формулой.

Кто желает быть главным проводником на РИФАХ ФОРМУЛ ? Начнем преодолевать РИФЫ ФОМУЛ.

  • 1. сильвинит - NaCl
  • 2. карналлит -KCl х MgCl2 х 6H2 O
  • 3. Известняк, мел, мрамор - CaCO3
  • 4. Гипс - CaSO4 х 2 H2 O
  • 5. Фосфорит, апатит - Ca 3 (PO 4) 2
  • 6.Доломит -CaCO 3 х MgCO 3
  • 7. Корунд - Al 2 O 3
  • 8. Боксит - Al 2 O 3 х nH2 O

Ученику вручается медаль - на ней слова:

Ты молодчина! И в это поверь.

Успешно открыл ты химии дверь.

Два года уроков еще у тебя

великим ты химиком станешь тогда.

Учитель. А что же такое рифы?

Ученик: Рифы - это природные образования состоящие из скелетов коралловых полипов и раковин моллюсков.

Учитель. Давайте, исследуем их.

Опыт №1 . Действие на раковину соляной кислотой, тем самым убеждаются в том, что раковина состоит из известняка.

Учитель химии. Давайте напишем уравнение реакции.

Учитель. Наш пароход держит курс по РЕКЕ ПРЕВРАЩЕНИЙ. Просьба к пассажирам сделать пометку в "Путевых дневниках" - РЕКА ПРЕВРАЩЕНИЙ. (слайд 4)

  • 1.Взаимодействие оксида кальция с водой.
  • 2.Добавление к Са(ОН) 2 метилоранжа.
  • 3.Добавление НNO3.
  • 4.Приливание раствора Na2 CO3
  • 5.Образование осадка СаСО3

Учитель химии читает стих "На речке превращений"

Оксид кальция взяла

И воды я прилила.

Метилоранжа капну тут

и раствор стал желтым вдруг.

В чём же дело, в чем секрет?

Есть у вас ответ, иль нет?

Кислоты потом азотной осторожно прилила

Что ж такое приключилось?

Даже я не поняла,

Должен был оранж явиться

цвет малины получился.

Карбоната натрия

К соли прилила

И осадок белый

Есть у вас ответ, иль ещё нет?

В тетрадях своих превращения эти

Вы отразите милые дети.

В чем тут дело, в чем секрет

Наверно есть уже ответ?

На речке превращений

Смотрели вы явления

Потоком Уравнений

Пусть станут превращения.

Раскроет полный ваш ответ.

Учитель. Кто составил цепочку превращений, увиденных на РЕКЕ ПРЕВРАЩЕНИЙ, и напишет уравнения реакций?

Почему метиловый оранжевый изменил свою окраску?

СаО Са(ОН)2 Са(NO)3 СаСО3

Учитель. "Титаник" движется к "ПОТОКУ УРАВНЕНИЙ". (слайд 5)

Пассажирам написать "ПОТОК УРАВНЕНИЙ" в путевых дневниках.

Задание 4. Осуществить превращения схемы и написать уравнения реакций, для первой реакции составить электронный баланс, а для 4 - написать ионные уравнения реакций.

1.Al Al(OH)3 _ Al2 O3 AlCl3 Al(OH)3

2.Mg MgO MgSO4 Mg(OH)2

Учитель. Несмотря на трудности, возникающие на пути "Титаника", он движется вперед с большой скоростью к "МОРЮ ЗАДАЧ". (слайд 6)

В "Путевых дневниках запишите "МОРЕ ЗАДАЧ" и условие задачи.

Задание 5. Задача. Какую массу марганца можно получить при восстановлении 90 г. оксида марганца (4), содержащего 5% примесей.

Учитель. Наш пароход прибыл в "Бухту Познавательную" (Слайд 7)

1.Почему "святая" вода не портится?

2.Бывает ли жидкий металл? Чем опасна ртуть?

Урок по химии "Путешествие в мир металлов"

образовательная : обобщить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов; выработка устойчивого интереса к предмету.

развивающая : развитие умений сравнительного анализа, умений составлять химические уравнения; умений свободно оперировать химической терминологией.

воспитательная: воспитывать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и нагрузок; воспитывать дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

4.Оборудование и реактивы: карточки с формулами природных соединений металлов, раковина моллюска; HCl , HNO 3 , CaO, Na 2 CO 3 .

6. Форма обучения: игра – путешествие.

1.Вступительное слово учителя: (слайд 1)

Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить водное путешествие в «Мир металлов и их соединений». Давайте представим, что мы сели на пароход под названием «Титаник». Вы - пассажиры, я - капитан. Море будет воображаемым, но плыть от этого не станет легче. Ведь не даром говорят: «Школа, школа, ты похожа на корабль бегущий вдаль». Наше море – это море знаний – самое бурное из всех морей, существующих на Земле. И чтобы наш «Титаник» не пошел ко дну, мы должны сегодня с вами вспомнить нахождение металлов в природе, их химические свойства, физические свойства, применение и получение металлов и их соединений. На этом слайде (слайд № 2) показан маршрут нашего путешествия, а ваши тетради пусть превратятся сегодня в «Путевые дневники». Но чтобы наш «Титаник» отправился в путешествие, вам сначала нужно пройти тест на прочность.

1. задание - ТЕСТИРОВАНИЕ. (6 минут)

  1. С водой сообразованием растворимого гидроксида взаимодействует:

а) К; б)Zn; в) Pb; г)Ag.

2. какой из металлов энергичнее реагирует с кислородом:

а)Fe; б)Hg; в) Ag; г)Cu.

3.В электротехнике используют следующее физическое свойство меди и алюминия:

а) теплопроводность; б)ковкость; в) пластичность; г)электропроводность.

4. с соляной кислотой не будет взаимодействовать:

а) Сu; б)Fe; в) Al; г)Zn.

5.Электрохимическая коррозия металлов, приносящая наибольший вред, представляет собой:

а) разрушение металла при соединении его с оксидами азота;

б) соединение металла с кислородом;

в) разрушение металла в среде электролита с возникновением внутри системы электрического тока;

г) соединение металла с оксидами серы (6) и (4).

6. при горении натрия на воздухе образуется:

а) Na 2 O; б) Na 2 O 2 ; в)NaO 2; г)Na 3 PO 4.

7.Алюминий впервые получил:

а) Ф. Велер; б) Х. Дэви; в)К. Шееле; г )Д. Пристли.

8. Оксид алюминия:

а) основной оксид; б) амфотерный; 3.кислотный.

9. Металлическая кристаллическая решетка состоит из:

а) атомов; б) ионов; в) молекул; г) положительных ионов, атомов, свободных электронов.

10. Атомы какого элемента при взаимодействии с кислородом отдают наибольшее число электронов:

а)Mg; б)Zn; в)Al; г)Li.

А теперь в путь! Ребята, не успели мы с вами немного отплыть – а уже препятствие. На пути РИФЫ ФОРМУЛ. Рифы формул необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше. ( Слайд 3)

1. сильвинит - NaCl

2. карналлит –KCl х MgCl 2 х 6H 2 O

3. Известняк, мел, мрамор – CaCO 3

4. Гипс – CaSO 4 х 2 H 2 O

Ученику вручается медаль – на ней слова:

Ты молодчина! И в это поверь.

Успешно открыл ты химии дверь.

Два года уроков еще у тебя

великим ты химиком станешь тогда.

Ученик: Рифы – это природные образования состоящие из скелетов коралловых полипов и раковин моллюсков.

Учитель. Давайте напишем уравнение реакции.

Уч итель. Наш пароход держит курс по РЕКЕ ПРЕВРАЩЕНИЙ. Просьба к пассажирам сделать пометку в «Путевых дневниках» - РЕКА ПРЕВРАЩЕНИЙ. (слайд 4)

1. Взаимодействие оксида кальция с водой.

2. Добавление к Са(ОН) 2 метилоранжа.

3. Добавление НNO 3 .

4. Приливание раствора Na 2 CO 3

5. Образование осадка СаСО 3

Учитель читает стих «На речке превращений»

Оксид кальция взяла

И воду я прилила.

Метилоранжа капну тут

и раствор стал желтым вдруг.

В чём же дело, в чем секрет?

Есть у вас ответ, иль нет?

Кислоты потом азотной осторожно прилила

Что ж такое приключилось?

Даже я не поняла,

Должен был оранж явиться

цвет малины получился.

Есть у вас ответ, иль ещё нет?

В тетрадях своих превращения эти

Вы отразите милые дети.

В чем тут дело, в чем секрет

Наверно есть уже ответ?

На речке превращений

Смотрели вы явления

Пусть станут превращения.

Раскроет полный ваш ответ.

Учитель. «Титаник» движется к «ПОТОКУ УРАВНЕНИЙ». (слайд 5)

Пассажирам написать «ПОТОК УРАВНЕНИЙ» в путевых дневниках.

Задание 4. Осуществить превращения схемы и написать уравнения реакций, для первой реакции составить электронный баланс, а для 4 – написать ионные уравнения реакций.

1.Al ® Al(OH) 3 _ ® Al 2 O 3 ® AlCl 3 ® Al(OH) 3

2.Mg ® MgO ® MgSO 4 ® Mg(OH) 2

Учитель. Несмотря на трудности, возникающие на пути «Титаника», он движется вперед с большой скоростью к «МОРЮ ЗАДАЧ». (слайд 6)

В «Путевых дневниках запишите «МОРЕ ЗАДАЧ» и условие задачи.

Задание 5. Задача. Какую массу марганца можно получить при восстановлении 90 г. оксида марганца (4), содержащего 5% примесей.

Учитель. Наш пароход прибыл в «Бухту Познавательную» ( Слайд 7)

1. Почему «святая» вода не портится?

2. Бывает ли жидкий металл? Чем опасна ртуть?

Путешествие в страну Металлы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: 1) систематизировать знания о металлах; 2) отработать умение работы с учебником и дополнительной литературой; 3) закрепить умение работать в группах; 4) использовать возможности электронных носителей информации.

1 этап – актуализация знаний: вступительное слово учителя, определение задач урока.

Эпиграфом нашего урока можно взять слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Металлы – светлое тело, которое ковать можно».

Металлов много есть, но дело не в количестве:

В команде работящей металлической

Такие мастера, такие личности!

Преуменьшать нам вовсе не пристало

Заслуги безусловные металлов

Пред египтянином, китайцем, древним греком

И каждым современным человеком.

Сегодня на уроке мы должны вспомнить все, что мы уже знаем о металлах, и познакомиться с особенностями металлов – химических элементов и простых веществ.

Сначала несколько загадок

Быть символом не каждому дано,

Но именем моим не без причины

Назвали руки, дождь, тельца, руно,

Сечение и мнений середину.

И в честь меня был назван даже век,

Когда был очень счастлив человек.

Что нынче в имени моем? А встарь

Считали все, что я – металлов царь. (золото)

Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть,

Мне ставят памятник за это

И знают: имя моё-… (медь)

Из глины я обыкновенной,

Но я на редкость современный.

Я не боюсь электротока,

Бесстрашно в воздухе лечу;

Служу на кухне я без срока –

Мне все задачи по плечу.

Горжусь своим я именем,

Зовусь я …….. (алюминием)

Классификация металлов

По нахождению в природе металлы делятся на самородные (золото, серебро, железо) и рудные.

Черные (железо, хром, марганец) и цветные.

Тугоплавкие (вольфрам) и легкоплавкие(ртуть).

Легкие (литий) и тяжелые(осмий).

Макроэлементы (алюминий, железо), микро- и рассеянные элементы.

Задачи на урок

Сейчас вы разделитесь на 4 группы. Каждая группа получит задание, которое нужно обсудить в течение 5-10 минут. Затем представители группы расскажут о том, что они подготовили по заданиям. Все остальные ребята должны записывать основные мысли. Для простоты работы я подготовила несколько слайдов, отражающих материал по группам.

*Распределение ребят по группам может быть по добровольному принципу, а может быть по силам. Задания для 1 и 3 групп проще, а для 2 и 4 – сложнее, с использованием дополнительной литературы.

2 этап – работа в группах

Задания для групп

Задание для 1 группы «Химические элементы металлы»

Положение металлов в Периодической системе элементов.

Строение атомов металлов.

Прогнозируемые свойства металлов.

Задание для 2 группы «Металлическая связь»

Как атомы металлов взаимно удерживаются друг возле друга?

Что такое металлическая связь?

Чем металлическая связь похожа на ионную и ковалентную?

Прогноз о прочности металлической связи.

Задание для 3 группы «Простые вещества металлы (физические свойства)»

Определить причины, обуславливающие физические свойства металлов.

Перечислить физические свойства металлов.

Перечислить области применения металлов, основанные на данных физических свойствах.

Задание для 4 группы «Ряд активности металлов (химические свойства)»

Какие свойства проявляют металлы, окислителей или восстановителей?

На что указывает место металла в ряду активности металлов?

Чему металлы передают свои электроны? (С чем реагируют металлы?)

3 этап – выступление каждой группы по 3-5 минут. Показ презентации.

Химические элементы – металлы

89 элементов Периодической системы элементов являются металлами

Металлы находятся в 1-3 группах и В-подгруппах остальных групп

На внешнем электронном слое металлов чаще всего 1-3 электрона

Атомы металлов легко отдают внешние электроны, проявляя свойства восстановителей

Металлическая связь

Связь между атомами осуществляется за счет электронов внешнего слоя. У металлов они отрываются от атомов, превращая их в положительные ионы

Металлическая связь – связь между положительными ионами металлов и общими свободными электронами ( «электронный газ»)

Сходство металлической связи с ионной – наличие ионов, с ковалентной – общие электроны

Металлическая связь – прочная связь

Простые вещества металлы (физические свойства)

Физические свойства металлов определяются металлической кристаллической решеткой

Все металлы твердые, непрозрачные, блестящие, ковкие (пластичные), теплопроводные, электропроводимые

Применение металлов: электроэнергетика, электротехника, электроника, тяжелая и легкая промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, медицина, строительство, быт, пищевая промышленность

Ряд активности металлов (химические свойства)

Металлы в химических реакциях являются восстановителями: Ме 0 -nē→Me + n

Место металла в ряду активности определяет, с какой силой металл отдает свои валентные электроны

Металлы отдают электроны окислителям: взаимодействуют с неметаллами, Н2О, кислотами, солями, оксидами металлов

4 этап – первоначальное закрепление материала, демонстрационные опыты

Взаимодействие металлов с неметаллами

2 Mg + O2 = 2 MgO (демонстрация)

Взаимодействие металлов с водой и кислотами

2 Na + 2 H2O = 2 NaOH + H2↑ (демонстрация)

* C азотной кислотой и концентрированной серной кислотой металлы реагируют по-особому.

3) Взаимодействие металлов с солями и оксидами металлов

Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4 (демонстрация)

5 этап – подведение итогов урока

Прошу подумать и произнести пословицы, поговорки, отрывки из песен и стихов, в которых речь идет о металлах.

Слово – серебро, а молчание – золото

Не всё то - золото, что блестит

Люди гибнут за металл

Железная воля, стальной характер

Какие свойства металлов отмечаются в этих фразах?

Что нового мы узнали на этом уроке о металлах, а что было нам знакомо? На каких вопросах необходимо остановиться подробнее на следующем уроке?

Оборудование

Коллекции «Металлы», «Горные породы»

Таблицы «Распространенность химических элементов» «Металлическая связь»

Химические реактивы:Mg, Na, Fe(гвоздь), CuSO4(р-р), вода в кристаллизаторе, раствор фенолфталеина, спиртовка, спички

Л. Ю. Аликберова «Занимательная химия», М. АСТ-ПРЕСС, 1999

Л. Ю. Аликберова, Б. Д. Степин «Занимательные задания и эффективные опыты по химии», М. Дрофа, 2002

«Книга для чтения по неорганической химии», составитель В.А.Крицман, М. Просвещение, 1993

Ролевая игра по теме "Металлы"

Одной из активных форм проведения обобщающих уроков по химии является ролевая игра. Разработанная ролевая игра по теме «металлы» носит обучающе-контролирующий характер, которая заключается в формировании системы знаний и умений учащихся: на основе изученных теорий и законов уметь устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойством металлов и их соединений; уметь составлять опорные конспекты,презентации, составлять и решать расчетные задачи, разрабатывать алгоритм их решения, выполнять химический эксперимент.

Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра по теме "Металлы"»

РОЛЕВАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ «МЕТАЛЛЫ»

1Памятка к урокам с использованием ролевой игры. 2Описание игры. 3. План-памятка проведения игры. 4. Методическое обеспечение станции. 1Тесты 2 Конспекная (презентационная ) 3 Задачная 4 Экспериментальная 5 Анкета-тест 6 Сводная ведомость

Всего станций четыре: 1.Тестирование – Т- проверка знания учебного материала. 2. Конспектная(презентации) – К – составление опорного конспекта или презентаций) 3. Задачная –З – решение расчетных задач. 4. Экспериментальная –Э- выполнение химических экспериментов.

Учащиеся делятся на 4 группы по числу станций и движутся по четырем маршрутам.

Вначале игры учащиеся расходятся в соответствии с маршрутами движения по станциям.Выполнив задание, отчитавшись и получив за него оценку они переходят согласно маршруту на следующую станцию, где выполняют второе задание и т. д.

На каждой станции ученики находятся 15-минут.За этим следит консультант-контролер.В процессе выполнения задания ученики имеют право консультироваться у К-К и учителя.

Контролер выставляет ученику оценку в тетрадь и в ведомость.

План-памятка проведения игры.

1.Вступительное слово учителя:тема,цели и содержание.

2.Выбор маршрута :учащиеся по двое подходят к столу учителя и выбирают маршрут движения.

3.Выполнение задания (15 минут)

4.Движение по маршруту,выполняя задания.

5.Отчеты консультантов:после выполнения задания всеми учениками каждый консультант отчитывается о проделанной работе,анализирует работу учащихся на своей станции.

6.Защита эмблем консультантами,сдача всех материалов учителю.

7.Анкетирование и оценка работы консультантов:учащиеся,выполнившие задания оценивают работу консультантов,заполняют анкету.

8.Подведение уроков:учитель анализирует подготовительную работу консультантов,их деятельность во время игры,оценивает ее и игру в целом.

Методическое обеспечение станции:

4.Ответы к заданиям.

Предварительно самостоятельно выполнить задания станции.

На консультации показать ответы учителю.

1.Распределить задания между учениками.

2.Оказать помощь в случае затруднений.

3.Проверить выполненные задания.

4.Оценить работу ученика,выставить в тетрадь и занести ее в ведомость.

Оценка «5»:задание выполнено быстро,самостоятельно,без ошибок.

Оценка «4»:допущена одна ошибка,помощь консультанта незначительна.

Оценка «3»:допущены 2 ошибки,часты обращения за помощью к консультанту,медленная работа.

Оценка «2»:допущено 3 и более ошибок,работа выполнялась несамостоятельно.

1.Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +12 равно

2.Как изменяются свойства металлов главной подгруппы 1-й группы?

1)металлические и неметаллические ослабевают

2)металлические возрастают, неметаллические ослабевают

3)металлические ослабевают,неметаллические возрастают

4)металлические и неметаллические возрастают.

3.Какой из металлов является самым распространенным в земной коре?

1)алюминий 2)железо 3)кальций 4)натрий

4.Какой из перечисленных металлов относятся к благородным?

1)цинк 2)никель 3)натрий 4)платина

5.Определите отношение масс элементов в дисульфиде железа:

1)27:32 2)14:16 3)7:8 4)14:21

1.Какому металлу соответствует такое распределение электронов в атоме? 2e,8e,8e,2e.

1)Na 2)Cu 3)Ca 4)Mg

2.Назовите пару металлов,в которой один имеет самую низкую темпиратуру плавления,а другой самую высокую:

1)Ni,Co 2)Hg,W 3)Cu,Fe 4)Al,Au

3.Назовите самый твердый металл:

1)Fe 2)Au 3)Ti 4)Cr

4.В реакцию с разбавленной серной кислотой вступает:

1)цинк 2)золото 3)медь 4)кислород

5.Определите массовую долю магния в составе сульфата магния

1)0,2 2)0,26 3)0,32 4)0,4

1.Какой из щелочных металлов наиболее активно взаимодействует с водой?

1)натрий 2)калий 3)литий 4)цезий

2.Какая из приведенных схем соответствует реакции получения соли двухвалентного железа:

3.Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +13 равно:

4.Укажите с какой группой атомов металлов может реагировать разбавленная серная кислота:

1) Na, Ba,Ag 2)K, Ca,Ni 3)Mg,Al, Cu 4)Pb,Cr,Cu

5.Определите степень окисления меди в малахите (CuOH)2CO3

1.С атомом какого инертного газа сходен по электронному строению положительно заряженный ион натрия

1)гелия 2)аргона 3)неона 4)криптона

2.Какая из указанных схем отвечает превращению,в результате которого степень окисления кальция изменяется?

«Путешествие в мир металлов и их соединений»

Тема урока: Путешествие в мир металлов и их соединений.

Тип урока: обобщающий.

Задачи урока:

образовательная: обобщить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов;

развивающая: развивать знания, умения и навыки по химическим формулам металлов и их соединений и составлению химических уравнений;

развивать речевые навыки; наблюдательность и умения делать выводы на основе наблюдаемого;

развивать интерес к предмету через необычную форму проведения урока;

воспитательная: воспитывать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и нагрузок; воспитывать дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

4.Оборудование и реактивы: карточки с формулами природных соединений металлов, раковина моллюска; HCl , HNO3, CaO, Na2CO3.

5. Методы и методические приемы: индивидуальная работа с карточками химических формул; демонстрационный химический эксперимент; самостоятельная работа по составлению химических уравнений; тестирование, беседа, решение задач.

6. Форма обучения: игра – путешествие.

1.Вступительное слово учителя: (слайд 1)

Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить водное путешествие в «Мир металлов и их соединений». Давайте представим, что мы сели на пароход под названием «Титаник». Вы - пассажиры, я - капитан. Море будет воображаемым, но плыть от этого не станет легче. Ведь не даром говорят: «Школа, школа, ты похожа на корабль бегущий вдаль». Наше море – это море знаний – самое бурное из всех морей, существующих на Земле. И чтобы наш «Титаник» не пошел ко дну, мы должны сегодня с вами вспомнить нахождение металлов в природе, их химические свойства, физические свойства, применение и получение металлов и их соединений. На этом слайде (слайд № 2) показан маршрут нашего путешествия, а ваши тетради пусть превратятся сегодня в «Путевые дневники». Но чтобы наш «Титаник» отправился в путешествие, вам сначала нужно пройти тест на прочность.

задание - ТЕСТИРОВАНИЕ. (6 минут)

С водой сообразованием растворимого гидроксида взаимодействует:

а) К; б)Zn; в) Pb; г)Ag.

2. какой из металлов энергичнее реагирует с кислородом:

а)Fe; б)Hg; в) Ag; г)Cu.

3.В электротехнике используют следующее физическое свойство меди и алюминия:

а) теплопроводность; б)ковкость; в) пластичность; г)электропроводность.

4. с соляной кислотой не будет взаимодействовать:

а) Сu; б)Fe; в) Al; г)Zn.

5.Электрохимическая коррозия металлов, приносящая наибольший вред, представляет собой:

а) разрушение металла при соединении его с оксидами азота;

б) соединение металла с кислородом;

в) разрушение металла в среде электролита с возникновением внутри системы электрического тока;

г) соединение металла с оксидами серы (6) и (4).

6. при горении натрия на воздухе образуется:

а)Na2O; б) Na2O2; в)NaO2; г)Na3PO4.

7.Алюминий впервые получил:

а) Ф. Велер; б) Х. Дэви; в)К. Шееле; г )Д. Пристли.

8. Оксид алюминия:

а)основной оксид; б) амфотерный; 3.кислотный.

9. Металлическая кристаллическая решетка состоит из:

а) атомов; б) ионов; в) молекул; г) положительных ионов, атомов, свободных электронов.

10. Атомы, какого элемента при взаимодействии с кислородом отдают наибольшее число электронов:

а)Mg; б)Zn; в)Al; г)Li.

Учитель: Тест на прочность вы прошли все, результаты скажу немного позднее.

А теперь в путь! Ребята, не успели мы с вами немного отплыть – а уже препятствие. На пути РИФЫ ФОРМУЛ. Рифы формул необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше. (Слайд 3)

2. карналлит –KCl х MgCl2 х 6H2 O

3. Известняк, мел, мрамор – CaCO3

Учитель. А что же такое рифы?

Ученик: Рифы – это природные образования состоящие из скелетов коралловых полипов и раковин моллюсков.

Учитель. Давайте, исследуем их.

Опыт №1 . Действие на раковину соляной кислотой, тем самым убеждаются в том, что раковина состоит из известняка.

Учитель. Давайте напишем уравнение реакции.

Учитель. Наш пароход держит курс по РЕКЕ ПРЕВРАЩЕНИЙ. Просьба к пассажирам сделать пометку в «Путевых дневниках» - РЕКА ПРЕВРАЩЕНИЙ. (слайд 4)

Демонстрация опыта.

Взаимодействие оксида кальция с водой.

Добавление к Са(ОН) 2 метилоранжа.

Приливание раствора Na2 CO3

Образование осадка СаСО3

Учитель читает стих «На речке превращений»

И воды я прилила.

Учитель. Кто составил цепочку превращений, увиденных на РЕКЕ ПРЕВРАЩЕНИЙ, и напишет уравнения реакций?

Учитель. «Титаник» движется к «ПОТОКУ УРАВНЕНИЙ». (слайд 5)

Задание 4. Осуществить превращения схемы и написать уравнения реакций, для первой реакции составить электронный баланс, а для 4 – написать ионные уравнения реакций.

1.Al Al(OH)3 _ Al2 O3 AlCl3  Al(OH)3

2.Mg  MgO  MgSO4  Mg(OH)2

Учитель. Несмотря на трудности, возникающие на пути «Титаника», он движется вперед с большой скоростью к «МОРЮ ЗАДАЧ». (слайд 6)

Задание 5. Задача. Какую массу марганца можно получить при восстановлении 90 г. оксида марганца (4), содержащего 5% примесей.

Учитель. Наш пароход прибыл в «Бухту Познавательную» (Слайд 7)

Почему «святая» вода не портится?

Бывает ли жидкий металл? Чем опасна ртуть?

Коль хотите домой возвратиться

То придется вам всем потрудиться

Если сделана будет работа,

Я открою из царства ворота.

Не робей, не вешай носа-

На мои ответь вопросы!

Не ленись, не зевай – на вопросы отвечай.

Назовите основные свойства металлов.

Какой тип кристаллической решетки характерен для металлов?

Какой металл самый тугоплавкий?

Какой металл самый легкий?

Самый тяжелый металл?

Какой металл придает нашей крови красный цвет?

Какой металл придает крови головоногих моллюсков голубой цвет?

Какие металлы называются легкими и тяжелыми?

Самый твердый металл?

Какой металл самый используемый?

Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда? (Из серебра обладающего бактерицидным действием).

Читайте также: