Работа с металлом в школе

Обновлено: 18.05.2024

Пакеты документации для школы Положения
для
школы Инструкции
для детских
лагерей Должностные
инструкции
для школы Документы
по Охране труда
в школе Пожарная
безопасность
в школе Документация
учебных
кабинетов Документы
по ГО и ЧС
в школе Документация
котельной
школы Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документации для детского сада Положения
для
ДОУ Должностные
инструкции
для ДОУ Документы
по Охране
труда в ДОУ Пожарная
безопасность
в ДОУ Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ Документация
котельной
ДОУ

Инструкция по охране труда при работе на токарном станке по металлу для учащихся

СОГЛАСОВАНО
Председатель профкома
___________________________
_________ /_________________/
Протокол №__ от «__»__ 2022 г

УТВЕРЖДЕНО
Директор _________________
__________________________
_________ /________________/
Приказ №__ от «__»___ 2022 г

Инструкция по охране труда
для учащихся при работе на токарном станке по металлу

1. Общие требования охраны труда

1.1. Данная инструкция по охране труда для учащихся при работе на токарном станке по металлу используется для обеспечения безопасного выполнения работ на токарном станке по металлу и проведения занятий по предмету технологии (технический труд), предупреждения случаев травмирования учащихся в учебной мастерской школы.
1.2. К работе на токарном станке под руководством учителя технологии допускаются учащиеся, которые изучили инструкцию по охране труда при работе на токарном станке по металлу, прошли инструктаж по охране труда и безопасным методам работы и не имеют противопоказаний по состоянию здоровья. Проведение инструктажа по охране труда оформляется в журнале регистрации инструктажей учащихся.
1.3. Учащиеся в учебной мастерской должны соблюдать правила поведения, охраны труда и техники безопасности, расписание учебных занятий.
1.4.

  • травмирование глаз отлетающей стружкой при обработке металлов, при работе без защитных очков;
  • травмирование при плохом закреплении детали, резца, при отсутствии защитного экрана;
  • поражение электрическим током при неисправности электрооборудования станка и заземления его корпуса;
  • высокая температура поверхности обрабатываемых деталей и резца;
  • повышенный уровень вибрации;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны.
  • отсутствия или неисправности средств защиты;
  • слабого крепления детали, резца;
  • неисправности электрооборудования, в частности - заземления, зануления;
  • беспорядка на рабочем месте.
  • халат хлопчатобумажный (фартук с нарукавниками);
  • берет;
  • защитные очки.

На полу около станка должна быть деревянная решетка с диэлектрическим резиновым ковриком.
1.7. Ученики в учебной мастерской должны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, аптечки.
1.8. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю технологии, который в свою очередь сообщает об этом директору общеобразовательного учреждения (при отсутствии - иному должностному лицу).
1.9. Школьники в учебной мастерской должны соблюдать порядок выполнения работы, правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место и выполнять на токарном станке по металлу только ту работу, которую поручил непосредственно учитель технологии.
1.10. Обо всех замеченных неисправностях токарного станка по металлу, оборудования и устройств необходимо немедленно сообщить учителю технологии.
1.11. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции по охране труда для учащихся при работе на токарном станке по металлу в учебной мастерской школы, привлекаются к ответственности в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения, с учениками класса проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

скачать: Инструкции для Обучающихся Школы
83 инструкции и инструктажа поштучно и пакетом, обновление - 17 мая 2022 года

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Аккуратно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат, берет или косынку) и застегнуть все пуговицы, спрятать волосы под головной убор.
2.2. При выполнении впервые выполняемых работ на токарном станке по металлу учащийся должен пройти инструктаж по охране труда у учителя технологии.
2.3. Проверить наличие, состояние и надежность защитного ограждения.
2.4. Проверить надежность соединения защитного заземления (зануления) с корпусом токарного станка по металлу.
2.5. Расположить заготовки и инструменты в определенном порядке на приставной тумбочке или специальном приспособлении, убрать все лишнее.
2.6. Визуально осмотреть оборудование токарного станка по металлу и инструмент, определить их исправность и готовность к использованию.
2.7. Рабочее место должно быть чистым и хорошо освещенным, проходы и место у токарного станка по металлу свободны.
2.8. Проверить исправность устройств крепления детали и резца, а также отсутствие трещин.
2.9. Надежно закрепить резец и деталь, которую обрабатываете, вытащите ключ с патрона и положите в установленное место.
2.10. Наденьте защитные очки.
2.11. Проверить работу токарного станка по металлу на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения.
2.12. При выявлении неисправности поставьте в известность учителя технологии и без его указания к работе не приступайте.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Обеспечьте правильную установку детали и прочность крепления, при необходимости выполните очистку крепежных поверхностей.
3.2. Обрабатываемую деталь необходимо прочно и жестко закреплять.
3.3. Плавно подводите резец к детали, которую обрабатываете, не допускайте увеличения сечения стружки.
3.4. Пользуйтесь только исправным резцом, если режущие кромки затупились или выкрошились, необходимо сообщить учителю технологии и заменить резец.
3.5.

  • наклонять голову близко к резцу или патрону с вращающейся деталью;
  • облокачиваться, класть локти и опираться на станок, позволять это делать другим учащимся;
  • производить работу на токарном станке по металлу в рукавицах или перчатках, а также с забинтованными пальцами;
  • передавать, бросать или принимать предметы или инструменты через вращающиеся части токарного станка по металлу;
  • во время работы станка открывать и снимать защитные ограждения и предохранительные устройства;
  • класть на токарный станок по металлу детали и инструмент;
  • измерять детали, которые обрабатываете, охлаждать резец, чистить и убирать стружку со станка до полной его остановки;
  • проверять рукой чистоту поверхности обрабатываемой детали при работающем станке;
  • останавливать токарный станок по металлу, выполняя торможение патрона руками;
  • поддерживать или ловить рукой отрезанную деталь;
  • удалять металлическую стружку и пыль;
  • охлаждать режущий инструмент или деталь, которая обрабатывается, с помощью мокрой тряпки;
  • отходить от станка, не произведя его полную остановку и отключение.

3.6. Прежде чем вынуть деталь из патрона или прижимного устройства, нужно остановить станок, для чего отвести резак токарного станка по металлу от обрабатываемой детали на безопасное расстояние и выключить вращение.
3.7. При возникновении вибрации остановить токарный станок по металлу. Проверить крепление резца и заготовки, сообщить учителю технологии и под его руководством принять меры к устранению вибрации.
3.8. При выполнении работы на токарном станке по металлу строго соблюдайте требования настоящей инструкции по охране труда и технике безопасности при работе на токарном станке по металлу на уроках технологии.
3.9. При дополнительной ручной обработке учащимися заготовки необходимо пользоваться в работе инструкцией по охране труда при обработке металла в слесарной мастерской.

скачать: Документация для Учебной мастерской
37 инструкций, актов, журналов с учетом законов на 28 июля 2022 года

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. При внезапном отключении электричества немедленно выключить пусковую кнопку.
4.2. При возникновении неисправности в работе токарного станка по металлу, поломке резца, при неисправности заземления корпуса прекратить работу, отвести резец от вращающейся детали, выключить станок и сообщить об этом преподавателю технологии. Без разрешения учителя к работе не приступать.
4.3. При возгорании электрооборудования токарного станка немедленно выключить его, сообщить учителю технологии и приступить к тушению очага возгорания углекислотным, порошковым огнетушителем или песком.
4.4. В случае возникновения аварийной ситуации, опасности для своего здоровья или здоровья остальных учащихся отключить токарный станок по металлу, покинуть опасную зону и сообщить об опасности учителю технологии.
4.5. При получении учащимся травмы сообщить об этом учителю технологии. Педагог в свою очередь оказывает первую помощь пострадавшему, отправляет учащегося в медицинский пункт школы и сообщает о случившемся администрации общеобразовательного учреждения.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Отвести резец от обрабатываемой заготовки и выключить станок.
5.2. Аккуратно убрать стружку и металлическую пыль со станка с помощью щетки. Запрещается сдувать стружку ртом или сметать ее рукой.
5.3. Очистить и аккуратно сложить заготовки и инструмент в отведенное место.
5.4. Привести в порядок свое рабочее место, индивидуальные средства защиты.
5.5. Сообщить обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных во время работы токарного станка по металлу, учителю технологии.
5.6. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
5.7. Выходите с учебной мастерской только с разрешения учителя технологии.

При выполнении школьниками работы на сверлильном станке по металлу строго соблюдать требования инструкции по охране труда на сверлильном станке в учебной мастерской.

Инструкцию разработал: __________ (________________)

СОГЛАСОВАНО
Руководитель службы ОТ(специалист или инженер по ОТ) _________ Моргун Е.К.
«___»__________20__г.

С инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил(а)
«___»____20___г. __________ (______________________)

скачать: все Документы по Охране труда для Школы
Инструкции и инструктажи, журналы, акты и протоколы поштучно или пакетом.

Металл в руках мастера

Цель урока (для учителя): обеспечить усвоение детьми приемов тиснения по фольге и сформировать представление о разновидностях чеканных работ.

Задачи урока:

Образовательные: формирование представлений о разновидностях чеканных работ; выявить декоративно-художественные особенности приемов теснения по фольге;

Развивающие: развивать сенсомоторные умения учащихся средствами практической деятельности (моторика пальцев, координация движений); развивать у учащихся способность к творчеству, воображение.

Воспитательные: расширение культурного кругозора (знаний о новых видах художественных ремё-

сел); осознание достижений в творческой предметно-практической деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

· понимать общие правила приемов тиснения по фольге, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

Метапредметные:

· уметь самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

· уметь планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

· уметь следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

· уметь руководствоваться правилами при выполнении работы;

Личностные :

· положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

· осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

Тип урока: урок изучения новых знаний

Методы и приемы: методы организации и осуществления учебных действий и операций: словесные методы, наглядные методы, методы самоуправления учебными действиями

Оборудование урока для учителя: учебник Конышева Н.М. «Технология» 4 класс, интерактивная доска, презентация, наглядные материалы;

Оборудование урока для учащихся: учебник Конышева Н.М. «Технология» 4 класс, образец тонколистового металла, газеты, шариковая ручка с нерабочим стержнем, давилки, ножницы, скрепки канцелярские, эскиз рисунка.

Этапы урока

Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые результаты этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

— Здравствуйте, ребята, садитесь.. Давайте настроимся на наш урок, проверим все ли у нас на месте и все ли готовы к уроку.

Дети приветствуют учителя, готовятся к уроку.

2. Этап постановки целей и задач урока

Формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи

Я взяла бумагу из металла,

Из нее снежинки вырезала.

После их по классу налепила,

Получилось здорово! Красиво!

Бумаги для снежинок лучше нет.

Она блестит. Что это? Где ответ?

Правильно, ребят, сегодня мы с вами поговорим о художественной обработке металла и сами попробуем выполнить работу в технике тиснения по фольге.

Давайте откроем учебник на стр 137 и прочитаем текст.

- Итак, ребята, мы ознакомились с Вами, что такое чеканка, а скажите, чтобы наш урок прошел результативно, какие мы должны поставить цели и задачи. Что мы должны сделать к концу занятия?

Давайте подумаем, что мы должны знать и иметь, чтобы изготовить рельефное тиснение по фольге

Дети читают тему: «Металл в руках мастера»

Тема занятия: Тиснение по фольге. Выполнить работу методом тиснения. Декоративное панно.

Должны знать как выполнять такую работу.

• положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

Учебник стр 137

3. Подготовка к практической работе (7 мин)

Подготовить детей к практической работе с помощью поэтапного представления замысла работы

Технология этой работы похожа на чеканку, но для нас она более доступна, так как фольга мягкая и пластичная.

Работа выполняется в соответствии с контурным рисунком, подготовленным заранее, который вы должны были принести из дома.

Ребят, так как мы сегодня будем работать с ножницами, давайте вспомним технику безопасности

· не размахивай инструментом;

· соблюдай осторожность при работе с металлом и режущим инструментом;

· не толкайся и не мешай другим;

· аккуратно выполняй полученное задание;

· будь осторожен в обращении с лаками красителями;

· при получении травмы немедленно обратись за помощью к учителю.

-Молодцы, все знают как правильно вести себя на уроках технологии, не забывайте соблюдать эти правила.

Фольга хоть и тонкий, но все же металл и о его края можно порезаться. Теперь приступим к выполнению практической части нашего урока – изготовлению декоративного панно

• уметь самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

• уметь планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

Методическая разработка урока «Технология» (7 класс, мальчики) «Работа с металлом"

Данная методическая разработка (урок-практикум) предназначена для работы с детьми среднего школьного возраста при реализации метапредметного подхода. Актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. На метапредметном уроке необходимо включить ребѐнка в разнообразные виды деятельности, важные для него, встраивая знания и теоретические рассуждения в опыт, привлекая к предмету знания из других областей. На данном уроке результат достигается через проектную деятельность, работу в сотрудничестве, оценку экспертной группы, рефлексию урока.

Данный урок проводится как урок-практикум после изучения темы «Приемы работы с фольгой» в рамках изучения раздела «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения» в 7 классе.

Основной целью урока является освоение учащимися метода проектов через освоение тиснения по фольге.

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Основным методом обучения на таком уроке является метод проектов, проблемно-поисковый, а также организация самостоятельной работы учащихся.

Значимость данного урока : уроки-практикумы, на которых проводятся совместные практические, лабораторные, экспериментальные работы, учащиеся готовят все необходимое для проведения занятий, самостоятельно продумывают порядок проведения практической работы, опыта, эксперимента, осуществляют деятельность по реализации проектного замысла. Учитель выступает в роли тьютера, т. е. сопровождает, направляет.

Планируемый образовательный результат : овладение технологической операцией (тиснение по фольге) при изготовлении поздравительной открытки к 23 февраля.

Продуктом деятельности учащихся является создание поздравительной открытки к 23 февраля.

Обучение в сотрудничестве развивает умение работать сообща, прислушиваться к мнению других, находить общее решение. Работа в группе способствует развитию коммуникативной компетенции. Ребятами приобретаются и навыки публичных выступлений.

Рефлексия работы в группе позволяет ученикам адекватно осознавать свои возможности.

Данная методическая разработка может быть использована учителями средних и старших классов практически на всех предметах, т. е. носит универсальный характер.

Работа в сотрудничестве, выбранная как форма учебного процесса предоставляет школьникам возможность:

1. повторения учебного материала с помощью яркой, эмоционально насыщенной формы его воспроизведения;

2. удовлетворения актуальных потребностей (эмоционального переживания, проявления духовных и нравственных качеств).

С другой стороны, позволила учителю достичь поставленных целей путем решения конкретных педагогических задач - добиться:

1. закрепления учебного материала;

2. преодоления учащимися внутренней неуверенности, раскрепощения, проявления максимума их сил и возможностей;

3. дальнейшего формирования коммуникативной компетенции учащихся, путем создания для них определенного тематического пространства.

Учащиеся проявили себя как активные и заинтересованные личности, с удовольствием узнавали новое и в процессе выполнения практической работы использовали весь спектр полученных и усвоенных знаний и умений по данной теме.

2) Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2011– 32 с. «Первое сентября»; Воспитание. Образование. Педагогика; Вып. 6 (12)).

4) Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя//М.: Владос, 2012

Рецензия на методическую разработку

учителя технологии и экономики МАОУ Гимназии

Рус Юнны Станиславовны

(урок-мастерская «Тиснение по фольге».

«Создание поздравительной открытки»)

Разработка данного урока направлена на формирование метапредметного результата, который осуществляется через использование технологии «Обучение в сотрудничестве».

Урок по теме «Тиснение по фольге» (7 класс) соответствует планированию учебной программы «Технология».

На уроке эффективно применены структурные элементы, рационально распределено время на теоретическую и практическую части.

Форма урока способствует созданию комфортной обстановки для реализации индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.

Работа на уроке организована в несколько этапов: распределение ролей, погружение в творческую работу, рефлексию собственной деятельности.

Организована самостоятельная деятельность учащихся, предоставлено пространство выбора. Учитель выполняет роль тьютора-консультанта.

Представленный материал может быть адаптирован к любой предметной области общего образования как в содержательном (в области «Технология»), так и в методическом планах.

Работа соответствует требованиям к материалам, представляемым на конкурс «Метапредметный урок».

Зам. директора по научно- методической работе Е. В. Атмаева

Методическая разработка урока «Технология» (7 класс, мальчики)

«Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

Рус Юнна Станиславовна,

МАОУ Гимназия г. Чайковский

Тема раздела: «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения» (8 часов)

«Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

Освоение учащимися метода проектов через освоение тиснения по фольге

Планируемые задачи урока

1. Организовать процесс освоения учащимися новых понятий «фольга», «виды тиснений» (презентация, подготовленная учащимися самостоятельно).

2. Организовать коллективную деятельность по расширению представления о декоративно-прикладном творчестве.

1.Развивать у учащихся творческие способности, пространственное воображение.

2. Развивать самостоятельность, последовательность в своих действиях.

3.Развивать умение работать в заданном темпе.

1. Продолжить работу над формированием компетенций «умение формулировать и аргументировать собственное мнение», «умение работать в команде».

2. Содействовать патриотическому воспитанию обучающихся.

3. Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, стремление доводить свою работу до конца.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

1. Уметь провести самооценку, организовать взаимооценку.

2. Осознавать необходимость общественно-полезного труда.

3. Уметь работать в команде, строить диалог.

4. Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

5. Публично выступать.

Метапредметные результаты

1. Составить план и последовательность действий.

2. Определить последовательность технологических операций с учетом конечного результата.

3.Способность видеть проблему и готовность ее решать.

1. Уметь слышать, слушать и понимать одноклассников.

2. Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

1.Уметь конструировать и моделировать изделие.

2. Выбрать наиболее оптимальные средства и способы решения проектной задачи.

1.Уметь осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности.

2. Уметь представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

3. Объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.

Основные понятия, термины

Холодное и горячее тиснение, эскиз, фольга, безопасность работы

ИЗО-эскиз изделия; черчение-чертежи отдельных элементов; история-23 февраля (знаменательная дата), химия-металлы

1. Раздаточный материал (см. приложение)

2. Образцы фольги, заранее изготовленные рамки (40х60 см.), ножницы, инструменты для тиснения по фольге, картон, клей Момент, клеевой пистолет СПЕЦ БПК-60.

Метод проектов, проблемно-поисковый

Обучение в сотрудничестве

Самостоятельная работа, беседа

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор и экран

1. Презентации учащихся.

2. Презентации учителя к уроку.

1. Образцы фольги.

2. Образцы готовых поздравительных открыток, выполненных тиснением по фольге (демонстрируются в конце урока).

Планируемый образовательный результат

Овладеть технологической операцией (тиснение по фольге) при изготовлении поздравительной открытки к 23 февраля

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Технология 7 класс

«Художественная обработка металла (тиснение по фольге)».

4 урок по теме «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения»

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Формируемые УУД и предметные действия

1. Вводно-мотивационный этап.

включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Целеполагание и постановка задач.

Вовлекает в деятельность (слайд 1). Какие ассоциации вызывают у вас эти изображения? Что их объединяет? С какой датой можно их связать? Тема армии. Близится праздник 23 февраля, а на праздник принято дарить подарки. Кого в Гимназии мы будем поздравлять? Конечно же, мужчин-учителей. Возникает проблема: как можно изготовить поздравительную открытку с помощью техники «Тиснение по фольге»?

Отвечают на вопросы учителя, определяют ключевое слово « поздравительная открытка»

Регулятивные: способность видеть проблему и готовность ее решать, прогнозировать деятельность на уроке.

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми.

Применение задания по данной теме в ситуации, приближенной к жизненной, способствует стимуляции познавательного интереса к предмету.

2. Освоение новых знаний (4 мин.)

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания

Предлагает выслушать заранее подготовленные выступления учащихся по темам: «Фольга» и « Тиснение по фольге».

Личностные: самостоятельное приобретение новых знаний и публичное выступление

способность видеть проблему и готовность ее решать.

умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

3. Деятельностный: разработка эскиза поздравительной открытки

Подготовить учащихся к выполнению практической работы.

Продумать и выполнить эскиз изделия и представить его.

Напоминает о правилах безопасной работы (слайд 2)

Организует работу учащихся в сотрудничестве.

Предлагает техническое задание группам (слайд 3)

Работа в сотрудничестве: каждая команда выбирает роли, разрабатывает эскиз будущего изделия, вырабатывает стратегию дальнейших действий, защита эскиза.

Выступают в роли художников, дизайнеров.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; осознавать необходимость общественно полезного труда

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

уметь слышать, слушать и понимать одноклассников

4. Деятельностный: создание поздравительной открытки

Реализация задуманного проекта

(создание поздравительной открытки).

Воплощение идеи в реальность.

индивидуальная и групповая

Занимает позицию тьютора.

Напоминает о мерах безопасности

Может создать благоприятный внешний фон (подобрать музыкальные композиции, соответствующие теме урока)

Предлагает выполнить практическую работу, опираясь на полученные знания, наблюдает, направляет.

Каждый учащийся выполняет свою часть проекта, которую он сам выбрал после защиты эскиза.

Затем ребята соединяют в единое целое элементы поздравительной открытки.

Готовятся к защите своего проекта.

Выступают в роли мастеров тиснения по фольге

продуктивно действовать для реализации своих целей, осознавать необходимость общественно-полезного труда.

планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками.

Познавательные: умение анализировать полученную информацию и применять на практике,

умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов.

5. Защита проекта

представление достижений, презентации результатов своего труда.

Организует работу экспертов (по 2 человека от группы).

Предлагает критерии оценивания (слайд 4).

Обеспечивает закрепление новых знаний, развитие интеллектуальных способностей через защиту работы.

Выступают в роли докладчиков, я также в роли экспертов.

Анализируют и оценивают свою работу (отражен ли замысел на поздравительной открытке)

уметь провести самооценку, организовать взаимооценку, публично выступать.

уметь осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности,

уметь представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.

6. Рефлексия, самооценка, взаимооценка (4 мин.)

оценка учащимися своих работ.

Предлагает выступить экспертам.

Анализирует допущенные ошибки.

Выступают в роли экспертов.

Оценивают результаты своей работы и работы товарищей.

уметь осуществлять оценку результатов своей деятельности, а также одноклассников.

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

7. Подведение итогов

Подводит итог урока.

Выявляет интерес к данной технике декоративно-прикладного творчества.

Показывает образцы поздравительных открыток, выполненных в технике тиснения по фольге.

Благодарность за совместную работу.

Отвечают на вопросы учителя (слайд 5).

строить диалог, высказывать свое мнение.

объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.

Технические задания группам:

I . Групповая работа (8 мин.)

1) Распределите роли (организатор, хранитель времени, докладчик, эксперт (2 человека), художники, дизайнеры, мастера по тиснению) 1 минута

2) Разработайте и создайте на бумаге эскиз поздравительной открытки 6 минут

3) Защитите промежуточный результат (озвучьте, что придумала группа)

выработайте стратегию дальнейших действий (распределите роли каждого в создании открытки) 1 минута

II . Индивидуальная и групповая работа (18 минут)

1) Каждый участник группы изготавливает тиснением по фольге элемент поздравительной открытки 13 минут

2) Соединить все элементы в единое целое 3 минуты

3) Подготовиться к публичному выступлению, к защите проекта 2 минуты

III . Индивидуальная работа (4 минуты)

Защита проекта : озвучьте выступление в соответствии с заданными требованиями (до 2-х минут)

IV . Рефлексия, самооценка, взаимооценка 4 минуты

Эксперты: озвучьте свое мнение, используя критерии оценивания

Требования к защите проекта

1. Объявить название выполненного проекта, продемонстрировать его.

2. Назвать цели и задачи творческого проекта.

3. Рассказать о создании своей композиции ( какие технологические приемы применялись при изготовлении изделия, какие проблемы были при работе, что нового узнали при работе над выбранной темой).

Разработка урока "Технология обработки тонколистового металла". 5-й класс

Метод обучения: лекция-беседа, практическая работа.

Объект работы: “Кормушка для птиц”

Ход урока

I. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

II. Теоретическая часть:

1. Повторение пройденного материала.

  • сплав железа с углеродом, содержащий до 2% углерода и примеси других элементов, называется…; (сталь).
  • сплав железа с углеродом, содержащий более 2% (обычно 3-4,5%) углерода, а также примеси других элементов, называется …; (чугун).
  • сплав меди с … называется латунью; (цинком).
  • сплав … с …, а также другими элементами называется бронзой; (меди с оловом)
  • сплав алюминия с медью и некоторыми другими элементами - это … (дюралюминий)

2). Терминологический диктант по свойствам металлов.

Учитель раздаёт карточки с заданием (слайд 1). Найти соответствие термина с определением (рис. 1), Например: 1-3, 2-1, 3-2 и т.д.

Рис. 1. Тест “Свойства металлов”

3. Изложение нового материала.

Технология обработки тонколистового металла это преобразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей в изделиях из металлов с использованием станков, инструментов и оборудования. Производственный процесс включает в себя разработку конструкторской и технологической документации. Это чертежи, пояснительные записки, расчёты, схемы.

Технологический процесс составляет часть производственного процесса, связанного с изменением формы, размеров, а также состояния материала при преобразовании его в готовую продукцию. Технологический процесс состоит из технологических операций, которые представляют собой законченные части технологического процесса обработки изделия, выполняемые на одном рабочем месте.

Технология изготовления изделий из тонколистового металла.

Любое изделие из тонколистового металла можно описать словами, однако этого не достаточно для того, чтобы его изготовить. Необходимо иметь технический рисунок, эскиз или чертёж изделия с указанием всех необходимых размеров и материалов, из которых необходимо сделать изделие. На рисунке 3 показаны чертежи нескольких изделий, выполненных из тонколистового металла.

img03.jpg (9838 bytes)

Рис. 3. Чертёж изделий из тонколистового металла: а - подвеска; б - крючок для вешалки.

Сегодня мы попробуем сделать объёмное изделие из тонколистового металла, которое будет включать в себя все технологические операции, которые будут способствовать производству продукта труда. Для этого мы сделали на листе бумаги (тетрадный лист в клеточку) развёртку объёмного изделия “Кормушка для птиц” (рис.4), (слайд 8).

img04.jpg (19519 bytes)

Рис. 4. Объёмное изделие из тонколистового металла: а - рисунок; б - чертёж развёртки

Разметка тонколистового металла

Учитель - Что общего у птицы и ученической ручки, которой можно рисовать тушью? (Перо).

Все вы знаете, что на глазок сделать какое-либо изделие невозможно, так как оно, вероятнее всего, не подойдёт по размерам. Значит, и в слесарном деле разметка играет не последнюю роль, а наоборот технологическая операция, с которой всё и начинается. Сегодня с этой операцией мы познакомимся поближе. Мы с вами знакомы с приёмами разметки древесины, а сегодня мы посмотрим, чем же отличается разметка на металле.

Учитель. На плоскости древесины мы можем наблюдать линию разметки, а на металле нет. Почему? (На металле линия разметки от карандаша не видна, она блестит также, как металл).

Учитель. Поэтому необходимо использовать другой метод. Что могли бы предложить вы? (Чертилка, кернер, разметочный циркуль).

Для того чтобы правильно изготовить деталь, на поверхность заготовки наносят контуры будущего изделия. Разметка — это нанесение на поверхность заготовки линий и точек для обозначения границ обработки детали и центров отверстий. Линии, наносимые на заготовку, называют рисками.

1). Инструменты разметки на тонколистовом металле.

Для разметки деталей применяются чертилки, металлические линейки, кернеры, слесарные угольники, разметочные молотки.

Металлические линейки бывают различной длины: 150 мм, 200 мм, 300 мм, 500 мм, 1000 мм. Началом измерения у этих линеек служит левая кромка с отметки “0”. С помощью линеек измеряют образцы и переносят размеры на заготовку, проводят разметочные прямые линии (риски). Чертилкой на поверхность металла наносят разметочные линии (риски). Кернером делают углубления в металле, называемые кернерными метками. Накернивают обычно риски, которыми обозначают на заготовках границы детали, центры отверстий.

Разметочный молоток массой 150—200 граммов применяется для кернения границ обработки детали, рисок. По угольникам проверяют углы деталей и наносят риски на заготовки. Разметку обычно проводят на верстаке с разметочной плитой.

Разметка выполняется с помощью металлической масштабной линейки, слесарного угольника, чертилки, разметочного циркуля, кернера, шаблона (рис.5).

img05.jpg (9088 bytes)

Рис. 5. Инструменты для разметки заготовки из металла.

Риски бывают основными и вспомогательными. Основными рисками обозначают границы обработки, резания и т. п. От вспомогательных рисок откладывают необходимые размеры. Центры отверстий и границы деталей на заготовке отмечают небольшими кернерными метками. Проще всего разметить заготовку по шаблону. Сегодня мы будем для разметки использовать развёртку изделия, подготовленную вами на прошлом уроке (рис.6) (слайд 9).

img06.jpg (15446 bytes)

Рис.6. Шаблон детали.

Шаблон — это специальная деталь, размеры и контур которой такие же, как и у нужного нам изделия. По шаблону удобно размечать одинаковые детали. Более сложный, но более точный способ разметки — по техническому рисунку или чертежу.

2). Техника выполнения разметки на тонколистовом металле.

Прежде чем приступить к разметке детали, надо правильно подобрать заготовку. Делают это так. Измеряют длину, ширину и толщину заготовки и сравнивают эти размеры с образцом или размерами, указанными на чертеже детали. Затем очищают металл от ржавчины, грязи, масла и пробуют провести риску чертилкой. Если риска плохо видна, поверхность зачищают металлической щеткой или крупной шкуркой. Затем поверхность покрывают либо быстросохнущей краской, либо раствором столярного клея с мелом, либо раствором медного купороса.

Ровные кромки заготовки называют базами разметки и от них ведут разметку деталей. Линейку прикладывают так, чтобы кромка заготовки совпала с заданным делением на линейке. Чертилкой по торцу линейки проводят короткую риску. Повторяют данную операцию на другом конце заготовки. Затем через две риски проводят линию. Если у заготовки нет ровных кромок, то базой разметки служат вспомогательные риски. Такие риски проводят по линейке или при помощи плоского угольника. Далее отмеряют все нужные размеры согласно чертежу.

3). Демонстрация приемов работы.

Учитель показывает приемы разметки на тонколистовом металле и контроля качества, комментируя технологический процесс.

4). Правила безопасной работы при разметке тонколистового металла.

Учитель инструктирует учащихся по охране труда при разметке металла (учебник, с. 90), (Приложение 1).

Резка металла как технологическая операция.

Поскольку мы будем работать на уроке с тонколистовым металлом ( учитель показывает заготовку в виде консервной банки из под сгущенного молока с вырезанными донышками), который легко режется и выправляется, то прежде всего необходимо научиться использовать для этой технологической операции следующий инструмент и оборудование.

1). Инструменты для резания тонколистового металла.

Тонколистовой металл разрезают с помощью слесарных ножниц (рис.7), установленных на крышке верстака или в губках слесарных тисков (рис.8).

img07.jpg (12214 bytes)

Рис.7. Ручные ножницы.

img08.jpg (10494 bytes)

Рис.8. Резание ножницами: а – на столе верстака;

б – с закреплением ножниц в тисках.

Ручные ножницы состоят из двух половинок, соединяемых между собой винтом На рис. 8 а и б показана правильная хватка ножниц в зависимости от условий выполнения технологической операции. Каждая половинка ножниц составляет одно целое: нож и ручку. Промышленность изготавливает ножницы правые и левые. У правых ножниц верхняя режущая кромка лезвия расположена справа от нижнего лезвия, а у левых – с левой стороны. Разрезать листовой металл по прямым и кривым линиям лучше всего правыми ножницами. В этом случае всегда видна разметочная линия. Для резания более толстого листового металла (толщиной до 2 мм) применяют приспособления для резки тонколистового металла (рис.9) или ножницы (рис.10) (слайд 10).

img09.jpg (20762 bytes)

Рис.9. Приспособление для резки

img10.jpg (11816 bytes)

Рис.10. Резание толстолистового металла механичестонколистового металла. кими ножницами.

2). Техника резания тонколистового металла.

Разрезать тонкий листовой металл можно двумя способами. В первом случае ножницы держат в правой руке. Разжимают (раскрывают) ножницы мизинцем и безымянным пальцем. Левой рукой в перчатке удерживают лист металла и подают его между лезвиями ножниц, направляя лезвие точно по риске. Сжимают ручки пальцами правой руки и разрезают заготовку. Затем операцию повторяют.

При работе ножницы следует раскрывать не полностью, а лишь настолько, чтобы они захватывали листовой металл. Если раскрыть ножницы слишком широко, то они будут не резать, а выталкивать лист. К концу движения разрезания лезвия ножниц не закрывают полностью, чтобы не получалось неровностей.

При резании вторым способом одну ручку ножниц зажимают в тисках, а другая ручка остается свободной. Последовательность работы та же, что и при первом способе, но рукой берут лишь одну ручку инструмента. Такая установка ножниц позволяет разрезать более толстый металл и куски большего размера с небольшими затратами усилий. Если металл ножницы не режут, а мнут, значит следует обратить внимание на небольшую особенность технологии резки слесарными ножницами. Движение руки с ручкой слесарных ножниц должно быть “вниз и на себя”. Это делается с целью уменьшения зазора между режущими элементами ножниц (ножами).

Учитель показывает приемы резки тонколистового металла и контроля качества, комментируя технологический процесс.

4). Правила безопасной работы при резании металла ножницами.

Учащиеся под руководством учителя изучают правила безопасной работы при резании металла ножницами (учебник, с. 100—101), (Приложение 2).

Правка тонколистового металла

Правкой называется операция выпрямления заготовок из листового металла, проволоки. Обычно выпрямляют заготовки перед разметкой, а также после разрезания ножницами, рубки зубилом и т. д. При выполнении правки важно знать такие свойства металла, как упругость и пластичность, а также инструмент и оборудование, используемые для этой технологической операции.

1). Инструменты для правки тонколистового металла.

img11.jpg (8086 bytes)

Рис. 11. Правка тонколистового металла

img12.jpg (5211 bytes)

Рис. 12. Правка фольги на правильной на правильной плите киянкой плите деревянным бруском

2). Техника правки металла.

Листовой металл толщиной свыше половины миллиметра правят таким образом. Все выпуклости обводят мелом и кладут лист на плиту выпуклостью вверх. Молотком наносят удары с краев листа по направлению к выпуклой части. При этом ровная часть листового металла будет вытягиваться, а выпуклая постепенно выправляться. Приближаясь к выпуклому месту, силу ударов постепенно уменьшают, но наносят удары чаще.

Листы жести правят деревянным бруском, поглаживая им по металлу в разные стороны. Во время работы важно помнить, что нельзя наносить удары по выпуклой части, так как от этого выпуклость может увеличиться. Качество правки контролируют разными способами: на глаз, линейкой, на плите, специальными инструментами.

Учитель показывает приемы правки и контроля качества тонколистового металла, комментируя технологический процесс.

4). Правила безопасной работы при правке тонколистового металла.

Учитель инструктирует учащихся по охране труда при правке металла (учебник, с. 98), (Приложение 3).

Гибка тонколистового металла

Гибка — слесарная операции, с помощью которой заготовке или ее части придается необходимая форма. Гибку небольших заготовок из тонколистового металла выполняют в тисках. Чтобы не испортить поверхность заготовок, на губки тисков надевают нагубники. Заготовку в тисках закрепляют так, чтобы линия сгиба (разметочная риска) находилась на уровне нагубников.

1). Инструменты и приспособления гибки тонколистового металла.

Гибку выполняют киянкой. Можно воспользоваться слесарным молотком, но удары следует наносить не по заготовке, а по деревянному бруску, который будет отгибать металл, не оставляя на нем вмятин. Для гибки заготовок часто применяют оправки в виде брусков металла различной формы. Для этой цели мы будем использовать металлический уголок, установленный в губках тисков.

2). Техника выполнения гибки тонколистового металла.

Учитель. Первоначально легкими ударами сгибают края заготовки, а затем переходят к ее средней части. Для придания нужной формы иногда используют плоскогубцы или круглогубцы. В нашем случае это будет 6,7,8 операция по технологической карте изготовления изделия, которую выполняют слесарным молотком.

Учитель показывает приемы гибки тонколистового металла и контроля качества, комментируя технологический процесс.

4). Правила безопасной работы при гибке тонколистового металла.

Учитель инструктирует учащихся по охране труда при гибке тонколистового металла (учебник, с. 90).

III. Практическая часть.

Самостоятельная работа “Изготовление объёмного изделия из тонколистового металла”

1. Организация рабочего места

Учащиеся выполняют задание каждый на своём рабочем месте (слесарный верстак). Для выполнения работы понадобятся: разметочные инструменты -металлическая линейка, шаблон; режущие инструменты и приспособления - тиски, ножницы по металлу; инструменты для правки и гибки - киянка, уголок, слесарный молоток, оправка, пассатижи; шаблон для контроля углов, технологическая карта изделия; образец изделия; клей ПВА.

2. Вводный инструктаж по правилам безопасности.

1). Рассмотрите образец детали и технологическую карту на изготовление изделия “Кормушка для птиц” (Приложение 4); (слайд.11)

2). Закрепите ножницы по металлу одной ручкой в губках тисков (рис. 13); (слайд 12).

3). Вырежьте серединный шов и завальцованные края консервной банки (рис.14),(рис.15); (слайд 13).

4). Выправьте заготовку тонколистового металла (рис.16); (слайд 14).

5). Проверьте соответствие размеров заготовки и шаблона (визуально рис.17 и инструментально рис.18); (слайд 15).

6). Наклейте шаблон на заготовку (рис.19); (слайд 16).

7). Вырежьте деталь по контуру шаблона слесарными ножницами (рис.20); (слайд 17).

8). Удалите с поверхности заготовки бумажный шаблон и согните края заготовки согласно последовательности выполнения операций по технологической карте (Приложение 4, поз.4-8); (слайд 18).

9). Зажмите оправку в губки тисков и отбейте грани детали слесарным молотком (Приложение 4, поз.9); (слайд 19).

10). Проверьте качество выполненной работы визуально, сравнив с образцом, и инструментально контрольно-измерительными инструментами (рис.21); (слайд 20).

11). Представьте выполненную работу учителю. (Приложение 5).

3. Текущий инструктаж

Самостоятельное выполнение учащимися практического задания. Текущие наблюдения учителем последовательности изготовления изделия и соблюдения правил безопасности труда. Ответы на возникающие вопросы в процессе работы. Проверка качества выполненной работы.

Возможные ошибки учащихся.

1). Тонколистовой металл не режут ножницы. Причина: при выполнении разделения тонколистового металла большой зазор между ножами ножниц или они затупились.
2). Линия реза уходит к середине заготовки листового металла. Причина: левая придерживающая рука в процессе резания должна вытягивать заготовку “на себя”.
3). Несоблюдение заданных размеров, полученных после разрезания детали по шаблону. Причина: невнимательность во время работы, неправильная предварительная разметка (шаблон выполнен не по размерам чертежа развёртки детали).
4). Повреждение поверхности детали. Причина: невнимательность при выполнении сгибов, нарушение технологической последовательности выполнения операций.

IV. Итоговая часть.

Оценка результатов работы учащихся, выбор и демонстрация лучших работ. Разбор допущенных в процессе выполнения практической работы ошибок и анализ причин, их вызвавших. Разъяснение возможностей применения полученных знаний, навыков и умений в общественно полезном труде, а также реализация потребности в изделиях из тонколистового металла в проектной деятельности.

1. Установка на следующий урок.

На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки металлов и сплавов. Учащиеся получат новые знания и приобретут умения рубки металла.

2. Домашнее задание:

1). Повторить изученный материал по обработке тонколистового металла.

2).Прочитать страницы учебника 96-101.

3).Определите потребность людей в изделиях из тонколистового металла. Сформулируйте и кратко запишите набор первоначальных идей изделий из тонколистового металла.

Урок технологии по теме "Гибка тонколистового металла"

Тема урока: «Гибка тонколистового металла».

Цели:

- научить учащихся приёмам гибки тонколистового металла с помощью оправки;
- развивать познавательные способности, техническое мышление.
- способствовать воспитанию трудовой дисциплины учащихся;

Оборудование, материалы и вспомогательные средства.

Линейка, чертилка, ножницы слесарные, киянка, слесарные тиски, угольник, шаблон, оправки, заготовки металла, слесарный верстак. Презентация (приложение 1).

Организация рабочего места и техника безопасности при гибке металла.

Чтобы заниматься гибкой металла, надо правильно организовать рабочее место и соблюдать определённые правила труда.
На слесарном верстаке не должно быть лишних инструментов и предметов. Гибку выполнять необходимо в тисках. Работу производить только исправным инструментом. Во время работы нельзя отвлекаться. Если позвали, то необходимо остановить работу.

Предварительная подготовка.

Урок начинает другой учитель.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычный урок, мы отправляемся на экскурсию в музей Технологии обработки металлов. А экскурсию с вами проведёт наш экскурсовод Алёшин Сергей Анатольевич.

В класс входит учитель технологии.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Нашу экскурсию мне хочется начать со слов Максима Горького: «Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать – необходимо уметь…»

Итак, мы проходим в наш первый зал - Исторический.

Человечество в своём развитии прошло несколько исторических этапов. Первый был Каменный век, когда основные орудия труда и оружие изготавливались из камня. Но они были мелки и ломки. Около 4000 лет до нашей эры египтяне научились обрабатывать первый из металлов - медь. Так начался второй этап – Бронзовый век, который продолжался до 500года до нашей эры.

На смену Бронзовому веку в 9 -7 веках до нашей эры пришел железный век. Железный век - это эпоха распространения металлургии железа и изготовления железных орудий, которые были прочнее каменных, медных и бронзовых.

Металлы принято делить на 2 – е основные группы: чёрные и цветные. Чёрные – это чугун, сталь, железо. Цветные используют, как в чистом виде, так и в сплавах. К цветным металлам относятся: медь, алюминий, олово, цинк, латунь, свинец.

Вместе с открытием металлов человек учился их обрабатывать. Сначала вручную: плавили, ковали, гнули. В производственных условиях металл обрабатывают как в горячем, так и в холодном состоянии. Холодная обработка осуществляется на специальных станках (токарных, фрезерных, сверлильных и других). А появились первые станки в 12 веке.

Учитель: Хорошо, спасибо. Как вы думаете, ребята, какой будет сегодня тема экскурсии? (ответы учащихся – обработка металлов). Правильно. Следующий зал – Тематический.

Учитель: Перед вами слайды, скажите, какие операции при обработке металла изображены?

Учитель: Правильно! Откройте тетради и запишите тему экскурсии.

«Гибка тонколистового металла»

- научиться приёмам гибки тонколистового металла в тисках и с оправкой.
- расширить знания о металле;
- воспитание трудовой дисциплины.

Учитель: Переходим в следующий зал - Лексический, потому что нам необходимо знать значения слов, чтобы понимать друг друга.

Гибкий – легко сгибаемый.
Гнуть – придавать изогнутую форму, сгибать.
Слесарь – рабочий, специалист по ручной выделке, сборке и починке металлических изделий.
Слесарный инструмент – инструмент для ручной работы с металлом.

Учитель: Вот мы и пришли в зал - Повторения.

У вас на столах карточки, подпишите названия инструментов.
Ф.И.___________________________________________

Поменяйтесь с соседом карточками и проверим вместе (ответы на слайде), отметьте правильные ответы +

  1. Тиски.
  2. Молоток.
  3. Киянки.
  4. Угольник.
  5. Напильник.
  6. Чертилка.
  7. Ножницы по металлу.

Выставите оценки: ошибок нет-5,1 ошибка- 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки – 2.
(Ученик собирает карточки)

Учитель: А мы идём в следующий зал – зал Новых Знаний (объяснение нового материала)

Сгибание тонколистового металла.

Сгибанием из листов металла изготавливают самые различные объемные предметы. Вручную эту операцию осуществляю в тисках и на оправках или с помощью специальных приспособлений. Основным рабочим инструментом при гибке служит киянка или молоток с мягким бойком, чтобы не оставлять на листе вмятин.
В тисках выполняют гибку сравнительно небольших листов металла под различными углами: от совсем незначительного до прямого. Заготовку закрепляют в тисках так, чтобы разметочная риска (линия сгиба), установленных на губки тисков. Если загибаемая часть заготовки сравнительно узкая, то ее сгибают на заданный угол ударами киянки. Для сгибания более широкой полосы металла на загибаемую часть накладывают деревянный брусок и по нему наносят удары молотком.
При сгибании тонколистового металла под прямым углом с помощью прямоугольных оправок тиски обычно поворачивают па угол примерно в 45° по отношению к переднему краю верстака и в них прочно закрепляют оправку. Сгибаемый лист накладывают на оправку так, чтобы разметочная риска совпадала с ребром оправки. Ударами киянки сначала отгибают концы загибаемой части листа, а затем сгибают по всей длине.
Изделия круглой и другой сложной формы сгибают из листов металла па оправках соответствующей формы. На промышленных предприятиях это осуществляется с помощью специальных приспособлений, гибочных машин, штампов и на профилегибочных станах. Эту работу выполняют кузнецы и штамповщики. Запишите в тетради: Гибка – это процесс сгибания металла в тисках с помощью слесарных инструментов.

Учитель: «Хорошо, что в мастерской, всё, что надо под рукой». Главное не получить травму. Переходим в зал Безопасности.

Правила техники безопасности.

  1. Работать следует только исправным инструментом.
  2. Обязательно нужно надежно закреплять заготовку в тисках.
  3. Нельзя стоять за спиной работающего.
  4. Нельзя складывать оправки и инструменты на край верстака.
  5. При гибке нельзя держать левую руку близко к месту сгиба.
  6. Чтобы не поранить левую руку, поддерживающую лист металла при его сгибании на оправке, обязательно нужно надеть
    руковицу.

Учитель: Вот мы и подошли к самому интересному залу – залу Трудовых навыков.

Каждый из вас сейчас побывает в роли слесаря. Справа бригада (___________________), он же дежурный по бригаде. Слева(_______________________), он же дежурный по бригаде.

  1. Размеченную и вырезанную заготовку из тонколистового металла закрепите в тисках таким образом, чтобы линия сгиба была на уровне губок тисков.
  2. При помощи киянки согните заготовку по намеченным линиям, используйте оправку при изготовлении ребра жёсткости.
  3. Как только кто-то выполнил работу, на доску прикрепляется лепесток ромашки, а работа отдаётся мне на проверку.
  4. Разрешается выполнившему задание помогать членам бригады.

Учитель: Все сегодня хорошо поработали. Следующий зал самый ответственный - зал Контроля знаний.

1. Какими инструментами производят гибку тонколистового металла?

А) ножницами и тисками.
Б) молоток и оправкой.
В) тисками и оправкой.

2.Где должна находиться линия сгиба в тисках?

А) по линии уровня губок.
Б) ниже линии уровня губок.
В) выше линии уровня губок.

3.Специалист по ручной работе с металлом называется:

4. Зачем при сгибании тонколистового металла нужна оправка?

5. Каким инструментом можно работать?

6. Что нельзя делать при гибке металла?

А) зажимать заготовку в тиски.
Б) стоять за спиной работающего.
В) надевать рукавицы.

Учитель: Вот и подошла к концу наша экскурсия, последний зал – зал Подведения итогов.

1. Отметки за карточки.
2.Отметки за изделие.
3. Отметки за тест.

Учитель: Все вы сегодня очень хорошо поработали, и я надеюсь, что наша экскурсия вам понравилась. Всего вам хорошего, до свидания.

Читайте также: