Расчет лома черных металлов от автотранспорта

Обновлено: 04.10.2024

Тип документа:
Дата начала действия: None
Опубликован:

    Федеральный закон Федеральный закон Приказ Госкомэкологии России Письмо Госкомэкологии России РД Консультация РД Консультация Консультация Консультация Консультация Консультация

Материал актуален на 04.08.2014

Расчет нормативов образования отходов, образующихся на автотранспортном предприятии

На автотранспортных предприятиях, а также предприятиях, имеющих на балансе значительное количество автотранспорта и самостоятельно осуществляющих техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, может образовываться более 15 видов отходов производства, в том числе отходы II – III класса опасности.

При ремонте и техническом обслуживании автотранспорта производится замена отдельных деталей и узлов автомобилей, отслуживших свой срок. При этом в качестве отходов образуются лом черных металлов (отработанные металлические детали автомобилей), мусор промышленный (отработанные неметаллические детали автомобилей), фильтры, загрязненные нефтепродуктами (топливные и масляные фильтры), фильтр картонный (воздушные фильтры), отработанные накладки тормозных колодок, шины с металлокордом, шины с тканевым кордом и другие виды отходов.

Расчет образования производственных отходов производится, исходя из нормативных сроков работы соответствующих деталей автомашин, принятых в автомобильной промышленности.

Рассмотрим более подробно самые распространенные виды отходов.

Масло моторное отработанное

Масло образуется при эксплуатации автотранспортной техники с карбюраторными и дизельными двигателями. При замене отработанных масел образуются следующие виды отходов:

  • отработанное моторное масло;
  • отработанное трансмиссионное масло.

При замене масла в гидравлических системах экскаваторов образуется отработанное гидравлическое масло.

Для определения количества масла моторного отработанного необходимы следующие показатели:

  • расход бензина;
  • удельный показатель образования масла моторного отработанного.

Норма расхода топлива и норма расхода масла по маркам автомобилей определяется по справочным данным, либо по технической документации на автотранспорт.

Ветошь замасленная

В процессе технического обслуживания автотранспорта для протирки замасленных поверхностей используется ветошь. Промасленная ветошь, образующаяся при этом, направляется в отходы.

Объем образования этого вида отходов определяется в соответствии со следующими показателями:

  • годовой пробег техники;
  • удельная норма расхода обтирочного материала на 10 тыс. км пробега техники.

Древесные опилки, загрязненные нефтепродуктами

Для ликвидации проливов масла в гаражах могут использоваться древесные опилки, в результате чего в качестве отходов образуются древесные опилки, загрязненные нефтепродуктами.

Для расчета годового количества образования данного вида отхода, необходимо определить количество чистых опилок. Это количество берется по среднестатистическим данным предприятия за последние 2 года (п.5.12 РД 153-34.1-02.207-00 "Рекомендации по разработке проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов для предприятий тепловых сетей").

Фильтры масляные отработанные

Расчет отработанных фильтров производится исходя из количества автотранспортных средств, находящихся на балансе предприятия, количества фильтров, установленных на каждой автомашине. Также для определения нормативного образования отработанных фильтров необходимы следующие показатели:

  • годовой пробег техники (годовая наработка техники);
  • нормативный пробег для замены фильтров (нормативная наработка для замены фильтров);
  • масса фильтра.

Норма пробега подвижного состава до замены фильтров берется по справочным данным.

Лом черных металлов

Расчет количества лома черных металлов, образующегося при ремонте автотранспортных средств производится исходя из:

  • среднегодового пробега каждого автомобиля;
  • нормы пробега подвижного состава до ремонта;
  • удельного норматива замены деталей из черных металлов при ремонте.

Норма пробега подвижного состава до ремонта берется из справочной литературы. Удельный норматив замены деталей из черных металлов как правило составляет 1–10% и определяется по данным инвентаризации.

Накладки тормозных колодок

Нормативное количество отработанных накладок тормозных колодок определяется исходя из:

  • количества автомашин;
  • количества тормозных накладок, установленных на одной автомашине;
  • массы одной накладки;
  • среднегодового пробега автомобилей каждой марки;
  • нормы пробега подвижного состава до замены накладок тормозных колодок, которая определяется по справочным данным.

Нормативное количество и масса изношенных шин определяется по следующим показателям:

  • количество видов автомобилей на предприятии;
  • среднегодовой пробег автомобиля;
  • количество автомобилей 1 вида;
  • количество подвижных колес;
  • масса автопокрышки;
  • нормативный пробег автопокрышки.

Рекомендуемые типы шин для автомашин различных марок, а также количество автошин, установленных на автомобилях различных марок и вес шин приведены в справочной литературе, или в технической документации, прилагаемой к поставляемым шинам.

Камеры автомобильные отработанные

Количество камер соответствует количеству изношенных автопокрышек. В среднем масса камеры легкового автомобиля составляет 1,6 кг, а грузовых - 4,0 кг. Исходя из этого определяется общая масса изношенных камер (п.5.15 РД 153-34.1-02.207-00 "Рекомендации по разработке проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов для предприятий тепловых сетей").

Аккумуляторы отработанные и электролиты аккумуляторных батарей

Отработанные аккумуляторы могут сдаваться на переработку в собранном или разобранном состоянии. В зависимости от этого, на предприятии могут образовываться разные виды отходов. В случае, если отработанные аккумуляторные батареи разбираются, то образуются следующие виды отходов:

  • лом цветных металлов (в зависимости от типа аккумулятора);
  • отходы полимерные (пластмассовый корпус батареи);
  • отработанный электролит аккумуляторных батарей после его нейтрализации или осадок от нейтрализации электролита (если нейтрализации электролита на предприятии не производится, отходом являются отработанные электролиты аккумуляторных батарей).

В случае, если разборки аккумуляторов на предприятии не производится, в качестве отходов образуются отработанные аккумуляторы.

Расчет отработанных аккумуляторов производится исходя из количества аккумуляторов каждого типа, установленных на автотранспортных средствах. Расчет нормативного объема образования отходов аккумуляторных батарей производится в соответствии со следующими показателями:

  • количество установленных аккумуляторных батарей определенной марки на предприятии;
  • средняя масса одной аккумуляторной батареи вместе с электролитом;
  • срок службы одной аккумуляторной батареи;
  • количество марок аккумуляторных батарей на предприятии.

Суммирование производится по всем маркам аккумуляторов. Эксплуатационный срок службы аккумуляторов и вес аккумуляторов по маркам указан в справочной литературе.

В случае, если отработанный электролит сливается из аккумуляторов, вес аккумулятора берется без электролита, а расчет отработанного электролита аккумуляторных батарей ведется отдельно с использованием справочных данных, приведенных в справочной литературе.

Для расчета электролита необходимы следующие данные:

  • количество электролита в аккумуляторных батареях;
  • срок службы одной аккумуляторной батареи.

Отходы от мойки автотранспорта

На отдельных автотранспортных предприятиях производится мойка автомобилей. При этом должна быть организована очистка загрязненных сточных вод после мойки автотранспорта. Одним из требований, предъявляемых к организации мойки автотранспорта является передача их на очистные сооружения. Как правило, очистные сооружения мойки автотранспорта представляют собой отстойник с нефтеловушкой либо фильтрами. Здесь происходит отделение и осаждение взвешенных веществ и очистка от нефтепродуктов. В результате поучаются следующие отходы:

  • взвешенные вещества, оседающие на дно колодцев (осадки ОС мойки автотранспорта);
  • всплывающие нефтепродукты нефтеловушек;
  • фильтры, загрязненные нефтепродуктами, подлежащие замене.

Количество осадка очистных сооружений мойки автотранспорта и всплывающих нефтепродуктов нефтеловушек (при отсутствии реагентной обработки) рассчитывается исходя из:

  • годового расхода сточных вод;
  • концентрации взвешенных веществ и нефтепродуктов до очистных сооружений;
  • концентрации взвешенных веществ после очистных сооружений;
  • влажности осадка.

При использовании для очистки реагентов необходимо учесть количество осадка, образующегося от применяемого количества реагентов.

Годовой расход сточных вод определяется с учетом нормативного расхода воды на мойку одного автомобиля и количества моек автомобилей за год. Нормативный расход воды на мойку одного автомобиля указан в справочной литературе.

Концентрации взвешенных веществ и нефтепродуктов до и после очистных сооружений указаны в технической документации на очистные сооружения или определяются по результатам анализов контроля сточных вод.

В случае отсутствия технической документации на очистные сооружения мойки автотранспорта и результатов анализов контроля сточных вод, концентрации нефтепродуктов и взвешенных веществ в сточных водах для автотранспортных предприятий, принимаются в соответствии со справочными нормативными данными.

Если в составе очистных сооружений мойки автотранспорта имеются фильтры для очистки от нефтепродуктов, то при их замене в качестве отхода образуются фильтры, загрязненные нефтепродуктами . Их расчет производится исходя из:

Статистический обзор рынка лома черных металлов в РФ

На сегодняшний день в условиях модернизации и технического переоснащения металлургического производства лом черных металлов является важнейшим металлургическим сырьем.

В соответствии с изменяющимися объемами выплавки стали изменяется и спрос на сырьё, необходимое для её производства, прежде всего металлическую шихту, одним из главных компонентов которой является металлолом (рис. 1). С 2011 (20 млн т) до 2013 года (19,5 млн т) наблюдается снижение объемов потребления привозного (или закупаемого на рынке) лома (без учета оборотного лома металлургических предприятий), что можно связать с некоторым спадом производства. Увеличение закупа лома в 2014 году (20,6 млн т) соотносится с благоприятной ценовой ситуацией на рынке продукции металлургической отрасли и соответствующим ростом производства, в частности, ММК увеличил производство стали в 2014 году на 9,1% к 2013 г.

Рис. 1. Динамика объемов производства стали и потребления лома в РФ за 2002-2014 гг., млн т

Изменение объема выплавки стали и соответственно спроса на металлом определяется многими факторами:

  • спросом на готовую стальную продукцию;
  • структурой сталеплавильного производства, в частности переходом с мартеновского производства стали на кислородно-конвертерное и электросталеплавильное;
  • вводом новых производственных мощностей;
  • объемом загрузки сталеплавильных мощностей; долей оборотного лома в потребности крупных предприятий;
  • соотношением цен на железорудное сырье и на лом;
  • конъюнктурой мирового рынка лома.

Металлурги сталкиваются со многими проблемами при использовании лома черных металлов. Проблемы касаются нескольких аспектов, как экономических - цена закупаемого лома, стоимость доставки лома, география закупа лома, так и технических - качество закупаемого лома, его переработка.

Лидерами по потреблению лома в РФ по данным 2014 года (рис. 2) являются Магнитогорский МК (потребление лома в 2014 году составляет, по данным Металл-Курьера, 12% от потребления лома в целом по РФ), Северсталь (10%), Нижнесергинский ММЗ (9%), Западно-Сибирский МК (6,1%), Новолипецкий МК (5%).

Рис. 2. Объемы потребления лома и производства стали крупнейшими металлургическими предприятиям РФ за 2014 г., тыс. т

По производству стали ММК занимает 2 место среди предприятий РФ (производя 17% от российского объема производства стали), Северсталь - 3 место (15%), НСММЗ - 8 место (3%), ЗСМК - 4 место (10%), НЛМК - 1 место (18%) (рис. 2).

Динамика объема потребления лома черных металлов крупными металлургическими заводами за 2010-2014 гг. отражена на рис. 3. Как видно из графика, динамика потребления лома предприятиями разнонаправлена. Так, объемы закупа лома ММК изменяются в соответствии с общероссийской динамикой производства стали (рис. 1), в то время как у Северстали объемы закупа снижаются - это связанно с изменением структуры шихты конвертерной и электросталеплавильной плавок для целей ее удешевления. Так, в 2014 г. Северсталь увеличила использование жидкого чугуна при шихтовке конверторов на 30 кг/т и на 70 кг/т в электросталеплавильном производстве - соответственно потребление лома снизилось.

Рис. 3. Фактический объем закупки лома крупными металлургическими предприятиями за 2010-2014 гг. по данным Металл-Курьера, тыс т

В перспективе по прогнозам экспертов ожидается снижение ломосбора, причем это будет происходить на фоне запуска новых металлургических мощностей. По данным «Металл Курьер», в 2013-2020 годах в России предполагается ввести 8,3 млн т новых мощностей. И почти 95% потребности в сырье для заявленных мощностей предполагается покрывать за счет лома. Уже заработали в Калужской, Тюменской и Саратовской областях новые электрометаллургические заводы НЛМК-Калуга и УГМК, Северсталь-Балаково. В 2017 году Чусовской металлургический завод (Пермский край) собирается запустить печь на 0,9 млн т в год.

Одна из проблем главного участника рынка лома - ломопотребителя, состоит в определении географии закупа лома с целью минимизации транспортной составляющей в цене лома. В разные годы (с 2010 по 2014 гг.) от 60 до 80% всего лома доставляется потребителю железнодорожным транспортом, оставшаяся доля поставок приходится на перевозку автотранспортом и водным. Тенденция последних лет, связанная с удорожанием тарифов на ж/д перевозки, - рост доли поставок лома автотранспортом.

Структуру рынка лома можно представить в виде взаимосвязи трех важнейших участников рынка: ломосдатчиков, ломопереработчиков и потребителей лома.

Ломосдатчики — это юридические лица, у которых металлолом образуется в виде отходов их основного производства либо при списании основных средств и/или утилизации зданий, сооружений, и/или физические лица, у которых металлолом образуется в результате их жизнедеятельности.

Ломопереработчики - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, хранению, переработке и реализации металлолома на основании лицензии. Ломопереработчиков можно условно разделить на предприятия, имеющие одну или несколько площадок, на которых осуществляется полный цикл переработки (сортировка, дробление, резка, прессование и пр.) металлолома с использованием специализированного оборудования и механизмов, и на ломопереработчиков - организации, которые осуществляют реализацию металлолома без его хранения и переработки на площадках (транзитные организации).

Замыкают эту цепочку потребители лома — металлургические комбинаты и заводы, которые используют металлолом как сырье для производства изделий из металла и осуществляют приемку, складирование, хранение и подготовку лома для дальнейшего использования в сталеплавильном процессе.

По данным перевозок лома ж/д транспортом (подробная статистика об объемах и географии закупа лома, поставляемого авто- и водным транспортом по потребителям, отсутствует) в РФ за 2014 год действовало 1534 предприятий - грузоотправителей металлолома, при этом 80% объема отгрузки лома ЖД транспортом приходилось на 264 предприятия (17%).

Крупнейший регион - ломозаготовитель - это Центральный ФО, 28 % от всего объема перевозимого лома, затем Приволжский ФО - 25%, Сибирский ФО - 19%, Уральский ФО - 18%. На остальные ФО суммарно приходится 10 % всего отгружаемого лома (рис. 4).

Рис. 4. Объемы ломозаготовки по федеральным округам по данным РЖД о перевозках лома ж/д транспортом в 2014 году, тыс т

Надо отметить, что треть всего объема перевозимого лома отгружается из Москвы и Московской обл., республики Татарстан, Свердловской и Челябинской областей, т.е. это регионы - лидеры по отгрузке лома.

По данным перевозок лома ж/д транспортом, крупнейший регион - ломопотребитель - это Уральский ФО, 37 % от всего объема отгружаемого по ЖД лома, затем Центральный ФО - 21%, СевероЗападный, Сибирский и Южный ФО - по 9-10%. На остальные ФО суммарно приходится 13 % всего отгружаемого лома (рис. 5).

Рис. 5. Объемы потребления лома черных металлов по федеральным округам РФ по данным РЖД о перевозках лома ж/д транспортом в 2014 году, тыс. т

Причем 60% всего потребляемого лома приходится на крупные металлургические заводы Свердловской, Челябинской, Кемеровской, Вологодской и Липецкой областей, т.е. это регионы - лидеры ломопотребления.

Учитывая структуру и объем поставок лома в каждом федеральном округе, можно посчитать баланс лома региона, как разность между ломопотреблением региона и ломообразованием в регионе (рис. 6). Традиционно дефицитными регионами, испытывающими нехватку лома являются Уральский, СевероЗападный, Южный и Дальневосточный ФО. Профицитные регионы, с положительным балансом лома, -Приволжский, Центральный, Сибирский и СевероКавказский округа.

Рис. 6. Баланс потребления лома черных металлов в федеральных округах РФ с 2010 по 2014 год, т

С 2010 по 2014 год наблюдается снижение ломо-заготовки в Центральном ФО при примерно неизменном уровне потребления, поэтому профицит региона уменьшается. С выходом на проектную мощность завода НЛМК - Калуга профицит ЦФО станет минимальным, а в будущем регион может стать дефицитным. В Северо-Западном регионе наблюдается уменьшение дефицита, связанное с существенным снижением уровня потребления лома Северсталью.

В целом по стране баланс лома положителен, т.е. существует некоторый избыток лома, что позволяет считать российский рынок лома экспортноориентированным (рис. 7). Странами-импортерами российского металлолома являются Турция (объем экспорта, по данным Металл-Эксперта, в 2014 году составил 39% от всего экспортируемого лома), Беларусь (23%), Республика Корея (13%), Испания (12%), Греция, Китай, Тайвань, Молдова, Италия. Одновременно в Россию импортируется лом из Казахстана. По данным о железнодорожных перевозках, общий объем лома из Казахстана в 2014 году составил около 78 тыс. т.

Рис. 7. Объем экспорта из РФ и внутреннего потребления в РФ лома черных металлов, тыс. т

По прогнозам аналитиков, при сокращении ломосбора условный дефицит сырья в стране к 2020 году может приблизиться к 10 млн т [8]. Необходимо учитывать наличие металлофонда в РФ, накопленного в прошлые годы, но не привлеченного в металлопереработку. В последние годы отмечается высокий уровень металлопотребления в РФ, что создает задел к нормализации баланса рынка лома в РФ в долгосрочной перспективе.

Различия в географическом расположении металлургических предприятий - потребителей лома, соотношения спроса и предложения на лом в «домашнем» и соседних регионах, в удаленности от регионов основного ломосбора влияют на радиус поставки металлолома (рис. 8). В 2014 году среднее тарифное расстояние поставки лома для ММК составляло 1403 руб. на тонну, для НСММЗ - 969 руб. на тонну, для Северстали - 1061 руб. на тонну, для НЛМК - 892 руб. на тонну, для ЗСМК - 1048 руб. на тонну.

Рис. 8. Структура поставок лома по тарифным расстояниям для основных предприятий потребителей лома за 2014 год, по данным о перевозках лома железнодорожным транспортом

Причем динамика показателя дальности перевозок для ОАО «ММК» в условиях растущей конкуренции за сырье неутешительна. Так, еще в 2005 году среднее расстояние поставки лома на ММК составляло 912 км, а в 2008 году увеличилось до 1 310 км. В 2014 году среднее расстояние поставки лома на ММК составляет примерно 1252 км.

В условиях повышающейся конкуренции за объемы лома черных металлов и повышающихся тарифов на железнодорожные перевозки, для ломопотребителя, особенно такого крупного, как ОАО «ММК», становится принципиально важным поиск оптимального способа организации закупок лома черных металлов. Главный компонент успеха в решении данного вопроса - понимание металлургическими предприятиями своей оптимальной структуры закупа лома в географически приближенных регионах РФ, правильное размещение своих дочерних предприятий по закупу металлолома и соответсвенно грамотная ценовая политика предприятия относительно цены закупаемого лома в каждом регионе. Эти меры в совокупности позволят снизить расходы на закуп лома и соответственно расходы на сырье в себестоимости стали.

Белоусов Владислав Владимирович
ст. менеджер по анализу рынков сбыта продукции ОАО «ММК», Магнитогорск, Россия

Иванова Татьяна Александровна
канд. экон. наук, доц.,
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Трофимова Виолетта Шамильевна
канд. экон. наук, доц.,
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

"Теория и технология металлургического производства" №1 (18). 2016

Проблемы обращения с отходами на автотранспортных предприятиях

Одной из наиболее важных задач в Санкт-Петербурге и Ленинградской области является проблема сбора и утилизации отходов.

Действующее законодательство Российской Федерации, нормативная документация федерального уровня определяют правовые основы обращения с отходами производства и потребления и устанавливают для всех физических и юридических лиц обязанности в вопросах природопользования, соблюдения санитарных норм и правил.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»; «Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления» распространяются на предприятия, объединения, организации, учреждения независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физических лиц, а также иностранных юридических лиц (далее именуются природопользователи), осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, в результате которой образуются, используются, обезвреживаются, складируются и захораниваются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов.

Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Разрабатываемые проекты содержат информацию, являющуюся основой для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые должны быть установлены для каждого природопользования в соответствии с новым Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 24) [3]. Полученные нормативы служат основой для платы за негативное воздействие на окружающую среду, которую необходимо осуществлять в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Предприятия обязаны своевременно осуществлять вывоз образующихся отходов, так как длительное хранение отходов на своей территории приводит к ухудшению качества земель и загрязнению природных сред.

Эти требования декларируются в новом Федеральном законе «Об охране окружающей среды», согласно которому отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды (ст. 51). В соответствии с этой же статьей закона определены запрещающие условия при обращении с отходами.

На автотранспортных предприятиях, а также предприятиях, имеющих на балансе значительное количество автотранспорта и самостоятельно осуществляющих техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, проблема обращения с отходами особенно актуальна, так как в процессе их работы образуется более 15 видов отходов производства, в том числе II и III класса опасности.

Отходы производства на рассматриваемых предприятиях образуются при ремонте и техническом обслуживании автотранспорта. Как правило, на предприятиях производятся работы по ремонту двигателей, устранение неисправностей в агрегатах автомобилей, изготовление и ремонт деталей и узлов автомашин. Производятся контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные и другие работы, замена масла в маслосистемах автомобилей.

В приложении 1 представлен перечень отходов производства, образующихся на автотранспортном предприятии. Остановимся более подробно на анализе отходов, перечисленных в приложении.

При ремонте и техническом обслуживании автотранспорта производится замена отдельных деталей и узлов автомобилей, отслуживших свой срок. При этом в качестве отходов образуются лом черных металлов (отработанные металлические детали автомобилей), мусор промышленный (отработанные неметаллические детали автомобилей), фильтры, загрязненные нефтепродуктами (топливные и масляные фильтры), фильтр картонный (воздушные фильтры), отработанные накладки тормозных колодок, шины с металлокордом, шины с тканевым кордом.

Отработанные аккумуляторы могут сдаваться на переработку в собранном или разобранном состоянии. В зависимости от этого, на предприятии могут образовываться разные виды отходов. В случае, если отработанные аккумуляторные батареи разбираются, то образуются следующие виды отходов: лом цветных металлов (в зависимости от типа аккумулятора), отходы полимерные (пластмассовый корпус батареи), отработанный электролит аккумуляторных батарей после его нейтрализации или осадок от нейтрализации электролита. Если нейтрализации электролита на предприятии не производится, в качестве отходов образуются отработанные аккумуляторы.

При замене отработанных масел образуются следующие виды отходов: отработанное моторное масло, отработанное трансмиссионное масло. При замене масла в гидравлических системах экскаваторов образуется отработанное гидравлическое масло.

Для ликвидации проливов масла в гаражах могут использоваться древесные опилки и песок, в результате чего в качестве отходов образуются древесные опилки, загрязненные нефтепродуктами, либо грунт, содержащий нефтепродукты.

На отдельных автотранспортных предприятиях производится мойка автомобилей. При этом должна быть организована очистка загрязненных сточных вод после мойки автотранспорта. Одним из требований, предъявляемых к организации мойки автотранспорта, является передача их на очистные сооружения. Как правило, очистные сооружения мойки автотранспорта представляют собой отстойник с нефтеловушкой либо фильтрами. Здесь происходит отделение и осаждение взвешенных веществ и очистка от нефтепродуктов. Взвешенные вещества, оседающие на дно колодцев (осадки ОС мойки автотранспорта) и всплывающие нефтепродукты нефтеловушек регулярно удаляются, образуя отходы. Фильтры, загрязненные нефтепродуктами подлежат замене и также поступают в отходы.

Кроме вышеперечисленных отходов производства, на автотранспортных предприятиях, как и на других, образуются отходы потребления - бытовые отходы, отработанные люминесцентные лампы трубчатые, отработанные ртутные лампы для наружного освещения (в случае использования ртутных ламп для освещения территории и помещений предприятия), смет с территории, канализационные отходы, не содержащие токсичных металлов.

Расчет отработанных аккумуляторов производится исходя из количества аккумуляторов каждого типа, установленных на автотранспортных средствах, веса аккумуляторов вместе с электролитом, эксплуатационного срока службы аккумуляторов. Суммирование производится по всем маркам аккумуляторов. Эксплуатационный срок службы аккумуляторов и вес аккумуляторов по маркам указан в справочной литературе [4]. Пример расчета отработанных аккумуляторов приведен в приложении 2.

В случае, если отработанный электролит сливается из аккумуляторов, вес аккумулятора берется без электролита, а расчет отработанного электролита аккумуляторных батарей ведется отдельно с использованием справочных данных, приведенных в справочной литературе [4]. Примеры расчетов отработанного электролита аккумуляторных батарей и отработанного электролита аккумуляторных батарей после его нейтрализации приведены в приложении 3.

Расчет отработанных масляных, топливных и воздушных фильтров производится исходя из количества автотранспортных средств, находящихся на балансе предприятия, количества фильтров, установленных на каждой автомашине, веса фильтров, среднегодового пробега автотранспорта и нормы пробега подвижного состава каждой марки до замены фильтровальных элементов. Норма пробега подвижного состава до замены фильтров берется по справочным данным [5]. Пример расчета отработанных фильтров приведен в приложении 4.

Расчет количества лома черных металлов, образующегося при ремонте автотранспортных средств производится исходя из среднегодового пробега каждого автомобиля, нормы пробега подвижного состава до ремонта, удельного норматива замены деталей из черных металлов при ремонте. Норма пробега подвижного состава до ремонта указана в справочной литературе [5]. Удельный норматив замены деталей из черных металлов, как правило, составляет 1 - 10 % и определяется по данным инвентаризации.

Нормативное количество отработанных накладок тормозных колодок определяется исходя из количества автомашин, количества тормозных накладок, установленных на одной автомашине, массы одной накладки, среднегодового пробега автомобилей каждой марки, нормы пробега подвижного состава до замены накладок тормозных колодок, которая определяется по справочным данным [5]. Пример расчета отработанных накладок тормозных колодок приведен в приложении 5.

Расчет нормативного количества отработанных автомобильных шин - шин с тканевым кордом и шин с металлокордом производится исходя из количества автомашин, находящихся на балансе предприятия, количества шин, установленных на автомашине каждой марки, веса одной изношенной шины каждой марки, среднегодового пробега автомобиля каждой марки, нормы пробега подвижного состава каждой марки до замены шин. Рекомендуемые типы шин для автомашин различных марок, а также количество автошин, установленных на автомобилях различных марок и вес шин приведены в справочной литературе [4, 7], или в технической документации, прилагаемой к поставляемым шинам. Пример расчета отработанных шин приведен в приложении 6.

Расчет отработанного моторного масла и отработанного трансмиссионного масла может быть произведен двумя способами. В первом случае расчет производится через расход топлива. Исходными данными для расчета являются норма расхода топлива на 100 км пробега, среднегодовой пробег автомобилей, нормы расхода масла на 100 л топлива, норма сбора отработанных нефтепродуктов. Норма расхода топлива и норма расхода масла по маркам автомобилей определяется по справочным данным [11], либо по технической документации на автотранспорт. Норма сбора отработанных нефтепродуктов составляет, согласно [8, 9] 0,9. Расчет производится отдельно по каждому виду масла. Пример расчета отработанных масел приведен в приложении 7.

При расчете отработанного моторного и трансмиссионного масла через объем системы смазки исходными данными для расчета являются объем масла, заливаемого в автомашины каждой марки при ТО (определяется по [4]), среднегодовой пробег каждого автомобиля, нормы пробега подвижного состава до замены масла.

Количество осадка очистных сооружений мойки автотранспорта и всплывающих нефтепродуктов нефтеловушек (при отсутствии реагентной обработки) рассчитывается исходя из годового расхода сточных вод, концентрации взвешенных веществ и нефтепродуктов до очистных сооружений, концентрации взвешенных веществ после очистных сооружений, влажности осадка. При использовании для очистки реагентов необходимо учесть количество осадка, образующегося от применяемого количества реагентов.

Годовой расход сточных вод определяется с учетом нормативного расхода воды на мойку одного автомобиля и количества моек автомобилей в год. Нормативный расход воды на мойку одного автомобиля указан справочной литературе [6].

В случае отсутствия технической документации на очистные сооружения, мойки автотранспорта и результатов анализов контроля сточных вод, концентрации нефтепродуктов и взвешенных веществ в сточных водах для автотранспортных предприятий, принимаются в соответствии со справочными нормативными данными [6]. Пример расчета осадка очистных сооружений, мойки автотранспорта и всплывающих нефтепродуктов нефтеловушек приведен в приложении 8.

Если в составе очистных сооружений мойки автотранспорта имеются фильтры для очистки от нефтепродуктов, то при их замене в качестве отхода образуются фильтры, загрязненные нефтепродуктами. Их расчет производится исходя из веса отработанного фильтра, их количества и периодичности замены по паспортным данным на очистные сооружения.

Расчет ветоши промасленной производится исходя из количества сухой ветоши, расходуемой при ремонте и эксплуатации автотранспорта и содержания нефтепродуктов в ветоши промасленной. Пример расчета приведен в приложении 9.

По целому ряду отходов (мусор промышленный, древесные опилки, загрязненные нефтепродуктами, грунт, содержащий нефтепродукты) нормативное количество отходов определяется по среднефактическим данным предприятия за последние 2 года.

Временное хранение отходов, образующихся при ремонте и эксплуатации автотранспорта, должно осуществляться в специально отведенных оборудованных для этого местах. При хранении отходов должно быть исключено их воздействие на почву, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

Большая часть отходов, образующихся на автотранспортных предприятиях, подлежит утилизации на специализированных предприятиях по переработке отходов (шины с металлокордом и тканевым кордом, грунт, содержащий нефтепродукты, отработанные масла, всплывающие нефтепродукты нефтеловушек, осадки очистных сооружений мойки автотранспорта, отработанные аккумуляторы, отработанный электролит аккумуляторных батарей, а также отработанные люминесцентные лампы).

Отработанные люминесцентные и ртутные лампы утилизируются на следующих предприятиях: Служба электроснабжения Петербургского метрополитена, НПО «Энеко», расположенное на территории опытного завода РНЦ «Прикладная химия», ООО «Скат» и ЗАО «НЭП», арендующие установку по демеркуризации ртутных ламп у Радиевого института им. Хлопина, МЭП «Меркурий».

Регенерация отработанных масел осуществляется в РНЦ «Прикладная химия», ВНИИ «Трансмаш» и ООО «ПТК-ТЕРМИНАЛ».

Очистку грунтов и вод от нефтепродуктов производят биотехнологическим методом ЗАО «Экопром» и ЗАО «Орлан-Эко».

Отработанные электролиты, сточные и иные воды утилизируются путем извлечения из них катионов тяжелых металлов на АОЗТ НТО «ЭРГ» и предприятии «Россия».

Отработанные аккумуляторы и другие свинецсодержащие отходы принимают на переработку АОЗТ ЭНПК «МКТ», АОЗТ НПО «Катод».

Отработанные автошины принимают на переработку ЗАО «Опытный завод МПБО», ГУП «МПБО-2», ГПЗП «Юго-Западное», ООО «Петроградское ПЗП», ЗАО «Эласт».

Отходы от эксплуатации автотранспорта, не подлежащие вторичной переработке (ветошь промасленная, мусор промышленных, отработанные накладки тормозных колодок, фильтры, загрязненные нефтепродуктами, фильтры картонные) вывозятся на заводы МПБО с целью их захоронения с учетом соблюдения требований охраны окружающей среды.

1. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ oт 24 июня 1998 г.

2. «Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации», утвержденные Минприродой России 15 июля 1994 г.

3. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.

4. Краткий автомобильный справочник. М., Транспорт, 1985.

5. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М., Транспорт, 1986.

6. Завьялов С.Н. Мойка автомобилей. (Технология и оборудование) М., Транспорт, 1984.

7. Вторичные материальные ресурсы номенклатуры Госснаба (образование и использование). Справочник. М., Экономика, 1987 г.

8. ГОСТ «Покрышки и камеры изношенные» ТУ, ГОСТ 8407-84

9. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. ОНТП-01-91. Минавтотранс РСФСР. М., 1991 г.

10. Методические указания по нормированию сбора отработанных масел и автотранспортных предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР МУ-200-РСФСР-12-0207-83. М., 1984 г.

Расчет нормообразования отходов на предприятии

Характеристика производственных процессов как источника образования отходов в Березовском филиале ОАО "Суэк". Составление паспорта опасного отхода. Расчет нормативного образования стружки, огарков и лома черных металлов при ремонте автотранспорта.

Рубрика Экология и охрана природы
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 26.04.2011
Размер файла 179,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

- балки и швеллеры- 0,030 т/год;

- крупносортовая сталь - 0,030 т/год;

- среднесортовая сталь - 0,010 т/год;

- мелкосортовая сталь - 0,016 т/год;

- катанка - 0,004 т/год;

- толстолистовая сталь - 0,069 т/год;

- тонколистовая сталь - 0,007 т/год;

- сортовая конструкционная - 0,005 т/год;

- толстолистовая конструкционная сталь - 0,003 т/год;

- тонколистовая конструкционная сталь - 0,001т/год.

Общее количество металла от ремонта котлов составит: 0,175 х 3 = 0,525 т/год.

II. В 2003 году при проведении ремонтных работ во время подготовки к зиме в летний период заменено следующее количество труб:

1. Теплосеть и трубопровод на ЦРМГО:

- труба Ш 273 х 8 в количестве 63 м х 52,28* = 3,294 т/год;

- труба Ш 102 х 4 в количестве 55 м х 10,84* = 0,596 т/год

2. Ремонт производственной канализации:

- труба Ш 219 х 8 в количестве 84 м х 41,63* = 3,497 т/год

3. Ремонт теплосети и водопровода на М.П:

- труба Ш 159 х 6 в количестве 394 м х 22,64* = 8,920 т/год

4. Ремонт внеплощадочных сетей производственного трубопровода:

- труба Ш 273 х 9 в количестве 128 м х 58,6* = 7,500 т/год.

5. Ремонт внеплощадочных сетей хоз. питьевого трубопровода:

- труба Ш 273 х 8 в количестве 591 м х 52,28* = 30,897 т/год.

* - вес 1 метра трубы.

Общее количество металла от ремонта трубопроводов составит - 54,704 т/год. Всего количество металла от ремонта котлоагрегатов и трубопровода составит - 55,229 т/год. Суммарное количество образующегося лома черных металлов в год от эксплуатации автотранспорта и ремонта котлоагрегатов и трубопровода составит 178,594 т/год. Обоснование нормативного образования лома черных металлов. За норму образования лома черных металлов предлагается принять расчетный объем образования лома черных металлов, т.е.178,594 т/год при отсутствии работ в Березовском филиале связанных с реконструкцией, в противном случае норматив образования лома черных металлов увеличится.

4.2 Расчет нормативного образования стружки черных металлов при металлообработке

Расчет объема образования стружки черных металлов при металлообработке, согласно [14] производится по формуле:

М отх = Q x k стр /100, т/год

где: Q - количество металла, поступающего на обработку, т/год; k стр - норматив образования металлической стружки, % (согласно [14] 14 %).

Предприятие обладает большим количеством металлообрабатывающего оборудования, поэтому нет возможности установить точное количество металла поступающего в обработку на каждый станок, в связи с этим расчет ведется по общему количеству поступающего металла на переработку в год по каждому цеху индивидуально. Расчет образования стружки черных металлов при металлообработке представлен

Таблица 4.2.1 Расчет нормативного объема образования стружки черных металлов незагрязненной при металлообработке

Читайте также: