Разметка заготовок из металла 5 класс

Обновлено: 25.06.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Медведев Николай Иванович

учитель технологии высшей категории

МБОУ СОШ№27 г. Мытищи

урока технологии для мальчиков 5 классов

Предмет: Технология Класс : 5

проведения урока по технологии

с учащимися 5-го класса по теме:

« Разметка тонколистового металла »

Цель: Сформировать первоначальные умения и навыки разметки. Воспитывать у учащихся прилежание и внимательность, трудолюбие и самостоятельность в работе. Прививать бережное отношение к материалам, их экономному расходование.

слесарные линейки, чертилки, кернер, разметочный циркуль, слесарный угольник, разметочный молоток, шаблоны, заготовки из тонколистового металла, образец готового изделия.

I. Организационный момент

Объявление темы урока: «Разметка тонколистового металла».

Ученикам записать дату и тему урока в тетрадь. Объявление цели урока.

П. Повторение материала, изученного на предыдущем занятии (по вопросам)

  1. Какой материал называют тонколистовым металлом?
  2. Какую листовую сталь называют жестью?
  3. В чем отличие белой жести от черной?
  4. Для чего покрывают жесть слоем олова?
  5. Какую листовую сталь называют кровельным железом?
  6. Какие инструменты и приспособления применяют при правке?
  7. Как выполняется правка листового металла?

III. Объяснение нового материала

Назначение разметки и разметочных инструментов

Для того чтобы правильно изготовить деталь, на поверхность заготовки наносят места и границы обработки в виде линий и точек с соблюдением чертежных размеров. Эта слесарная операция называется разметкой.

Разметка выполняется с целью определения мест разрезания и сгибания листового металла и границ обработки заготовок при изготовлении изделий.

Точки при разметке - керны представляют собой небольшие углубления.

Линии, наносимые при разметке, называют/гис/оши.

Записать в тетрадь:

Разметка - нанесение на заготовку линий (рисок) и точек (кернов), указывающих места и границы обработки.

Риски и керны наносят на заготовку с помощью специальных разметочных инструментов: чертилок, разметочных циркулей, кернеров, а также измерительных линеек, слесарных угольников и разметочных молотков.

(Названия инструментов сопровождаются их демонстрацией).

Для чего же предназначен каждый инструмент?

Чертилка представляет собой остро заточенный стальной стержень и служит для нанесения рисок на заготовку. Конструкция чертилок может быть различной. (Демонстрация чертилок из слесарного набора и самодельных проволочных).

Разметочный циркуль применяется для нанесения на заготовку окружностей и дуг. В отличие от обычного циркуля обе ножки разметочного имеют заостренные концы.

Кернер позволяет получать при разметке небольшие углубления, или керны. Эти углубления необходимы:

- для обозначения центров окружностей и дуг, чтобы во время разметки ножки циркуля не скользили по заготовке;

- для более четкого обозначения разметочной риски, которая во время работы может стереться.

Измерительная линейка используются и при проведении разметочных рисок, и при измерении и контроле размеров.

Слесарный угольник также служит для выполнения разметочных рисок. Он позволяет выполнить линии строго под прямым углом. Контроль уже выполненных прямых углов заготовки проверяют тоже угольником.

Разметочный молоток применяется для удара по бойку кернера при накернивании центров отверстий и разметочных рисок.

Записать в тетрадь: Разметочные инструменты:

б) разметочный циркуль;

г) измерительная линейка;

д) слесарный угольник;

е) разметочный молоток.

Технология выполнения разметки

Перед разметкой требуется очистить заготовку от пыли и грязи, проверить исправность разметочных инструментов.

Размечать заготовку нужно так, чтобы как можно меньше металла уходило в отходи.

Разметку выполняют по чертежу или по шаблону.

Разметку по чертежу детали из листового металла начинают от самой ровной кромки заготовки. Если все кромки неровные, то проводят базовую линию (риску) и от нее выполняют дальнейшую разметку детали.

При проведении линий чертилку наклоняют в направлении движения и плотно прижимают к линейке или угольнику (как карандаш при разметке заготовок из древесины) отклоняя ее на небольшой угол. Величину этого наклона нельзя изменять во время проведения риски, иначе риска получится кривой.

При нанесении окружностей разметочный циркуль также наклоняют в сторону движения, прилагая основное усилие к ножке, находящейся в центре окружности.

Разметка по шаблону применяется если необходимо изготовить не одну, а несколько одинаковых деталей или деталь имеет сложную форму. Шаблон плотно прижимают к заготовке и обводят по контуру чертилкой.

Водить чертилкой по одному и тому же месту более одного раза не следует, так как это может привести к тому, что вместо одной получится несколько рисок.

На заводах разметку деталей выполняют слесари-разметчики. Шаблоны изготавливают слесари самой высокой квалификации - слесари-инструментальщики.

Разметка - очень ответственная операция. От того, насколько точно она выполнена, зависит качество будущего изделия.

Виды брака и возможности его устранения

Распространенный вид брака при разметке - несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготовляемой детали. Причиной этого может быть:

а) неточность измерительного инструмента;

б) несоблюдение приемов разметки;

в) невнимательность работающего.

Организация рабочего места

1. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.

2. Каждый предмет нужно класть на отведенное для него место, чтобы не искать его при повторном использовании.

3. Все, чем во время работы приходится пользоваться чаще, нужно класть ближе, и наоборот.

4. Размещать предметы на рабочем месте нужно так, чтобы их расположение соответствовало естественным движениям рук: предметы, которые берутся правой рукой, должны лежать справа, а те, которые берутся левой, - слева.

Правила безопасности труда

1. Обращаться с чертилкой нужно очень осторожно, чтобы не поранить глаза и руки. Подавать ее надо ручкой от себя, а класть на рабочее место - ручкой к себе.

2. Нельзя класть чертилку и разметочный циркуль в карман, их можно держать только на верстаке.

Спросить, понятен ли учащимся новый материал? При положительном ответе -проверить усвоение нового материала, при отрицательном - ответить на вопросы.

IV. Проверка усвоения нового материала (по вопросам)

1. Какие инструменты применяют для разметки металлических заготовок?

2. Для чего проводится базовая линия?

3. Для какой цели применяют шаблоны?

4. Почему при разметке циркулем усилие прилагают к ножке, установленной в центре отверстия?

5. Из за чего при разметке вместо одной риски может получиться несколько?

6. Какие правила безопасности надо соблюдать при разметке?

7. Как правильно разместить на верстаке чертилку, линейку, угольник, циркуль, заготовку, шаблон?

V. Практическая работа по разметке заготовки из тонколистового металла

Ребята, сейчас мы приступим к практическому освоению разметки тонколистового металла в процессе изготовления изделия. В качестве заготовки будем использовать пустые баночки из-под кофе, которые вы принесли из дома. Обычно такие баночки или выбрасываются, или используются дома для хранения мелких предметов. Но их можно использовать и для других целей - изготовления различных предметов. Возможно, бывая на Центральном рынке города Саранска, вы видели, как там взрослые люди продают одно из таких изделий - лампадницу, которую покупатели дома вешают перед иконой. Вы на уроках технологии будете учиться изготавливать другой предмет - игрушечный столик, который можно использовать или дома, или в детском садике в различных играх и изготовление которого поможет вам освоить различные слесарные операции.

Баночки изготовлены из белой жести, поэтому они не покрыты ржавчиной. Если же заготовка покрыта пылью и грязью, то тряпочкой их нужно удалить.

Начать разметку мы должны с нанесения базовой риски.

Развертка изделия цилиндрической формы представляет собой прямоугольник, одна сторона которого равна длине окружности его основания, а другая - высоте изделия. Поэтому в качестве базы для разметки - линии, от которой откладывают размеры для нанесения других разметочных рисок, удобно выбрать или шов, или границу окрашенного слоя.

Столик состоит из 8 элементов (4 ножки и 4 украшения), каждое из которых изготавливается из 6 полосок одинаковой ширины, т.е. всего нам нужно 8*6=48 полосок.

Чтобы узнать ширину полоски нужно измерить длину окружности основания баночки и поделить ее на 48 частей.

Достаточно точно измерить длину окружности можно следующим способом: плотно обернуть полоску бумаг вокруг баночки вдоль основания; отметить на полоске точку, совпадающую с началом полоски; снять полоску; измерить расстояние от начала полоски до отмеченной точки.

Длина окружности основания наших баночек равна 230 мм, значит расстояние между соседними разметочными рисками равно 230 : 48 = 4,8 мм.

Проводить разметку точек через 4,8 мм с помощью измерительной линейкл неудобно, т.к. и деления на линейке нанесены через 1 мм, и баночка имеет цилиндрическую форму. Лучше для этих целей использовать уже имеющуюся полоску бумаги. Нужно только изготовить из нее шаблон - полоску длиной 230 мм, разделенную на 48 частей через 4,8 мм.

Заготовку плотно обернуть шаблоном до совпадения крайних меток и положить раздвинутыми губками тисков.

Демонстрация нанесения коротких разметочных рисок вдоль одного из оснований.

Повторение нанесения коротких разметочных рисок вдоль второго основания одним из учеников.

Параллельных длинные риски проводят по линейке между соответствующими противоположными короткими рисками. Линейку нужно прижать к заготовке, острие чертилки должно быть плотно прижато к линейке, а сама она наклонена в сторону движения.

Напоминаю, наносить риску надо только один раз, и выполнять разметку нужно очень внимательно, не торопясь.

Повторение разметки одним из учащихся.

При правильном выполнении разметки, ученикам через дежурных выдать необходимый разметочный инструмент, шаблоны и они приступают к самостоятельной работе, иначе необходимые объяснения и демонстрацию приемов нужно повторить.

В процессе самостоятельной работы контролировать соблюдение учащимися правил безопасной работы, организации рабочего места и правильности выполнения приемов разметки.

VI. Подведение итогов занятия

1. Контроль выполненной работы в процессе сдачи учащимися заготовок.

2. Разбор допущенных учащимися ошибок.

3. Оценка выполненной работы.

4. Сдача дежурным разметочного инструмента.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку "Изображение деталей из тонколистового металла и проволоки. Правка тонколистового металла и проволоки"

Презентация предназначена, чтобы научить читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки и приёмам правки листового металла и проволоки.

Урок по теме "Тонколистовой металл и проволока. Изображение деталей из тонколистового металла". 5-й класс

Урок по теме "Тонколистовой металл и проволока. Изображение деталей из тонколистового металла". 5-й класс.


Технология разметки тонколистового металла
Разработка урока по теме:" Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки"

Материал предназначен для 5 класса.


Методическая разработка урока "Разметка заготовок из тонколистового металла"

Урок по теме «Разметка заготовок из тонколистового металла» разработан для учащихся 8 класса на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл. с использованием уч.


Открытый урок "Разметка тонколистового металла". 5 класс

Класс: 5 классТема: Разметка тонколистовой сталиПродолжительность занятия: 2 урока (90 минут). Цели: Сформировать первоначальные умения и навыки разметки. Воспитывать у учащих.

§ 24. Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы


Разметка — одна из важных и ответственных операций. От точности её выполнения зависит качество будущего изделия.

Рассмотрим последовательность разметки на примере детали «подставка под паяльник» (рис. 108, 109).


Рис. 108. Подставка под паяльник: а — технический рисунок; 6 — чертёж развёртки

Перед разметкой заготовку правят, очищают от пыли, загрязнений и следов ржавчины.

Сначала на расстоянии примерно 5. 8 мм от края заготовки чертилкой по линейке проводят базовую линию (рис. 109, 1), после чего по угольнику под углом 90° к ней проводят вторую линию (рис. 109, 2).


Рис. 109. Последовательность разметки детали из тонколистового металла (1-8)

При этом остриё чертилки плотно прижимают к линейке, а саму чертилку наклоняют в сторону движения. Линию проводят только один раз, иначе разметка будет неточной.

От второй линии по линейке отмеряют длину заготовки (220 мм) и проводят чертилкой риску (рис. 109, 3). После этого на отложенной длине по угольнику проводят третью линию, перпендикулярную базовой (рис. 109, 4).

Затем на второй и третьей линиях откладывают ширину развёртки (размер 50 мм), линию симметрии (25 мм от базовой линии) и проводят риски на расстоянии 10 мм от каждого угла заготовки (рис. 109, 5). Далее но линейке проводят намеченную линию контура и осевую .цинию (рис. 109, 6).

На осевой линии чертилкой отмечают одну риску на расстоянии 15 мм от второй линии и проводят вторую риску на расстоянии 190 мм от первой (рис. 109, 7).

Затем завершают работу, размечая внутренние углы (рис. 109, 8).

Если необходимо разметить несколько одинаковых деталей с криволинейными контурами (например, крючков для вешалки, показанных на рисунке 97, б), то применяют шаблоны — пластины-образцы, имеющие контуры детали (рис. 110). Шаблон прижимают к поверхности заготовки рукой или струбциной и обводят его чертилкой.


Рис. 110. Разметка деталей с помощью шаблона: 1 — заготовка (тонколистовой металл); 2 — шаблон; 3 — размеченные контуры деталей (крючков для вешалки)

Разметку окружности начинают с того, что в размеченный центр окружности ставят кернер. Лёгким ударом молотка по его бойку делают на поверхности заготовки неглубокую лунку (рис. 111, а). В лунку устанавливают ножку разметочного циркуля, заранее настроенного на необходимый радиус окружности, и второй ножкой очерчивают окружность. При проведении дуги циркуль слегка наклоняют в сторону движения, опираясь на ножку, которая находится в размеченной кернером лунке (рис. 111, б).


Рис. 111. Разметка окружности: а — накернивание центра окружности; б — проведение дуги

При разметке проволоки рассчитывают необходимую длину заготовки для выбранного изделия, правят заготовку, отмеряют на ней рассчитанную длину и наносят риску чертилкой.

Разметку на заготовке из пластмассы можно выполнять как карандашом, так и чертилкой.

  1. Перед разметкой проверять исправность разметочных инструментов.
  2. Выполнять разметку только после правки заготовок.
  3. Остерегаться острых кромок листовой заготовки и проволоки.
  4. Не класть чертилку и разметочный циркуль в карман рабочего халата.
  5. Передавать чертилку только кольцом от себя.

Знакомимся с профессиями

Слесарь-разметчик — это специалист по разметке заготовок из металла, который хорошо знает правила разметки, мастерски владеет разметочными инструментами. Он занимается ответственной работой, от которой зависит правильность изготовления изделий. Слесарь-инструментальщик — это специалист высшей квалификации, так как выполняет очень точную работу. Он изготовляет шаблоны, сложные приспособления для механической обработки и контроля деталей; выполняет точную подгонку деталей при изготовлении особо сложных изделий.

Практическая работа № 22

Разметка заготовок из металла и искусственных материалов

  1. Распределите обязанности в группе. Рассмотрите инструменты для разметки, ознакомьтесь с конструкцией разметочного циркуля. Запишите в рабочую тетрадь названия разметочных инструментов и их назначение.
  2. Рассмотрите выданный учителем чертёж детали из тонколистового металла, проволоки, пластмассы или чертёж детали своего проектного изделия, изготовляемого из того же материала.
  3. Выполните разметку на выбранной заготовке одной из деталей: подвеска, крючок, чертилка (см. рис. 97, а — в), корпус хозяйственного совка (см. рис. 98), номерок (см. рис. 103), подставка для книг (см. Приложение, рис. 176, а) или разметку детали своего проектного изделия.

Новые слова и понятия

Слесарный угольник, чертилка, разметочный циркуль, кер-нер, базовая линия, слесарь-разметчик, слесарь-инструмен-талыцик.

План-конспект "Разметка заготовок из тонколистового металла" 5 класс

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий,

I . Организационно-подготовительная часть.

II . Теоретическая часть.

1. Повторение пройденного материала.
Вопросы:

• Какую операцию называют правкой?

• Почему перед разметкой необходима правка заготовки из тонколистового металла или проволоки?

• Какие инструменты и приспособления применяют при правке?

• Какими способами выпрямляют тонкую и мягкую проволоку?

• Как выполняется правка тонколистового металла?

• Как контролируют качество правки листового металла и проволоки?

2. Изложение нового материала.

Учитель свое объяснение сопровождает показом приемов разметки.

План рассказа учителя:

1) Разметка заготовки из проволоки.

2) Разметка заготовки из тонколистового металла.

1. Разметка заготовки из проволоки.

Для того чтобы изготовить какое-либо изделие, нужно точно установить границы обработки, нанести на поверхность заготовки контуры будущего изделия в виде линий и точек с соблюдением чертежных размеров. Эта слесарная операция называется разметка.

Разметку проволоки (определение мест сгибания или разрезания) выполняют с помощью линейки и карандаша. Если, например, нужно согнуть проволоку па расстоянии 50 мм от ее края, то к куску проволоки прикладывают линейку так, чтобы нулевая отметка линейки совпадала с началом куска проволоки. Затем на линейке находят отметку 50 мм и напротив неё, па проволоке, делают черточку. Это и будет место сгиба.

Размечая места изгиба проволоки для изготовления из нее какого-либо изделия, учитывают, что на каждый изгиб проволоки под прямым углом дополнительно расходуется отрезок проволоки, равный чуть больше половины ее толщины.

Например, если кусок алюминиевой проволоки длиной 200 мм и толщиной 3 мм

согнуть посередине под прямым углом, а затем измерить проволоку до изгиба и

после него и сложить эти размеры, то окажется, что длина куска проволоки как бы

уменьшилась. Она будет составлять около 198 мм., то есть на 2 мм короче, чем до

При изготовлении из проволоки круглого кольца важно знать, как определить

длину проволоки, чтобы из нее получилось кольцо заданного размера. Размер

проволочного кольца обычно определяется размером его диаметра. Величина

диаметра меньше длины окружности в 3,14 раза. Поэтому, чтобы определить

длину проволоки для изготовления круглого проволочного кольца, нужно размер

диаметра этого кольца умножить на 3,14.

2. Разметка заготовки из тонколистового металла.

Разметка заготовки из тонколистового металла выполняется с целью определения

мест разрезания или сгибания листового металла и границ обработки заготовок

при изготовлении изделий.

Точки при разметке - керны - представляют собой небольшие углубления. Линии,

наносимые при разметке, называют рисками. Риски бывают основными и вспомогательными. Основными рисками обозначают границы обработки. От вспомогательных рисок откладывают размеры для проведения основных рисок.

541.jpg

Чертилка представляет собой остро заточенный стальной стержень и служит для

нанесения рисок. Чертилки бывают проволочными, точеными и с отогнутым

542.jpg

Разметочный циркуль служит для нанесения на поверхность металла линий окружностей и дуг. В отличие от обычного циркуля обе ножки

разметочного имеют заостренные концы.

С помощью кернера получают при разметке небольшие углубления, или керны. Эти углубления необходимы для обозначения центров окружностей и дуг, а также для более четкого обозначения разметочной риски, которая во время работы может стереться.

При разметке используются металлические измерительные линейки для измерения

размеров заготовки и проведения разметочных рисок.

Угольники также служат для выполнения разметочных рисок.

Угольник позволяет выполнить линии строго под прямым углом. Контроль уже выполненных углов заготовки проверяют тоже угольником.

Разметочным молотком ударяют по бойку кернера при кернении центров отверстий и разметочных рисок.

Перед разметкой требуется очистить заготовку от пыли и грязи. Размечать заготовку нужно так, чтобы как можно меньше металла уходило в отходы.

Различают два вида разметки: по шаблону и по чертежу (эскизу).

Шаблон - это приспособление в виде пластины с очертаниями детали, которая

изготавливается. Шаблон накладывают на лист металла, из которого изготавливают изделие.

Разметку по шаблону рационально выполнять в тех случаях, когда нужно разметить большое количество деталей. Располагают шаблон так, чтобы он весь умещался на листе. Для экономного расходования материала стараются найти такое положение шаблона на листе, чтобы при последующем вырезании заготовки из листа было как можно меньше отходов и обрезков. Затем шаблон плотно прижимают к листу. Для этого можно использовать струбцину, достаточно тяжелый предмет или просто прижать рукой. Не сдвигая шаблона, обводят его контуры чертилкой, плотно прижимая ее острие к кромке шаблона. Затем с помощью кернера и разметочного молотка делают небольшие углубления (керны) вдоль разметочных рисок. Для накернивания рисок острие кернера ставят точно на риску с небольшим наклоном от себя. Перед нанесением удара по бойку кернер переводят в вертикальное положение.

Молотки для накернивания используют небольшие, массой 100-150 г. Расстояние между кернами может быть 5-10 мм и более. Это зависит от длины риски: чем больше длина, тем больше может быть указанное расстояние.

Разметка по чертежу заключается в перенесении точек и линий чертежа с бумаги на лист металла. Для того чтобы ее выполнять, надо знать, как графически изображаются детали и изделия из тонколистового металла.

547.jpg

Если деталь не имеет изгибов листа, из которого она изготовлена, как, например, ушко, то изображение дается только в одном виде - спереди. Толщина детали указывается надписью типа «Толщ. 0,5» или с помощью выносной линии с полочкой, где дана надпись типа « S 0,5».

Часто изделие из тонколистового металла изготавливается путем сгибания отдельных его частей. Такова, например, коробочка для крепежных деталей.

548.jpg

В этом случае разметку заготовки ведут по чертежу развертки этого изделия, показывающей форму и размеры детали до выполнения операции сгибания.

Места сгиба показывают штрихпунктирной линией с двумя точками. Построение чертежа развертки изделия прямоугольной формы следует начинать с изображения основания прямоугольника. После этого вычерчивают другие стороны, примыкающие к основанию по линиям сгиба. Развертка изделия цилиндрической формы представляет собой прямоугольник, одна сторона которого равна длине окружности его основания, а другая - высоте изделия. Приступая к разметке, лист металла тщательно осматривают, проверяя, нет ли на нем ржавчины, неровностей и искривлений. При необходимости его очищают и выправляют. Определяют возможность изготовления из листа детали требуемых размеров. Для этого сравнивают наибольшие (габаритные) размеры детали с раз­ мерами листа. Нужно, чтобы размеры листа были несколько больше размеров детали. Для того чтобы разметочные линии были видны более четко, поверхность металла часто покрывают меловой краской или другими растворами. Затем определяют базы для разметки - линии или поверхности, от которых откладывают размеры для нанесения других разметочных рисок. Другими словами, от разметочных баз начинается собственно разметка. Разметку обычно ведут от самой ровной кромки листа или от вспомогательной риски, проведенной посередине заготовки.

549.jpg

При нанесении прямых рисок линейку или угольник плотно прижимают к заготовке пальцами левой руки так, чтобы не было просвета. Чертилку берут правой рукой, как карандаш, и, не прерывая движения, проводят риску необходимой длины. Проводя риски, чертилку плотно прижимают к линейке или угольнику, отклоняя ее на небольшой угол.

Величину этого наклона нельзя изменять во время проведения риски, иначе риска получится к ривой. Если деталь имеет отверстия и радиусные закругления, то вначале намечают и накернивают центры этих отверстий или дуг закруглений. Затем раствором циркуля, равным радиусу окружности или закругления, проводят кривые контурные риски. Для этого острие одной (неподвижной) ножки циркуля устанавливают в накерненный центр и, слегка прижимая обе ножки циркуля к поверхности заготовки, другой (подвижной) ножкой проводят дугу заданной длины. При этом циркуль немного наклоняют в сторону движения.

На заводах разметку деталей выполняют слесари-разметчики. Шаблоны изготавливают слесари самой высокой квалификации - инструментальщики.

Практическая часть.

Практическая работа

«Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки».

1. Организация рабочего места.

Учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: верстак, тиски, стальная плита, слесарный молоток, киянка, деревянный брусок, плоскогубцы, доска с вбитыми гвоздями, металлический стержень, дощечки, заготовки из тонколистового металла и проволоки.

2. Вводный инструктаж.
Задание:

пользуясь разработанными технологическими картами, выполните разметку

заготовок изделия из тонколистового металла и проволоки;

Правила техники безопасности.

Необходимо соблюдать общие правила безопасности труда, работать только

Чертилку и разметочный циркуль следует держать только па верстаке, не класть в

После применения чертилок на их остро заточенные концы следует надеть

Чтобы не поранить руки, подавать чертилку товарищу надо ручкой от себя, а

класть на рабочее место - ручкой к себе.

3. Текущий инструктаж.

Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Возможные ошибки: несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготовленной детали;

Причины: неточность измерительного инструмента, несоблюдение приемов разметки или невнимательность работающего;

неточное проведение рисок;

проведение рисок несколько раз по одному и тому же месту.

4. Заключительный инструктаж.

Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ; разбор допущенных

ошибок и анализ причин, их вызвавших; разъяснение возможностей применения

полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

Итоговая часть.

1. Установка на следующий урок.

На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки проволоки и тонколистового металла.

Урок по технологии 5 класс по теме: "Разметка заготовок тонколистового металла и проволоки".

Конспект урока по теме: « Разметка тонколистового металла и проволоки».

образовательная: ознакомить учащихся с правилами разметки тонколистового металла и проволоки, необходимыми инструментами для разметки, сформировать первоначальные умения и навыки разметки.

развивающая: научить производить разметку заготовок изделий из тонколистового металла и проволоки;

воспитательная: воспитывать у учащихся прилежание и внимательность, трудолюбие и самостоятельность в работе, прививать бережное отношение к материалам, их экономному расходование;

профориентационная: продолжить ознакомление с профессиями слесарь-разметчик, инструментальщик, воспитывать уважение к труду рабочего человека.

Материалы и оборудование: слесарные линейки, чертилки, кернер, разметочный циркуль, слесарный угольник, разметочный молоток, шаблоны, заготовки из тонколистового металла, образец готового изделия.

Дидактическое обеспечение : учебник, рабочая тетрадь, совок хозяйственный, крючки дверные, образцы объектов труда, материалы для контроля знаний учащихся.

Тип урока : комбинированный.

1. Организационный момент:

1.1 Приветствие. Проверка явки учащихся по журналу.

1.2 Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).

1.3 Проверка внешнего вида (спецодежды).

2. Проверка пройденного материала.

Тест 17. Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки (10мин) - 2 варианта.

3. Изложение нового материала.

Для того чтобы правильно изготовить деталь, на поверхность заготовки наносят контуры будущего изделия в виде линий и точек с соблюдением чертежных размеров. Эта слесарная операция называется разметкой.

Записать в тетрадь:
Разметка – нанесение на заготовку линий (рисок) и точек (кернов), указывающих места и границы обработки.
Разметка выполняется с помощью металлической масштабной линейки, слесарного угольника, чертилки, разметочного циркуля и кернера (рис. 65) (Названия инструментов сопровождаются их демонстрацией).

инструменты для разметки заготовок

Для чего же применяется каждый инструмент?
Слесарный угольник (рис. 65, б) применяется для разметки и проверки прямых углов.
Чертилка (рис. 65, в) представляет собой остро заточенный стальной стержень и служит для нанесения рисок (линий) на заготовку. Чертилки бывают различных конструкций.

Разметочный циркуль (рис. 65, г) позволяет наносить на заготовку окружности и дуги. Чтобы во время разметки ножки циркуля не скользили по заготовке, в центрах этих окружностей с помощью кернера наносят неглубокие лунки.

Кернер позволяет получать при разметке небольшие углубления, или керны. Эти углубления необходимы:
- для обозначения центров окружностей и дуг, чтобы во время разметки ножки циркуля не скользили по заготовке;
- для более четкого обозначения разметочной риски, которая во время работы может стереться.
Измерительная линейка используются и при проведении разметочных рисок, и при измерении и контроле размеров.
Разметочный молоток применяется для удара по бойку кернера при накернивании центров отверстий и разметочных рисок.
Записать в тетрадь:
Разметочные инструменты:
а) чертилка;
б) разметочный циркуль;
в) кернер;
г) измерительная линейка;
д) слесарный угольник;
е) разметочный молоток.

Виды брака и возможности его устранения.
Распространенный вид брака при разметке – несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготовляемой детали. Причиной этого может быть:
а) неточность измерительного инструмента;
б) несоблюдение приемов разметки;
в) невнимательность работающего.

4. Вводный инструктаж.
Организация рабочего места.
1. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
2. Каждый предмет нужно класть на отведенное для него место, чтобы не искать его при повторном использовании.
3. Все, чем во время работы приходится пользоваться чаще, нужно класть ближе, и наоборот.
4. Размещать предметы на рабочем месте нужно так, чтобы их расположение соответствовало естественным движениям рук: предметы, которые берутся правой рукой, должны лежать справа, а те, которые берутся левой, - слева.

Правила безопасности труда.
1. Обращаться с чертилкой нужно очень осторожно, чтобы не поранить глаза и руки. Подавать ее надо ручкой от себя, а класть на рабочее место – ручкой к себе.
2. Нельзя класть чертилку и разметочный циркуль в карман, их можно держать только на верстаке.

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Разметка заготовок изделий из тонколистового металла и проволоки.
1. Изучив технологическую карту, выполните разметку заготовки корпуса хозяйственного совка.
2. Рассчитайте длину заготовки крючка дверного (см. рис. 59, в) и разметьте место отрезки проволоки.
3. При помощи шаблона выполните разметку воздушного винта (рис. 68).

6. Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимся задания. Текущее наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.
Возможные ошибки при разметке – несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготовляемой детали. Причиной этого может быть:
а) неточность измерительного инструмента;
б) несоблюдение приемов разметки;
в) невнимательность работающего.

7. Заключительный инструктаж .
Контроль выполненной работы в процессе сдачи учащимися заготовок. Разбор допущенных учащимися ошибок.

Читайте также: