Реализация лома черных и цветных металлов

Обновлено: 05.10.2024

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Созданной в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании объекта основных средств в связи с физическим или моральным износом и оформляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).

Согласно пп. «д», «е»п. 4 Положения № 834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее – ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения № 834).

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения № 834).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з», «и» п. 4 Положения № 834).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 № 957, которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 № 956.

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

По завершении демонтажных работ на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) объект списывается с регистров бухгалтерского учета.

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, подлежит оприходованию. При этом его фактическая стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за его доставку (п. 106 Инструкции № 157н).

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

В бухгалтерском учете начисление дохода от реализации металлолома следует оформить следующей корреспонденцией счетов:

Автономным учреждением производится списание пришедшего в негодность оборудования (иное движимое имущество) на основании оформленного в установленном порядке акта. Оборудование было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость оборудования 58 000 руб. амортизация начислена в размере 100%.

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

В бюджетном учете казенного учреждения при отражении операции по реализации металлолома следует учитывать некоторые особенности.

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

  • 130305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома;
  • 121002440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждение является администратором доходов от реализации металлолома.

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Налогообложение

НДС. Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения.

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфин в Письме от 17.07.2013 № 03-03-05/27903.

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287.

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 № 42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

Реализация лома черных и цветных металлов: оформление, учет, налогообложение

В 2022 году вступили в силу новые законодательные нормы, согласно которым изменен порядок начисления НДС на реализацию лома черных и цветных металлов. В статье разберем, как документально оформить реализацию металлолома, каковы особенности бухгалтерского и налогового учета операций по передаче металлолома для переработки или утилизации.

Металлолом в классификаторе опасных отходов

Реализация лома черных и цветных металлов

На основании приказа Министерства природных ресурсов лом черных и цветных металлов относится к V классу опасности. Отходы данной группы считаются практически неопасными, их воздействие на окружающую среду минимально либо отсутствует.

При этом пыль черных металлов определяется как отходы ІV (более высокой) степени опасности. Степень воздействия отходов данной группы на окружающую среду минимальна (срок восстановления после загрязнения – до 3-х лет).

Учет лома черных и цветных металлов на предприятии

В соответствие с приказом Минприроды №721 от 01.09.2011 года, документальному учету подлежат все виды отходов, от І до ІV класса, в том числе лом черных и цветных металлов.

Порядок учета отходов производства и потребления определяется каждым предприятием индивидуально. Рекомендуется оформить локальный нормативный акт, в котором утвердить следующие положения:

  • документальное оформление учета металлолома (в том числе бланки отчетных документов);
  • условия хранения лома черных и цветных металлов;
  • порядок переработки металлолома (передача сторонней организации либо самостоятельная переработка);
  • должностное лицо, ответственное за учет металлолома (в том числе за оформление отчетных документов).

Для учета металлолома организация может использовать как унифицированные формы, так и бланк документов, разработанные организацией самостоятельно с учетом особенностей деятельности. При этом отчетные формы должны содержать следующую информацию:

  • наименование организации;
  • отчетный период для учета отхода;
  • виды учитываемых отходов;
  • количество отходов на начало отчетного периода;
  • объем отходов, выбывших либо использованных в отчетном периоде (лом реализован для дальнейшей утилизации или переработки либо переработан самостоятельно и использован при производстве продукции);
  • остаток лома черных и цветных металлов на конец отчетного периода

Корректность и полнота внесенной в отчетные формы информации подтверждается подписью ответственного лица.

Бланк отчета по обращению с отходами можно скачать здесь ⇒ Данные учета в области обращения с отходами (бланк).

Порядок хранения лома черных и цветных металлов

Федеральный закон №99 от 04.05.2011 года предусматривает обязательное лицензирование деятельности, связанной с утилизацией и переработкой отходов. В частности, на основании п.30 ч. 1 ст. 12 ФЗ-99, лицензированию подлежит сбор, использование, размещение и обезвреживание отходов I–IV классов опасности.

В связи с тем, что лом черных и цветных металлов отнесен к V классу опасности, деятельность по утилизации металлолома не подлежит лицензированию. Таким образом, организации, в ходе деятельности которых образовывается металлолом в качестве отходов производства или потребления, могут хранить лом на собственных складах и перерабатывать металлические отходы без необходимости оформления лицензии.

Иначе обстоит дело с пылью черных металлов, которую в качестве отходов производят металлургические и металлообрабатывающие предприятия. Данный вид отходов относится к IV классу опасности, а значит, деятельность по его хранению и переработке необходимо лицензировать.

Однако, и здесь законодатели предусмотрели небольшие послабления для субъектов хозяйствования. На основании положений ФЗ-99, хранить пыль черных металлов в качестве отходов производства или потребления можно на специально оборудованных площадках и только при условии, что срок такого хранения не превышает 6-ти месяцев.

Реализация лома черных и цветных металлов: документальное оформление

В общем порядке реализация лома и цветных металлов производится на основании договора, заключенного между поставщиком металлоотходов и предприятием, которое занимается переработкой лома.

Бланк договора законом не предусмотрен, документ составляется в свободной форме, с учетом требований ГК РФ.

Текст договора должен содержать следующую информацию:

  • стороны договора (наименование организаций, данные о представителях в преамбуле);
  • предмет договора (реализация лома черных/цветных металлов);
  • сумма договора, порядок оплаты;
  • условия передачи металлолома (на основании доверенности, при оформлении акта приема-передачи);
  • реквизиты сторон (адреса, банковские реквизиты).

Бланк договора на реализацию дома черных и цветных металлов можно скачать здесь ⇒ Договор о реализации металлолома.

Налогообложение операций по реализации металлолома в 2022 году

До 2022 года организации, осуществляющие реализацию лома черных и цветных металлов, были освобождены от уплаты НДС по данной операции на основании ст. 149 НК РФ.

С 01.01.2022 году вступила в силу новая редакция НК РФ, в которой данный пункт упразднен. Это значит, что операции по реализации металлолома подлежат налогообложению НДС в общем порядке.

Включение операций по реализации лома в перечень налогооблагаемых операций предусматривает, что продавец металлоотходов при отгрузке лома обязан не только оформить акт-приема передачи, но и счет-фактуру.

Что касается налога на прибыль, то тут позиция законодателей осталась прежней. Предприятия на ОСНО вправе включить в расчет налогооблагаемой базы всю сумму расходов, связанных с хранением металлолома, а также его передачей на утилизацию или переработку. Уменьшить расходы на стоимость переработки и хранения отходов также могут «упрощенцы» и «вмененщики».

Проводки по учету реализации металлолома в 2022 году

Для того чтобы разобраться в процедуре бухучета операций по реализации металлолома, рассмотрим несколько примеров.

Пример №1. Учет реализации лома у продавца

Между ООО «МеталлГранд» и ООО «Погрузчик» заключен договор, согласно которому «МеталлГранд» реализует «Погрузчику» лом черных металлов стоимостью 1.200 руб. без НДС. На основании условий договора поставщик самостоятельно исчисляет НДС и выплачивает налог в бюджет.

Операции по реализации металлолома отражены в учете «МеталлГранда» следующими записями:

Дт

90.1 1.200 руб. Учтена реализация металлолома покупателю

Договор, акт приема-передачи, счет-фактура

62 1.200 руб. На счет «МеталлГранд» поступила оплата за отгруженный металлолом

Пример №2. Учет реализации лома у покупателя

На основании примера, приведенного выше, рассмотрим порядок учета операций по реализации лома у продавца-плательщика НДС.

ООО «Погрузчик» приобрел у ООО «МеталлГранд» лом черных металлов стоимостью 1.200 руб. без НДС. По факту отгрузки «Погрузкик» получил от поставщика счет-фактуру с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом».

В учете ООО «Погрузчик» сделаны следующие записи:

Начислен НДС налоговым агентом (ООО «Погрузчик»)

Допустим, ООО «Погрузчик» не является плательщиком НДС. В таком случае бухгалтерские записи покупателя будут иметь следующий вид:

Энциклопедия решений. Реализация металлолома (для бюджетной сферы)

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) лом и отходы цветных и (или) черных металлов - это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

В государственных (муниципальных) учреждениях необходимость в оприходовании и дальнейшей реализации металлолома, как правило, возникает при списании объектов имущества, принадлежащих этим учреждениям на праве оперативного управления. Остановимся подробнее на наиболее важных вопросах, которые обязательно должны быть решены уполномоченными должностными лицами учреждения в том случае, если в результате списания имущества в распоряжение организации поступают лом и отходы цветных и (или) черных металлов.

Подготовка и принятие решения о списании имущества осуществляется специальной комиссией учреждения, действующей на постоянной основе (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).

Итогом работы комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества, которые подлежат утверждению, а также согласованию в установленных действующими нормативными правовыми актами случаях. Например, при списании объектов основных средств оформляются:

- Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);

- Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105).

Выбытие списанного имущества отражается в учете на основании Акта о его списании только после реализации мероприятий, предусмотренных этим актом (смотрите, в частности, п.п. 51, 52 Инструкции N 157н). К таким мероприятиям относятся демонтаж, разборка, уничтожение, утилизация, реализация и т.п.

На практике данные требования могут быть реализованы следующим образом.

Предусматривается первичная разборка (демонтаж)

Может быть запланирован демонтаж и разборка объекта с последующей полной или частичной:

- реализацией или безвозмездной передачей полученных частей;

- использованием полученных частей в деятельности учреждения.

В этом случае уже после первичной разборки остающиеся в распоряжении учреждения составные части объекта не могут рассматриваться в качестве основного средства согласно положениям п.п. 38, 39, 41 Инструкции N 157н. Следовательно, уже после первичной разборки комиссия должна передать Акт в бухгалтерию для отражения в учете списания объекта основных средств.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Учитывая положения п.п. 2, 3 ст. 299 ГК РФ, можно сделать вывод, что материальные запасы (металлолом и иные отходы), поступающие в связи со списанием объектов имущества, принадлежат учреждению на праве оперативного управления. Однако это не означает, что все полученные детали подлежат балансовому учету - оприходовать можно только те, которые соответствуют критериям отнесения к нефинансовым активам, то есть пригодны для использования в деятельности учреждения, переработки, реализации. Это следует из экономического смысла понятия "актив".

Таким образом, составные части, которые могут рассматриваться в качестве нефинансовых активов, учитываются в составе материальных запасов (п.п. 22, 98 Инструкции N 157н). Иные составные части в виде твердых и жидких отходов не подлежат балансовому учету. В то же время они могут "генерировать" определенные расходы - учреждение обязано обеспечить их вывоз и утилизацию в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Предусматривается передача объекта основных средств без первичной разборки (демонтажа)

Имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования в организации, списывается из состава основных средств, так как не отвечает понятию актива (см., в частности, письмо Минфина России от 19.12.2013 N 02-06-010/56211). До момента ликвидации (уничтожения, утилизации) либо до принятия иного решения (о реализации или безвозмездной передаче) это имущество в целях обеспечения его сохранности учитывается на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (п. 335 Инструкции N 157н).

Подобное решение не в полной мере согласуется с положениями п.п. 51, 52 Инструкции N 157н. Однако его применение позволяет отразить реальное имущественное положение учреждения, поскольку из балансовых данных исключается стоимость объектов, которые уже не используются и не отвечают критериям отнесения к основным средствам, но все еще проходят необходимые для списания процедуры.

Суммы, поступающие бюджетным (автономным) учреждениям за реализованный металлолом, к доходам бюджета не относятся - средства поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений (см. п. 3 ст. 41 БК РФ, п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 24.04.2012 N 02-04-10/1464).

Доходы казенного учреждения от реализации металлолома подлежат зачислению в соответствующий бюджет (см., в частности, ст. 41, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов осуществляется специализированными организациями. Для осуществления подобной деятельности необходима лицензия (п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", далее - Закон N 99-ФЗ). В то же время реализация учреждениями лома черных и цветных металлов, образовавшегося в процессе их деятельности, лицензированию не подлежит (п.п. 1, 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287).

Почему сразу же после вывода из эксплуатации объекта желательно привлекать специализированные организации?

Дело в том, что такое решение наиболее оправданно с точки зрения эффективного использования денежных и иных материальных ресурсов.

Во-первых , достаточно часто учреждение не располагает ни специальным оборудованием для разделки (резки) и зачистки лома и отходов цветных и (или) черных металлов, ни весовым оборудованием. Поэтому разборку объекта имущества, сортировку полученных деталей и отходов целесообразно поручить специализированной организации.

Специализированная организация, осуществляющая прием металлолома, может извлечь из объекта годные для переработки или использования материалы (в том числе металлолом), а также приобрести эти материалы, утилизировать оставшиеся отходы. Иногда согласно условиям договора отдельные материалы, полученные в ходе разборки списанного объекта, возвращаются обратно в учреждение.

Во-вторых , в списываемом объекте могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например ртуть, свинец и т.д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду соответствующие отходы могут быть отнесены к одному из классов опасных отходов (ст.ст. 1, 4.1 Закона N 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности осуществляются организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ). Не всегда учреждение может самостоятельно определить отсутствие вредных веществ и класс опасности отходов. Передавая выведенное из эксплуатации имущество в специализированную организацию для разборки и (или) утилизации, учреждение исключает возможность претензий со стороны контролирующих органов по поводу нарушения требований законодательства по обращению с отходами.

В-третьих , должностные лица учреждения, которому на праве оперативного управления принадлежат списываемые объекты, содержащие драгоценные металлы, обязаны организовать мероприятия по сбору лома и отходов драгоценных металлов (п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"). В дальнейшем лом и отходы драгоценных металлов направляют в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализуют аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов..

Внимание

Реализация металлолома достаточно часто увязывается с выполнением специализированной организацией сопутствующих работ - разборкой списанного имущества, утилизацией отходов. Действующее законодательство (в том числе Федеральные законы от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ) не устанавливает запрета на прекращение обязательств бюджетного (автономного) учреждения зачетом. В то же время, учитывая отсутствие в настоящее время разъяснений ФАС России по данному вопросу, в бюджетном (автономном) учреждении может быть принято решение о последовательном осуществлении операций по оплате работ по утилизации и (или) разборке, а также по получению денежных средств за реализованный металлолом. Получатели бюджетных средств могут исполнять свои обязательства исключительно за счет бюджетных средств (ст. 219 БК РФ), и, соответственно, прекращение их обязательств зачетом недопустимо.

В ряде случаев по различным причинам учреждения заключают договоры (контракты) только на утилизацию списанных объектов имущества. Однако эти объекты могут содержать пригодные к использованию материалы (в том числе металлы). При заключении подобных договоров (контрактов) желательно подготовить документы, на основании которых можно было бы показать, что стоимость работ по утилизации была установлена ниже рыночной с учетом стоимости остающихся в распоряжении специализированной организации деталей (узлов), содержащих пригодные к использованию материалы (в том числе металлы).

Счет-фактура на металлолом в 2022 году


Счет-фактура на металлолом в 2022 году составляется с учетом правил, которые были определены относительно недавно, а потому могут быть непривычны бухгалтерам и вызывать вопросы. Рассмотрим в нашей статье, что это были за новшества, а также обговорим основные правила, согласно которым нужно составлять документы при продаже металлолома.

Какие изменения в законодательстве коснулись операций, связанных с реализацией лома?

До 2018 года продажа лома черных и цветных металлов являлась операцией, освобожденной от начисления и уплаты НДС. Однако начиная с 01.01.2018 подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ был упразднен, вследствие чего реализация лома подпала под обложение НДС.

Произошло это с введением в действие закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Его положения не только отменили льготу по лому, но и определили совершенно новую категорию налоговых агентов. Теперь таковыми выступают те, кто приобретает металлический лом, будь то цветной металл или черный, алюминий вторичный и его сплавы, а также сырые шкуры.

ВАЖНО! Операции, связанные с продажами сырых шкур животных, ранее не льготировались. НДС с них исчислял и уплачивал продавец в обычном порядке.

При каких обстоятельствах принимающая лом сторона будет выступать в качестве налогового агента?

Выполнить агентские функции по НДС придется экономическим субъектам — приобретателям лома, но лишь если продавцы находятся на общем режиме и не применяют никаких освобождений по налогу. В подобных ситуациях совершенно неважно, является ли агент плательщиком НДС или нет.

ВАЖНО! Посредники, приобретающие металлолом и пр. для третьих лиц, налоговыми агентами не выступают. Все обязательства, связанные с подсчетом и уплатой налога, должны будут исполнить именно покупатели указанного товара — комитенты и принципалы.

Порядок действий при оформлении сделки будет следующим:

  1. При получении аванса или выписке отгрузочных документов продавец делает особую пометку на счете-фактуре «НДС исчисляется налоговым агентом».
  2. Принимающая лом сторона при получении приведенного выше документа от продавца высчитывает базу и начисляет налог к уплате.

Когда же лом приобретается у спецрежимников, лиц освобожденных от уплаты НДС, физлиц без предпринимательского статуса — одним словом, неплательщиков НДС, покупателю не нужно выполнять функции агента по НДС. Спецрежимники и «освобожденцы» выставляют счет-фактуру с отметкой «Без НДС». При его невыставлении данная отметка должна присутствовать в передаточном документе (накладной, закупочном акте) либо же в договоре прописывается отдельное условие.

Об особенностях выставления и оформления всей необходимой документации более подробно в каждой из приведенных ситуаций мы остановимся в разделах ниже, а далее расскажем о случаях, когда продающая металлолома сторона самостоятельно рассчитывает и перечисляет НДС в бюджет.

Когда приобретающая лом участница сделки не должна исполнять агентские обязанности, а НДС считает и платит в госбюджет сам продавец?

Продавец должен сам исчислить и перевести налог в бюджет в следующих ситуациях:

  1. Безосновательное проставление им отметки «Без НДС» в документации и последующее выявление данного факта контролирующими органами. Покупатель не должен нести ответственность за совершение нарушения продавцом.
  2. Потеря в течение налогового периода продавцом права на использование спецрежима. Хозсубъект должен сам исчислить и уплатить НДС со всех операций по продаже лома с 1-го числа квартала, в котором право на спецрежим было потеряно, до момента утраты такого права.

Пример: продавец лома слетел с УСН в связи с превышением лимита доходов 8 ноября. С 1 октября по 7 ноября по всем отгрузкам он должен начислить и заплатить НДС, что отразится в декларации за четвертый квартал. С 8 ноября он начнет выписывать счета-фактуры с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом».

База по НДС: особенности и этапы ее определения

Налоговый кодекс закрепил следующие моменты, в которые возникает объект по НДС и, следовательно, перед агентом встает необходимость в определении базы. Это происходит либо:

  • в день перечисления авансовой суммы приобретателем лома — указан в поручении банку на осуществление платежа;
  • в день отгрузки металлолома — определен в передаточном документе.

В эти даты покупателю следует начислить НДС к уплате в госказну. Обычно это происходит при получении счета-фактуры от продавца с соответствующей пометкой. А что же предпринять, если документ запаздывает и приходит лишь в следующем налоговом периоде? Это в принципе ничего не меняет для агентов — расчет и уплата налога всё равно должны произойти в квартале получения аванса продавцом или отгрузки лома. Такое мнение содержится в письмах ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480 и Минфина от 06.03.2018 № 03-07-11/14162. А вот вычет (о нем речь пойдет дальше) заявить можно будет, только получив документ от продающей стороны.

Приведем несколько формул, позволяющих корректно рассчитать необходимые показатели.

Налоговая база при перечислении аванса определяется так:

Налоговая база = аванс × ставка 20%

Величина налога находится расчетным методом:

НДСАв = (аванс + аванс × 20%) × 20/120

Рассчитать базу с отгрузки лома следует так:

Налоговая база = стоимость отгрузки × ставка 20%

Подсчитать НДС с отгрузки нужно будет по расчетной ставке:

НДСОтгр. = (стоимость отгрузки + стоимость отгрузки × 20%) × 20/120

Далее расскажем, как налоговый агент рассчитывает налог к уплате в бюджет с операций по металлолому.

Каким образом происходит расчет налога к уплате в бюджет у налогового агента?

НДС к уплате в бюджет за квартал, который является налоговым периодом для оговариваемого налога, покупатель металлолома — налоговый агент должен рассчитать по установленной формуле.

ПРИМЕР расчета НДС налоговым агентом при покупке металлолома от "КонсультантПлюс":
Организация "Альфа" приобрела металлолом у организации "Бета". Обе организации являются плательщиками НДС. Стоимость поставки металлолома составила 500 000 руб. (без учета НДС). При отгрузке продавцом металлолома организация "Альфа" начислила НДС в сумме … Расчет смотрите в К+. Это бесплатно.

Восстанавливать НДС покупателю нужно (абз. 4 подп. 3 п. 3 и абз. 6 подп. 4 п. 3 ст. 170 НК):

  • при получении металлического лома, в счет которого ранее перечислялся аванс и принимался НДС к вычету;
  • возврате аванса;
  • уменьшении стоимости/количества лома по соглашению с продавцом, т. е. при корректировке суммы налога, ранее предъявленной к вычету.

Вычеты по НДС приобретателя лома описаны в п. 4.1 ст. 173 НК.

Как происходит оформление налоговых регистров и счетов-фактур при реализации металлолома, если продающая сторона — плательщик НДС?

Итак, мы разобрались, что рассчитать и уплатить НДС при реализации лома придется в общих случаях покупателю. Теперь посмотрим, каким образом оформляются документы налогового учета по НДС для корректного исчисления налога и принятия его к вычету с операций, связанных с реализацией металлического лома.

Особенности по выставлению счета-фактуры в обговариваемой ситуации будут зависеть от того, является ли продавец лома плательщиком НДС или нет. Рассмотрим, по каким правилам происходит документальное оформление продаж всем участникам сделки. Чиновники ФНС привели эти правила в обобщенном виде в письме от 16.01.2018 № СД-4-3/480.

ВНИМАНИЕ! С 01.07.2021 вступили в силу поправки в НК РФ по счетам-фактурам при реализации прослеживаемых товаров. Поправки в НК РФ предусматривают, что при реализации прослеживаемых товаров счета-фактуры, в том числе корректировочные, нужно выставлять в электронной форме.

Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде подробно описан в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

С 1 июля 2021 года счета-фактуры оформляются по новой форме (постановление Правительства РФ от 02.04.2021 № 534). Подробнее об изменении реквизитов читайте здесь.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили пошаговую инструкцию по оформлению каждой строки обновленного счета-фактуры. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Продавец лома выставляет счет-фактуру: основные правила

При реализации, а также получении авансов в счет предстоящих отгрузок продавцы лома передают покупателю счет-фактуру с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом». При этом покупатели самостоятельно счет-фактуру при наступлении указанных событий не выписывают.

  1. При отгрузке лома указанная пометка проставляется в гр. 7 «Налоговая ставка», а гр. 8 «Сумма налога» прочеркивается. Стоимость товара без учета НДС отражается в гр. 5, гр. 9 «Стоимость с НДС» опять же прочеркивается.
  2. Счет-фактура на аванс числовой показатель будет содержать лишь в гр. 5. Гр. 3 и 4 (количество и цена), а также уже упомянутые нами гр. 8 и 9 прочеркиваются.

Порядок выставления исправленных и корректировочных счетов-фактур соответствует тому, что мы привели для отгрузочных и авансовых счетов-фактур.

Что касается первички (договоров, накладных, передаточных актов), то здесь ситуация немного иная. В товарно-передаточных документах стоимость лома фигурирует с учетом НДС, а в договор или приложение к нему включается условие о том, что приобретатель металлолома — налоговый агент производит оплату не всей стоимости товара, а лишь той его части, что не включает в себя налог, исчисляемый затем агентом самостоятельно к уплате в госказну. Отмеченное условие обеспечит корректное отражение выручки в бухгалтерском учете продавца и ее соответствие всей первичной документации.

Внимание! Рекомендация от КонсультанПлюс:
Если продавец - плательщик НДС, то в договоре и в первичных документах на поставку металлолома нужно указать его стоимость без НДС. Сумма НДС в них не указывается. Ведь ее исчисляет и уплачивает покупатель - налоговый агент (п. 8 ст. 161 НК РФ). Рекомендуем в документы внести формулировку …
Смотрите подробнее в К+ . Это бесплатно.

Внесение записей в книгу продаж и книгу покупок продавцом: нюансы

При выставлении счетов-фактур на отгрузку отгружающая сторона должна зафиксировать их в книге продаж. Существуют определенные нюансы заполнения этого налогового регистра в данной ситуации:

  1. В гр. 2 «Код вида операции» должен быть отражен код либо 33, либо 34 — в зависимости от того, при совершении какого события выписывается счет-фактура (получение аванса или осуществление отгрузки).
  2. В гр. 14 «Стоимость без НДС» находит свое отражение или сумма полученного аванса без налога, либо стоимость отгруженного лома. И тот и другой показатель отражаются, соответственно, без учета налога.
  3. Гр. 13б «Стоимость с НДС» и 17 «НДС» прочеркиваются или же заполняются нулевым значением.

Заполнение книги покупок продавцом будет происходить, только если последний выписал корректировочный счет-фактуру на уменьшение поставки. В гр. 2 пойдет код 34, в гр. 15 — разность в стоимости с НДС, в гр. 16 «НДС к вычету» — 0 или прочерк.

ВНИМАНИЕ! С 01.07.2021 книги продаж и покупок оформляются по новым формам. Подробности см. здесь.

Основные нормы заполнения книги продаж приобретателем лома

Каждую счет-фактуру, полученную от продавца, принимающая лом сторона должна занести в книгу продаж, ведь по сделке она выступает налоговым агентом по исчислению и уплате налога. Сразу оговоримся, что ею ведется единый регистр, несмотря на то что она действует и в качестве продавца в части исчисления и уплаты НДС, и в качестве покупателя.

В гр. 2 при операциях с ломом нужно занести один из кодов для соответствующей ситуации:

  • 41/42 — при регистрации авансового/отгрузочного документа, чтобы исчислить НДС с аванса/отгрузки вместо продавца;
  • 43 — при отражении авансового счета-фактуры, чтобы после отгрузки лома продавцом восстановить вычет НДС с аванса в качестве покупателя.

Также возможно приведение и других кодов.

Гр. 13б (стоимость с НДС) заполняется или суммой аванса с НДС, или суммой, отражающей стоимость товаров с НДС. Всё зависит от того, происходит ли регистрация авансового или отгрузочного документа.

В гр. 14 (стоимость без НДС) проставляется или сумма аванса без НДС, или стоимость товаров без НДС.

Для внесения значения в гр. 17 сумма НДС с аванса или с отгрузки определяется расчетным методом по формулам, представленным нами выше.

Главные принципы заполнения книги покупок покупателем лома

Сторона, приобретающая лом у налогоплательщика НДС, вносит в книгу покупок полученные авансовые и отгрузочные счета-фактуры. Так же, как и книга продаж, книга покупок у налогового агента одна, хотя действует он и вместо продавца, и как покупатель.

В гр. 2 книги покупок покупатель отражает коды:

  • 41/42 — при регистрации авансового/отгрузочного счета-фактуры для вычета НДС с аванса/покупки в качестве покупателя;
  • 43 — при фиксации авансового счета-фактуры для вычета НДС с аванса вместо продавца.

Возможно отражение и других кодов.

Гр. 15 (стоимость с НДС) будет служить для указания либо аванса за лом с НДС либо стоимости самого лома с НДС.

Для отражения значения в гр. 16 (сумма НДС) книги покупок налоговый агент — покупатель металлолома должен вычислить величину налога расчетным методом.

Как происходит выписка счетов-фактур, если продающая лом сторона сделки освобождена от уплаты НДС или применяет спецрежим?

В случаях, когда продавец применяет освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, счет-фактура им выписывается в обязательном порядке, но с особой отметкой: «Без НДС». Здесь при реализации лома особых правил оформления счетов-фактур, книги продаж и покупок нет.

Спецрежимники и вовсе освобождены от обязанности выставлять счета-фактуры. Тогда соответствующая отметка «Без НДС» должна быть прописана в договоре в качестве одного из условий и в передаточном документе, например в накладной.

Итоги

Итак, мы выяснили, что при реализации лома начислять и уплачивать НДС должна приобретающая сторона. Но делать это она будет только в том случае, если продавец лома является плательщиком НДС и не освобожден от уплаты налога, например по ст. 145 НК РФ. Существуют и некоторые особенности в выставлении счетов-фактур на аванс и на отгрузку продавцами-налогоплательщиками, которые нами также были рассмотрены. Кроме того, мы рассказали, каким образом происходит заполнение налоговых регистров по учету НДС каждой стороной — участницей сделки по реализации лома.

В том случае если продавец лома освобожден от уплаты НДС или же применяет специальный налоговый режим, у покупателя не возникает обязанностей налогового агента. Главное — очень внимательно подойти к оформлению первички (договоров, накладных, актов и т. д.), чтобы у контролеров не возникло никаких претензий ни к продающей, ни к приобретающей стороне.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Налоговые схемы в сфере оборота лома черных и цветных металлов: судебная практика

Несмотря на внедрение современных технологий в производство, металлургическая отрасль остается экологически проблемной. По этой причине использование вторсырья — металлического лома — всегда рассматривалось как экономически и экологически оправданный метод добычи столь необходимого сырья.

При этом, как правило, первичным сбором и сортировкой вторсырья занимаются обычные люди — не ИП и не организации — и сдают собранное ИП и организациям, являющимся, как правило, заготовщиками перед реализацией лома производственным предприятиям. До 2018 года реализация лома и отходов черных и цветных металлов была освобождена от НДС на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В этой связи первичный сбор и первичная реализация (как правило) освобождались от обложения НДС, что исключало возможность применения производственными предприятиями «входящих» вычетов. Данное обстоятельство служило причиной использования хозяйствующими субъектами схем возмещения НДС. Было рассмотрено множество судебных дел, давались разъяснения, но все равно данная отрасль оставалась одной из наиболее проблемных областей российской промышленности в части нарушений требований законодательства.

С 2018 года пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ утратил силу, поэтому оборот лома и остатков лома черных и цветных металлов стал облагаться НДС по «агентской схеме», что существенно повлияло на отрасль (или должно было повлиять).

В этой связи представляет интерес дело № А55-1656/2019 как иллюстрирующее «налоговое поведение», реализованное в период до 2018 года налогоплательщиком — производственным предприятием, направленное на получение вычета (возмещения) НДС по операциям оборота металлического лома.

Фабула дела

По результатам ВНП (2013-2015 годы) обществу «Росскат» были доначислены НДС, налога на прибыль, штрафов и пени на сумму более 1 млрд. 900 млн руб. Основанием для доначислений послужил вывод налоговиков о получении Обществом необоснованной налоговой выгоды оприходования НДС от технических компаний (оригинально).

Схема, по мнению инспекции, выглядела следующим образом. Общество совместно с взаимозависимым лицом — основным поставщиком лома — отражало фиктивную реализацию металлического лома в адрес трех «технических» компаний, сменяющих друг друга в течение 2013 — 2015 годов. При этом лом все время находился у налогоплательщика (по договорам хранения со спорными контрагентами) или доставлялся напрямую от основного поставщика лома на территорию производства налогоплательщика).

Данные спорные контрагенты по договорам давальческой переработки передавали лом обратно налогоплательщику, а налогоплательщик возвращал им уже готовую продукции. После чего большая часть готовой продукции реализовалась спорными контрагентами в адрес взаимозависимых с налогоплательщиком «технических» компаний, которые, в свою очередь, перепродавали продукцию в адрес торговых домов (также являющихся взаимозависимыми с налогоплательщиком).

В результате использования схемы уклонения от налогообложения Общество занизило объем реализации готовой продукции (соответственно прибыли) и увеличило суммы налоговых вычетов ввиду создания документооборота по приобретению товаров без осуществления реальных сделок.

В действительности металлический лом поставлялся основным поставщиком лома напрямую налогоплательщику, а налогоплательщик перерабатывал поставленный лом в готовую продукцию и реализовывал в адрес торговых домов, которые перепродавали продукцию конечным потребителям.

Выгода выразилась в том, что приобретение спорными контрагентами лома и отходов черных и цветных металлов не облагается НДС, а последующие операции по переработке и продаже готовой продукции уже облагаются НДС, что предполагает начисление указанными контрагентами значительно больших сумм «входящего» НДС налогоплательщику.

Аргументы налоговиков

Установлена фактическая взаимозависимость налогоплательщика со всеми контрагентами, участвовавшими в схеме (общие учредители, представители, единые IP-адреса, работники, показания свидетелей, использование единого товарного знака, оплата по договорам друг за друга и др.).

Спорные контрагенты не имели ресурсов для исполнения договорных обязательств (не было достаточного количества работников, работники по совместительству работали у налогоплательщика, не имели техники и ТС, складских помещений, не обладали соответствующим опытом, единственным заказчиком и поставщиком являлся налогоплательщик и основной поставщик лома и др.).

Налогоплательщик имел фактическую возможность самостоятельно переработать металлический лом и реализовать их покупателям без привлечения спорных контрагентов.

Контроль качества готовой продукции, упаковку и маркировку, хранение готовой продукции обеспечивались самим налогоплательщиком.

После окончания взаимоотношений с налогоплательщиком спорные контрагенты прекращали деятельность.

Доходы спорных контрагентов приближены к расходам при значительном обороте, налог на прибыль и НДС, исчисленные к уплате, минимальны.

Основной поставщик лома осуществлял прием, переработку и реализацию вторсырья и изначально создавался как ломозаготовщик исключительно для нужд налогоплательщика, что не оспаривается никем из сторон.

Действия сторон носили согласованный характер.

Аргументы налогоплательщика

Услуги по переработке давальческого сырья являются обычной деятельностью Общества на протяжении длительного периода.

Были представлены надлежащим образом оформленные первичные документы, подтверждающие количество, цену и стоимость давальческого сырья, принятого в переработку, и собственного сырья, из которого изготовлена готовая продукция.

Инспекция фактически провела оценку экономической целесообразности заключения налогоплательщиком с хозяйствующими субъектами сделок, что не может являться предметом налоговой проверки. А доводы инспекции являются субъективными предположениями проверяющих лиц.

Спорные контрагенты являлись действующими организациями, которые сдавали отчетность, платили налоги и др.

И наконец, условия сделок со спорными контрагентами идентичны условиям сделкам с остальными давальцами лома.

Выводы судов

Суды всех инстанций пришли к выводу о правомерности решения налоговиков о получении Обществом необоснованной налоговой выгоды по сделкам со спорными контрагентами. Общество реализовало схему ухода от налогообложения, не отразив реальный объем реализации готовой продукции.

В итоге более 1 млрд 900 млн руб. доначислений признаны законными и подлежащими оплате налогоплательщиком.

Данное дело является примером того, к чему могут привести неудачная законодательная конструкция освобождения от НДС отдельных операций и стремление налогоплательщиков получить дополнительную выгоду посредством сверхагрессивного налогового планирования. Необходимо отметить, что такие большие суммы доначислений способны уничтожить любой крупный бизнес, не каждый крупнейший налогоплательщик способен без ущерба перенести такое налоговое бремя. Что и подтвердило данное дело: группа компаний фактически разорилась.

Рассмотренное дело еще раз подтверждает, что ведение деятельности с агрессивной моделью оптимизации налогообложения в настоящий момент несет в себе повышенные риски.

Читайте также: