Реализация лома и отходов содержащих драгоценные металлы

Обновлено: 19.05.2024

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10.08.2018 г. N 03-07-11/56621 О применении НДС в отношении операций по реализации лома и отходов цветных металлов, содержащих драгоценные металлы

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

от 10 августа 2018 г. N 03-07-11/56621

Вопрос: По договору поставки реализуются лом и отходы металлов. Данные лом и отходы являются многокомпонентным сырьем, в химический состав которого входят медь и в незначительном объеме драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий). Основным компонентом является медь. В договоре поставки стороны закрепили требования по содержанию и количеству меди и драгоценных металлов, содержащихся в каждой партии товара.

В соответствии с договором на каждую партию товара оформляются удостоверения о радиационной взрывобезопасности лома и отходов цветных металлов и сплавов, в которых указывается соответствует/не соответствует лом (отходы) цветных металлов требованиям ГОСТ 1639-2009 "Лом и отходы цветных металлов и сплавов".

Также на каждую партию товара независимой аккредитованной организацией оформляются протоколы измерений радиационной безопасности, в которых указано, что объектом исследований является партия лома и отходов меди и сплавов на основе меди.

Таким образом, по факту в данном случае товаром являются лом и отходы цветных металлов, содержащие драгоценные металлы.

Согласно пункту 37 ГОСТ Р 52793-2007, лом драгоценного металла: пришедшие в негодность, утерявшие эксплуатационную ценность или подлежащие ликвидации изделия и/или их составные части, которые содержат драгоценный металл и могут быть использованы в качестве вторичного сырья для извлечения из них драгоценного металла.

Лом драгоценного металла является частным случаем лома цветных металлов.

Согласно пункту 38 ГОСТ Р 52793-2007, отход драгоценного металла: остатки содержащих драгоценный металл сырья, материалов, промежуточных продуктов металлургического производства, образующиеся при производстве и использовании продукции технического и бытового назначения, включая неисправимый брак, которые могут быть использованы для последующей переработки.

Отход драгоценного металла является частным случаем отхода цветных металлов.

С учетом изложенного полагаем, что лом и отходы цветных металлов, содержащие драгоценные металлы, являются ломом и отходами цветных металлов, в связи с чем просим предоставить разъяснения: относятся ли вышеуказанные лом и отходы цветных металлов, содержащие медь и драгоценные металлы, к лому и отходам цветных металлов, налогообложение которых осуществляется в порядке, установленном п. 8 ст. 161 Налогового кодекса РФ?

Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации лома и отходов цветных металлов, содержащих драгоценные металлы, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Абзацем четвертым пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации лома и отходов черных и цветных металлов определяется налоговыми агентами, которыми признаются покупатели (получатели) данных товаров.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту имеется в виду "абзацем пятым пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса РФ"

Согласно Федеральному закону от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" ломом и отходами драгоценных металлов являются изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства.

Сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, а именно, руды и концентраты цветных металлов (медь, цинк, свинец, сурьма, олово) рассматриваются как медные, цинковые и др. руды и концентраты, то есть товарное название руды (концентрата) устанавливается по содержанию основного полезного компонента.

Таким образом, лом и отходы металлов, содержащие в качестве основного компонента медь и в незначительном количестве драгоценные металлы, могут быть отнесены к лому и отходам цветных металлов.

Учитывая изложенное, налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации указанных лома и отходов цветных металлов производится в порядке, установленном абзацем четвертым пункта 8 статьи 161 Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Реализация лома и отходов содержащих драгоценные металлы

Статья 20. Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами и добытыми драгоценными камнями, их ломом и отходами

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2002 N 5-ФЗ)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2010 N 336-ФЗ.

1.1. Лом и отходы драгоценных металлов, а также лом и отходы драгоценных камней подлежат сбору и обязательному учету индивидуальными предпринимателями, организациями (в том числе воинскими частями и воинскими формированиями), в которых образуются лом и отходы драгоценных металлов, лом и отходы драгоценных камней. Собранные индивидуальными предпринимателями и организациями, за исключением воинских частей и воинских формирований, в процессе собственного производства лом и отходы драгоценных металлов, а также ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов собственного производства, нереализованные и возвращенные производителю, могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно такими индивидуальными предпринимателями и организациями без направления на аффинаж драгоценных металлов. Иные лом и отходы драгоценных металлов индивидуальные предприниматели и организации (в том числе воинские части и воинские формирования) направляют в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализуют аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

О порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении см. Приказ Минфина России от 09.12.2016 N 231н.

2. Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету при их добыче, производстве, использовании и обращении в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми настоящим Федеральным законом и договорами.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

4. Самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, которые на основании критериев и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, могут быть отнесены к категории уникальных, предлагаются субъектами добычи драгоценных металлов и драгоценных камней для приобретения в приоритетном порядке уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, а затем уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти самородки и драгоценные камни.

Самородки драгоценных металлов, которые не могут быть отнесены к категории уникальных, и минералогические коллекционные образцы этих самородков могут продаваться по договорным ценам субъектами добычи драгоценных металлов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

5. Драгоценные металлы и драгоценные камни, не проданные в приоритетном порядке покупателям, указанным в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона и пункте 4 настоящей статьи, могут быть реализованы субъектами их добычи и производства в соответствии с законодательством Российской Федерации, использованы в собственном производстве либо в качестве предмета залога или иного финансового обязательства, а также вывезены из Российской Федерации для реализации на внешнем рынке в соответствии с правом Евразийского экономического союза с учетом особенностей, определяемых Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.

Невостребованная и не оплаченная по обязательствам часть драгоценных металлов и драгоценных камней используется их собственниками или владельцами на внутреннем и внешнем рынках в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Оплаченная и не востребованная в течение трех месяцев часть драгоценных металлов и драгоценных камней поступает в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и может быть востребована на основании предъявления прав собственности.

6. Драгоценные металлы и драгоценные камни, полученные в результате деятельности по геологическому изучению недр, учитываются и приходуются организациями, проводящими эти виды работ, в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

Реализация лома содержащего драгоценные металлы

Подборка наиболее важных документов по запросу Реализация лома содержащего драгоценные металлы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Реализация лома содержащего драгоценные металлы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС 21.1. Применяется ли освобождение от НДС при реализации лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, если данная деятельность не лицензируется (пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ)?

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Учет лома, содержащего драгоценные металлы
(Краснова Е.В.)
("Бухгалтерский учет", 2020, N 12) Доход, полученный при реализации лома, содержащего драгоценные металлы, уменьшается на его стоимость, которая исчисляется как сумма дохода, признанного в соответствии с подп. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ.

Нормативные акты: Реализация лома содержащего драгоценные металлы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2022) 9) реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа; реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт; реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, из фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям, Центральному банку Российской Федерации и банкам, а также реализация драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками Центральному банку Российской Федерации, банкам и физическим лицам, в том числе по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с Центральным банком Российской Федерации и банками, независимо от помещения этих слитков в хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилища банков, а также иным лицам при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков);

В каких случаях продажа лома драгметаллов освобождается от НДС

Согласно пп. 9 п. 3 ст. 149 НК операции по реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа освобождаются от НДС.

При этом следует иметь в виду, что производство драгметаллов — это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.

Таким образом, операции по реализации лома и отходов драгоценных металлов освобождаются от НДС только в случае, если лом и отходы драгоценных металлов приобретаются лицом, непосредственно осуществляющим производство и (или) аффинаж драгоценных металлов.

Об этом сообщает Минфин в письме от 18.01.2021 № 03-07-05/2034.

Дарим курс повышения квалификации «Исправление ошибок в учете» за подписку на «Клерк.Премиум»

Оформите подписку «Клерк.Премиум» и получите 50+ онлайн-курсов и 450+ вебинаров. Плюсом дадим доступ к консультациям с ведущими экспертами «Клерка» без ограничений.

Впридачу получите больше 400 инструкций и чек-листов для работы.

Один год доступа стоит 24 880 рублей. После оформления подписки получите курс повышения квалификации бесплатно. Оставьте заявку ниже — ответим на все вопросы..

Безотзывные вклады – страховка будет частичной

В безотзывных вкладах граждане могут снимать часть средств, в экстренной ситуации. ЦБ обсуждает вопрос страхового покрытия такого депозита.

⚡️Мобилизовать будут стрелков, танкистов, артиллеристов и водителей. И только с боевым опытом

Представители Минобороны рассказали подробности о том, кого и как будут призывать. Собрали самое главное с брифинга.

Повышение квалификации

«Аэрофлот» вернет деньги за билеты мобилизованных. Обратиться могут и родственники

За все билеты, приобретенные мобилизованными гражданами до 21 сентября, «Аэрофлот» вернет деньги.

Конфискат из легкой промышленности предложили продавать. Сейчас мы его уничтожаем

Чтобы увеличить доходы бюджета, конфискованные товары легкой и пищевой промышленности нужно не уничтожать, а продавать.

«Ночной бухгалтер». Мобилизованным сохранят рабочие места. Чиновники обещают

Принесли вам обзор основных обещаний мобилизованным, которые успели дать власти за последнее время.

Мероприятия

Цитата дня. Про нет брони

О том, как будут исполнять свой долг депутаты Госдумы, рассказал Вячеслав Володин.

Вызвали на допрос и комиссию. Пришли на осмотр офиса с выемкой документов. Как быть?

60% налоговых нарушений становятся уголовными делами и начинаются допросы, комиссии, выемки и осмотры. Хотите разобраться, в каких случаях они назначаются, как они проходят и что делать налогоплательщику?

Хайп-тренд. Облигации в юанях

В связи с нарастающей токсичностью двух основных «накопительных» валют россиян — доллара и евро, крайне актуальным становится вопрос куда переложить инвестиции или накопления. Этот процесс активно подогревают банки и брокеры, вводящие дополнительные комиссии за владение валютами недружественных стран.

В Турции обсудят работу платежной системы «МИР» на высоком уровне

Президент Турции в пятницу проведет встречу на высоком уровне, где будет обсуждаться, в том числе, работа платежной системы «МИР».

⚡ В 2023 году МРОТ будет 16 242 рубля

Проекты законов об утверждении прожиточного минимума и МРОТ на 2023 года сегодня были одобрены на заседании Правительства.


В соответствии с Федеральным законом № 41-ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в России к драгоценным металлам относятся: золото (Au), серебро (Ag), платина (Pt) и все металлы платиновой группы - палладий (Pd), родий (Rh), иридий (Ir), рутений (Ru), осмий (Os). В большинстве зарубежных стран родий, иридий, рутений, осмий не относятся к драгоценным, а считаются редкоземельными металлами.

Цены на драгоценные металлы, как и на любые другие товарные инструменты, зависят от цен на мировых товарных рынках (биржах). Мировым показателем ценообразования для золота, серебра, платины, палладия являются котировки Лондонской биржи металлов (LME). Лондонская биржа металлов устанавливает фиксинги драгоценных металлов для золота, платины и палладия два раза в торговую сессию (в начале торговой сессии и на момент закрытия торгов), а для серебра устанавливается один фиксинг в середине торговой сессии. Цены на LME выражаются в долларах США за 1 тройскую унцию (тройская унция в России приравнивается к значению - 31,1035 гр.)

В России цены на золото, серебро, платину и палладий устанавливает Центральный Банк РФ. Эти цены называются учетными. ЦБ РФ устанавливает данные цены с учетом их стоимости на LME в пересчете на курс доллара США.

Для родия, иридия, рутения и осмия мировым показателем ценообразования являются цены установленные транснациональной компанией Johnson Matthey Ltd., (является мировым лидером по производству редкоземельных металлов).

Цены на родий, иридий, рутений и осмий в России устанавливает Гохран РФ. Гохран РФ устанавливает две цены - расчетную (по ней он рассчитывает поставщиков в гос. фонд) и отпускную (по которой продает металлы).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 106 от 02.02.1998 г. «О Российской государственной пробирной палате», Приказом Минфина РФ № 91 от 29.05.1998 г. "Об утверждении Положения о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации" основной контроль, за соблюдением законодательства РФ по обороту драгоценных металлов, лежит на Государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации, а именно ее структурном подразделении - Государственной инспекции пробирного надзора (ГИПН).

Все организации осуществляющие работу с драгоценными металлами не зависимо от форм собственности должны состоять на специальном учете в Государственной Инспекции Пробирного Надзора.

В соответствии с пп. 9, п. 3, ст. 149, ч. 2 Налогового Кодекса Российской Федерации существуют два исключения освобождающие от НДС сделки по реализации лома и отходов, содержащих драгоценные металлы:

1) Реализация лома и отходов содержащих драгоценные металлы для производства драгоценных металлов;

2) Реализация лома и отходов содержащих драгоценные металлы для аффинажа драгоценных металлов.
Таким образом, сделки по реализации лома и отходов, содержащих драгоценные металлы не облагаются НДС.

В соответствии с п. 4.9. Инструкции «О порядке учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчётности при их производстве, использовании и обращении» утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 68н от 29.08.2001 г. транспортировка драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них осуществляется специализированными организациями, или организациями-владельцами ценностей на транспорте, оборудованном соответствующими техническими средствами защиты в сопровождении вооруженной охраны.

Транспортировка материалов, содержащих менее 5 % драгоценных металлов, может производиться почтовыми отправлениями, багажным железнодорожным или другим видом транспорта с оценочной стоимостью отгруженных материалов.

При содержании в отходах золота или платины и металлов платиновой группы менее 1 % и серебра менее 5 %, в зависимости от характера и вида драгоценных металлов, в каждом отдельном случае вопрос о способе отправки груза решается руководителем организации.

В любом случае под свою ответственность владелец лома и отходов драгоценных металлов может самостоятельно, исходя из экономической целесообразности, принять решение о способе и виде транспортировки лома и отходов до переработчика.

В соответствии с Инструкцией «О порядке учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчётности при их производстве, использовании и обращении» утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 68н от 29.08.2001 г. если на предприятии находятся на балансе драгоценные металлы, изделия или оборудование с содержанием драгоценных металлов, то их отчуждение должно состоятся в установленном законом порядке. Выкидывать лом и отходы, с содержанием драгоценных металлов нельзя, даже если их реализация не представляет экономической целесообразности.

Это обычная практика, т.к. по учету на предприятии проходит количество драгоценных металлов числящихся по паспортам, формулярам, сертификатам, но без учета потерь при их использовании, замены деталей и т.д. Также, производитель каких-либо деталей с содержанием драгоценных металлов, найдя им более экономически выгодную замену зачастую забывает сменить паспортные данные на изделие или не делает этого намеренно, т.к. не хочет "влазить" в процедуру изменения ГОСТа и фактически не попадающие в изделия драгоценные металлы числяться на предприятии приобретающем такие изделия.

Законодатель предусмотрел данные расхождения в п. 6.20. Инструкции «О порядке учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчётности при их производстве, использовании и обращении» утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 68н от 29.08.2001 г., который дословно гласит: «Бухгалтерия организации сдатчика лома и отходов сопоставляет количество драгоценных металлов в этом сырье с паспортными данными аффинажных организаций и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в учетные и отчетные документы вносятся необходимые коррективы. При этом, первоначальные сведения о количестве драгоценных металлов, содержащихся в ломе и отходах, исправляются. Исправления производятся путем зачеркивания первоначальных записей и проставлении над зачеркнутыми записями новых записей. Новые записи о поставленных на учёт и отправленных драгоценных металлах производятся на основании паспортных данных перерабатывающих предприятий».

Конечно, нельзя исключать и случаи хищения лома и отходов у предприятия-сдатчика лома.

На практике это выглядит примерно так: Предприятие-сдатчик лома, получив Паспорт-расчет от предприятия-переработчика, сравнивает значения числящихся драгоценных металлов в сданном ломе и подтвержденные данные. В случае расхождения (расхождения обязательны, по другому быть не может, следует учитывать вид лома и величину расхождений, например, для радиоэлектронного лома допустимы расхождения до 90% от заявленных данных, а для лабораторной платиновой посуды уже не допустимы расхождения в 1%), бухгалтерия предприятия-сдатчика лома делает письменный запрос на предприятие-переработчик с просьбой объяснить возникшие расхождения. Предприятие-переработчик письменно отвечает на запрос. Письменный ответ и запрос прикладывается к Паспорт-расчету и этого будет достаточно для Государственной инспекции пробирного надзора, при проверке. Достаточно, в случае если сделка была совершена с предприятием производящим или аффинирующим драгоценные металлы, в сделках с другими переработчиками требуется копия Паспорт-расчета производящего или аффиннажного предприятия на котором закончилась переработка сданного лома, с приложением копии договора.

Ни один государственный орган, даже Государственная инспекция пробирного надзора, не может рекомендовать или тем более заставлять работать предприятие с каким-то другим конкретным предприятием. Предприятие при выборе контрагента, в любой сфере деятельности, должно придерживаться только экономически выгодных для себя приоритетов и принципов.

В соответствии с Федеральным законом № 41-ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» производство драгоценных металлов - это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

К производству относится и аффинаж драгоценных металлов, который в свою очередь означает - процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам.

Существуют следующие методы определения содержания драгоценных металлов в ломе и отходах: по паспортам на изделия, формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам; комиссионно на основе аналогов и/или расчетов; по данным организаций - разработчиков, изготовителей; по результатам хим. анализов, по результатам хим. анализов аккредитованной лаборатории на проведение данного вида испытаний.

Читайте также: