Резание металла и пластмасс слесарной ножовкой

Обновлено: 16.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Печенин Никита Михайлович, учитель технологии МБОУ «СОШ №1»

Учебник (УМК ): А.Д. Тищенко, В.Д. Симоненко

Тема урока : « Резание металла и пластмасса слесарной ножовкой »

Тип урока : Комбинированный

- ознакомить обучающихся с технологией резания металла и пластмассы с помощью слесарной ножовки;

- прививать интерес к техническому труду;

- привить чувство ответственности к результатам своего труда и труда одноклассников.

- развивать у ребят профессиональный интерес;

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

- ознакомить обучающихся с устройством и принципом работы слесарной ножовкой;

-ознакомить с видами безопасной работы;

- сформировать умения качественно работать со слесарной ножовкой.

- Учебник по технологии А.Д. Тищенко, В.Д. Симоненко, индустриальные технологии, 5 класс.

- Инструкция по технике безопасности.

- Рабочая тетрадь по технологии, 6 класс.

- Заготовки для практических работ, слесарная ножовка, тиски, напильник, полотна.

  1. Предметные – учащиеся научатся работать, а так же налаживать и настраивать слесарную ножовку; соблюдать правила ТБ.при работе с инструментами; получат возможность научиться правильно находить способы устранения ошибок при выполнении данных операций.
  2. Метапредметные (УУД ):

Регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу урока; принимать инструкцию педагога и четко следовать по ней; выполнять операции по технологическим картам; осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения операций; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения операций; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и оценки характера сделанных ошибок.

Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками. Научатся оказывать посильную помощь сверстникам и морально их поддерживать при выполнении учебных заданий; доброжелательно относиться к замечанию учителя при объявлении ошибок;

Познавательные -, правилами безопасного труда с инструментами и общие правила работы в мастерской.

Личностные – Развитие мотивов учебной деятельности; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование личностного смысла учения; формирование основных морально- этических норм; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету, познакомиться с инструментами для резания металла и пластмассы.

Основные понятия : металл, пластмасс, слесарная ножовка, сортовой прокат.

Методы и формы обучения : объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы : УМК по технологии.

1. Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку; количество присутствующих учащихся.

Подготовка рабочих тетрадей, учебников, инструментов. Приветствие учителя

2. Проверка домашнего задания

1. Назовите наиболее распространенные профили проката.

2. Охарактеризуйте технологическое свойство металла – обрабатываемость резанием.

3. Назовите область применения сортового проката (шестигранник, круг, уголок).

Учащиеся озвучивают свои ответы

В мастерской у девочек поломался стул. Надо разрезать болт. Как вы думаете, каким инструментом это можно сделать?

Основываясь на познаниях из жизненного опыта, учащиеся приводят свои догадки и формулируют тему урока

4. Изучение нового материала

Резание сортового проката производят различными слесарными инструментами: ножовками, ножницами, труборезами, слесарной ножовкой (дем. инструментов). Слесарные ножовки бывают следующих видов: с раздвижной рамкой, с цельной рамкой, ножовки – шлицовки (дем. инструментов).

Ножовочное полотно представляет собой тонкую полоску из инструментальной стали с двумя отверстиями на концах.

Ручная ножовка применяется для разрезания толстого листового, полосового, круглого и профильного металла, а также для прорезания пазов, шлицев

в головках винтов, обрезки заготовки по контуру.

Ножовка состоит из станка (рамки) и ножовочного полотна. На станке с одной стороны закреплена неподвижная головка с хвостовиком и ручкой, на другой стороне подвижная головка с винтом для натяжения полотка.

Полотно устанавливается на штифты головок таким образом, чтобы наклон зубьев шел от рукоятки. Для распиливания длинных заготовок полотно может быть закреплено под углом 90 градусов. Полотно в станке должно быть натянуто.

Ножовочное полотно –тонкая узкая стальная пластина с зубьями на одном или дв

ух ребрах. Зубья на полотне имеют развод для уменьшения

трения при пилении. Полотна изготавливают их инструментальных сталей марок Х6ВФ или Р9. От свойств обрабатываемого материала зависти число и размер зубьев полотна.

На производстве для отрезания заготовок применяют специальные станки, отрезные круги.

Учащиеся записывают важные моменты и определения в рабочую тетрадь, наблюдают за учителем, который наглядно показывает инструменты и приспособления, задают вопросы.

Гимнастика для глаз.

Упражнения для осанки

6 . Практическая работа

Подготовка к практической работе. Составление плана поэтапного выполнения работы.

Выполнение работы по технологическим картам.

1) Работать только исправной ножовкой с прочно закрепленным и правильно натянутым полотном.

2) Ручка ножовки должна быть прочно насажена, и не иметь трещин.

3) Нельзя работать ножовкой, в полотне которой есть сломанные зубья.

4) Опилки с верстака сметать щеткой, не сдувать и не удалять голыми руками.

5) Поддерживать отрезаемую часть заготовки, чтобы она не упала и не повредила ноги.

6) Оберегать руки от ранения зубьями полотна и острыми краями заготовок.

Организация рабочего места. Учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: тиски, трехгранный напильник, слесарная ножовка, чертилка, молоток, штангенциркуль, заготовка, шлифовальная шкурка, линейка, карандаш. Задание:

1. Разметьте заготовки шаблона для контроля углов, приспособления для изготовления заклёпок, нутромера и других деталей.

2. Разрежьте заготовки.

3. Проверьте размеры заготовок по чертежу.

Самостоятельное выполнение учащимся задания. Текущее наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.

Рассказывают правила работы со столярными инструментами, правила закрепления и использования ножовки.

Индивидуальная работа учащихся в соответствии с правилами техники безопасности, самоконтроль.

7. Подведение итогов урока

Анализ ошибок учащихся и подведение итогов урока. Выставление оценок

Учащиеся показывают свои работы, указывают на сложности при выполнении

8. Закрепление материала и рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Какие новые понятия вы изучили сегодня?

Где можно применить полученные знания на практике?

Отвечают на вопросы

9. Задание на дом

Повторить материал и разработать технологическую карту на изготовление изделия из сортового проката с использованием слесарной ножовки

запись домашнего задания

уборка рабочих мест

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Резание металла слесарной ножовкой

Урок участвует в номинации "Обработка металла" , 3-ий Международный конкурс имени В.Д .Симоненко на портале "Непрерывная подготовка учителя технологии".

Цель урока: познакомить учащихся с процессом резания металла слесарной ножовкой, сформировать умения и навыки резания заготовокизсортового проката воспитывать у учащихся вниман.


Резание металла и проволоки слесарной ножовкой

Ознакомление с приемами резания тонколистового металла и с инструментами, применяемыми при резке; формирование навыков работы с тонколистовым металлом и проволокой; обучение резанию тонколистово.

План-конспект урока технологии в 6 классе.


Резанье металла слесарной ножовкой


Методическая разработка урока предназначена для учащихся 6 классов общеобразовательных школ. Соответствует ФГОС. Включает в себя план-конспект урока, в котором подробно описана его структура; технолог.

Резание металла слесарной ножовкой (презентация)

Презентация предназначена для учащихся 6 классов общеобразовательных школ. Соответствует ФГОС. Состоит из 11 файлов, в которых подробно показано устройство слесарной ножовки, правильные и безопасные п.

§ 19. Резание металла и пластмасс слесарной ножовкой

Заготовки из сортового проката разрезают слесарной ножовкой (рис. 68). Основными деталями ножовки являются рамка 2, ножовочное полотно 4 и хвостовик с ручкой 6.

Ножовочное полотно представляет собой тонкую полоску из инструментальной стали с двумя отверстиями на концах. На одной или двух кромках полотна нарезаны зубья, имеющие наклон в одну сторону. Ножовочное полотно крепится к рамке штифтами 7 и натягивается натяжной гайкой 1. При этом зубья должны быть направлены в сторону, противоположную ручке.

Натяжение ножовочного полотна не должно быть очень сильным или очень слабым, так как это может привести к его поломке. Как и у столярных ножовок, зубья ножовочного полотна слесарной ножовки немного разведены, чтобы уменьшалось их трение о стенки пропила.


Рис. 68. Ручная слесарная ножонка: 1 — гайка; 2 — рамка; 3 — подвижная головка; 4 — ножовочное полотно; 5 — неподвижная головка; 6 — хвостовик с ручкой; 7 — штифты

Заготовку прочно закрепляют в тисках и в месте резания делают небольшой пропил трёхгранным напильником, чтобы полотно не скользило по её поверхности. Место резания располагают на расстоянии 10. 15 мм от края губок.

Во время работы нужно принять правильную рабочую позу и держать ножовку двумя руками (см. рис. 69). При движении ножовки вперёд (рабочий ход) зубья режут металл, а при обратном движении (холостой ход) — не режут. Поэтому при рабочем ходе нужно перемещать ножовку с лёгким нажимом на заготовку, а при холостом — без нажима.


Рис. 69. Работа ножовкой: а — положение корпуса; 6 — положение рук

Ножовку следует перемещать по заготовке таким образом, чтобы в резании участвовала вся длина ножовочного полотна. В этом случае износ полотна будет равномерным, и полотно прослужит дольше.

Резать полосовой металл легче по узкой стороне. Однако толщина полосы не должна быть меньше расстояния между тремя зубьями полотна, иначе зубья поломаются. Если же толщина заготовки меньше этого расстояния, то её закрепляют в тиски между двумя деревянными брусками и затем разрезают вместе с брусками.

Если заготовка имеет большую длину и рамка упирается в её торец, то ножовочное полотно поворачивают на 90° по отношению к рамке и продолжают работу (рис. 70).


Рис. 70. Резание ножовкой: а — без поворота полотна; б — с поворотом полотна на 90°

На предприятиях сортовой прокат режут с помощью механических ножовок (рис. 71), дисковых или ленточных пил.


Рис. 71. Механическая ножовка: 1 — станина: 2 — стол: 3 — машинные тиски: 4 — ножовочное полотно: 5 — хобот; 6 — электродвигатель

Слесарную ножовку, имею щую мелкие зубья, можно применять для разрезания заготовок из пластмассы, например из органического стекла. Чтобы не повредить пластмассовую заготовку при закреплении в тисках, её зажимают в губках тисков между двух кусочков фанеры.

  1. Надёжно закреплять заготовку в тисках.
  2. Работать плавно, без рывков.
  3. Ручка ножовки должна быть исправной и плотно насаженной на хвостовик.
  4. Заканчивая резание, необходимо ослабить нажим на ножовку, поддержать часть заготовки, которую отрезаем.
  5. Нельзя сметать металлическую стружку или опилки рукой. Нужно пользоваться специальной щёткой.

Практическая работа № 19

Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой

  1. По указанию учителя разметьте одну из заготовок: отвёртки (см. рис. 61, а), шаблона для контроля углов (см. рис. 61, 6), кронштейна (см. рис. 67, в), подвески (см. рис. 67, г), приспособления для изготовления заклёпок (см. рис. 62), нутромера (см. рис. 67, д), пластмассового корпуса вешалки-крючка (см. Приложение, рис. 115) — или детали своего творческого проекта.
  2. Закрепите заготовку в тисках.
  3. Разрежьте заготовку.
  4. Проверьте размеры заготовки по чертежу.

Найдите в Интернете и ознакомьтесь с современными универсальными ножовками. Скопируйте их изображения для размещения в электронной библиотечке школьной мастерской.

§ 3. Основные приемы резки ножовкой

Разрезаемый металл прочно закрепляется в слесарных тисках. Расстояние между тисками и корпусом работающего должно быть таким, чтобы при исходном положении ножовки перед резкой плечевая часть правой руки располагалась вертикально, корпус рабочего должен быть прямым. Правое плечо должно находиться против винта тисков, корпус развернут вправо под углом 45° (рис. 113, а). Упор надо делать на левую ногу, правая нога принимает на себя всю тяжесть тела. Ступни располагают под углом 60—70° одна к другой (рис. 113,б).

Работа ручной ножовки

Рис. 113. Работа ручной ножовки:
а — положение корпуса, б — положение ног, в — захват ручки правой рукой. г — захват ручки левой рукой

Рукоятку ножовки захватывают пальцами правой руки (большой палец накладывают на нее сверху вдоль ручки, остальными пальцами поддерживают ее снизу), конец ручки упирают в ладонь (рис. 113, в). Не следует вытягивать указательный палец вдоль ручки и слишком развертывать кисть вправо или влево. Не следует делать глубокий захват ручки, при котором конец ее торчит из кисти, а не упирается в центр ладони. Левой рукой следует держать рамку ножовки, так как показано на рис. 113, г.

Нажимать на станок нужно обеими руками, но наибольшее усилие давления должно производиться левой рукой, а правой рукой осуществляется главным образом возвратно-поступательное движение ножовки.

Процесс резки состоит из двух ходов: рабочего, когда ножовка перемещается вперед от работающего, и холостого хода, когда ножовка перемещается назад по направлению к работающему.

  1. выбирать ножовочное полотно, сообразуясь с разрезаемым материалом (твердостью, размерами, формой материала);
  2. вставлять полотно в прорези рамки так, чтобы острие зубьев было направлено от рукоятки. Полотно не следует натягивать слишком сильно или слабо;
  3. при длинных пропилах надо выбирать ножовочное полотно с крупным шагом зубьев, а при коротких пропилах — с мелким шагом;
  4. короткие заготовки следует резать по наиболее широкой их стороне. При резании проката углового, таврового и швеллерного профилей лучше изменить положение заготовки, чем резать по узкой стороне;
  5. в работе должно участвовать все ножовочное полотно;
  6. работать ножовкой следует не спеша, плавно, без рывков, делая не более 30—60 двойных ходов в минуту. При более быстрых темпах скорее наступает утомляемость и, кроме того, полотно нагревается и быстрее тупится;
  7. не доходя до конца распила, следует ослабить нажим на ножовку, так как при сильном нажиме ножовочное полотно не отрезает, а ломает металл и может сломаться;
  8. при резке не давать полотну нагреваться. Для уменьшения трения полотна о стенки пропила детали рекомендуется периодически смазывать полотно минеральным маслом или графитовой смазкой, особенно при резке вязких металлов;
  9. латунь и бронзу следует разрезать только новыми полотнами, так как даже мало изношенные полотна не режут, а скользят;
  10. в случае поломки или выкрашивания хотя бы одного зуба работу следует немедленно прекратить, удалить из пропила остатки сломанных зубьев и заменить полотно новым, либо сточить на точиле еще 2—3 соседних зуба и только после этого продолжать работу.

Резка круглого металла. На разрезаемой заготовке предварительно делают разметочную риску. Зажимают в тисках в горизонтальном положении и для направления ножовки трехгранным напильником по риске делают неглубокий пропил.

Установив в пропил ножовку, производят отрезку без отламывания отрезаемой части. Отламывание допускается в том случае, если торцы заготовки будут подвергаться обработке (опиливанию). В этом случае в прутке делают надрезы с двух-четырех сторон, а затем его отламывают либо зажав в тисках, либо с помощью молотка, которым наносят удары по прутку, заготовка при этом устанавливается на подкладки.

Резка полосового и квадратного металла. Заготовку закрепляют в тиски и в месте будущего реза трехгранным напильником делают неглубокий пропил для лучшего направления ножовки. В начале операции ножовку немного наклоняют в сторону от себя (вперед). По мере врезания наклон постепенно уменьшают до тех пор, пока рез не дойдет до противоположной кромки заготовки. Затем заготовку разрезают при горизонтальном положении ножовки (рис. 114).

Приемы резки заготовок с широкими сторонами

Рис. 114. Приемы резки заготовок с широкими сторонами

Более рациональным считается резка полосового материала не по широкой, а по узкой стороне. Это, однако, можно сделать только в том случае, когда ширина стороны больше, чем 2,5 шага зубьев полотна.

При резке полосы вдоль и при глубоких резах ножовочному полотну в рамке придают боковое положение (рис. 115, а). Для этого полотно переставляют в боковые прорези головок рамки. При таком положении ножовки работать нужно очень осторожно, так как при перекосе рамки ножовочное полотно может сломаться.

Резание металла

Рис. 115. Резание металла:
а — ножовкой глубоких прорезей, б — ножовкой тонких листов, в — лобзиком криволинейных и угловых прорезей

Резка тонкого листового и профильного металла. Заготовки детали из тонкого листового материала зажимают между деревянными брусками по одной или по нескольку штук и разрезают вместе с брусками (рис. 115, б).

Резка по криволинейным контурам. При резке по криволинейным контурам ножовочное полотно стачивают до ширины 8—10 мм и закрепляют в рамке, придав ему предварительно такое же боковое положение, как и при выполнении глубоких резов (рис. 115,в). Пользуются также пилками для лобзика.

Чтобы вырезать в металле (листе) фасонное окно (отверстие) просверливают или вырубают отверстия диаметром, равным ширине полотна ножовки или пилы лобзика. Пропустив через такое отверстие полотно, закрепляют его в рамке и производят резку по заданному направлению.

Шлицы более крупных размеров прорезают обыкновенными ножовками с одним или двумя сцепленными вместе полотнами (в зависимости от ширины шлицев).

Резание металла и пластмасс слесарной ножовкой. 6 класс

Резание металла и пластмасс слесарной ножовкой. 6 класс. План и презентация к уроку технологии. Автор: Масалитин Н.И., учитель ИЗО и Технологии, МАОУСОШ №2 имени Ю.А.Гагарина, село Успенское, Краснодарский край

Резание металла и пластмасс слесарной ножовкой

Теоретические сведения.

Резка металла.

Если для изготовления деталей необходимо использо­вать сортовой или листовой металл, проволоку или трубы, то для получения заготовки соответствующих размеров применяют резку металла.

Резка сортового металла небольших сечений и труб осуществляется ручными ножовками.

Полотна ручных ножовок представляют собой тон­кую и узкую ленту с зубьями на нижнем ребре. Материа­лом для них является быстрорежущая сталь марки Р9 или сталь Х6ВФ.

При резании ножовку надо держать в горизонтальном положении, нажимая на нее при движении вперед. Ско­рость перемещения 30—60 ходов в минуту. Нажим на ножовку зависит от твердости металла и размера раз­резаемой детали (твердые металлы требуют более силь­ного нажима, чем мягкие). В конце распила нажим на ножовку следует ослабить.

Полотно ножовки в прорези головок ножовочного станка нужно устанавливать так, чтобы зубья были на­правлены от ручки. Полотно натягивается завинчивани­ем барашковой гайки. Следует иметь в виду, что туго натянутое полотно при незначительном перекосе может разорваться, а слабо натянутое изгибается при резании и ломается.

Работа ручной ножовкой малопроизводительна и свя­зана с большой затратой физического труда рабочего.

Ручные ножовки:
а — обычные; б — усовершенствованной конструкции.

Производительность труда значительно повышается при пользовании приводными ножовками. Чу­гунная станина 1 приводной ножовки отлита заодно со столом 2, на котором в зажимных тисках 3 крепится раз­резаемая заготовка. Длина отрезаемой части заготовки регулируется упором 8. В направляющих хобота 5 сколь­зит рамка 4 с ножовочным полотном. Она получает воз­вратно-поступательное движение от электромотора 7.

При резке на приводной ножовке разрезаемая по­верхность детали должна охлаждаться водой или мыль­ной эмульсией. Охлаждающая жидкость поступает че­рез трубопровод 6 на режущую часть ножовки в месте разреза.

На рис. 55 представлена ручная механизированная ножовка, состоящая из корпуса 6, в котором находится электродвигатель, вращающий вал с насаженным на не- то барабаном 5. Спиральный паз барабана перемещает палец 2, закрепленный в ползуне 1.

Приводная ножовка. Ручная механизированная ножовка. Труборез для резки труб больших диаметров:
1 — резец: 2 — нажимной винт.

При вращении барабана 5 ножовка 4, прикрепленная к ползуну, совершает возвратно-поступательное движе­ние и производит резку. Планка 3 служит для упора инструмента при резании.

Применение специальных труборезов позышает про­изводительность более чем на 200%.’В труборезах обыч­ной конструкции режущим инструментом являются ро­лики, которые врезаются в стенку трубы под действием винта.

На рис. 56 показана конструкция трубореза, в кото­ром вместо режущих роликов применен резец.

Применение трубореза дает ровный, чистый срез, рас­положенный под прямым углом к оси трубы.

Резка тонких листов может производиться при помо­щи ручных, стуловых и рычажных ножниц; толстые листы режутся на приводных ножницах или при помощи газорезки.

Широко применяются механизированные ручные ножницы. На рисунке представлены ручные электриче­ские ножницы типа И-31.

Ротор электромотора 1 через червячную передачу 3 вращает эксцентриковый валик 2, с которым связан шатун, сообщающий движение верхнему подвижному но жу 4.

Электрические ножницы.

Электрические ножницы.

Нижний неподвижный нож 5 жестко связан с кор­пусом ножниц. Ножницы И-31 могут резать листовой металл толщиной: сталь до 2,7 мм, алюминий до 4 мм, медь до 3,5 мм при производительности до 2 м/мин.

Предварительный просмотр плана (фрагмент)

План-конспект урока №22 по технологии

(раздел «Индустриальные технологии»)

Тема урока: «Резание металла и пластмасс слесарной ножовкой. Пр. р. № 19. Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой ».

— ознакомить учащихся с резанием металла и пластмасс слесарной ножовкой как технологической операцией.

— воспитывать бережное отношение к металлам и искусственным материалам, результатам своего труда; аккуратность, ответственность.

— формировать р егулятивные УУД: организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; оценивание правильности выполнения учебной задачи.

1. Раскрыть понятие «Резание заготовок из металла и пластмасс слесарной ножовкой как технологическая операция» .

2. Раскрыть правила техники безопасности при резании заготовок из металла, проволоки и пластмассы.

3. Уметь разрабатывать последовательность выполнения резания заготовок из металла, проволоки и пластмассы.

4. Работать с первоисточниками, извлекая из них полезную информацию.

5. Делать выводы, обобщать.

3. Тип урока: урок открытия новых знаний

4. Формы

Формат: rar/ppt/doc. Размер архива: 704 КB. Слайдов в презентации: 9

Читайте также: