Резка судов на металл

Обновлено: 18.05.2024


В случае, когда крупное плавательное средство вышло из строя, а его ремонт невозможен, требуется утилизация и переработка. Оставлять старые корабли и баржи пришвартованными в портах запрещено и крайне опасно: в числе материалов, используемых в процессе судостроения, – сурьма, ртуть, свинец и др. С течением времени обшивка плавательного средства начинает разлагаться, а входящие в ее состав элементы попадают в воду и оседают на дно. Тяжелые металлы губительны для экосистемы, поэтому вышедшие из строя корабли следует обязательно утилизировать.

При этом старые суда подвержены возгоранию: легко воспламеняемый пластик, остатки топлива, масла могут загореться, что приведет к выбросу токсичных веществ в воздух. Утилизация списанных кораблей обязательна для владельцев плавательных средств, что регламентировано Постановлением Правительства РФ № 620 от 12 августа 2010 года.

Подготовительный этап

Утилизация судна на металлолом должна соответствовать законодательным нормам, прописанным в ФЗ № 7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды». В соответствии с установленными правилами утилизировать плавательные средства необходимо в специально отведенных местах, исключая риск экологического загрязнения (попадания токсичных веществ в воду, воздух и почву).

Резка корабля на металлолом

Первый этап сдачи судна – его правильная подготовка. Специалисты должны проанализировать состав материалов, из которых построено судно, определить степень их опасности и радиационной активности посредством спектрального и химического анализа. Полученные данные позволят предотвратить вероятность взрыва или возгорания при проведении работ.

Процедура утилизации

Следующий этап – разделка судна на металлолом. Для этого во время прилива плавательное средство заводят на мель, а после отлива приступают к демонтажным работа. Разборку производят, полностью снимая оборудование и обшивку, и оставляют только корпус.

  • разделка корпуса судна на лом;
  • резка секций на листы и блоки;
  • вынос составных частей корпуса на берег;
  • резка полученных элементов на мелкие части;
  • сортировка и отправка на переработку.

В судостроении используют ценные металлы и сплавы, поэтому можно сдать судно на металлолом и выручить существенную сумму. По окончании демонтажа и резки материалы сортируют с учетом состава и степени засоренности, после чего сдают в пункты приема для дальнейшей переработки, переплавки и применения в качестве вторичного сырья при производстве металлоизделий.

Особенности демонтажа кораблей на металлолом

Разделка судов на металлолом происходит также на плаву и в доке. До начала работ специалисты составляют технологический план, а затем обследуют закрытые емкости. Это необходимо для обнаружения, извлечения, нейтрализации горючих остатков топлива, газовоздушных смесей, масел, взрывоопасных химических веществ.

Рабочая площадка, независимо от месторасположения, должна быть ограждена. Оборудование для резки и подъемные механизмы устанавливают в строго запланированных местах с учетом расчетных нагрузок. Палубные надстройки, крупные элементы палубы и корпуса демонтируют в лом. Прочие крупные элементы после резки переносят в сухие доки, где разделывают и сортируют для последующей сдачи. В процессе работ объекты поддерживают автокраном, а затем перемещают посредством подъемной и грузовой техники.

Стоимость утилизации

Цена утилизации плавательного средства зависит от многих факторов, включая его размер, типа, дату производства, особенности эксплуатации. Окончательную стоимость определяют с учетом необходимости проведения дополнительных работ, таких как:

  • откачивание нефтепродуктов;
  • вывоз мусора;
  • буксировка к месту разделки;
  • аренда дока;
  • срочность проведения работ;
  • доставка к месту утилизации и т.д.

Корабли на металлолом принимают с учетом фактической массы, рассчитанной по окончании разделки и демонтажных работ. Полученный металлолом взвешивают, вычисляя стоимость материалов с учетом объема засора. Также на сумму выручки от сдачи повлияет размер судна и его разновидность. Сдать на металлолом можно плавательные средства всех типов, включая пассажирские корабли, сухогрузы, плавучие краны, баржи, катера, понтоны, сухогрузы и танкеры.

Особенности утилизации судов в России

Постановление Правительства России № 620 в редакции 2012 года устанавливает: любые плавательные средства необходимо утилизировать по истечении допустимого срока эксплуатации (около 30 лет). Способ проведения работ должен отвечать требованиям по защите окружающей среды, прописанных в соответственном законе.

Утилизация судна с продажей металлолома

Процедура сдачи кораблей на металлолом состоит из нескольких важных этапов:

  • поиск специализированной компании, чья деятельность лицензирована Росприроднадзором и Комитетом экономического развития;
  • подготовка пакета документов (свидетельство права собственности, судовой и машинный журнал, судовая санитарная книга и др.);
  • проведение экспертной оценки судна;
  • заключение договора с компанией;
  • получение денег от сдачи судна;
  • передача плавательного средства на утилизацию.

Сдать корабль, судоход и баржу на металлолом можно целиком или в разобранном виде.

Продажа водных судов на лом

Продажа корабля на металлолом – процедура демонтажа, разборки и утилизации судна, находящихся в критическом состоянии, не подлежащего восстановлению после аварии или поломки, списанного по истечении срока службы. Продать судно целиком или сдать лом, полученный от разборки, – сложный выбор. Он зависит от возможности проведения демонтажа, его стоимости и состояния судна (суда, пораженные коррозией, принимают по низкой цене из-за большого объема засора и дополнительных затрат на буксировку, демонтаж, переработку).

Чем сложнее условия разборки, тем выше цена проведения работ. Однако обычно стоимость демонтажа и разборки корабля ниже по сравнению с доходом, полученным от сдачи металлолома. Это позволяет покрыть расходы на утилизацию и получить существенную прибыль от продажи лома. Оптимальное решение – комплексные услуги демонтажа и приема лома, заказанные в одной компании.

Металлы в плавательных средствах

Разборка и утилизация водных судов на специальные предприятия позволяют извлечь и повторно использовать большие объемы металла. Полученное вторсырье используют в металлургии, судостроении, машиностроении и т.д. Основной вид вторсырья, получаемого в результате разборки, – достаточно дорогостоящая сталь. Использование лома при выплавке стали снижает расходы энергии и спрос на железную руду.

Корабельные провода на металлолом

Ценные цветные металлы содержатся в корабельном оборудовании. Например, в электрических проводах, которые предварительно обжигают для сдачи чистого лома. Но такая методика применяется преимущественно в кустарных условиях. Специализированные компании извлекают медные, латунные и бронзовые сплавы посредством сепараторов, шредеров, вибрирующих столов, колонн воздушной флотации и вихревых токов. Аналогичным способ перерабатывают электронные компоненты.

Выкуп списанных кораблей

Ужесточение требований Ростехнадзора к процессу эксплуатации водных судов привело к массовым списаниям кораблей, катеров, баржей. Утратив право целевого использования судна, владелец стремился скорее снять его с баланса, чтобы снизить налоговую нагрузку, не платить за аренду причала и т.д.

В короткие сроки избавиться от списанного корабля можно, продав его как крупногабаритный неразделанный, несортированный, засоренный лом. Цена выкупа будет ниже по сравнению со сдачей лома, полученного в результате демонтажа. Но плавательное средство весит несколько тонн, поэтому доход от сдачи будет достаточно высоким. Специалисты знают примерное содержание цветных и черных металлов в разных типах судов, поэтому предлагают взаимовыгодные условия владельцам. При наличии на корабле или барже вторично годных к применению деталей стоимость возрастает, поскольку их цена учитывается при приеме.

Дополнительные услуги при сдаче корабля на лом

Деятельность нашей компании лицензирована, а в распоряжении сотрудников – необходимые материалы для проведения следующих работ:

  • демонтаж плавательных средств;
  • резка крупногабаритных конструкций в металлолом;
  • разбор и утилизация списанного плавательного средства (плавучего крана, баржи, танкера, сухогруза, дебаркадера, катера, понтона и др.).

Проведение работ по утилизации, демонтажу и разборке возможно на собственных площадках нашей компании и территории заказчика. Также производим демонтаж, разборку, сортировку и хранение запчастей и узлов, оставшихся после того, как владелец сдал корабль на лом. При необходимости утилизируем запчасти и оборудование в металлолом. Поможем клиентам правильно оформить документы на списание корабля и предложим лучшие цены при выкупе.

Суда на металлолом

суда на металлолом

Корпуса большинства кораблей изготавливают из стали. Через определенный срок, он (корпус) изнашивается. Несмотря на специальное антикоррозионное покрытие, под действием щелочей, все-таки появляются следы коррозии, пробои и другие дефекты. Такие поломки исправляются, но через время чинить прогнивший корпус становится нецелесообразно.

Кроме того, поврежденный корпус может дать брешь во время перевозки груза. Это сулит не только потерей груза, а соответственно и денег, но и огромным штрафом, выписанным за загрязнение окружающей среды.

Тогда возникает вопрос: как быть с кораблем? Наиболее выгодный и популярный вариант – сдать судно на металлолом.

Преимущества сдачи судов на металлолом

Некоторые судовладельцы, не зная о возможности сдачи судна на металлолом или в связи с удаленностью судна, специально их затапливают. Стоит отметить, что делается это все нелегально и существует риск нарваться на значительный штраф. В то же время, разделка судна на металлолом, обладает множеством преимуществ:

  • Получение значительной прибыли за сдачу судна
  • Гарантия легальности сделки. Проще говоря, владелец судна обезопасен от штрафов и взысканий за несанкционированные действия по утилизации судна
  • Получение 10% гранта на приобретение нового судна. Данная позиция принята на государственном уровне. Это предпринимается для поощрения сдачи кораблей на металлолом, а не продажи их на черных рынках и затапливания.

судно на металлолом

Обычно, на металлолом сдают суда подобного рода и вида

Процедура сдачи

Решив сдать судно в лом, к примеру баржу на металлолом, необходимо знать алгоритм процесса:

  • Подбор потенциального покупателя. Найти подходящую фирму удобнее всего найти в сети
  • Сбор необходимых документов. Включает в себя документы на право собственности и технические характеристики судна
  • Проведение инспекции и оценки судна. Осуществляется сотрудником компании
  • Подписание договора об утилизации корабля.

Сдача на металлолом затопленного судна

Иногда случается, что необходимо сдать судно, которое было затоплено. В этом случае необходима специальная бригада рабочих и техника, с помощью которой этот процесс осуществляется.

Подобные услуги оказывает далеко не каждая фирма. Это вызвано двумя факторами:

  • Дороговизна оборудования. Дело в том, что для поднятия со дна затопленных кораблей, и последующая разделка судов на металлолом, требуют специфического оборудования. Подразумевается специальная плавающая платформа, с установленным на ней подъемным устройством (краном). Стоит также отметить, что габариты такой платформы довольно внушительные, ведь на ней должен располагаться механизм подъема и поднятое со дна судно
  • Плохое качество металла. Как было сказано выше, несмотря на антикоррозионное покрытие, корпус судна, под действием щелочей (морской воды), теряет первоначальное качество и начинает изнашиваться. В случае если корабль пролежал под водой длительное время, то состояние материала становится довольно плачевным. Не стоит забывать и о наросте, который образуется на корпусе судна. Доля нароста может составлять до 10% от общего веса корабля.

Видео – Подъём и утилизация затонувшего судна

Советы по выбору компании-металлоприемщика

Не каждая фирма согласится принять корабли на металлолом, а точнее взять на себя всю работу под ключ. Причина состоит из нескольких факторов.

Во-первых, для переработки металлолома, корабль необходимо порезать на более мелкие куски. Осуществляют это с помощью кислородной резки. Подобная обработка характерна большими затратами кислорода. Поэтому целесообразно применять ее для резания толстостенных (относительно) элементов. Если разделывать судно – потребуется большое количество кислорода. т.к. площадь резания большая, а металл тонкий, другими словами – это же количество кислорода потребовалось бы для резки более толстого металла, т.е. на выходе бы мы получили больший вес, а здесь весь газ израсходуется на резку тонкого металла – на выходе маленький вес металла, что совершенно невыгодно.

Теперь, во-вторых. Тонкая сталь несет еще один минус – большинство кораблей и судов изготавливают из тонкого стального проката – жести. В металлоломе такой материал имеет индекс 12А.

12А – категория металлолома, которой присуща толщина менее 4 мм. Данная категория ценится довольно низко, т. к. затраты на ее обработку велики. Следуя все приведенным советам и рекомендациям, вы сможете без труда пройти всю процедуру сдачи судна на металлолом.

masterok


Современные суда - штуковины очень большие, сделанные преимущественно из черного металла. Даже не самые крупные танкеры и сухогрузы стоят многие миллионы. Однако, как и любая другая вещь, судно постепенно изнашивается, стареет и приходит в негодность. Через несколько десятилетий после спуска на воду даже самые крутые танкеры приходится утилизировать.

Вопрос: как много на этом деле может выручить бывший хозяин?

Утилизация судов серьезный бизнес. |Фото: myseldon.com.

Возьмём в качестве примера нефтяные танкеры. Строительство на верфи «средненького» нефтяного танкера в 1990-е годы обходилось заказчикам в суммы от 100 до 150 млн долларов США. В последние десятилетия стоимость строительства судов возросла еще больше, однако подорожало и все остальное. Кроме того, сегодня утилизируются главным образом суда, поступившие на службу в 1970-1980-е годы. Тогда танкеры были заметно дешевле. Тем не менее, стоимость подобных судов даже в то время стремилась к сумме в 100 млн долларов. Само собой, столько стоит не один только металл, ведь готовый корабль — это еще и тонны дорогостоящего высокотехнологичного оборудования, и многолетняя работа тысяч специалистов и тонны цветных металлов.

Заработать много не получится. |Фото: hotgeo.ru.

Так сколько можно выручить за корабль на утилизации? Забегая вперед скажем: выручить можно много, но в разы меньше, чем обошлось строительство. Все потому, что когда торговые, пассажирские или даже военные суда отправляются в последний путь, в подавляющем большинстве случаев их сдают просто на металлолом. Суть в том, что стоимость 1 тонны лома заметно ниже стоимости 1 тонны высококачественной стали, которая закупалась для строительства морской машины.

Не менее важно и то, что за вынутые цветные металлы и снятое оборудование компании-разборщики как правило вообще ничего не платят тем, кто отдает судно на утилизацию. Конечно, процент цветных металлов в танкере или сухогрузе относительно общей массы ничтожно мал, но даже в этом случае счет все равно идет на тонны дорогостоящих материалов.

Корабли просто пускают на черный лом. |Фото: vsyako.net.

Так или иначе, но основная статья дохода хозяина судна при его утилизации – это черный металлолом. При разборке судна платят за каждую распиленную тонну. Средняя стоимость черного лома в зависимости от его качества на мировом рынке колеблется в пределах 60-150 долларов за 1 тонн (100 кг). Однако, сколько тонн железа в судне? Дело в том, что считать массу корабля утилизаторам нет никакой нужды, ведь они оплачивают лом по факту разборки. Тем не менее, для всех остальных можно сделать кое-какие прикидки.

Самый большой корабль до 2009 года. |Фото: grandstroy.blogspot.com.

Важнейшей характеристикой судна является его водоизмещение. Проблема заключается лишь в том, что существует много разных видов водоизмещения. В данном случае нас интересует так называемое «light displacement» или водоизмещение порожнего корабля без топлива, запасов, грузов и т.п. Измеряют его сразу после спуска на воду. Собственно, данное водоизмещения, по сути, и является массой корабля, так как водоизмещение – это объем воды вытесняемый погруженным в нее объектом. По закону Архимеда, масса вытесненной воды и есть масса погруженного в жидкость тела.

Утилизировали в 2009 году. |Фото: blogspot.com.

Долгое время самым большим нефтяным танкером на Земле был построенный в 1974 году «Knock Nevis». После модернизации полное (наибольшее) водоизмещение танкера составляло 657 018 тонн. При этом дедвейт судна (совокупная максимальная масса всех грузов на судне включая экипаж и запасы) составляла 567 763 тонны. Таким образом водоизмещение порожнего «Невиса» равнялось 89 255 тоннам. Во сколько обошлось строительства судна – неизвестно, однако определенно танкер стоил заметно дороже своих средних собратьев в ценовой категории около 100 млн долларов.

Утилизация все-таки приносит деньги. |Фото: Twitter.

Утилизировано судно «Knock Nevis» было в 2009 году. Есть взять самую щедрую стоимость черного металлолома, то за утилизацию громадного танкера его хозяева выручили сумму не более 13 млн 388 тысяч долларов. Как несложно посчитать – это приблизительно в 7.5 раз меньше, чем могло обойтись строительство грузового судна. Само собой в данной схеме бывают исключения. Самым частям становятся танкеры-химвозы. Такие суда оснащена огромными танками из нержавеющей стали. Для подобного оборудования (из-за его размеров) всегда делается исключение, а потому утилизация такого судна принесет заметно больше денег.

Использование плазмы для резки металлолома

плазменная резка

Плазма является высококонцентрированным источником тепловой энергии, которая с успехом применяется для разделительных операций с различными металлами. Во многих случаях резка плазмой считается более эффективной технологией разделки металлолома, поскольку не нуждается в кислороде и горючих газах, а также позволяет эффективно разделять металл в различных условиях своего применения.

Мобильная установка для резки нержавейки

Сразу хочется сказать о плюсах такого оборудования, как мобильная ручная плазморезка, применительно к теме – лома и ломозаготовки цветных металлов, а конкретнее лома нержавейки.

Часто в металлолом идут емкости из нержавейки – это могут быть обычные пивные кеги (которые необходимо утилизировать – порезать и превратить изделие в лом), другие емкости – ж/д цистерны из нержавейки, пищевые емкости, огромные цистерны на химических заводах и другое. Все эти емкости необходимо демонтировать на месте, “покрошить” для перевозки. Для резки таких изделий обычное оборудование, которым режется черный лом – кислород и пропан, не подойдет, т.к. нержавеющая сталь относится к жаропрочным сталям и температуры кислорода с пропаном будет недостаточно. В этом случае на помощь придет мобильная установка плазменной резки.

мобильная установка плазменной резки

Мобильная установка плазменной резки

С ее помощью легко можно резать нержавейку толщиной до 5мм, если требуется работа с более толстыми листами, то нужно подбирать под каждую задачу свою установку. Т.к. как оборудования подобного рода имеет высокую цену, то для начала (для демонтажа единичного объекта, где требуется порезать емкости) лучше поискать плазморезку в аренду.

Конечно, резка емкостей из нержавейки это не единственное преимущество плазменной установки, скорость резания, работа с более толстыми листами металла – вот основные преимущества “плазмы”.

Но есть и недостатки – это массивность дополнительного оборудования, а также обязательное наличие компрессора, в некоторых случая резка плазмой будет обходиться дороже, поэтому, если есть возможность, то дешевле будет резать обычным резаком – кислородом.

Видео – как работает установка для ручной воздушно-плазменной резки металла:

Принцип резки металлов высококонцентрированной плазмой

Для локального повышения температуры в зоне плазменного столба необходим мощный источник энергии (им в большинстве типов промышленных установок является обычный сварочный генератор и концентрированный поток окисляющего газа), а также герметичный объём, где возбуждается разряд.

Последовательность резки металла при газовой и плазменной резке разная. В первом случае резак имеет в своём составе две коаксиально размещённых трубы. Через одну из них – внешнюю – под большим давлением прокачивается инертный газ (это может быть аргон или двуокись углерода), задача которого – сжать поток пламеобразующего газа – кислорода, который в это же время подаётся по внутренней трубе плазмотрона. Такая конструкция ограничивает неконтролируемое распространение пламени по разделяемой поверхности, повышает энергетические характеристики источника тепла, и исключает оплавление кромок разрезаемого фрагмента лома. В стационарных аппаратах современного типа перемещение инструментальной головки может программироваться, в зависимости от конфигурации исходного изделия. Резка на плазме при помощи плазменных резаков переносного типа производится перемещением инструментальной головки самим оператором.

Принцип плазменной резки металла

В электрических плазмотронах сжатие столба дуги производится поперечным потоком среды-диэлектрика (чаще всего ею является индустриальное масло, хотя может быть и вода). Для создания больших давлений, которые достигают 5…10 ат, в комплектацию электрического плазмотрона входит также соответствующая насосная установка. Это снижает компактность оборудования, поэтому плазменные резаки с применением электрического дугового разряда применяются на специальных участках, для разделки особо крупногабаритных фрагментов лома (размерами более 200 мм). Их преимущество – высокая производительность процесса, которая достигает по стали 20000 мм 3 /мин, а при пониженных требованиях к точности – и 40000 мм 3 /мин.

Технология плазменной резки

Технология плазменной резки

Для резки лома чугуна, алюминия и других цветных металлов постепенно приобретает распространение технология мультиплазмирования, для которой характерно возбуждение электрического разряда в водной или спиртсодержащей среде. Соответствующие аппараты отличаются компактностью, однако требуют высококвалифицированного обслуживания и настройки.

Независимо от конструкции, аппарат для резки металла плазмой создаёт в рабочей зоне локальные температуры от 6000 до 20000 0 С, чего достаточно не только для размерного плавления наиболее тугоплавких металлов, но и для размерного испарения частиц, которые выносятся потоком среды из зоны разделения. Скорость потока при этом достигает 500…1000 мс.

Конструкции и работа плазменных резаков

Основным узлом газовых плазменных резаков является инструментальная головка. Она включает в себя:

  1. Защитный внешний кожух их жаропрочной стали.
  2. Сопло (в комплект к аппаратам входит несколько конфигураций, которые используются для плазменной резки различных профилей).
  3. Охлаждающий узел, которым предотвращается перегрев катода.
  4. Охладитель рабочего сопла, исключающий его тепловую деформацию, особенно при длительной резке.
  5. Трубопроводы для подачи инертного и плазмообразующего газов.

Для стационарных установок плазменной резки в конструкции предусматривается подвижный стол, на котором закрепляется разрезаемый фрагмент металлолома. Такой стол имеет программируемое перемещение с задаваемой точностью и производительностью резки.

Стационарная плазменная установка

Стационарная плазменная установка

Все электрические дугоплазмовые резаки являются устройствами прямого действия, в которых возбуждаемая дуга включается в общую электрическую цепь. Безопасность их применения обеспечивается надёжной термоизоляцией токоведущих элементов установки от прочих деталей оборудования. В качестве материала электрода используется графит марок МПГ иди ЭЭГ, хотя при малых требованиях к точности может применяться и медь. При постепенном повышении тока дуги происходит ионизация межэлектродного промежутка, и образующаяся плазма производит размерное разделение металла. Сам процесс протекает в переносной герметизированной камере, которая перекрывает всю зону разделения, и препятствует снижению рабочего давления прокачиваемой рабочей среды. При понижении давления точность такой резки заметно снижается, а сам процесс превращается в размерное плавление металла. Поэтому рабочее давление прокачки не может быть менее 3…4 ат.

Электродуговая резка плазмой – единственный способ резки лома твёрдых сплавов

Электродуговой ручной плазменный металлизатор

Электродуговой ручной плазменный металлизатор

Качество ручной плазменной резки зависит только от квалификации и выносливости оператора. Поэтому для облегчения условий его труда такие аппараты снабжаются комплектом переносных упоров. Упоры устанавливаются на сопло, вследствие чего отпадает необходимость в том, чтобы держать резак навесу.

Для работы плазменных резаков, использующих газовый способ инициирования плазмы, необходимо непрерывное поступление инертного газа (чаще – азота), при помощи которого из зоны реза удаляют грат и застывшие частицы металла. В качестве источника подачи таких газов используются либо баллоны, либо стационарная магистраль.

Все плазмотроны работают от электрического источника постоянного тока. Исключение составляет резка лома алюминия, которая ведётся на переменном токе.

Видео – как режет аппарат плазменной резки Aurora PRO Airhold 40:

Технические характеристики аппаратов плазменной резки

Ниже приведены сравнительные характеристики газовых плазменных резаков, способных разделять фрагменты лома чёрных и цветных металлов:

Модель Способ возбуждения разряда Наибольшая толщина резки, мм Напряжение питания, В Наличие компрессора Мощность, кВт Длинга шлинга, м Рабочий ток, А
Сварог CUT70 Инвертор До 20 380 9,5 1,5 20…60
FUBAG 65T Выпрямитель До 30 380 6,8 6 20…65
BRIMA CUT120 Выпрямитель До 40 400 + 18,0 3 20…120

Для выбора подходящей модели плазмотронов, реализующих электрический способ возбуждения дуги, можно воспользоваться данными следующей таблицы:

Тип Наибольшая толщина резки, мм Напряжение питания, В Рабочий ток, А Потребляемая мощность, кВт
Telwin Plasma 34 До 6 220 5…25 6,5
DecA PAC1235 До 12 220/380 5…35 4,0
HyperthermHPR800 До 160 380 До 40 24,0

Установка плазменной резки HyPerformance HPR400XD и брусок толщиной 140 мм

Способы разделки металлолома

Чем режут металлолом

Чем режут металлолом на базе приема? Предварительная разделка стального лома всегда целесообразна, поскольку обеспечивает больше порядка на приёмной площадке, и облегчает последующую сортировку металлолома. Выбор технологии и оборудования диктуется ограничениями по габаритным размерам изделия, доступности и мобильности техники, а также требованиями по размеру разрезанных фрагментов.

Технология разрезки лома в условиях стационарной площадки

Основными процессами резки лома на мерные фрагменты являются:

  1. Резка сдвигом, с применением методов пластического деформирования. В качестве оборудования применяются аллигаторные скрапные ножницы, и – реже – комбинированные пресс-ножницы.
  2. Резка высокоэнергетическими способами, среди которых наибольшее применение получили электродуговая разделка, резка плазмой и воздушно-пламенная резка на машинам портального типа.
  3. Резка водной струёй высокого давления (гидроабразивная резка) – на металлоломных площадках практически не используется.
  4. Механическая резка на пилах Геллера, фрикционных пилах и ленточно- пильных станках.

Видео – резка металлолома на площадке:

Резка лома с применением пресс-ножниц – наиболее прогрессивный и высокопроизводительный метод разрезки. Разделяемый фрагмент стального лома размещается в рабочем пространстве аллигаторных ножниц и фиксируется прижимами. После этого ножницы включаются на рабочий ход. Качающийся балансир, размещённый на кривошипном валу оборудования, совершает рабочий ход, и ножами (которые жёстко установлены на его рабочей кромке) разрезает фрагмент лома на более мелкие части. Зазор между подвижным и неподвижным ножами (неподвижный нож устанавливается на столе ножниц) может регулироваться в зависимости от прочности металла: для менее прочных он уменьшается, а для более прочных – увеличивается.

Пресс-ножницы для резки металлолома

Пресс-ножницы для резки металлолома

Скрапные ножницы оснащаются жёсткими муфтами включения, поэтому не требуют подвода сети сжатого воздуха. При надлежащей влагоизоляции они могут работать даже на открытых площадках.

Плазменная резка применяется для резки крупногабаритного стального лома, особенно из высокоуглеродистых и высоколегированных сталей, а также для лома нержавейки. Размерное плавлении с последующим отделением одной части утилизируемого узла от другой происходит вследствие высок температуры, которая создаётся в столбе дуги. Плазма образуется в результате воздействия на металл электрического заряда большой мощности. Температура при этом достигает 5000…6000 0 С, чего достаточно для эффективной резки. Если коробление разделяемых элементов нежелательно, то применяют технологию резки водной струёй, при которой температура разрезаемого металла практически не повышается. Как следствие, нет коробления и оплавления кромок.

Резка плазмой

Наиболее малопроизводительной считается технология механической резки, при которой, к тому же, образуется значительное количество стружки (иногда – до 15…20% от общей массы металлолома), которую, в свою очередь, необходимо утилизировать.

Разделка лома непосредственно на демонтируемом объекте

Особо крупные узлы и детали техники, подлежащей демонтажу и сдаче в металлолом, хлопотно и неудобно транспортировать на приёмные предприятия. В таких ситуациях резку проводят непосредственно на объекте, при демонтаже металлоконструкции. Демонтаж металлолома – полностью или по фрагментам – обязателен тогда, когда по условиям безопасности металлоконструкцию необходимо разрезать прямо на месте её нахождения (например, при завалах или иных чрезвычайных ситуациях). Чем режут металлолом на объекте? С этой целью применяют следующие технологии:

  • Резку на гидравлических переносных ножницах – не каждая организация сможет позволить себе такое оборудование – см. статью про навесные гидравлические ножницы;

Резка металлолома гидравлическими ножницами

Резка металлолома кислородом

Резка металлолома кислородом

  • Резка переносными механическими пилами – болгаркой.

см. видео – можно ли болгаркой разрезать рельс:

В первом случае применяется переносное оборудование, которое включает в себя рычажные ножницы, привод которых осуществляется от гидросистемы любого большегрузного автомобиля. Зев ножниц подобен аллигаторным, но дополнительно снабжается также специальными захватами, которые увеличивают трение, и снижают тем самым подвижность разрезаемого фрагмента во время его разделения. Гидравлические ножницы обеспечивают наиболее точный демонтаж лома.

При отсутствии данного оборудования для разрезки применяют газокислородные резаки. Их нельзя использовать при разборке завалов, но в остальных случаях, когда не требуется высокое качество разделения металла, газокислородная резка достаточно производительна, а применяемые инструменты – компактны и могут использоваться в обстановке, когда на объекте нет источников открытого пламени и взрывоопасных предметов/веществ.

Оборудование для резки газом (кислородом) – кислородный баллон, пропановый и резак

Обычные переносные шлифовальные машины («болгарки»), работающие от аккумуляторного привода – высокопроизводительный способ резки лома на объекте. Количество образующейся стружки в данных обстоятельствах значения не имеет, а качество торцев вполне удовлетворительно для последующей загрузки разрезанного лома в транспортное средство. Эффективность резки определяется ёмкостью аккумуляторной батареи.

Читайте также: