Сборка корпусов металлических судов

Обновлено: 05.10.2024

Характеристика работ. Сборка, разметка, проверка, контуровка крупногабаритных плоскостных секций со сложной кривизной, блок-секций многоярусной надстройки, крупногабаритных блок-секций для средней части судна, объемных секций с криволинейными обводами и малогабаритных объемных секций оконечностей судов со сложными обводами.
Формирование корпуса судна на стапеле или в доке из секций (плоскостных крупногабаритных и объемных со сложной кривизной, малогабаритных объемных в оконечностях со сложными обводами), блок-секций для средней части корпуса.
Разметка, проверка, контуровка корпусных конструкций при стапельной сборке и ремонте с применением оптических приборов, а также установке деталей насыщения на конструкциях со сложной кривизной.
Сборка, проверка постелей, кондукторов и кантователей для сборки крупногабаритных конструкций со сложными обводами. Сборка, разметка, проверка, контуровка конструкций из литья (штевней, пера руля, кронштейнов гребного вала, корпусов захлопок). Установка, ремонт, разметка, проверка, центровка, стыкование и обжатие листов наружной обшивки и набора к литым наружным конструкциям. Демонтаж, ремонт, изготовление и установка листов наружной обшивки со сложной кривизной. Гибка листов веерообразной и парусовидной формы и профильного проката с переменным радиусом кривизны в холодном и горячем состоянии при ремонте судов. Правка любым методом сложных корпусных конструкций из сталей и сплавов толщиной до 6 мм. Гидравлические испытания корпусных конструкций давлением свыше 2,0 до 4,0 МПа (свыше 20 до 40 кгс/кв. см) и пневматическим давлением до 0,05 МПа (до 0,5 кгс/кв. см) и давлением свыше 0,3 до 1,0 МПа (свыше 3 до 10 кгс/кв. см) с устранением выявленных недостатков. Руководство бригадой при секционном и блочном методе постройки судов.
Должен знать: способы разметки, контуровки, проверки с помощью оптических приборов при сборке, ремонте и установке крупногабаритных объемных секций, блок-секций для средней части корпуса судна, блок-секций многоярусной надстройки и секций оконечности со сложными обводами судна; способы проверочных и разметочных работ при формировании и ремонте судна на стапеле; в доке и на плаву, устройство стапель-кондукторов и сложных кантователей; правила и технические условия на гидравлические испытания давлением свыше 2,0 до 4,0 МПа (свыше 20 до 40 кгс/кв. см) и пневматические испытания давлением до 0,05 МПа (до 0,5 кгс/кв. см) и давлением свыше 0,3 до 1,0 МПа (свыше 3 до 10 кгс/кв. см) корпусных конструкций, устройство контрольно-измерительных приборов; технологию ремонта, сборки, проверки, контуровки, правки конструкций из литья; способы разметки, установки, проверки корпусов захлопок, патрубков и штевней; технологию ремонта, сборки, разметки, установки, проверки фундаментов под главные механизмы; технологические процессы и последовательность демонтажа и стыкования блоков, модулей; номенклатуру насыщения секций, блоков и модулей механизмами, оборудованием и трубопроводами; способы и методы правки сложных конструкций из тонколистового материала; правила пользования средствами малой механизации при стапельных работах, оптическими и оптико-лазерными приборами; способы проверки положения средних и крупных судов на стапеле и в доке; методы развертки листов наружной обшивки и особо сложных геометрических фигур; чтение чертежей любой сложности; технологическую и техническую документацию на выполняемую работу; конструкцию корпуса; правила разметки и последовательность гибки листов и деталей со сложной кривизной.
Примеры работ
Узловая и секционная сборка:
1. Ахтерштевни, кронштейны гребных валов и форштевни из литья - сборка, установка, проверка, демонтаж, ремонт, правка.
2. Баки, емкости, цистерны со сложной кривизной поверхности из сталей и сплавов - изготовление, сборка, проверка, ремонт.
3. Башни и рамы черпаковые земснарядов - изготовление, установка, демонтаж, ремонт.
4. Блоки зональные - сборка, проверка.
5. Кожухи дымовых труб сложные - сборка, проверка, правка.
6. Насадки гребных винтов - изготовление.
7. Обечайки основного корпуса цилиндрические и конические - сборка, проверка, установка.
8. Секции объемные и плоскостные - проверка и контуровка с помощью оптических приборов.
9. Секции бортовые объемные в оконечностях судна со сложными обводами - сборка, проверка, правка.
10. Стабилизаторы и рули сложные - сборка, проверка, правка.
11. Устройства крыльевые - сборка, правка, проверка, ремонт.
12. Фундаменты под главные механизмы - сборка в объем, проверка, правка.
13. Шлюпбалки заваливающиеся коробчатые, мачты сложной конфигурации - изготовление, сборка, правка, проверка, ремонт.
14. Штампы для гибки листов со сложной кривизной - изготовление.
Стапельная сборка:
1. Баки, емкости, цистерны со сложной кривизной поверхности из сталей и сплавов - установка, проверка, ремонт.
2. Блоки корпусов средних и крупных судов - передвижка и стыкование.
3. Винты гребные - правка лопастей.
4. Двери и крышки: противопожарные, клинкетные, водогазонепроницаемые с приводами - установка, испытания.
5. Козырьки на верхнем мостике, ветроотбойники - установка, стыкование, проверка.
6. Кожухи дымовых труб сложные - установка, правка, проверка, демонтаж, ремонт.
7. Комингсы грузовых люков и люковые закрытия - изготовление, установка, пригонка, ремонт, испытание.
8. Листы корпуса судна вварные, съемные, щиты волнорезные, газоплотные настилы - подгонка, установка, стыкование, проверка, ремонт.
9. Листы обшивки корпуса конической, коробчатой и волнообразной форм - демонтаж, установка, правка.
10. Люки световые - сборка, установка, испытание, ремонт.
11. Набор в оконечностях корпуса судна и набор по замкнутому контуру - изготовление, ремонт, замена дефектных участков.
12. Насадки гребных винтов - установка, ремонт.
13. Ниши под якорь, якорные клюзы, трубы спада цепного ящика, цепной ящик - изготовление, установка, стыкование, проверка, ремонт.
14. Обтекатели, заделки стабилизаторов - установка.
15. Обшивка наружная и набор клепаной конструкции в оконечностях судна - установка, замена.
16. Обрешетник и настил полов в машинно-котельных отделениях - изготовление, подгонка, ремонт.
17. Платформы, палубы (нижние и верхние), секции, формирующие грузовой люк, шахту машинно-котельного отделения, - установка, стыкование, правка, ремонт.
18. Раскосы, связи трубчатой и коробчатой форм плавучих буровых установок - установка, стыкование.
19. Секции бортовые в оконечностях судна - установка, стыкование, проверка.
20. Секции стабилизирующих колонн плавучих буровых установок - установка, стыковка на плаву.
21. Стабилизаторы и рули сложные - установка, проверка.
22. Связи межкорпусные объемные - установка, стыкование, проверка.
23. Устройства крыльевые - установка, правка, проверка, ремонт.
24. Фундаменты под главные механизмы - установка, проверка.
25. Шлюпбалки, заваливающиеся коробчатые, мачты сложной конфигурации - установка, проверка, ремонт.
26. Штевни из листового и профильного металла, щиты волнорезные - установка, проверка.

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ).
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов.

Изготовление узлов, секций и блоков секций корпуса

Корпус металлического судна формируется на построечном месте из предварительно изготовленных в сборочно-сварочных цехах секций или блоков секций. Применение таких крупных сборочных элементов позволяет коренным образом сократить стапельный период и снизить трудоемкость постройки судов за счет переноса значительных объемов работ со стапелей в сборочно-сварочные, механомонтажные и другие цехи. Корпус судна принято разделять на следующие сборочные элементы.

Деталь — неделимая часть корпуса судна, изготовленная из материала одной марки без применения сборочных операций.

Узел — технологически законченная часть корпусной конструкции, составленная из двух или более деталей.

Секция — технологически законченная часть корпуса судна, составленная из ряда узлов и отдельных деталей и включающая, как правило, часть доизоляционного насыщения (детали и элементы зашивки помещений).

Блок секций — объемная часть корпуса судна, состоящая из нескольких секций. Такие конструкции собирают из отдельных секций.

Блок судна — блок корпуса или надстройки с установленными в нем элементами систем устройств, механизмов, оборудования отдельных помещений и т. п.

Модулем в применении к конструктивным частям корпуса следует называть одинаковую часть корпуса, многократно повторяющуюся на судне одного проекта или на судах разных проектов (рис. 6.1).



Рис. 6.1. Расположение конструктивных модулей (1—9) в составе корпуса судна

Узлы в зависимости от их конструкции и технологии изготовления принято объединять в следующие основные группы.

Тавровые и Г-образные (прямо- и криволинейные) балки длиной более 2,5 м (рис. 6.2, а).



Рис. 6.2. Узлы корпуса судна: а — балка таврового сечения, б — кницы с прямолинейным и криволинейным поясками, в — бракеты с вырезом и пояском, г — широкая полоса с ребрами, д — полотнище из трех листов, е — объемный узел — фундамент, ж — объемный узел — кингстонная коробка

Короткие тавры, бракеты и кницы с поясками (рис. 6.2, б, в). Широкие прямо- или криволинейные полосы с продольными (поперечными) ребрами жесткости или поясками. К ним относят стрингеры (рис. 6.2, г), вертикальный киль, флоры, а также узлы; рамного набора.

Полотнища — плоские и гофрированные (рис. 6.2, д). Объемные узлы небольшой протяженности. Это разнообразные фундаменты, патрубки, коробки и др. Узлы этой труппы широко представлены на судах разных проектов и отличаются большим разнообразием в размерах и конструкции (рис. 6.2, е, ж).

Прочие узлы, к которым относят, например, пиллерсы с кницами, рамки из полос и профилей, кронштейны различного вида, сварные изделия судовых устройств, узлы мачт и др.

Секции корпуса различают трех видов.

Плоскостные — это части днища, борта, палубы, переборки и т. п., состоящие из плоского (или с небольшой кривизной) полотнища и набора (рис. 6.3, а).



Рис. 6.3. Секции корпуса:
а — плоскостные, б — полуобъемные, в — объемные

Полуобъемные (рис. 6.3, б).

Объемные — это части корпуса или отдельных конструкций преимущественно криволинейных обводов, образующие замкнутые (полностью или частично) отсеки (рис. 6.3, в). К ним относят днищевые секции со вторым дном или платформой, секции борта, включающие бортовые отсеки, секции оконечностей, секции ярусов надстроек и т. п.

Плоскостные и объемные секции в зависимости от конструкции и способа изготовления разделяют на следующие группы.

Плоскостные секции (или плоские). Такие секции наиболее часто применяют в составе корпуса. Эта группа секций состоит из двух подгрупп: секций с набором одного направления и секций с набором двух направлений. К данному типу секций относят продольные и поперечные переборки, выгородки, палубы без погиби, платформы, плоские днищевые и бортовые секции, а также секции закрытий грузовых люков.

Плоскостные гофрированные секции. Они отличаются от плоскостных секций тем, что имеют гофрированное полотнище и могут быть разбиты на две подгруппы: секции без набора и секции с набором поперек гофров. К ним относят гофрированные переборки и выгородки, широко применяемые в современном судостроении (особенно в надстройках), а также главные продольные и поперечные переборки танкеров и сухогрузных судов для перевозки насыпных грузов.

Плоскостные секции с цилиндрической погибью. К этой группе относят секции палуб, имеющие поперечную погибь, которая обычно остается неизменной по длине судна.

Плоскостные секции с переменной кривизной. К этой группе относят бортовые секции с изменяющейся по длине кривизной.

Объемные секции с прямолинейными обводами. Это днищевые секции с настилом второго дна и плоской обшивкой днища, объемные секции коффердамов и некоторые другие конструкции.

Объемные секции с криволинейными обводами. Их обычно делят на две подгруппы в зависимости от соотношения их ширины (В) к высоте набора (h). Подгруппа днищевых секций характеризуется соотношением B/h> 3, объемные секции оконечностей B/h< 3.

Объемные секции ярусов надстроек. Эта группа объединяет разнообразные объемные секции надстроек и рубок. К ним могут быть отнесены также кожухи дымовых труб и некоторые другие конструкции.

Объемные конструкции типа крупных фундаментов. К ним относят фундаменты под главные дизели, трубозубчатые агрегаты, главные паровые котлы и др.

К секциям корпуса часто относят также конструкции мачт, рулей, крупных обтекателей и др.

Корпуса малых и средних судов часто собирают на стапеле не из плоскостных и объемных секций, а из блоков секций или блоков, которые предварительно изготовляют в специальных цехах или на участках. Блок секций формируют из нескольких плоскостных и объемных секций, а также отдельных узлов и деталей (рис. 6.4). Блок (или блок корпуса) насыщен механизмами, устройствами, трубопроводами, изделиями оборудования, электрокабелями и т. п. Массу секций средних и крупных судов в настоящее время доводят до 80—150 т, а размеры по длине до 15—20 м и ширине (высоте) до 10—20 м. Масса блоков секций достигает 400—1000 т.



Рис. 6.4. Блоки секций: а — корпуса, б — надстройки

Сборщик корпусов металлических судов

Характеристика работ. Сборка плоских малогабаритных секций из углеродистых и низколегированных сталей. Разметка, контуровка по шаблону, сборка, установка и проверка простых узлов и деталей из углеродистых и низколегированных сталей при узловой, секционной и стапельной сборке. Правка простых деталей и мелких узлов на плите вручную. Сверление отверстий в неответственных деталях пневматическими машинами. Заточка применяемого инструмента (кроме сверл). Зачистка кромок под сварку, мест установки деталей и сварных швов пневматическими машинами. Нагрев и поддержка заклепок при клепке. Подбор прокладок и заглушек. Приготовление и нанесение мелового или мыльного раствора на швы корпусных конструкций при испытании. Электроприхватка, тепловая резка и пневматическая рубка при сборке конструкций из углеродистых и низколегированных сталей в нижнем положении. Выполнение работ при сборке, установке, демонтаже и ремонте плоских крупногабаритных секций, плоскостных секций, криволинейных и несимметричных тавровых узлов набора; установка скуловых книц, заделок, бракет, деталей насыщения, забойных частей ребер жесткости и т.п. под руководством сборщика корпусов металлических судов более высокой квалификации.
Должен знать: конструкции корпуса судна; наименование районов судна и места их расположения; основные теоретические линии корпуса судна; способы разметки простых деталей по чертежу и эскизу и простые построения геометрических разверток; разметку мест установки деталей на малогабаритных плоских узлах; основные свойства применяемых сталей, сплавов и электродов; методы сборки и установки узлов, плоских секций; способы обработки деталей и узлов из углеродистых и низколегированных сталей; правила подготовки конструкций под сварку; приспособления и оснастку для сборки узлов набора и плоских секций; правила чтения простых сборочных чертежей; разметочный и мерительный инструмент; принцип работы и правила эксплуатации и обслуживания применяемого пневматического, сварочного, газорезательного и механического оборудования; необходимую техническую и технологическую документацию на выполняемую работу.
Примеры работ
Узловая и секционная сборка:
1. Детали, узлы неответственные, вырезы, шпигаты в наборе, ребра жесткости, заделки, планки, кницы, рыбины, угольники, скобы - тепловая резка, электроприхватка в нижнем положении при изготовлении, сборке, пригонке, установке и демонтаже.
2. Детали насыщения плоских малогабаритных секций (скобы, бонки, планки, протекторы, шпильки, лапки) - установка по разметке.
3. Детали из алюминиевых сплавов - зачистка и обезжиривание кромок под сварку.
4. Ребра жесткости временные, рыбины - демонтаж и установка на плоских секциях.
5. Узлы тавровые прямолинейные длиной до 2 м и кницы с поясками - сборка.
Стапельная сборка:
1. Балласт - разгрузка, взвешивание, маркировка и укладка в контейнеры.
2. Кницы, планки, заделки внакрой, мелкие бракеты и детали крепления - установка по разметке.
3. Конструкции корпуса - зачистка под сварку и после снятия деталей и узлов.
4. Леса из труб - предварительная сборка узлов и демонтаж.
5. Ограждения люков и вырезов (временные) - установка и демонтаж.
6. Протекторы, стойки аккумуляторных ям, временные трапы - демонтаж.
7. Фундаменты малогабаритные под вспомогательные механизмы и оборудование - демонтаж.
8. Цемент и балласт - выбивка и демонтаж.

Профессия Сборщик корпусов металлических судов в России

Сборщик корпусов металлических судов – это технический специалист, рабочий, который выполняет технологические операции и участвует в производственном процессе по изготовлению судов и различных плавсредств. Он производит резку отдельных элементов корпуса из металлических листов, обрабатывает полученную заготовку, производит сварочные и слесарные работы при сборке корпусов и надстроечных конструкций судна. Сборщик корпусов металлических судов является сотрудником судостроительного предприятия. Также он может заниматься капитальным ремонтом морских и речных судов, заменой отдельных элементов корпуса, участвовать в ремонтах судов, производимых в сухих доках.

О профессии Сборщика корпусов металлических судов

Зарплаты: сколько получает Сборщик корпусов металлических судов *


Начинающий: 25000 ⃏ в месяц


Опытный: 45000 ⃏ в месяц


Профессионал: 65000 ⃏ в месяц

* - информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

Сборщик корпусов металлических судов востребованы в основном на судостроительных заводах. Деятельность таких предприятий ведётся достаточно активно. Происходит обновление кадров, в связи с чем необходимы грамотные и квалифицированные специалиста. Востребованность профессии высокая. На рынке труда достаточно много открытых вакансий по этой профессии.

Для кого подходит профессия

Профессия требует умения работать на технологическом оборудовании, пользоваться слесарным и монтажным инструментом, специальной оснасткой и приспособлениями. Профессия подходит тем, кто:

  • Интересуется морской тематикой;
  • Имеет склонность к изучению точных наук;
  • Занимается техническим творчеством;
  • Способен уверенно работать различным инструментом;
  • Имеет хорошее здоровье, хорошую координацию движений.

Карьера

На предприятии-работодателе сборщик корпусов металлических судов является наёмным работником исполнительского уровня. Профессиональная подготовка по этой профессии подразумевает получение знаний и навыков, необходимых для непосредственного выполнения рабочих операций, участия в производственном процессе в качестве исполнителя. Занятие руководящих должностей маловероятно. Опытные работники могут возглавлять бригаду или производственное звено. Для уверенного продвижения по службе необходимо получение высшего образования.

Обязанности

Профессиональные обязанности сборщика корпусов металлических судов включают в себя:

Читайте также: