Семь металлов в алхимии

Обновлено: 19.05.2024

Алхимия всегда была скрыта от любопытных глаз за таинственными символами. Для кого-то это наука о превращении любых материалов в золото, для кого-то – поиск эликсира бессмертия, для кого-то – трансформация человека. В ее основе лежат астрология, натурфилософия и персидская магия. Этим объясняется загадочность и многозначность языка трактатов алхимиков. Центральное место занимают в алхимии металлы. Им придается значение не просто веществ, а своего рода олицетворения космического порядка. Самые значимые металлы коррелируют с основными небесными телами. Число «семь» символизирует совершенство и полноту, высшую степень знания и мудрости.

Алхимики сопоставляли золото, серебро, железо, ртуть, медь, олово и свинец соответственно с Солнцем, Луной, Марсом, Меркурием, Венерой, Юпитером и Сатурном. Семи основным металлам, кроме того, соответствуют свои божество и цвет. Кроме того, металлы делились на совершенные (чистые) и несовершенные. Превращение металлов из несовершенных в совершенные – демонстрация процесса совершенствования. Совершенствуясь, железо превращалось в медь, медь – в свинец, и далее в олово, ртуть, серебро и, наконец, золото. Это превращение металлов – не только химический процесс. Оно может расшифровываться как путь духовного совершенствования человека. С точки зрения социально-политических взглядов этот процесс близок демократической идеологии.


Превращение простых металлов в благородные – вызов алхимиков природе. Роджер Бекон, один из первых алхимиков, описал алхимию как науку о приготовлении некоего состава или эликсира, который при прибавлении к неблагородным металлам превратит их в совершенные. Описанная в трактатах рецептура плохо поддается расшифровке до сих пор, однако некоторые образы ученые смогли разгадать. Например, «пожирающий солнце лев» — это процедура растворения ртутью золота. Расшифрованы и некоторые другие тексты, например, рецепт получения ацетона. Но большая часть открытий алхимиков так и осталось тайной для непосвященных благодаря языку символов и аллегорий.

Другие алхимические символы

Очевидно, что символика алхимиков – не только описание химических процессов, хотя они и занимают центральное место в их трактатах. Это в том числе и то, что касается всего бытия. Так, один из центральных символов алхимии – «дракон, проглатывающий свой хвост», олицетворяет многократное повторение рождения и умирания. Лежащая в основе алхимических теорий система первоэлементов также интересна для разгадывания. Четыре древнегреческих элемента – воздух, земля, вода и огонь – были дополнены алхимиками своей триадой: сера (мужское начало), ртуть (женское начало) и соль (движение или посредник).

Взаимодействие этих первоэлементов характеризует любые трансмутации веществ, итогом которых является создание философского камня. Философский камень – не только лекарство от всех болезней, эликсир вечной молодости и бессмертия, но и в более глубоком смысле – поиск человеком своей истинной духовной природы.

Цитаты и изречения о металлах

Подобно Солнцу, растапливающему воск, но делающим твердым глину, золото расширяет великие сердца, но заставляет сжиматься ничтожные.
Антуан де Ривароль (1753–1801) — французский писатель

lsvsx

Мало кому известна история обретения "Изумрудной скрижали Гермеса", и незаслуженно, обходится вниманием исследователей. А ведь вполне может быть, что мы топчем в дорожной пыли подлинный бриллиант. Для меня знакомство с алхимией, началось с этой гравюры.

Я не специалист по латыни, потому перевёл девиз так: - "Проникая в глубь земли, извлечёшь философский камень". Символика герба (или эмблемы), вопиюще масонская. Главный мотив - дуализм света и тьмы, добра и зла, запада и востока. мужского и женского. В нижней части - Земля, слева от щита с семилучевой звездой, и. Космос? Так что получается, мракобесы - алхимики по своей невежественности считают, что понятия "Земля" и "Космос" антогонистичны, да к тому же ещё и равнозначны по объёму, или значению? Они что, глупые, не в курсе, что Земля это лишь песчинка в бесконечном космосе?

Ну и сам девиз, конечно, заставляет задуматься над тем, что было в голове у того креативщика, который его сочинял. Первая мысль, которая должна приходить в голову современному просвещённому человеку, должна быть о том, что алхимики, как заблуждающиеся, тёмные неучи, надеялись зарыться в шахту, и отыскать некий булыжник. А может философский камень это вообще никакой не камень? И даже не геополимерный бетон, не керамогранит, не искусственный мрамор,а нечто такое, о чём мы понятия не имеем? Но сначала, минимум справочной информации:

Изумру́дная скрижа́ль Гермеса (лат. Tabula Smaragdina Hermetis) — важнейший памятник арабского средневекового герметизма, получивший широкое распространение в латинском переводе. Cогласно легенде текст скрижали был оставлен Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда в египетском храме и обнаружен на могиле Гермеса Аполлонием Тианским, по другой версии — Александром Македонским.

Мне одному кажется, что текст изображён "вверх ногами"?

Произведение это, по мнению оккультистов, является одним из древнейших памятников египетского герметизма. Оно представляет собою чрезвычайно сжатую формулировку основных учений герметической философии, своего рода герметический «символ веры». По одной из распространённых версий толкования «Изумрудной скрижали», на ней записан рецепт алхимического Великого Делания, то есть рецепт получения философского камня.

Всем известно, что знание - сила, но так же известно и то, что силой добровольно, бескорыстно, никто делиться не станет. Я не о тех знаниях, которые необходимы рабам, чтоб успешно работать на своего хозяина. Я о знаниях, которые позволяют хозяину держать рабов в повиновении так, чтоб рабы, при этом, искренне верили в то, что они абсолютно свободны. Предлагаю вдуматься в смысл одно цитаты из "Скрижали".

То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. ( Наш мир - матрёшка? Земля полая, и внутри то-же, что на небе? Луна, Солнце, звёзды?)

И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи. (Какой вещи?)

И подобно тому, как все вещи произошли от Единого, так все вещи родились от этой единой сущности через приспособление.

Солнце её отец, Луна её мать. (О какой сущности, порождении Луны и Солнца идёт речь? Почему ей нужны приспособления, и кто мастер, изготовляющий "приспособления"?)

Ветер носил её в своём чреве. Земля её кормилица. (Ветер - суррогатная мать?)

Вещь эта — отец всяческого совершенства во всей вселенной. (Иллюминатами пахнет, и свидетелями Иеговы, по моему.)

Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира. (Вообще что то фееричное, психоделика какая то.)

Эта вещь есть сила всяческой силы, ибо она победит всякую самую утончённую вещь и проникнет собою всякую твёрдую вещь. (Снова люциферианство. )

Отсюда возникнут удивительные приспособления, способ которых такой (то есть таков, как изложено выше). (А. Так будут и другие инструменты!)

Поэтому я был назван Гермесом Трижды-величайшим, так как я обладаю познанием трёх частей вселенской философии. (Скромняга, однако!)

Полно то, что я сказал о действии солнца". (Т.е. добавить нечего? Всё-всё-всё рассказал? А я не понял. )

То-ли лыжи не едут, то-ли я. Но не могу отделаться от ощущения того, что алхимия, это совершенно не то, что нам внушали про делание золота из свинца, и про поиски философского камня. В алхимии всё "запаролено" дважды, или трижды. А может даже "слоёв" окажется и целых семь, как в матрёшке! Тебе говорят: - "Лев", а ты должен знать, что это означает "солнце", но тут же ты должен "солнце" перевести в "золото", а "золото", скорее всего тоже имеет ещё один потайной смысл, и всего их семь. Но в каком из случаев какой смысл необходимо вкладывать, непонятно

Помните, что такое пароль? Правильно. Секретное слово, истинное значение которого известно только посвящённым. Так у военных лётчиков "коробочками" называют бронетехнику противника, а у разведчиков "славянский шкаф" не имеет ни малейшего отношения к мебели. Так что же такое "философский камень"? Ведь это пароль, сомнений в этом нет никаких.

Вот ещё одно изображение:

Надпись вверху, переводится с латыни как "Изумрудная скрижаль Гермеса. Гермес не греческий бог, а арабский алхимик, по официальной версии. В нижней части, надпись переводится дословно как "слово секретное Гермеса", а на понятном нам языке, просто "ПАРОЛЬ ГЕРМЕСА", т.е. автора манускрипта. А вот ещё один вариант гравюры, более поздний, и уже раскрашенный в цвета. Цвет в алхимии играет важнейшую роль, поэтому рассматривать удобнее всего именно это изображение.

Начну с "закорючек". Солнце и Луна это не планеты. В Алхимии каждый символ имеет своё значение, иногда несколько. Какое использовать в каждом конкретном случае, знают только настоящие алхимики. Итак:

Семь металлов алхимии соответствовали семи небесным светилам:
1) Солнце - золото,
2) Луна - серебро,
3) Венера (анкх на зелёном фоне) - медь,
4) Юпитер - олово,
5) Меркурий (анкх с "рогами") - ртуть,
6) Сатурн - свинец,
7) Марс - железо

Теперь понятно почему золото это Auro по латыни. У Солнца же аура, или корона, как известно. Луна по латыни Lunae, зато серебро по английски - silver. И правда, Луна ведь обычно серебристого цвета. Интересно , что Венера по латыни пишется как Venerem. Помните. что у Венеры есть неофициальное название, которое в России почему то не употребляют. А вот на западе, часто говорят "Русская планета". Почему? Не знает никто. Но мы то с вами знаем, что Венеты это славянское племя, эстонцы по сей день говорят про русских "VENE". А корень слова "Venerem", как раз "ВЕНЕ".

С Меркурием совсем уж красота. И на латыни, и на английском, слова "ртуть" и "Меркурий" пишутся одинаково - "Mercury" правда при сочинении латинского языка, авторы добавляли окончание "US" к словам, которые заимствовали из других языков без изменения. Так в абхазском языке, все заимствованные слова звучать точно так же, только впереди слова ставится буква "А". Вот и получилось, что у нас в Абхазии надписи на улицах такие забавные: - "Акинотеатр", "Амагазин", "Астадион", и т.п.

Сатурн по английски - lead. Не отсюда ли "лидер"? А Марс, как и положено воину, закован в железные латы, потому и ferri. Но ведь красный цвет почве придаёт именно железо! Так что получается,мракобесы алхимики знали о том, что на Марсе полным полно железной руды?

И ещё любопытный момент. Изторики утверждают, что алхимия уходит своими конями аж в древний Египет! Тогда откуда они могли знать о существовании олова? Олово то начали добывать впервые только из касситерита, руды, залежи которой существовали исключительно на Британских островах!

Ну и что в итоге, мы получим из 7 главных металлов Земли? В том, что на гравюре запечатлена формула, я не сомневаюсь, практически. Кубок в алхимии, обычно означает процесс смешивания. Причём бывает так,что смешивание производится в два, или более этапов. Тогда компоненты изображаются в том количестве, сколько требуется этапов смешивания. Играет роль и очерёдность изображения компонентов. Сверху вниз, и слева на право изображаются элементы, в порядке убывания их в пропорции смеси. В нашем случае - основной компонент - золото. Затем чуть меньше серебра, и т.д. Меньше всего в сплаве будет железа (седьмой элемент).

В результате плавки у нас будет просто золото. Не чистое, с примесями. Для чего? Большой вопрос. Пропорций я не знаю, и вряд ли кто знает. Вариантов открыть кодовое замковое устройство с семью цифрами, значительно меньше, чем вариантов приготовления нужного сплава, с требуемыми свойствами. Да и свойств этих мы не знаем.

В общем, у меня напрашивается вывод о том, что предметом алхимии являются не философский камень, и не холодный синтез, при котором свинец превращается в золото, а ни много ни мало - создание миров и существ.Дико звучит? Понимаю!

Ну вы посмотрите этот короткий ролик, и вдумайтесь о чём в нём идёт речь. По сути, в сюжете есть открытое признание о том, что законы сохранения энергии и массы можно выбросить на помойку. Разве этого мало?

Дополнение. Читать основную часть
При обсуждении статьи "Алхимия для "чайников", было высказано множество интересных мнений, и дополнений. Несколько из них достойны того, чтоб стать частью самой статьи, потому и выношу их в основной текст.

Золото из воды, бензин из воздуха.
Никому до сих пор не удавалось подсчитать точное количество версий о назначении мезоамериканских мегалитических сооружений. Я сам, например, убеждён в их утилитарном предназначении. Никакие это ни храмы, и тем более не усыпальницы.

Культовое назначение сооружений, назначение которых наука объяснить не в состоянии иными причинами, является показателем того, насколько "дремучие" современные учёные от прагматичных предков, не забивающих себе голову религиозным бредом. Я убеждён в том, что все, так называемые храмовые комплексы и пирамиды, это сугубо технологические сооружения, принцип работы которых нам не разгадать на современном этапе только лишь потому, что не хватает всего нескольких фундаментальных понятий, и законов, которые пока не открыты ортодоксальной наукой.

Я совершенно убеждён и в том, что все эти сооружения связаны с производством, добычей и переработкой драгоценных металлов. Кроме того, у меня нет сомнений в том, что в ТЕХ производственных процессах, применялись технологии, со сходными нашим, современным принципами функционирования. Есть сооружения, которые по конструкции аналогичны конденсаторам, только несоизмеримо большего размера, а соответственно и характеристики их столь же превосходят параметры современных радиодеталей. Есть сооружения, которые похожи на катушки индуктивности, резонаторы, генераторы и т.п. Но только в соединении с технологиями, используемыми в алхимии, можно наконец, хотя бы приблизительно сложить в единую картину назначение и принцип действия мегалитических сооружений.

На сегодня моя версия такова: Мачу Пикчу, Саксауйман, Теотиуанако, Пидан, Воттоваара, Ергаки, Армань, весь Урал с от Чебаркуля до Коми, всё это заводы для преобразования одних стабильных элементов в другие. Скорее всего речь о производства золота, серебра, платины, и даже неизвестных нам металлов с уникальными свойствами, которые в природе не существуют. Принципы производства базируются на явлениях, которые наша цивилизация не использует в принципе, либо использует как дикарь, колющий орехи микроскопом.

Это свойства акустики, радиационного, рентгеновского, электромагнитного, и других излучений, естественное природное электричество, и ещё, вероятно ряд явлений, среди которых, несомненно важное место занимали те процессы, которые стоят на вооружении алхимии. Чтобы отнестись к моим словам серьёзно, предлагаю ознакомиться со этим:

Автор более 600 изобретений Борис Васильевич Болотов.

НА ЗАГОРОДНОЙ даче Болотова стоит действующий макет водонефтеперегонной станции (см. фото). К одному его штуцеру подводится вода. От другого отходит патрубок, выдающий углеводороды. Между ними, внутри тумбы, похожей на стиральную машину, генерируются электромагнитные импульсы - они-то и творят небывалые преобразования одного вещества в другое.

Молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода. Под действием электроимпульса ядро атома кислорода разбивается на две неравные части: атом углерода и два атома тяжёлого водорода (дейтерий). Полученный углерод вместе с оторванным от водной молекулы водородом как раз и образует молекулу углеводородного топлива.

Произошло сразу два чуда: вода превратилась в горючие газы и возник колоссальный прирост энергии. Аппарат, к которому подвёл меня Борис Васильевич, имеет мощность 2 киловатта. А получаемого "природного" газа хватает, чтобы питать машину мощностью 100 киловатт. Выигрыш энергии - в 50 раз!

Около двадцати лет назад Болотов впервые подвёл электроимпульсы к воде и получил углеводороды. Чтобы перепроверить себя, Борис Васильевич наполнил полученным газом пустую кислородную подушку и отправил на анализ в Киевский политехнический институт и академический Институт органической химии. Хроматограмма - анализ по спектру излучения содержимого - показала: внутри содержатся пропан, бутан и другие более тяжёлые газы того же ряда, которые мы ежедневно сжигаем на кухонных конфорках.

- Ничего сверхъестественного я не совершил, - поясняет Борис Васильевич, - как я предполагаю, любая рыба способна проделывать нечто подобное своими жабрами: расщеплять водный атом кислорода на азот, водород и дейтерий - получается воздух, которым она дышит.

Легко решается и обратная задача - получение воды из воздуха. Нужно лишь небольшое количество катализатора, который притягивает группу атомов ОН к атому водорода. 100 граммов катализатора, по подсчётам Болотова, обеспечат 1 тонну воды в сутки. Вот, к примеру, и решение проблемы исчезающего Аральского моря - вернуть его в прежние берега можно за считаные месяцы.

СЕЙЧАС Болотов занят изготовлением большого котла-преобразователя для отопления своей пятиэтажной дачи. Компрессор для перекачки воды потребляет всего 60 ватт, а тепловая мощность, которую будет создавать котёл, - 200 киловатт. Коэффициент преобразования - около 3000!

Впрочем, отапливать водой дачу - это цветочки. Скоро, убеждён изобретатель, автомобили помчатся безо всякого двигателя внутреннего сгорания. За счёт расщепления молекул воды. Небольшой запас "бортовой" воды обеспечит огромное количество горючих газов, которые станут вращать турбину. Ещё проще окажется гонять по морям и океанам бестопливные корабли и подлодки: за бортом воды сколько угодно - преобразуй в топливо и плавай себе без захода в порты на дозаправку.

ХОЛОДНОЕ (при комнатной температуре) расщепление атомов - технология необозримых возможностей, о которой мечтали алхимики. Это, правда, ещё не совсем холодный ядерный синтез, когда из всякого химического элемента можно получить любой другой. Расщепление в отличие от синтеза имеет ограничение: преобразование элементов таблицы Менделеева может идти только в одну сторону - справа налево. То есть из веществ с большим порядковым номером можно получать те, у которых порядковый номер меньше. Но никак не наоборот.

Однако и это отнюдь не мало. Плохо ли: из фосфора получим кремний, из цинка - никель (кстати, именно об этом преобразовании, впервые в мире осуществлённом Б. Болотовым, сообщил уважаемый во всём научном мире журнал "Доклады Академии наук"), из свинца - золото (вот она, вожделенная мечта всех алхимиков!).

Русские учёные превращают грязную воду в драгоценные металлы.

«АиФ» писал о киевлянине Борисе Болотове (см. № 26, 2006 г., «Алхимик ядерной эры»), который получает нефть из воды и золото из свинца. Профессор кафедры электротехники Южно-Уральского государственного университета Валерий Крымский, признавая приоритет Болотова, замечает, что первым в 1956 г. идею синтеза химических элементов в электрическом разряде высказал Игорь Курчатов. Учёные Магнитогорска, Екатеринбурга, Красноярска, Москвы, каждый по-своему, добились результата, похожего на болотовский.

Вместо революции - зависть

Самой замечательной, по мнению В. Крымского, была установка, созданная в Магнитогорске изобретателем Анатолием Вачаевым. То, что он получал на протяжении шести лет, должно было стать революцией в мировой науке. А стало лишь поводом для зависти и травли, приведшей его к инфаркту и смерти. Теперь сразу несколько друзей и коллег изобретателя пытаются заново создать его установку. Успехи есть, хотя они пока скромнее, чем у Вачаева.

Он подводил к струе воды два заострённых медных электрода и пропускал между ними ток. Возникавший разряд формировал искусственную шаровую молнию, которая удерживалась катушкой индуктивности.

И вот тут происходило чудо - на выходе водной струи получался серый порошок, состоявший, как показали анализы, из смеси железа, марганца и других элементов. Притом что до обработки воды электрическим разрядом, если в ней и содержались примеси этих металлов, то в количествах, несоизмеримо меньших, чем на выходе. Мало того, процесс трансмутации элементов сопровождается колоссальным выделением энергии - ТЭС, ГЭС И АЭС обречены уйти в прошлое.

Вот всего несколько цифр: из одного кубометра воды (или одной тонны) получается 214 кг железа, 20 кг марганца и выделяется 3,2 мегаватт-часа электроэнергии (достаточно для отопления жилого микрорайона). Как подсчитал Анатолий Вачаев, на реакцию холодного ядерного синтеза он израсходовал 5 киловатт, а на выходе получил… 25 киловатт. Он пробовал менять материалы электродов, воду пропускал не дистиллированную, а намеренно загрязнённую. Всё равно во всех случаях на выходе были чистые металлы и море энергии.

Полученный серый порошок переплавили в тёмно-серую цилиндрическую болванку (на фото профессор Крымский держит её в руке). Не только распилить её, но даже поцарапать не удавалось никакими инструментами. Разрезать болванку смогли лишь электроискровым методом.

Валерий Вадимович признаётся, что создать установку, как у Вачаева, работающую в непрерывном режиме, ему пока не удалось. Однако даже его упрощённая установка с короткоимпульсными разрядами поражает результатами, которые классическая физика пока объяснить не может.

Крымский воздействовал мощными электроимпульсами на сплав алюминия и кремния. Получился новый сплав, какого прежде не было в природе: при высокой прочности он обладает большой пластичностью. Обычно эти качества исключают друг друга - либо одно, либо другое.

Когда учёный получил на своей установке сталь, её ударная вязкость оказалась вдвое выше обычной. После электроимпульсной обработки бронза уплотнилась, латунь стала не такой вязкой, алюминий обрёл повышенную теплопроводность, цинк перестал бояться коррозии, а обычно хрупкий чугун стал похожим на высокопрочную сталь.
Ещё один поразительный эффект холодного ядерного синтеза - снижение радиоактивности жидких растворов на 86%. Теперь понятно, как вернуть к жизни реки и озёра Чернобыльской зоны.

Унитазы из золота?

Когда-то Никита Хрущёв, в своих публичных выступлениях вслух мечтая о близком коммунизме, обещал, что из золота мы будем делать унитазы. Критики волюнтаризма считают его малограмотным балагуром. Однако либо Никита Сергеевич обладал мощной интуицией, либо Курчатов так его просветил, что лидер КПСС отнюдь не блефовал, а рисовал перспективы современной алхимии. Действительно, чем дорогое золото лучше дешёвого железа? Только тем, что реже встречается в природе? Так кто нам мешает добавить каждому атому железа нужное количество протонов и нейтронов, превратив его в золото?

Холодный ядерный синтез позволяет в любых количествах получать не только вольфрам, платину или, скажем, рений, который в 10 раз дороже золота. Можно синтезировать любые элементы таблицы Менделеева, в том числе ещё не открытые.

Установка Вачаева, по мнению профессора Крымского, скоро будет воссоздана. Не важно где - в Челябинске или Екатеринбурге. Её простота и надёжность позволят всю энергетику, металлургию чёрных, цветных и редких металлов перепоручить воде, причём не питьевой, а отстойной, отработанной в «грязных» технологиях, или морской, запасы которой - океаны.
________________________________________ ______________________________________

В заключении, хочу выразить отдельную благодарность Александру Баранову ( yamaha3 ) за активное участие в обсуждении, и предоставление дополнений по теме.
Очень хорошая подборка материалов по теме , где вы найдёте много полезного и интересного.

Металлы алхимиков

Алхимиков, работавших в Средние века , нельзя назвать учеными в современном смысле этого слова. Они руководствовались какими-то теориями, однако не делали попыток проверить их экспериментально. Они снова и снова повторяли манипуляции, пытаясь провести их «правильно». По представлениям алхимиков все, что нужно, уже было сказано жившими до них авторитетами. Для успеха необходимо только скрупулезно выполнять их заветы. Поэтому алхимию следует признать не наукой, а ремеслом и отчасти — искусством. В этом отличие их метода от научного: если в результате экспериментов окажется, что данная теория не подтверждается, будет предложена другая.

Художник Е.Станикова

Так что у алхимиков не было шансов заменить неправильную теорию. Например, непререкаемым авторитетом, и не только у алхимиков, пользовался Аристотель, его взгляды никто не смел оспаривать. Аристотель полагал, что при растворении соли в воде образуется новое вещество — соленая вода, в которой нет ни соли, ни воды. Осаждение соли из морской воды под действием солнечных лучей он объяснял рождением соли под влиянием солнца. Аристотель «доказал» также, что воздух ничего не весит. Он положил на весы два одинаковых кожаных бурдюка: один сплюснутый, а другой надутый воздухом. Весы остались в равновесии.

Но если философские труды Аристотеля при соответствующей философской подготовке еще можно было понять, то «отцы алхимии» изъяснялись туманным языком, понятным только адептам, то есть «посвященным». Вот как описывает Великое делание — трансмутацию, то есть превращение неблагородных металлов в золото, легендарный алхимик Василий Валентин:

«Петух пожирает лису, но затем, погруженный в воду и подгоняемый огнем, в свою очередь, будет проглочен лисой. Вся плоть, которая вышла из земли, должна распасться и снова стать землей, которой она прежде была. Как получишь то, что искал, смешай его с золотом наивысшей пробы и очищенной сурьмою в соотношении один к трем, помести в плавильный горшок и мягко нагревай двенадцать часов. Когда же расплавится, грей еще три дня и три ночи. Одна часть полученной тинктуры обратит тысячу частей трансмутируемого металла в хорошее и прочное золото».

Химики XIX века пытались расшифровать и этот широко известный отрывок, и другие алхимические трактаты, понять, каким химическим реакциям соответствует «петух, пожирающий лису» или «дракон, проглотивший свой хвост». Однако никто не мог поручиться, что расшифровка правильная. Не исключено, что и алхимики понимали эти рецепты каждый по-своему. Но мало кто из них сомневался, что «металлические свойства» веществам придает ртуть, а «неметаллические свойства» — сера:

Злато, олово, свинец, —

Сын мой, сера их отец.

И спеши, мой сын, узнать —

Всем им ртуть родная мать.

Ртуть — один из семи металлов древности, известный с незапамятных времен. Небесных тел, которые движутся по небосводу, тоже было известно семь, и считалось, что каждое из них соответствует своему металлу: «Семь металлов создал свет по числу семи планет». Солнце олицетворяло золото, Луна — серебро, Марс — железо, Венера — медь, Юпитер — олово, Сатурн — свинец, Меркурий — ртуть. С ними соотносились также греческие и римские боги: Гелиос (Соль), Артемида (Диана), Арес (Марс), Афродита (Венера), Зевс (Юпитер), Кронос (Сатурн), Гермес (Меркурий). Символы на рисунке соответствуют обозначениям металлов в алхимических трактатах. Действительно, золото блестит, как солнце, а луна — как серебро; Марс имеет красноватый цвет, точно железная окалина; Венера — одно из красивейших небесных тел (Афродита — богиня красоты), Юпитер — самая большая планета, а Зевс — повелитель богов; ртуть подвижна, словно вестник богов Меркурий. Полагали, что каждый металл зарождается в недрах Земли под действием проникающих туда лучей своего небесного тела. Эта мистическая связь казалась настолько бесспорной, что многие алхимики отказывались признавать существование вновь открываемых металлов (цинка, висмута и других), так как для них не хватало планет.

В Древнем Риме семь дней недели, как и планеты, получили названия в соответствии с именами богов, что нашло отражение во многих западноевропейских языках. Например, в английском воскресенье, Sunday — день Солнца (Sun); понедельник, Monday — день Луны (Moon); суббота, Saturday — день Сатурна; в итальянском вторник, martedi — день Марса (на латыни Martis); среда, mercoledi — день Меркурия; четверг, gioverdi — день Юпитера (на латыни — Jovis); пятница, venerdi — день Венеры. Английские названия некоторых дней недели произошли от имен не римских, а древнегерманских или скандинавских богов. Так, вторник (Tuesday) назван по имени бога-покровителя военных искусств Тиу («Tiu's day»); среда (Wednesday) — по имени верховного бога Водана (Одина), по-английски Woden, из «Woden's day» получилось Wednesday; четверг (Thursday) — по имени бога грома Тора (Thor, отсюда и thunder — гром); пятница (Friday) — по имени богини брака, любви и семейного очага Фригги (Фрии), жены Водана, со временем «Frigg's day» превратился в Friday.

Как писал Альберт Великий, «ртуть — источник и родитель всех металлов». В это свято верили все алхимики, и ртуть играла важную роль в попытках получить золото. Этим пользовались и шарлатаны: золотую монету они натирали ртутью, которая смачивает золото. В результате монета приобретала вид новенькой серебряной. При внесении такой монеты в пламя ртуть легко улетучивалась, и любой мог убедиться, что держит в руках настоящую золотую монету!

Значения металлов в алхимии

Значения металлов в алхимии

Алхимия, как внешняя, так и внутренняя, является сложной символической системой, где каждый металл связан с определенными образами, ассоциациями, которые зависимости от контекста, могут по-разному раскрывать смысл алхимического текста или действия. В этом кратком обзоре вы узнаете не только о символических значениях тех или иных металлов в алхимии, но и познакомитесь вообще с представлениями об иерархии металлов в алхимии.

Происхождение металлов (в рамках алхимических представлений)

Происхождение металлов всегда связывалось с землей. Считались, что они «растут» там, как плод в материнском чреве. Именно поэтому в алхимических трактатах и мифологической символике с ними ассоциируются хранители подземных сокровищ — гномы, альвы, цверги и так далее.

В древнем памятнике «Хуай Нань-цзы» (II в. до. н.э) сообщается , что «дыхание» центра Земли поднимается к «Пыльному Небу», там оно по прошествии 500 лет порождает желтую ртуть, которая через 500 лет превращается в золото, которое порождает по прошествии 500 лет Желтого Дракона, а Желтый Дракон проникает в самое сосредоточие Земли и там порождает подземное царство.

В некоторых странах считали, что один металл может порождать другой. Например, китайцы верили, что медь, по прошествии 700 лет превращается в киноварь, а серебро «происходит» из ртути.

Иерархия металлов в алхимии

Для алхимии характерно выстраивание металлов в некую эволюционную иерархическую цепочку в начале которой стоит железо, а в конце — золото. Это связано с тем, что для алхимиков металлы символизировали космическую энергию в застывшей форме. Поэтому извлечение их квинтэссенции рассматривалось как освобождение от иллюзий и получение Истины. Именно устранением всего «лишнего», алхимики пытались получить Философский камень.

Также некоторые алхимики считали, что даже драгоценные камни имеют металлические свойства. Например, Парацельс утверждал, что изумруд является медным камнем, карбункул и яшма — золотыми камнями, рубин и халцедон — серебряными. «Белый сапфир» — корунд, был камнем Юпитера, а гиацинт — камнем Меркурия.

Символическое значение золота в алхимии

Общие сведения: Золото, как во внешней, так и внутренней алхимии — это символ высшего совершенства, символ познания, мудрости, истинного человека, Философского камня, Эликсира бессмертия, Солнца и Бога. В христианстве золото — символ божественного духа, торжествующей веры, славы, любви.

Ассоциации с богами: Невозможно найти мифологию, в которой бы этот металл не был указанием на какого-нибудь бога — Адонис, Аполлон, Атон, Аттис, Атум, Гелиос, Дажьбог, Деметра, Дионис, Ишоко, Мардук, Митра, Осирис, Ра, Сварог, Сурья, Таммуз, Уту, Хепри, Хорс, Шамаш, Ярило и многие другие — все эти божества олицетворялись золотом.

Алхимическая аллегория: Алхимическая аллегория золота обычно представлена либо королем с короной на голове и скипетром в руке, либо солнечным диском с расходящимися лучами. По представлениям алхимиков, сплав золота (солнце, божественный дух) с серебром (луна, человеческий дух), так называемый aurum potabile, излечивает от многих болезней.

Символическое значение ртути в алхимии

Общие сведения: Ртуть занимает в алхимии особое место. Ее яркий блеск напоминал алхимикам о божественном свете, заключенном в материи. Она считалась духом всякой отдельной материальной формы. Недаром ее называли «жизненной силой всех металлов» (другое название ртути — «живое серебро»). Это объясняется тем, что она имеет жидкую форму, ассоциирующуюся у алхимиков с жидкостями, несущими жизни — дождевой водой, кровью, спермой и так далее.

Ртуть завораживала алхимиков, так как она могла вмещать в себя два полярных принципа. С одной стороны она металла, а с другой — жидкость, но при этом она все равно не смачивает поверхность. Это свойство послужило причиной того, что ртуть стала олицетворять собой Единство, как таковое. Иногда два противоположных принципа олицетворялись мужскими и женскими качествами, поэтому нередко можно встретить в алхимических трактатах символическое изображение ртути в виде гермафродита. Другими аллегорическими изображениями данного вещества были образы единорога, укрощаемого девственницей (символ примирения противоположностей) или льва, борющегося с единорогом (символ антагонизма противоположностей) и так далее.

Ассоциации с богами: Кроме того, ртуть отождествляли с Духом Божьим, носившимся над водой до сотворения мира.

Алхимическая аллегория: Согласно алхимическим концепциям, соль олицетворяла женское начало, а сера - мужское, но оба они примирялись в ртути, поэтому ей символизировали дух. У адептов внутренней алхимии, ртуть называлась «философской» субстанцией, а ее природная ипостась, считалась лишь несовершенным подобием истинной ртути.

Символическое значение серебра в алхимии

Общие сведения: Алхимики считали серебро металлом Луны. Оно символизировало девственность, женское начало, Царицу, мягкость, медлительность.

Ассоциации с богами: С серебром связаны практически все лунные боги и богини — Алфей, Анаит, Аретуза, Артемида, Геката, Гуаньинь, Диана, Иксчел, Иштар, Канон, Лусин, Майяуэль, Сарасвати, Селена, Сома, Тефнут, Тиннит, Хатор, Царпанниту, Цукуями, Чандра, Чан-э, Эндимион и прочие.

Алхимическая аллегория: Алхимическая аллегория серебра — женщина, стоящая на полумесяце в позе Мадонны.

Символическое значение свинца в алхимии

Общие сведения: Свинец в алхимии занимал важное место, так как олицетворял собой животную, «необработанную» душу человека, которую алхимик посредством духовной трансформации должен был превратить в золото, то есть сделать просветленной.

Ассоциации с богами: свинец, соотносимый с Сатурном, символизировал течение времени, недаром с ним связан греческий бог времени — Хронос.

Алхимическая аллегория: в алхимических трактатах свинец обычно аллегорически изображался в виде старика с посохом.

Читайте также: