Сгоны металлические для труб

Обновлено: 30.06.2024

Какой бы ни был трубопровод, через некоторое время он потребует ремонта. Заменить конкретную деталь в целостных системах довольно сложно, поэтому чаще всего делаются резьбовые соединения с использованием муфт и сгонов. Выясним, что такое сгон у трубопровода и что такое муфты, а также рассмотрим технологию монтажа трубопровода с использованием данных деталей.

сгоны для труб что это такое

Что такое муфта

Муфта – это соединительная деталь, ее внутренний диаметр и наружный диаметр труб имеют равный размер. Фитинг с обеих сторон имеет внутреннюю резьбу. По сравнению с муфтой длина резьбы на трубах должна быть в 2 раза короче. Тогда трубы с двух сторон будут вкручиваться в фитинг на одинаковое расстояние.

Для самостоятельного безошибочного соединения труб с применением муфты следует изучить ее специфику. При внимательном рассмотрении резьбы на трубе можно заметить, что последние витки имеют наименьшую глубину в том месте, где происходит переход резьбы в ровную поверхность. Такие витки получили название «сбег». Он заклинивает муфту. Получается так, что при накручивании на сбег деталь стопорится. Затем можно вкручивать трубу с другой стороны.

что такое сгон у трубопровода

Если резьба у трубы будет длиннее, чем у муфты, то сбег будет за ее пределами. В итоге заклинивания не произойдет, и по резьбе будет течь вода. Другими словами будет протечка. По этой причине между трубами после их соединения должно остаться несколько витков. При выполнении самостоятельной нарезки резьбы стоит помнить об этом правиле.

Муфтовый способ соединения труб является разборным, но, независимо от этого без разбора всей системы заменить конкретный участок трубопровода невозможно. Для того, что решить данную проблему было легче, на некоторых участках системы устанавливаются сгоны. А что это такое сгоны для труб узнаем из следующего раздела.

Что такое сгоны

Сгон – это соединительная деталь, которая выглядит как коротенькая трубка, у которой на одном конце резьба короткая, на другом более длинная. Сюда надевается контргайка и муфта целиком.

Рекомендуется брать сгоны для труб с достаточно длинной резьбой, иначе все детали не поместятся на участке с резьбой, и тогда потребуется увеличивать расстояние между соединяемыми концами трубы и сгона, в результате прочность соединения будет снижена.

Данная соединительная деталь наиболее часто применяется при прокладке водопроводов. Поэтому ее необходимо обрабатывать антикоррозийными средствами.

сгоны для труб размеры

Чаще всего встречаются следующие виды металлических сгонов для труб:

  • Никелированные. Данные сгоны придают трубопроводу более красивый вид, поэтому чаще всего используются в жилых помещениях. Однако они более дорогие по сравнению с обычными стальными деталями.
  • Оцинкованные. Применяются на открытых участках, где на трубопровод будут оказывать влияние атмосферные явления.
  • Стальные. Используются для трубопроводов, укладываемых в грунт. Чтобы предотвратить образование коррозии осуществляется их покраска.

Госстандартом определены такие размеры сгонов для труб:

  • 150×50×65×17 мм, где первое значение длина, второе - внутренний диаметр, третье - длина одного резьбового участка, последнее – длина другого резьбового участка;
  • 130×32×55×13 мм;
  • 110×15×40×9 мм.

металлические сгоны для труб

Также изготавливаются изделия с другими промежуточными размерами. Фитинги следует подбирать с учетом диаметра монтируемого трубопровода.

Технология сборки трубопровода

Чтобы собрать трубопровод необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  • Сначала на трубу следует накрутить муфту.
  • Затем сгон стороной с короткой резьбой вкручивается в муфту (иногда его соединяют напрямую). Детали следует закручивать до упора, тогда соединение получится надежным.
  • На длинную сторону сгона накручивается контргайка.
  • Следом за ней идет соединительный фитинг.
  • Потом конец сгона прикладывается к трубе и свинчивается муфта, таким образом, чтобы она перешла на трубу. Соединение будет проще выполнить, в случае максимального совпадения осей деталей.
  • Затем фитинг необходимо застопорить контргайкой. Для этого ее следует подкрутить к муфте, чтобы между деталями было расстояние в 2-3 см. Это пространство необходимо заполнить прядями льна. Их следует наматывать по направлению вращения гайки. Затем контргайку следует закрутить до упора. Это необходимо делать для уплотнения соединения и предотвращения протечек воды через него. Для накручивания контргайки следует использовать гаечный ключ, поскольку ее грани узкие.

сгон на трубопроводе что это

Для придания стыкам труб герметичности необходимо на резьбу наматывать фум-ленту.

Рекомендации по демонтажу

Для предотвращения появления ржавчины на газо- и водопроводах их необходимо красить. Срок эксплуатации трубопровода после покраски увеличится, однако, после этого демонтаж резьбовых соединений становится довольно затруднительным. По этой причине не стоит места с резьбой окрашивать несколько раз, достаточно одного слоя. Для облегчения разбора данные участки следует промазать консистентным жиром.

Если на разбираемом участке трубопровода соединения были окрашены несколько раз, то необходимо предварительно удалить слой краски. Для этого можно воспользоваться паяльной лампой или ножом.

Материал, из которого изготовлен фитинг, влияет на трудоемкость демонтажа. Например, накрученные на трубы из стали детали из ковкого чугуна будет не сложно открутить гаечным ключом. Такие детали практически «не срастаются» с трубами. А вот муфту из стали раскрутить ключом невозможно.

металлические сгоны для труб

Не следует усиливать ключ рычагом, иначе он будет испорчен, а деталь так и останется не открученной.

Облегчению разборки трубопровода способствует нагрев при помощи газовой горелки или паяльной лампы. Процесс нагрева может занять 15 – 55 минут. Время зависит от диаметра трубопровода. Трубу необходимо периодически поворачивать, чтобы соединение прогрелось со всех сторон.

Заключение

Итак, мы выяснили, что это - сгон на трубопроводе и муфта. С применением данных деталей создается разборное соединение трубопровода. Применение сгона обеспечивает возможность демонтажа некоторого участка системы без необходимости разбора трубопровода целиком в случае проведения ремонтных работ.

Все о стальных сгонах

Сгоном называют элемент, предназначенный для соединения трубы с батареей, тройником, краном, счётчиком или иными компонентами системы водоснабжения или газовой линии. Он применяется как облегчённый способ сменить батарею, кран или счётчик, не откручивая сам прибор или компонент от основной трубы.



Преимущества и недостатки

С помощью сгона осуществляют присоединение подающей трубы к любому из вышеперечисленных элементов в труднодоступном месте. Зачастую батарея или счётчик уже установлены, и труба подведена, однако крутить ту же батарею или счётчик, навинчивая её на трубу, окажется невозможным. Поскольку батарея подключается не одной, а с помощью двух труб – входящей и выходящей, то, даже прикрутив её к входной трубе, уже невозможно подключить её к «обратке», не используя сгон. Можно, конечно, приварить трубы к батарее напрямую, однако такая система окажется неразборной. Сгон – по сути, фитинговое соединение. Несмотря на повсеместное распространение полипропиленовых труб со стеклоармирующим слоем, полностью избавиться от чугуна и стали не удаётся.

К примеру, по ТБ и ППБ проводить газовые линии из пластиковых труб нельзя. Металлические трубы используются и при организации теплосетевых пунктов (котельных), где в пластиковом змеевике – даже с металлическими пластинами радиатора – воду для отопления не нагреешь. Подводить напрямик трубу к радиаторному блоку недопустимо – равно как и линию подачи метана к газовой плите. Для этого и нужен сгон. Это переходник, облегчающий замену труб для батарей, котлов, радиаторных нагревателей воды и иных тяжеловесных функциональных блоков.

Сгон позволяет на любом участке магистральной трубы подсоединить к «соску» ответвления батарею, змеевик, проходной стояк подачи горячей воды (идущий по всем этажам) – там, где это, действительно, необходимо.




Сгоны из нержавеющей стали, равно как и сами трубы из нержавейки, устанавливаются в чрезмерно влажных переходах и отсеках, где относительная влажность близка к 100%, а периодическая покраска этих участков существенно затруднена. Типичный случай – труба проходит за ванной или под душевым поддоном, где часто льётся вода. Сгон практически всегда сопровождается муфтой-переходником, напоминающим отдалённо длинную «трубчатую» гайку, но с плавными гранями. Для предотвращения перевинчивания муфты с одной или с обеих сторон (торцов) устанавливаются контргайки.

По американской системе (в дюймах) используют трубы с диаметром на 1/4, 1/2, ⅝, 3/4, 13/16, ⅞, 15/16 и один дюйм. Маркер «ДУ» (условный диаметр) привёл к появлению номенклатуры, предполагающей учёт в миллиметрах: наиболее распространены сгонные марки Ду20, Ду15, Ду25, Ду50, Ду40, Ду32, Ду65 и другие. Так как сгон – это небольшой отрезок трубы с резьбой на торцах, то под условным диаметром подразумевается диаметр нарезанного на торцах патрубка. Длина данного патрубка 10-20 см, причём на одном из торцов нарезается резьба не в 6, как на торце основной (подходящей) трубы, витков, а прокручивается на все 14-20. Этого достаточно, чтобы создать необходимый сбег (удлинённый запас) резьбы. Диаметр трубы (и нарезанной резьбы на ней) при переводе в европейскую (метрическую) систему чаще всего 15, 25, 32, 40 и 45 мм, но для газовых труб, например, для целого подъезда – от магистральной – диаметр такого «коллективного» трубопровода способен достичь нескольких сантиметров: от него по квартирам отводятся индивидуальные «полудюймовые» или ⅝, ¾ дюйма газоотводы, на которые и устанавливаются соответствующие сгоны (рядом с котлом и газовой плитой/духовкой).

Сантехнический, например, водопроводный, сгон зачастую изготавливается на основе латунных или бронзовых гаек и муфт, как и корпус крана-задвижки (с ручкой-рычагом или в виде Т-образного вентильного запора), косоугольного (или перпендикулярно-прямоугольного) тройника-разветвителя. Наружная и внутренняя резьба на резьбовых деталях равны друг другу по условному диаметру.

Для установки «крестовин» (три отвода на одну трубу) правила установки сгонных патрубков не меняются.




Монтаж и демонтаж

Перед тем как произвести монтаж, выбирают наиболее подходящий сгонный комплект. Для стальных сгонов строго рекомендуются детали с покрытием от образования ржавчины. Антикоррозийный слой может в несколько раз продлить срок службы подобного изделия. Для внешней привлекательности подходят никелированные комплектующие – они отличаются выраженным металлическим блеском. Оцинковка по сравнению с никелированием или хромированием гораздо более тусклая и используется, к примеру, в квартирном раздельном санузле – например, в туалете. Цены на такие изделия не слишком высоки, но своё предназначение – защита от образования ржавчины – они выполняют. Наконец, соединение будет разборным, а не цельнособранным, что ускорит и облегчит процедуру замены сантехнических компонентов. Герметичность стыков при этом окажется не хуже, чем при использовании чисто сварных соединений. Выбор типа и вида крана не имеет значения – лишь бы запчасти подошли по диаметру резьбы и трубы.

Чисто стальные применяются в местах, где необходима установка в грунте. Рекомендуется использовать именно нержавеющие трубы, так как грунт, помимо влаги, содержит щёлочи и/или кислоты, а также соли. Для предотвращения разъедания стали осуществляется покраска, покрытие битумом. Для сборки трубопровода выполняют следующие действия.

  • На патрубок навинчивают контргайку – с той его стороны, где резьба длинная. Длина резьбы должна оказаться несколько больше, чем сумма длин внутренней резьбы гайки и муфты.
  • Затем на патрубок с гайкой навинчивается сама муфта. Она прокручивается полностью – по установочной длине своей внутренней резьбы.
  • Получившийся сгон прикладывается к подводящей трубе, на которой также нарезана резьба в 6-7 витков, и муфта перегоняется на эту трубу до упора.
  • Контргайка перевинчивается следом за ней – и тоже затягивается до упора.



Монтаж, к примеру, отопительной батареи старого (времён СССР) образца или нового алюминиевого радиатора осуществляется на привинченный сгон следующим образом.

  • На сгон с противоположной, свободной стороны навинчивается другая контргайка.
  • Для вкручивания сгона в пробку – это элемент, являющийся конечным для секционно-разборных батарей, – используется просверленное в ней отверстие, совпадающее по диаметру резьбы. К слову, сделанный дополнительный отвод с противоположной стороны батареи, например, в 1980-90-е, когда горячая вода для душа бралась из отопительной системы, так как она являлась постоянно возобновляемой благодаря автоматическому поддержанию давления в котельной на случай утечки, как раз основан на таком подходе.
  • В изначально глухой пробке сверлится отверстие, нарезается внутренняя резьба, приобретаются дополнительная контргайка и сгон в сборе – и выводится отвод горячей воды из батареи, к примеру, на кухню.
  • Чтобы вкрутить сгон в пробку, для этого на противоположном его торце, подходящем к батарее, также нарезается удлинённая резьба на 20 витков, заранее ставится контргайка, и комплект вворачивается в отверстие пробки.
  • Гайка перевинчивается по направлению к пробке батареи и затягивается аналогично, как контргайка с муфтой со стороны подводящей/отводящей основной трубы.



Полученное соединение «пробка-гайка-сгон-труба» полностью разборное, обслуживаемое. Для предотвращения протечки воды и утечки газа на сгонно-пробочно-гаечных соединениях в период СССР использовали паклю, пропитанную специальной пастой-герметиком, а также применяли клей (не эпоксидный), краску и иные водонепропускающие материалы. Сегодня пропитанные паклю, нить изо льна или синтетики с успехом заменяет ФУМ-лента, но часть «самодельщиков» с не меньшим успехом применяет тонкий слой термоусадки или полимерную/тряпочную изоленту. А вот для газовой линии требования особые. Если небольшая утечка воды из отопительной системы или водопровода не оборачивается непосредственно жизнеугрожающими случаями, то утечка газа приводит к трагедии.

Газовая труба по возможности выполняется сварной на всём её протяжении. Единственные места, где устанавливается сгон или иной похожий переходник, к примеру, обычная муфта на штатном патрубке котла/духовки с длинной резьбой, – место рядом с газовым прибором, а также поблизости от газосчётчика. Использовать подручные средства для герметизации стыков недопустимо: подобная самодеятельность часто становится причиной утечки метана, взрыва и/или отравления газом в ночное время. Для монтажа/ремонта газопровода (газоотвода от магистрали) рекомендуется обратиться к газовикам. Разборка сгонного соединения осуществляется в обратном порядке. Сначала ослабляются и перевинчиваются контргайки, затем – перегоняется муфта. Перед откручиванием деталей зачистите их от слоёв краски.

Если деталь заржавела, может потребоваться отмачивание её в керосине. На место старых деталей устанавливаются новые, аналогичные – с такими же размерами и диаметром резьбы.

Сгоны для труб: конструктивные особенности и советы по установке

Обычно трубы крепятся между собой, а также присоединяются к сантехнике и газовым конструкциям при помощи муфт, внутри которых сделана резьба. Но в том случае, когда эти участки расположены слишком близко друг к другу, воспользоваться муфтой не получится, так как направление резьбы будет совпадать. Иными словами, возникнет ситуация, когда пытаются соединиться неповоротные детали. Может случиться и так, что сварка будет невозможна. Поэтому всегда имеет смысл воспользоваться сгонами – специальными промежуточными отрезками для трубопровода, обеспечивающими качественное соединение и защищающими от протечек.



Технические характеристики

Сгон выглядит как отрезок трубы, с обеих сторон которого выполнена резьба. Отрезок должен быть обязательно прямой либо угловой. С короткой стороны резьба состоит из 5 витков, а с длинной – из 20 витков и более, вплоть до 30. Коротким концом сгон подключается к патрубку оборудования, например, газового котла или батареи, длинным – стыкуется с другой трубой. По длинной резьбе также «идет» муфта подобранного размера с контргайкой.

На другую трубу помещается муфта с уплотнителем для герметизации, который прижимается контргайкой. В качестве последнего может выступать льняная пакля, сантехническая нить либо другие материалы.




Сгоны выполняются из металла, часто «усиливаются» цинковым покрытием. Если требуется достойный внешний вид труб, есть возможность приобрести элементы с никелированным покрытием. Часто на маркировке сгона указывается две цифры, например, 75/76. Это говорит, что внешний диаметр изделия составляет 76 миллиметров, а внутренний – 75 миллиметров.

Параметры (длина витков резьбы, ее диаметр и размер сгона в дюймах) должны соблюдаться по ГОСТу и соответствовать габаритам установленного трубопровода, например, 25 миллиметрам (1 дюйму). Максимальный диаметр сгона составляет 50 миллиметров, минимальный – 15 миллиметров. Если диаметр самого трубопровода больше, то решение задачи осуществляется, благодаря использованию фланцев.



Максимальная длина фитинга составляет 160 миллиметров (для диаметра в 50 мм), а минимальная – 110 миллиметров (для диаметра в 15 мм). Эти показатели опять же можно найти в ГОСТе. Однако на практике реальность часто не соответствует стандартам, поэтому лучше самостоятельно все измерять и покупать детали нужной длины.

Существует классификация сгонов в зависимости от сферы их применения: короткие, длинные и компенсирующие. Последние применяются для сантехники, батарей и других устройств с целью минимизации отклонений в пределах 5 сантиметров, обнаружившихся в ходе установки. Длина коротких сгонов составляет от 10 до 15 сантиметров, а длинных – порядка 30 сантиметров. Длина компенсирующих сгонов варьируется от 13 до 17 сантиметров.

Длинная резьба у короткого вида составляет от 5 до 9 сантиметров, а короткая – от 9 до 17 миллиметров. Вообще, размеры короткой стороны одинаковы у всех типов сгонов. Длинная сторона длинных сгонов также варьируется от 5 до 9 сантиметров. Длинная сторона компенсирующих сгонов составляет от 7.5 до 10 сантиметров.

Размеры сгонов варьируются в соответствие с ГОСТ 8969-75.




К основным плюсам эксплуатации сгонов относятся:

  • простой монтаж без сварочного аппарата;
  • отсутствие необходимости приглашать специалиста;
  • появление специального блока, упрощающего разборку в случае необходимости ремонта, прочистки или замены.




Кстати говоря, демонтаж происходит в следующей последовательности: сначала гайка, затем муфта, потом сам сгон. Осуществляется разборка при использовании рычажного ключа.

Среди минусов выделяют вероятность возникновения течи из-за отсутствия герметичности.


Предназначение

Способ соединения элементов трубопровода зависит от нескольких факторов, например, материала изготовления труб, вида транспортируемого вещества, а также условий рабочей среды. Основное предназначение сгонов для труб – подключать их к сантехнике или газовым устройствам. Здесь не подходит сварка, потому что соединение должно быть разъемным: при необходимости какой-то элемент, возможно, придется демонтировать. Например, сгоны советуют применять в сетях отопления после вентиля на стояке.

В случае поломки наличие сгона позволит легко достать элемент запорной арматуры, чтобы починить его или заменить. Сгоны пригодятся и для чугунных старых радиаторов, их наличие поспособствует очистке трубопровода. Данный элемент используется, чтобы подключить различное нагревательное оборудование: баки и газовые котлы, а также смесители. На кухне сгон пригодится при подключении плиты. Наконец, его можно использовать, чтобы создать дополнительное ответвление трубопровода.



Особенности соединения и монтаж

Сгоны способны функционировать в системах, где температура достигает 175 градусов, а давление не превышает 16 атмосфер. Фитинг продается вместе с соединительной муфтой и контргайкой стандартных размеров.

Устанавливать сгоны предстоит по определенному алгоритму. Объяснить его можно на примере детали, устанавливаемой после вентиля. Длина фитинга определяется таким образом, чтобы деталь оказалась где-то на 5 миллиметров короче, чем просвет между трубами. При этом обязательно учитывается грядущее углубление одной стороны в патрубок присоединяемого оборудования.

На длинную сторону сгона (то есть на ту, где не менее 20 витков) накручиваются стальная контргайка и соединительная муфта, идущие в комплекте. Короткая сторона обматывается по ходу резьбы льняным волокном с обязательной пропиткой любой краской, лаком или герметизирующей нитью.




Следом эта короткая сторона покрывается специальной пастой и вкручивается в резьбу патрубка, в данном случае вентиля. Сначала все делается вручную, а затем затягивается газовым ключом. В это время обязательно следует придерживать сам вентиль, например, другим ключом, чтобы он не провернулся. В противном случае вполне возможно возникновение течи.



Муфта на длинной стороне «сгоняется» вниз и накручивается на трубу при помощи газового ключа. За ней спускается и контргайка, пока между ней и муфтой не останется 3-4 витка резьбы. С другого конца муфты наматывается льноволокно, все обмазывается пастой, и контргайка затягивается.

Во время эксплуатации может возникнуть несколько типичных проблем, которые довольно легко решаются.

  • Если течет контргайка, это говорит о том, что испорчено льноволокно или иная подмотка, способная сгнивать и выгорать. В этом случае старая подмотка меняется на новую, обработанную краской или быстросохнущим лаком, что позволит противостоять влаге и высоким температурам.
  • Кроме того, гайка может течь из-за излишних движений батареи или ее патрубка либо изначального отклонения оси резьбы. Данную проблему можно устранить, но перед этим необходимо обязательно отключить отопление, перекрыв вентили. Следует также добавить, что если течь идет по резьбе, то сгон придется менять.
  • То же самое предстоит сделать и при появлении ржавчины. Последняя проблема устраняется путем монтажа латунной детали, неспособной подвергнуться коррозии либо покрыться отложениями. Эксплуатироваться сгон из латуни может практически неограниченный период времени.



Самостоятельное изготовление

Обычно сгоны производятся из стали, преимущественно оцинкованной. Если же элемент устанавливается на индивидуальный водопровод, из которого поступает вода, пригодная для питья, то предпочтение отдается латуни и нержавеющей стали. Максимально длительный срок использования специалисты отмечают у сгона из нержавеющей стали. Они заверяют, что этот материал продержится в четыре раза дольше, чем углеродистая сталь и в два раза дольше, чем оцинкованная.

Также сгон можно сделать из бронзовой, медной и чугунной трубки. В зависимости от выбранного материала будут определяться и возможные рабочие условия, и срок службы, и стоимость изделия. Например, медный сгон не будет подвергаться температурным колебаниям и ультрафиолетовому излучению. Что касается цены, то один из самых дешевых вариантов – алюминиевый элемент. В два раза дороже придется заплатить за деталь из цинка, в три раза дороже – за фитинг из нержавеющей стали.

Сгон вполне возможно изготовить собственноручно. Иногда это делается, чтобы сэкономить время и деньги, а иногда, чтобы компенсировать отсутствие в магазине детали нужной длины. Обычно самостоятельно делается только трубка, а муфта с контргайкой берутся из другого набора. При выборе подходящего материала следует помнить, что труба должна обладать стенками значительной толщины.

Рассмотрим алгоритм изготовления сгона в домашних условиях.

  • Первым делом от газовой трубы требуемого размера отрезается заготовка нужной длины. Зажав деталь в тиски, проводится обработка обоих торцов трубы при помощи болгарки, наждачки или ножовки. Рекомендуется предварительно смазать поверхность маслом, его применение значительно упростит процесс.
  • Следом на обеих сторонах предстоит нарезать витки резьбы: 20 – с одной и 5-6 – с другой. Делается это путем вворачивания плашки с направляющей рамкой в трубу, причем изначально придется приложить максимальное усилие, а потом все уже пойдет само собой. Прижимать плашку можно перестать после первых двух витков. Нарезку делают как в прямом, так и в обратном направлении.
  • Важно не забывать периодически вынимать инструмент и очищать и его, и трубу от стружки. После первичной нарезки надо будет провести еще одну, чистовую.

Грамотно подобранный материал и четкое следование инструкции поможет без проблем изготовить деталь нужного размера своими руками.

О том, как установить сгон на трубы, смотрите в видео ниже.

Сгоны для труб — размеры, устройство и монтаж в систему

Для резьбового соединения стальных трубопроводов применяют муфты с внутренней резьбой, но даже в том случае, если участки трубопровода подходят вплотную друг другу, соединить их одной деталью не получится (если это не американка с накидной гайкой) из-за одинакового направления резьбы. Для этих целей используют промежуточные отрезки — сгоны для труб, размеры и материал изготовления которых регламентируются ГОСТ.

При самостоятельном монтаже водопроводной или газовой магистрали из металлических труб, сгоны понадобятся для подключения трубопроводов к сантехническим приборам или газовому оборудованию. Для безопасного и правильного монтажа системы полезно знать основные размеры, материалы и способы изготовления данного элемента сантехнической арматуры.

Сгоны в системах отопления

Рис.1 Сгоны для труб в системах отопления, водоснабжения и газопроводах

Сгоны для труб — размеры согласно ГОСТ

Сгон представляет собой отрезок трубы с двухсторонней резьбой разной длины, ее средний размер с короткой стороны — 5 ниток, длинная имеет протяженность не менее 20 витков. Металлические или оцинкованные сгоны концом с короткой резьбой подключают к оборудованию (газовые плиты, радиаторы отопления, котлы), а по длинной резьбе перемещается соединительная муфта соответствующей длины и контргайка. При стыковке на другую трубу накручивается длинная муфта с герметизирующим уплотнителем (льняная пакля, сантехническая нить, ФУМ-лента), с другой стороны муфты намотанный уплотнитель прижимают контргайкой.

Параметры сгонов регламентированы ГОСТ 8969-75, где указаны их размер, длина резьбовых участков, диаметр резьбы в дюймах.

Внешний вид сгона

Рис. 2 Сгон — внешний вид и материалы изготовления

Где используются и устанавливаются сгоны

Сгоны применяют в водопроводах, системах отопления, газопроводах, их устанавливают:

  • В линиях водоснабжения и отопления после вентиля на стояке. Это позволяет извлечь запорную арматуру из трубопровода в случае неисправности для ремонта или замены.
  • При подводке к радиатору отопления из чугуна старого образца труб, также их применение позволяет очистить трубопровод от известковых отложений и ржавчины.
  • На подводку при подключении автономного оборудования для нагрева воды — газовых котлов, бойлеров, расширительных баков и сантехнической арматуры (смесители с разъемом елочка).
  • На трубопровод для подводки газа к бытовому и водонагревательному оборудованию — плитам, котлам.
  • Иногда сгоны используются на участках системы для получения дополнительного отвода, при этом муфту заменяют тройником, а расстояние между трубами увеличивают.

Сгоны для труб размеры

Рис. 3 Сгон для труб стальной цилиндрический – размеры по ГОСТ 8969-75.

фитинги для металлических труб резьбовые - каталог и ассортимент.

Статья по теме:

Фитинги для металлических труб резьбовые — каталог, размеры, ассортимент. Возможно. также будет интересно узнать про ассортимент фитингов для металлических труб, размеры, материалы изготовления.

Устройство соединения со сгоном и его обозначение

Стальные соединительные муфты с цинковым покрытием или без него, имеющие двухстороннюю резьбу резьбу, предназначены для соединения водо- и газопроводных труб в системах отопления, газопроводах, водопроводах и других линий с не агрессивным рабочим телом при температуре до +175 С. и давлении меньше 1,6 МПа. (16 атм. или бар.). Для соединения трубопровода с сантехническим и газовым оборудованием в состав фитинга входит соединительная муфта (имеет боковые продольные ребра для сцепления с газовым ключом) и контргайка со стандартными размерами, соответствующими наружной трубной резьбе фитинга по ГОСТ 8969-75.

Маркировка фитинга по ГОСТ 8969-75 включает в себя наименование детали (сгон), условный диаметр, материал изготовления (литера Ц для оцинкованной стали) и указание вышеприведенного стандарта. Пример маркировки — Сгон 25-Ц ГОСТ 8969-75.

Как производится монтаж сгона

Рис. 4 Монтаж сгона

Как производится монтаж сгона в систему

Муфты стальные соединительные для монтажа и устройства водопроводов, устанавливаемые после вентилей, монтируются с соблюдением следующих правил:

  • Фитинги должны иметь длину просвета между трубами не более 5 мм. с учетом углубления стороны с короткой резьбой в присоединяемое оборудование или арматуру.
  • На сторону с резьбой длиной не менее 20 ниток последовательно наворачиваются контргайка стальная и соединительная муфта.
  • Льняное волокно или нить наматываются по ходу резьбы
  • При монтаже на короткую сторону наматывают льняное волокно, смазывают его специальной пастой и ввинчивают трубу сгона в выходной патрубок вентиля вручную, а затем поджимают газовым ключом. Для удобства используют второй ключ, удерживая им корпус вентиля во избежание проворачивания на трубопроводе.

Части соединительные стальные

Рис. 5 Части соединительные стальные по ГОСТ 8965-75

  • Наворачивают на длинную сторону соединительные детали: контргайку до упора и муфту, на подсоединяемую трубу по ходу резьбы наматывают лен.
  • Сгоняют длинную муфту вниз и наворачивают на трубу, дожимая ее газовым ключом.
  • Наматывают льноволокно с другого конца муфты, обмазывают его пастой и затягивают контргайку.

Необходимо понимать, что подмотка с другого конца не попадает под резьбу муфты, поэтому уплотнение и герметизация соединения будет осуществляться за счет сдавливания волокна контргайкой. Поэтому наматывать следует большее количество витков льноволокна с таким расчетом, чтобы контргайка подходила к муфте или между ними оставался небольшой зазор (не более 1 мм.) после сильного стягивания с большим прилагаемым усилием.

Какой материал используется для изготовления сгонов

Основным материалом изготовления сгонов является обычная или оцинкованная сталь, при использовании индивидуальных водопроводов для подачи питьевой воды используют материалы, не подверженные коррозии — латунь, нержавеющая сталь.

Трубы для изготовления сгонов - размеры

Рис. 6 Размеры водогазопроводных стальных труб для изготовления сгонов ГОСТ 3262-75

Можно ли самостоятельно изготовить сгон и как это делать

При устройстве трубопроводной магистрали своими руками иногда возникает ситуация, когда требуется подборка нужной длины сгонов — заводские изделия по стандартам перекрывают лишь узкий диапазон размеров и диаметров. В этом случае используют самостоятельно изготовленную трубу, а зажимную контргайку и муфту необходимого диаметра берут от другой заготовки. Для изготовления нужно использовать подходящий по длине отрезок газовой трубы, для проведения работ потребуется плашка с держателем или клупп, масло, тиски для зажима заготовки, ножовка по металлу или болгарка для резки трубы.

монтажа сгона на ФУМ ленту

Рис. 7 Пример монтажа сгона на ФУМ ленту для установки газового счетчика

Трубогиб для круглой трубы - виды, принципы работы, изготовление.

Статья по теме:

Трубогиб для круглой трубы – виды, принцип работы, как сделать самому. Возможно будет интересно, как и каким инструментом производится гибка круглой трубы, об этом можно узнать в отдельной статье, опубликованной на нашем сайте.

Работы проводят в следующей последовательности:

  1. Отрезают от трубы заготовку нужной длины, зажимают деталь в тиски, наружные торцы с обеих сторон защищают наждачной бумагой, болгаркой или напильником.
  2. Смазывают трубную поверхность со стороны короткой резьбы, вставляют в держатель или клупп плашку и плотно прижимают ее к торцу, стараясь выдержать строго перпендикулярное положение относительно оси заготовки.
  3. Начинают вворачивать плашку в трубу, прилагая при этом максимальное усилие, после нескольких витков и схватывания зубцов плашки за резьбу, прижимное усилие не требуется.
  4. Нарезку производят в прямом и обратном направлении, периодически извлекая инструмент и очищая его от стружки чистой тряпкой вместе с трубной поверхностью.
  5. После прохода на короткой стороне 5 — 6 витков деталь переворачивают и приступают к нарезанию длинной резьбы из 20 витков на другом конце.

Рациональнее использовать при первичной нарезке старую изношенную плашку, после чего ее можно заменить новой для чистовой проходки.

Изготовление сгона своими руками

Рис. 8 Порядок изготовления сгона своими руками

Сгон является одним из распространенных вариантов подключения стальных трубопроводов к сантехнической и газовой арматуре, оборудованию. При правильном монтаже соединительная муфта обеспечивает надежное, долговечное и герметичное соединение, при необходимости фитинг подходящей длины несложно сделать своими руками.

Сгоны, бочата, резьбы и отрезки труб

Сгон сталь в комплекте муфта и контргайка чугун оц ГОСТ 8969-75 КАЗ

Несмотря на большую популярность современных пластиковых труб, стальные трубы все еще широко используются — в основном для монтажа трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения, трубопроводов систем отопления и газопроводов. Стальные трубопроводы при работе в условиях неагрессивных сред характеризуются высокой надежностью и долговечностью. Технология монтажа стальных трубопроводов требует использования специальных элементов трубной заготовки. Их применение значительно упрощает монтаж и позволяет сократить сроки его проведения.

Все необходимые элементы для комплектации стальных трубопроводов своим клиентам в Москве предлагает компания «Сантехкомплект».

Виды трубной заготовки

Монтаж стальных трубопроводов достаточно трудоемок и может требовать немалых временных затрат. Значительно ускоряет работу использование специальных элементов трубной заготовки, с помощью которых выполняется резьбовое соединение труб. Также элементы заготовки позволяют упростить прокладку трубопроводов при необходимости смещения оси.

Основные элементы трубной заготовки:

  • Сгон. Представляет собой небольшой отрезок трубы, на одном конце которого нарезана резьба, а на втором конце — короткая резьба. Применяется для соединения между собой закрепленных участков трубопроводов.
  • Бочонок. Так же, как и сгон, это небольшой отрезок трубы с нарезанной по концам наружной резьбой. Отличием от сгона является то, что резьба на обоих концах имеет равную длину.
  • Резьба приварная. Представляет собой короткий отрезок трубы, на одном конце которого нарезана короткая резьба, а второй конец заготовлен под сварное соединение с трубой. Этот элемент приваривается к стальной трубе, что делает возможным ее резьбовое соединение с другими участками трубопровода.
  • Отрезки труб. Заготовленные отрезки фиксированной длины (обычно 1 метр), на концы которых нарезана резьба. Используются для быстрого монтажа коротких участков трубопроводов, например ответвлений.
  • Скобы и отступы. Отрезки трубы криволинейной формы с нарезанной по концам резьбой. Используются при необходимости огибания препятствий или при несовпадении осей соединяемых труб.

Все виды трубной заготовки могут изготавливаться из стали без защитного покрытия. Также возможно использование элементов заготовки из оцинкованной стали, что дает повышенную устойчивость к коррозии.

Детали трубопроводов, хомуты и крепеж от «Сантехкомплекта»

Компания «Сантехкомплект» реализует все виды элементов трубной заготовки в Москве. Предлагаемые детали поставляются от ведущих металлургических предприятий. Для изготовления использована высококачественная сталь, полностью отвечающая всем требованием нормативной документации.

Применение данных изделий позволяет значительно упростить и ускорить монтаж металлических трубопроводов. При этом выгодные цены нашей компании дают возможность сократить финансовые затраты на монтаж.

Читайте также: