Шагрень на поверхности металла

Обновлено: 02.05.2024


В средние века шагрень изготавливали из шкуры животных. Она символизировала роскошь и богатство. Все дело в необычной структуре. На поверхности были рельефные бугорки. Таким способом украшали рукояти своих мечей японские самураи. В Европе до сих пор используют для декора кожу ската или акулы. В России более популярна краска шагрень.

Историческая справка

Люди всегда стремились украсить предметы интерьера и личное имущество, чтобы обозначить свой высокий статус в обществе. Слово «шагрень» образовалось от французского chagrin. В Европу термин пришел из тюркских языков в значении «лошадиный огузок». Это сыромятная кожа со спины ослов и лошадей. При грубой выделке материал покрывался рельефной текстурой.

Антикварные фигурки с шагренью

Антикварные фигурки слонов из серебра с шагреневой кожей

Еще во II веке китайские солдаты применяли шагрень для украшения боевых луков. К XVII веку декоративное покрытие стало популярным в Европе. Его изготавливали из кожи ската или акульей шкуры. Новый виток интереса к необычной текстуре возник в 1970-х годах. Декор стал частью интерьеров в стиле ар-деко.

Сегодня шагрень — вид бумаги, кожи и текстурированная краска. Этим же словом называют дефекты окрашивания, которые получаются при нарушении технологии.

Зачем нужен декор

Декоративные покрытия используют в первую очередь для того, чтобы скрыть дефекты. Во время ремонта и отделки сложно придать поверхностям идеальную геометрию. На поверхности остаются микроскопические сколы и неровности. Текстура шагрени полностью нивелирует этот недостаток, если глубина выбоин не превышает 2 мм.

Палитра красок с шагренью

Палитра шагреневых красок

Но чаще появляется задача «замаскировать» сварные швы и прочие соединения металлических изделий. На стали во время обработки образуется шероховатость и маленькие углубления. Они же могут остаться после коррозии. Достаточно покрасить проблемные участки шагренью, и все изъяны станут незаметными.

Идеальную шагрень образует порошковая краска. Ее можно распылять на различные поверхности и изделия из металла, например, входные двери.

Текстура декоративного покрытия смотрится эстетично. Но это не главное достоинство. Полимерная пленка надежно защищает поверхности от появления ржавчины и воздействия осадков, химии.

Виды порошковых покрытий

Шагреневые краски бывают пяти видов. Главным критерием классификации служит основной компонент в составе — полимер:

  1. Эпоксидный. Сохраняет предметы и металлоконструкции от воздействия едких щелочей и кислот.
  2. Полиэфирный. Подходит для защиты от негативных последствий дождя, снега, мороза и ультрафиолета.
  3. Полиэфирно-эпоксидный. Для изделий, которые будут храниться внутри помещений.
  4. Полиуретановый. Образует глянцевый блеск, стойко держит «удар» химических реагентов.
  5. Акрилатный. Свойства те же, что у полиэфирного, только выражены более ярко.

Порошковые краски

Палитра порошковых красок

Заказчик может выбрать покрытие на все случаи жизни. Для покраски дисков и кузова автомобилей подойдут полиэфирные и акрилатные составы. Чтобы защитить от коррозии промышленные металлические изделия, следует использовать эпоксидные и полиуретановые краски.

По методу полимеризации «порошки» можно разделить на следующие группы:

  1. Термореактивные. При нагревании на поверхности образуется прочная твердая пленка.
  2. Термопластические. После сушки изделие покрывается слоем эластичного полимера.

Какой вариант выбрать? Для покраски подкрылка авто подойдет термопластический состав. Металл машины лучше обрабатывать термореактивными «порошками». В этом случае эластичность не нужна.

Особенно интересный эффект дает краска с двойной колоризацией. Верхний слой шагрени будет одного оттенка, а нижний — другого.

В качестве примеров можно привести «медь на черном» или «серебро на белом». Крупнозернистый состав дает объемный рельеф, но расходуется куда быстрее, чем мелкозернистый.

Когда шагрень становится дефектом

Обычно шагрень используют для нанесения декоративного покрытия. Но есть случаи, когда шероховатость появляется сама по себе и становится дефектом. Например, оператор краскопульта хотел получить гладкую и глянцевую пленку на поверхности, а в результате образовались неровности. Вот почему это происходит:

  1. Применение грунтовок, красок и лаков низкого качества.
  2. Неправильная настройка оборудования.
  3. Большие дефекты на окрашиваемой детали.
  4. Низкая или высокая температура в камере полимеризации.

Деффект шагрени на автомобильной краске

Шагреневый дефект автомобильной краски

Зачастую причиной возникновения дефекта становится недостаточная квалификация оператора. Особенно когда нужно использовать 2-3 слоя краски. Например, полиэфирный состав нельзя наносить поверх эпоксидного. Появятся вспучивания и кратеры.

Удаление шероховатостей

Во время окраски автомобилей на поверхности порой возникают дефекты. Для жидких красок есть специальные методы борьбы с неровностями. Для этого используют мелкую наждачную бумагу, полировочные пасты и круги. После обработки шагрень сглаживается. Эффект «автомобильного целлюлита» уходит. С «порошками» это не пройдет. После просушки слой полимеров становится монолитным. Его нельзя скорректировать. Поэтому нужно уделять максимум внимания процессу подготовки и окрашивания:

  1. Грамотно настроить установку для нанесения порошковых покрытий.
  2. Снять остатки коррозии.
  3. Тщательно подготовить поверхность.
  4. Использовать составы одного вида для многослойных покрытий.
  5. Выставить правильную температуру в камере полимеризации.
  6. Провести инструктаж для операторов.

Эти меры позволят свести на нет риски появления шагрени на окрашенных поверхностях. Главное — следить за качеством работы. Оборудование и краску для создания идеальной декоративной текстуры можно заказать в Центре порошковых покрытий «Радар».

Как красить без шагрени: причины возникновения дефекта и методы ликвидации, шагрень как достоинство

Вопросом как покрасить без шагрени металл задаются многие начинающие специалисты по окрашиванию автомобилей. Если шагрень при покраске стен это нормальное явление, то на поверхности автомобиля это считается серьезным минусом. Сейчас мы поговорим о том, возможна ли вообще покраска без шагрени своими руками, как с ней бороться, а также расскажем, где она даже может быть полезна.

Справедливости ради сразу следует сказать о том, что даже самый опытный специалист полностью не застрахован от появления такого визуального дефекта поверхности. Четкая, наработанная и проверенная годами инструкция, конечно же, существует. Но конечный результат здесь зависит от правильного и точного проведения достаточно большого количества операций.

На фото - эффект шагрени на металле.

На фото – эффект шагрени на металле.

Шагрень на стене.

Шагрень на стене.

Что это за явление и насколько оно опасно

  • Мы все восхищаемся сияющими автомобилями с отполированным до зеркального блеска кузовом. Также, почти каждый замечал, что при близком рассмотрении, краска на кузове некоторых машин как бы слегка подернута рябью или похожа на апельсиновую корку. Вот именно этот эффект и называют шагренью. Среди профессионалов его еще называют автомобильным целлюлитом.
  • Целостности металла это никак не угрожает, на аэродинамических свойствах поверхности также не отражается. Данный дефект скорее относится к разряду эстетических, нежели физических. Но все же, не очень приятно осознавать то, что ваша любимая «ласточка» выглядит не так эффектно как раньше.
  • Покраска без шагрени – это, прежде всего, знание и понимание всех основных причин ее появления. Такой результат может возникнуть из-за стечения нескольких факторов, но наиболее часто встречающейся причиной можно назвать нечеткое соблюдение атмосферных и температурных требований.

Брак при покраске автомобиля.

Брак при покраске автомобиля.

Причины возникновения дефекта и методы ликвидации

  • Принцип высыхания автомобильных эмалей строится, по большей части, на испарении растворителя с поверхности. Скорость высыхания красок зависит от степени летучести растворителя. Но кроме этого на скорость испарения также сильно влияет температура в боксе, общая влажность воздуха и наконец, степень насыщенности атмосферы растворителем.
  • Казалось бы, нет ничего проще, развести краску посильнее, и проблема решена. Но в таком случае чересчур жидкий состав даст потеки на поверхности. А излишне густая краска сразу приведет к шагрени.
    Поэтому, для достижения золотой середины, нужно учитывать еще целый ряд следующих факторов.
  1. На упаковке любой качественной автомобильной эмали всегда есть инструкция, с точным указанием пропорций смешивания. Относиться к этому нужно серьезно, смешивание «на глазок» здесь не пройдет. У каждого профессионала есть отградуированные емкости для точного соблюдения пропорций.
  2. Но правильные пропорции это еще не все. Много зависит от качества самого растворителя, он может испаряться слишком быстро или наоборот медленно. Совет здесь один, следовать рекомендациям производителя, как правило, под каждый вид краски для отделки выпускается свой растворитель.

Эффект «антик».

Важно: данные, которые производитель указывает на упаковке растворителя, верны только для профессиональных боксов с хорошей вентиляцией.
Если вы решили красить в простом гараже своими руками, приготовьтесь к тому, что состав будет сохнуть дольше.

Режимы работы краскопультом.

Режимы работы краскопультом.

    1. Бокс для окрашивания автомобиля должен иметь стабильную температуру, профессионалы советуют держаться в пределах 18 – 23º С. При большей или меньшей температуре нужно будет регулировать густоту состава, увеличивая или уменьшая пропорции смешивания. Как вариант, можно поэкспериментировать с расстоянием от краскопульта до поверхности. (См. также статью Пульверизатор для покраски: особенности.)
    2. Много зависит от стабильности давления в системе. Покраска шагренью может получиться, если не отрегулирован компрессор. Спонтанные выхлопы воздуха спровоцируют не равномерное нанесение краски и как следствие, появление дефекта.
    3. Большое значение имеет диаметр сопла краскопульта и расстояние до поверхности. Дело в том, что при большом расстоянии, некоторая часть краски может высыхать еще до соприкосновения с металлом, особенно это актуально при высоких температурах.
    4. Большое значение имеет соотношение температуры автомобильной эмали и температуры металла. Если попытаться наносить холодный состав на теплую поверхность, велика вероятность образования различных дефектов.
    5. Также следует строго следить за временем сушки металла между нанесением слоев, здесь главное не спешить, состав должен надежно схватиться. Начинающие специалисты часто допускают распространенную ошибку, желая побыстрее высушить поверхность, они пользуются направленным потоком воздуха из краскопульта, это почти всегда приводит к образованию шагрени.

Окрашивание краскопультом.

Совет: как упоминалось ранее, регулировать можно температурой в помещении, уровнем вентиляции или растворителем.
Так вот, не нужно менять сразу несколько параметров, если вы решили работать с пропорциями разведения, значит, все остальные данные должны быть стабильны.
В противном случае вы не поймете, из-за чего возник дефект.

Бокс для покраски автомобиля.

Бокс для покраски автомобиля.

  • Профессионалы советуют перед началом окрашивания металла, попробовать свои силы на тестовом листе бумаги. Причем состав наноситься в несколько слоев, до образования потеков. Бумагу лучше наклеить на жесткую поверхность.
  • Еще одна очень важная деталь, покраска без шагрени не возможна, если у вас низкокачественный инструмент. Народная мудрость, которая гласит, что скупой платит дважды, здесь верна на все 100%.
  • Цена хорошего краскопульта начинается от 2000 рублей, кроме того, компрессор должен быть как минимум полупрофессиональным. Нагнетатели воздуха, которые хорошо подходят для водоэмульсионной краски, с автомобильными эмалями не справятся. Диаметр сопла пистолета нужно регулировать после каждой покраски, потому как даже самые лучшие краскопульты, в процессе работы слегка расстраиваются.

Шлифовка автомобиля.

Удаление эффекта шагрени

  • Даже у высококлассных профессионалов иногда возникает легкая рябь на кузове машины. Совсем не обязательно полностью перекрашивать автомобиль, так как убрать шагрень после покраски можно при помощи поэтапной полировки. Работа эта не сложная, но также требует внимания и аккуратности.
  • Прежде всего, следует приготовить, как минимум, ведро слегка теплой, лучше дистиллированной воды, в ней не должно быть никаких загрязнений или моющих добавок.
  • Наждачная бумага потребуется в широком ассортименте, начиная от Р1200 – Р1500 для первичной обработки, до Р2000 – Р2500 – Р3000, для конечной шлифовки. Кроме того после обработки наждачной бумагой, нужно будет отполировать при помощи полировочных паст. Здесь используются №74 и №75 или можно полировать пастой 3М, причем как чистый абразив, так и под переход. (См.. также статью Грунтовка под шпаклевку своими руками.)

Правильная полировка.

Совет: в качестве основы под наждачную бумагу лучше использовать жесткую резину, но если вам удобно, то можно воспользоваться деревянным бруском.
Бумага перед эксплуатацией замачивается в воде, до тех пор, пока не свернется в трубочку.
Делается это для того, чтобы абразивный слой размок и стал более мягким.

Шлифовальные круги и полировочные пасты.

Шлифовальные круги и полировочные пасты.

  • Начинается обработка с матирования поверхности наждачной бумагой Р1500, после чего, плавно делается переход на Р2000. Во время затирания бумагой, нужно постоянно смывать поверхность чистой водой, остатки влаги удаляются при помощи куска жесткой резины.
  • Полировать вручную можно, но это потребует определенной сноровки, так как нажим должен быть равномерным. Если у вас нет должного опыта, то лучше воспользоваться шлифовальной машиной, можно приспособить для такой работы электродрель или болгарку с регулятором скорости вращения, оборудовав их специальными насадками.
  • Как матирование, так и полировку нужно производить равномерно, не задерживаясь на одном месте и с одинаковым усилием прижимая инструмент к поверхности. В противном случае, на металле останутся характерные полосы и перепады, которые будет достаточно проблематично ликвидировать впоследствии.
  • Конкретно для удаления эффекта шагрени современная промышленность выпускает специальные полировочные круги, зернистость у них может быть типа Р2000 и Р3000, но они отличаются от наждачной бумаги тем, что идут на мягкой основе. Работать таким инструментом намного проще и эффективней.
  • После тщательного матирования, устанавливается специальная мягкая насадка для полировки и начинается процесс полировки. Процесс достаточно долгий и можно сказать нудный. Используется, как минимум 3 вида полировочной пасты, от крупного абразива к более тонкому. При каждом переходе на более тонкую пасту, обрабатываемая поверхность должна вымываться.

Профессиональный краскопульт.

  • Полировка лакового покрытия и удаление с его поверхности дефекта шагрени несколько проще. Гораздо сложнее, с профессиональной точки зрения, ликвидировать дефекты с окрашенной поверхности до нанесения лака. Дело в том, что матирование и удаление волн с краски, при помощи абразивов с зернистостью Р1500 и Р2000 здесь не приемлемо, так как адгезия с лаковым составом будет очень низкая и при любом, даже легком ударе, лак будет отслаиваться.
  • В таких случаях поступают иначе, зачистка окрашенной поверхности производится наждачной бумагой с зерном Р1200, высококлассные профессионалы, имеющие твердую, набитую руку, пользуются даже Р1000. Но работа выполняется с очень легким нажатием, потому, что эмаль достаточно легко повредить. После такого ошкуривания, поверхность вымывается, сушится и наносится лаковый слой.
  • Но если даже после такой обработки и полировки дефекты не удается удалить, то здесь единственным выходом будет полное снятие лакокрасочного слоя и новая покраска.

Полировка кузова.

На видео в этой статье показан процесс полировки разобранного кузова автомобиля.

Когда шагрень это достоинство

Порошковые составы.

  • Если в автомобильной промышленности данный эффект считается серьезным недостатком, то во многих других направлениях, это уже завидное достоинство. Допустим для покрытия торгового оборудования или сейфов специально выпускается порошковая краска шагрень.
  • Благодаря своему оригинальному внешнему виду и рельефу, такое покрытие часто используется для скрытия мелких, незначительных дефектов, царапин, сварных швов и т.д. Визуально выглядит так, как будто это было преднамеренное дизайнерское решение.
  • Порошковые составы делятся на 3 основных вида, это краски на эпоксидной основе, на полиэфирной основе и смешанные составы, имеющие эпоксидно-полиэфирную основу.
  • Покрытие может быть глянцевым и иметь широчайшую гамму цветов, как например огнезащитные краски по металлу Полистил или матовым одноцветным, как например серебристая электропроводная краска Zinga. Кроме того сама внешняя структура «апельсиновой корки» может быть крупной или мелкой.
  • Порошковые составы вообще и порошковая краска шагрень в частности, являются продуктами новых современных технологий, поэтому они обладают уникальной устойчивостью к механическому и химическому воздействию, плюс долговечности этих составов можно позавидовать.

Полупрофессиональный компрессор.

  • При подборе состава, следует отталкиваться от условий эксплуатации данной вещи. Если вам необходимо защитить металлический предмет, находящийся на улице и испытывающий на себе все сюрпризы погоды, то лучше взять полиэфирную краску.
  • Если требуется устойчивость к химически активным веществам, то следует взять состав на эпоксидной основе. Ну а для вещей находящихся в помещении, берется эпоксидно-полиэфирная смесь.
  • Порошковая краска шагрень единственная, с помощью которой можно добиться эксклюзивного визуального эффекта «антик». Суть его заключается в том, что вершины бугорков имеют оттенок, слегка отличающийся от цвета основы. В результате получается очень красивый отлив. Это может быть «серебряное на желтом» или «золотое на сиреневом» и множество других сочетаний.

Ассортимент порошковых красок.

Ассортимент порошковых красок.

Вывод

Если вы к этому не готовы, то обратитесь к профессионалам, в настоящее время можно найти сервис, где цена на полировку будет доступной. На видео в этой статье показан один из способов окраски автомобиля.

Шагрень после покраски автомобиля – как бороться с неприятностью?






Окрашивание поверхности должно проводиться на тщательно вычищенном основании, чтобы малейшие изъяны не проявились под слоем краски. Но не всегда подобный вариант соблюдается, и появляется слой, напоминающий апельсиновую корку. Подобный эффект в ряде случае создают специально, и называют шагренью. Однако часто требуется избежать неровной поверхности, тогда нужно знать, как красить без шагрени. Подробно обо всех вариантах будет рассказано далее.

Как распознать шагрень

Что такое шагрень при покраске, необходимо понимать, чтобы знать, как с ней бороться и удалить при возникновении эффекта. Эффект представляет собой наличие неровных образований различного размера, могут быть очень мелкие шероховатости, и более крупные, доходящие до нескольких сантиметров. Наиболее заметна проблема на металле, обычно на автомобильном основании.

В определение дефекта можно упомянуть корку апельсина, шагрень очень схожа с ней по виду. Появившуюся шагрень при покраске сложно снимать, в ряде случаев приходится полностью убирать слой и наносить новый.



Эффект представляет собой наличие неровных образований различного размера.

Разновидности

Разделение шагрени на типы возможно по размерному принципу. Выделяют от мелких до крупных. Первые достигают всего несколько миллиметров, а последние могут составлять несколько сантиметров. В зависимости от типа и будет определяться метод того, как убрать шагрень на лаке. Чем она меньше, тем процесс будет легче.



В зависимости от типа и будет определяться метод того, как убрать шагрень на лаке.

Как удалить дефект?

Даже в идеальных условиях небольшой дефект на лаке все-таки проявится, поэтому следует знать, как убрать шагрень после покраски.

Простая шероховатость убирается при помощи полировки. Вначале готовят ведро теплой и чистой воды, наждачную бумагу зернистости от P1200 до P1500. Окончательную полировку выполняют наждаком P2000-P2500. Финальный шаг – полировка с пастой 74 или 75.

Для идеального результата полирования нужно три пасты. Их используют после матирования наждаком с водой. Важна равномерность, в противном случае можно получить полосы. Хорошо зарекомендовал себя продукт от 3М.


Шагрень на краске следует удалять до лакирования. Матирование с использованием наждака P2000 не даст нужного сцепления. Лак будет отслаиваться. Поэтому при полировке краски нужны жесткие абразивы. Высокий уровень адгезии получится шлифовкой крупным зерном – P1200 и крупнее.

Убирать дефект можно при помощи специальных абразивов – например, кругами Trizact. Это специальные, удаляющие дефекты абразивы. Если заполировать поверхность не удалось, то придется перекрашивать автомобиль.


Причины возникновения

Чтобы не тратить время на удаление шагрени с авто, необходимо разбираться в причинах, почему лак ложится шагренью. Выделяют следующие причины возникновения дефекта при покраске лакокрасочной продукцией автомобиля:

  • Нанесение некачественной продукции, лаки, краски и грунтовочные растворы должны подбираться правильно;
  • Неверная настройка устройства, которым проводилось окрашивание, примером служит невыбранные параметры подачи краски и воздуха для ее распределения на краскопульте;
  • Плохая подготовка поверхности к покраске, остаются мелкие изъяны;
  • Неподходящие условия для материалов и устройств, которые используются при процессе.

Когда для покрасочных работ используется краска не надлежащего качества, то при выходе из пульверизатора, слой может слишком быстро высыхать, и получается отдельный комочек, который в итоге попадет на поверхность, а поверху после наслаивается рассеянный тип краски. Когда подобных сгустков в составе слишком много и получается шагрень на основании.

Также с многослойным нанесением может появиться данный изъян. Сначала может наноситься грунтовка, следом краска и лак. Часто это связано с несовместимостью материалов, разные производители могут включать разные элементы, которые не подходят друг к другу. В любом варианте подобное окрашивание возникает, когда частички краски не соединяются, и покрытие не получает необходимую гладкую и единую структуру.



Когда для покрасочных работ используется краска не надлежащего качества, то при выходе из пульверизатора, слой может слишком быстро высыхать, и получается отдельный комочек.

Причины образования

Чтобы красить без шагрени, нужно знать причины её образования. Особенно частая причина – это не соблюдения требований по атмосферным и температурным условиям. Шагрень при покраске автомобиля можно наблюдать чаще всего при непрофессиональных малярных работах. К неравномерному наложению краски приводит неверное расстояние краскопульта до металлической поверхности или неверные движения руками. Однако, это не единственные причины.

К шагрени также приводит:

  • некачественная краска – в данном случае удалить дефект любым из способов будет крайне сложно;
  • плохо работающий компрессор – давление либо слишком низкое, либо слишком высокое;
  • засоренный краскопульт – инструмент давно не очищали, плохой факел распыления;
  • некачественная подготовка поверхности – основание перед покраской не было очищено от старого покрытия, использовалась текстурная шпатлевка;
  • неверно подобранный грунт – состав для грунтования не совместим с типом выбранной краски.

Возможен и химический конфликт. Такое часто можно наблюдать, когда красят в три приема – первым делом наносят грунтовку, затем краску и лак. Если хотя бы один из слоев будет несовместимым, то есть не только все риски получить шагреневую поверхность, покрытие будет недолговечным.

Если образуется шагрень на лаке, то она будет заметной. Нужно следить за тем, чтобы каждый слой ложился равномерно, по-другому добиться эстетичности окрашивания будет невозможно.


На видео: шагрень на лаке.

Как не допустить шагрень

Стена и потолок могут не пострадать от возникновения на них шагрени, иногда дизайнеры наоборот специально добиваются подобного покрытия. Но для автомобильного покрытия данный эффект это изъян, и его требуется избегать.

Если знать правила работы, как покрасить без шагрени, то можно будет окрашивать авто своими руками, экономя денежные средства на услугах профессионалов. Хотя автомастера могу гарантировать качественный результат.

Необходимые условия, чтобы не получить шероховатости на поверхности:

Краскопульт должен быть высокого качества, из сопла краска должна выходить равномерно под параметры металлической поверхности.



Настраивать пульверизатор нужно верно, чтобы при покраске не возник пустой выход воздуха, а наносился слой равномерно.

Как избежать появления шагрени

Для того чтобы избежать появления «автомобильного целлюлита», следует старательно придерживаться всех требований технологического процесса при окрашивании автомобиля. При этом особо важно соблюдать следующие правила:

  • во время приготовления краски необходимо тщательно выверять пропорции всех компонентов. Для этого лучше всего пользоваться мерной тарой, которая обеспечит необходимую точность;
  • учитывайте все тонкости, о которых пишет производитель средства для окрашивания — используйте правильный разбавитель и придерживайтесь всех рекомендаций;
  • грамотно регулируйте краскопульт, выбирайте оптимальное давление и расстояние до окрашиваемой поверхности автомобиля. Для этого бывает полезно ознакомиться с паспортом краскопульта. Регулировка необходима перед каждым его применением;
  • размер сопла выбирайте таким образом, чтобы состав распылялся, а не разбрызгивался;
  • обращайте внимание на температуру в боксе – она должна быть в пределах от +190С до +210С;
  • следите за правильными условиями хранения краски – они обычно указаны производителем в инструкции.

Поверьте, гораздо проще придерживаться всех рекомендаций, которые помогают правильному и равномерному нанесению лакокрасочного покрытия, чем в случае неудачи удалять «шагрень» с кузова машины.

Как убрать шагрень

Если эффект уже имеется, то нужно понимать, как убрать шагрень на лаке после покраски, чтобы сделать это максимально незаметно. Может выбираться две методики полировки либо, в случае невозможности устранить большой дефект, новое перекрашивание. Оба варианта требуют усилий. В разных ситуациях нужно подбирать свои способы.



В разных ситуациях нужно подбирать свои способы.

Полировка

Фасад здания от появления шероховатости несильно потеряет свои декоративные свойства, но автомобиль должен быть идеально гладким, и все ремонтные работы принято максимально незаметно исправлять. Если выбрана полировка для исправления дефекта, то выполняются нижеописанные действия:

  1. Приступают к исправлению после полной просушки слоя, обычно требуется 24 часа.
  2. Шлифуется зона с изъяном. Шлифовку выполняют наждачной бумагой, при этом зернистость должна быть минимальная, подходит вариант с показателем 1500.
  3. Вместо шлифовки можно применить замывку последнего слоя.
  4. На дефектную зону наносится паста для полировки.
  5. Полируется поверхность устройством с насадкой с кругом из мягкого войлока.
  6. Обрабатывается дефект несколько раз.
  7. Очищается поверхность от остатков пасты.
  8. Проверяется результат работы.



Полируется поверхность устройством с насадкой с кругом из мягкого войлока.

Перекраска

К нанесению краски на шагрень по металлу повторному на всю поверхность либо на отдельную часть с изъяном, прибегают только, если полировка будет неэффективна, дефект слишком большой. Технология работы включает нижеперечисленные этапы:

  1. Замывается зона с дефектом от окрашенного слоя, вплоть до грунтовочного слоя, нельзя оставлять малейших следов краски.
  2. Оценивается качество грунтовочного слоя, если оно неудовлетворительное, то смывается и данный слой.
  3. Металлическая поверхность обрабатывается, чтобы вновь не столкнуться с апельсиновой коркой.
  4. Нанести грунтовочный раствор валиком или кистью, замыв после, чтобы получить гладкое основание.
  5. Когда поверхность полностью просохнет окрасить зону новой краской высокого качества, подобранную под цвет авто.
  6. Когда краска просохнет, полируется лакокрасочный слой.
  7. Проверяется полученный результат.



Когда поверхность полностью просохнет окрасить зону новой краской высокого качества, подобранную под цвет авто.

Когда шагрень необходима

Но не всегда шагрень это плохо, в ряде ситуаций она помогает перекрыть другие изъяны, и окрашивание становится эффектнее. Например, при покраске стен можно получить эффект кожного покрытия, подобный стиль получил востребованность в последнее время.

Шагрень краска позволяет закрыть некоторые дефекты основания. Швы оставшиеся после ремонта, впадины, шероховатость на части поверхности могут быть задекорированы шагренью. Без нее данные изъяны будут заметны, а из-за подобного окрашивания получают оригинальное покрытие.

Чаще всего, выбирается для данной цели порошковая краска на основе полимеров, это универсальное средство, подходящее под любой материал.

Краски типа шагрень отличаются высоким уровнем сцепляемости с металлом. Выбираются для сейфов, дверей и другим предметов, чтобы сделать защитный барьер на основании. Преобразуют декоративное свойство поверхностей, и приятны на ощупь, при этом делают незаметным, имеющиеся изъяны. Производятся по ГОСТ, перед покупкой следует запросить сертификат качества.



Шагрень краска позволяет закрыть некоторые дефекты основания.

Необходимая шероховатость

Но бывают ситуации, когда желательно или даже необходимо добиться эффекта шагрень на окрашиваемой поверхности. Стены, декорированные под шагреневую кожу, смотрятся очень эстетично и привлекательно. Это направление стало довольно модным в последнее время.

Шагреневая кожа на стене


Эффект шагрени, созданный намеренно

Кроме того, с помощью шагреневых красящих веществ можно скрыть некоторые дефекты стен и других поверхностей. Так, например, сварочные швы, изломы, небольшие углубления или локальная шероховатость с легкостью декорируются путем использования краски шагрень. В этом случае все дефекты становятся менее заметны, и кажутся интересным дизайнерским ходом. В то время как при покраске без шагрени неровности останутся на виду, и будут портить общую картину интерьера.

Самой популярной шагренью считается полимерная порошковая краска. Поверхность, для покраски которой используется порошковая шагрень, может быть любой. Это и отштукатуренная или загрунтованная плоскость стен, и различные трубы и коммуникации.

Шагрень имеет хорошее сцепление с металлическими поверхностями. Поэтому краска может применяться для декорирования дверей, сейфов, а также предметов и оборудования из металла. Кроме приятной глазу текстуры, шагреневая краска обладает защитными свойствами и призвана сохранять поверхности от неблагоприятных условий окружающей среды.

Поверхности или предметы, окрашенные шагренью, имеют очень эстетичный вид. Кроме того, они чрезвычайно приятны на ощупь. И как уже говорилось выше, краска такого типа помогает скрыть многие дефекты и неровности, превращая их в задуманный дизайнерский ход.

Виды красящих составов

Разделение красок с данным эффектом, можно сделать по составным элементам. Есть варианты на основе акрила, но популярнее следующие типы:

  • На основе полиэфиров, подходит для защиты предметов, эксплуатируемых на улице;
  • На основе эпоксидки, может выдержать воздействие щелочей и кислот;
  • На смешанной основе полиэфиров и эпоксидки для предметов, эксплуатируемых в закрытом пространстве.

Цвет шагрени может выбираться разный, есть белые, ваниль, черный и другие варианты. Также можно найти с эффектом перехода цвета, так получают на белом основе серебристые части шагрени. Либо золотые в стиле гламур на черном.

Составы различаются по размерам апельсиновой корки, чем больше фракции, тем больший расход средства будет.



Цвет шагрени может выбираться разный, есть белые, ваниль, черный и другие варианты.

Альтернативные способы нанесения краски на корпус авто

Оптимальным вариантом обойтись без появления шагрени будет выбор порошковых лакокрасочных материалов для металла. Покрытие будет красивым и создается защитный слой от внешних факторов, средства выделяются низким расходом. Включаются специальные добавочные элементы, предотвращающие растекание слоя.

Краски защищают от коррозийных образований, что важно для металлических поверхностей. Их применение становится все более популярным.



Оптимальным вариантом обойтись без появления шагрени будет выбор порошковых лакокрасочных материалов для металла.

Шагрень при окрашивании может стать проблемой, либо наоборот решить вопрос с устранением изъянов. Но, если не было желания получить шероховатую поверхность, то следует выполнять при покраске технологию, описанную выше, и работать в нужных условиях. Устранения проблемы будет трудоемкое, поэтому лучше обратиться к профессионалам.

Шагрень – что это такое, дефект или вынужденная мера?

Иногда при покраске авто, стен, или любой другой поверхности возникает эффект шагрени, который визуально проявляется в образовании так называемой апельсиновой корки. В ряде случаев он вынужденный и его добиваются специально в декоративных целях. Но чаще возникает по негативным причинам.


Механизм образования таков, что частицы лакокрасочного материала во время окрашивания не образуют единую ровную, гладкую поверхность. Что это такое – понятно, а вот почему возникаешь шагрень при покраске, как добиться такого эффекта или избавиться, описано ниже.

Шагрень разделяется по своей величине. Так, шершавость может быть:

Говоря о размерах, подразумевается отклонение между каждым на десятые/сотые доли мм. Но шероховатость способна быть и в несколько см.

Основные причины образования невынужденной шагрени:

  • слабое или недостаточное качество лакокрасочного покрытия (эмали, лака, грунтовки);
  • неполадки или неправильная конфигурация красящего оборудования (краскораспылителя);
  • наличие дефектов на обрабатываемой поверхности;
  • отсутствие надлежащих условий для выполнения работ;
  • покраска при слишком дальнем или близком расстоянии от поверхности.

При некачественной лакокрасочной продукции, она может иметь неоднородную структуру с различными примесями, а во время выхода из распыляющего устройства возможно ее быстрое сворачивание. Такие засохшие частицы на поверхности образуют неровность, в большом количестве они и создают эффект шагрени.

Остро стоит проблема несовместимости ЛКМ между собой. Пи покраске и подготовке базы лучше использовать материалы на одной основе, в идеале от одного производителя.

Многие стараются красить без шагрени, так как обычная гладкая поверхность всегда выглядит привлекательно. Если для стен, радиаторов отопления, поверхностей с наличием видимых стыков, шагреневый эффект – это приемлемо и даже приоритетно, то при окраске автомобиля это недопустимо.

Шагрень присутствует практически всегда, вопрос лишь в заметности вооруженным глазом.

Чтобы избежать подобного эффекта стоит использовать только качественные лакокрасочные материалы, исправный, правильно настроенный покрасочный инструмент. При покупке краски, грунтовки, лака, в магазине у продавца можно попросить сертификат соответствия на товар, чтобы убедиться о производстве ЛКМ в соответствии с ГОСТом. Это подтвердит качество продукта на уровне производителя и контролирующих его качество фирм.

При отсутствии уверенности в проведении качественной работы без дефекта после покраски, можно выполнить ее на так называемом пробнике. Возьмите небольшой участок поверхности, окрасьте его. Если никаких проблем не возникнет, окрашивайте дальше.

Не допустить шершавости можно, если выполнять следующие требования.

Если после покраски шагрень все же образовалась, то ее можно попробовать убрать.

Удаление шероховатости происходит путем полировки поверхности. Необходимо приготовить наждачную бумагу разной зернистости (или шлифовальную машинку), полировочные пасты, ведро с теплой чистой водой (желательно дистиллированной).

Начинают с трения наждачкой зернистостью P1200-P1500, соблюдая постоянный уровень усилия при надавливании. При этом металл обливают водой. Вместо наждачки возможна зачистка шлифовальной машинкой, это ускорит процесс.

Далее, полируют наждачкой более мелкой зернистостью P2000-P2500. Конечный шаг – полировка специальными пастами. В идеале применяют три пасты, хорошо подойдет марка 3М (75 или 75).


Хорошим эффектом в полировке обладают абразивные круги Trizact.


Если после покраски авто шагрень убрать не удалось, придется удалять краску и заново проводить окрашивание.

Уже продолжительное время эффектом отделывают стены, различные поверхности с дефектами покрытия, чтобы скрыть их. Это проще и в конечном счёте выглядит эстетично, нежели красить неровные стены, на которых гладкое покрытие смотрится не очень привлекательно за счет сильно выделяющихся неровностей. Эффективно наносится шагрень на различные стыки, сварные швы. Обычная покраска лишь придаст цвет таким местам, когда шероховатость от части скроет видимые стыки и прибавит декор. К тому же наносить ее можно всего в 1 слой.

Созданная поверхность тактильно очень приятна.

Существуют специальные краски шагрень с разнообразной цветовой палитрой. Они не только придают декоративный окрас, но и выполняют защитную функцию. Препятствуют воздействию влаги, механическим и другим окружающим факторам.

Популярнейшим материалом является полимерная порошковая краска. Она наносится на любую поверхность, отштукатуренные, зашпаклеванные стены, металлические конструкции внутри помещения (шкафы, радиаторы отопления, сейфы, проч.).

Шагрень помогает скрыть визуальные дефекты конструкций, превратить их в элемент декора.

Любой лакокрасочный материал классифицируется по основному компоненту, входящему в его состав. Так, порошковые шагреневые краски бывают следующими.

  1. Полиэфирными. Отлично подходят для наружного применения, где идет прямое воздействие на поверхность погодных факторов (дождя, снега, УФ-лучей от солнца, ветра, перепадов температур).
  2. Эпоксидными. Используются для поверхностей, на которые будут влиять кислотно-щелочные составы.
  3. Комбинированными (полиэфирно-эпоксидными). Отлично подходят для внутренних работ в помещении.

Полиэфирно-эпоксидные составы на рынке ЛКМ хорошо зарекомендовали себя так называемым эффектом «антик», когда цвет основного слоя краски от цвета самой шагрени отличается. Визуально это позволяет добиться очень нестандартного решения. Например, может быть белый шагрень на черном основании, или розовая шероховатость на розовой слегка розовой основе.



Размер шероховатости может быть крупной и мелкой. Выбор зависит только от личных предпочтений и финансовых возможностей. Расход будет больше у крупнозернистого покрытия.

Заключение

Шагрень обладает отличными визуальными характеристиками и свойствами защиты. Их можно применять как для внутренних, так и наружных работ. Имеется цветовая гамма решений, когда основание может быть отличным от самого узора шероховатости.

В части случаев шагрень является вынужденной мерой, для создания необходимого элемента дизайна комнаты или изделия.

Чтобы узор был максимально качественным и долговечным, необходимо приобретать только проверенные краски от известных марок.

Нанесение может выполняться без предварительной обработки поверхности. Но ее лучше сделать, чтобы покрытие прослужило долго и визуально было незаметно, что это ради скрытия существующих дефектов. Пусть все думают, что так и задумано.

Читайте также: