Смазка для сверления металла своими руками

Обновлено: 05.10.2024

В детстве вроде машинным маслом смазывал, но не уверен
В одной книжке написано маслом нельзя, надо только мыльной водой
В другой книжке "обработка металла" предлагают мыльную воду варить с отработанным маслом. Больно сложная схема, не подходит.

Кто как сверлит металл?

(надо в 4мм уголке наделать дырок под саморезы, а потом еще зазенковать под шляпки)

Ни чего не надо:-) и так пойдет, одним сверлом отверстия, другим побольше размером зенковать.

В Вашем случае ничего не надо городить.
Сверлите себе спокойно сверлами Р6М5 на низких оборотах и не парьте никому мозги.

Главное сверло должно быть острым. Масло можно, но не нужно для такой простой задачи.

dimakler написал :
В детстве вроде машинным маслом смазывал

и правильно делали!

Сам ни разу не пробовал, но раньше, когда любил заливать в машину чудо модификатор трения ER, у него в инструкции к применению было сказано, что используется при сверлении металла. Типа похлеще масла
Да, думаю от металла еще сильно зависит. В алюминиевом уголке можно вобще не запариваясь сверлить, а вот в закаленном.. там да..

Это растрата ценного материала. Лучше маслом.

Юбер написал :
В Вашем случае ничего не надо городить.

+1. в крайнем случае,плюнуть в дырку(эта смазка всегда в наличии).

Украинской внутренней валютой сверло смазывать? Кто-нибудь узнает - [

ADM05 написал :
Это растрата ценного материала. Лучше маслом

Токари салом резьбу при нарезке смазывают), говорят, что с маслом резьбу рвёт, а с салом нет)

helmutivan написал :
плюнуть в дырку

Это самый лучший из предложенных вариант, как не странно)
Масло и воду надо подливать постоянно, они просто "убегают" с места сверления), а слюна прилипает к сверлу и работает как смазка и охлаждение.

AMA3OH написал :
Украинской внутренней валютой сверло смазывать?

Сырьём для производства дизтополива.

. конечно не странно. из опыта ж.

vadia64 написал :
Токари салом резьбу при нарезке смазывают), говорят, что с маслом резьбу рвёт, а с салом нет

Это немного всё же разные задачи. Сверление и нарезка резьбы. Сверление, обычно, много чаще выполняется и такой стратегический продукт как сало разбазаривать это плохо- не рационально. Тем более теперь когда уже найдено судьбоносное решение - из сала делать топливо (горючее).

Alex___dr написал :
Сырьём для производства дизтополива.

И пойдёт РФ со своим газом в саднервно курить в сторонке. Ведь кому будут нужны её энергоносители, если из сала можно будет делать горючку.
Вот только если из сала делать топливо, что же тогда есть?
Это шутка.

Слышал из кило сала получается литр топлива. У нас сало по 150 р примерно - дороговатое топливо будет.)

DEN240976 написал :
Слышал из кило сала получается литр топлива.

Фу. Можно за сало не беспокоиться. Будем его и дальше есть.
Это же в несколько раз дороже выходит, чем существующая сейчас цена на обычное топливо.

Фу. Можно за сало не беспокоиться. Будем его и дальше

DEN240976 написал :
У нас сало по 150 р примерно

Так тож розничная цена.

дешевле на свиньях ездить

2msgarry
подавился чаем

главное не салом

У меня сверлить с маслом получается хуже, чем с мыльной водой. Впечатление, что сверло на масле проскальзывает, слАбо задирая материал.


желательно сало брать старое (шоб никто не сожрал)

sledoput написал :
Впечатление, что сверло на масле проскальзывает

есть такое дело,особенно если сверло подсевшее.Мне понравилось тормозной жидкостью охлаждать,стружка спиралью закручивается))

msgarry написал :
желательно сало брать старое (

И откуда в Украине старое сало? А, зажрались уже.

по теме - при такой работе, как у автора, надо не смазку, а охлаждение. Поэтому макать сверло в воду после каждого отверстия не помешает. Ну и, естесссссссственно, работать надо не тупым сверлом.

FOU написал :
В алюминиевом уголке можно вобще не запариваясь сверлить,

Вы не правы. Алюминий - мягкий и вязкий материал. Тут без смазки никак. Стружка наклёпываться будет.
Дюраль - соглашусь, может такое позволить.

Alex_Penza написал :
Вы не правы. Алюминий - мягкий и вязкий материал. Тут без смазки никак. Стружка наклёпываться будет.
Дюраль - соглашусь, может такое позволить.

Ну к сожалению я алюминий от дюраля не отличу А сверлил шуруповертом, прогрыз моментально (там толщина всего 3-4мм была)

Так вот весь вопрос зачем смазка нужна.. Скажу честно - у меня только предположения. Не допускать перегрева сверла(но тогда подача смазки должна быть постоянной), уменьшить трение нерабочей поверхности сверла - но это видимо имеет смысл только при больших глубинах сверления.

Если кто знает точно зачем и когда применяется смазка, с удовольствием бы послушал, для общего образования

Смазка для сверления металла своими руками


Как сделать СОЖ своими руками: состав, что и как смешивать

В один день решил, что пора работать на себя – начал продавать различные деревянные изделия для декора. На начальный бюджет купил несколько станков для деревообработки, а к ним запас смазочно-охлаждающих жидкостей. Запас крайне быстро закончился, и пришлось докупать ещё. СОЖ использовался в огромных количествах. Со временем задался вопросами, как сделать СОЖ своими руками, будет ли это дешевле, эффективнее. Пару раз влетел из-за самодельных СОЖ-ей. И вот, решил поделиться с вами, чтобы вы не повторяли моих ошибок.

Внимание! Смазочно-охлаждающие жидкости потенциально опасные для вашего здоровья, все рекомендации, полученные в ходе прочтения этой статьи, используйте с умом, а главное – на свой страх и риск.

Про смазочно-охлаждающие жидкости

Смазочно-охлаждающие жидкости, сокращённо СОЖ – обобщённая группа жидкостей, использующихся в некоторых станках при обработке металлов резанием или давлением.

Самые распространённые СОЖ – нефтяные масла и их водные эмульсии. СОЖ, как понятно из названия, используется также для смазывания и охлаждения металлов и металлических деталей станков и другого оборудования.

Использование СОЖ продлевает срок службы используемого оборудования, а также улучшает качество обработки.

В рекомендациях, что мы рассмотрим далее, вам никто не гарантирует успех, то, что вы всё сделаете правильно и то, что, заменив дорогие компоненты доступными, ваша жидкость будет нормально «работать».

Какая СОЖ лучше – самодельная или фабричная

Многие предпочитают изготовить СОЖ своими руками, так как это интересно и дешевле, чем купить в магазине. Однако вам следует задуматься, что лучше – сэкономить несколько сотен на покупке СОЖ-а, а потом влететь на несколько тысяч для починки оборудования, или купить готовую СОЖ и пользоваться оборудованием ещё продолжительное время.

У самодельной смазочно-охлаждающей жидкости много и других недостатков. Среди них возможность порчи жидкости из-за гниения некоторых компонентов или развитее грибка.

При работе с химическими компонентами для изготовления СОЖ-и есть опасность отравления, симптомы которого могут быть головокружение, тошнота, рвота, обморок, слабость, кашель и другие.

Возвращаясь к главному вопросу, что лучше заводской СОЖ или самодельный, то лучше не рисковать, а купить проверенную продукцию.

Если же вы всё-таки решились делать СОЖ своими руками, то будьте аккуратны, соблюдайте технику безопасности и делайте всё на свой страх и риск.

СОЖ своими руками

Смазочно-охлаждающие жидкости заводского производства вы можете заменить аналогами с похожими характеристиками.

Например, как СОЖ для станков с алюминием можно использовать керосин или скипидар. Однако в процессе будет неприятный запах.

Или же для алюминия СОЖ-ью может выступить этиловый или изопропиловый спирты. Чтобы не вызвать коррозию металла, необходимо следить, чтобы в спирте вода не превышала одну десятую массы.

А теперь рассмотрим, как изготовить смазочно-охлаждающие жидкости на основе воды и на масляной основе.

Изготовление СОЖ-и на масляной основе своими руками

Для изготовления самодельной СОЖ-и на масляной основе вам понадобится:

  • Масло;
  • Вода;
  • Поверхностно-активная жидкость (ПАВ), также подойдёт обыкновенное жидкое мыло;

Первым делом смешайте по 200 миллилитров ПАВ, керосина, кальцинированной соды и растительного масла (очищенного).

Далее добавьте 25 миллилитров моющего средства и 50 миллилитров отбеливателя для стирки белья.

Полученную смесь разведите до 10 л обычной тёплой водой, после нагрейте её до 90 °C, постоянно помешивая.

В результате вы получите самодельный СОЖ на масляной основе, что отлично подойдёт для токарного станка.

Перед использованием необходимо развести её водой в соотношении один к трем.

Изготовление СОЖ-и на водной основе своими руками

Вся суть изготовления СОЖ-и на водной основе состоит в том, чтобы растворить главные элементы в теплой воде.

Основными компонентами таких СОЖ-ей могут быть: простая кальцинированная сода или кальцинированная сода с нитритом натрия, просто тринатрийфосфат или тринатрийфосфат с тем же нитритом натрия и другие.

СОЖ-и, в составе которых есть тринатрийфосфат, используют для обточки заготовок.

СОЖ на основе соды и нитрита натрия используется для предотвращения коррозии.

Рекомендую следующее видео, где автор самостоятельно изготавливает СОЖ своими руками:

Нет особых проблем в том, чтобы своими руками сделать смазочно-охлаждающие жидкости на масляной и водяной основах.

Изготавливая СОЖ на масляной основе, мы сначала смешали керосин, кальцинированную соду, очищенное растительное масло и ПАВ (поверхностно-активную жидкость или можно использовать обычное жидкое мыло) по 200 миллилитров. После чего добавили к ним 50 миллилитров жидкого отбеливателя для стирки одежды и 25 миллилитров моющего средства (для посуды). Полученную смесь развели до 10 литров с помощью воды, после чего нагрели до 90 °C, постоянно помешивая. В результате получили СОЖ на масляной основе для токарного станка. Перед использованием эту жидкость следует развести водой в пропорции 1 к 3.

Рассматривая, как изготовить СОЖ на водной основе, мы просто растворили основные компоненты в воде. К таким компонентам относятся кальцинированная сода, кальцинированная сода с нитритом натрия, тринатрийфосфат, тринатрийфосфат с тем же нитритом натрия, сода и нитрит натрия.

Напишите в комментариях, как думаете – в долгосрочной перспективе выгоднее самостоятельно изготавливать смазочно-охлаждающею жидкость, или покупать фабричную

Чем смазывать сверло при сверлении металла?

Правильная работа станков всегда требует охлаждения. Элементы перегреваются, и отсутствие качественной смазки приведет к поломке. Ознакомьтесь с информацией по смазочно-охлаждающим жидкостям для сверлильных станков.

СОЖ для сверлильных станков

Сверление или выполнение иных токарных работ на станке невозможно без использования специальных смазочно-охлаждающих жидкостей. Важно купить СОЖ, подходящие под конкретный станок и материал, чтобы обеспечить максимальную эффективность воздействия. Применение правильных СОЖ отвечает за решение ряда задач:

  • улучшает чистоту обработки заготовки;
  • повышает производительность магнитного станка;
  • охлаждает резец, который сильно нагревается при металлообработке.

Для чего нужны смазки при сверлении металлов

Сильный разогрев при сверлении — это серьезная проблема. В месте контакта инструмента и заготовки температура достигает сотен градусов Цельсия.

При сильном разогреве материалы начинают гореть или плавиться. Это касается как сверл, так и обрабатываемых металлов.

  1. Сталь, из которой изготовлен инструмент, при сильном разогреве теряет твердость. В результате режущие кромки быстро изнашиваются. Это приводит к значительному повышению силы трения. Из-за этого эффективность обработки уменьшается, а сверла быстро выходят из строя. Применять смазочно-охлаждающую жидкость (СОЖ) необходимо даже при использовании твердосплавных сверл.
  2. Сильный разогрев, если деталь начнет плавиться, повлияет на качество и геометрию отверстия. Это во многих случаях недопустимо.
  3. Еще один побочный эффект от сверления металла без смазки — быстрый износ двигателей сверлильных станков. К нему приводят постоянные перегрузки. Итог — дорогостоящий ремонт.

Именно эти проблемы и решают смазочно-охлаждающие жидкости.

Обратите внимание! Для охлаждения ни в коем случае нельзя применять неподходящие подручные средства (вода, растворители, «незамерзайка», спирт, жидкость для мытья стекол и пр.). К примеру, использование воды вместо рекомендуемых СОЖ приводит к коррозионному разрушению заготовок, а также рабочих станин станков.








Выбор материала

Рекомендуемые покрытия для крепежа из нержавеющей стали – MODENGY 1001, MODENGY 1005, MODENGY 1010, MODENGY 1011, MODENGY 1012, MODENGY 1014. Выбор конкретного материала зависит от многих факторов: диапазона рабочих температур, коэффициента закручивания, температуры и выдержки, необходимых для полимеризации, а также характера воздействующей среды (химически агрессивные вещества, влажность и т.д.).

Перечисленные покрытия обладают различным балансом антифрикционных свойств, адгезии и химической стойкости, отличаются условиями полимеризации.

Покрытия MODENGY для резьбовых соединений из нержавеющей стали

Покрытие MODENGY 1001 на основе дисульфида молибдена и графита обладает самым широким диапазоном рабочих температур – от -180 до +440 °С. Высокая несущая способность (2500 МПа на машине трения SRV) позволяет этому покрытию долгое время сохранять смазочные и защитные свойства даже при значительных нагрузках на крепеж.

MODENGY 1005 отличается высокими антикоррозионными свойствами (720 часов в соляном тумане), что актуально даже для нержавеющего крепежа, работающего в условиях агрессивных сред (например, в морской). Покрытие характеризуется отличной адгезией и прочностью.

MODENGY 1010, MODENGY 1011 и MODENGY 1014 можно условно объединить в одну группу – ПТФЭ-покрытий.

MODENGY 1010 придает изделиям эстетичный черный глянцевый цвет. Его формула позволяет обеспечить нужный баланс антифрикционных и антикоррозионных свойств. При испытаниях на крепеже М10 класса прочности 10.9 коэффициент трения на деталях с данным покрытием имел разброс не более ±0,01 в течение пяти циклов сборки-разборки. Это демонстрирует способность АТСП снижать и стабилизировать трение. Аналогичные измерения на крепеже без покрытия показали разброс коэффициента трения до двух раз.

MODENGY 1011 имеет аналогичные 1010 характеристики, но отличается серебристым цветом.

Покрытие MODENGY 1014 характеризуется повышенными антикоррозионными и усиленными противозадирными свойствами за счет дополнительного введения в состав дисульфида молибдена – широко известного твердого смазочного материала слоистой кристаллической структуры. Благодаря ему покрытие обладает характерным серым цветом.

Уровень защиты от коррозии у АТСП MODENGY 1014 доведен до значения 672 часа по данным ускоренных испытаний в соляном тумане. Этот показатель может быть существенно увеличен путем дополнительной подготовки поверхности перед нанесением покрытия, например, с помощью фосфатирования.

Полупрозрачные покрытия MODENGY 1012 и MODENGY PTFE-A20 не меняют цвет деталей, поэтому применяются в тех случаях, когда важно сохранить эстетичный внешний вид крепежных изделий. Составы устойчивы к смыванию водой и не токсичны. MODENGY PTFE-A20 производится на основе политетрафторэтилена, MODENGY 1012 также содержит ПТФЭ, но имеет водную основу, поэтому не подвержен воспламенению.

Экономическая оправданность применения смазочно-охлаждающих жидкостей

Использование рекомендуемых смазочно-охлаждающих жидкостей полностью себя оправдывает с экономической точки зрения. Это доказывают результаты различных испытаний.

Отличный пример — данные с завода Karnasch (Германия). На нем было проведено испытание, при котором двумя корончатыми сверлами проделывали отверстия диаметром 25 мм в стали толщиной 10 мм. При сверлении первым сверлом использовали 7-процентный раствор эмульсии, при обработке материала вторым инструментом — воду. В первом случае удалось просверлить 1500 отверстий, а во втором — 835. Это на 45 % меньше.

В среднем, если учесть стоимость СОЖ, экономические затраты на металлообработку снижаются на 15 %. При этом срок службы станка продлевается. Этот факт также стоит учитывать.

Как наносятся покрытия?

Обработке подвергаются предварительно очищенные и обезжиренные поверхности. От качества подготовки во многом зависят адгезия и долговечность покрытий. Составы наносят методами, привычными в технологиях окрашивания – окунанием, распылением, центрифугированием.

Для небольших крепежных изделий и фурнитуры оптимален метод окунания на автоматических или полуавтоматических центрифугах (рис. 3). Такой метод нанесения обладает высокой производительностью (один цикл занимает около 2 минут), позволяет избежать неравномерности покрытия и его избытка во впадинах резьбы.

Центрифуга для нанесения антифрикционных покрытий

Рис. 3 Центрифуга для нанесения антифрикционных покрытий

Рекомендуемая толщина покрытия MODENGY составляет 15‑25 мкм. Этот параметр можно регулировать путем изменения вязкости материала. При необходимости составы наносятся в несколько слоев с промежуточной сушкой.

В целях экономии покрытием можно обрабатывать только болт или только гайку. В этом случае между контактирующими поверхностями также образует разделительный смазочный слой.

Контроль качества нанесения осуществляется стандартными методами: путем измерения адгезии, толщины (см. видео) и коэффициента трения.

Чем охлаждать сверло при сверлении металла

В промышленности и быту сверла при сверлении металлов охлаждают различными СОЖ и рекомендованными к применению заменителями.

В промышленности

На производстве чаще всего используют следующие составы.

Материал обрабатываемой заготовки СОЖ
Нержавеющие и жаропрочные сплавы Смесь, состоящая из олеиновой кислоты (20 %) и сульфофрезола (80 %). Последний компонент этой смазки для сверления нержавейки можно заменить керосином (30 %) и осерненным маслом (50 %)
Чугунное литье Керосин, эмульсия (3–5 %). Допускается глубокое сверление без охлаждения.
Ковкий чугун Эмульсия (3–5 %)
Цинк Эмульсия
Медь Смешанные масла, эмульсия. Допускается глубокое сверление без охлаждения.
Никель Эмульсия
Латунь Эмульсия (3–5 %). Допускается глубокое сверление без охлаждения.
Бронза Смешанные масла. Допускается глубокое сверление без охлаждения.
Алюминий и сплавы на его основе Керосин, эмульсия, смешанные масла. Допускается глубокое сверление без охлаждения
Легированная сталь Смешанные масла
Инструментальная сталь Смешанные масла
Конструкционная сталь Смесь осерненного масла и керосина
Углеродистая сталь Осерненное масло, эмульсия

При этом используют различные технологии подачи смазочно-охлаждающих жидкостей.

  1. Прямая подача. Осуществляется через каналы, которые имеют многие цельные и корпусные сверла.


Фотография №1: подача СОЖ через каналы сверла


Фотография №2: наружное охлаждение.

При работе с ручными промышленными и бытовыми дрелями сверла периодически окунают в СОЖ, а также заливают жидкости в отверстия различными методами.

В быту

В домашних условиях для охлаждения режущих инструментов при сверлении металлов можно применять следующие СОЖ. Они, конечно, менее эффективны, чем специально разработанные составы, но это лучше, чем ничего.

Обрабатываемый металл Охлаждающая жидкость
Алюминий Мыльная вода
Дюралюминий Смесь касторового масла и керосина
Алюминиевые сплавы типа Д16Т Хозяйственное мыло
Мягкие стали Касторовое масло, технический вазелин
Силумин Разведенный спиртом скипидар

Если нет каких-либо компонентов, можете приготовить универсальную охлаждающую жидкость для сверления металла в домашних условиях.

  1. Возьмите 200 г мыла и растворите его в ведре воды.
  2. Добавьте 5 столовых ложек машинного масла.
  3. Прокипятите раствор до получения мыльной однородной эмульсии.

Как предотвратить заедание и обеспечить качественную затяжку резьбы?

Эффективная мера профилактики заеданий нержавеющего крепежа при монтаже – применение специальных антифрикционных покрытий и паст на основе твердосмазочных композиций.

В их состав входят высокодисперсные порошки графита, дисульфида молибдена и других специальных наполнителей в точно подобранных концентрациях. Материалы разработаны с учетом синергетического взаимодействия различных твердых смазок, что позволяет добиться их высочайших эксплуатационных свойств.

Антифрикционное твердосмазочное покрытие – новый метод предотвращения закусывания резьбы

Существует несколько способов предотвращения избыточного трения в резьбовом соединении из нержавейки. Все они основаны на технологии твердой смазки, когда в зону трения вводится антифрикционный материал на основе минералов, «мягких» металлов или полимеров. Для надежной фиксации и удержания антифрикционного наполнителя используют связующее вещество.

Относительно трудозатратной и неэффективной технологией является применение резьбовых паст, поэтому сейчас предпочтения отдаются покрытиям, в которых связующее надежно удерживает наполнитель в зоне трения.

Покрытия на основе «мягких» металлов (омеднение, серебрение и др.) имеют сложную технологию нанесения и не обеспечивают нужных антифрикционных характеристик. При высоких моментах свинчивания не обеспечивается надежный антифрикционный слой для разделения трущихся поверхностей. Кроме того, гальванические технологии нанесения металлов требуют условий для хранения и утилизации отработанных компонентов.

На основании многочисленных тестов и практического опыта доказано, что эффективным решением проблемы закусывания резьбы является нанесение на резьбовой участок фитинга или крепежа антифрикционных покрытий на основе минералов и полимеров.

Наиболее эффективным и современным решением сегодня является применение антифрикционных твердосмазочных покрытий (АТСП) MODENGY. На рисунке ниже приведена структура такого покрытия (Рисунок 3) на поверхности резьбового соединения или фитинга.


Рис.3. Структура антифрикционных твердосмазочных покрытий

Тонкая пленка, формируемая покрытием на поверхности резьбы, представляет собой прочно сцепленную с основой матрицу связующего вещества, в ячейках которой расположены очень мелкие частицы твердого смазочного материала. Происходит заполнение впадин микронеровностей поверхности, увеличивается ее опорная площадь и несущая способность (см. рисунки 4, 5).

Рис.4. Схема контактного взаимодействия при трении деталей без антифрикционных твердосмазочных покрытий

Рис. 5. Схема контактного взаимодействия при трении деталей, на одну из которых нанесено антифрикционно твердосмазочное покрытие

Благодаря особой структуре покрытие имеет высокое сопротивление сжатию и малое сопротивление сдвигу – коэффициент сухого трения значительно снижается, происходит разделение и защита трущихся поверхностей при высоких моментах закручивания.

Резьбовые пасты



Распространенным видом резьбовых составов для крепежа из аустенитных сталей являются пасты. Их применение позволяет снизить и стабилизировать трение при свинчивании резьбового соединения и обеспечить его качественную затяжку.
Резьбовые пасты Molykote и EFELE содержат в составе твердые смазки в высокой концентрации (до 60 %). Высокодисперсные частицы твердых веществ заполняют впадины микронеровностей поверхности, увеличивая ее опорную площадь и несущую способность. Такой слой выдерживает значительные нагрузки и обеспечивает хорошее разделение поверхностей, защищая детали нержавеющего крепежа от непосредственного контакта и схватывания.

Пасты Molykote, рекомендованные для резьбовых соединений из аустенитных сталей, в качестве твердых смазок содержат в своем составе дисульфид молибдена и графит. Благодаря ярко выраженной слоистой структуре они обладают уникальными антифрикционными свойствами в широком диапазоне нагрузок и температур. Взаимодействие этих веществ в определенных пропорциях дает выраженный синергетический эффект.

Эти твердые смазки отличаются химической инертностью, термической и окислительной стабильностью. Они остаются эффективными после продолжительного простоя узла и позволяют при необходимости без повреждений разобрать резьбовое соединение с использованием стандартного инструмента.

Резьбовые пасты наносятся на поверхность резьбы болта и торцевую поверхность гайки с помощью кисти (илл. 4) или путем распыления из аэрозольного баллона.


Илл. 4. Пример нанесения пасты Molykote 1000 на болт перед сборкой крепежа

Основные свойства некоторых резьбовых паст Molykote, которые могут применяться для нержавеющего крепежа, а также результаты проведенных в ЦНИИПСК им. Мельникова экспериментальных исследований затяжки нержавеющего крепежа приведены в статье «Пасты Molykote для резьбовых соединений из нержавеющих сталей»

Резьбовые пасты и антифрикционные покрытия Molykote, MODENGY и EFELE обладают необходимым комплексом свойств для эффективного управления трением в резьбовом соединении и защиты нержавеющего крепежа от заедания при монтаже и демонтаже. Резьбовые пасты удобно использовать непосредственно на монтажной площадке, нанося их перед сборкой крепежа.

В то же время применение антифрикционных покрытий позволяет осуществить подготовку крепежа к сборке на заводе-изготовителе и исключить выполнение связанных с этим трудоемких операций в условиях монтажной площадки. Достаточно наносить покрытие только на одну из нержавеющих деталей резьбового соединения – болт или гайку.

Нержавеющий крепеж незаменим там, где превыше всего надежность и долговечность конструкции. Год за годом он не теряет своей коррозионной стойкости, прочности и внешнего вида, несмотря на самые жесткие условия эксплуатации.

Нержавеющая сталь получена в результате добавления в железный сплав хрома и никеля. На воздухе атомы легирующих добавок входят в реакцию с кислородом, в результате чего образуется оксидная пленка, предупреждающая коррозию. При повреждении поверхности защитная пленка восстанавливается (процесс самопассивации).

Восстановление резьбы с помощью клея «Холодная сварка»

Восстановление внутренней и наружной резьбы холодной сваркой

Клеевой стержень «Холодная сварка» используют для соединения деталей из металла, наращивания сколов, заливке трещин. Отличительная особенность метода – нет необходимости нагревания и повышенного температурного воздействия.

Соединение происходит как процесс склеивания, назван сваркой из-за крепости получаемого шва. Масса клея не проникает на внутриатомном уровне в поверхность частей, необходимых соединить. Неразъемное соединение происходит за счет других характеристик.

Технология восстановления внутренней и наружной резьбы

Сегодня восстановитель резьбы применяется при работе крайне редко. Чаще всего применяются распространенные инструменты:

  1. Сверло применяется для изменения размеров отверстия.
  2. Метчик и плашка предназначены для непосредственного нарезания витков. Они обходятся недорого, зачастую используются для нарезания новой поверхности, но могут и при восстановлении поврежденной.
  3. Шпиндель или инструмент для вворачивания вставки. Он характеризуется тем, что рабочая часть напоминает резьбовую, на торце есть специальный зацеп.
  4. Вставка ремонтная, представленная спиралью ромбовидной формы. На одном конце сделали поводок, за счет которого осуществляется его вращение за счет соединения со шпинделем.


Кроме этого, некоторые технологии предусматривают использование эпоксидного клея, холодной сварки или других материалов. Выбор проводится в зависимости от конкретного случая


Продукция «Локтайт»

Эта компания также хорошо известна своей качественной и эффективной продукцией. Но в отличии от Helicoil, восстановитель резьбы «Локтайт» — это полностью химическое вещество. Фиксаторы резьбовых соединений этого бренда знает каждый.

Для решения любых проблем с резьбами компания предлагает анаэробные составы. Это однокомпонентные жидкие материалы с различной степенью вязкости. Они способны длительное время оставаться в своем исходном состоянии, а также быстро затвердевать в небольших зазорах соединяемых деталей или же в резьбе. Чтобы жидкая резьба начала полимеризоваться, нужно соблюсти два условия. Так, необходимо наличие ионов металла, а также минимальный контакт с воздухом. Как использовать восстановитель резьбы Loctite? Достаточно нанести состав на одну из соединяемых поверхностей в таком количестве, которого достаточно для полного заполнения ремонтных зазоров испорченной резьбы.

восстановитель резьбы инструкция


Восстановитель резьбы после полимеризации представляет собой твердую термореактивную пластмассу, которая отличается особыми свойствами. Так, она устойчиво выдерживает любые вибрации и ударные нагрузки, соединение имеет хорошую герметизацию, устойчиво выдерживает коррозионные и другие агрессивные воздействия.

Производятся данные составы в виде стика, внутри которого содержится густая паста. Достаточно нанести смесь на ремонтируемый узел и после полимеризации резьба будет восстановлена.

Способ восстановления резьбы

Каждый способ восстановления резьбы подходит для конкретного случая. Примером можно назвать использование эпоксидного клея, который может восстановить несущественное повреждение витков.

Если можно изменить размеры отверстия, то используется метчик. Он подбирается в зависимости от параметров уже имеющихся витков.

Рассматриваемый инструмент предназначен для получения витков на металле.

В некоторых случаях увеличить диаметр нельзя, тогда применяется ввертыш. Подобное приспособление цилиндрической формы имеет снаружи и внутри витки с нужным шагом.


В некоторых случаях повреждение представлено отверстием, которое можно за плавить сваркой. После этого также проводится восстановление резьбы при использовании наиболее подходящего инструмента.




Замена поврежденной резьбы в четыре простых шага

Рассматриваемый способ позволяет в условиях гаража, не имея на то специальных навыков, в четыре простых приема произвести ремонт изношенного резьбового отверстия в корпусных деталях из стали и цветных металлов.

Шаг 1 – Сверление

Удаление старой резьбы при помощи сверла. Для выбора диаметра сверла производители предлагают воспользоваться специальной таблицей, в которой указываются наиболее распространенные размеры восстанавливаемых резьбовых отверстий и рекомендуемый диаметр сверла.

Шаг 2 – Формирование резьбы

В рассверленном отверстии производят нарезку резьбы специальным метчиком, предлагаемым производителем, который имеет некоторые отличия от стандартного резьбонарезного метчика. Для работы со свечными отверстиями рекомендуется использовать ступенчатый метчик, позволяющий миновать процесс рассверливания.

Шаг 3 – Ввертывание вставки

Установка пружинной втулки в полученную резьбу выполняется установочным приспособлением (шпинделем с зацепом), входящим в комплектацию набора.

Шаг 4 – Удаление установочного язычка

После выкручивания шпинделя необходимо отломить и удалить язычок на спиральной вставке. Сделать это не сложно благодаря насечке на последнем витке и специально предусмотренному инструменту.

Применение эпоксидного клея

При использовании эпоксидного клея можно существенно ускорить процесс восстановления резьбы. Среди особенностей восстановительной работы отметим следующие моменты:

  1. Отверстие заполняется специальным веществом, после чего немного нужно подождать, пока оно затвердеет.
  2. Болт вкручивается для формирования требуемой поверхности, после чего вещество застывает.



Эпоксидный клей



Восстановление резьбы эпоксидным клеем

Подобный метод не подходит для случая, когда крепежные изделия используются при условии высоких нагрузок или вибрации. Это связано с тем, что полимер после застывания не образует прочной и твердой поверхности.

Холодная сварка

Вместо полимерного клея может применяться холодная сварка. Она также наносится в виде пасты, после застывания образуется прочная и твердая поверхность. Процесс восстановления следующий:

  1. Перемешиваются оба компонента для получения требуемой пасты.
  2. Пастой заполняется поврежденная поверхность, после чего нужно подождать немного.
  3. Вкручивается болт.


Холодная сварка может выдерживать достаточно большую нагрузку, но при этом проста в применении и обходится дешево.

Спиральная вставка

Данный метод применяется в основном на снятом блоке, но при подходящей глубине колодца, расположении и размере можно избежать разбора двигателя. Перед тем как начинать восстановление внутренней резьбы, нужно проверить расположение клапанов и поршня для обеспечения места для вкручивания инструмента.

Производится подготовка отверстия под свечу метчиком комбинированного типа, дающим возможность работать без металлорежущего станка. При нахождении головки на двигателе закладывается в углубления пластичный смазочный материал, для того чтобы удержать стружку.

Метчик во время закручивания в нарушенное отверстие для свечи центрируется и вырезает резьбу без перекосов. Опорный фланец вставки способствует нештатному расположению свечи, при этом данный способ не подходит для головок, имеющих коническое уплотнение из-за небольшого диаметра колодцев.

восстановление внутренней резьбы холодной сваркой

С применением метчика для нарезания резьбы

Метчик применяется для нарезания канавок, за счет которых и образуется требуемая геометрия. Рассматриваемый инструмент состоит из двух частей, может классифицироваться по большому количеству признаку. К особенностям проводимой работы отнесем следующие моменты:

  1. Инструмент смазывается маслом. За счет этого упрощается процесс образования витков.
  2. При работе на три оборота по ходу приходится 1,5 оборота в обратном направлении. Это делается для того, чтобы удалить стружку с зоны резания.
  3. Инструмент должен быть расположен строго вертикально поверхности.
  4. После образования требуемой поверхности используется контрольный болт. Первый проход может быть под небольшой нагрузкой, но после проблем возникать не должно.

На образование витков уходит относительно небольшое количество времени. При этом можно получить качественную и надежную резьбу, которая прослужит в течение длительного периода.

Как нарезать правильно

Наносить резьбу можно на практически любые металлы и их сплавы — сталь, медь, алюминий, чугун, бронзу, латунь и т.д. Не рекомендуют делать ее на каленом железе — оно слишком жесткое, при работе будет крошиться и качественных витков добиться не удастся, а значит, соединение будет ненадежным.


Инструмент для работы

Подготовка

Работать надо на чистом металле — удалить ржавчину, песок и другие загрязнения. Затем место, где будет наносится резьба, необходимо смазать (кроме чугуна и бронзы — с ними надо работать «на сухую»). Для смазки есть специальная эмульсия, но если ее нет, можно использовать размоченное мыло. Также можно использовать другие смазки:

  • льняное масло для стали и латуни;
  • скипидар для меди;
  • керосин — для алюминия.


Параметры метрической резьбы

Часто можно услышать советы использовать при нарезании резьбы машинное или минеральное масло или даже сало. Они работают неплохо, но специалисты говорят, что лучше этого не делать — стружка будет прилипать к вязкой субстанции, что приведет к быстрому износу метчика или плашки.

Процесс нарезки

При нарезке наружной резьбы плашку размещают строго перпендикулярно к поверхности трубы или прута. При работе она не должна вилять, иначе витки получатся неровными и соединение будет некрасивым и ненадежным. Особенно важны первые витки. От того, как они «лягут» зависит не будет ли затем соединение с перекосом.

Нанося внутреннюю резьбу, деталь фиксируют неподвижно. Если это небольшой кусок, его можно зажать в тисках. Если большая пластина — обеспечьте ее неподвижность доступными методами, например, зафиксировав брусками. М

Метчик в отверстие вставляют так, чтобы его ось была параллельна оси отверстия. С небольшим усилием, понемногу, начинают крутить в заданном направлении. Как только почувствуете что сопротивление усилилось, выкручиваете метчик обратно и очищаете его от стружки. После чистки процесс продолжают.


Процесс нарезки в фото

При нарезании резьбы в глухом отверстии, его глубина должна быть немного больше требуемой — в этот излишек должен входить кончик метчика. Если конструктивно такое невозможно, у метчика отрезают кончик. При этом к дальнейшей эксплуатации он не пригоден, но другого выхода нет.

Для того чтобы витки получились качественными, используют два метчика или плашки — черновую и чистовую. Первый проход делают черновой, второй — чистовой. Также есть комбинированные устройства для нанесения резьбы. Они позволяют сделать все за один проход.

Еще один практический совет: чтобы стружка не попадала в рабочую зону, при нарезании делают один полный оборот по часовой стрелке, затем пол оборота против. После этого возвращают инструмент в то место, где остановились и снова делают один оборот. Так продолжают до требуемой длины.

С использованием ввертыша

При применении ввертыша отверстие высверливается подходящих сверлом, после этого подбирается метчик соответствующего диаметра. В отверстие устанавливается ввертыш, верхняя часть при необходимости срезается.


Ввертыш для восстановления резьбы

После этого керном на границе наносятся засечки. Это делается для того, чтобы ввертыш не выкрутился из отверстия. В продаже встречаются самые различные варианты исполнения ввертышей, поэтому проблем с подбором не возникнет.

Типы продукции Helicoil

Данный восстановитель резьбы представляет собой набор из метчика соответствующего размера, шпинделя, сверла, ломателя поводка. Также в наборе имеется несколько резьбовых вставок. Их можно при необходимости приобретать отдельно.

восстановитель резьбы loctite


С помощью данных комплектов можно восстанавливать метрические резьбы размерами от M2 до M16 с шагом резьбы 1,5, а также от M18 до M36 с шагом 1,5. Также набор включает в себя комплекты для ремонта дюймовых резьб разных размеров, начиная от американской резьбы и заканчивая трубной.

Применение футорок

Восстановить подобные крепежные элементы можно и при применении футорка. Этот вид резьбового соединения представляет собой втулку, которая имеет наружный большой диаметр и внутренний с меньшим размером.


Сфера применения футорков весьма большая. Примером можно назвать изготовление мебели или соединение различных труб, крепление спаренных колес.

В некоторых случаях, когда можно изменить диаметр соединения, футорок используется при повреждении витков.




Вставка с закрепляющим пояском

После формирования детали наружная и внутренняя резьба нарезаются таким образом, чтобы не возникали совмещения впадин и выступов профиля, что позволяет добиться требуемой прочности элемента. При помощи установочного устройства вставка заворачивается в свечные колодцы с большой глубиной и достаточно легко убирается с наружной стороны. Термостойкий клей поможет в обеспечении герметичности. На двух внешних витках вставки должна присутствовать накатка для плотной фиксации после развальцовки при помощи специального профиля.

Выбор холодной сварки для резьбы

В продаже встречаются различные виды рассматриваемого вещества. При выборе учитываются следующие моменты:

  1. Рекомендуемая область применения.
  2. Особенности изготовления рабочей смеси.
  3. Условия эксплуатации: температура, влажность и некоторые другие моменты.


Восстановление резьбы холодной сваркой

Большинство вариантов исполнения представлены двумя компонентами, которые смешиваются для получения пасты. Стоит учитывать, что в пластичном состоянии вещество находится не долго.

Недостатки и преимущества

Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки. Примером назовем следующее:

  1. Холодная сварка и полимеры могут использоваться в случае, когда нельзя изменить диаметр отверстия. Однако, получающиеся витки характеризуются низкой прочностью.
  2. Метчик используется только в случае, когда можно немного увеличить отверстие. При этом получаются качественные и прочные витки.
  3. Вкладыши позволяют расширить область применения режущего инструмента, но восстанавливаемая резьба также не рассчитана на большую нагрузку.

В целом можно сказать, что существует просто огромное количество способов восстановления крепежных элементов. Выбор проводится в зависимости от того, где оно используется и какая нагрузка оказывается.

Преимущества работ с клеевой массой

Восстановление сколов и трещин на резьбе металлических деталей с помощью состава «Холодная сварка» имеет ряд преимуществ.

Читайте также: