Соединения щелочных металлов конспект

Обновлено: 18.05.2024

1.Обеспечить в ходе урока усвоение химических свойств соединений щелочных металлов, их применение в быту и производстве, значение в жизнедеятельности организмов.

Продолжить формирование общеучебных умений и навыков работы с химическими реактивами .

2. Формирование основных мировоззренческих идей причинно-следственных связей между явлениями строение атома щелочного металла – свойства простого вещества – свойства соединений щелочных металлов и их применением на основе свойств.

3.Развивать умение сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли при ответе. Развивать познавательный интерес школьников, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни.

Тип урока : комбинированный - изучение нового материала с использованием ИКТ.

Оборудование : учебник, мел, доска, компьютер, медиапроектор, экран, презентация темы урока, технологические карты урока для учащихся, химические реактивы (растворы: гидроксид натрия, соляная кислота, сульфат меди гидроксид цинка, фенолфталеин) и лабораторная посуда (штатив с пробирками).

I .Организационный момент .

II . Изучение нового материала.

1.Проверка ранее изученного материала по теме «Щелочные металлы».

Отгадайте загадки:

1. Хранят обычно в керосине, и бегает он по воде,

В природе, помните, отныне,

Свободным нет его нигде,

В солях открыть его возможно

Желтеет пламя от него

И получить из соли можно

Как Дэви получил его.

О каком элементе идет речь? (Na)

2. Он энергично вытесняет

Из влаги - чистый водород,

Его при этом заменяет

И вяжет прочно кислород.

Тот элемент в растеньях скрыт

По фиолетовому цвету

Он может быть в солях открыт.

О каком элементе идет речь? (К).

1.С какими металлами мы с вами познакомились на прошлом уроке?

2.Почему они так называются ?

3. Назовите общую особенность в строении атомов всех щелочных металлов?

Тест по теме: Щелочные металлы .

1.К щелочным металлам не относится: а) рубидий; в) калий; б) цезий; г) медь.

2.Электронная формула )2)8)8)1 соответствует элементу: а) литию; в) калию; б) натрию;

3.Радиус атома у элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра:

а) изменяется периодически; в) не изменяется; б) увеличивается;

4.Щелочные металлы проявляют очень сильные:

а) окислительные свойства; в) восстановительные свойства; б) амфотерные свойства;

5..К физическим свойствам щелочных металлов не относится:
а) серебристо-белые; б) мягкие и легки; г) тугоплавкие.

6.При взаимодействии элементов I группы главной подгруппы с водой образуется:

а) кислота; б) щелочь и выделяется водород; г) соль .

7.Натрий и калий хранят в керосине , потому что они:
а) имеют резкий запах; б) легко окисляются на воздухе;
Самоконтроль: нет ошибок – «5», 1,2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3», более – «2»

Ответы: 1- г 2 - в 3 - б 4 - в 5 - г 6 – б 7 - б.
Самоконтроль: нет ошибок – «5», 1,2 ошибки – «4», 3,4 ошибки – «3», более – «2»

2.Актуализация знаний .

А можно ли встреть щелочные металлы в свободном виде в природе? Почему?

Предположите, в виде каких соединений они могут находится в природе?

В природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений.

Na и К в природе встречаются в виде хлоридов, сульфатов, силикатов и т.д.

Li, Rb, Cs входят в состав различных минералов.

Fr встречается в радиоактивных рудах Ас и U .

На столе : объекты, содержащие соединения щелочных металлов (сода, соль, пальчиковые батарейки, мыло) и задает вопрос.

Посмотрите на эти объекты. Как вы думаете, что их объединяет?

1Что такое генетическая связь?

2.Составим генетический ряд натрия.

3. Какие классы соединений образуют щелочные металлы? Рассмотрим их свойства.

1. Оксиды щелочных металлов
а) физические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь свойства: твердые, белые, легкорастворимые.
б) химические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь: оксиды щелочных металлов – это типичные основные оксиды. Как все основные оксиды, оксиды щелочных металлов реагируют с водой, с кислотными оксидами, с кислотами.
Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химических реакций на примере оксида натрия:
Na 2 O + H 2 O → 2 NaOH ;

2. Гидроксиды щелочных металлов .
а) физические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь свойства: твердые, белые, хорошо растворимые, термически устойчивые, разъедают ткани и бумагу.
б) химические свойства
Инструктаж по техника безопасности при выполнении лабораторной работы.

Химические свойства гидроксида натрия.
Цель: экспериментально доказать химические свойства щелочных металлов на примере гидроксида натрия.
Инструкция

1. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?

2. Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
NaOH + HCl → NaCl + H 2 O Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.

3. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
2 NaOH + CuSO 4 → Na 2 SO 4 + Cu ( OH )2 Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.

Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.
Гидроксиды щелочных металлов реагируют с кислотами, солямив) применение – слайд № 5.

Гидроксид натрия – NaOH – едкий натр, каустическая сода, каустик.

Гидроксид калия – КОН – едкое кали.

NaOH и КОН – едкие щелочи, разъедают ткани и бумагу. Учащиеся записывают : Применение: для получения искусственного шелка , в производстве мыла и СМС, косметики, лекарств и т.д.

3. Соли щелочных металлов .
Физические свойства. Учащиеся записывают в тетрадь свойства твердые кристаллические вещества, почти все растворимые в воде.

Самостоятельная работа с текстом учебника.
Применение: заполнение таблицы с слайда № 5. Работа по учебнику стр. 56 – 57

4. Значение в жизнедеятельности организмов - слайд № 6.

VI . Итог урока. Выставление отметок.
Итог урока:

1. Какие физические и химические свойства характерны для оксидов, гидроксидов щелочных металлов?

2. Где применяются гидроксиды и соли щелочных металлов?

Дополнительный материал . Это интересно.

Задача: Почему в Древней Греции перед длительными походами в жаркую погоду воинам рекомендовали съесть кусочек хлеба, круто посоленный, и запить водой?

Ионы электролитов легко гидратируются, поэтому поваренная соль задерживает воду в организме.

Задача: Почему эскимосы употребляют в пищу очень мало соли?

Согласно одной из научных теорий, все животные, обитающие на земле, включая человека, – потомки организмов, которые появились и жили в море. Жидкость тела этих созданий по составу была морской водой. Переселившись на сушу, они сохранили морскую воду в качестве жидкости своего тела. Но природа не в состоянии обеспечить живые организмы достаточным количеством соли в натуральном виде. Поскольку соль растворяется в воде, значительная ее часть вымывается из почвы дождевой водой в реки, моря и океаны. В результате произрастающие на земле растения содержат недостаточно соли. Вот почему животные, питающиеся растениями, нуждаются в соли. Организм каждый день теряет определенное количество жидкости, содержащей соль, и растительная пища не восполняет ее. Животным, питающимся другими животными, дополнительная соль не нужна. Они получают необходимую им соль из организмов своих жертв. Эскимосы питаются преимущественно мясом, поэтому потребность в соли у них очень мала.

Задача: Почему в Англии в последние десятилетия наблюдается снижение смертности от болезней сосудов головного мозга?

Это связано с увеличением потребления свежих фруктов и овощей. В свежих овощах и фруктах всегда много калия и мало натрия. Натрий задерживает воду в организме, повышая артериальное давление, а калий, напротив, способствует его снижению. Вот почему увеличение потребления овощей, фруктов, в частности яблок, можно рассматривать как существенную меру предупреждения болезней сосудов головного мозга.

ОТКУДА В ЛЮДЯХ ЛЮБОВЬ К СОЛЕНОМУ .

Соль служит для сохранения продуктов от порчи и гниения. Чтобы сохранить продукты (когда еще не было холодильников и морозильников), применяли соль. Попробовав овощей из рассола, люди стали солить, квасить и мочить свежие овощи. Человек так привык все солить, что готов даже смириться с некоторыми болезнями, только бы не переходить на бессолевую диету. Постепенно вырабатывалась привычка солить всякую пищу, даже не пробуя ее.

МНОГО СОЛИ - МАЛО КАЛИЯ, МАЛО КАЛИЯ - МНОГО БОЛЕЗНЕЙ

Вопрос о соли - это вопрос калиево-натриевого равновесия. Оно чрезвычайно важно в организме. Калий и натрий постоянно спорят за свое присутствие в клетках. В поваренной соли нет калия, это полностью натрий. Наш же организм остро нуждается в калии, которого должно быть в 4 раза больше, чем натрия. Организм собирает калий всюду, но избыточное применение поваренной соли сводит на нет все его усилия. Поэтому при избытке потребления соли возникает недостаток калия, что со временем ведет к ряду недомоганий: физическое и умственное утомление, плохой сон, судороги, боли в суставах.

Избыток натрия (соли) перегружает работу сердца. Хотите узнать, не много ли вы употребляете соли? Подойдите к зеркалу: белый круг вокруг радужной оболочки глаза указывает на избыточное потребление соли.

Едкий калий применяется для производства удобрений, синтетического каучука, электролитов для аккумуляторов, реактивов, используется в фармацевтической промышленности и других отраслях народного хозяйства.

Едкий калий транспортируют железнодорожным, автомобильным транспортом в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.

Едкий калий хранят в герметично закрытой таре, т.к. он "расплывается" на воздухе, поглощая из него влагу.

Его традиционное название "едкое кали" отражает разъедающее действие этого вещества на живые ткани. При попадании едкого калия на кожу возможны химические ожоги.

Мягкие мыла получаются при омыливании масел и жиров едким кали. Все эти мыла обладают мягкой кремообразной консистенцией.

Едкий натр.

Самая распространенная щёлочь. В год в мире производится и потребляется более 57 миллионов тонн едкой щёлочи.

Едкий натр применяется в огромном множестве отраслей промышленности и для бытовых нужд:

• в целлюлозно-бумажной промышленности в производстве бумаги, картона, искусственных волокон, древесно-волоконных плит.

• для омыления жиров при производстве мыла, шампуня и других моющих средств.

• в химических отраслях промышленности - для нейтрализации кислот и кислотных окислов, как реагент или катализатор в химических реакциях и др.

Натр едкий (Гидроксид натрия) - едкое и коррозионноактивное вещество. Оно относится к веществам 2-го класса опасности. Поэтому при работе с ним требуется соблюдать осторожность.

При попадании на кожу, слизистые оболочки и в глаза образуются серьезные химические ожоги. При контакте слизистых поверхностей с едкой щелочью необходимо промыть пораженный участок струей воды, а при попадании на кожу слабым раствором уксусной кислоты.

На литии – к звездам

В этом металле остро нуждаются производители мобилок, карманных гаджетов и ноутбуков. В больших количествах литий (Li) потребляет ядерная энергетика, по расчетам теоретикам именно этот щелочной металл может дать ключ к термоядерной энергии. Будучи мощнейшим психотропным веществом, Li используется в военной и прикладной психиатрии (причем природа воздействия Li на психику человека до конце не понятна). Дейтерид лития используется в водородной бомбе в качестве рабочего вещества и регулятора мощности взрыва.

Конспект урока химии "Соединения щелочных металлов"

химическими реактивами и лабораторной посудой, а так же навыки самоконтроля.

ü Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей причинно-следственных связей между явлениями строение атома щелочного металла – свойства простого вещества – свойства соединений щелочных металлов.

ü Развивать у школьников умение сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли при ответе. Развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого творческие задания. Развивать эмоции учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, используя яркие примеры, демонстрации. Развивать познавательный интерес школьников, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни.

Структура урока :

I. Организационный момент . (целеполагание через визуальный объект (соль NaCl ))

Объявление ученикам темы: Соединения щелочных металлов, цели урока: обобщить и систематизировать знания о щелочных металлах и их соединениях; познакомиться с применением этих соединений в быту и производстве, значением их в жизнедеятельности организмов; продолжить развитие умения характеризовать элементы по их положению в периодической таблице, составлять уравнения реакций и плана урока:

1. Оксиды щелочных металлов.
а) физические свойства; б) химические свойства;

  1. Гидроксиды щелочных металлов.
    а) физические свойства;
    б) химические свойства;

3. Соли щелочных металлов

а) физические свойства;
б) применение.

4. Значение в жизнедеятельности организмов.

II . Проверка домашней работы.(Цель: проверить материал предыдущего урока (индивидуальная работа, работа в парах - взаимопроверка)

Для проверки домашней работы выполним тест – презентация первый слайд.
Тест по теме: Щелочные металлы.

1. К щелочным металлам не относится:
а) рубидий; в) калий;
б) цезий; г) медь.

2. Электронная формула 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 6 4 s 1 соответствует элементу:
а) литию; в) калию;
б) натрию; г) меди.

3. Радиус атома у элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра: а) изменяется периодически; в) не изменяется; б) увеличивается; г) уменьшается.

4. Щелочные металлы проявляют очень сильные:
а) окислительные свойства; в) восстановительные свойства;
б) амфотерные свойства; г) нейтральные свойства.

5. Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления:
а) +1; в) +2;
б) +3; г) +4.

6. К физическим свойствам щелочных металлов не относится:
а) серебристо-белые; в) хорошие электропроводники;
б) мягкие и легкие; г) тугоплавкие.

7. При взаимодействии элементов I группы главной подгруппы с водой образуется: а) кислота; в) оксид и выделяется водород;
б) щелочь и выделяется водород; г) соль .

8. При взаимодействии кислорода со щелочными металлами оксид образуется только с: а) литием; в) калием;
б) натрием; г) рубидием.

9. Щелочные металлы не взаимодействуют с:
а) неметаллами; в) водой;
б) растворами кислот; г) концентрированными кислотами.

10. Натрий и калий хранят в керосине или в минеральном масле, потому что они:
а) имеют резкий запах; в) легко окисляются на воздухе;
б) очень легкие; г) сильные окислители.

На тест отводится 8 минут.
Один ученик выполняет тест за доской. Учитель предлагает ученикам самостоятельно проверить свою работу. Ученик у доски также самостоятельно проверяет свою работу и оценивает ее.
Ответы: 1- г 2 - в 3 - б 4 - в 5 - а 6 - г 7 - б 8 - а 9 - б 10 - в.
Самоконтроль: нет ошибок – «5», 1,2 ошибки – «4», 3,4 ошибки – «3», более – «2»
Один ученик в начале урока записывает выполненное домашнее упражнение на доске.

1. Оксиды щелочных металлов – слайд № 2.
а) физические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь свойства: твердые, белые, легкорастворимые.
б) химические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь: оксиды щелочных металлов – это типичные основные оксиды. Как все основные оксиды, оксиды щелочных металлов реагируют с водой, с кислотными оксидами, с кислотами.
Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химических реакций на примере оксида натрия:
Na 2 O + H 2 O → 2 NaOH ; Na 2 O + CO 2 → Na 2 CO 3 ; Na 2 O + H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 + H 2 O

2. Гидроксиды щелочных металлов – слайд № 3.
а) физические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь свойства: твердые, белые, хорошо растворимые, термически устойчивые, разъедают ткани и бумагу.
б) химические свойства
Инструктаж по техника безопасности при выполнении лабораторной работы.

Лабораторная работа (групповая работа) – слайд № 4
Химические свойства гидроксида натрия.
Цель: экспериментально доказать химические свойства щелочных металлов на примере гидроксида натрия.
Инструкция

1. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?

2. Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
NaOH + HCl → NaCl + H 2 O Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.

3. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
2
NaOH + CuSO 4 → Na 2 SO 4 + Cu ( OH )2 Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.

Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.
Гидроксиды щелочных металлов реагируют с кислотами, солями, , с кислотными оксидами, т.е.проявляют характерные основные свойства.
в) применение – слайд № 5. Гидроксид натрия – NaOH – едкий натр, каустическая сода, каустик. Гидроксид калия – КОН – едкое кали. NaOH и КОН – едкие щелочи, разъедают ткани и бумагу. Учащиеся записывают в тетрадь примение: для получения искусственного шелка, в производстве мыла и СМС, косметики, лекарств и т.д.

3. Соли щелочных металлов – слайд № 5
а) физические свойства. Учащиеся записывают в тетрадь свойства твердые кристаллические вещества, почти все растворимые в воде.
б) применение: заполнение таблицы с слайда № 5. Работа с раздаточным материалом.

Конспект урока "Соединения щелочных металлов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок объяснительно - иллюстративный с элементами проблемного обучения, поддерживается показом презентации, которая позволяет проиллюстрировать принцип познаваемости мира, возможность использования информационных технологий для описания и понимания свойств химических веществ и применении данных веществ в жизни человека. Прослеживается взаимосвязь с биологией, при рассмотрении влиянии химических элементов (ионов) на организм человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Соединения щелочных металлов"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 им. А.Я. Першина г. Благовещенска

Методическая разработка урока химии с использованием педагогических технологий в условиях введения ФГОС ОО

и использование ИКТ на уроке

Соединения щелочных металлов.


Разработала Решетникова Люция Николаевна

МОБУ СОШ №4 им. А.Я. Першина

Конспект урока химии в 9 классе

Тема урока «Соединения щелочных металлов»

Место урока в теме

Раздел «Металлы», урок 17

Цели урока: Повторить физические и химические свойства щелочных металлов, изучить свойства соединений щелочных металлов: оксидов и гидроксидов. Рассмотреть области применения соединений щелочных металлов.

Задачи:
Образовательные.
- Дать понятие о свойствах соединений щелочных металлов.
- Рассмотреть химические свойства основных оксидов и щелочей.
- Показать способы применения соединений щелочных металлов.
- Научить грамотному использованию солей щелочных металлов в быту.
Воспитательные.
- Проиллюстрировать принцип познаваемости мира, возможность использования информационных технологий для описания и понимания свойств химических веществ и применении данных веществ в жизни человека.

- Вырабатывать познавательную активность и интерес к предмету.

- Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию свойств веществ и их обоснованного и безопасного использования.

Развивающие.
- Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, прогнозировать, находить и объяснять причинно-следственные связи.
- Развивать практические умения при работе с веществами и лабораторным оборудованием.

- Учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы.

- Учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность.

Здоровьесберегающие.
- Создать благоприятный психологический климат на уроке.
- Соблюдать требования СанПИНа к гигиене учебного кабинета.

Содержание урока

Свойства оксидов, гидроксидов и солей щелочных металлов. Области применения соединений щелочных металлов.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Должны знать: номенклатуру соединений щелочных металлов, их свойства и области применения.

Должны уметь: подтверждать изученные свойства и закономерности уравнениями химических реакций. Осуществлять химический эксперимент, выполняя правила ТБ.

Организационный этап – 2 мин

Вводная часть: мотивация, тема и цели урока – 6 мин

Экспериментальная часть (лабораторная работа) – 10 мин

Первичная проверка степени усвоения материала – 5 мин

Контроль и самопроверка знаний – 4 мин.

Подведение итогов – 2 мин

Домашнее задание – 1 мин

Средства обучения

Компьютер, мультимедийное сопровождение, оборудование и реактивы для лабораторных опытов (растворы соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида натрия, сульфат меди, фенолфталеина, гидрокарбоната натрия, пробирки, крист. нитрат натрия, спиртовка, спички, вата, этиловый спирт) , таблица растворимости. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ряд активности металлов.

Методы и приемы обучения

Репродуктивный, метод поисковой беседы, лабораторно- практический.

Способы мотивации учения

Связь темы с повседневной жизнью и кругом интересов учащихся (использование компьютерных технологий для выполнения творческого домашнего задания).

Формы организации учебной деятельности

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Виды познавательной деятельности

Участие в беседе, выполнение лабораторных опытов.

Способы управления познавательной деятельностью

Ознакомление с целями и задачами урока, информирование о виде контроля.

Способы отслеживания результатов

Домашнее задание

О.С.Габриелян, «Химия -9», § 14 упр 2,5

Творческое задание – Составить презентацию о применении соединений кальция и магния

Организационный этап –

- приветствие учащихся, проверка отсутствующих;

- проверка подготовленности учащихся к учебному занятию;

- организация внимания школьников.

Вводная часть: мотивация, тема и цели урока –

Учитель. Сегодня, ребята мы начнем урока необычно. С отгадыванием ребусов.

1) Отгадай ребусы, какие металлы зашифрованы в данных ребусах

Ученик. Литий, натрий, калий (слайд 1,2,3)




Учитель. Вам знакомы эти металлы?

Учитель. 2) Как называют группу данных металлы?

Ученик. Щелочные металлы.

3) Какими физическими свойствами они обладают?

Ученик. Серебристо-белые мягкие вещества (режутся ножом), с характерным блеском на свежесрезанной поверхности. Все они легкие и легкоплавкие. Их хранят под слоем керосина, а литий в вазелине или в запаянных ампулах.

Учитель.4) С какими веществами они реагируют?

Ученик. Взаимодействую почти со всеми неметаллами, с водой – образуя щёлочи.

Учитель. Просмотрите видео опыта (слайд 4) и выполните задание – запишите уравнения реакций, рассмотрите реакцию как ОВР а) натрия с йодом

б) калия с хлором в) лития с водой

Какие вещества образуются в результате реакций. Самопроверка (слайд 5).


Учитель. Демонстрация опыта. Окрашивание пламени солями натрия.(кристаллики нитрата натрия насыпать на пламя – смочить вату этиловым спиртом и поджечь в фарфоровой чашке) Какой ион щелочного металла окрасил пламя в желтый цвет.

Ученик. Ион натрия.

Учитель Мы с вами изучили простые вещества – щелочные металлы, которые реагируя с другими веществами, образуют сложные. Поэтому что ещё нам предстоит изучить?

III. Изучение новой темы

Соединения щелочных металлов (слайд 6) Запишите число и тему в рабочих тетрадях.

Учитель. В свободном виде в природе щелочные металлы не встречаются из-за своей активности. Некоторые их природные соединения, в частности соли натрия и калия, довольно широко распространены, они содержаться во многих минералах, растениях и природных водах.

Рассмотрим основные соединения щелочных металлов на примере соединений натрия и калия – наиболее важных представителей этой группы элементов.

1. Оксиды (слайд 7)

- составьте формулу оксида натрия, определите характер оксида.

Ученик. Оксид натрия – основной оксид

Учитель .Оксид натрия представляет собой бесцветные кристаллы. Хранить Na2O лучше всего в безводном бензоле.

Получение (слайд 8). Чистый оксид натрия получить непосредственным окислением натрия нельзя, так как образуется смесь, состоящая из 20 % оксида натрия и 80 % пероксида натрия:

Прокаливание пероксида натрия с избытком натрия: 2Na + Na2O2 = 2Na2O

Перечислите свойства основных оксидов.

Ученик. Основные оксиды взаимодействуют с водой, (если данному оксиду

соответствует растворимое или малорастворимое основание), с кислотными

и амфотерными оксидами, с кислотами.

Учитель. Составьте уравнения реакций оксида натрия с водой, оксидом фосфора(V)- слайд 8, самопроверка в написании уравнений реакций. Перед открытием слайда выяснить у ребят, какие вещества образуются, их название.

Ученик. В первом уравнении – соль фосфат натрия, во втором уравнении – основание, гидроксид натрия.

Учитель. Составьте формулу гидроксида натрия: (слайд 10)

Твердое белое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде. Процесс растворения сопровождается выделением достаточного количества теплоты.

Химические свойства гидроксида натрия.

Учитель. Перечислите свойства характерные для растворимых оснований.

Ученик. Щёлочи реагируют с кислотными оксидами, с кислотами и солями (если образуется нерастворимое соединение), с амфотерными оксидами и гидроксидами.

Растворы щелочей изменяют окраску индикаторов. В присутствии щелочи лакмус окрашивается в синий цвет, метилоранж – в жёлтый, фенолфталеин – в малиновый. (слайд 11).

Учитель. Выполните лабораторную работу (групповая работа)

Лабораторные опыты «Свойства гидроксида натрия» (слайд 12)

Повторить правила ТБ

С правилами ТБ ознакомлен __________

Инструкция

Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?

Добавьте в эту же пробирку раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.

Заполнение карточки.(слайд13) записать на карточке свою фамилию и имя и заполнить таблицу. Данная карта сдается в конце урока и затем будет проверена и выставлена оценка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читайте также: