Солидол для консервации металла

Обновлено: 04.05.2024

Название «солидол» фактически является неформальным синонимом любой консистентной смазки. С точки зрения технического стандарта, это не так. ГОСТ 1033-79 дает однозначное описание этого продукта, и его состав отличается от большинства аналогов. Мы поговорим о распространенной разновидности этого вещества, которая называется «Солидол – Ж».

Область применения – смазка общего назначения, без узкой специализации. Состав солидола достаточно сложный: традиционно это целый букет из нефтяных масел (изначально подбираются вязкие составы).

солидол от разных производителей

В качестве загустителя (речь идет о консистентной смазке) применяется замыливание кальциевыми жирными кислотами. Причем используются исключительно натуральные компоненты: растительного либо животного происхождения. Устаревшее название солидола – тавот.

Рассмотрим подробнее, из чего делают солидол

Основу составляют самые что ни на есть «нефтяные отбросы». То есть фракции, оставшиеся после возгонки бензина. Раньше это сырье называлось нефтяным маслом.

После механической очистки в эту массу (обычно состоящую из разносортицы, главное – соответствовать ГОСТ), добавляют загуститель. Почему используется именно кальциевое мыло?

солидол в банке

Солидол жировой по определению не должен быть текучим. Адгезия у него средняя, поэтому надо как-то удерживать смазку на деталях механизма. Замыливание кальциевыми кислотами как раз придает составу отменную пластичность при этом, не превращая его в мед.

Чем принципиально отличается литол от солидола? Именно пластичностью. Солидол буквально продавливается между пальцами, удерживаясь на поверхности. А литол просто размазывается.

Кальциевое мыло хорошо тем, что не приводит к образованию свободных органических кислот. Поэтому технический солидол нейтрален к цветным металлам, что дает возможность использования его в алюминиевых узлах.

Отдельная категория – солидол синтетический. Основа остается прежней: вязкие нефтяные масла. А вот в качестве загустителя, применяются синтетические жирные кислоты. Натуральная смазка обладает лучшими вязкостно-температурными свойствами, а синтетика просто дешевле.

Солидол жировой: характеристики и применение

узлы комбайна смазывают солидолом

Исходя из перечисленных параметров, лучшая область применение солидола – сельское хозяйство и строительная техника.

Действительно, эта смазка может длительное время работать в условиях сильной нагрузки (только не на высоких оборотах).

Наилучшим образом свойства проявляются на массивных механизмах:

  • грубых шестернях большого размера;
  • широких цепных передачах;
  • подшипниках большого диаметра;
  • шарнирных соединениях, работающих с большой нагрузкой и малой интенсивностью;
  • блоках подъемных механизмов;
  • штоках гидравлических систем (наружная смазка);
  • ползунах, направляющих, опорных поверхностях поворотных платформ.

Поскольку смазка не адсорбирует пыль, можно не беспокоиться, что она быстро превратится в абразив. На первый взгляд, это не такое уж важное свойство (вместе с водостойкостью).

При этом оно реально экономит средства при использовании на коммерческой технике. Обслуживание проводится реже (в сравнение с аналогами), техника меньше простаивает.

Характеристики и применение солидола — видео

Когда механики принимают решение, задаваясь вопросом: «литол и солидол в чем разница?», учитываются не только эксплуатационные, но и экономические факторы. К тому же, солидол (даже жировой) имеет вполне доступный прайс-лист.

Заслуженным уважением смазка пользуется у автомобилистов. Чего стоит опыт применения в рессорной подвеске и шкворневых поворотных устройствах передних колес (как на легендарной «Волге» ГАЗ-24).

Еще одна область применения – механические и электроинструменты

Использовать солидол в инструментах с высокими оборотами вала не рекомендуется, мы знаем о проблемах при перегреве. А вот механизмы подачи суппортов фрезерных и токарных станков, редукторы медленного хода, различные ручные (и электрические) лебедки – оптимальный вариант.

Хорошо работает смазка на ленточных транспортерах, конвейерных линиях, шарнирах промышленных роботов. Кроме того, солидолом смазывают петли дверей и ворот, механизмы замков: особенно навесных, которые располагаются на улице.

Пресс-солидол

Вспоминаем старое название: тавот. От него произошла словоформа «тавотница». Это специальный клапан (пресс-масленка) в механической детали, через который внутрь узла впрыскивается смазка.

Для этой процедуры существует специальный шприц-нагнетатель. Он создает необходимое давление, и консистентный состав смазывает механизм.

Разумеется, для такой работы требуется специальная смазка. Обычный солидол или литол не способны эффективно проникать в узкие полости, особенно при пониженных температурах. Учитывая отсутствие визуального контроля наполнения узла смазкой, требуется гарантия качественной обработки.

Основные характеристики солидола

Подходящими свойствами обладает пресс-солидол. Основные характеристики аналогичны обычному составу:

Однако производитель внес некоторые изменения:

  • пресс солидол менее вязкий, при сохранении пластичности;
  • увеличен температурный порог до (+80°C), после которого начинается разложение материала.

Жировой солидол представляет собой безопасный для экологии продукт со сбалансированными характеристиками. Однако температурные ограничения не позволяют использовать его повсеместно вместо аналогов.

Исключения составляют лишь высоко оборотистые узлы, которые могут разогреться до температуры +80°C. Однако смазка актуальна не одно десятилетие, и ее не собираются снимать с производства.

Нетривиальное использование именно жирового солидола — интересное видео

Чем отличаются литол и солидол?


Если спросить любого человека, какие смазки для обслуживания механизмов самые известные, наверняка в ответ услышите – литол и солидол.

Что же собой представляют эти материалы? Чем отличается литол от солидола и от других смазок? Что можно смазывать солидолом и литолом?

Попытаемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Солидол

Солидол


Солидол – одна из первых пластичных смазок, разработанных в 20-х годах XX века для обслуживания узлов автомобильной и сельскохозяйственной техники.

Состав, представляющий собой однородный состав от светло-желтого до темно-коричневого цвета, получают путем загущения индустриальных масел кальциевыми мылами. Верхний порог рабочих температур составляет около .

Существуют две разновидности солидолов:

Жировые – в качестве загустителя применяются жирные кислоты растительного происхождения

Синтетические – загуститель получают путем химического синтеза

Этот материал использовался повсеместно долгие годы. Благодаря низкой стоимости, универсальности, хорошей влагостойкости, даже в наши дни он все еще находит себе применение.

Пластичная смазка оказалась настолько популярной, что не только механики, но и рядовые автолюбители стали называть солидолом любую пластичную смазку для автомобильных и промышленных применений.

Главный недостаток солидола – очень низкий порог верхних рабочих температур. Уже при смазка разрушается и перестает выполнять свои защитные функции.

Литол

ЛИТОЛ-24 Газпромнефть

Пластичная смазка литол была разработана в Советском Союзе в 70-80-х годах XX в как материал, который со временем призван полностью заменить солидол.

В качестве основы литола используется минеральное масло, загущенное литиевыми мылами стеариновых кислот. Такой загуститель позволил расширить диапазон эксплуатационных температур – смазка отлично работает до °C.

Наиболее известным и универсальным материалом из серии является Литол-24. Присадки, которые содержит этот состав, предотвращают процесс ускоренного окисления смазки. Консистенция, несущая способность, водооталкивающие свойства и многие другие характеристики материала оказались достаточными для возможности его применения в большинстве узлов современных механизмов.

В настоящее время Литол является, пожалуй, самой универсальной и многофункциональной смазкой для механизмов, работающих в обычных условиях эксплуатации.

Сравнение солидола и литола

Итак, со времен СССР в России остаются самыми популярными смазками литол и солидол. В чем разница между этими материалами?

Разобраться в смазках, что лучше – литол или солидол – можно, если знать их состав и свойства, которые придают смазкам их компоненты.

Основные особенности и различия материалов объясняются разным типом используемого загустителя.

Повышение термостойкости состава – заслуга именно литиевого мыла, применяемого вместо кальциевого в солидоле. Литол обладает также более высокими антикоррозионными свойствами.

Зато, если сравнивать оба состава, кальциевый солидол лучше противостоит вымыванию водой. Он также характеризуется меньшей химической активностью и может использоваться с теми конструкционными материалами (например с алюминием и другими цветными металлами), для которых литиевые смазки губительны.

Нельзя не отметить такой параметр как пластичность. Если сжать в одной руке литол, а в другой солидол, то первый материал размажется, а второй будет хорошо продавливаться между пальцами.

В отличие от солидолов, в составе литолов отсутствуют компоненты, агрессивные по отношению к большинству резин. Именно поэтому эти материалы часто применяют в узлах, контактирующих с резиновыми манжетами, сальниками, уплотнителями.

Таким образом, несмотря на явные преимущества литола по некоторым параметрам, разница в эксплуатационных свойствах не позволила литолам полностью вытеснить солидолы. Каждый из этих материалов по-прежнему используется, за каждым остались свои области применения.

Заметим, что чисто кальциевые смазки сейчас используются редко. На смену им пришли материалы на основе комплексных кальциевых мыл. Новые составы лишены недостатков, присущих литолам и характеризуются очень высокими рабочими свойствами.

Что лучше выбрать для смазки?

Солидол часто применяется для смазывания шарниров и других узлов трения устаревшей техники, которая не испытывает больших нагрузок и работает на невысоких скоростях.

Литол выдерживает более жесткие режимы, поэтому активно применяется в узлах современной техники.

В то же время ограничения, касающиеся той или иной смазки, накладывают определенные границы на ее применения в отдельных областях.

Так, например, литол не рекомендуется использовать на алюминиевых поверхностях, поэтому если есть альтернатива – использовать там солидол или литиевую смазку – лучше выбрать первый вариант.

Солидол незаменим там, где требуется хорошая защита от воздействий окружающей среды – влаги, пыли, грязи, солнца, ветра. Именно поэтому его применяют в качестве консервационной смазки, а также для сельскохозяйственных механизмов и дорожной техники.

Рассмотрим подробнее применение каждого материала на примерах узлов автомобильной техники.

Шаровые опоры подвески

Шаровая опора


В конструкции этих элементов предусмотрены пыльники, изготовленные с применением пластмасс или резин. Кальциевые составы агрессивны по отношению к этим материалам, поэтому в шаровых опорах подвески повсеместно используется литолы.

ШРУСы

ШРУС


Шарниры равных угловых скоростей испытывают достаточно высокие нагрузки. Чтобы в них не попадали пыль, грязь и другие абразивы, в их конструкции предусмотрены пыльники, которые выполняются из пластмасс.

Поскольку солидол несовместим с пластиками, то применять его в ШРУСах нельзя. Литиевые смазки неагрессивны к пластикам, поэтому могут применяться в этих узлах, хотя там и желательны смазки с более высокой несущей способностью.

Ступичные подшипники


В ступичных подшипниках отсутствуют резиновые или пластмассовые элементы. Тем не менее в процессе движения автомобиля этот узел испытывает значительные нагрузки и может сильно нагреваться. Поэтому и в ступицу рекомендуется закладывать не солидол, а литол.

Шестерни и зубчатые колеса

Шестерни


В конструкции шестерен и зубчатых колес пластиковые или резиновые элементы отсутствуют, поэтому их можно смазывать как литолом, так и солидолом. Это касается зубчатых передач открытого типа.

В закрытых же передачах помимо шестерен и зубчатых колес, могут быть установлены сальники, для которых солидол губителен.

Как видим, в современной автомобильной технике применение солидола нежелательно или нецелесообразно, а порой, и категорически недопустимо. В то же время, для применений на устаревшей технике, на другом оборудовании, а также в качестве смазок для консервации солидол часто оказывается незаменим.

Литол же – универсальная смазка для большинства автомобильных механизмов.

Консервационная смазка: разновидности и применение

Металлы, из которых состоит большинство агрегатов и механизмов, подвержены влиянию окружающей среды. Конкретно – даже пребывая в обычной атмосфере под навесом (без прямого попадания осадков), техника ржавеет.

Для предотвращения коррозии применяются грунты, полимерные покрытия, покраска, нанесение слоя металлов, не подверженных окислению.

Военная техника в консервационной смазке

При всех этих мерах, остаются незащищенные поверхности, которые по техническим причинам не могут быть окрашены или оцинкованы. Для покрытия уязвимых деталей применяются консервационные смазки.

Для консервации можно использовать обычные пластичные составы, но это слишком расточительно: антифрикционные смазки стоят дороже. Поэтому масла для защиты выпускаются отдельной категорией, которая составляет почти 1/5 от консистентных продуктов.

Основные разновидности

По предназначению консервационная смазка для металла делится на две категории.

Общего назначения

Эти составы работают только на защиту от внешнего воздействия (преимущественно от коррозии). Главная задача – создание относительно прочной и стойкой пленки вокруг уязвимого металла.

Учитывая атмосферное хранение агрегатов, консервационная смазка должна выдерживать интенсивные осадки, перепады температур и воздействие ультрафиолета.

Механическая прочность не так важна, внешнее воздействие практически не оказывается. А вот с гравитацией придется побороться: текучесть не должна превышать силу адгезии, а точка каплепадения рассчитана на экстремальную жару. Антифрикционные возможности не имеют значения.

Канатные смазки

канат в канатной смазке

Этот продукт выполняет две задачи: сохраняет металлические нити стальных тросов от коррозии (особенно, если они расположены снаружи агрегата) и снижает внутреннее трение.

Второй момент не менее важен: при постоянном движении тонкие проволоки истираются, и трос теряет прочность. Поэтому такие составы имеют более высокую стоимость.

Из чего делают консервационные и канатные смазки?

Основа, как правило, делается из нефтепродуктов, реже применяется синтетическая база (все-таки, для этих целей используются более экономные варианты).

Раньше применялись органические материалы (животный жир или растительное масло), но эти компоненты имеют слишком ограниченный срок службы. Поэтому даже низкая стоимость не сделала органику популярной.

днище автомобиля смазанное консервационной смазкой

  • Этот продукт относится к пластичным (консистентным) составам, стало быть, в нем должен быть загуститель. Поскольку основа минеральная, загустители также делают из углеводородов. Обычно, это парафины или церезины. Если требуется большая пластичность (чтобы консервационная смазка не трескалась на солнце), загуститель изготавливается на основе солей высших жирных кислот, то есть мыла.
  • Основная задача смазки – защита от окисления. Значит, в состав обязательно входят присадки-ингибиторы коррозии. Такие добавки должны быть маслорастворимыми, и содержаться во всей массе консервационной смеси.
  • Без хорошей адгезии не обойтись: консистентный состав должен прочно «прилипнуть» к поверхности. При этом, он должен смываться неагрессивными растворителями: иногда требуется удаление консервационной смазки.
  • Для консервации активно используемых агрегатов (элементы подвески и днище автомобиля) обычные составы не подходят. С помощью особых присадок получают пленкообразующие нефтяные ингибиторные смазки.
  • Для создания канатных смазок, адгезия не так важна. Поэтому особая роль отводится антифрикционным присадкам.

Практическое применение

Для чего служит консервационная смазка можно судить уже по названию, для постановки техники на длительное хранение. Рассмотрим наиболее популярные смазки со схожими свойствами.

Консервационная смазка К 17

масло консервационное К17

Этот продукт относится к старейшим разработкам, ГОСТ 10877-76 принят еще при СССР.

В качестве основы применяется авиационное масло МС-20 с добавлением трансформаторных масел. Загустителем является петролатум окисленный и каучук.

Этот продукт используется для консервации особо уязвимых металлов: снаружи масло наносится распылением, внутри прокачивается под давлением. Срок службы не менее 5 лет.

Перед вводом в эксплуатацию, агрегат отмывается от консерванта с помощью активных органических растворителей.

Вода или нестойкие химические реагенты не могут смыть поверхностную пленку, поэтому ценность продукта актуальна по сей день. Потребителей привлекает баланс стоимости и высокого качества.

Консервационная смазка ПВК

Еще один продукт с многолетней историей. Более известна под названием «пушечное сало». Способ изготовления: термическое сплавление подготовленного вязкого масла (база) с петролатумным загустителем.

Кроме того, густота улучшается за счет церезина. Поскольку изначально, температура каплепадения составляла всего лишь 50°C, по-новому ГОСТ 19537-83 добавляется специализированная присадка МНИ-7. Она не дает пленке стекать с вертикальных поверхностей при нагреве.

Главное преимущество «пушечного сала» — выдающаяся водостойкость. Смазка незаменима при консервации военной техники (отсюда и название), хранящейся под открытым небом. Ни солнце, ни интенсивные осадки не способны разрушить защитную пленку.

Свойства сохраняются минимум 10 лет на открытом воздухе. В закрытых боксах консервация может быть продлена до 15 лет.

Современная консервационная смазка аэрозоль

аэрозольная консервационная смазка КМ-60

Нанесение состава традиционным способом (как в армии) неудобно и не эстетично. Поэтому производители придумали новую форму выпуска: аэрозольный баллончик.

Если вы не ставите на длительное хранение танк или ракетную установку, вполне достаточно 400-500 мл консерванта. Например, консервационная смазка для мотоцикла на одну обработку стоит недорого, и поможет сохранить железного коня в холодном гараже зимой.

применение консервационной аэрозольной смазки

Еще одно применение – защита элементов подвески, подверженных атмосферным влияниям.

Чем снять консервационную смазку в начале сезона?

Если вы не хотите покупать специальное средство для удаления консерванта, можно воспользоваться старым дедовским способом. С агрегатов, не имеющих резиновых уплотнителей, смазка удаляется бензином. В остальных случаях подойдет обычный бытовой керосин.

Главное, соблюдать пожарную безопасность при выполнении работ, и дать агрегату хорошенько проветриться перед использованием.

Солидол жировой: характеристики, применение, аналоги



Солидол жировой – это одна из первых пластичных смазок, появившихся в России еще в конце 20-х годов. Он широко применялся для обслуживания различных узлов оборудования и техники. Хоть сегодня эта смазка морально устарела, ее по-прежнему активно используют в различных устройствах и механизмах.

Что такое Солидол жировой?



Солидол Ж (жировой) – пластичная смазка общего назначения, соответствующая техническому стандарту ГОСТ 1033-79. Внешне она представляет собой однородную светло-желтую или коричневую мазь с высокой вязкостью и плотностью.

Основу состава данного материала составляют остатки нефтяных фракций, оставшихся после выработки бензина (нефтяное масло), в которые добавлено кальциевое или натриевое мыло. Таким образом, жировой Солидол изготавливается из дешевого сырья, и, соответственно смазка обладает минимальным набором рабочих свойств.

Технические характеристики

Диапазон рабочих температур материала составляет всего -25. +65 °C. По сравнению с современными пластичными смазками это очень мало, что существенно ограничивает область применения состава.

Но, не смотря на это, Солидол Ж может использоваться в нагруженных узлах при старте механизма, где присутствует небольшой нагрев при работе, в условиях более низских температур до -50 °C.

В то же время, Солидол не восприимчив к воздействию солнечного света, воды, ветра и пыли, хорошо защищает от коррозии и не вымывается водой.

Смазку не рекомендуется использовать на поверхностях из некоторых видов эластомеров, так как существует высокая вероятность их разрушения, но она совместима с цветными металлами.

Область применения

Область применения смазки напрямую зависит от описанных выше ее технических характеристик. Солидол Ж не подходит для обслуживания узлов и механизмов, работающих при повышенных температурах, но он отлично показывает себя во влажной среде.

В автомобилях смазку можно использовать для узлов трения скольжения, которые работают при слабых нагрузках или без них, например, защелок, рычагов, замков и петель дверей, салазок сидений, втулок педального узла, компонентов стеклоподъемников, замков капота и багажника.

В отечественных автомобилях, например ГАЗ-24, Солидолом смазывали шарнирные соединения передней подвески посредством шприцевания.

Тавотница для шприцевания

На современных транспортных средствах данный материал совсем не применяется ввиду наличия большого количества деталей из пластмасс и эластомеров.

Солидол подходит для применения во многих электрических и механических инструментах. Ограничение накладывает лишь низкая верхняя граница диапазона рабочих температур смазки и высокие скорости вращения узла. Сюда относятся, например, редукторы дрели или углошлифовальной машины. А вот для тихоходных приводов и ручного инструмента, такого как тиски, лебедки, тали и т.п. материал вполне подойдет.

В промышленности Солидол используется в различных узлах оборудования и в качестве консервационного состава. Смазку используют для замков, петель ворот и других механизмов, эксплуатируемых под открытым небом.

В ленточных транспортерах, подъемных механизмах, конвейерных линиях, штоках гидравлических систем, шарнирах, шестернях, крупногабаритных тихоходных подшипников, мощных цепных передачах, узлах с пресс-масленками, опорных поверхностях поворотных устройств до сих пор используется недорогой Солидол.

Существуют и не совсем традиционные применения жирового Солидола. Например в дачных условиях смазку используют в качестве садового вара для обработки свежих срезов кустарников и деревьев. Делается это с целью предотвращения их повреждения и заболевания.

Не обошел Солидол и медицину. Но в лечебных целях используется не технический, а медицинский солидол. Он также изготавливается из нарутральных жирных кислот, но подвергается более тщательной очистке. Его используют для лечения кожных заболеваний, ран, язв, нарывов, псориаза.

Современные аналоги

Не смотря на устаревший моральный облик, смазка Солидол жировой широко используется и сегодня. Это обусловлено доступностью и низкой стоимостью материала.

Но в настоящее время на рынке представлены более современные и эффективные материалы, которые по своим характеристикам значительно превосходят жировой Солидол. Рассмотрим их подробнее.

Читайте также: