Списание сейфа металлического в бюджетном учреждении

Обновлено: 05.10.2024

Наиболее часто счет 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" используется учреждениями для отражения основных средств, не соответствующих критериям актива и потому списанных с баланса. Порядок учета таких операций на счете 02 достаточно подробно раскрыт в Инструкциях № 157н, № 162н, № 174н, № 183н. Однако есть нюансы, которые прямо в Инструкциях не оговорены, но учесть их в работе очень важно:

1. Выбытие объектов основных средств, пришедших в негодность, при принятии решения об их списании отражается по кредиту счета 0 101 00 000 "Основные средства" с одновременным отражением выбывшего из эксплуатации имущества на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" до момента их демонтажа и / или утилизации. Такое правило действует с 2015 года.

Окончательно списать данное имущество с забалансового счета 02 можно только после завершения мероприятий, предусмотренных Актом о списании.

Как долго списанный объект может числиться на забалансовом учете? В какой период времени должны быть проведены те самые предусмотренные Актом мероприятия?

Нормативные акты не ограничивают продолжительность учета списанного имущества на счете 02 – в ожидании уничтожения, разборки, утилизации и пр. списанные объекты могут числиться за балансом сколь угодно долго.

Отсутствие жестких сроков для реализации мероприятий по утилизации имущества позволяет учреждению в том числе:

  • соблюсти требования Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по проведению необходимых процедур при заключении контрактов в тех случаях, когда для утилизации / уничтожения / демонтажа и т. д. необходимо привлечение сторонней организации;
  • в случае недостаточности на момент списания имущества средств для оплаты услуг утилизирующей организации – внести соответствующие изменения в плановые документы, согласовать возможность дополнительного финансирования или запланировать расходы по утилизации на следующий год.

Важно не забыть после проведения мероприятий по утилизации объекта сделать соответствующую отметку в разделе "Результаты выбытия" Акта о списании.

2. Иногда имущество выбывает помимо воли учреждения – вследствие хищения / угона или недостачи. Основные средства, фактически отсутствующие в учреждении, не отвечают понятию "актив" и подлежат списанию с баланса. Одновременно с этим к учету на счете 0 209 00 000 должна быть принята сумма ущерба, определяемая исходя из текущей восстановительной стоимости утраченного имущества. С момента возникновения и до полного погашения такая дебиторская задолженность будет учитываться в качестве актива.

Инструкции № 162н, № 174н, № 183н не содержат прямого указания на необходимость учета похищенных объектов на забалансовых счетах после списания с баланса. Однако следует понимать, что выбытие с балансового учета объектов основных средств при принятии решения об их списании вследствие недостач, хищений происходит по причине прекращения признания их активами, как и при списании имущества, пришедшего в негодность – указание на это есть в Инструкции № 162н. Так что списанное с баланса в случае хищения / угона имущество также нужно учесть на забалансовом на счете 02.

Несоблюдение этого правила приведет к нарушению требований о порядке списания имущества. Ведь списание ОС в результате прекращения признания объекта в качестве актива осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов. В то же время выбытие имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника, с забалансового счета 02 осуществляется только при наличии согласованного с собственником Акта на списание. При этом для согласования списания основных средств, выбывших из эксплуатации по причине хищения / угона, как правило, требуется справка органов внутренних дел о возбуждении и прекращении уголовного дела по факту хищения основных средств. То есть до прекращения уголовного дела имущество должно продолжать учитываться в учреждении – на счете 02. Тем более, что следственные мероприятия могут оказаться результативными – имущество будет возвращено и его потребуется восстановить на баланс.

Списание сейфа металлического в бюджетном учреждении

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Как в бюджетном учете учреждения отразить операции по выбытию основного средства (сейфа) в результате хищения? Нужно ли похищенное основное средство отражать на забалансовом счете 02, если по факту хищения ведется следствие, виновное лицо на данный момент не установлено?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Похищенные инвентарные объекты подлежат списанию как выбывшие помимо воли учреждения на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Одновременно со списанием с учета имущества сумма ущерба должна быть учтена на счете 1 209 71 000 "Расчеты по ущербу основным средствам".

Обоснование вывода:
При установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей организации бюджетной сферы обязаны провести инвентаризацию (п. 81 стандарта "Концептуальные основы. ").
В соответствии с п. 51 Инструкции N 157н факт хищения, недостачи или иного ущерба, причиненного объектам основных средств, является основанием для отражения выбытия данных объектов с балансового учета.
Выбытие с бюджетного учета похищенных основных средств отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 010400000 "Амортизация", 011400000 "Обесценение нефинансовых активов", счета 040110172 "Доходы от операций с активами" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (п. 10 Инструкции N 162н).
Таким образом, при выявлении по результатам инвентаризации недостач основных средств прежде всего следует списать с учета их балансовую стоимость и сумму начисленной амортизации. Выбытие основных средств осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н).
При этом ни нормы Инструкций NN 157н, 162н, ни нормы федеральных стандартов не раскрывают порядок (необходимость) отражения похищенных объектов основных средств на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение". На забалансовом счете 02 отражаются выбывшие из эксплуатации объекты имущества, поступившие на хранение до момента их демонтажа и (или) утилизации, и (или) определения целевой функции выбывшего с баланса имущества (п. 335 Инструкции N 157н).
В то же время согласно п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Соответственно, при обнаружении факта хищения основного средства следует подать документы на согласование списания (уведомление о похищении) данного имущества в порядке, установленном собственником данного имущества.
В связи с этим считаем, что при хищении объекта основных средств информацию о таком имуществе целесообразно отражать на забалансовом счете до момента получения согласования собственника. Конкретный порядок отражения похищенного имущества на забалансовом счете 02 следует закрепить в учетной политике учреждения.
Кроме того, сумма выявленных недостач, хищений, порчи материальных ценностей, а также других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством Российской Федерацией порядке, подлежит отражению на счете 209 00 "Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам" (п. 220 Инструкции N 157н). При этом сумма ущерба определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления активов.
Таким образом, с учетом норм Инструкции N 162н факт хищения объекта основных средств отражается следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 1 104 3Х 411 Кредит 1 101 3Х 410
- списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 1 401 10 172 Кредит 1 101 3Х 410
- списана остаточная стоимость,
одновременно отражается увеличение по забалансовому счету 02;
Дебет 1 209 71 56Х Кредит 1 401 40 172
- отражена дебиторская задолженность по восстановительной стоимости.
Применение счета 1 401 40 172 в данном случае обусловлено тем, что по факту хищения ведется следствие и виновное лицо еще не установлено.
В дальнейшем суммы ущерба могут быть списаны с баланса в связи с неустановлением виновных лиц или уточнены решениями судов; такие записи отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 00 000 и дебету счета 0 401 40 172 "Доходы от операций с активами" (п. 86 Инструкции N 162н).
Суммы, списанные в связи с приостановлением предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным, отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 00 000 и дебету счета 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" с одновременным отражением задолженности на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность" (п. 86 Инструкции N 162н).

10 ноября 2021 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС" (ИНН 7718013048, ОГРН 1027700495745). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Главный редактор: Игнаткина В.В.

Разработчик ЭПС Система ГАРАНТ – ООО «Гарант-Сервис-Университет»

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Списание основных средств в бюджетных учреждениях - 2020-2021


Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2020-2021 годов — хозяйственная операция, имеющая некоторые тонкости. Ее проведение требует от бюджетного учреждения (БУ) внимательного документального оформления и соблюдения прочих законодательно установленных правил, о которых будет рассказано в данной статье.

Виды имущества бюджетного учреждения

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Правила распоряжения имуществом

Любое недвижимое имущество

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ

Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ

Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя

Прочее движимое имущество

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2020 -2021 годах

Списание ОС может происходить по следующим причинам:

  • ОС потеряло свои свойства полностью или частично и не может функционировать должным образом,
  • ОС больше не находится в пользовании из-за его уничтожения или утраты.

Не являются основанием для списания ОС:

  • 100% амортизация актива;
  • истечение сроков полезного использования;
  • передача ОС в эксплуатацию.

По истечении сроков полезного использования основное средство подлежит списанию, только если оно действительно непригодно для дальнейшего использования и его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно (например, в случае если стоимость восстановления превышает те выгоды, которые могут быть получены от использования этого объекта).

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

  • нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  • транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  • исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).

Указанные формы утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Эти формы начали применяться БУ с 2015 года и продолжают использоваться в 2020-2021 годах.

Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов).

Образец заполнения акта о списании ОС по форме 0504105 есть в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и скачайте документ.

Список документов, которые должны быть подготовлены комиссией для одобрения выбытия ОС, зависит от того, кто является учредителем БУ, то есть собственником его имущества. Если БУ создано на базе имущества субъекта РФ или муниципального образования, то руководствоваться надо законодательными актами, принятыми соответствующим субъектом или муниципалитетом.

Если имущество БУ является федеральным, то правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, перед которым отвечает учреждение. Общим документом для БУ, управляющих федеральным имуществом, является положение «Об особенностях списания федерального имущества», утвержденное постановлением РФ от 14.10.2010 № 834, а также Порядок представления документов для согласования списания федерального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития и Минфином РФ от 10.03.2011 № 96/30н.

Бухгалтерский учет списания ОС

Бухгалтерские проводки по выбытию основных средств приведены в п. 10 раздела «Нефинансовые активы» Инструкции по применению бюджетного плана счетов, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Приведем основные записи:

Списание ОС в связи с пропажей, недостачей, уничтожением по причинам, не связанным со стихийными бедствиями

010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040110172 «Доходы от операций с активами»

010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410)

Списание ОС в связи с чрезвычайными ситуациями, стихийными бедствиями

010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410)

Списание ОС по прочим причинам, в том числе в связи с решением комиссии об окончании использования ОС из-за потери технических свойств

010400000 «Амортизация», 040110172 «Доходы от операций с активами»

010100000 «Основные средства»

ОС, по которым принято решение о списании, но еще не проведены мероприятия по демонтажу, отражаются за балансом

02 «Материальные ценности, принятые на хранение»

Приняты на учет материалы, оставшиеся после списания ОС

010500000 «Материальные запасы» (010521340–010526340, 010531340–010536340)

040110172 «Доходы от операций с активами»

Отражены расходы на проведение работ по списанию ОС

040120200 «Расходы экономического субъекта»

030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате», 030306730–030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам» и т. д.

Образец акта о ликвидации объекта ОС привели эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

Списание ОС должно проводиться исключительно по рассмотрению комиссии, которая собирается и назначается приказом главы учреждения. Документы должны быть оформлены в соответствии с НПА федеральных, муниципальных органов или органов субъектов РФ. В бухучете списание проводится после фактической ликвидации ОС.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Бюджетный учет основных средств в 2022 году (нюансы)


Учет основных средств в 2022 году в соответствии с бюджетным законодательством регламентируется единым планом счетов и инструкцией, утвержденными приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Он отличается от учета основных средств в коммерческих организациях и имеет свою специфику, о которой мы и расскажем в нашей статье.

Основные средства в бюджетном учете — 2022: вводная информация

В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2022 году, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (бюджетные учреждения) или от 23.12.2010 № 183н (автономные учреждения) и другие нормативные акты.

Например, ФСБУ «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257. Что учесть учреждениям при применении данного стандарта, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно изучите материал.

О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте здесь.

В данной статье мы будем ссылаться на приказ № 157н как на основу бюджетного учета. С начала 2018 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом "Основные средства", утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а также логику составления проводок.

Согласно п.8 Стандарта для отнесения актива к основным средствам должны выполняться следующие критерии:

  • Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне зависимости от срока полезного использования.
  • Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
  • Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.

Если актив не соответствует хотя бы одному из вышеприведенных критериев, он учитывается на забалансовых счетах. Информация о таких материальных ценностях раскрывается в бухгалтерской отчетности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.

Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка.

Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н).

Хозяйственный инвентарь в бухгалтерском учете - это.


Хозяйственный инвентарь в бухгалтерском учете учитывается в соответствии с новым федеральным стандартом. Трудно представить организацию, которая хотя бы раз не приобретала инвентарь или хозяйственные принадлежности для своих нужд. И несмотря на это, учет инвентаря по-прежнему вызывает много вопросов. В нашей статье рассмотрим, как и в какой последовательности нужно учитывать подобные приобретения, а также изучим все последние нововведения.

Что относится к хозяйственному инвентарю и принадлежностям

Что может входить в список инструментов, хозяйственного инвентаря и принадлежностей (далее — материальные ценности, МЦ), никем не определено. Организация сама это регулирует. Обычно в него включаются:

  • офисная мебель и техника;
  • осветительные приборы;
  • канцелярские товары;
  • бытовые приборы;
  • средства, связанные с пожарной безопасностью;
  • средства гигиены;
  • уборочный инвентарь и материалы;
  • инструменты и т. п.

Приобрести подобные товары возможно как по безналичному расчету, так и через подотчетных лиц.

Чтобы организовать бухгалтерский учет, необходимо правильно классифицировать МЦ.

Возможны 2 варианта учета инвентаря:

  • в составе основных средств (ОС);
  • в составе МПЗ.

Важно! С 01.01.2021 МПЗ учитываются по новым правилам, которые установлены новым ФСБУ 5/2019 "Запасы", прежнее ПБУ 5/01 утратило силу. А основные средства учитываются по новым правилам, утвержденным ФСБУ 6/2020, которые обязательны к применению с 01.01.2022.

Грамотно организовать учет МПЗ вам поможет этот материал от КонсультантПлюс. А в этом Готовом решении вы подробно узнаете об изменениях в учете основных средств. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материалы.

При любом варианте объекты принимаются к учету по фактической стоимости приобретения, которая складывается из всех связанных с покупкой затрат. В общем случае НДС в эту сумму не входит. В стоимость его включают, только если МЦ используются для необлагаемой этим налогом деятельности (пп. 9-11 ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н, п. 12 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н).

Бухучет инвентаря и хозяйственных принадлежностей в составе ОС

Инвентарь относят к ОС, если срок его полезного использования — более 12 месяцев, а стоимость — свыше лимита, установленного организацией. При меньшей стоимости допускается учитывать его в составе МПЗ (п. 5 ФСБУ 6/2020). При этом стоимостную границу между ОС и МПЗ при указанном выше пределе организация может установить свою. Например, как ОС учитывать объекты стоимостью свыше 20 000 руб., а как МПЗ — более дешевые. Порог стоимости нужно закрепить в учетной политике.

Как учитывать мебель при применении ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020, читайте в КонсультантПлюс, бесплатно, оформив пробный доступ.

Рассмотрим образец бухгалтерских проводок, которые формируются при поступлении, движении и выбытии ОС.

Бухгалтерская проводка

Действие, документ

Дт 08 Кт 60 (10, 71, 76)

Приобретается ОС. Товарная накладная, форма ОС-1

Выделен НДС. Счет-фактура

Сформирована стоимость ОС. Ему присваивают инвентарный номер и заполняют инвентарную карточку ОС-6

Дт 20 (23, 25, 26…) Кт 02

Начислена амортизация. В бухгалтерском учете есть 4 способа начисления амортизации. Выбранный способ фиксируют в учетной политике

Списана амортизация. Это происходит в момент выбытия, продажи, безвозмездной передачи, недостачи или порчи ОС

Списана остаточная стоимость. В случае если ОС полностью амортизировано, остаточная стоимость равна 0. Форма ОС-4

Это лишь небольшая часть из возможного комплекта проводок по учету ОС в организации.

Что касается документального оформления, в данном случае для инвентаря нужно использовать документы, обычные для оформления ОС либо утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7. Например, такие как:

    — акт о приеме-передаче объекта ОС; — накладная на внутреннее перемещение объектов ОС; — акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов ОС; — акт о списании объекта ОС (кроме автотранспортных средств) и т. д.

Либо организация может разработать такие документы самостоятельно. Они, напомним, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Далее будем приводить только унифицированные формы.

Какие еще документы могут потребоваться для оформления движения ОС, читайте здесь.

Учет инструментов и хозяйственного инвентаря в составе МПЗ и проводки к нему

Инвентарь со сроком полезного использования до 12 месяцев нужно учитывать в составе МПЗ. Причем независимо от его стоимости.

Он приходуется на склад организации на основании соответствующей первички:

  • ТН (ТОРГ-12);
  • приходника по форме М-4 (можно заменить соответствующим штампом на накладной продавца).

После этого на оприходованные объекты заводят карточки учета, используя, к примеру, форму М-17.

В этот момент в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 10. Корреспондирующий счет зависит от способа поступления МПЗ в организацию.

Хозяйственный инвентарь в бухгалтерском учете - это.

Важно! Разъяснения от КонсультантПлюс (новый порядок с 2021 года)
На каждую отчетную дату запасы в общем случае должны отражаться в учете по наименьшей из величин (п. 28 ФСБУ 5/2019):
фактической себестоимости;
чистой стоимости продажи.
.
Превышение фактической себестоимости запасов над их ЧСП считается обесценением запасов. При наличии обесценения необходимо создать резерв под обесценение запасов (п. 30 ФСБУ 5/2019).
Определить чистую стоимость продажи и создать резерв вам помогут рекомендации экспертов К+. Пробный доступ можно оформить бесплатно.

Во время передачи инструментов и принадлежностей со склада для нужд организации оформляют требование-накладную по форме М-11. Также в качестве первичных учетных документов используют формы М-8, М-15 (утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а).

Какие именно данные указывают при заполнении форм М-11, М-15, читайте в статьях:

Чтобы передать специальные инструменты со склада, необходимо предварительно установить лимиты, которые разрабатываются организацией по решению руководителя.

Форма М-8, лимитно-заборная карта, применяется как для отпуска специальных инструментов, так и для контроля соблюдения лимита. Ее выписывают в 2 или 3 экземплярах.

МПЗ могут отпускаться со склада в промежуточные подразделения и без указания точного количества необходимого инвентаря. По мере его использования подразделение составляет акты (отчеты) в произвольной форме, но с обязательным раскрытием таких реквизитов, как наименование, количество, стоимость, подтверждение целесообразности его использования. На основании этих актов стоимость МПЗ будет списываться в затраты.

Способ списания инвентаря в производство необходимо закрепить в УП организации (п. 36 ФСБУ 5/2019):

  • по себестоимости каждой единицы запасов;
  • ФИФО;
  • по средней себестоимости.

В случае если МПЗ испорчены или потеряны, составляют акт списания с указанием причины выбытия, а потери списывают.

Списание инвентаря в учете отражается следующими бухгалтерскими проводками.

Хозяйственный инвентарь в бухгалтерском учете - это.

Рассмотрим учет инвентаря в составе МПЗ на примере.

ООО «ЛЕС» в феврале приобрело для работников компьютерные стулья (5 штук) стоимостью 16 155 руб., в т. ч. НДС — 2 464,32 руб.

В УП организации указано, что для целей БУ объекты ОС стоимостью менее 40 000 руб. списывают на расходы при их передаче в эксплуатацию. Одновременно с этим делают запись на забалансовом счете 012 «Материалы, переданные в эксплуатацию». Как только стулья доставили, бухгалтер списал их стоимость на расходы и отразил их передачу в эксплуатацию на забалансовом счете.

В октябре руководством ООО «ЛЕС» было принято решение переехать в новый офис, в котором уже была вся необходимая мебель. В связи с этим было решено продать стулья одному из работников. Сумма сделки составила 11 150 руб. (в т. ч. НДС — 1 700,85 руб.).

В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки.

  • Дт 10.9 Кт 60 — 13 690,68 руб. (приходуем компьютерные стулья);
  • Дт 19 Кт 60 — 2 464,32 руб. (начисляем НДС);
  • Дт 68 Кт 19 — 2 464,32 руб. (принимаем НДС к вычету);
  • Дт 26 Кт 10.9 — 13 690,68 руб. (учитываем в затратах стоимость компьютерных стульев);
  • Дт 012 — 13 690,68 руб. (учитываем компьютерные стулья, переданные в эксплуатацию).
  • Дт 62 Кт 91.1 — 11 150 руб. (отражаем выручку от продажи компьютерных стульев);
  • Дт 91.2 Кт 68 — 1 700,85 руб. (начисляем НДС с выручки);
  • Кт 012 — 13 690,68 руб. (списываем проданные компьютерные стулья).

При формировании расчета по налогу на прибыль за 12 месяцев ООО «ЛЕС»:

  • включаем в расходы за февраль стоимость компьютерных стульев, отнесенную в затраты, — 13 690,68 руб.;
  • включаем в доходы выручку от реализации компьютерных стульев — 8 474,58 руб.

Контроль над движением переданного в эксплуатацию хозяйственного и производственного инвентаря

Выше мы уже сказали, что активы, отвечающие критериям отнесения к ОС и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией, могут отражаться в БУ в составе МПЗ. При этом ФСБУ 6/2020 прямо требует, что организация обязана установить контроль над ними, чтобы отслеживать их передвижение и обеспечивать сохранность после передачи в эксплуатацию.

Такое имущество, как правило, учитывают на счете 10 и списывают его стоимость единовременно при передаче в эксплуатацию. В тоже время, это имущество нужно продолжать учитывать за балансом до момента его полного изнашивания или утраты. Для этого, как правило, используют счет МЦ.04. При списании с забаланса нужно составить акт по форме МБ-8.

Образец акта МБ-8 подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе и переходите к образцу.

Что касается МЦ, относящихся к МПЗ, устанавливать контроль над их движением организация не обязана, но может это сделать, руководствуясь своими интересами.

Как именно должен осуществляться контроль над инвентарем, никем не определено. Организация сама разрабатывает нормы и правила для его осуществления.

Часто это делают с помощью отдельного забалансового счета, например 012, на котором и ведут учет инвентаря, переданного в эксплуатацию (Дт 012), до момента его списания в связи с истечением срока эксплуатации, продажи, утери и т. п. (Кт 012).

Хозяйственный инвентарь, может оказаться как МПЗ, так и ОС. В зависимости от квалификации имущества избирается и подходящий способ учета и документирования. Основные учетные правила должны иметь обязательное отражение в учетной политике.

Читайте также: