Сплавы драгоценных металлов таблица

Обновлено: 05.10.2024

Драгоценные металлы и сплавы

Физические характеристики

Ювелирными изделиями называются изделия, изготовленные из драгоценных металлов и камней, а также из других долговечных материалов, при условии их высокохудожественной обработки.

К драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (иридий, палладий, осмий, рутений, родий), а также их сплавы.

Драгоценные металлы обладают красивым внешним видом, хорошим блеском, устойчивостью к химическим и атмосферным воздействиям, прочностью и высокой твердостью. Эти достоинст ва драгметаллов обусловили их применение в ка честве материала для изготовления ювелирных изделий. Для повышения прочности драгметаллы применяются в виде сплавов.

Золото - очень мягкий, легко тягучий металл, обладающий значительной механической прочно стью. Оно в слитках имеет чисто желтый цвет с сильным металлическим блеском. Примесь сереб ра или платины ослабляет желтый цвет, а добав ление меди придает золоту красноватый оттенок. Температура плавления золота 1063 °С.

В холодном состоянии обладает отличной ков костью (позволяет получить листы толщиной до 0,0001 мм) и свойством в волочении вытягиваться в проволоку сечением 0,05 мм и меньше. Один грамм золота может быть вытянут в проволоку длиной около 1 километра.

Золото химически устойчиво, с кислородом воздуха не соединяется. Растворяется в смеси двух крепких кислот: 1 часть азотной и 3 части со ляной ("царская водка").

В природе встречается главным образом в рудах цветных металлов и в самородном состоянии, причем в самых разнообразных формах - в виде кристаллов, пластинок, чешуек, волокон, зерен, кусочков и кусков весом от нескольких граммов до нескольких килограммов.

Платина - серебристо-белый металл с серова тым оттенком, по цвету и блеску напоминающим олово. В самородном состоянии в природе почти не встречается, добыча платины производится промывкой платиносодержащих песков. В кисло тах (кроме "царской водки") нерастворима. Для

увеличения твердости и прочности ее сплавляют с золотом, серебром, медью или металлами плат новой группы - радием, иридием, палладием.

В ювелирном производстве платина использует ся как оправа под бриллианты и для изготовлен: комбинированных (составных) изделий. Применя ется, как правило, платиновый сплав 950 пробы.

Палладий - металл серебристо-белого цвета. Встречается в природе в самородном состоянии вместе с платиной. Обладает значительной ковко стью и тягучестью, плавится при температуре 1554 °С. Растворяется в азотной кислоте и "царской водке".

Применяется для изготовления ювелиры изделий в сплавах с золотом ("белое золото"), и этом используется обесцвечивающая способность металлов платиновой группы.

Палладий - самый молодой из драгметалл применяемых в ювелирном производстве.

В основном применяются палладиевые сплавы 500 и 850 проб.

Осмий, рутений, родий - тугоплавкие блестящ ие металлы платиновой группы серебристо-бе лого цвета. В природе встречаются вместе с плати ной ("платиновые спутники"). В ювелирной практ ике применяются в качестве декоративных плавок (напаек) на золотых изделиях, а так же в виде компонентов для увеличения твердости и прочности других драгметаллов или изменения цвета драгметаллов.

Серебро - блестящий, белый, очень ковкий металл. В природе иногда встречается в самород ном виде, но чаще всего входит в состав полиме таллических руд (свинец, цинк, серебро), всех металлов серебро обладает наивысшей отражательной способностью: отражает 94 процентов падающих на него лучей света. Хорошо восприним ает полировку, плавится при темпере 960,5 °С . Реагирует с серной и азотной кислотами.

В ювелирных изделиях наиболее часто применяется в сплавах с медью, а в чистом виде – для се ребрения недрагоценных металлов. Изделия из серебра, выпущенные в России до 1927 года, яв ляющиеся антикварными, имеют золотниковую пробу.

Сплавы драгоценных металлов

Большинство драгоценных металлов обладают такой высокой степенью ковкости, вязкости и тя гучести, что применение их в чистом виде практи чески невозможно, поэтому в ювелирном произ водстве применяются в основном сплавы драгме таллов, образуемые сплавлением одного или не скольких металлов друг с другом или с недрагоценными цветными металлами.

Сплавы золота

Из большого количества золотых сплавов в ювелирном производстве применяются очень немногие. Компоненты, составляющие сплав (лига тура), как правило, состоят из меди, бронзы или латуни.

Для изготовления ювелирных изделий в ос новном используют тройные сплавы — золота, се ребра и меди, реже двойные - золота с серебром, золота с медью, золота с палладием или платиной и др.

Сплавы серебра

В производстве ювелирных изделий наиболее часто употребляются медно-серебряные сплавы 875° (пробы), для изготовления серебряных изде лий с эмалевыми покрытиями - сплав 916°, для филигранных изделий - 960° и выше.

Сплавы платины

Белые сплавы, содержащие платину, приме няются в ювелирном деле для изготовления вер хушек, декоративных наплавок (напаек) и оп рав под драгоценные камни (в основном - брил лианты), а также отдельных ювелирных изде лий.

Сплавы "платиновых спутников"

Применение в ювелирном деле сплавов палла дия, осмия, рутения, родия приведено в предыдущем разделе.

Сплавы цветных металлов

Основные металлы, применяемые в ювелир ном производстве: бронза, латунь и мельхиор.

Бронза — сплав меди с оловом, алюминием и кремнием. Обладает приятным золотистым цветом, прочна. Идет на художественное литье.

Латунь - сплав меди с цинком, иногда с до бавлением свинца, олова, железа, никеля или другими металлами, называемыми томпаками или полутомпаками. Используется для изго товления металлической бижутерии. Имеет желтый, желто-золотистый или бледно-золотис тый цвет.

Мельхиор - сплав меди с никелем (80% меди + 20% никеля). Обладает большой тягучестью, легко обрабатывается в холодном состоянии, приго ден для глубокой штамповки. Мельхиор исполь зуется как оправа для армирования хрустальных изделий. Для изготовления различных столовых приборов применяется мельхиор с последующим серебрением.

Методы определения проб

Для определения проб (опробирования) драг металлов и их сплавов существуют следующие ос новные методы: реактивом хлорного золота, про бирными реактивами, на пробном камне, химиче ским и муфельным методами.

В условиях таможенного контроля предпочтительно опробование реактивом хлорного золота и пробирными реактивами.

Реактив хлорного золота

Представляет собой раствор хлорного золота в воде. Имеет золотисто-желтый цвет. Применяется при испытании золотых слитков и изделий от низ копробных до 600 пробы, служит для определе ния металла и, ориентировочно, его пробы перед более точным опробированием кислотными про бирными реактивами. Способ применения: на чистую отполирован ную или зачищенную поверхность определяемого металла (сплава) наносится капля реактива хлор ного золота. На смоченной раствором поверхности большинства металлов быстро образуется пятно от выделившегося осадка золота, цвет которого зависит от примеси образовавшегося осадка хлорной соли испытуемого металла и приобретает раз личные оттенки, по которым и определяются ме таллы.

На сплаве золота 580-600° остается узкий светло-коричневый ободок по всей окружности капли. Чем ниже проба металла (сплава), тем темнее пятно.

Серебро, медь, латунь, свинец чернеют моментально

Таблица определения металлов реактивом хлорного золота

Определяемый металл (сплав)

Цвет

Цвет пятна
от капли реактива

Время образования пятна

Алюминий и его сплавы

Желтое, постепенно темнеет

Платина и ее высокопробные сплавы

Олово и его сплавы

Цинк и его сплавы

Низкопробный сплав серебра и меди

Белое золото (583°)

Чистое золото и его высокопробные сплавы

Низкопробные сплавы золота (ниже 583°)

Темно-каштановое или зеленое

Кислотные реактивы

Представляют собой прозрачные кислотные растворы для опробования сплавов золота следую щих проб: 375, 500, 583, 750, 875, 900, 916, 958. Быстро разрушаются на свету и на открытом воз духе, поэтому требуют хранения во флаконах из темного стекла с притертыми пробками. Срок хра нения 3-4 месяца.

Хромпик (двухромовокислый калий) Раствор оранжевого цвета, применяется для опробования серебра от 500 пробы и выше. На сплавах до 750° две-три капли хромпика, опус каемые последовательно на одно и то же место и снимаемые фильтровальной бумагой, оставляет светло-коричневое пятно. На сплавах и издели ях выше 750° этот реактив оставляет красные пятна, яркость которых повышается с повыше нием пробы сплава. На изделиях и сплавах 916 пробы и выше хромпик оставляет ярко-красное пятно.

Азотно-кислое серебро

Прозрачный раствор, изготовлен для определения проб серебра: 750, 800, 875, 916, на которых остается светло-серое пятно. На сплавах и издели ях низших проб - более или менее густые белые пятна.

Порядок хранения этих растворов такой же, как и для кислотных реактивов.

Все реактивы при попадании на кожу могут причинить ожоги, поэтому при пользовании ими следует быть максимально осторожным. Реактив, попавший на кожу, следует немедленно смыть теплой водой с мылом или содой (для нейтрализа ции действия кислоты).

Таблица соответствия проб золота

Золотниковая (Россия до 1927 г.)

Каратная (зарубежные страны)

Метрическая (Россия, современная с 1927 г.)

Таблица соответствия проб серебра

Примечание. Приведенные таблицы содержат толь ко пробы, применяемые в настоящее время и применяв шиеся ранее для ювелирного производства.

Пробы платины и металлов платиновой группы в таблицах не приводятся, т. к. они применяются в спла вах, пробы которых даны непосредственно в описаниях этих сплавов .

Пробы

Достоинство сплава, из которого изготовлены платиновые, золотые, серебряные изделия, опре деляется пробой, показывающей содержание драгметалла в условном количестве весовых еди ниц этого сплава.

До 1927 года в России проба выража лась числом золотников в одном фунте сплава (1 фунт = 96 золотников). Например, золотой сплав 56 пробы содержал 56 золотников чистого золота и 40 золотников лигатуры (добавочных компонен тов) в фунте.

Для перевода золотниковой пробы в метричес кую можно применять следующую формулу:

Х=125*А/12, где X - метрическая проба; А - золотниковая проба.

Пример: кольцо 56 золотниковой пробы.

Х = 125*56/12 = 583°.

В Англии, США и некоторых других зарубеж ных странах применяется так называемая карат ная система проб, при которой 1000 метрических проб соответствует 4-м каратным. Не следует пу тать это с единицей веса драгоценных камней - каратом, равным 0,2 г.

Для перевода каратной пробы в метрическую применяется формула:

Х=125*В/13, где X — метрическая проба; В - каратная проба.

Приемы ручной обработки и украшения драгоценных металлов

Технические приемы, применявшиеся при производстве изделий из драгоценных металлов, в различных странах в течение тысячелетий в ос новных чертах остались сходными. Почти одинаковые их описания с разницей лишь в деталях да ны в "Естественной истории" Плиния, римского писателя, жившего в I веке н. э., в трактате немец кого монаха Теофила, XI век, в труде о ювелирном искусстве итальянского скульптора и ювелира XVI века Бенвенуто Челлини, в русских рукопис ных руководствах для мастеров XVII и XVIII ве ков и вплоть до современности. XIX век внес неко торую механизацию в приемы обработки драго ценных металлов, которая в основном сводится к ускорению и удешевлению производства.

Ниже мы рассмотрим приемы обработки.

Ковка - была одной из первых техник обработ ки драгоценных металлов, которую узнал чело век. Она основана на свойствах золота и серебра расплющиваться и растягиваться, не ломаясь под давлением или ударом.

Серебро можно ковать как в холодном, так и в горячем виде, золото - только в холодном виде. Для того чтобы выковать сложный предмет, при меняют молотки, чеканки и наковальни фигур ной формы.

Ковка придает золоту и серебру плотность и упругость. Кованые предметы отличаются сечка нированной поверхностью с мягким мерцающим блеском.

Литье - по древности своего происхождения уступает только ковке. Благодаря тому, что золо то и серебро сравнительно легко плавятся, литье широко применяется в ювелирном деле для изго товления как небольших, так и массивных пред метов или их частей (например, ручек украшений на крышках сосудов).

Резьба - благодаря мягкости золота и серебра любые изображения и орнаменты могут быть лег ко нанесены на их поверхность.

В то время как чеканка, басма, эмаль хорошо смотрятся и на расстоянии, так как их красота ос нована на контрасте светлых и темных пятен или на контрасте разных цветов, резьба не обладает яркими декоративными качествами.

Искусство резьбы - это искусство особенно утонченное, тонкие линии вырезаны на металле, рассчитаны на пристальное разглядывание, на любование вблизи.

Особый вид глубокой резьбы назывался "Оброн ". При этом виде резьбы фон около изображения или надписи "опускается" (обирается) при по мощи резца, благодаря чему изображение стано вится чуть рельефнее.

Чеканка - один из самых трудных приемов украшений серебряных изделий, доступный дале ко не каждому мастеру. Рельефная чеканка основана на свойстве золота и серебра растягиваться при ударе твердым предметом. У хорошего масте ра имелось в наборе несколько сот чеканов собст венного изготовления.

В XIX веке ручную чеканку, где каждая мельчайшая деталь сделана от руки, а потому индивидуальна и неповторима, начали заменять механи ческой штамповкой и вальцовкой.

Басма - ни в одной стране не нашла такого распространения, как на Руси. Басма - ручное тиснение изображения и узоров на тонких листах золота и серебра. Тисненые узоры передают плас тические формы, но отличаются от чеканки неко торой расплывчатостью и мягкостью рельефа. Благодаря тонкости листа, басма легко может быть смята, поэтому ее чаще употребляли не для украшений предметов быта, а для окладов икон, деталей иконостасов, царских врат, киотов, крес тов, церковных книг.

Басма не требует большого количества металла и потому широко применялась в древней Руси.

Скань - ажурные или напаянные на металли ческий фон узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, скрученной в виде верево чек или гладкой. Это одна из самых распростра ненных техник ювелирного дела, известных с древнейших времен. Со сканью неразрывно связа на зернь - мелкие блестящие металлические ша рики, напаянные на сканый орнамент, или самостоятельное украшение на гладь металла.

Скань делают из "чистоты", т. е. из чистого зо лота и серебра, которые благодаря малому количеству или отсутствию примесей настолько мяг ки, что способны вытягиваться в тонкую проволо ку.

Припой - один из важнейших приемов при из готовлении скани и украшении зернью. На очень древних изделиях, украшенных сканью и зернью, припой совсем не виден, в них поражает особен ная чистота и четкость работы. До последнего вре мени ученые бились над разгадкой тайны древне го припоя, так как даже современная рентгенов ская техника не могла обнаружить места скрепле ния скани и зерни на предметах, и только профес сор Ф. Я. Мишуков раскрыл секрет припоя. Как говорится, все гениальное - просто. Русские мас тера смешивали ртуть, золото и серебро в опреде ленной пропорции, а затем сильно нагревали, ртуть испарялась, а золото и серебро сплавлялись с предметом намертво.

Чернь - ни в одной стране не получила такого развития, как в России, где она славилась особой прочностью. Чернь - это особый сплав сернистого серебра, на первый взгляд похожий на уголь, со стоящий из серебра, меди (олова), свинца и серы в определенной пропорции. Так как чернь - это ме талл, то он легко и прочно сплавляется с основ ным металлом предмета.

Эмаль - это особый сплав стекловидной мас сы, окрашенный в разные цвета окисями метал лов. После обжига превращается в твердую блес тящую массу с устойчивыми, яркими красками.

окись олова - белый цвет;

окись железа - желтый и цвет морской волны;

окись меди – бирюзовый;

иридий - стальной, серый, черный;

окись урания и серебра - желтый.

Эмали бывают перегородчатые, выемчатые, по резьбе (гравировке), по литью, по сканому орна менту (или в сканых обрамлениях), по чеканному литью или штампованному рельефу, прозрачные (оконные), живописные (расписные) и поливные (по гладкой поверхности).

Эмаль лучше всего ложится на золото. Золото плавится при высокой температуре, эмалевая масса не окисляется и прочно держится. На сереб ре применяются более плавкие эмали.

Перегородчатая эмаль - это эмаль, заключенная в ячейках, образованных тонкими металличе скими полосками, припаянными на ребро к ме таллическому предмету, в основном к золоту.

Эмаль выемчатая, по литью, резьбе (грави ровке) - по технике значительно проще эмали пе регородчатой. Рисунок глубоко вынимается (вы резается) в толще металла, а получившееся в ре зультате углубление заполняется эмалью, после чего предмет подвергают обжигу, а затем полиру ют.

Эмаль по снимаемому орнаменту (в сканых обрамлениях) - широко применялась в России с XVI века. Отличительные особенности: делалась без контроэмали и не полировалась.

Эмаль по рельефу - передает объемные плас тичные формы. Наиболее сложная техника, тре бующая наивысшего мастерства.

Эмаль прозрачная (оконная) - этот техничес кий прием требует большого навыка и осторожно сти в работе. Прозрачная эмаль украшает предметы из скани (ажурные) или выпиленные в металле. Она не получила в России широкого рас пространения. Встречается только в предметах XIX - XX столетия.

Эмаль живописная - заключается в том, что золотая или медная пластинка (или предмет) по крывается слоем однотонной эмали и обжигается. По этому фону наносят кистью особыми эмалевы ми красками с эфирными маслами орнамент или изображение, после чего обжигают.

Ювелирный сплав: определение, разновидности сплавов и причины их создания, отличие от сплавов бижутерных

Очищенные от примесей благородные металлы отличаются высокой стоимостью, но малым функционалом в силу природных изъянов. Самородный желтый металл чрезвычайно мягкий. Поэтому для улучшения природных свойств драгметалла при производстве драгоценностей применяют различные лигатуры.

Чем является ювелирный сплав и причины соединения разных металлов

Ювелирный сплав – смесь благородных металлов и цветных с более практичными природными свойствами материала. Чаще всего применяется в производстве драгоценностей. Как основу используют золото, серебро, количество которого может варьироваться от 75% до 98%.

Методики получения золота зеленого цвета

Ювелирный сплав

Медь, палладий, платина часто выступают примесями. Использование добавок необходимо чтобы придать основе твердость, устойчивость к деформациям.

Соединение металлов с отличающимися свойствами позволяет получить материал в разной цветовой гамме: красный, зеленоватый, белый, различные оттенки желтого.

Благородные металлы: определение и свойства

Название благородные металлы получили благодаря уникальным природным свойствам:

  • высокая инертность: вступают в реакцию только с отдельными веществами и кислотами;
  • отличная тепло- и электропроводимость: позволяет использовать их в различных сферах жизнедеятельности;
  • высокая температура плавления и плотность;
  • мягкость и пластичность: легко принимают форму необходимого предмета.

Температура плавления золота: влияние пробы (585 или 999) и лигатур; важный процесс очистки золота перед плавлением и плавка металла в домашних условиях

Благородные металлы: определение и свойства

Самородное золото излом

Все это позволяет им сохраняться в неизменном виде продолжительное время. Такими металлами считают: золото, серебро, платину, осмий, иридий, палладий, родий, рутений. Эти металлы являются природными, существуют в ограниченном количестве.

Основные компоненты драгоценных сплавов по ГОСТ

Нормативы, регламентирующие производство дорогостоящих сплавов, соотношение компонентов, прописаны в ГОСТе 30649-99. Сплавы драгоценных металлов могут состоять из серебра, золота, платины. Добавками служат вещества: кадмий, медь, палладий, цинк.

Популярные составляющие бижутерного сплава – никель, хром, медицинская сталь. Иногда используется титан для изготовления более прочной бижутерии. Но такие изделия стоят существенно дороже.

В чем отличие бижутерного сплава от ювелирного: плюсы и минусы

Чтобы понять разницу, необходимо знать состав. Ювелирный сплав обязательно включает драгоценные металлы. В свою очередь бижутерная основа состоит из смеси цветных металлов. Полученный материал внешне максимально напоминает драгметалл, повторяет его цвет и отличается прочностью. Вся бижутерия проходит золочение или покрытие родиевым слоем.

Таблица – сплавы золота: состав, вид, причины и способы получения, пробы золота в различных сплавах

Золотой сплав содержит определенную долю этого драгметалла, остальная часть приходится на лигатуры. Такая разновидность отличается от чистого золота основными свойствами. В большинстве случаев можно определить подделку также и по внешним характеристикам. Смесь лигатур и драгметалла широко применялась раньше, не утратила популярности и сегодня. Современные сплавы золота представлены большим количеством видов. Можно узнать, чем они отличаются, изучив таблицы, содержащие процентные соотношения лигатур.

Чистое золото и его характеристики

В чистом виде встречается редко. Преимущественно это самородное золото. Существуют природные образования, которые характеризуются большим размером. У каждого свое название, т. к. это редкое явление. Но в таком виде металл в ювелирном деле, области космической промышленности (при обработке спутников), ортопедической стоматологии, промышленности не используется. Причина – высокая мягкость, а прочность, наоборот, небольшая.

Драгметалл чаще используется для формирования золотовалютного резерва.

Чистое золото и его характеристики

Чистое золото

Чистое золото находится в таблице Менделеева под атомным номером 79. Отличается характеристиками:

  • атомная масса – 196,966569 г/моль;
  • плотность металла – не превышает 19,32 г/см 3 ;
  • температура плавления – 1064,18 °С;
  • драгметалл закипает при температуре 2856°С;
  • теплопроводность – 318 Вт/м*К.

Au отличается твердостью, жидким становится при соединении с ртутью (образует амальгаму).

Пробы золота в различных сплавах

Пробой называется вид клейма, определяющей весовое содержание Au в составе драгметалла. Сегодня в России для этого используется метрическая система. На ее основе, согласно ГОСТу 30649-99, получают сплавы с особыми свойствами, разного цвета. Наиболее распространенные:

  • 999 или 99,9% – чистое золото, содержание драгметалла наивысшее (но малый процент примесей все же допустим), еще меньше добавок может быть только в самородке;
  • 750 или 75% – более распространенный вариант, количество Au существенное, что повышает ценность украшений, прочих изделий, однако из-за этого снижается прочность;
  • 585 или 58,5% – самый востребованный вид драгметалла желтого цвета, его отличает наилучшее соотношение лигатур и золота, что позволяет получить отличные характеристики (отмечают высокую износоустойчивость, прочность, умеренную пластичность);
  • 500 или 50% – содержание золота находится на уровне нижней границы, которая позволяет отнести сплав к драгоценным металлам, прочность выше, чем у изделий 585 марки, но ценность ниже, что сказывается на цене (изделия более доступны);
  • 375 или 37,5% – более редкий сплав, но все еще применяется, содержание Au минимальное, ценность низкая, однако украшения такого вида отличаются устойчивостью к механическим повреждениям, хоть по цене ближе к бижутерии премиум-класса.

Заметка: Главные разновидности лигатуры: медь, серебро, вещества платиновой группы, латунь и другие драгоценные, недрагоценные металлы.

Клеймо на золоте и серебре высшей пробы

999 проба — это самая высокая проба золота

Металлы-лигатуры в сплавах с золотом и их свойства

В древности часто применялось более чистое золото, однако размер монет быстро менялся при интенсивном применении (они стирались), поэтому стали использовать другую технику производства драгметалла. Добавляли лигатуры, подбирали пропорции, которые позволили бы создать материал с наиболее подходящими характеристиками: высокой ценности и прочности. Учитывались свойства добавок. Список наиболее распространенных из них:

  • серебро для мягкости: главным преимуществом введения такой лигатуры является возможность повысить ковкость, пластичность, кроме того, драгметалл приобретает более светлый оттенок, при выборе правильного соотношения становится белый, но, чем больше серебра, тем ниже ценность изделия;
  • медь для красного оттенка: применяется с целью сплавления с золотом, позволяет изменить показатель прочности Au (изделия лучше противостоят механическим нагрузкам), а также его цвет – драгметалл приобретает красный оттенок, в отличие от серебра, добавление малой доли меди (14-15%) сделает его красным;
  • никель для твердости: отличается повышенной твердостью, стойкостью к коррозии, что позволяет применять драгметалл в стоматологии, ювелирной промышленности, недостатком является риск развития аллергии при контакте изделий с кожей;
  • палладий для тугоплавкости: чтобы получить материал более высокой твердости, меняется химическая формула – добавляют палладий, вместе с тем возрастает стоимость изделий, т. к. эта лигатура тоже относится к драгоценным металлам, а также способствует изменению цвета на более светлый (белый);
  • платина для белизны: используют для изменения цвета сплава, достаточно увеличить содержание платины до 8,4%, чтобы получить белый драгметалл, кроме того, добавление такой лигатуры способствует росту упругости золота, температуры плавления, что несколько усложняет работу с изделиями;
  • рутений для прочности: повышает показатель температуры плавления, в результате для изменения формы изделия нужно нагревать его сильнее, золото становится прочнее, но на его оттенок рутений не оказывает влияния;
  • иридий для износостойкости: не используется для получения сплава другого цвета, но применяется с целью изменения свойств драгметалла, как результат, золото становится еще более упругим, чем при соединении с иридием, изделия намного хуже поддаются обработке;
  • осмий для упругости: лигатура по степени воздействия имеет много общих свойств с рутением, иридием, при введении такого металла в состав изменяется температура плавления – она повышается, работать с материалом становится сложнее, но повышается упругость, его устойчивость к деформациям, однако точечный удар не перенесет;
  • кадмий для плавкости: в отличие от осмия, иридия и прочих лигатур, кадмий, наоборот, снижает температуру плавления золотой смеси, что облегчает работу с ней, драгметалл становится более пластичным, но вместе с тем и хрупким, т. к. не всегда выдерживает механические нагрузки, оказываемые при эксплуатации изделия, кроме того, золотой сплав немного меняет цвет – появляется зеленоватый оттенок, но есть другие лигатуры для получения такого тона, кадмий чаще выполняет прочие задачи;
  • цинк для зеленого оттенка: по свойствам напоминает кадмий, также способствует появлению зеленого цвета, но при выборе подходящей основы (лигатуры) можно устранить такой недостаток, кроме того, цинк увеличивает твердость материала, но вместе с тем его легче повредить, т. к. возрастает степень хрупкости, при точечных ударах изделие может быть разрушено, дополнительно к тому, лигатура способствует уменьшению температуры плавления;
  • алюминий для пластичности и необычных оттенков золотых сплавов: один из видов лигатур, используемых при получении разных драгметаллов, алюминий вводится в состав сплава фиолетового цвета.

Интересно: Недавно был изобретен сверхтвердый металл – на основе Au и Ti (титан).

Соотношение драгметалла и примесей

Драгоценные металлы и примеси

Принцип сплава золота с металлами

Более подходящим для обработки является материал, который отличается пластичностью, низкой температурой плавления, а также прочностью. Выбор лигатуры, их комбинация друг с другом позволяет найти лучший вариант с учетом заданных характеристик. При введении одной из добавок меняется состав материала. Чтобы подкорректировать полученный результат, вводят очередную добавку. По этой причине в состав металла может входить 1-2 лигатуры и больше.

Сплавы различных цветов золота

Выбор лигатур делается с учетом свойств, которые они проявляют при соединении с Au. При этом не ориентируются на характеристики непосредственно металла, который выступает в качестве добавки. Результат соединения драгоценных и недрагоценных материалов:

  • желтое – классическое сочетание золота, а дополнительно к тому еще меди и серебра: классический вариант, для получения желтого металла золото должно превосходить остальные добавки по количеству, особый, более насыщенный цвет получают благодаря комбинации серебра и меди, причем именно последняя из лигатур усиливает глубину цвета, а серебро не позволяет увеличить интенсивность красного тона;
  • красный – популярный дуэт Au и Cu: металл такого цвета стал применяться на территории России в XVIII веке, уменьшенное содержание меди и дополнительные добавки (серебро) позволяют получить розовое золото, в его основе лежит красный сплав, но свойства другие, т. к. соотношение компонентов существенно отличается;
  • белый – добавление различных лигатур для изысканного белого цвета: металл имеет другое название – «белое золото», но основным компонентом все равно остается Au, меняют его классический желтый цвет металлы платиновой группы, используемые в качестве лигатур, а также марганец, никель, в результате изделия могут иметь другие свойства, отличные от тех, что проявляют украшения из платины – повышается плавкость, за счет чего увеличивается разнообразие форм, дизайна украшений;
  • черный – сплав в результате окисления с помощью кобальта: кольцо, браслет приобретает такой цвет, если при изготовлении произошло окисление кобальтом, альтернативный вариант – выделка с добавлением углерода, имитирует подобный цвет еще и патинирование, родиевое покрытие;
  • зеленый – сплав включает в себя золото с серебряной лигатурой: у таких изделий есть название – «электрум», металл, содержащий некоторую долю Ag, характеризуется слабовыраженным зеленым оттенком, сильнее проявляется такой цвет, если золото сплавлено с кадмием, но такие украшения не рекомендуется долго носить, могут причинить вред здоровью;
  • голубой и синий – эффектный сплав с индием: недостаточно прочный, поэтому в состав часто вводят металлы платиновой группы, индий дает голубой цвет, а синее золото – сплав на основе иридия;
  • пурпурный – таинственный сплав золота с алюминием и палладием: редкая комбинация, поэтому встречается нечасто, в основном такой способ используют для изготовления вставок, недостатком же является хрупкость.

Интересно: в Древней Греции сплав золота, а также серебра имел определенное название – электрон.

Виды золота с примесями

Золото разных оттенков

Имитации золота

Металл может не содержать Au, но должен иметь сходные внешние признаки, чтобы считаться схожим с оригиналом. Подобные изделия не имеют ценности, но у них широкая область применения, например, производство бижутерии – основное направление. Список металлов, которые имитируют сплав золота:

  • бронза: медь с добавлением алюминия, первый из компонентов придает красный оттенок, второй – осветляет тон;
  • вермей: серебро с золочением, внешне сохраняется видимость Au, но изделия легче;
  • гамельтонметалл: способ покрытия изделий, который ранее часто применялся, металл содержал медь, цинк.

Aurum – золото (Au) в таблице Менделеева в химии: происхождение названия и металла, физико-химические свойства 79 элемента, добыча и широта его использования

Медицинский сплав под золото

Представляет собой сталь, отличается по составу, т. к. содержание основных добавок не регламентируется. На золото медицинский сплав очень похож, но свойствами отличается: тверже, лучше переносит механические нагрузки, но стоит намного меньше. Если удалось купить изделия этого вида по высокой цене, нужно помнить, что это обман, т. к. в данном случае украшения выдают за драгоценные.

Расшифровка маркировки сплавов, которые содержат золото

Материалы маркируются для удобства обращения с ними. Для драгметаллов, кроме буквенного, общепринятым является дополнительное численное обозначение – доли тысячных, а для недрагоценных сплавов – сотые (%). Распространенные варианты, которые встречаются в ГОСТ:

Мировые системы измерения чистоты золотых драгметаллов

В разное время использовали самые разнообразные способы определения содержания Au в металлическом сплаве. При этом количество лигатур, которые добавили на этапе изготовления, варьируется: от 10-12% до 80%. Но наилучший вариант по внешнему виду и свойствам – тот, что содержит 30-40% добавок. Бывает всего 4 известных способа измерения чистоты драгметалла:

  • широко распространенная метрическая система: определяется доля драгметалла в тысячных (диапазон от 0 до 1000);
  • каратная система, применимая в США и Европе: за основу принята величина – 24 карата, это драгоценный металл без примесей, соответственно, содержание золота в разных сплавах определяется, как количество частей 1/24 чистого вещества (соответствует 1 карату);
  • золотниковая система царской России: за основу была взята мера – 96 проба чистого драгметалла, соответствующая количеству золотников в 1 русском фунте;
  • лотовая система Старой Европы: чистым считался металл пробы 16 лотов, чем меньше это число, тем ниже ценность изделий.

Как сплавы могут менять внешний вид изделия

Согласно ГОСТ, разница между металлами одной группы может быть небольшой или же существенной. Однако содержание золота в сплаве всегда одинаковое, несмотря на изменение долей, входящих в состав лигатур. Оттенок меняется, когда варьируется количество основных добавок: серебра, меди, от чего зависит глубина цвета.

Таблица 1: Сплавы с Au в составе, 375 пробы

Металл на основе, Ag, Au, Cu представлен вариантами:

Au, %Ag, %Cu, %
37,2-37,81,5-2,559,5-61,5
9,5-10,551,5-53,5
15,5-16,545,6-47,4
Самая прочная проба золота
Проба золота 375

Таблица 2: Сплавы, которые содержат Au 500 пробы

Золото, %Серебро, %Медь, %
49,7-50,39,5-10,539,2-40,8
19,5-20,529,2-30,8

Таблица 3: Сплавы на основе Au 583 пробы

Золото, %Серебро, %Медь, %
58,0-58,67,5-8,532,9-34,5
19,5-20,521,1-22,3
29,5-30,511,2-12,2

Таблица 4: Сплавы на основе Au 585 пробы

Au, %Ag, %Cu, %
58,5-59,07,5-8,532,5-34,0
19,5-20,520,5-22,0
29,5-30,510,5-12,0
Проба российского золота
Пробирное клеймо 585

Таблица 5: Сплавы 750 пробы

Таблица 6: Сплавы 958 пробы

Видео: драгоценные металлы

Комментарий ювелира

Молоканов Н.М.

Содержание лигатуры делает металл непохожим на другие. Сегодня часто меняют состав, согласно ГОСТу, в результате уменьшения/увеличения долей золота, меди, серебра или других металлов могут повлиять на прочность, плотность, плавкость и, конечно, цвет. Благодаря такой особенности оттенок благородных металлов служит одним из признаков подлинности.

Отзыв

У меня есть разные украшения: светло-желтого, красноватого, глубокого желтого цвета. Цена примерно одинаковая была, поэтому я думала, что так ювелир обработал, и может это не золото вовсе. Только недавно узнала, когда на оценку носила, что все украшения настоящие, но состав немного разный. Для меня главное, что драгметалла здесь в достаточном количестве.

Сплав золота и серебра: исторические факты об электруме, соотношение цвета, пробы по ГОСТу, преимущества сплавов двух драгоценных металлов

Электрум — самородный минерал или искусственно выплавляемый сплав золота и серебра. Его добывают вместе с другими разновидностями драгоценного металла или получают методом плавления. Обладает характерными особенностями, прежде всего своеобразным цветом зеленоватого спектра.

Электрум — первые сплавы драгоценных металлов в Древней Греции. Где находились самородки и есть ли они в природе сейчас

Сплав из золота и серебра был открыт и использовался еще в 3-ем тысячелетии до н.э. в Древнем Египте фараонами 5 династии. Завозился с рудников, расположенных на Африканском континенте.

В Древней Греции добывался, широко применялся для изготовления монет.

Это обусловлено высокой износостойкостью, повышенной твердостью. По этим качествам превосходит золото. Наиболее ранние монеты археологи находили на территории Древнего Царства Лидии, Восточной Греции. Известно, что уже тогда греки умели проводить процедуру аффинажа серебра. Монеты содержали от 45 до 90 % золота.

Электрум - первые сплавы драгоценных металлов

Электрум — минерал, разновидность самородного золота

Более редкий сплав, чем золото. В нашей стране до сих пор встречается на рудных месторождениях Урала и Алтая в виде самородков массой до 0,5 кг, зерен и россыпей. На территории Турции, ее западных провинций, иногда попадаются самородки. Они обычно небольшого размера и весят немного.

Особенностью электрума как сплава из золота и серебра является неоднородный состав: его свойства меняются в зависимости от процентного содержания каждого компонента.

Как называется сплав золота и серебра

Древнегреческое название минерала отсылает к другому виду ювелирных материалов — янтарю. ἤλεκτρον (электрон) назван так за характерный цвет. При этом основа — слово ἤλέκτωρ (электор) – блестящий. Греческому названию соответствует латинское electrum.

ТОП-2 лучших способа - как выровнять кольцо в домашних условиях: причины деформации, варианты и способы как выпрямить украшение

Почему электрум называется белым или зеленым золотом

Процентное соотношение компонентов электрума определяет различные оттенки: от зеленовато-желтоватого до молочно –желтого. Чем больше серебра, тем ближе он к белому цвету. Это обусловило описание сплава с серебром как белого золота. По-гречески оно называется — λευκὸς χρυσός (лейкос хрисос).

Современная российская классификация относит его к группе зеленого драгметалла.

Золото и серебро

Сплав золота с серебром имеет повышенную прочность

Качественные характеристики сплавов

Электрум – сплав, который может содержать помимо серебра другие металлы: медь, палладий, платина. Легирование этими элементами повышает прочностные характеристики, увеличивает ковкость, снижает температуры плавления, повышает пластичность исходного материала. Сплав из золота и серебра содержит от 15 до 50% последнего.

Это обусловливает основные характеристики электрума:

  • стойкость к окислению;
  • инертность, нейтральность по отношению к другим веществам;
  • высокая температура плавления;
  • повышенная плотность;
  • прочность;
  • хорошая пластичность;
  • ковкость;
  • по десятибалльной шкале твердости минералов Мооса – 3 балла;
  • высокий коэффициент электропроводимости;
  • стойкость к агрессивным средам и невосприимчивость к кислотам (кроме царской водки, синильной кислоты).

Вместе с тем, электрум сплав отличается повышенной хрупкостью, а работа с ним требует от мастера больших трудозатрат.

Это можно отнести к его недостаткам, наряду с высокой стоимостью.

Качественные характеристики сплавов

Сплав золота и серебра

Цветность сплава золота с серебром по ГОСТу

Одна из основных особенностей электрума – цветовой спектр зеленовато-желтоватых тонов. Это качество получило свое отражение в нормативных документах типа ГОСТ. Пробы, которыми маркируется сплав: 585 (14 карат), 750 (18 карат).

Сусальное золото, которое состоит из тонких пластин для золочения различных предметов, архитектурных сооружений, например куполов церквей, имеет пробу 960 (23 карата).

Цветность зеленого драгоценного металла по Госстандарту описывается следующими соединениями:

  • ЗлСР 585 -415 – зеленый цвет, температура плавления 1025-1030 градусов;
  • ЗлСрМ 585-300 — желто-зеленый цвет, температура плавления 835-880 градусов.

Позолота - это драгоценное покрытие в различных областях от кондитерских изделий до церковной утвари. Золочение металла в домашних условиях

  • ЗлСр 750-250 – зеленый цвет, температура плавления 1040-1045 градусов.

Серебряная лигатура обеспечивает зеленые тона, медь и серебро определяет желтовато- зеленый оттенок.

Цветность сплава золота с серебром по ГОСТу

Электрум — зеленое золото

Ассортимент сплавов золота с другими металлами в ювелирной индустрии

Наряду с электрумом, который объединяет золото и серебро в сплав, существует ряд составов, которые используются для производства монет и ювелирных украшений. Наиболее часто встречающиеся, характеризуются следующими пробами:

  • 999 – 24-карата, менее 0, 1% примесей. Идет прежде всего на производство слитков. Для других целей малопригодно из-за повышенной мягкости.
  • 916 – 22 карата. Используется преимущественно на востоке.
  • 750 – 18 карат. Высокопробный сплав с 75% золота.
  • 585 – 14 карат. Наиболее популярная проба, широко используется ювелирами.
  • 375 – 9 карат. Низкопробный драгметалл, легируется как правило медью, поэтому имеет красноватый оттенок. Изделия из него встречаются довольно часто.

Помимо этих проб есть еще ряд более редких, изделия с которыми используются на промышленном производстве. Они не идут на создание ювелирных украшений.

В царской России использовались другие пробы, их можно найти на антикварных изделиях из благородных металлов. Они маркировались: 56, 72, 82, 92, 94, 96, измерялись золотниками. Это старинная мера веса – 4,27 грамма, ей соответствовала гирька той же массы.

Разные металлы

Сплавы с золотом делают этот металл более износостойким и практичным

Популярность сплава золота с серебром в старину, в разных отраслях промышленности сегодня

Будучи известен с древности, электрум находил свое широкое применение. Благодаря уникальным качествам, необычному цвету, он использовался различными способами.

Ритуальное оружие

Оружие для правителей и военачальников Древнего мира могло содержать вставки из сплава золота и серебра.

В Древнем Египте им покрывали обелиски, верхушки пирамид, так называемые пирамидия.

Ритуальное оружие В Древнем Египте

Оружие Воинов Древнего Египта

Ценные украшения

Изделия из необычного беловатого и зеленоватого благородного металла пользовались популярностью с древних времен.

Медали Нобелевских премий на протяжении десятилетий формовались на 100 % из электрума.

Первые чеканные монеты

Наиболее ранние монеты археологи находили на территории Древнего Царства Лидии, Восточной Греции. Они получили название лидийской чеканки по географическому названию. Их использование было обусловлено высокой твердостью, износостойкостью, лучше, чем у основного благородного металла.

Первые чеканные монеты

Золотые греческие монеты

Предметы декора и столовые приборы

Археологи находили древние сосуды для питья, изготовленные из электрума. В современном мире он идет на изготовление столовых приборов, некоторых предметов декорирования.

Роскошные изделия в ювелирной промышленности

В ювелирном деле зеленое золото занимает особое место. Необычные оттенки драгоценного металла привлекают любителей украшений. Несмотря на хрупкость материала, сложность изготовления, он пользуется успехом.

Состав может дополняться определенным количеством других компонентов, что позволяет создавать изделия с особыми параметрами.

Изделия из необычного беловатого и зеленоватого благородного металла

Кольцо — сплав серебра и золота

Протезы и коронки в стоматологии

В стоматологии применяется определенные вид сплавов из драгоценных металлов.
Основные составы:

  • Золотой 900 пробы (Формула: ЗлСрМ-900-40) — 90% зол., 4% серебра, 6% меди
  • Золотой 750-й пробы (ЗлСрПлМ-750-80) — 75% зол., 8% серебра, 8% меди, 9% платины
  • Золотой 750-й пробы (ЗлСрКдМ) с добавлением 5-12 % кадмия.

Помимо них применяется серебрено–палладиевый сплав. Все они не принадлежат к категории зеленого золота, которое из-за повышенной хрупкости стоматологами не используется.

Видео: сплав золота и серебра, разновидность расцветки

Есть несколько тонких моментов, касающихся изготовления сплавов электрума:
Во время плавления первый компонент, который поступает на обработку – всегда золото.
За ним идет серебро, а затем – медь. Если недрагоценный металл в жидком виде добавить раньше благородных, компоненты не удастся сплавить равномерно, произойдет неровное застывание смеси. А это уже брак.
Характеристики сплава из золота и серебра определяются процентным соотношением компонентов. Это касается прежде всего эстетических особенностей зеленого драгоценного металла - цветовых оттенков. Наиболее оптимальный вариант соотношения – 75 % золота, четверть остальных элементов.
Важно отследить температуру процесса плавления. После выплавки можно определять пробу изделия.

Химик-технолог по образованию. Занимается изготовлением ювелирных изделий из серебра и золота в домашней мастерской. Имеет 4 категорию ювелира.

Сплавы драгоценных металлов таблица

СПЛАВЫ НА ОСНОВЕ БЛАГОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ ЮВЕЛИРНЫЕ

Noble metals based alloys for jewellery.
Marks

МКС 39.060; 77.120.99*

* Измененная редакция, Изм. N 1.

Дата введения 2000-07-01

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 304 "Благородные металлы, сплавы, промышленные и ювелирные изделия из них; вторичные ресурсы, содержащие благородные металлы", Екатеринбургским заводом по обработке цветных металлов

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 15-99 от 28 мая 1999 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование национального органа по стандартизации

Главная государственная инспекция Туркменистана

3 В настоящем стандарте учтены показатели и требования международного стандарта ИСО 9202-91 "Ювелирные изделия. Пробы благородных металлов в сплавах" в части проб (содержания благородных металлов в сплавах)

4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 19 октября 1999 г. N 354-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30649-99 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2000 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 6, 2005 год, ИУС N 10, 2009 год

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает марки золота, серебра, сплавов на основе благородных металлов: золота, серебра, платины и палладия, применяемых для изготовления ювелирных, ритуально-обрядовых и других изделий бытового назначения, полуфабрикатов для их производства в виде листов, лент, полос, фольги, проволок, труб, профилей, литых заготовок в любом виде, изготовляемых методами горячей, холодной деформации или литья.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12550.1-82 Сплавы палладиево-иридиевые. Метод определения палладия

ГОСТ 12550.2-82 Сплавы палладиево-иридиевые. Методы спектрального анализа

ГОСТ 12558.1-78 Сплавы палладиево-серебряные. Метод определения серебра

ГОСТ 12558.2-78 Сплавы палладиево-серебряные. Методы спектрального анализа

ГОСТ 12560.1-78 Сплавы палладиево-серебряно-кобальтовые. Метод определения кобальта и серебра

ГОСТ 12560.2-78 Сплавы палладиево-серебряно-кобальтовые. Метод спектрального анализа

ГОСТ 12561.1-78 Сплавы палладиево-серебряно-медные. Метод определения меди и серебра

ГОСТ 27973.3-88 Золото. Метод атомно-абсорбционного анализа

ГОСТ 28353.0-89* Серебро. Общие требования к методам анализа

ГОСТ 28353.1-89 Серебро. Метод атомно-эмиссионного анализа

ГОСТ 28353.2-89 Серебро. Метод атомно-эмиссионного анализа с индукционной плазмой

ГОСТ 28353.3-89 Серебро. Метод атомно-абсорбционного анализа

* На территории Российской Федерации также действует ГОСТ Р 52599-2006 "Драгоценные металлы и их сплавы. Общие требования к методам анализа".

3 Обозначения и сокращения

3.1 В стандарте приняты следующие условные обозначения для марок сплавов и сокращения: Зл - золото, Ср - серебро, Пл - платина, Рд - родий, И - иридий, Пд - палладий, М - медь, Н - никель, Ц - цинк, Кд - кадмий, Ре - рений, Кр - кремний, Га - галлий, В - вольфрам, Ин - индий, Ит - иттрий, К - кобальт, Ру - рутений, X - хром, Цр - цирконий. Ост. - остальное.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

3.2 Наименование марок сплавов состоит из букв, обозначающих компоненты сплава, и следующих за ними цифр. Цифры, стоящие после букв, указывают номинальное содержание компонента сплава в тысячных долях (пробах), если компонент - благородный металл, и в процентах, если компонент - неблагородный металл.

Последний компонент в наименовании марки цифрой не обозначается, если он неблагородный.

3.3 Проба - минимальное содержание определенного благородного металла, измеренное в долях на тысячу единиц массы сплава.

4 Требования

4.1 Химический состав золота и сплавов на основе золота, серебра, платины и палладия должен соответствовать требованиям таблиц 1-4.

Примечание - По Согласованию с органами Государственной пробирной палаты страны-изготовителя допускается изготовление сплавов другого химического состава.

Таблица 1 - Химический состав золота и сплавов на основе золота

Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю .

Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».

Читайте также: