Способ инструктации металла напоминающий узор инея

Обновлено: 13.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора.

Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в. Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных художественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла. Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Филигрань —один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.


Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

Филигрань: искусство легкости.

Кружева, тончайшие нити, нежнейшие переплетения, напоминающие тонкий иней на окнах… И все это – из металла! Разве такое возможно, спросите вы, и будете несказанно удивлены, потому что да, такое возможно. И это вовсе не волшебство, а просто филигрань! Филигранное искусство на Руси славилось издавна, ведь оно позволяло получить самые яркие и высокохудожественные изделия. И сегодня «кружева из металла» производят не менее охотно, чем в древности, хотя, безусловно, техники их производства значительно усовершенствовались.

Секреты зерна и нити. Изготавливать высокохудожественную филигрань можно из нескольких видов металлов и сплавов, хотя преимущественно используется серебро и мельхиор. При помощи филигранных техник можно изготовить любое изделие, однако чаще всего таким способом производят тончайшие ювелирные украшения. И основной секрет таких украшений – особая техника исполнения, которая позволяет отличить одного мастера от другого. Ассортимент филигранных украшений чрезвычайно широк – от простых колец и серег до замысловатых браслетов и колье. Изготавливаются они из гладкой или витой проволоки, которую мастера замысловато изгибают для получения различных узоров. Далее филигрань соединяют тонкой пайкой, и несмотря на кажущуюся простоту работы, этот процесс очень трудоемок: мало того, что все узоры делаются вручную, так в процессе обязательно применяется еще и высокая температура. Но в результате полученное изделие выглядит невероятно тонким, что, собственно, и подразумевает само слово «филигрань», образованное от итальянских слов «нитка» и «зерно».

Металлический «иней» Нежность и тонкость филигранных узоров объясняются не только особенностями материала, но и спецификой применяемых орнаментов и рисунков. Безусловно, у каждого мастера свои секреты, однако можно выделить некоторые общие тенденции, которыми издавна отличалась филигрань в различных техниках исполнения. Во-первых, филигранные украшения могут быть ажурными и накладными: первый вид предполагает последовательную спайку отдельных деталей узора, а второй – накладывание тончайших элементов на серебряное, медное или золотое покрытие. Во-вторых же, филигрань особенно прекрасна в классических орнаментах, среди которых выделяются волны, зигзаги, круги, полукружия и различные сложные фигуры. Помимо геометрического рисунка может применяться также растительный (причудливые цветы с нежными лепестками и листьями), а также «завивка» - ажурные моточки проволоки, выложенные в виде необычных завитков. В результате, даже если в разных украшениях повторяется один и тот же орнамент, каждый раз он выглядит неповторимо и оригинально, отличаясь необыкновенным великолепием. И в любом случае филигранное изделие кажется истинным произведением искусства, которое заслуживает того, чтобы им любовались бесконечно.

Выжигание по дереву для начинающих

На фото изображено - Выжигание по дереву для начинающих, рис. Главный баннер (Картина)

Выжигание, или пирография – нанесение узоров раскаленным инструментом на деревянную пластинку. Это интересное хобби для детей и взрослых имеет богатую историю. Археологические раскопки в Перу подтверждают: люди украшали выжженными рисунками предметы еще в 8 веке до нашей эры. Древнерусские мастера занимались выжиганием с 9 века.

Наибольшее распространение пирография получила в тех странах, где древесины было в избытке. В древности и Средние века узор наносили раскаленным гвоздем или железным прутом. В 19 веке появились пирографы, которые работали на спирту, пару или газе. В начале 20 века мастера пользовались инструментом, напоминающим паяльник. Современный электрический выжигательный прибор с пером появился только в 1950-х годах.

Пирография – увлекательное и очень полезное занятие, особенно для детей. Оно способствует развитию мелкой моторики, воображения, внимательности, тренирует усидчивость и целеустремленность. Ребенок обретает очень полезные навыки обращения с серьезными инструментами. Для взрослых пирография – это своеобразный антистресс, способ расслабиться и переключиться с проблем на позитивные мысли. Кроме того, вы сможете создать много красивых уникальных вещей для своего дома.

Инструменты и материалы

Для пирографии потребуется специальный прибор – электровыжигатель с пером (жалом) из нихрома или латуни или паяльниковый выжигатель. Чем они отличаются?

Петельные пирографы представляют собой коробку с трансформатором и ручку с проволочной петлей.

На фото изображено - Выжигание по дереву для начинающих, рис. Петельный пирограф

​ ​

  • Быстро накаливаются до нужной температуры, но и скоро остывают.
  • Уровень нагрева регулируется.
  • В комплекте сменные петли разных форм и размеров.
  • Удобны в работе.
  • Процесс выжигания идет относительно быстро.

​К недостаткам этого типа выжигателей относят тот факт, что насадки быстро приходят в негодность, их сложно менять, а из-за быстрого остывания петли приходится делать частые перерывы. Рисунок получается точечным, состоящим из мелких штрихов, так как непрерывную линию провести довольно тяжело.

Паяльниковые выжигатели выглядят и работают, как одноименный прибор. Устройство представляет собой толстую «ручку» с жалом на конце.

На фото изображено - Выжигание по дереву для начинающих, рис. Паяльниковый выжигатель

  • Медленно нагреваются, но очень долго держат рабочую температуру.
  • Большой выбор сменных насадок, надежны и долго служат.
  • Насадки можно без проблем поменять даже во время работы.
  • Позволяет делать рисунки со сплошной заливкой, тенью, переходами, проводить сплошные линии любой толщины.

Минусы: если паяльниковый пирограф сломался, то придется покупать новый. Кроме того, температура и мощность прибора фиксируется, поэтому процесс идет медленно. При желании и усердии, независимо от типа пирографа, можно научиться создавать настоящие шедевры.

Что касается материала, то лучше всего выбрать фанеру, плиту МДФ или пластины из массива тополя, осины, ольхи, липы, каштана, кедра, вишни. Важно, чтобы дерево было совершенно сухим, светлым, гладким, без сучков и «глазков».

Никогда не берите основы, которые покрыты чем-либо, например, лаком или краской. Вы можете отравиться ядовитыми испарениями или пострадать от возникшего возгорания.

Для работы также потребуются:

  • мелкозернистая наждачная бумага;
  • копировальная бумага черного цвета (именно этот вариант не доставит хлопот);
  • острый твердый карандаш;
  • плоскогубцы;
  • подставка для пирографа;
  • малярный скотч;
  • краски и лак, кисти для финишной отделки;
  • сухая чистая тряпка, старое махровое полотенце.

На фото изображено - Выжигание по дереву для начинающих, рис. Петельный пирограф

Начинать знакомство с пирографией лучше всего с готовых наборов для творчества. Там есть все необходимое, кроме самого прибора, и главное: превосходный результат гарантирован.

Техники и способы выжигания

Контурная техника. Если вы только делаете первые шаги в пирографии, то лучше выбрать такой способ. Рисунок выжигается только по основным линиям, поэтому сделать это очень легко. Таким же образом выполняются надписи и штриховка.

На фото изображено - Выжигание по дереву для начинающих, рис. Контурная техника

Силуэтная техника. Желаемое изображение создают путем выжигания фона вокруг него. Рисунок остается чистым, а фон полностью затушевывается.

На фото изображено - Выжигание по дереву для начинающих, рис. Силуэтная техника

Художественная техника предполагает комбинированное использование обоих способов. Рисунок получается очень сложным, в нем отлично передается перспектива, прорабатываются все детали. Здесь требуется умение создавать качественные картины в карандаше, без этого навыка ничего не получится. Начинать лучше с основных геометрических фигур, стараясь как можно тщательнее работать над светотенью, объемом, глубиной.

На фото изображено - Выжигание по дереву для начинающих, рис. Художественная техника

Кроме выжигания с помощью электрического пирографа, существует еще несколько любопытных способов:

  • С кислотой. На дерево наносят тонкий слой воска, процарапывают контуры, а потом протравляют изображение химическим составом.
  • Пиротипия. Рисунок наносят на дерево раскаленным готовым штампом. Чем сильнее нажатие, тем ярче и четче получается отпечаток.
  • С электроразрядом. Изображение «рисуют» электролитами, а затем пропускают по «линиям» электроток.
  • Лазером. Этим способом можно создать масштабное очень сложное и четкое изображение, так как лазерным лучом управляет компьютерная программа.
  • Солнцем. Это самый старый, но очень трудоемкий способ. Солнечные лучи «собирают» лупой в пучок и направляют его на поверхность фанеры. Качество рисунка довольно низкое.

С чего начать?

Прежде всего, подготовьте рабочее место. Под рукой должен быть не только пирограф, но и подставка для него, набор сменных насадок, плоскогубцы. Помещение должно хорошо проветриваться, в крайнем случае, обязательно включите вентилятор, наденьте респиратор. Под локоть рабочей руки положите полотенце, свернутое в валик. Позаботьтесь о хорошем освещении.

На фото изображено - Выжигание по дереву для начинающих, рис. Процесс выжигания

1. Подготовка поверхности

2. Нанесение рисунка

Острым твердым карандашом наметьте контуры будущего изображения. Лишние линии убирайте мягким белым ластиком. Рисунок можно перенести с помощью черной копировальной бумаги.

  • Наложите копирку на заготовку.
  • Поверх поместите желаемое изображение. Закрепите малярным скотчем.
  • Обведите его карандашом, стараясь сильно нажимать, не пропуская ни одной детали.
  • Теперь снимите скотч и копирку.

3. Выжигание

Сначала выжигайте края рисунка, его основные линии и только потом переходите к внутренним деталям и штриховке. Двигайте рукой по направлению к себе, и тогда вы меньше устанете.

Если вы взяли сложное изображение, где есть заливка, градиент, то в первую очередь выполните контуры. Если что-то пойдет не так, то ошибочные линии можно зашкурить наждачной бумагой. Ошибки неизбежны, но бояться их не стоит.

4. Финишная обработка

Готовое изображение аккуратно ошкуривают мелкозернистой наждачкой. Обязательно уберите все угольки. Если вы хотите получить цветной рисунок, его можно раскрасить красками или карандашами. В завершение работу покрывают бесцветным лаком для дерева и дают полностью высохнуть.

Техника безопасности

На фото изображено - Выжигание по дереву для начинающих, рис. Работа в перчатках

Во время работы с пирографом необходимо строго соблюдать следующие правила:

  1. Включенный инструмент сильно раскален, и брать его можно только за рукоятку.
  2. Не играйте с пирографом. Если случайно коснуться наконечником кожи, то остается серьезный ожог.
  3. Нагретый инструмент можно класть только на специальную огнеупорную подставку. Помните, что и после выключения жало остается горячим какое-то время.
  4. Насадки можно менять только с помощью плоскогубцев. Голыми руками их касаться нельзя, даже если кажется, что они не очень горячие.
  5. Если выжигатель перегреется, то он быстро сломается, это касается и петельных, и паяльниковых моделей. Поэтому время от времени выключайте прибор из розетки.
  6. Никогда не оставляйте включенный пирограф без присмотра, даже когда отходите на пару минут.
  7. Если оголились провода или есть другие повреждения прибора, то пользоваться им не следует. Это может привести к возгоранию.

Если выжигает ребенок, внимательно следите за ним во время работы и всегда проверяйте, помнит ли он правила обращения с инструментом.

Советы и секреты для начинающих

  • Делая первую точку, слегка подуйте на жало, и тогда начало линии получится плавным, и не будет выделяться.
  • Контуры старайтесь выполнять одной линией. Ведите наконечник медленно, чтобы не поцарапать дерево. Помогайте себе, перемещая сам материал.
  • Заливку лучше всего выполнять жалом, нагретым до средней температуры. Движения должны быть мягкими, круговыми. Если нагреть пирограф слишком сильно, то на дереве останутся черные глубокие борозды.
  • Периодически очищайте наконечник от нагара в процессе работы. Это можно сделать обычной металлической губкой для мытья посуды.
  • Помните, что выжженную линию нельзя стереть, поэтому старайтесь вести ее очень аккуратно.
  • Если вам нужны толстые линии, ведите жало медленно. Тонкие линии рисуют быстро.
  • Чем сильнее нагрет пирограф, тем темнее получатся линии.
  • Для получения плавных переходов тона в пределах одной линии используйте настольный вентилятор. Он будет периодически остужать жало, и цвет получится то темнее, то светлее. Будьте внимательны!

На чем еще можно выжигать

На фото изображено - Выжигание по дереву для начинающих, рис. Гильоширование

Кроме, как на дереве, с помощью пирографа получают красивые рисунки и на ткани. Этот вид творчества называется гильошированием. Обычно для этого берут ацетатный шелк, атлас, капрон, панбархат и другие синтетические ткани, так как они оплавляются ровно, наносят на натуральную ткань и прожигают электрическим пирографом.

В этой технике делают различные панно, воротнички, салфетки, имитацию кружевной каймы, обложки для ежедневников и книг, декор для скрапбукинга.

Мастер-класс: выжигаем смешного щенка

На фото изображено - Выжигание по дереву для начинающих, рис. Щенок

Для начала давайте сделаем панно с каким-нибудь милым животным, например, со щенком, в контурной технике. Приготовьте для работы следующее:

  • фанерная заготовка с обработанными краями;
  • мелкозернистая наждачная бумага;
  • копирка черного цвета;
  • простой карандаш;
  • эскиз;
  • краски, кисти, прозрачный лак для дерева;
  • пирограф.

Порядок действий

  1. Подготовьте поверхность: ошкурьте, уберите опилки и пыль, высушите.
  2. Перенесите рисунок с помощью копирки, как было описано выше.
  3. Включите пирограф и дождитесь, пока он полностью нагреется.
  4. Сначала проведите все основные линии, двигаясь от внешних к внутренним.
  5. Глазки и носик щенка заполните мелкими штрихами.
  6. Выключите пирограф и поставьте остывать на подставку.
  7. Ошкурьте работу мелкозернистой наждачкой, убирая неровности и угольки.
  8. Раскрасьте и покройте бесцветным лаком для дерева. Дайте высохнуть.
  9. Вы великолепны!

Подробнее о том, как нарисовать пирографом очаровательного щенка, показано в этом видео:


Как видите, выжигание не такое сложное, каким кажется, и овладеть этим искусством может каждый человек. Желаем вдохновения и творческих успехов!

Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Чеканка

Чеканка – метод декорирования изделий из металла путем выбивания всевозможных узоров. История этого вида искусства берет начало в глубокой древности. Название «чеканка» происходит от тюркского слова «чекан», означающего «молот, топор». С появлением первых металлических предметов возникла и чеканка. Рельефные орнаменты наносили на посуду, воинское оружие, шлемы, монеты, ювелирные украшения и т.п.

Находки археологов дают понять, что чеканку использовали древнейшие цивилизации, жившие в середине 4 десятилетия до н.э. Египетские мастера выполняли удивительные посмертные маски из золота для усопших фараонов, в том числе и для Тутанхамона. Древние греки и римляне выбивали узоры на воинских доспехах, различных предметах быта.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Примеры чеканного искусства

Во многих странах существовали специальные школы художественной чеканки. Популярность этого вида искусства объяснялась его доступностью, отсутствием отходов, долговечностью изделий. В 19 веке техника вошла в монументальное искусство. Один из ярчайших примеров – статуя Свободы в Америке. Она выполнена из отчеканенных медных листов.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Чеканка и результат

В Советском Союзе с помощью чеканки создавали многочисленные памятники в честь ВОВ, Октябрьской революции. Во многих российских городах до сих пор сохранились эти работы. В наши дни искусство проживает новую жизнь. Особенно популярна чеканная бижутерия, которую многие именитые модельеры используют в своих коллекциях. К примеру, в коллекции Bottega Veneta от Dolce&Gabbana присутствуют уникальные металлические украшения.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Чеканные украшения

Используемые материалы

В древние времена чеканные изделия часто изготавливали из драгоценных материалов, сегодня же используют более доступные металлы:

1. Медь податливая, легко обрабатывается, имеет приятный красноватый оттенок. Рельефные узоры на меди выглядят восхитительно. Медные листы для чеканки в толщину не превышают 1,5 мм.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Листовая медь

2. Красная медь более податливая, не подвергается коррозии. Поскольку она мягкая, узоры наносятся легко. Материал можно прокатать до толщины в 0,05 мм.

3. Латунь – это медно-цинковый сплав, в который иногда добавляют алюминий, железо, марганец. Материал обладает приятным золотистым цветом с желтоватым оттенком. Латунь легко резать, полировать, соединять сваркой, а вот наносить на нее узоры сложнее, чем на медь.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Листовая латунь

4. Алюминий. Как правило, узоры выбивают на алюминиевой пластичной фольге. Плюс материала в том, что его не нужно дополнительно обрабатывать. Чеканка на алюминий наносится легко, однако тонкие изделия подвергаются деформациям.

5. Томпак – сплав латуни, в который добавляют от 3 до 12% цинка. Материал имеет красноватый оттенок, дарящий готовым изделиям уникальный внешний вид. Из томпака делают медали, значки, бижутерию, различную декоративную посуду.

6. Жесть – плотный материал, который просто обрабатывать. На него легко наносить узоры. Оптимальный вариант для новичков, ранее не сталкивавшихся с чеканкой.

7. Черный металл – это мягкая сталь, содержащая мало углерода. Подходит для различных чеканных изделий.

8. Нержавеющая сталь не поддается коррозии, но ее тяжело обрабатывать, поскольку материал плотный и прочный. Делать чеканку на таком металле сложно.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Нержавеющая сталь

9. Сплавы никеля (мельхиор или нейзильбер) пластичны, легко полируются, подходят для разных видов отделки. Благодаря правильной обработки никелевые сплавы приобретают различные оттенки: бронзовый, золотой, серебристый.

СОВЕТ! Материал для чеканки обязательно брать качественный, без пятен, царапин и прочих повреждений. Для создания бижутерии удобно использовать специальные металлические листы от фирмы Elvas. Они тонкие, ровные, не расслаиваются и имеют приятный медный оттенок.

Чтобы осветлить металл, придать ему другой оттенок, используют кварцевый песок или мелкую пемзу. Изменить цвет медной пластины можно с помощью нагревания. Лучше всего делать это специальной горелкой. Для обработки материалов отлично подходит металлическая вата. С ее помощью можно искусственно «состарить» металл.

Виды чеканки по металлу

Самым красивым из существующих видов данного искусства считается ажурная чеканка. Узор на металле похож на нежное кружево. Фон высекают на материале специальными засечками, после чего по ним высекают узор. Поскольку элементы рисунка получаются тонкими, обжигать их нужно очень осторожно, иначе они расплавятся. Как правило, ажурную чеканку используют для украшения готовых объемных изделий.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Ажурная чеканка

Следующая по популярности контурная чеканка. Ее наносят на плоские листы. Готовые узоры напоминают гравировку. Зачастую контурную чеканку применяют для украшения элементов декора.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Контурная чеканка

Один из самых сложных вариантов – объемная чеканка. Изображение выполняют на объемных предметах. Работать в такой технике могут только опытные мастера. Более простой вариант – рельефная чеканка. Предварительно на металл наносят черновую разметку, выбивают общий контур узора, после чего четко высекают рельеф. Готовое изделие выравнивают и обрабатывают.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Рельефная чеканка

Как и чем делать чеканку

Изначально нужно нанести желаемый узор на лист бумаги, четко проработав все мелкие детали и элементы. Затем лист закрепляют на металлической пластине. Важно, чтобы узор полностью поместился на заготовку, а по краям осталось минимум 3 см свободного места. По эскизу на поверхность металла точечно наносят рисунок, используя канфарник – стержень с острым краем.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Нанесение узора

Затем бумагу удаляют и прорабатывают все детали картины с помощью чеканов – инструментов, для выбивания узоров на металле. Важный момент в работе – правильное положение чекана. Его нужно слегка отклонять назад, держа руку на весу. Выполнив отпечаток, инструмент аккуратно продвигают вперед и наносят следующий отпечаток. После нанесения узора готовое изделие шлифуют, чтобы удалить шероховатости. После полировки чеканка приобретает финишный вид.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Чеканные работы

СОВЕТ! Осваивать чеканку следует с простых узоров, их легко найти на просторах интернета. Лучший материал для новичков – медные листы.

Для создания бижутерии удобно использовать специальные фигурные штампы от фирмы Elvas. Они представляют собой металлические стержни, на одном конце которых выполнен определенный узор. Штамп располагают в нужном месте изделия узором вниз, по второму концу ударяют молотком. Самое сложное – рассчитать силу удара. Первые разы лучше потренироваться на отдельном участке металла. Со временем сила удара станет равномерной.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Фигурные штампы

Для создания самодельных украшений помимо фигурных штампов могут понадобиться следующие инструменты:

  • ножницы по металлу;
  • металлический блок (на нем удобно выпрямлять вырезанные изделия, также его используют во время нанесения узоров штампами);
  • молоток;
  • дырокол по металлу;
  • ручная горелка;
  • металлическая вата;
  • надфили;
  • линейка и карандаш для прочерчивания заготовок.

Свою первую самодельную чеканку можно сделать из подручных материалов. Листовой металл заменит разрезанная жестяная банка или плотная фольга. Эскиз рисунка выполните на бумаге и наклейте его на обратной стороне вырезанной жести

НА ЗАМЕТКУ! Приклеивать эскиз нужно именно с тыльной стороны, тогда выдавленный рисунок окажется на лицевой. Надежно закрепляйте рисунок, чтобы он не смещался в процессе работы.

Выдавливать чеканку нужно каким-либо подходящим тупым твердым предметом. Подойдет отвертка, ложка, шляпка болта. Для первого раза этого будет достаточно. Если вы соберетесь более профессионально заниматься чеканкой, необходимо будет приобрести специальные инструменты: чеканы, ножницы по металлу, тиски, молоток для чеканки, фигурные штампы и т.п.

На фото изображено - Чеканка – нестареющее искусство: история, материалы, советы начинающим, рис. Профессиональная чеканка

Не бойтесь открывать для себя что-то новое. Поверьте, металлические сережки или браслет с чеканкой непременно будут притягивать взгляды прохожих, вызывая восхищение и восторг. Оригинальные украшения не только подчеркнут вашу индивидуальность, но и послужат прекрасным подарком для родных или друзей. Чеканные изделия долговечные, самодельные металлические аксессуары будут радовать вас своим внешним видом долгие годы.

Способ инструктации металла напоминающий узор инея


Дизайнерские идеи, которые многие века используют в работе мастера металлообработки, позаимствованы ими у самой природы. Еще в средние века популярностью пользовались шкатулки, обитые жестью и украшенные морозным узором. Со временем технология была усовершенствована и до сих пор активно применяется в промышленных масштабах для декорирования различных изделий, домашней утвари, сувенирной продукции, внешних частей частных домов, их отдельных металлических элементов. Предметы и металлоконструкции образуют на поверхности морозный узор способом, который называется кристаллитом и включает в себя несколько производственных этапов.

Технология получения морозного узора на металле

Лучше всего кристаллическая решетка проявляется на поверхности легкоплавкого олова, поэтому для получения морозного узора используют именно этот материал, нанося его на основу из другого металла (стали, железа). Таким образом удается получить декоративные и при этом прочные изделия. А реализовать весь процесс можно не только на крупном производстве, но в частной мастерской. Специальных навыков или дорогостоящего оборудования для этого не требуется.

Основным техническим этапом создания декоративного покрытия является лужение. Другими словами, нанесение тонкого слоя олова на материал основы.

В качестве примера, разберем лужение жести, как один из самых распространенных приемов:

  • На поверхности жести присутствует тонкий слой олова, поэтому работу с ней можно начинать со второго этапа – резка металла;
  • Фрагмент нужной формы и размера выравнивают;
  • прогревают его над газовой горелкой. В домашних условиях можно воспользоваться горелкой газовой плиты. Но в этом случае будет невозможно поменять направление огня;
  • Фрагменты малого размера лучше нагреть на слабом огне, например, свечей. В этом случае удастся достичь оптимального оплавления олова;
  • Силу нагрева регулируют перемещением пламени по поверхности металла. Нужно следить за интенсивностью нагрева материала и контролировать его цвет. Перегоревший металл имеет желтый оттенок и не подходит для дальнейшей работы. Удерживать обрабатываемый фрагмент над огнем нужно до того момента, как на нем проступит рисунок, затем пламя перемещают. По завершении тепловой обработки появившийся узор снова становится невидимым, но проступит в дальнейшем под действием химических составов. Повторно нагревать элементы из жести не нужно;
  • После нагрева металл охлаждают в воде и вытирают насухо мягкой ветошью;
  • Обрабатывают материал 15% раствором соляной кислоты, который проявляет изображение кристаллической решетки. Обработку проводят до получения желаемого результата.

Разнообразный по интенсивности и сложности рисунок, получают благодаря неравномерному прогреву по всей площади поверхности.

Проводить процедуру травления можно многократно. Если с первого раза не удалось получить красивый узор, его удаляют мягким сукном или фланелью, а затем повторяю процесс металлообработки с самого начала.

Медь, бронзу и латунь можно лудить при помощи обычного паяльника.

В случае обработки элементов стальных металлоконструкций, их погружают в раствор из алюминиевых квасцов и хлористого олова, для лужения и возможности дальнейшей обработки.

Альтернативные способы металлообработки кристаллитом

Получить эффект морозного рисунка на поверхности металла можно под действием электрического тока. Для этого обрабатываемый элемент подключают к плюсу, а металлическую трубку с соляным раствором к минусу. Поднося минус к поверхности луженого металла можно получить декоративное покрытие без термической обработки и химического травления.

Вместо соляной можно также использовать 1% раствор серной кислоты, благодаря чему удается получить не только красивый рисунок, но и благородный коричневый оттенок. Молочный цвет рисунка получают, посыпая металл толченым мелом.

Для достижения более необычного эффекта можно наносить морозный рисунок только на часть поверхности предмета или конструкции. Для этого используют восковые краски, которые нужно нанести на поверхность металла после тепловой обработки. Как только воск высохнет, можно приступать к протравливанию олова. Затем восковой налет снимают, а на поверхности остается узор в строго определенных местах.

Читайте также: