Способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки не разрушаясь

Обновлено: 18.05.2024

В глубокой древности люди познакомились с железом, которое содержалось в метеоритах. Египтяне называли этот металл небесным, а греки и жители Северного Кавказа – звёздным. Метеоритное железо вначале ценилось гораздо выше золота. Железные украшения носили в то время самые знатные и богатые люди (Слайд 1).

2. Актуализация знаний.

Ребята, вспомните из курса 5 класса, в чём отличие металла от древесины?

Приведите примеры изделий из металла?

Можно ли в современной жизни обойтись без изделий из металла?

А для чего нужны металлические изделия?

Формирование новых знаний.

С развитием металлургической промышленности значительно возрос объем металлических изделий: возводят металлические каркасы промышленных и гражданских зданий, мосты, изготавливают арматуру, а также различные предметы, необходимые в домашнем хозяйстве: посуду, украшения, заклепки, болты, гайки и многое другое. Но металлы, ребята, используют не в чистом виде, а в виде сплавов, так как сплавы обладают лучшими свойствами в отличие от металлов. Сплавы получают путем смешивания в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов в точно определенном соотношении.

Все металлы и сплавы делятся на 2 основные группы: чёрные и цветные (Слайд 2)

Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока?

Мы будем говорить не просто о металлах и сплавах, а о свойствах чёрных и цветных металлов и сплавов.

Правильный выбор подходящего для изделия металла или сплава можно сделать, зная его свойства. Обратите внимание на таблицу №1 (См. приложение 1).

Все свойства металлов и сплавов делятся на четыре большие группы. Назовите их.

Видите как много свойств, но мы будем говорить о некоторых механических и технологических свойствах (Слайд 3).

Положите перед собой таблицу №2 (См. приложение 2).

Внимательно посмотрите и перечислите механические свойства.

А теперь, ребята, некоторые свойства мы с вами проверим.

Прочность - способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки, не разрушаясь.

Например, если сделанные нами санки не разрушаются, то они прочные.

Твердость - свойства материала сопротивляться внедрению в него другого более твёрдого материала.

Для демонстрации свойства, я сделаю углубления в металлической и медной пластине одинаковым ударом, глубина углубления в медной пластине, как видите, будет больше. Это говорит о том, что сталь твёрже меди. Это свойство применяют при изготовлении инструмента. Например, сверлом сверлят металл, напильником срезают определённый слой металла.

Упругость - свойство металла или сплава восстанавливать первоначальную форму после прекращения действия на них внешних сил.

Если положить на две опоры металлическую линейку и в центре её поместить груз, то она прогнётся, а после снятия груза – примет первоначальное положение. Я продемонстрировал: материал, из которого сделана линейка, обладает упругостью. Это свойство металла нашло применение при изготовлении пружин, рессор.

Пластичность – свойство металла или сплава изменять форму под действием внешних сил, не разрушаясь.

Например, если мы изогнём проволоку, и она у нас не разрушится, то выясним, что материал, из которого она сделана пластичный. Это свойство применяется при изготовлении проводов, проволоки и т.д.

Ребята, давайте вновь обратимся к таблице №2.

Какие свойства металлов и сплавов относятся к технологическим? (Слайд 3)

Ковкость - свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара. Это свойство металла использовалось с давних времён. На уроках истории вы изучаете события, происходившие в средние века. Каким был в то время основной вид транспорта?

Коней использовали и в качестве рабочей силы, и в качестве средства передвижения. Чтобы их копыта не стирались, их подковывали. Ковали оружие, орудия труда и предметы быта. Эти работы выполняли кузнецы. Свойство ковкости металла применяется и в современной жизни. Вот такие красивые и оригинальные работы выполняют современные мастера(Слайд 4)

Жидкотекучесть - это свойство металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму.

Свариваемость - это свойство металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии. (Демонстрация видеоролика)

Обрабатываемость резанием - это свойство металла или сплава подвергаться обработке резанием различными инструментами (Демонстрация видеоролика)

Практическая часть

1. Представление проекта

Трое учеников нашего класса работали над реализацией проекта “Совок для мусора”. Миша представит нам этот проект. Ваша задача – подумать, опираясь на таблицу№2: Какими свойствами обладает материал, из которого сделан совок. (Выступление ученика с проектом)

Итак, какими свойствами обладает изделие?

2. Закрепление знаний.

Распределитесь на 3 группы и разгадайте кроссворд (См. приложение 3). Назовите ключевое слово по вертикали.

3. Обработка резанием.

Одно из свойств металлов - Обрабатываемость резанием мы проверим на практике. Но, сначала вспомним правила техники безопасности.

Ребята, перед вами два образца: из стали и меди. Попробуйте их обработать резанием. Сначала образец №1, а затем – образец №2.

Рефлексия учебной деятельности.

Сделайте вывод об обрабатываемости каждого образца.

Какое свойство вы проверили на практике?

Какими ещё свойствами обладают чёрные и цветные металлы и сплавы?

2.Домашнее задание. О свойствах, применении металлов и сплавов вы прочитаете самостоятельно в опорных конспектах и заполните таблицу в рабочих листах (См. приложение 4, 5).

3. Оценка практической работы учащихся.

Приложение 1

Таблица № 1.СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ

Физические Механические Химические Технологические
блеск прочность коррозийная стойкость ковкость
плотность твёрдость окисляемость жидкотекучесть
электропроводность упругость растворимость обрабатываемость резанием
температура плавления пластичность свариваемость
намагничиваемость

Приложение 2

Таблица №2. СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ

Механические свойства Технологические свойства
1. Прочность
2. Твердость
3. Упругость
4. Пластичность
1. Ковкость.
2. Жидкотекучесть.
3. Обрабатываемость резанием.
4. Свариваемость.

Приложение 3

1.Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара.

3. Свойство сопротивляться внедрению в него другого более твёрдого материала

4. Способность металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии.

5. Свойство металла или сплава изменять форму под действием внешних сил, не разрушаясь.

6.Свойство металла восстанавливать форму после снятия нагрузки.

2. Сплав железа с углеродом.

Приложение 4

Опорный конспект по теме “Металлы и сплавы”

Задание. Прочитайте и заполните таблицу рабочего листа.

Сталь– сплав железа с содержанием углерода менее 2 % (прочность, пластичность).

Чугун – сплав железа с содержанием углерода от 2 % до 4% (хрупкость, жидкотекучесть). Применяется для отлива станков, радиаторов отопления и других целей. Наиболее распространёнными являются цветные металлы:

Медь – металл красного цвета. Обладает такими свойствами:

- хорошо проводит электрический ток;

- легко поддаётся обработке;

- устойчив к коррозии.

Применяется медь для изготовления проводов и других электротехнических изделий.

Алюминий – лёгкий металл серебристого цвета; его свойства:- устойчив к коррозии;

Изделия в конструкциях из алюминиевых сплавов при ударе не дают искр, обладают антимагнитностью, огне- и сейсмоустойчивостью. Они экономичны по профилю, имеют также хороший внешний вид и не требуют дополнительной отделки лицевой поверхности, легко обрабатывается резанием.

Алюминиевые сплавы применяют в ограждающих и несущих конструкциях для окон, дверей, солнцезащитных устройств.

Алюминий широко применяется в авиации, электротехнике, строительстве, быту и других видах деятельности человека.

Наиболее распространёнными сплавами цветных металлов являются:

Латунь – сплав меди с цинком (жёлтого цвета), отличающаяся:

Применяется латунь для изготовления деталей, работающих в условиях повышенной влажности.

Бронза – сплав меди с различными химическими элементами, главным образом со свинцом. Алюминием. Оловом и др.. желто-красного цвета. Имеет следующие свойства:

- хорошо обрабатывается резанием.

Применяется бронза для изготовления водопроводных кранов. В электротехнике, при отливе художественных произведений и др.

Дюралюминий – сплав алюминия с медью, магнием, цинком и др. серебристого цвета. Обладает такими способностями:

Лекция по теме "СТРОЕНИЕ,СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ И МЕТОДЫ ИХ ИСПЫТАНИЯ"

Металлы – один из классов конструкционных материалов, характеризующийся определенным набором свойств:

К физическим свойствам металлов относят плотность, температуру плавления, цвет, блеск, непрозрачность, теплопроводность, электропроводность, тепловое расширение. По плотности металлы разделяют на легкие (до 3000 кг/м 3 ) и тяжелые (от 6000 кг/м 3 и выше); по температуре плавления — на легкоплавкие (до 973 К) и тугоплавкие (свыше 1173 К). Каждый металл или сплав обладает определенным, присущим ему цветом.

Прочностьспособность металла в определенных условиях и пределах не разрушаясь воспринимать те или иные воздействия, нагрузки. Это свойство учитывается при изготовлении и проектировании изделий, выборе того или иного металла, сплава. Наибольшее напряжение, которое может выдержать металл, не разрушаясь, называют пределом прочности, или временным сопротивлением разрыву. Образцы для измерения прочности подвергают испытанию на специальной разрывной машине, которая постепенно, с возрастающей силой растягивает образец до полного разрыва.

Упругость — свойство металла восстанавливать свою форму после прекращения действия внешних сил, вызвавших деформацию. Наибольшее напряжение, после которого металл возвращается к своей первоначальной форме, называют пределом упругости. Если при дальнейшем повышении нагрузки напряжение превышает предел упругости и удлинение сохраняется после разгрузки образца, такое состояние называют остаточным удлинением. Далее наступает предел текучести, т.е. образец продолжает удлиняться без увеличения нагрузки.

Пластичность — свойство металла под действием внешних сил изменять, не разрушаясь, свою форму и размеры и сохранять остаточные (пластические) деформации после устранения этих сил . Данное свойство также определяется и измеряется на разрывной машине. Высокой пластичностью обладают золото, серебро, платина и их сплавы. Менее пластичны медь, алюминий, свинец. Это свойство металлов имеет большое значение в давильном и штамповочном производстве, волочении, прокатке.

Твердость — свойство металлов сопротивляться проникновению в них другого тела под действием внешней нагрузки, что необходимо учитывать при выборе инструментов для обработки металлов резанием. Например, важно знать твердость обрабатываемого металла, чтобы подобрать соответствующую фрезу или сверло. Испытания металлов на твердость проводят на специальных приборах — твердометрах.

Выносливость — свойство металлов сопротивляться действию повторных нагрузок . Температурные условия значительно влияют на механические свойства металлов: при нагревании их прочность понижается, а пластичность увеличивается; при охлаждений некоторые металлы становятся хрупкими, например, сталь некоторых марок, цинк и его сплавы. Нехладноломкими являются алюминий и медь.

Хрупкость — некоторые металлы обладают хрупкостью и при нормальных условиях, примером является серый чугун. В производстве изделий учитывается способность металлов поддаваться обработке, т.е. такие их технологические свойства, как ковкость, жидкотекучесть, литейная усадка, свариваемость, спекаемость, обрабатываемость резанием и некоторые другие.

Ковкостьспособность металлов подвергаться ковке и другим видам обработки давлением (прокатке, прессованию, волочению, штамповке). Металлы могут коваться в холодном состоянии (золото, серебро, медь), а также в горячем (сталь).

Износостойкостьспособность материала сопротивляться поверхностному разрушению под действием внешнего трения.

Коррозионная стойкостьспособность материала сопротивляться действию агрессивных кислотных, щелочных сред.

Жаростойкостьэто способность материала сопротивляться окислению в газовой среде при высокой температуре.

Жаропрочностьэто способность материала сохранять свои свойства при высоких температурах.

Хладостойкость – способность материала сохранять пластические свойства при отрицательных температурах.

Антифрикционность – способность материала прирабатываться к другому материалу.

Жидкотекучесть — свойство расплавленного металла заполнять литейную форму. Высокой жидкотекучестью обладают цинк и его сплавы, чугун, бронза, олово, силумин (сплав алюминия с кремнием), латунь, некоторые магниевые сплавы. Низкой жидкотекучестью обладают сталь, красная медь, чистое серебро.

Литейная усадка —уменьшение объема металла при переходе из жидкого состояния в твердое. Это необходимо учитывать при изготовлении формы для отливки. Отливка получается всегда меньше модели, по которой сделана форма. Металлы с большой усадкой для литья почти не используют.

Свариваемость — способность металла прочно соединяться путем местного нагрева и расплавления свариваемых кромок изделия. Сплавы свариваются труднее, чистые металлы — легче. Легко свариваются изделия из малоуглеродистой стали. Плохо поддаются сварке чугун и высокоуглеродистые легированные стали.

Из химических свойств металлов и их сплавов наиболее важными в производстве художественных изделий являются растворение (взаимодействие с кислотами и щелочами) и окисление (антикоррозийная стойкость, т.е.стойкость к воздействию окружающей среды — газов, воды и т.д.).

Растворение (разъедание) — способность металлов растворяться в сильных кислотах и едких щелочах. Это свойство широко используется в различных областях производства художественных изделий. Растворение бывает частичное и полное. Частичное применяется для создания чистой поверхности изделия.

Окисление — способность металлов соединяться с кислородом и образовывать окислы металлов.

Данные свойства обусловлены особенностями строения металлов.

Все металлы, затвердевающие в нормальных условиях, представляют собой кристаллические вещества, то есть укладка атомов в них характеризуется определённым порядком – периодичностью, как по различным направлениям, так и по различным плоскостям. Этот порядок определяется понятием кристаллическая решётка.

Другими словами, кристаллическая решетка это воображаемая пространственная решетка, в узлах которой располагаются частицы, образующие твердое тело.

Элементарная ячейка – элемент объёма из минимального числа атомов, многократным переносом которого в пространстве можно построить весь кристалл.

Элементарная ячейка характеризует особенности строения кристалла. Основными параметрами кристалла являются:

· размеры ребер элементарной ячейки. a, b, c – периоды решетки – расстояния между центрами ближайших атомов. В одном направлении выдерживаются строго определенными.

· углы между осями ().

· координационное число (К) указывает на число атомов, расположенных на ближайшем одинаковом расстоянии от любого атома в решетке.

· базис решетки количество атомов, приходящихся на одну элементарную ячейку решетки.

Рис. Схема кристаллической решетки

Классификация возможных видов кристаллических решеток была проведена французским ученым О. Браве, соответственно они получили название «решетки Браве». Всего для кристаллических тел существует четырнадцать видов решеток, разбитых на четыре типа;

· примитивный – узлы решетки совпадают с вершинами элементарных ячеек;

· базоцентрированный – атомы занимают вершины ячеек и два места в противоположных гранях;

· объемно-центрированный – атомы занимают вершины ячеек и ее центр;

· гранецентрированный – атомы занимают вершины ячейки и центры всех шести граней

В металлических материалах, как правило, формируются три типа кристаллических решеток: объемноцентрированная кубическая (ОЦК), гранецентрированная кубическая (ГЦК) и гексагональная плотноупакованная (ГП). Элементарные ячейки ОЦК, ГЦК и ГП решеток показаны на рис. 9.

http://refdb.ru/images/944/1886968/863f04d8.png

Рис. Типы кристаллических решеток металлов.

а) Г.Ц.К, б) О.Ц.К., в) Г.П.У.

Основными типами кристаллических реш¨ток являются:

  1. Объемно - центрированная кубическая (ОЦК), атомы располагаются в вершинах куба и в его центре
  2. Гранецентрированная кубическая (ГЦК), атомы располагаются в вершинах куба и по центру каждой из 6 граней
  3. Гексагональная, в основании которой лежит шестиугольник:
    • простая – атомы располагаются в вершинах ячейки и по центру 2 оснований (углерод в виде графита);
    • плотноупакованная (ГПУ) – имеется 3 дополнительных атома в средней плоскости (цинк).

ОЦК решетку имеют такие металлы, как вольфрам, молибден, ниобий, низкотемпературные модификации железа, титана, щелочные металлы и ряд других металлов. Серебро, медь, алюминий, никель, высокотемпературная модификация железа и ряд других металлов имеют ГЦК решетку. ГП решетка у магния, цинка, кадмия, высокотемпературной модификации титана.

2. Физическая природа деформации металлов

Деформацией называется изменение формы и размеров тела под действием напряжений.

Напряжение – сила, действующая на единицу площади сечения детали.

Напряжения и вызываемые ими деформации могут возникать при действии на тело внешних сил растяжения, сжатия и т.д.,

Деформация металла под действием напряжений может быть упругой и пластической.

Упругой называется деформация, полностью исчезающая после снятия вызывающих ее напряжений.

При упругом деформировании изменяются расстояния между атомами металла в кристаллической решетке. Снятие нагрузки устраняет причину, вызвавшую изменение межатомного расстояния, атомы становятся на прежние места, и деформация исчезает.

Упругая деформация на диаграмме деформации характеризуется линией ОА (рис.).

Рис. Диаграмма зависимости деформации металла от действующих напряжений

Зависимость между упругой деформацией и напряжением выражается законом Гука

где: Е - модуль упругости.

Пластической или остаточной называется деформация после прекращения действия вызвавших ее напряжений.

В результате развития пластической деформации может произойти вязкое разрушение путем сдвига.

Механические свойства определяют поведение материала при деформации и разрушении от действия внешних нагрузок.

В зависимости от условий нагружения механические свойства могут определяться при:

статическом нагружении – нагрузка на образец возрастает медленно и плавно.

динамическом нагружении – нагрузка возрастает с большой скоростью, имеет ударный характер.

Прочность – способность материала сопротивляться деформациям и разрушению.

Испытания проводятся на специальных машинах, которые записывают диаграмму растяжения, выражающую зависимость удлинения образца (мм) от действующей нагрузки Р, т.е. .

Но для получения данных по механическим свойствам перестраивают: зависимость относительного удлинения от напряжения

Твердость – это сопротивление материала проникновению в его поверхность стандартного тела (индентора), не деформирующегося при испытании.

3. Методы определения твердости

О твердости судят либо по глубине проникновения индентора (метод Роквелла), либо по величине отпечатка от вдавливания (методы Бринелля, Виккерса, микротвердости).

Наибольшее распространение получили методы Бринелля, Роквелла, Виккерса. Схемы испытаний представлены на рис. 7.1.

Рис. Схемы определения твердости: а – по Бринеллю; б – по Роквеллу; в – по Виккерсу

3.1. Твердость по Бринеллю ( ГОСТ 9012)

Испытание проводят на твердомере Бринелля (рис.7.1 а)

В качестве индентора используется стальной закаленный шарик диаметром D 2,5; 5; 10 мм, в зависимости от толщины изделия.

Нагрузка Р, в зависимости от диаметра шарика и измеряемой твердости: для термически обработанной стали и чугуна – , литой бронзы и латуни – , алюминия и других очень мягких металлов – .

Продолжительность выдержки: для стали и чугуна – 10 с, для латуни и бронзы – 30 с.

Полученный отпечаток измеряется в двух направлениях при помощи лупы Бринелля.

Твердость определяется как отношение приложенной нагрузки Р к сферической поверхности отпечатка F:

Стандартными условиями являются D = 10 мм; Р = 3000 кгс; = 10 с. В этом случае твердость по Бринеллю обозначается НВ 250, в других случаях указываются условия: НВ D / P / , НВ 5/ 250 /30 – 80.

3.2. Метод Роквелла ГОСТ 9013

Основан на вдавливании в поверхность наконечника под определенной нагрузкой (рис. 7.1 б)

Индентор для мягких материалов (до НВ 230) – стальной шарик диаметром 1/16” (1,6 мм), для более твердых материалов – конус алмазный.

Нагружение осуществляется в два этапа. Сначала прикладывается предварительная нагрузка (10 ктс) для плотного соприкосновения наконечника с образцом. Затем прикладывается основная нагрузка Р1, втечение некоторого времени действует общая рабочая нагрузка Р. После снятия основной нагрузки определяют значение твердости по глубине остаточного вдавливания наконечника h под нагрузкой.

В зависимости от природы материала используют три шкалы твердости (табл. 7.1)

Шкалы для определения твердости по Роквеллу

3.3. Метод Виккерса

Твердость определяется по величине отпечатка (рис.7.1 в).

В качестве индентора используется алмазная четырехгранная пирамида.с углом при вершине 136 o .

Твердость рассчитывается как отношение приложенной нагрузки P к площади поверхности отпечатка F:

Нагрузка Р составляет 5…100 кгс. Диагональ отпечатка d измеряется при помощи микроскопа, установленного на приборе.

Преимущество данного способа в том, что можно измерять твердость любых материалов, тонкие изделия, поверхностные слои. Высокая точность и чувствительность метода.

Способ микротвердости – для определения твердости отдельных структурных составляющих и фаз сплава, очень тонких поверхностных слоев (сотые доли миллиметра).

Аналогичен способу Виккерса. Индентор – пирамида меньших размеров, нагрузки при вдавливании Р составляют 5…500 гс

3.4. Метод царапания.

Алмазным конусом, пирамидой или шариком наносится царапина, которая является мерой. При нанесении царапин на другие материалы и сравнении их с мерой судят о твердости материала.

Можно нанести царапину шириной 10 мм под действием определенной нагрузки. Наблюдают за величиной нагрузки, которая дает эту ширину.

3.5. Динамический метод (по Шору)

Шарик бросают на поверхность с заданной высоты, он отскакивает на определенную величину. Чем больше величина отскока, тем тверже материал.

Презентация "Свойства черных и цветных металлов"

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Свойства черных и цветных металлов

Что такое металлы и сплавы?

Металл — это вещество, обладающее ярким блеском и хорошей проводимостью тепла и электричества.

Сплав — макроскопически однородный металлический материал, состоящий из смеси двух или большего числа химических элементов с преобладанием металлических компонентов.

изучить механические и технологические свойства металлов в ходе исследовательской деятельности.

Механические свойства металлов

способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки не разрушаясь

свойство металла сопротивляться внедрению в него другого, более твёрдого материала

свойство металла или сплава восстанавливать первоначальную форму после прекращения действия на них внешних сил

способность изменять форму под действием каких-либо нагрузок не разрушаясь

Технологические свойства металлов

Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара

Свойства металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму

Свойство металла или сплава подвергаться обработке резаньем разными инструментами

Свойство металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии

Свойство металлов и сплавов противостоять коррозии не разрушаясь

Какие механические свойства металла иллюстрируют данные картинки

Какие технологические свойства металла иллюстрируют данные картинки

Сопоставьте механические свойства металлов и их определения

Тесты по материаловедению с ответами


А) нитрид бора, алмаз, кремень, электрокорунд, наждак.

Б) алмаз, электрокорунд, кремень, нитрид бора, наждак.

В) алмаз, нитрид бора, электрокорунд, наждак, кремень.

Г) алмаз, нитрид бора, электрокорунд, кремень, наждак.

12. По крупности абразивные материалы подразделяются на …

А) 4 группы и 28 номеров.

Б) 6 групп и 24 номера.

В) 2 группы и 10 номеров.

Г) 4 группы и 24 номера.

13. Абразивный инструмент принято маркировать

обозначениями, характеризующими:

А) абразивный материал, связку, твёрдость, прочность.

Б) зернистость, твёрдость, прочность, связку.

В) твёрдость, зернистость, прочность, ударную вязкость.

Г) абразивный материал, связку, зернистость, твёрдость.

14. На маркировке шлифовального круга

ПП450х50х127ЗАЗЭ50С1Б цифра 450 обозначает …

А) диаметр отверстия круга.

Б) зернистость круга.

Г) наружный диаметр круга.

15. Процесс термообработки, заключающийся в нагреве стали

до определённой температуры, выдержке и последующим

медленном охлаждении вместе с печью, называется …

16. Процесс термообработки, заключающийся в нагреве стали

до температур, превышающих фазовые превращения,

выдержке и последующим быстрым охлаждением называется …

17. Процесс термообработки, применяемый после закалки, и

заключающийся в нагреве стали, выдержке и

последующим охлаждением, называется …

18. Процесс насыщения поверхностного слоя одновременно

азотом и углеродом в расплавленных цианистых солях

называется …

19. Получение стали с высокой твёрдостью, прочностью,

износоустойчивостью достигается …

20. Неметаллический композиционный материал на основе

полимеров (смол) называется …

Сталью называется сплав железа с углеродом, в котором углерода содержится …

А) от 2,14% до 6,67%.

В каких печах сталь не производят?

В) кислородных конверторах.

Сталь, содержащая в своём составе углерод, марганец,

кремний, серу и фосфор называется …

Г) с особыми свойствами.

У углеродистой конструкционной стали обыкновенного

качества, поставляемой по химическому составу, впереди

маркировки ставится буква …

Г) буква не пишется.

У углеродистой конструкционной стали обыкновенного

качества, поставляемой по механическим свойствам, впереди

6. Углеродистые стали, содержащие до 0,25% углерода

называются …

Г) с повышенным содержанием углерода.

7. В углеродистых инструментальных сталях впереди маркировки

ставится буква …

8. Сталь, в состав которой вводят специальные элементы для

придания ей требуемых свойств, называется …

9. Сталь, в которой легирующих элементов содержится свыше

10%, называется …

10. У быстрорежущих сталей впереди маркировки ставится

У высококачественных сталей в конце маркировки

Коррозионностойкие (хромистые) стали содержат хрома

К сталям и сплавам с особыми физическими и химическими свойствами относится …

В маркировке легированных сталей буквой Г

обозначают …

15. В маркировке легированных сталей буквой Ф

16. Какой металл не является цветным?

17. Какой из перечисленных цветных металлов является

самым легкоплавким?

18. Какой из перечисленных цветных металлов имеет

наименьшую плотность?

19. Какой из перечисленных цветных металлов имеет

наилучшую электропроводность?

20. Сплав меди с цинком называется …

Процесс термообработки, заключающийся в нагреве

стали до определённой температуры, выдержке и

последующим медленном охлаждении вместе с печью,

называется …

Процесс термообработки, заключающийся в нагреве стали до

температур, превышающих фазовые превращения, выдержке

и последующим быстрым охлаждением называется …

стали до температуры 800-1150 0 , выдержке и

последующим охлаждением на воздухе, называется …

Процесс термообработки, применяемый после закалки,

и заключающийся в нагреве стали, выдержке и

5. Недостатком закалки в одной среде является …

А) неравномерное охлаждение и термическое напряжение.

Б) определение точного времени охлаждения.

В) большая продолжительность процесса.

Г) большие затраты на процесс.

6. Процесс насыщения углеродом поверхностного слоя стали при

нагреве в соответствующей среде называется …

7. Процесс насыщения поверхностного слоя одновременно азотом

и углеродом в расплавленных цианистых солях называется …

8. Процесс насыщения поверхностного слоя одновременно

азотом и углеродом в газовой среде называется …

9. Ковкий чугун получают после отжига …

А) белого чугуна.

Б) серого чугуна.

В) высокопрочного чугуна.

Г) специального чугуна.

Улучшение микроструктуры стали, её механических свойств и подготовка изделий к последующей термообработки достигается …

Устранение внутренних напряжений, уменьшение

хрупкости, понижение твёрдости, увеличение вязкости и

улучшение обрабатываемости достигается …

12. Получение стали с высокой твёрдостью, прочностью,

13. Уменьшение внутренних напряжений в деталях после

механической обработки, изменение структуры в целях

облегчения условий обработки, выравнивание

химического состава стали в слитках достигается …

14. Свойства металлов и сплавов, характеризующие способность подвергаться обработке в холодном и горячем состояниях, называются …

15.Свойства металлов и сплавов, характеризующие способность

сопротивляться воздействию внешних сил, называются …

16. Свойства металлов и сплавов, характеризующие способность

сопротивляться окислению, называются …

17. К физическим свойствам металлов и сплавов относится:

Г) ударная вязкость.

18. К механическим свойствам металлов и сплавов относится:

В) температура плавления.

19. К технологическим свойствам металлов и сплавов

Б) ударная вязкость.

20. К химическим свойствам металлов и сплавов относится:

Б) коррозионная стойкость.

Г) температура плавления.

1. Свойства металлов и сплавов, характеризующие

способность подвергаться обработке в холодном и горячем

состояниях, называются …

2. К механическим свойствам металлов и сплавов относится:

3. Масса вещества, заключённая в единице объёма называется …

В) тепловым расширением.

4. Способность металла принимать новую форму и размеры

под действием внешних сил, не разрушаясь, называется …

Б) ударной вязкостью.

5. К физическим свойствам металлов и сплавов относится:

6. Чугуном называется сплав железа с углеродом, где углерода

содержится …

Б) от 2,14% до 6,67%.

7. Чугун выплавляют в….

А) доменных печах.

Б) мартеновских печах.

8. Вредными примесями при производстве стали и чугуна

А) сера и фосфор.

Б) кремний и марганец.

В) углерод и кислород.

Г) все примеси вредные.

9. Сухой перегонкой угля при t=1000 0 С без доступа кислорода

Урок технологии "Свойства металлов и сплавов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация к уроку технологии "Свойства металлов и сплавов" 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации. Свойства металлов»

Тема: Свойства металлов

- изучить свойства металлов.

Задачи урока:

образовательная:

- активизировать знания учащихся по теме «Металлы. Сплавы»;

- познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов;

развивающая:

- развитию наблюдательности, любознательности, умения сравнивать, делать выводы;

- развитию технического мышления воображения, творческих и коммуникативных способностей;

воспитательная:

- развитию у учащихся таких качеств как: трудолюбие, самостоятельность, аккуратность и бережливость;

- воспитанию у учащихся культуры трудовых отношений и формирование общей технологической культуры.

Тип урока: комбинированный, с использованием исследовательской технологии.

Методы и формы обучения: наблюдения, исследовательская работа, эвристическая беседа, сравнительно-сопоставительный анализ, устный опрос, беседа, рассказ, работа с кластером, демонстрация презентации, взаимопроверка, лабораторная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, карточки с заданиями (приложения 1-3), образцы металла (латуни, меди, стали), кернеры, пружины, грузы, проволока.

Продолжительность урока: 90 мин.

1. Организационно-подготовительная часть – 3 мин.

2. Постановка цели, повторение пройденного материала – 7 мин.

4. Закрепление нового материала – 12 мин.

5. Лабораторно-практическая работа – 35 мин.

5. Подведение итогов урока – 10 мин.

1. Организационно-подготовительная часть:

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Активизация знаний по теме «Металлы и сплавы».

Учитель:Посмотрите, пожалуйста, на предметы на ваших столах, что у них общего? Из чего они сделаны?

Предполагаемые ответы учащихся: Образцы металла, кернеры, пружины, грузы, проволока.

Учитель:Как вы определили, что это металл?Что такое металл? Что такое сплав?

Ответы учащихся.(Слайды 2-3)

Учитель:Какие виды цветных металлов вы знаете?

Предполагаемые ответы учащихся: Алюминий, медь и сплавы – латунь, бронза, дюралюминий.

Учитель:Какие виды чёрных металлов вы знаете?

Предполагаемые ответы учащихся: Железо и сплавы на его основе – сталь и чугун.

Учитель:В чём разница между сталью и чугуном? По каким признакам мы можем различить сталь и чугун?

Ответы учащихся.

Учитель: Возьмём пластины № 1 и № 2. Попробуем их согнуть. Пластина № 1 сгибается – сталь. Пластина № 2 – чугун – нет. Какой вывод мы можем сделать?

Предполагаемые ответы учащихся:Сталь более пластична, чем чугун.

Учитель:Как мы это определили?

Предполагаемые ответы учащихся:Провели опыт, на практике.

Учитель: Попробуем сформулировать тему и цель нашего урока.

Предполагаемые ответы учащихся:Тема - «Свойства чёрных и цветных металлов». Цель – изучить свойства металлов в ходе исследовательской деятельности. (Слайды 4-5)

Механические свойства металлов

Учитель:Каждый металл и сплав обладает определёнными механическими и технологическими свойствами. Проведём практическую работу и исследуем механические свойства металлов. Заполним кластер по ходу выполнения работы. (Слайд 6) (Приложение 1)

Учитель: Повесьте на данные металлические подвески нашу полку. Подвески не разрушаются от его веса. Почему?

Предполагаемые ответы учащихся: Значит они обладают достаточной прочностью. (Слайд 7)

Учитель: Сделайте в стальной и медной пластине лунки с помощью кернера, ударив по нему молотком с одинаковым усилием. В какой пластине глубина лунки будет больше? О чём это свидетельствует?

Предполагаемые ответы учащихся:Глубина лунки будет больше в медной пластине, т.к. твёрдость стали больше. (Слайд 8)

Учитель: Прикрепите к металлической пружине небольшой груз, а затем снимите его. Что произойдет с пружиной?

Предполагаемые ответы учащихся:Она растянется, а после снятия примет первоначальную форму.

Учитель: О каком свойстве металла идёт речь?

Предполагаемые ответы учащихся:Об упругости. (Слайд 9)

Учитель: Возьмитеметаллическую проволоку и согните её. О каком свойстве идет речь? Предполагаемые ответы учащихся:О пластичности.(Слайд 10)

Физкультминутка

Учитель:Прежде чем мы с вами перейдём к изучению технологических свойств, выполним физкультминутку.

Технологические свойства металлов

Учитель:Итак, рассмотрим технологические свойства металлов. Посмотрите на определение свойства металла и догадайтесь о чём идёт речь. (На слайдах ученики видят определение и кубики с буквами, из которых они должны сложить слово)

Учитель:Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара. (Слайд 11)Предполагаемые ответы учащихся:Ковкость. (Слайд 12)

Учитель:Свойства металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму. (Слайд 13)

Предполагаемые ответы учащихся:Жидкотекучесть. (Слайд 14)

Учитель:Свойство металла или сплава подвергаться обработке резаньем разными инструментами. (Слайд 15)

Предполагаемые ответы учащихся:Обрабатываемость резаньем. (Слайд 16)

Учитель:Свойство металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии. (Слайд 17)

Предполагаемые ответы учащихся:Свариваемость. (Слайд 18)

Учитель:Свойство металлов и сплавов противостоять коррозии не разрушаясь. (Слайд 19)

Предполагаемые ответы учащихся: Коррозионная стойкость. (Слайд 20)

Учитель:Проверим ваши кластеры. (Слайд 21)

4. Закрепление нового материала.

Учитель: Посмотрим насколько хорошо вы запомнили свойства металлов. Выполним следующие задания.

Какие механические свойства металла иллюстрируют данные картинки? (Слайды 22-23)

Какие технологические свойства металла иллюстрируют данные картинки? (Слайды 24-25)

Сопоставьте механические свойства металла и его определение. (Слайды 26) (Приложение 2)

Сопоставьте технологические свойства металла и его определение. (Слайды 27) (Приложение 3)

5. Лабораторно-практическая работа

Учитель:А сейчас я предлагаю вам выполнить лабораторно-практическую работу, чтобы сравнить технологические и механические свойства различных металлов и сплавов. Задание для лабораторной работы вы найдёте в учебнике на страницах 103-104. Полученные результаты и выводы запишите в тетрадь. (Приложение 4)(Слайд 30)

(После выполнения работы ученики обмениваются тетрадями, обсуждают получившийся результат, проверяют и оценивают работу друг друга).

6. Подведение итогов урока

Учитель: Для чего нам нужно знать свойства металлов и сплавов?

Предполагаемые ответы учащихся:Для того чтобы правильно подбирать материал для изготовления изделия в зависимости от его назначения.

Учитель: Ваше домашнее задание повторение пройденный на уроке материала.

(Запись домашнего задания. Уборка рабочих мест.)

Список источников

Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии. 6 кл. - М.: Вентана –Граф


Приложение 1

Читайте также: