Старый металлический крест из чего может быть

Обновлено: 17.05.2024

В данной работе речь пойдет о двух категориях старообрядческих нательных крестов, которые были широко распространены в конце 18 – начале 20 в. Кресты первой категории по форме напоминают дубовый лист, оттого и имеют разговорное название «листики»; вторая категория – это четырехконечные кресты с прямыми широкими лопастями («поздние прямоконечные»). Несмотря на массовость производства и его хронологическую близость к современности, данная тема практически не изучена. Предлагаемая работа является, если можно так выразиться, лишь «пробой пера» в области изучения, датировки и систематизации разновидностей этих категорий нательных крестов.

После указов Петра I «О воспрещении употреблять в церковных и частных домах резные и отливные иконы» (1722 г.) и Священного Синода о запрете изготовления и продажи литых икон (1723 г.) эта сфера деятельности официально была признана нелегальной. Однако староверческие общины игнорировали вышеупомянутые указы, благодаря чему в течение двух последующих веков оставались монополистами в этом виде искусства.
Одним из первых крупных центров литья в 18 в. стало Поморье, и в первую очередь Выговская обитель со всеми прилегающими к ней погостами и скитами. В 1695 г. дьяком Даниилом Викуловым (отчего возникший впоследствии монастырь имел второе название – Данилов) в Повенецком уезде Олонецкой губернии, на реке Выг была основана старообрядческая община. Выговское общежитие быстро росло и развивалось. В нем обучали иконописи, устроили переплетные и кожевенные мастерские, завели шитье шелками и золотом, развили резьбу по дереву. Из-за большого притока народа в 1706 г. общежитие разделилось на мужской Выговский и женский Лексинский монастыри.

В 1703 г. правительство пошло на некоторые уступки, но монахи обители были приписаны к государственным металлургическим заводам на Повенце. Благодаря этому им удалось освоить технику медного литья и к концу первой четверти 18 в. начать при монастыре производство литых крестов и икон. Однако для защиты старой веры необходимо было создание собственных святынь, в том числе и нательных крестов, которые стали бы органичным продолжением древних традиций в этой сфере духовной культуры. И такие нательные кресты были созданы. Ими стали мужской прямоконечный крест с широкими лопастями и женский крест в форме листа.

Если строгость мужского креста была вполне в духе старообрядчества, то причудливая узорчатость женского «листика» вызывает вопросы. Истоки появления подобной формы, по-видимому, следует искать в выговских резьбе по дереву и книгопечатании, которые практиковались в Поморье еще до начала меднолитейного производства. Так, семантика подобного креста, вырезанного из кипариса, достаточно ясна – это лист Древа Жизни. Кипарис в христианстве – символ нетленности, упорства и доблести, одно из деревьев, из которых был создан Крест Господень. В то же время в кажущемся на первый взгляд барочном обрамлении явно прослеживаются аналогии с растительным орнаментом оформления поморских книг, более напоминающим «травы разметные» конца 16 в., нежели барокко (рис. 1).


Говоря о резьбе по дереву, нельзя не отметить существование так называемых «полых» крестов, мужского и женского. Их появление связано с дороговизной древесины кипариса и ее малой доступностью для простого люда. Для него иконы и кресты резали из липы и тонировали под кипарис (отсюда «липа» – подделка). Мастера Выговской обители придумали способ использования отходов от резьбы изделий из кипариса. Они изготавливали «полые» металлические кресты, которые внутри заполнялись тонкими кипарисовыми щепками. Следует отметить, что кипарис подтвердил свою нетленность. В найденных недавно в Поморье таких крестах кипарисовая набивка не пострадала (рис. 2, 1), несмотря на то, что они как минимум полтораста лет находились в земле. Совершенно иную картину являют собой кресты, которые были заполнены липой (рис. 2, 2, 3). Послужили ли «полые» кресты прототипами поздних цельнометаллических крестов или существовали параллельно, сказать трудно. Добавим, что «полые» кресты находили и в других регионах, но там они достаточно редки.


Нельзя обойти вниманием и еще один редко встречающийся тип креста, очертаниями напоминающий «листик» и представляющий собой поздний вариант крестов «с сиянием» второй половины 17 в. Это ажурный прямоконечный крест с трехчастным завершением ветвей и сиянием вокруг средокрестия (рис. 2, 4). Верхние лучи сияния заканчиваются шариками, нижние плавно загибаются к нижней оконечности и, касаясь ее, заканчиваются завитком.
По-видимому, лишь в 19 в. на нательных крестах поморского литья появляется оглавие, выполненное в виде бусины с тремя венцами вверху. Этот тип оглавия приобрел наибольшую популярность по всей России к концу 19 в. и, по свидетельству мастеров того времени, символизировал Святую Троицу (1). Некоторые оглавия на крестах работы поморских мастеров декорировались ромбами (рис. 2, 5) или вертикальными линиями (рис. 2, 6).


Выработанные в Поморье типы нательных крестов стали образцами для старообрядческих мастерских всей России, поскольку работы выговских мастеров всегда отличали высокое качество и изящество.


Наиболее тесное общение с поморцами поддерживала федосеевская община старообрядцев, имевшая значительный вес в Москве. В 1771 г., во время моровой язвы перепуганные власти разрешили московским федосеевцам устроить возле села Преображенского часовню и кладбище якобы для организации чумного карантина. На самом же деле здесь была открыта богадельня, и местность вокруг кладбища начали заселять староверы. С этого момента на основе теоретического и практического опыта поморских мастеров начинается производство старообрядческого литья в Москве. На совместном соборе поморцев и федосеевцев, проходившем в Петербурге в 1791 г., было достигнуто соглашение по спорному вопросу о надписи на кресте. Федосеевцы отказались от написания титлы «IНЦI», за которую ратовали доселе, и вернулись к более древней надписи «ЦС IХ НIКА». С этого момента нательные кресты поморских образцов начали изготавливать и в Москве. Таким образом, нижней границей появления описываемых категорий крестов в Центральной России можно считать последнее десятилетие 18 в. Это подтверждает и статистика. Опрос поисковиков-краеведов показал, что случаи находок «листиков» и «поздних прямоконечных» крестов на поселениях, прекративших существование до 1790-х гг., единичны. Они легко объясняются либо поздними потерями, либо редкими выговскими экземплярами. В то же время на поселениях, исчезнувших до середины 19 в., количество таких крестов составляет 50% и более. И это не удивительно: к тому времени московские «медные заведения» уже играли ведущую роль в изготовлении христианской пластики, снабжая «поморским» литьем московского производства всю Россию (2).


Интересным примером может служить Рязанская губерния, снабжавшаяся крестами московского литья. Центрами торговли были город Касимов, село Коровка Сапожковского уезда и др. Кресты продавались в специальных лавках, а в начале 20 в. и в храмах. Особо почитаемыми были «листики», которые считались женскими. Беременные женщины села Лубонос должны были носить именно такой крест: он был как бы оберегом для будущего ребенка. Согласно традиции включать кресты в состав ожерелий, идущей еще с домонгольских времен, женщины села Тырново использовали для этих целей «листики», располагая в центре самый крупный. Да и мужчины с уважением относились к этому типу крестов, вводя их порой в состав четок и поясов («веревиц»). Это косвенно подтверждает семантику «листика» как части кипариса – символа доблести. Иногда кресты хранили в красном углу «за образами».


Не позднее второй четверти 19 в. производство меднолитой пластики появляется в Загарье (14 селений в Новинской волости Богородского уезда Московской губернии), Гуслицах (несколько селений по реке Гуслице в Ильинской волости Богородского уезда Московской губернии) и в селе Никологорский погост Вязниковского уезда Владимирской губернии, в 25 верстах от Мстеры.


Загарские литые изделия были самого низкого качества. Их отличали отсутствие опиловки, значительный вес и редкое использование эмалей (3). Загарская продукция продавалась по 18–22 рубля за пуд при цене меди 10 рублей за пуд.


Гуслицкое литье было лучше загарского и продавалось по цене 30–38 рублей за пуд. Для него характерны небольшой вес и использование белой и синей эмалей (3). Относительно неплохое качество и невысокая цена сделали гуслицкую продукцию достаточно популярной на протяжении 19–20 вв.

Мастера, работавшие в Никологорском погосте, занимались копированием изделий других центров, а также подделкой древней пластики (4).


Следует отметить, что нательные кресты наиболее ранних образцов, найденные на поселениях Рязанской губернии, исчезнувших до середины 19 в., имеют оглавие в виде ушка (рис.2, 7, 8).

Несмотря на репрессии середины 19 в., изготовление пластики в Москве не прекратилось. В конце 19 – начале 20 в. наиболее знаменитыми старообрядческими мастерскими художественного медного литья были заведения Ф.Г. Панкратовой и М.И. Соколовой. Работы московских мастеров отличались высоким качеством, повышенной декоративностью и применением многоцветных эмалей. Их продукция, в отличие от других производителей, продавалась «не на вес, а на счет».


На рубеже 19–20 вв. старообрядческое медное литье становится явлением массового характера. Помимо расширения производства в указанных выше центрах, появляются новые центры. Одним из них была Красносельская волость Костромской губернии (5). Красносельские мастера по большей мере копировали образцы московских мастерских. Кресты отливались в основном из латуни, что, по-видимому, было характерно и для московского производства того времени. Отличительным признаком являлось применение темно-синей прозрачной, а также голубой и белой глухих эмалей.
Из воспоминаний красносельского мастера литейщика (1) нам известно, что, кроме деления крестов на мужские и женские они имели несколько «сортов» в зависимости от размеров. Качества кресты были достаточно высокого и продавались поштучно. Оптовым торговцам они отдавались по ценам:


Таким образом, кресты стоили в среднем 62–82 рубля за пуд при стоимости латуни порядка 9 рублей за пуд. Цена на московскую продукцию, по-видимому, была примерно такой же.
Однако нательные кресты рассматриваемых категорий различались не только размерами. Анализ всего комплекса находок таких крестов, предоставленных поисковиками-краеведами, позволил выявить ряд важных композиционных различий.


Женский крест отличается от мужского тем, что четырехконечный крест, лежащий в основе композиции, обрамлен растительным орнаментом. Иконография самих четырехконечных крестов схожа, причем как на лицевой, так и на оборотной сторонах. На всех четырехконечных крестах лицевой стороны изображен рельефный восьмиконечный Голгофский Крест. Короткая перекладина Голгофского Креста изображает дощечку «с надписанием вины», прибитую над головой Спасителя по повелению Понтия Пилата. Косая перекладина была прибита под стопами Христа. Под ней, в изножии Креста, в пещере изображена Глава Адама, погребенного, по преданию, именно на том месте, где впоследствии был распят Христос. По сторонам Креста изображены копие сотника Лонгина и трость с губкой.

Поле вокруг креста обычно заполнено надписями, среди которых выявлены следующие варианты:

1. Над Голгофским Крестом – Ц С под титлом. По сторонам Креста – IC XC под титлами (рис. 3, 1).
2. Над Крестом – ЦРЬ СВЫ в две строки под титлами. По сторонам Креста – IC XC под титлами (рис. 3, 3).
3. Над Крестом – ЦРЬ СЛВЫ в две строки под титлами. По сторонам Креста – монограммы: над основной перекладиной – IC XC под титлами, под ней – СNЪ БЖIИ под титлами (рис. 3, 2). У крупных и самых крупных крестов между древом Креста и древками копия и трости вписана монограмма NИКА (рис. 3, 7).
4. Над Крестом – надпись ЦРЬ СЛВЫ в две строки под титлами. По сторонам Креста – монограммы: над основной перекладиной – IC XC под титлами, под ней – NИ КА или NИ К Т КА.
5. Над Крестом монограммы Ц С, IC XC и С Б в три строки под титлами. Над основной перекладиной Креста – РАСПЯТ БЫСТЬ, под ней – неразборчивая надпись (рис. 3, 5).
6. Над Крестом – монограммы Ц С и I Х в две строки. По сторонам Креста – монограммы: над основной перекладиной – Г и Б, под ней – М и Л (рис. 3, 4).
Здесь ЦРЬ СЛВЫ, Ц С – Царь Славы; IC XC – Иисус Христос; СNЪ БЖIИ, С Б – Сын Божий; NИКА – Победитель; NИ К Т КА – Победитель, Копие, Трость; Г Б – Голгофа Бысть; М Л – Место Лобно.
Первый вариант встречается лишь на младенческих крестах. Второй вариант выявлен на крестах детских и средних. Пятый вариант характерен лишь для средних крестов. Шестой вариант встречается лишь на мужских крестах.

На оборотной стороне все поле внутри прямоконечного креста занимает текст. Было выявлено три основных варианта:

1. Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его… (рис. 3, 1, 6).
2. Господи, Iсусе Христе, Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего (рис. 3, 2–5).
3. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим (рис. 3, 7).
Второй вариант надписи характерен лишь для детского и среднего «сортов», третий встречается сравнительно редко.


В данной работе предложены самые первые, приблизительные схемы хронологии и классификации двух распространенных категорий поздних нательных крестов. Но автор надеется, что и они окажутся полезными музейным работникам и частным коллекционерам.

Литература:

1. Об истории литейного дела икон и крестов медно-литейного заведения Серова Петра Яковлевича (1899–1974) – Русское медное литье. Вып. 2. М., 1993.
2. Зотова Е.Я. Поморская меднолитая пластика: к истории становления и развития в Московском регионе – Локальные традиции в народной культуре Русского Севера. Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения – 2003». Сборник научных докладов. Петрозаводск. 2003.
3. Зотова Е.Я. Гуслицкое и загарское медное литье. Проблема классификации – Доклад на межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Орехово-Зуевского района. 2004
4. Савина Л.А. К истории производства и бытования медного художественного литья в 19 – начале 20 века – Русское медное литье. Вып. 1. М., 1993.
5. Куколевская О.С. Медное художественное литье Красносельской волости Костромской губернии в конце XIX - начале XX века – Русское медное литье. Вып. 1. М., 1993.

Старинные кресты, виды, цены и что делать с найденным крестом

ГДЕ КЛАД?

В этой статье будут приведены виды, возможная цена и немного затронута этическая сторона (брать или не брать крест, продавать или нет). Так как за всю историю Христианства на Руси было огромное множество различных крестов, выделим самые массовые виды, которые может встретить кладоискатель.

В России существует пять видов крестов различающихся по своему назначению, по подробнее по каждому виду разберём дальше.

Тельный крест.

Самым распространенным со старины до наших дней является обычай сокровенно носить крест под одеждой. Такой крест называется на Руси тельником. Он дается Русской Православной Церковью каждому христианину при совершении таинства Крещения. С помощью шнурка или цепочки они надеваются на шею и носятся под одеждой на теле. Изготовляются из различных металлов и видов сплавов, золотые, серебряные, из меди, латуни, есть современные выполненные из алюминия.

Тельный кресты

Наперсные кресты.

Кресты для ношения поверх одежды, главным становится символизм христианского служения. В этом случае человек показывает, что вся его деятельность в миру совершается под знаменем креста и является служением Христу. Поэтому старинные нагрудные кресты, носимые поверх одежды, были на Руси в основном принадлежностью епископского сана, а также обязательными предметами княжеского и царского облачения, применялись и как награда для священнослужителей. Они отмечали богоизбранность и христианский характер духовной и мирской власти.

Наперсные кресты.

Цена наперсных крестов в среднем около 2000 рублей в нормальном состоянии, но бывают и экземпляры 10000 и в 100000 рублей.

Энколпион или крест-мощевик.

Этот тип креста пришел из Византии. Он произошел от четырехконечного ящичка с изображением креста на крышке, в котором древние христиане хранили частицы святых мощей или списки священных книг. В дальнейшем он приобрел крестообразную форму. В Древней Руси складные кресты-мощевики, наравне с другими нагрудными крестами, носимыми поверх одежды, были предметами княжеского и царского сана. Помимо этого, энколпионы иногда носили и простые монашествующие, а также благочестивые миряне, например, паломники.

Каталог энколпионов можно скачать здесь

Энколпион или крест-мощевик

Цена энколпионов в нормальном состоянии со всеми частями, то есть целый, около 3000-4500 рублей, так же продают и по запчастям очень часто их находят сломанными и на различные детали цена бывает от 500 до 2000 рублей.

Киотный крест.

Отличаются от нагрудных крестов большими размерами и не имеют ушка для шейного шнура. Помещались на специальных полочках (киотах) среди святых икон в красном углу, прикрепляли на косяки дверей жилища. Ими венчали домашние иконостасы, брали с собой в странствия, походы, поездки для устроения временных алтарей.

Киотный крест

Цена на киотные кресты сильно разбросаны от 1000 до 10000.

Напрестольный крест.

Является необходимой принадлежностью христианского храма. Располагаются на престоле алтаря рядом с Евангелием. Применяются при проведении церковных служб. Отличаются от наперсных и киотных крестов большими размерами — от 30 см и выше.

Напрестольный крест

Цена на напрестольный кресты, как и на киотные сильно разбросаны от 6000 до бесконечности.

Теперь по поводу поднимать или не поднимать кресты, вообще крест это культурный и религиозный предмет и то, что он валяется в земле конечно не правильно, а что касается старинных крестиков, то в некоторых случаях они несут ещё и историческую ценность. Другое дело выбор, что с ним делать продавать или отнести в церковь будет оставаться за вами, но вот зайдя в церковь и увидев на прилавке явно подержанный крест, за который просят некое пожертвования, ставят под сомнения сдачу креста в церковь.

Железные нательные кресты (тельники из железа), инкрустированные серебром, 14-15вв.

В сети достаточно много информации о крупных предметах (топоры, копья), выполненных в технике инкрустации серебром, как правило, их датируют с 10 по 15 век. Но по какой-то причине, очень мало информации о нательных железных крестиках инкрустированных серебром, попробуем восполнить этот пробел.

Для начала, остановимся на недавней находке сделанной российскими археологами:

Археологи нашли в Суздале парадный топор русского дружинника 11 века.

Российские археологи при раскопках могильника в окрестностях Суздаля нашли инкрустированный серебром топор - парадное оружие русского дружинника 11 века, до сих пор было найдено лишь около 15 подобных предметов, сообщил директор Института археологии РАН Николай Макаров.


"Было исследовано основание огромного кургана, его основание - 18 метров, для древней Руси - это очень большая курганная насыпь", - сказал Макаров.


"Погребение разрушено, но в кургане найден топор с серебряной инкрустацией - это парадное оружие 11 века, оружие дружинников. Это и оружие, и символ высокого общественного положения. Всего на территории Руси, Скандинавии и Балтийского региона найдено лишь полтора десятка подобных топоров", - рассказал ученый.

"Это очень редкая находка, которая раскрывает дружинную культуру, которую мы очень плохо знаем. Это драгоценные штрихи для изучения дружинной культуры 11 века", - отметил Макаров.


После реставрации топора в лаборатории Государственного исторического музея под слоем коррозии выявился не только орнамент, но и княжеские знаки, прежде никогда не встречавшиеся на подобных предметах, сказал ученый.

"Топор, если можно так выразиться, "обрел семью". Княжеские знаки символизируют связь с династией Рюриковичей. Теперь ясно, что это оружие, скорее всего, принадлежало высокопоставленному дружиннику, который служил князю и от него мог получить такой топор", - сказал Макаров.

Он отметил, что княжеские знаки - нечто вроде личной подписи или печати, по конфигурации похожие на трезубцы и двузубцы или их вариации - являются "инновацией" Рюриковичей.

"Эти знаки - знаки собственности, некая личная печать. Княжеские знаки - это эмблематика династии, это эмблематика очень узкого круга людей. Есть предположение о сарматском происхождении (знаков), писалось о хазарском происхождении, но точно это неизвестно. Мы знаем, что у скандинавов таких знаков нет, у славян таких знаков нет, это изобретение появляется у Рюриковичей на Руси 10 века", - сказал ученый.


На одной из боковых граней топора было найдено изображение двузубца с треугольным выступом в основании и отогнутыми наружу зубцами - общий родовой знак дома Рюрика, на торцевой части шейки топора - изображение трезубца с треугольником в основании, знак, близкий знакам князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича.

По словам археолога, такой знак мог принадлежать кому-то из ближайших родичей Владимира и Ярослава. Из летописей известны два Рюриковича, занимавшие ростовский стол в конце 10 - начале 11 века: это Ярославе и его брат Борис.

"Скорее всего, этот знак принадлежал Борису Владимировичу, однако это не может быть строго доказано", - сказал Макаров.

Он отметил, что топор не может быть оружием самого князя, поскольку все князья известны, и вряд ли кто-то из них мог быть похоронен в этой части Руси под курганом.

Ученый подчеркнул, что это первый зафиксированный археологией случай помещения княжеских знаков на дорогое парадное оружие, выступавшее как символ власти. Его присутствие в погребении фиксирует присутствие княжеских дружинников на северо-востоке Руси, на территориях, которые, как еще недавно считалось, долгое время находились под управлением местной знати и были мало затронуты окняжением.

По какой-то причине, очень мало информации о нательных железных крестиках инкрустированных серебром, обычно их датируют 14-15 веком, или немного раньше. Возможно, это связано с самим материалом, из которого они изготовлены, т.к. предметы из железа довольно быстро окисляются и разрушаются в условиях внешней среды. К тому же, это действие еще усугубляет и их размер, как правило, они небольшие (высотой не более 5 см) и тонкие. Поэтому, железные нательные крестики, довольно нечастая находка у археологов и поисковиков-любителей. При их нахождении, они почти всегда покрыты большим слоем окислов, и только благодаря усилиям профессиональных реставраторов, мы с вами можем увидеть их первозданную красоту. К сожалению, у таких крестиков не всегда сохраняется инкрустация в первозданном виде, часто под коррозией, она остаётся уже фрагментами. Бывают железные нательные крестики совсем без инкрустации – на них отсутствуют следы гравировки или резьбы под всечку.

Предлагаем Вашему вниманию фотогалерею с изображениями нательных железных крестиков 15-16вв., инкрустированных серебром.

Старинные крестики (энколпионы, тельники и другие кресты)

Отыскать клад — цель, о которой мечтает каждый копатель. Но часто в ходе поиска попадается если не клад, то интересные и ценные находки. Это — разнообразные трофеи военных времён, монеты, старинные кресты. О последних поговорим особо.

Старинные крестики (фото)

Содержание:

Кресты: естественные и божественные знаки

Оглянись вокруг: кресты окружают нас повсеместно. Это не только современные уличные перекрёстки, здания крестообразной формы или «крестовые» технические приспособления. Это — скрещенные ветви деревьев, камни в виде «крестовины» и многие другие предметы, которые имеют вид креста или их легко можно превратить в перекрестье.

Потому неудивительно, что знак креста был известен человечеству на самых ранних этапах цивилизации. Опытные кладоискатели знают, что нарисованный крест различного вида можно встретить в пещере, на скале. В ходе археологических раскопок попадаются изображения крестиков, датируемых каменным веком.

Повсеместное естественное присутствие крестов человек сделал не только видимым, но и осязаемым: кресты легли в основу декоративных орнаментов, стали частью грамоты (буквами), конструктивной и духовной основой строительства — многие храмы и здания обязательно строятся в виде креста. Крестики изготавливались и для религиозных нужд: медные, золотые, серебряные, железные, костяные, из янтаря. Они стали и оберегом, и символом, и источником духовной веры.

Старинные крестики: история появления на Руси

Христианская религия, принятая Древней Русью, сделала крест важнейшим религиозным символом. Православные русичи не только осеняли себя крёстным знамением, но и целовали массивные церковные кресты, и носили на теле крестики, полученные при крещении. Сотни веков люди, населявшие русские земли, не мыслили себя без крестов, особенно нательных.

Старинные крестики, найденные сегодня в ходе поисков клада, представляют собой значительный исторический интерес. Тем более, что цена такого креста может иметь не только материальное значение, но и большую культурную, а подчас и художественную ценность.

Старинные и современные кресты, их виды

Крест — мощнейший символ одной из мировых религий. В христианской традиции он означает и само орудие пыток Христа — деревянную крестовину, ставшую впоследствии святым крестом, и распятую фигуру сына Божия — символ божественного покоя и величия. Крест-распятие христиане понимают как одновременную и смерть бога-человека, и победу Бога-Духа.

Неудивительно, что кресты, главнейший религиозный символ, различают по типам назначения, т. е. где и кто может ими пользоваться.

Напрестольный крест. Хранится в храме на престоле алтаря. Отличается большим размером — от 30 см и выше.

Киотный крест. Хранится в красном углу на киоте (полке с иконами). Иногда врезался в икону. Брался в странствия и походы. Найти сегодня такой старинный крест — большая удача.

Старинный киотный крест (фото)

Крест-мощевик или энколпион. Энколпион ранее представлял собой 4-х конечный ящичек. На крышке изображался крест. В самой коробочке древние христиане держали частички мощей. Затем энколпион получил крестообразную форму. На Руси кресты-мощевики с нагрудными крестами носили поверх одежды цари, князья, монахи и паломники.

Старый крест энколпион (фото)

Наперсные/нагрудные кресты. Высотой св. 8 см. Полагаются к ношению поверх одежды на груди священникам различного сана.

Кресты тельники. Мменно они — те маленькие нашейные (нагрудные) крестики, которые получают при крещении и носят всю жизнь. Нательные кресты — наиболее частая при раскопках находка, которая может рассказать много интересного.

Нательный старинный крестик (фото)

Разнообразие форм нательных крестиков

Любая крестообразная форма считается в православии «правильным» крестом и религиозным символом.

А потому для придания символичности различным церковным догмам, и для художественного восприятия и даже гендерной принадлежности нательные крестики имеют разное количество лучей — от 4 до 8 и различные формы: с нижним полукружием, криновидные, лепестковые, каплевидные и др. Форма старых крестов могла зависеть и от места изготовления, и от времени — тогдашней «моды».

В православной традиции нательный крест имеет восемь лучей. Это — наиболее массовый крестик на территории России. Срединная перекладина в восьмиконечном кресте длиннее остальных, над ней — прямая укороченная перекладинка, и под средней же перекладиной — укороченная перекладина косая.

Форма старинных крестиков (фото)

Крест 4-х конечный различают греческий с равными по длине перекладинами перекрестья и латинский, у которого стойка вертикальная длиннее поперечной.

Четырехконечный старинный крест

Крест с 4-мя концами, если они имеют вид лепестков, а соединяющая их серёдка имеет вид цветочной серединки, называется лепестковым.

Форма старинных крестиков

Листики – эти старинные кресты традиционно считались женскими, т.к. одновременно напоминали своей формой листок растения и стилизованную женскую округлую фигуру.

Старинные нательные крестики - листики

Крестик каплевидной формы— один из самых любимых и распространённых у христиан. Капельки в полудужьях с 4 концов каплевидного креста символизируют круглые капли крови Христовой.

Старинный каплевидный крест

Криновидный крест представляет собой перекрестье лепестков лилии (по-старославянски лилия — крин).

Старинный криновидный крест (фото)

Старинные кресты — удачная находка кладоискателя

Крест-тельник, как правило, очень частый артефакт, который попадается при кладоискательстве. Такая находка для нас — сегодня единственная и самая совершенная машина времени. Ведь старый нательный крестик может поведать об очень многом.

Большое разнообразие тельников позволяет определить и период его изготовления, и временные рамки культурного слоя, где он найден. Старинные кресты расскажут и о направлении христианского течения, к которому относится находка, и о времени, когда эта местность была заселена и на ней велась хозяйственная деятельность.

Но почему же в ходе поисков старинные крестики попадаются довольно часто? Этому имеется несколько объяснений. В пределах территорий, где обычно ведутся поиски, с незапамятных времён христианство было доминирующей религией. Практически каждый человек носил нательный крест. И неудивительно, что тельник мог сломаться, потеряться, а то и быть предметом для к.-л. обрядов и действ.

Старинные крестики (фото)

Прежде всего, находка старого креста укажет на то, что в этом месте жили и работали люди, даже если сегодня здесь растут сосны или кустарник. Во время сельхозработ крест мог сорваться со шнурка или обломиться и потеряться А вот место, где она найден сейчас – сигнал для копателя присмотреться к такому участку повнимательнее.

Кроме того тельник могли просто бросить на дорожном перекрёстке, чтобы избавиться от болезни. Или повесить на ветку дерева, чтобы «освятить» обряд кумовства, когда крест одновременно целовали с двух сторон будущие кумовья, целуясь в тоже время друг с другом. А тельник или оставался, или зарывался в землю в особо почитаемых местах.

Существовало и поверье, что все неудачи и болезни можно «наговорить» на тельник и оставить его там, где он обязательно попадётся постороннему, который возьмёт себе и крестик, и проблемы вместе с ним.

Старинный крестик: артефакт или реликвия?

Часто у кладоискателя, буквально отрывшего старый нательный крест, возникает вопрос, насколько находка ценная и как с ней поступить. Варианты возможны различные, и руководствоваться следует собственным мнением. Если вдруг особенно повезёт, и обнаружится, что старинная реликвия изготовлена из драгметаллов, то о материальной цене такой находки можно говорить в первую очередь.

Если, к примеру, попался тельник из меди, но старинный и уникальный? Известны случаи, когда подобные находки имели цену в денежном выражении намного большую, чем из золота, т. к. их историческая, культурная, а подчас и художественная значимость была намного выше.

Часть кладоискателей предпочитают собирать из найденных предметов личные коллекции, гордясь не только собственной удачей, но и большой культурной ценностью такого собрания. Некоторым даже удается размещать свои находки в персональных музейных экспозициях.

Встречаются среди поисковиков и те, кто считает обязательным вернуть в храм религиозный символ и относит крест священнику. Ведь православный знак не может нести к.-л. негатив из-за обстоятельств, при которых он попал в землю. Но есть и такие, кто, найдя старый крест, закапывает его в землю снова. Эти люди явно наделяют кресты мистической силой.

В любом случае извлечённый из земли тельничек – маленький кусочек истории и святой для многих предмет. Это находка, которая требует уважения и почитания. А потому, что делать с найденным крестиком, каждый должен решать сам.

Советы по выбору могильного креста


На месте захоронения человека его близкие обычно устанавливают памятное надгробное сооружение – по старой русской традиции это обычно бывает крест, даже если при жизни покойный не исповедовал православие. После перестройки и восстановления Русской православной церкви кресты вновь начали ставить на могилах военнослужащих.

Пока могила свежая, на ней устанавливается временный крест из дерева или металла. Такой крест, как правило, легкий, недорогой, и может быть установлен сразу же в день похорон. Массивные каменные кресты ставят на захоронения спустя время, когда осядет и утрамбуется земля – на это требуется несколько недель или даже месяцев.

Советы по выбору могильного креста

Какой формы бывают кресты

И временный, и постоянный крест могут иметь разную форму. На отечественных кладбищах чаще всего встречаются кресты с четырьмя, шестью или восемью лучами. Самый древний и самый распространенный тип креста – четырехконечный. Он существовал как символ, связанный с преодолением смерти, уже в первые века единого христианства и не потерял своего значения по сей день. Сегодня подобный крест можно увидеть на могиле и католика, и протестанта, и православного. Если умерший вообще не был религиозным, подобный крест ставят на его могиле просто вследствие глубоко укоренившейся культурной традиции.

Характерно конфессиональным является шестиконечный крест – им бывают отмечены могилы почивших людей православной веры. Как правило, его вид лишь незначительно отличается от четырехконечного – под средней перекладиной такого креста размещается еще одна, наклонная. Она символизирует собой доску, к которой были прибиты ноги распятого на кресте Иисуса. Подобный крест иногда называют «русским крестом», потому что в прошлом именно на территории Руси его можно было встретить чаще всего, в том числе на могилах военнослужащих. Другой вариант шестиконечного креста называется «патриаршим» или «архиепископским»: его отличие от четырехконечного не в нижней, а в дополнительной верхней перекладине – эта деталь символически обозначает табличку, прибитую над головой распятого. Что интересно, такой вариант шестиконечного креста может быть встречен и у католиков.

Не менее древним, чем четырехконечный, является восьмиконечный крест – он был почитаем в христианской церкви с первых веков, задолго до ее разделения на католиков и православных. Его облик собирает в себе все элементы реального креста для распятия: столб, перекладину для рук, косую перекладину для ног и табличку над головой. Кресты такого вида зачастую ставятся на купола храмов или соборов, украшают собой памятные места или используются при богослужениях. Можно встретить такой крест и как часть надгробия, особенно в том случае, если родственники похороненного являются сильно верующими людьми. В то же время, многим семьям умерших военнослужащих такой вариант креста кажется слишком вычурным и неуместным на кладбище.

Из чего могут быть изготовлены кресты

Основными вариантами материала для могильных крестов и исторически, и на сегодняшний день являются дерево и железо. Они имеют различные свойства, различную стоимость, и изготовленные из них изделия могут быть подходящими для разных ситуация. Рассмотрим их подробнее.

Дерево

Сделанный из дерева крест – наиболее традиционный способ отметить место захоронения. Так поступали люди во все века и во всех культурах, связанных с христианством: кто-то связывал две веточки и втыкал их в землю, кто-то заказывал крест искусному резчику по дереву, но каждый знал, что установка деревянного креста достойно завершит похороны умершего. И сегодня множество наших соотечественников следуют этой старинной традиции. Красивые и долговечные кресты могут быть сделаны из дуба или сосны, также некоторые мастера могут использовать лиственницу или даже ясень, а в целом выбор породы дерева всегда может остаться за заказчиком. Лишь осину, несмотря на ее прочность и надежность, используют для могильных крестов очень редко: сказывается суеверие, считающие осину проклятым деревом, поскольку, согласно преданию, именно на осине повесился предавший Христа Иуда.

У деревянных крестов на могиле есть как свои преимущества, так и свои недостатки, о которых важно знать. Во-первых, использование дерева предполагает большое разнообразие вида готового изделия. Размер, форма, толщина отдельных элементов, поверхностный декор – все может быть изменено по желанию заказчика. Этот материал позволяет выбирать не только внешний вид, но и его долговечность в зависимости от выбора породы дерева. Возможность подобрать подходящий вид могильного креста в соответствии с желаниями и возможностями заказчика – несомненный плюс дерева.

Во-вторых, качественно сделанный деревянный крест выглядит очень изящно и аккуратно. Большая простота обработки в сравнении с металлом и камнем позволяет без особого труда украсить готовое произведение художественной резьбой, надписями или узорами. Это дает возможность даже кресту обычной формы приобрести индивидуальность и делает его живописнее. Дерево можно также покрасить и покрыть лаком – это в равной степени поспособствует его украшению и увеличению срока жизни.

А вот как раз о сроке жизни деревянного могильного креста следует сказать отдельно. К сожалению, дерево недолговечно. Несмотря на все преимущества, деревянные кресты не подойдут людям, желающим, чтобы установленное ими надгробие стояло годами и десятилетиями. Самое прочное дерево – даже дуб, даже пропитанный специальными составами – со временем будет портится и разрушаться. Десять, двадцать, тридцать лет – и у дубового креста появятся выщерблины, разрушится декор, а в конце концов обломятся перекладины. Грамотный и своевременный уход за могилой может продлить срок жизни деревянного креста, но надо отдавать себе отчет, что большинство крестов из дерева потеряют красивый вид уже через пять лет. Если вам хочется оставить надежную, долгую память об умершем – деревянный крест вам не подходит и следует рассмотреть другие материалы для изготовления надгробия.

Металл

Кресты из металла – второй по распространенности вид могильных крестов после деревянных. Они куда более надежны, чем кресты из дерева, хотя и уступают в долговечности гранитным или известняковым надгробиям. Крест из металла можно создать двумя способами: сковать из гнутых полос или сварить из железных прутьев. Иногда встречаются и комбинированные варианты, но в общем следует знать, что сварной крест дешевле кованного. Мастера-кузнецы могут создать на заказ настоящее произведение искусства, но конечно, это обойдется заказчику недешево.

Кресты из металла, подобно деревянным, также имеют свои достоинства и недостатки. Во-первых, кресты из металла надежны. Хотя металл может пострадать от ржавчины и коррозии, даже самый простой дешевый крест, сваренный из металлических прутьев, простоит не менее десятилетия. Если же делать могильный крест из высококачественной стали и обработать его перед установкой специальными покрытиями, он будет долговечнее деревянного крестя в разы. Если сегодня погулять по старым кладбищам, даже деревенским и заброшенным, то можно увидеть в большом количестве металлические кресты, установленные еще до революции – пусть поржавевшие, иногда погнутые, но вполне целы и сохранившие свою красоту. Поэтому многие люди бывают готовы ограничиться качественным крестом из металла и не ставят каменное надгробие вообще.

Во-вторых, как и деревянные, кресты из металла могут иметь различную сложность и стоимость. Заказчик вправе сам решить, будет ли могилу украшать простой крест из нескольких кусков железа или настоящее произведение искусства. При погребении умершего металлический крест иногда устанавливают как временный вариант надгробия, поскольку его изготовить гораздо быстрее и проще, чем каменную памятную плиту. Некоторые люди, впрочем, делают кресты из металла частью сложной композиции надгробных крашений могилы.

В-третьих, кресты из металла, как правило, довольно просты конструкционно и визуально. Для металлических крестов используются прутья небольшого сечения и не слишком толстые полосы металла, так что итоговое изделие получается очень воздушным и изящным. Некоторым это нравится, но многие люди считают, что подобный крест подойдет только в качестве временной меры по украшению могилы, поскольку напрочь лишен монументальности, свойственной камню.

Важным недостатком крестов из металла является возможная угроза со стороны вандалов. Металл ценится высоко, а крест из него не слишком тяжел, так что, увы, может быть украден беспринципными грабителями.

Читайте также: