Свойства металла и дерева

Обновлено: 27.09.2024

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности.

Образовательные:

1. Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов.

2. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево горит.

3. Учить сравнивать предметы по характерным признакам.

4. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.

5. Закрепить правила обращения с горячими предметами.

Развивающие:

1. Вырабатывать навыки полного ответа на вопрос воспитателя.

2. Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.

3. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

4. Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности, развивать способность сравнения и классификации.

5. Продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей стремление узнавать новое.

2. Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.

3. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей. Повышать остроту зрения, зрительное внимание.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

Методические приемы: Сюрпризный момент, загадки, действия с предметами, дидактическая игра, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: 2 коробки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой.

Раздаточный: гвоздики и деревянные палочки, металлические пластины, деревянные бруски и миска с водой по количеству детей, картинки с изображением предметов сделанных из разных материалов.

1. Организационный момент.

Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Придумано кем – то

При встрече здороваться!

Солнцу и птицам!

И каждый становится

Доброе утро длится до вечера!

- Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эти коробочки. Кто их сюда положил, я не знаю.

А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что в них лежит.

Где носом проведёт

Там след кладёт. (Карандаш)

На очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь. (Гвоздь)

Молодцы ребята загадки отгадали.

- А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш.

Если мы пошумим коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш.

Давайте откроем и посмотрим. (достаю по очереди)

- Из чего сделан гвоздь? (Ответ детей – Гвоздь сделан из металла)

- Если гвоздь из металла, про него можно сказать какой он? (Ответ детей – гвоздь металлический)

- Из чего сделан карандаш? (Ответ детей – Карандаш сделан из дерева)

- Если карандаш из дерева, про него можно сказать какой он? (Ответ детей – карандаш деревянный)

- Молодцы ребята. Сегодня мы познакомимся с металлом и деревом. И узнаем, чем они отличаются друг от друга. А сейчас предлагаю вам узнать немного важного и интересного о металле. Пройдите, пожалуйста, на стулья. Спина прямая, ноги вместе и слушайте внимательно.

Презентация

2 слайд. Когда- то давным-давно люди еще не знали, что такое металл. И многие нужные вещи делали из других материалов.

3 слайд. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были очень непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал.

4 слайд . Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Как называются такие горы?

5 слайд. Когда извержение заканчивалось, камни остывали.

6 слайд . И тут человек понял, что существуют такие камни, которые при нагревании могут расплавиться, а затем, когда остынут, стать прочными и твердыми. И самые смелые люди стали искать такие камни.

7 слайд . Камни, которые находят глубоко под землей и приносят пользу человеку, называются полезными ископаемыми. (давайте повторим все вместе). И из таких полезных ископаемых добывают металл.

8 слайд . Металл не разрезать, как ткань ножницами, не распилить, как дерево. Если металл очень сильно разогреть, то он станет мягким и даже жидким, тогда его можно переливать, смешивать с другими металлами. А когда эта масса застынет – получится снова твердый сплав. Вот какое удивительное свойство у металла.

На заводах работают с металлом люди разных профессий.

9 слайд. Металлург – это специалист, который работает на металлургическом заводе, плавит металл. Сначала металл плавится в большой печи, затем из ковша выливается в специальные формы. Металлург берет пробу, чтобы узнать какого качества металл. После этого металл охлаждается. Металлург одет в специальную одежду: на голове защитная каска, толстая куртка и брюки, на ногах сапоги.

Как вы думаете, зачем металлургу каска? А зачем брюки и куртка? (Одежда сшита из специальной ткани, которая защищает от брызг и высокой температуры.

10 слайд . Токарь - специалист который на токарном станке занимается механической обработкой деталей из металла.

11 слайд . Сварщик - рабочий, который с помощью электричества соединяет металлические части предметов, как бы приваривая их к друг другу. Давайте повторим все вместе эту профессию.

Ребята, молодцы. Итак, скажите мне:

1. Где человек добывает полезные ископаемые (камни), для изготовления металла? (в природе)

2. Что нужно сделать, чтобы металл стал мягким и даже жидким? (сильно разогреть)

3. Кто такой металлург?

2. Основная часть

1. Дидактическая игра «Из чего сделано»

- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Из чего сделано». Пройдите, пожалуйста к столу, встаньте вокруг него. Уберите салфетку и посмотрите, перед вами лежат предметы, сделанные из металла и дерева. Сейчас я проверю ваши знания. Будьте внимательны. Вы должны определить из дерева или металла сделан ваш предмет, и отнести (положить) его к соответствующей картинке, положить возле карандаша или гвоздя.

- Какой ты предмет принес? Из чего сделана ложка.

- Почему ты положила матрешку к карандашу?

- Назовите, а какие еще предметы делают из дерева? (Из дерева делают стол, стул, кровать, диван, дверь)

- А ты какие знаешь предметы, сделанные из металла. (Из металла делают ложка, вилка, кастрюля, плита)

- Из дерева и металла делают много очень нужных предметов.

2. Физкультминутка

- Давайте с вами поиграем.

Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (потягиваются, руки в стороны)

Каждое старается, к небу солнцу тянется. (руки вверх)

Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки (машут руками)

Даже толстые стволы наклонились до земли (наклоны вперед)

Вправо-влево, назад-вперед, так деревья ветер гнет (наклоны)

Он их вертит, он их крутит, да когда же отдых будет (вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина.

3. - Я предлагаю провести исследования. Садитесь на свои места, спина прямая, ноги вместе. У вас на разносах – все необходимое для занятия.

Сравнение дерева и металла.

- Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?

Сначала сравним их на ощупь.

Возьмите металлическую гайку.

- Какая поверхность у гайки? (поверхность у металлической гайки гладкая)

- А какая поверхность у бруска? (Правильно, здесь гладкая, потому что покрыта специальным материалом, а с боку посмотрите. (сбоку поверхность у деревянного бруска шероховатая).

- Какой вывод можно сделать? (металл гладкий, дерево шероховатое).

4. - Теперь приложите к одной щеке гайку, а к другой брусок.

- Что ты чувствуешь? (Гайка – холодная, брусок – теплый)

- Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, а дерево – теплое)

Все металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность - от слов «проводить тепло».

- Сейчас вы убедитесь в этом.

Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки.

- Как вы думаете, что произойдёт? (Металлическая ложка нагрелась, а деревянная нет).

- Правильно. (Дать потрогать каждому). Это свойство называется теплопроводность. Давайте повторим все вместе.

- Какой вывод можно сделать? (дети: вывод такой, что металл проводит тепло).

Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)

- Давайте определим, что тверже, а что мягче? Смотрите за моими действиями. Что это за инструмент? (дети: молоток). Я возьму гвоздь и попробую вбить его в металлическую пластину. Получается? Почему нет? (потому что металл твердый)

- Я попробую забить гвоздь в деревянный брусок. Что происходит? (гвоздь входит в деревянный брусок). Почему? (потому что дерево мягче).

- Какой вывод: дерево мягче металла. Или металл тверже дерева.

5. Определение «Тяжелое – легкое».

– Возьмите в правую руку брусок, а в левую гайку. Определите на вес, что легче, тяжелее? (дети: по весу металл тяжелый, а дерево легче).

- Вывод какой? Металл тяжелее дерева, или дерево легче металла.

7. - Посмотрите у вас на столе лежит гвоздь и ветка. Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? (дети: гвоздь прочный) Теперь попробуйте сломать ветку. Что можно сказать? (ветка хрупкая).

- Какой можно сделать вывод? (дети: вывод такой, что дерево хрупкое, металл – прочный, металл прочнее дерева).

8. Опыт «Тонет-плывет» (дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку)

- А сейчас ребята в таз с водой кладем гайку и брусок.

-Какой можно сделать вывод? (дети: вывод металл тяжелее дерева (он тонет), дерево легче металла (не тонет).

9 . Опыт «Что звонче»

-Давайте послушаем, как звучат деревянные и металлические предметы. Возьмите в руки деревянные ложки, и постучите одну ложку о другую. Возьмите металлические ложки и постучите. Какой можно сделать вывод? (вывод металл звонче, чем дерево).

3. Заключительная часть

- Я предлагаю подойти ко мне. Вам понравилось проводить исследования?

- У меня есть волшебная палочка. Передавая ее друг другу, назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали.

Дерево: шероховатое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, не нагревается.

Металл: гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, нагревается.

- За то, что вы активно работали, я вам вручаю медали знатоков. И хочу, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла.

Свойства дерева и металла.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

2. используя прием сравнения, познакомить с качествами этих материалов (металл тверже, звонче дерева, он тонет в воде, не горит, магнитится, холоднее на ощупь, покрывается ржавчиной; дерево мягче, глуше, не тонет в воде, горит, не магнитится, теплее, гниет) ;

3. познакомить детей с магнитом и его свойством: притягивать металлические предметы;

4. находить вещи, сделанные из дерева и металла в ближнем окружении;

5. познакомить с инструментами (молоток, пила, рубанок, топор);

6. развивать познавательный интерес у детей;

7. пополнять словарный запас детей;

8. развивать логическое мышление (что было, если бы …), тактильную память.

Демонстрационный материал: металлические пластины, деревянные бруски, металлическая и деревянная стружка, опилок, гвозди, доска, молоток, пила, топор, рубанок, лупа, металлофоны, колокольчики, таз с водой, металлические и деревянные предметы, спички, свечка, магниты, ложки, ржавый гвоздь, удочки, «волшебная рукавица» , ноутбук.

Раздаточный материал: металлическая пластина, деревянный брусок ,лупа, магнит.

Ход занятия

I. Сегодня на занятии мы будем говорить о разных предметах. Помогите разделить все эти предметы на две группы. Почему вы сделали такой выбор? (На одном столе – деревянные предметы, а на другом – металлические).

(Показываю металлическую пластину и деревянный брусок)

Из чего она сделана? (Из металла)

Если пластина - из металла, про нее можно сказать и так: пластина металлическая (т/ж с деревянным бруском – деревянный)

Итак, сегодня мы познакомимся с металлом и деревом, с их свойствами. Чем они отличаются друг от друга?

Я предлагаю побыть сегодня учеными.

II. Отправляемся в лабораторию.

Сядьте поудобнее, лицом к своему столу. У вас на подносах - все необходимое для сегодняшнего занятия. Возьмите в руки металлическую пластину и деревянный брусок. Потрогайте металл и дерево, подержите их в руках. Есть ли разница в ощущениях? (Выставляю карточку – модель к каждому свойству или качеству.)

Опыт № 1 «Отгадай наощупь»

Металл какой? (Гладкий)

А дерево какое? (Шероховатое, шершавое, не гладкое)

Как вы думаете, что теплее, холоднее на ощупь? (металл холодный, дерево теплее)

Что было бы , если наш дом был сделан из метала?

Опыт № 2 «Твердое - мягкое»

Давайте определим, что тверже, а что мягче?

Что за инструмент? (Молоток)

a) Возьмем гвоздь и попробуем вбить его в металлическую пластину. Получается? Почему нет? (Металл твердый)

А теперь забьем гвоздь в деревянный брусок.

Что происходит? Почему? (Дерево мягче)

Давайте рассмотрим под лупой металлическую пластину и деревянный брусок. (Дерево менее плотное, оно состоит из маленьких частичек, которые неплотно прилегают друг к другу) Металл - наоборот.

Дерево мягче, а металл тверже.

b) Давайте еще раз убедимся в этом. Попробуем распилить деревянный брусок и металлическую пластину. Чем будем пользоваться? (пилой)

Что получилось? (Дерево поддается распилке)

Что образуется? (Опилок)

Почему дерево распилили? (оно мягче) Распилили мы металл? Почему?

c) Давайте попробуем расколоть дерево и металл.

Что получилось? Почему? (Вывод тот же)

d) Это что за инструмент? (Рубанок)

Для чего он нужен? (стругать)

Попробуем постругать деревянную доску. Вышло?

Что образовалось? (Стружка)

Получится ли постругать металл? Почему? (Металл тверже, дерево мягче)

Человеку какой профессии понадобятся эти инструменты?(плотник, столяр)

Физкультминутка «Солнышко лучистое» (аудио)

А сейчас послушайте меня… Оказывается металл тоже можно распилить, расколоть и, даже, снять с него стружку. Только для этого нужно много силы. Для это есть специальные машины, станки на заводах. Вот посмотрим, какая получилась стружка. Её снял специальный рубанок на заводе. Человеку это сделать не под силу.

А вот распилить металл можно специальной пилой- ножовкой по металлу. И даже опилок получится, только очень мелкий, как пыль.

Обыкновенным топором расколоть металл невозможно, а вот на гильотине- это запросто. (гильотина- специальная машина с полкомнаты с огромным ножом-топором. Она разрубает металлические пластины).

Но это все могут только машины. (показать иллюстрации на ноутбуке)

Опыт № 3 «Тяжелое - легкое»

Определите на вес, что легче, тяжелее? (Металл тяжелый, дерево легкое)

Опыт № 4 «Тонет - не тонет»

В таз с водой кладем деревянный брусок и металлическую пластину.

Что произошло? Почему? (Металл тяжелый - тонет, дерево легкое - не тонет)

Показываю ржавый гвоздь. Что с ним случилось? (ржавчина)

(Металл ржавеет, а дерево может сгнить от постоянного нахождения в воде)

Опыт № 5 «Горит - не горит»

Над пламенем свечи зажигаю деревянную щепку- горит, затем пытаюсь зажечь металлический гвоздь- не получается. (дерево горит, а металл нет.)

Проблемная ситуация: почему спички деревянные?

Опыт №6 «Что звонче?»

Давайте послушаем, как звучат деревянные и металлические предметы.

Посмотрите, у меня в руках ложки. Они какие? (металлические) А эти? (деревянные) Они сделаны из …(дерева)

Сейчас я ударю одной металлической ложкой о другую металлическую, деревянной ложкой о деревянную.

Догадайтесь, когда удар будет звонче. (Металл звонче, чем дерево.)

Попробуйте сами (колокольчики)

Послушайте, как звучат 2 одинаковых музыкальных инструмента. Найдите в звучании. Почему? (металлофон- звонче, ксилофон- глуше)

Опыт №7 «Волшебная рукавица»

Я в магазине купила волшебную рукавицу. Почему предметы прилипают к рукавице? А почему не все предметы прилипли? Я пользуюсь магнитом. Предметы магнитятся.

Все ли предметы магнитятся? (Нет, только металлические, а деревянные не имеют этого свойства)

И/у «Найдите с помощью магнита металлические предметы на столе»

Почему не взяли эти предметы? (Они сделаны из дерева)

И/у «Рыбалка» (аудиозапись песни «Любитель рыбалов»).

-Ребята, я предлагаю вам сходить на рыбалку, а с чем ходят на рыбалку? (с удочками). А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.

-А вот и наш водоём, но что мы там видим? ( рыбки, гвозди, гайки).

Предложить детям выловить не рыб, а мусор. По очереди дети очищают водоём от мусора.

-Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело.

4. –Какое свойство магнита вы сегодня узнали? (магнит притягивает металл)

III. Теперь давайте вспомним все свойства металла и дерева (по карточкам – моделям).

И/у «Найдите в группе металлическое, деревянное»

Докажите свой выбор.

Понравилось ли вам быть учеными? Если да, то позвоните в колокольчик, а если нет – постучите деревянными ложками.

Конспект занятия "СРАВНЕНИЕ СВОЙСТВ ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: познакомить детей со свойствами дерева и металла.

ВложениеРазмер
metall_i_derevo.doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1161 Структурное подразделение №6

Открытый показ НОД в средней группе

Тема: «Сравнение свойств дерева и металла».

Лошина Ираида Валентиновна

Москва 2016 год

  1. Показать детям, как свойства этих материалов люди используют для изготовления предметов.
  2. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент.
  3. Прививать интерес к сказкам, стимулировать желание помочь герою сказки.
  4. Воспитывать аккуратность.
  5. Развивать внимание, память, речь детей.

Активизация словаря: дерево, металл, теплый, холодный, твердый, прочный, мягкий, легче, тяжелее, плавает, тонет, звонкий, громкий, глухой, деревянный, металлический.

Материал: предметы и игрушки, сделанные из дерева и металла, 2 подноса, на каждого ребенка – деревянный и металлический шпатели, тазы с водой; косынка, опорные сигналы по теме, свечи, спички, деревянная игрушка Буратино, деревянные музыкальные инструменты (трещотка, рубель, ложки, копытца, балийский ксилофон, лягушка, клависы, тонблок, кастаньеты), металлические музыкальные инструменты (румба, треугольник, звучащая чашка, колокольчик, тарелки, ложки).

Использование средств ТСО: магнитофон – музыкальное сопровождение.

Интеграция образовательных областей:

  1. социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание);
  2. познавательное развитие (развитие познавательно-исследовательской деятельности);
  3. речевое развитие (развитие речи);

I. Организационный момент.

Воспитатель: «Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц – полукругом. Давайте поздороваемся друг с другом и пожелаем всем доброго дня.»

II. Игровой момент.

Под музыку из к/ф «Приключения Буратино» появляется сказочный герой Буратино и просит детей рассказать ему о свойствах дерева.

Воспитатель предлагает детям выяснить свойства дерева в сравнении с металлом.

На столе у воспитателя много разных предметов. Нужно разделить предметы на две группы. В результате разделения на одном подносе окажутся деревянные предметы, а на другом – металлические.

III. Сравнение свойств металла и дерева – экспериментирование.

1) Дети в одну руку берут деревянный предмет, а в другую – металлический и определяют, какой предмет холоднее.

Вывод: металл – холодный материал, а дерево – теплый материал.

- Если вам предложат построить дом из металла или дерева, какой материал вы выберете? (дерево, потому что этот материал теплый и в деревянном доме и зимой будет тепло).

Пальчиковая игра «Строим дом». Со ставнями резными!

Тук – ток, тук – ток! Тук – ток, тук – ток!

Застучал молоток. Замолчал молоток.

Будем строить новый дом Вот готов новый дом,

С высоким крыльцом, Будем жить мы в нем!

С окнами большими,

2) Определяем, какой материал тверже и прочнее, а какой мягче.

Для этого дети берут металлический шпатель и пробуют провести черточку на деревянном шпателе, а затем наоборот.

Вывод: металл – твердый и прочный, а дерево – мягкое.

- Если вам нужно будет сделать нож, молоток, то какой материал вы возьмете: металл или дерево? (металл, потому что он тверже дерева).

Ритмическая игра «Молоток».

Тук – тук, тук – тук – тук! Дети стучат кулачками

Раздается громкий звук! Друг об друга.

Молоточки стучат, Стучат кулачками.

Гвозди забивать хотят.

Тук – тук, молоток! Дети стучат кулачками

Забей гвоздиков пяток! Друг об друга.

3) Определяем, какой материал легкий, а какой тяжелый.

Для этого опускаем в таз с водой деревянный и металлический предметы.

Вывод: металл – тяжелый материал, он утонул, а дерево – легкий, оно плавает.

- Если вы захотите сделать лодочку, какой вы возьмете материал? (дерево, оно легкое, не тонет).

Пальчиковая игра «Лодочка».

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья,

Это лодочка моя.

А по буйным волнам

Плывут рыбки тут и там.

4) Как звучит дерево и металл.

Игра на музыкальных инструментах (металлофон, треугольник, деревянные ложки, трещотка).

Вывод: металлические предметы, ударяясь, звучат громче, звонче, а деревянные звучат глухо.

Д/и «Узнай по звуку».

5) Проверяем, горят ли древево и металл.

Опыты проводит воспитатель.

Вывод: дерево горит, а металл – нет.

IV. Закрепление свойств дерева и металла с использованием опорных сигналов.

Занятие "Свойства дерева и металла"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание: познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл - холодный материал, дерево - теплый, металл прочнее дерева, с качествами этих материалов: металл тяжелее и звонче дерева); развивать любознательность; объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла; показать детям, как свойство этих материалов люди используют при изготовлении предметов;, воспитывать у детей интерес к поисковой деятельности; воспитывать в детях уважение к людям труда и бережное отношение к окружающим предметам.

Предварительная работа: игры с деревянным конструктором, наблюдения в повседневной жизни.

Материалы и оборудование: волшебный сундук, два чудесных мешочка или коробочки, баночки для воды, мелкие деревянные, металлические предметы, деревянные и металлические ложки.

Планируемый результат: дети различают предметы из дерева и металла, определяют их свойства и качества

Вводная часть. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие я принесла волшебный сундук. Хотите узнать, что в нем лежит?

Воспитатель: Давайте его откроем (сундучок не открывается). Попробуем открыть его с помощью пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок

Кто открыть его не смог?

Постучали и открыли.

Воспитатель: Сундучок открылся. Давайте посмотрим, что же там внутри? Там лежат какие-то чудесные мешочки (коробочки). Интересно, что же в них лежит?

Воспитатель: Давайте потрогаем, посмотрим. (дети по очереди трогают мешочки и высказывают свои мысли).

Д/и «Угадай из чего сделано». Определение из какого материала сделан предмет.

Воспитатель: Я сейчас развяжу один мешочек (открою коробочку), а вы по очереди будете доставать игрушки и называть их (дети достают из мешочка игрушки и называют их).

Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки?

Воспитатель: Если они из дерева, про них можно сказать, что они деревянные.

А теперь посмотрим, какие предметы лежат в другом мешочке (дети достают из мешочка предметы и называют их). А из чего сделаны эти предметы?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Если они из металла, про них можно сказать, что они металлические.

Ребята, предметы могут быть сделаны, как из дерева, так и из металла.

Сейчас мы с вами поиграем с деревянными и металлическими предметами и узнаем о них много интересного.

Опыт № 1.«Плавает – тонет»

Воспитатель: Ребята, давайте опустим деревянные пластинки в воду и посмотрим, что с ними произойдёт. (Дети работают в паре).

Что делают пластинки в воде?

Воспитатель: А теперь металлические предметы опустите в воду, что произошло с ними?

Воспитатель: Как вы думаете, почему деревянные пластинки плавают, а металлические утонули?

Дети: Деревянные - лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические предметы утонули, потому что они тяжелее.

Воспитатель: Правильно. Из этого опыта можно сделать вывод, что металлические предметы тяжелее, поэтому они утонули – опустились на дно.

Опыт № 2. Проведем второй опыт - с магнитами «Притягивание магнита»

Воспитатель: У вас на подносах лежат магниты. Поднесите по очереди к магниту сначала деревянный предмет, потом металлический. Что произошло? Металлический предмет притягивает к себе магнит, а деревянный нет. А как вы думаете, ребята, из чего сделана наша доска? Это легко проверить. Доска, сделанная из металла, притягивает магнит и поэтому она называется магнитной. А вот мольберт – он из чего сделан? Он деревянный и магнит на нем не держится.

Физминутка коммуникативный танец.

Воспитатель: А сейчас давайте немного поиграем в слова. Игра называется «Доскажи слово». Я буду говорить, вы будете продолжать.

1. Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя (кровать).

2. Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (стуле)

3. С пирогами чай попьем за обеденным (столом)

4. Как приятно нашей Тане, поваляться на (диване)

5. Свитер, кофту, теплый шарф, аккуратно сложим в (шкаф)

Мы отгадали предметы: стол, стул, диван, кровать, шкаф. Из чего они сделаны? Они деревянные.

Воспитатель : А о металлических предметах мы отгадаем загадки.

1. Железные избушки держатся друг за дружку,

Одна с трубой тянет всех за собой (паровоз)

2. Яму копаю, песок таскаю (лопата)

3. Сама не ем, а людей кормлю (ложка)

4. Закручу, зажурчу, под небеса улечу (самолёт)

Воспитатель: Смотрите, сколько нужных вещей сделано из дерева и из металла.

Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли про сундук, давайте посмотрим, что там еще лежит?

Смотрите, да здесь ложки (показывает деревянные и металлические ложки). Из чего они сделаны?

Дети: Из дерева и из металла.

Воспитатель: Ложки нам нужны для следующего опыта.

Опыт №3 «Глухой – звонкий»

Воспитатель: Для чего нужны ложки? А что еще можно делать ложками? Возьмем деревянные ложки и на них поиграем. С начала девочки играют на деревянных ложках.

Какой вы слышите звук?

Воспитатель : А сейчас мальчики поиграют на металлических ложках (дети играют).

Воспитатель: Какие же ложки звучали звонче, деревянные или металлические?

Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод: металлические ложки звучат звонче, чем деревянные.

Воспитатель: и еще один опыт.

Опыт № 4 «Лёгкий – тяжёлый»

Воспитатель: Сейчас мы проведем опыт, чтобы узнать, что тяжелее - дерево или металл. Кладем в один мешок 10 ложек деревянных, в другой -10 ложек металлических. А весами будете вы, ребята. (Мальчик и девочка по очереди берут в руки мешочки и определяют, какой мешок легче, а какой тяжелее).

Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод: предметы из металла тяжелее, а из дерева легче.

Заключительная часть. Итог.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? О чём мы сегодня говорили?

Ответы детей: О деревянных и металлических предметах.

Воспитатель: Чем они отличаются?

- Дерево лёгкое, оно не тонет в воде, а металл – тяжёлый, он тонет;

- Металл притягивает магнит, а дерево нет;

- Дерево издаёт глухой звук, а металл – звонкий.

Воспитатель: Молодцы ребята! Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны. Металл- твердый материал, чтобы сделать из него какой-нибудь предмет, надо приложить много труда. А как трудно сделать вот такие красивые деревянные ложки, матрешки, пирамидки! Сначала их нужно вырезать, а потом покрасить. Чтобы все эти предметы долго служили людям, надо очень бережно к ним относиться: ведь, чтобы сделать их, человек затратил очень много труда. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что нас окружает.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Свойства дерева и металла.

ГБОУ АО «Сольвычегодский детский дом №2» НОД «Познание» (интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Музыка», «Труд»)в подготовительной к ш.


Конспект занятия.Тема:"Знакомство со свойствами дерева и металла"(средняя группа)

Конспнкт занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью.


Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл - холодный материал, дерево - теплый, металл прочнее дерева); показать детям, как свойство этих материалов люди используют при изготовлении пре.


Конспект познавательного занятия в старшей группе Тема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

Программное содержание:I.1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. 2. Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств. 3. Закрепить правила обращени.


“О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

Конспект познавательного занятия в старшей группеТема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”.

Примерный план - конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекьно тематической недели "Дерево и металл"

Примерный план – конспектнепосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастав рамках тематической проектно.


Сравнение дерева и металла

Мудрый Гном приглашает детей в страну предметов, где опытным путём они сравнивают свойства дерева и металла.

Тема занятия "Знакомство с деревом и металом"

2. используя прием сравнения, познакомить с качествами этих материалов (металл тверже, звонче дерева, он тонет в воде, не горит, магнитится, холоднее на ощупь, покрывается ржавчиной; дерево мягче, глуше, не тонет в воде, горит, не магнитится, теплее, гниет) ;

3. познакомить детей с магнитом и его свойством: притягивать металлические предметы;

4. находить вещи, сделанные из дерева и металла в ближнем окружении;

5. познакомить с инструментами (молоток, пила, рубанок, топор);

6. развивать познавательный интерес у детей;

7. пополнять словарный запас детей;

8. развивать логическое мышление (что было, если бы …), тактильную память.

Демонстрационный материал: металлические пластины, деревянные бруски, металлическая и деревянная стружка, опилок, гвозди, доска, молоток, пила, топор, рубанок, лупа, металлофоны, колокольчики, таз с водой, металлические и деревянные предметы, спички, свечка, магниты, ложки, ржавый гвоздь, удочки, «волшебная рукавица» , ноутбук.

Раздаточный материал: металлическая пластина, деревянный брусок ,лупа, магнит.

Ход занятия

I. Сегодня на занятии мы будем говорить о разных предметах. Помогите разделить все эти предметы на две группы. Почему вы сделали такой выбор? (На одном столе – деревянные предметы, а на другом – металлические).

(Показываю металлическую пластину и деревянный брусок)

Из чего она сделана? (Из металла)

Если пластина - из металла, про нее можно сказать и так: пластина металлическая (т/ж с деревянным бруском – деревянный)

Итак, сегодня мы познакомимся с металлом и деревом, с их свойствами. Чем они отличаются друг от друга?

Я предлагаю побыть сегодня учеными.

II. Отправляемся в лабораторию.

Сядьте поудобнее, лицом к своему столу. У вас на подносах - все необходимое для сегодняшнего занятия. Возьмите в руки металлическую пластину и деревянный брусок. Потрогайте металл и дерево, подержите их в руках. Есть ли разница в ощущениях? (Выставляю карточку – модель к каждому свойству или качеству.)

Опыт № 1 «Отгадай наощупь»

Металл какой? (Гладкий)

А дерево какое? (Шероховатое, шершавое, не гладкое)

Как вы думаете, что теплее, холоднее на ощупь? (металл холодный, дерево теплее)

Что было бы , если наш дом был сделан из метала?

Опыт № 2 «Твердое - мягкое»

Давайте определим, что тверже, а что мягче?

Что за инструмент? (Молоток)

a) Возьмем гвоздь и попробуем вбить его в металлическую пластину. Получается? Почему нет? (Металл твердый)

А теперь забьем гвоздь в деревянный брусок.

Что происходит? Почему? (Дерево мягче)

Давайте рассмотрим под лупой металлическую пластину и деревянный брусок. (Дерево менее плотное, оно состоит из маленьких частичек, которые неплотно прилегают друг к другу) Металл - наоборот.

Дерево мягче, а металл тверже.

b) Давайте еще раз убедимся в этом. Попробуем распилить деревянный брусок и металлическую пластину. Чем будем пользоваться? (пилой)

Что получилось? (Дерево поддается распилке)

Что образуется? (Опилок)

Почему дерево распилили? (оно мягче) Распилили мы металл? Почему?

c) Давайте попробуем расколоть дерево и металл.

Что получилось? Почему? (Вывод тот же)

d) Это что за инструмент? (Рубанок)

Для чего он нужен? (стругать)

Попробуем постругать деревянную доску. Вышло?

Что образовалось? (Стружка)

Получится ли постругать металл? Почему? (Металл тверже, дерево мягче)

Человеку какой профессии понадобятся эти инструменты?(плотник, столяр)

Физкультминутка «Солнышко лучистое» (аудио)

А сейчас послушайте меня… Оказывается металл тоже можно распилить, расколоть и, даже, снять с него стружку. Только для этого нужно много силы. Для это есть специальные машины, станки на заводах. Вот посмотрим, какая получилась стружка. Её снял специальный рубанок на заводе. Человеку это сделать не под силу.

А вот распилить металл можно специальной пилой- ножовкой по металлу. И даже опилок получится, только очень мелкий, как пыль.

Обыкновенным топором расколоть металл невозможно, а вот на гильотине- это запросто. (гильотина- специальная машина с полкомнаты с огромным ножом-топором. Она разрубает металлические пластины).

Но это все могут только машины. (показать иллюстрации на ноутбуке)

Опыт № 3 «Тяжелое - легкое»

Определите на вес, что легче, тяжелее? (Металл тяжелый, дерево легкое)

Опыт № 4 «Тонет - не тонет»

В таз с водой кладем деревянный брусок и металлическую пластину.

Что произошло? Почему? (Металл тяжелый - тонет, дерево легкое - не тонет)

Показываю ржавый гвоздь. Что с ним случилось? (ржавчина)

(Металл ржавеет, а дерево может сгнить от постоянного нахождения в воде)

Опыт № 5 «Горит - не горит»

Над пламенем свечи зажигаю деревянную щепку- горит, затем пытаюсь зажечь металлический гвоздь- не получается. (дерево горит, а металл нет.)

Проблемная ситуация: почему спички деревянные?

Опыт №6 «Что звонче?»

Давайте послушаем, как звучат деревянные и металлические предметы.

Посмотрите, у меня в руках ложки. Они какие? (металлические) А эти? (деревянные) Они сделаны из …(дерева)

Сейчас я ударю одной металлической ложкой о другую металлическую, деревянной ложкой о деревянную.

Догадайтесь, когда удар будет звонче. (Металл звонче, чем дерево.)

Попробуйте сами (колокольчики)

Послушайте, как звучат 2 одинаковых музыкальных инструмента. Найдите в звучании. Почему? (металлофон- звонче, ксилофон- глуше)

Опыт №7 «Волшебная рукавица»

Я в магазине купила волшебную рукавицу. Почему предметы прилипают к рукавице? А почему не все предметы прилипли? Я пользуюсь магнитом. Предметы магнитятся.

Все ли предметы магнитятся? (Нет, только металлические, а деревянные не имеют этого свойства)

И/у «Найдите с помощью магнита металлические предметы на столе»

Почему не взяли эти предметы? (Они сделаны из дерева)

И/у «Рыбалка» (аудиозапись песни «Любитель рыбалов»).

-Ребята, я предлагаю вам сходить на рыбалку, а с чем ходят на рыбалку? (с удочками). А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.

-А вот и наш водоём, но что мы там видим? ( рыбки, гвозди, гайки).

Предложить детям выловить не рыб, а мусор. По очереди дети очищают водоём от мусора.

-Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело.

4. –Какое свойство магнита вы сегодня узнали? (магнит притягивает металл)

III. Теперь давайте вспомним все свойства металла и дерева (по карточкам – моделям).

И/у «Найдите в группе металлическое, деревянное»

Докажите свой выбор.

Понравилось ли вам быть учеными? Если да, то позвоните в колокольчик, а если нет – постучите деревянными ложками.

Читайте также: