Техника вокала в блэк металле

Обновлено: 02.07.2024

Если надвигающийся осенний холод манит вас из сырого подвала в ночной лес, а в наушниках впервые ревет группа Mgła, самое время серьезно задуматься о том, зачем вы на самом деле появились на свет. Специально для таких, как вы и как мы, блэкметаллический коуч Лорд Тритогенон составил подробный гид, который поможет по-настоящему вникнуть в блэк-метал и плодотворно воршипить внутреннего козла, если вы по каким-то причинам еще не начали этого делать.

Шаг 1. Начните с того, что вам близко

Наш многолетний опыт подсказывает: если неофит начинает погружение в БМ с классики жанра, он неминуемо проваливается в вульгарную бездну мемов про Варга, черно-белых клованов, бегающих по заснеженным лесам, и прочую ересь, не имеющую никакого отношения к интересующей нас сцене. Поэтому не стоит сразу хвататься за ранние записи Taake, Enslaved или Behemoth. В первую очередь грязный звук может отпугнуть новичка, ухо и разум которого еще не переключили регистр с обывательской картины мира на тонкие материи. Скорее всего, записанные на коленке подвальные песнопения олдскульщиков на первых порах покажутся вам монотонным лязгом.

Поэтому начинайте с относительно новых записей, сделанных в профессиональных студиях на качественном оборудовании. И не слушайте умников, корчащих из себя тру-блэкарей и воротящих нос от всего, что записано после, скажем, дарктроновского Transilvanian Hunger. Почти всегда это унылые говнари с сальными патлами, прожженной сигаретами футболкой Bathory и долгами по ипотеке. Вам с ними не по пути.

Вообще, лучше сразу забудьте слово «тру». Пресловутая «трушность», которой кичатся некоторые уникумы, — не более чем продукт потребления, попытка манифестировать свою принадлежность к некоему элитарному закрытому сообществу.

Подобные потуги имеют ту же мерзкую потребительскую природу, что бесчисленные инстаграмовские фото ваших знакомых, в сотый раз сгонявших в Прагу (кстати, если у вас есть инстаграм, немедленно его удалите).

В последние годы в авангард БМ уверенно вышли две географически близкие нам сцены: польская и украинская. Вне всяких сомнений, именно в этих некогда братских республиках сейчас создается самая злая, красивая, изобретательная, проникновенная блэкметаллическая музыка. Среди поляков наибольшую славу снискал дуэт Mgła, о котором наверняка наслышаны даже те, кто не интересуется черным металлом. (Среди потомков хипстеров известнее разве что Batushka, да и то в качестве мема). Также стоит в первую очередь ознакомиться с наркотелемитами из Blaze Of Perdition, Kriegsmaschine (еще один проект Жентары и Дарксайда из Mgła), самобытным ансамблем Kły, коллективами Szron, Martwa Aura, Plaga, Antisemitex.

Другая не менее важная точка проникновения в мир БМ находится в украинском Харькове, где при не самом очевидном стечении обстоятельств в 1990-е зародилась самая мощная металлическая сцена не только на постсоветском пространстве, но и во всей Восточной Европе. Для себя мы неофициально называем это «харьковским феноменом». Именно здесь возникли надчеловеческие коллективы Nokturnal Mortum и Hate Forest. «Ненавижу лес», основанный Романом Саенко, в нулевые переродился в виде нескольких проектов, среди которых отметим эпохальный Drudkh и менее известный, но не менее лютый Blood Of Kingu. Также среди харьковчан стоит отметить неземных Ygg, Ulvegr, Khors. Из молодой генерации обязательно послушайте Malencontre, а также one-man band с лаконичным названием SVRM (СМЕРТЬ).

На первых порах не стесняйтесь знакомиться со смежными жанрами, будь то блэкгейз, приблэкованный дэт или блэк-дроун. А пока вот вам совсем небольшой плейлист с музыкой черного металла для неофитов.

Не забывайте — блэк записывают везде: в Англии и Мексике, в Южном Судане и Гренландии, Гибралтаре и на островах Кирибати. Предложение стартовать из Польши и Украины носит рекомендательный характер, но если вы ему не последуете, то очень скоро поплатитесь за свою заносчивость.

Шаг 2. Дайте себе настоящее имя

Имена, указанные в свидетельствах о рождении, паспортах и прочих «документах» — не ваши имена. Они насильно даны так называемыми родителями и государственной машиной, чтобы подавить в нас волю к обретению своей истинной личности. Но у каждого из нас есть настоящее имя. И наша цель на данном этапе — обрести его.

Универсального рецепта не ждите, каждый опыт подобных поисков уникален; они могут длиться годами, а могут занять несколько секунд. Свое истинное имя я, например, получил совершенно случайно за чтением «Одиссеи». Увидев загадочное слово «тритогена», я образовал от него производное «Лорд Тритогенон» и тут же понял, что так меня на самом деле звали всегда.

Подлинное имя вовсе не должно быть «величественным» в том смысле, который вкладывают в это слово обывательские массы.

Мы знаем одного хорватского козлоблэкаря по имени Кактус. У большинства его сослуживцев суровые «псевдонимы»: Нергал, Мортус, Инфернус, а вот он Кактус. И это абсолютно нормально, главное — подлинность вашего имени, а не то, что скажет окружающее биосырье для растопки печей.

И Кактус — далеко не самый нетипичный пример. Так, один наш товарищ обрел свое истинное имя путем многочасового шаманского ритуала. Введя себя в измененное состояние, он кружил по комнате, включив запись на магнитофоне. Выйдя из транса, он запустил пленку и обнаружил, что несколько часов повторял одно загадочное слово, которое и взял себе взамен вульгарного имени, данного «родителями». Значительно позже он узнал, что слово это — сибирский диалектизм, означающий массу из дерьма, тины и мусора, оседающую на дне озера.

Шаг 3. Идите в лес

В массовом сознании с БМ-культурой связано множество штампов, некоторые из которых, надо признать, не так уж далеки от истины. Один из этих стереотипов связан с любовью блэкарей к прогулкам по лесу.

Любовь наших собратьев к деревьям, рекам и горам предельно ясна. Что нам делать в городе? В городе живут только дебилы.

Сосновый бор или густая дубрава, шорох сухих листьев и ожоги от прикосновения к крапиве расскажут нам куда больше, чем шумная бестолковая толпа недочеловеков, с которой мы зачем-то вынуждены сливаться ради того, чтобы бесконечно работать, рожать, потреблять.

Мох на коре направит лучше любого навигатора, боровик, осторожно выкрученный из грибницы, насытит быстрее макдоналдсовской хаванины, а ноги уверенного путника доставят его дальше любого метро.

Если у вас есть подходящее оборудование (да даже если и нет), делайте полевые записи, чтобы прослушивать их, когда вернетесь в бетонный муравейник иудеохристианского капиталистического Вавилона. Лежа в темноте, вслушивайтесь в шорохи, которые могли пропустить во время похода. Именно неуслышанное хранит в себе главные послания и директивы леса.

Походы в лес нужно совершать как можно чаще — днем и ночью, зимой и летом, в дождь и зной. Особенно — в буран.

Заведите дневник лесных прогулок, тщательно фиксируйте всё увиденное и пережитое. Каждый лесной щелчок, каждый ежиный труп, каждая мелькнувшая на закате тень заслуживают того, чтобы попасть на страницы вашей личной лесописи. Читайте аналогичные записи великих предшественников: дневники Пришвина, Паустовского, Бианки, Эрнста Юнгера.

Если у вас достаточно денежных средств, перемещайтесь между лесами, находя всё более удаленные от «цивилизации» рабов. Можете взять билет до Осло, сесть на электричку, уехать до конечной станции и несколько дней бродить по лесам, предварительно запасшись батарейками для плеера. Нет денег на Норвегию — езжайте в Петрозаводск, где можно проделать то же самое. Это, к слову, один из немногих допустимых видов туризма.

Шаг 4. Подумайте над имиджем

Наверное, в этом разделе вы ожидали найти советы по поводу корпспейнта и закапывания одежды в могильной земле. Этого не будет.

Поэтому выбор современного блэкаря — максимальная мимикрия. Оптимальный вариант — нормкор: серые свитшоты без принтов, короткая стрижка, классические джинсы и кеды.

По возможности избегайте брендов, связанных с радикальными политическими субкультурами и использующих руническую символику. В крайнем случае в ручном режиме избавляйтесь от логотипов и шевронов. Руны должны сиять в сердце, а не на рукаве.

С окружающими ведите себя подчеркнуто вежливо. Учитесь у Варга, Некробутчера или Фенриза — они не корчат злобные рожи, неизменно дружелюбны и даже веселы (но при этом никогда не заискивают перед собеседником). Встретив их в супермаркете, вы никогда не догадаетесь, какой темный опыт у них за плечами.

Также хорошую роль в маскировке может сыграть веганский мерч с разнообразными зверятами. Ведь наша задача не кричать на каждом углу: «Посмотрите на меня, я слушаю блэк!». Наша задача — нанести Врагу удар в спину в тот момент, когда он меньше всего будет готов к сопротивлению.

Ни в коем случае не думайте, что нормкоровский имидж кастрирует вашу брутальность. Ведь Дэйн Кросс из Sacred Son давно доказал, что зверствовать можно, даже если ты похож на стажера телеканала «Дождь».

Если всё же очень хочется бродить по улицам в гнилом тряпье и измазавшись корпспейнтом, подходите к этому ответственно.

Сам я наношу корпспейнт в исключительных случаях. Допустим, когда иду на выступления поп-исполнителей. На концерте, скажем, группы «Чайф» корпспейнт выглядит уместно, неадекватно и действительно устрашающе.

Грим — ваше второе лицо, постарайтесь, чтобы оно было уникальным. Для этого вам придется включить фантазию. У каждого блэкаря есть собственные секреты в этом деле. Я, например, добавляю в белый грим пепел от благовоний, смешанный с венозной кровью. Так он приобретает рыхловатую трупную структуру и неповторимый оттенок. Вы можете поэкспериментировать с другими телесными жидкостями и выделениями.

Шаг 5. Скачайте дискографию Beherit

Сейчас вы находитесь на той стадии, когда ваше сознание еще не оторвалось от вульгарных ценностей современного мира, но уже начало проникать в тонкие материи. На этой фазе ваш разум напоминает теплую колбаску пластилина, которую раскатывает в своих потных ладонях ребенок. Самое время нанести по себе мощный удар в виде козлоблэка.

Для этого нам понадобится дискография финского ансамбля Beherit, созданного тремя студентами тамошнего аналога ПТУ в конце 1980-х.

Название Beherit, если верить «Википедии» (в том числе английской), взято из ассирийского языка и означает «Сатана». Это чушь. На самом деле beherit буквально переводится как «союз». То есть группа называется просто «Группа». (Кстати, непременно обзаведитесь словарем ассирийского языка и регулярно его читайте, лучше — по ночам. Отныне это ваша настольная книга.)

Нам Beherit важны своей полнейшей отбитостью и искренним восхвалением Козла, Злыдоты и Тьмы. Не отягощая себя и слушателя ненужной интеллектуальностью, они лишь заставляют свои гитары не плакать, но призывать шум из потусторонних глубин дикого ада.

В жизни они никогда не изменяли своему сценическому «образу», оставаясь верными базовому принципу черной сцены — Never stop the Madness. Он предполагает чрезмерное употребление наркотиков, алкоголя и прочие субверсивно-трансгрессивные практики, направленные на трансформацию личности с целью ее скорейшей гибели или радикального преображения. Что зачастую одно и то же, ведь деградация — это тоже эволюция, а смерть — это альтернативная форма жизни.

Затем можно приступить к знакомству с другими группами первой половины 1990-х, эпохи, которую многие считают одновременно золотой эрой и закатом сцены. Список пластинок, обязательных к прослушиванию, вы найдете в разделе с рецензиями в первом и втором номерах журнала «СОТСИРХ СУСИИ». Вообще, советуем внимательно ознакомиться с этим артефактом русского чернометаллического подполья. Помимо музыкальных рекомендаций на страницах зина вы найдете много интересного: инструкции по проведению абортов в домашних условиях, наставления для идущих по Пути Левой Руки, статьи о превосходстве белой расы и тому подобное.

Шаг 6. Собирайте кассеты

По этому пункту у нас было немало споров с единомышленниками, многие из которых считают любое коллекционирование потребительского фетишизацией для обывал. Отчасти это справедливое замечание, но мы уверены, что распространяться оно должно только на продукцию мейджор-лейблов.

Заказывая кассеты у самих исполнителей, вручную печатающих ограниченные тиражи своих альбомов, вы получаете не только носитель музыки, но и биологический материал того, кто ее делал, будь то жир с пальцев, перхоть или что-то еще более интересное.

Соприкасаясь с частицами носителей Чумы Зла Тьмы, вы сами медленно, но верно впускаете ее в свой организм. В этот момент с вашим сознанием происходят алхимические превращения, достойные древнейших Братьев и Отцов.

Когда вы осознаете это, можете закрепить прозрение обскурным данжен-синтом, который, как правило, принципиально выпускается на кассетах.

Блэк и его производные — вообще музыка крайне телесная и плохо уживается с цифрой. Однако, по нашим наблюдениям, и винил не лучший носитель для БМ — из-за насыщенности звука велик риск того, что барики сольются в кашу и вместо блэка вы получите габбер. Так что кассеты, пожалуй, оптимальный вариант для вашей чернометаллической фонотеки.

Кроме того, это еще и очень неудобно.

Шаг 7. Посмотрите интервью с Вициным

В марте 1994 года Георгий Михайлович Вицин посетил уже хорошо знакомый нам Харьков и дал одно из последних своих интервью. Журналисту передачи «Вечерние встречи» артист рассказал много интересного о своей работе в кино, о том, как он придумывал гэги для Гайдая, как его на улицах пытались угостить водкой и многое другое.

Казалось бы, рядовой репортаж провинциального телевидения, посвященный заезжей звезде. Но это видео стало культом среди восточноевропейских блэкарей, сумевших разглядеть истинное послание Вицина, которое мы раскрывать не будем — вы должны дойти до него сами, отправив разум через сетку пикселей в тонкие материи (не забываем, что Георгий Михайлович был не только замечательным актером, но и практикующим колдуном).

Не будем раскрывать на этом этапе все секреты, скажем лишь, что автор этих строк впервые увидел харьковское интервью Вицина в измененном состоянии сознания. Затем, обсуждая этот удивительный опыт с коллегами, он обнаружил: алгоритмы ютуба рано или поздно подсовывают эту запись каждому, кто регулярно прослушивает блэк-метал на самой популярной площадке для видеохостинга.

Отдельного внимания заслуживает одежда, в которой актер пришел на съемки. Наглухо застегнутая рубашка с коротким рукавом и без нагрудных карманов в подполье получила название «вицинка», она должна быть в гардеробе каждого уважающего себя сторонника БМ.

Шаг 8. Зарегистрируйтесь на сайте Черных легионов

Les Légions Noires — радикальное творческое объединение французских блэкарей, ставшее ответом на повальную коммерциализацию сцены. В противовес топовым исполнителям, ломанувшимся на MTV, участники LLN двинули в лес. В звукоизвлечении их принцип прост и понятен — чем хуже, тем лучше. Музыку они записывают на самодельных инструментах, вместо бариков двигают табуретки, а записываются чуть ли не на наушники от плеера.

Неформальным лидером Легионов был и остается Вордб, известный по своим проектам Brenoritvrezorkre, Moëvöt, Belkètre и еще десятка других.

Для пущей подвальности он отказался петь на английском и даже на родном французском, поскольку их носителей больше, чем хотелось бы, а вместо этого придумал свой язык глоатре. Об этом эксперименте мы писали по другому поводу и совсем в другом месте, почитайте на досуге.

Наверное, вы спросите: а какой смысл регистрироваться, если на сайте ничего нет? А смысл в том, чтобы у Вордба были ваши контакты и он смог бы вас призвать в случае тотальной мобилизации. Которая, поверьте, не за горами.

Шаг 9. Бабблгам-поп

А вот на этом этапе виниловый проигрыватель нам пригодится. Думаю, ни для кого не секрет, что истинные гимны ада сочиняются в студиях крупнейших лейблов, распространяются по всему миру миллионными тиражами и занимают первые строчки в чартах. Именно в ней черпают вдохновение многие исполнители «темной» музыки. Вы наверняка знаете о том, что Варг Викернес высоко ценит певицу Сабрину, Bathory фанатели от группы ABBA, Некробутчер обожает Depeche Mode, а Beherit котируют Röyksopp.

Но никаким современным исполнителям, будь то Билли Айлиш, Эд Ширан или еще какая однодневка, не превзойти золотой канон диаболического бабблгам-попа, созданный в 1950-е — 1960-е годы как в капиталистических штатах, так и в странах соцблока.

Под бабблгамом, жвачкой, мы в данном случае подразумеваем не только и не столько одноименное направление музыки, но и вообще весь поп, доступный в то время самым широким массам — от тинейджерских лжеикон до патриархов и патриархинь вроде недавно ушедшей в Вальгаллу Дорис Дэй.

Клирики, тем более протестантские, тем более старой школы, не такие уж идиоты, как их принято изображать в мейнстримной прессе. Сражаясь с поп-музыкой, они искренне и совершенно справедливо видели в ней приближение Апокалипсиса и укрепление дьявольского войска, призванного переписать Откровение. И в этом деле они потерпели сокрушительное поражение — сладкие голоса белокурых пинап-моделей и набриолиненных трахальщиков оказались сильнее, чем унылый голос разума.

Поразительная пустота эта шлягеров лишь усилилась, приобретя солидную патину. Время стало для них броней, еще более прочно скрывших зловещую природу популярной музыки. Это именно то, что нужно Бойцу, когда он наконец готов перешагнуть грань, за которой открывается бездна.

Разбираемся и учимся экстремальному вокалу

Экстрим вокал представляет собой особый способ звукоизвлечения, который сильно отличается от чистого пения. Все виды экстрим вокала крайне неприятно звучат для неподготовленного слушателя. Из-за особенностей звучания, появился стереотип, что обучиться экстремальному вокалу проще, ведь достаточно кричать или рычать, а попадать в ноты при этом не нужно. Однако это не так. При неправильном звукоизвлечении у певца могут появиться серьезные проблемы с голосовыми связками.

Экстрим вокал

История появления экстремального вокала

Чтобы узнать, как появился экстрим вокал, нужно понять, откуда он берет свои истоки.

В конце 60-х в США стал зарождаться психоделический рок. Наличие мистики в текстах подразумевало добавление в пение элементов хрипа и связочного надрыва. Особенно отчетливо это прослеживается в творчестве группы The Doors.

В итоге использовать хрип и сип стали чаще, поскольку особенности музыки требовали акцента на эмоциях, а чистый голос не мог раскрыть их в полной мере.

С появлением таких жанров как хард-рок и хеви-метал тексты песен стали еще мрачнее, а в музыке еще больше проявлялась мистика. Звучанию голоса пришлось претерпеть значительные изменения. Так, стал использоваться высокий и чистый голос, но иногда к нему прибавлялся хрип на верхах.

Экстремальный вокал

группа The Doors

Работа с расщеплением голоса в полной мере началась после появления трэш-метала и блэк-метала в начале 80-х.

Тексты в трэш-метале обычно были посвящены тематике насилия. Музыканты использовали тяжелые быстрые рифы и чистый голос никак не вписывался в общую концепцию. Поэтому певцы стали прибегать к технике расщепления.

Уже тогда пение стало очень сильно напоминать современный скрим, но оно все еще не было экстрим вокалом в современном понимании.

В 1982 году группа Hellhammer стала первой применять гроулинг в своих песнях. А в 1984 году группа Bathory стала использовать скриминг.

Экстремальное пение

группа Hellhammer

Дополнительная информация!

Блэк-метал стал первым жанром металла, где в композициях стали использовать только скриминг или гроулинг. Иногда в этом жанре прибегали к использованию чистого голоса, но случалось это крайне редко.

Виды экстремального вокала

Виды экстремального вокала можно разделить на два общих направления: гроулинг и скриминг. Однако каждый из этих видов обладает различными техниками. Безопасно и качественно освоить эти техники поможет репетитор по вокалу.

Дополнительная информация!

Практически все исполнители в экстремальных жанрах металла являются мужчинами, но иногда встречается и женский экстремальный вокал.

Виды скриминга

Среди видов скриминга выделяют 7 основных техник:

  1. Грим. Звучит более низко, чем обычный скрим, а звукоизвлечение напоминает штробас и производится при помощи вибрации связок. При высоком звучании данный вид скриминга похож на карканье вороны.
  2. Шрайк. Похож на завывание волка. Получается при меньшем расщеплении, чем во время обычного скрима.
  3. Фальцетный скриминг, который также известен как скримо. Напоминает истеричный крик. Скримо можно добиться при помощи «форсирования фальцета».
  4. Харш. Получается при плотно сомкнутых ложных связках. Данный вид лишен ярких тембров.
  5. Фолскорд. Достигается с помощью сомкнутых резонирующих ложных связок.
  6. Фрай-скриминг. Звучит как хриплый и скрипучий голос. Его можно получить благодаря сомкнутым вибрирующих связкам.
  7. Гибридный скрим. Напоминает скрежет, а для пения таким видом экстремального вокала передняя и медиальная части связок должны вибрировать.

Гроулинг и гуттурал

Гроулинг можно отнести к диафрагмальному басу. Эта техника звучит весьма низко, а получается при выходе из низа живота и последующем резонировании гортани.

Стоит отдельно выделить гуттурал. Данное пение характеризуется «булькающим» звучанием, напоминающим отрыжку. Извлечь такой звук можно при помощи вибрирования связок на вдохе или выдохе.

Техники экстрим вокала

Как научиться экстремальному вокалу и чем опасно самостоятельное обучение

Важно!

Чтобы научиться экстремальному пению, нужно обязательно владеть вокальной базой. Без умения петь чистым голосом не получится петь и экстремальным. Также такие попытки крайне опасны для здоровья.

Профессиональное обучение пению и владение голосом в любом его проявлении подразумевает наличие следующих навыков:

  • умение контролировать выдох;
  • способность регулировать зажим ложных связок;
  • способность смыкать голосовые связки;
  • способность создавать эффект резонанса.

Обратите внимание!

Эти навыки являются самыми необходимыми. Без них ни в коем случае не следует пытаться научиться экстрим вокалу, т. к. в результате можно лишиться голоса, особенно, если заниматься самостоятельно. Обучайтесь только под контролем преподавателя.

Чтобы научиться экстрим вокалу, нужно понять, как контролировать смыкание и сужение связок.

Советы и упражнения для тренировки вокала

Очень важно уметь распознавать зажим и контролировать его. Голосовые связки нужно применять для использования разных типов смыкания.

Преддверие гортани используется для создания резонанса и усиления голосовых эффектов. Без усиления звука певцу нужно было бы сильно кричать, что привело бы к плачевным последствиям для голосовых связок.

Для упражнений по тренировке гроулинга рекомендуется выполнить следующие действия:

  1. Поднимите кончик языка так, чтобы он касался неба;
  2. Губы нужно сделать в форме трубочки;
  3. Подбородок должен быть опущен, а гортань поднята.

Находясь в таком положении, нужно сделать выход. Должен получиться своеобразный звук «у», а во время улыбки звук «и». Чтобы понять, как научиться гроулингу, нужно найти подходящее положение, т. к. физиология людей отличается.

Более подробные объяснения лучше получить у преподавателя по экстрим вокалу.

Обратите внимание!

Вокальная мышца характеризуется крайне низкой чувствительностью. Поэтому певец может не замечать каких-либо неприятных ощущений, но при этом его связкам может наноситься непоправимый ущерб.

Известные исполнители, использующие экстрим вокал

Варг Викернес – единственный участник Burzum. Отличительной особенность Варга является высокий кричащий вокал, который впоследствии сменился на шрайк.

Как петь экстрим вокалом

Варг Викернес

Одной из самых ярких личностей в экстремальном металле и самой известной представительницей женского экстрим вокала является Алисса Уайт-Глаз. Она была бывшей участницей The Agonist, а в данный момент поет в Arch Enemy.

Особенность голоса Алиссы в том, что она может как брутально рычать, подобно предыдущей вокалистке Arch Enemy Ангеле Госсов, так и использовать чистое пение, подобное Эми Ли из Evanescence.

Как научиться экстремальному вокалу

Алисса Уайт-Глаз

Еще одним известным представителем является Алекси Лайхо из Children Of Bodom. Это группа использует быстрые мелодичные соло, которые дополняются грубым вокалом Алекси и рваным ритмом.

Экстрим вокал песни

Алекси Лайхо

Направления и особенности рок вокала

Когда мы думаем о рок вокале, в первые ассоциации, которые возникают, — это драйв, энергия и освобождение от стереотипов и рамок. Это направление экспериментов и стилей, в том числе и в мастерстве вокала. Рок вокал — это хриплый голос, кричащие ноты, экстремальные техники, которые считаются недостатком в классическом вокале — здесь же они становятся достоинством и придают ту самую харизматичность и неповторимость музыкальному стилю.

Рок вокал

Особенности стиля

Музыкальной основой рока стали блюз и кантри. Родиной его считаются Великобритания и США 50-х. По своей сути рок-музыка обобщает несколько направлений поп-музыки, а ее постоянное жанровое перерождение позволяет избегать застоя и не иметь какой-то четкой классификации. Манера пения в рок-музыке отличается от других стилей исполнения более эмоциональной и свободной подачей, и несмотря на то, что солист должен иметь серьезную вокальную подготовку и пройти уроки рок вокала, вокал здесь делает акцент больше на смысловую нагрузку, чем на мастерство исполнения.

Манера пения в рок музыке

Carl Perkins — Blue Suede Shoes (1956)

Подвиды направления

Соединить несоединимое и получить шедевр — это о роке. Отсюда и такое количество направлений жанра. Условно можно выделить два течения:

  • Легкий рок — с большей мелодичностью и легкостью восприятия и меньшим количеством басов. В нем можно выделить такие поджанры как: поп-рок, фанк-рок, брит-поп, фолк-рок, оперный рок в сопровождении симфонического оркестра и другие.
  • Хард рок (тяжелый рок) с мощным и агрессивным звучанием, с резкими переходами к спокойному ритму, сильные припевы с главным акцентов на электрогитару. Из известных направлений: альтернативный рок с разными техниками вокала, хеви- и блэк-метал, панк-рок, готический, спид- и пауэр-метал, рок с горловым пением и десятки других.

Техники в рок вокале

Говоря о технике в роке, можно разделить на чистый вокал и вокал с примесью обертонов, создаваемых «ложными связками». Они добавляют голосу те самые шипящие и кричащие звуки, которые отличают рок вокал. При неправильной технике исполнения такие приемы могут навредить связкам, поэтому для освоения правильной техники стоит найти преподавателя по вокалу с опытом в экстремальном пении.

Популярный вокальный приём – гроулинг. Применяется, например, в дэткоре. Используются ложные связки, голос похож на утробный рык, исполнение — в низкой и высокой тональности. Виды: «брутальный» (звук идет из живота), гортанный (название говорит само за себя) и горловой (хрип в чистом вокале).

Скриминг – этакий хриплый крик. Часто сочетается с оперным вокалом.

Из разновидностей скриминга можно отметить:

  • грим — сиплое звучание, достигающееся использованием ненапряженной вибрации голосовых связок. Применяется в дарк-метале, блэке.
  • Грим бывает высоким и с напором воздуха – тогда это кроук, напоминающий карканье.
  • Сорванный голос или «волчий вой» – это шрайк.
  • Высокий и «летящий» визг называется фальцет-скрим.
  • Форсированный фальцет, по звуку напоминающий крик при истерике, это скримо.
  • Хриплый, агрессивный крик в трэш-метале, хардкоре и грув-метале –харш.
  • Булькающий гроул, напоминающий утробное урчание – гуттурал, достигающийся вибрацией напряженных связок, на вдохе или на выдохе. Слова неразборчивы, тональность низкая.

Приём пения, которым достигаются подобные техники, называется общим словом расщепление. С ним к чистому вокалу примешивается другой звук, шум, хрип. Сюда можно отнести драйв и субтон.

  1. Драйв – главный приём рок-вокалиста. Преподаватели классической школы считают, что научиться этому нельзя, этот навык природный. Но, если вы будете усердно тренироваться, освоите эту технику без особых сложностей.
  2. Субтон – техника пения с шёпотом, придыханием. Умелый вокалист свободно переходит с субтона на плотный звук и обратно.

Внимание! Считается, что этот приём безвреден для голосового аппарата, но не заблуждайтесь на этот счет. В этой технике связки не смыкаются полностью, что при бездумном использовании может им навредить.

Упражнения для самостоятельного освоения

Драйв

Правильность техники можно оценить так: нет усталости, болезненных ощущений, першения в горле. Допустим небольшой дискомфорт в мягкого нёба, но не глубже. Скоро стенки носоглотки привыкнут, и неудобство пройдет. Немедленно остановитесь и сделайте перерыв в пару часов, перейдя на чистый звук, если почувствуете першение или тем более кашель.

Горло должно ощущаться прочищенным, голос – звучать лучше, легче берется высокий диапазон. Допустимы раздражение и зуд только в области маленького язычка, если они возникли где-то ещё – прекратите и дайте себе отдохнуть, впоследствии следя, чтобы хрип образовывался только в небной занавеске. Отсутствие напряжения в гортани и ровность звука обеспечиваются диафрагмой, а громкость достигается резонаторикой, не прикладывайте излишних усилий.

Субтон

Добавьте больше воздуха в пение. Частота дыхания увеличится, потому что привычного вам объема хватит только на половину фразы там, где вы могли ее спеть целиком.

Хард рок вокал

Начиная осваивать специфические приемы, особенно если занялись вокалом с нуля, рекомендуем учиться не только по самоучителю или видео, обращайтесь к педагогам. Это поможет избежать ошибок и получить результат гораздо быстрее.

Известные представители

В каждом жанре рок-музыки есть свои яркие представители, с творчеством которых можно ознакомиться, чтобы понять, к чему стремиться. Например:

Как гроулить под дэт метал

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 93 человек(а).

Гортанный гроул: что может лучше передать самые темные стороны человеческого существования, все его ужасы и хаос? Экстремальный вокал подходит для жестоких тем, однако не совсем годится для голосовых связок. Но если вы научитесь правильной технике, будете следить за здоровьем, разогревать связки и выталкивать воздух животом, тогда смерть станет тем, что ваш голос передаст, а не испытает.

Изображение с названием Do Harsh Death Metal Vocals Step 1

Научитесь петь правильно. Начните с вибрирующего вокала (вибрато), как в классическом или прогрессивном роке. Самый важный прием при пении под дэт-метал – это контроль над дыханием, баланс между использованием силы диафрагмы и голосовых связок. Если будете гроулить только связками – точно повредите их. Для правильной техники вы должны задействовать диафрагму, выталкивая воздух из легких. Попрактикуйте с месяц обычное пение для начала. Это на самом деле разовьет мощь вашего голоса и потом вам будет легче гроулить.

Изображение с названием Do Harsh Death Metal Vocals Step 2

Пейте теплую воду или чай за час до выступления и между песнями. Это расслабит голосовые связки. Избегайте холодной воды: для них это шок, и в результате они «стянутся». Также не пейте горячую воду, так как она может ошпарить язык и горло.

Изображение с названием Do Harsh Death Metal Vocals Step 3

Разогрейте связки перед записью или выступлением. «Разогрев» может означать что угодно, от пения в среднем диапазоне до исполнения ваших вокальных партий чистым басом. Даже помычать пять минут какую-нибудь мелодию было бы гораздо лучше, чем не разогревать связки совсем.

Изображение с названием Do Harsh Death Metal Vocals Step 4

Наполните легкие воздухом, затем вытолкните его часть, при этом должны немного напрячься горло и миндалины. Делайте это все одновременно, но не проталкивайте воздух слишком сильно. Постарайтесь издать высокий гортанный звук, напоминающий умирающего старика. Он должен звучать, как дребезжащий блэк-метал вокал. Теперь снизьте тональность в горле точно так же, как при обычном пении. Поначалу у вас будет получаться не совсем то, что надо, но это дело времени и привычки.

Изображение с названием Do Harsh Death Metal Vocals Step 5

Представьте себе столб воздуха, поднимающийся от диафрагмы и проходящий сквозь грудь, а потом через небный свод (это купол над верхними зубами за носом). Гортань должна быть опущена и открыта. Эта техника не просто помогает усилить дэт-метал вокал, она еще предназначена для мелодичного пения. Единственная разница между ними в том, что при обычном исполнении песен звук получается на выходе из настоящих голосовых связок, а гроул – из фальшивых, или ложных (вместо того, чтобы вибрировать голосовыми связками, сосредоточьте свое рыканье под ними, в районе ключицы).

Изображение с названием Do Harsh Death Metal Vocals Step 6

Толкайте воздух животом. Вся сила вашего вокала исходит от диафрагмы. Получится лучше, если ваша спина будет все время выпрямлена. Не сутультесь и не расслабляйте мышцы вокруг позвоночника. Вдохните и выдайте глубокий рык, открыв голосовые связки. Для мощного гроулинга горло должно быть расслаблено.

Изображение с названием Do Harsh Death Metal Vocals Step 7

Издайте сердитый вздох. Представьте, что вы раздражены, и произнесите сильно напряженное «Уф!». Вы почувствуете низкую, слабую вибрацию на задней стенке горла. Это базовое звучание ложных голосовых связок. Практикуйте эту вибрацию, растягивая звук и добавляя в него все больше мощи с помощью диафрагмы. Вы обнаружите, что такое упражнение не вредит вам, если только вы пьете много воды и не слишком усердствуете. С практикой это начнет звучать брутально!

Как полюбить блэк метал

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 35 человек(а).

Блэк-метал! Это темная сторона всей метал-музыки, пришедшая к нам из Норвегии, Швеции, Германии, Финляндии и даже США. Первыми группами, которые начали играть в этом стиле, были трэш-метал группы, сформировавшие прототип блэк-метала в начале 1980-х; их называют первой волной, и это были группы Venom, Hellhammer, Celtic Frost, Mercyful Fate и Bathory. В конце 1980-х и начале 1990-х появилась вторая волна, в основном состоящая из норвежских групп, таких как Burzum, Mayhem и Darkthrone. Несмотря на то, что понятия “третья волна” не существует, современные блэк-метал группы несомненно добавили новые музыкальные и лирические элементы в этот стиль.

Изображение с названием Appreciate Black Metal Step 1

Узнайте, где появился блэк-метал. Блэк-метал, вероятно, является единственным жанром метала, в котором место происхождения группы играет определяющую роль в ее звучании. К примеру, норвежский блэк-метал полностью отличается от шведского, а американский блэк-метал очень отличается от финского. Например, шведский блэк-метал делает акцент на мелодичности и понятности, в то время как американский блэк-метал является более агрессивным и ожесточенным.

Не весь блэк-метал является сатанинским. В действительности, большинство лучших представителей этого жанра не несут подобного послания. К примеру, в группах Enslaved, Immortal, Burzum и Absu нет сатанинского послания.

Изображение с названием Appreciate Black Metal Step 3

Почитайте тексты песен в блэк-метале. Если группа поет о сатанизме, какая это форма сатанизма? Атеистическая, теистическая, люциферианская? Группы могут петь обо всем, начиная от скандинавской мифологии и заканчивая метафизикой отношений Бога и дьявола. Группы прилагают много усилий для создания музыки, и тексты зачастую отображают вещи, которые очень близки автору.

Изображение с названием Appreciate Black Metal Step 4

Блэк-метал — это прежде всего атмосфера! Многие люди не понимают блэк-метал, потому что они не понимают его предназначения, которым является создание атмосферы! Структура песни и мрачный шум призваны передать вам ощущение холодной норвежской зимы, глубин ада, или лесов Вашингтона. Вам не стоит слушать блэк-метал и ожидать, что он окажет на вас впечатляющий эффект. Вам нужно сесть, послушать, и переварить. Лучше всего слушать блэк-метал, параллельно чем-то занимаясь, например вождением машины или заполнением документов.

Изображение с названием Appreciate Black Metal Step 5

Время! Чтобы привыкнуть к блэк-металу, понадобится очень много времени, особенно тем, кто привык слушать традиционный метал или даже дэт-метал. Практически ни одна группа, за исключением Immortal и Swedes, не имеет в своих песнях припева. Блэк-метал намеренно стремился быть максимально сложным для понимания жанром музыки, поэтому когда вы слушаете его, помните об этом.

Изображение с названием Appreciate Black Metal Step 6

Думайте о блэк-метале, как об искусстве. Блэк-метал, вероятно, является самым глубоким и комплексным жанром метала. Группы не просто играют и поют о викингах или дьяволе, они показывают вам его гнилое лицо и заставляют чувствовать на себе дыхание берсерка. Начав слушать блэк-метал, вы станете представителем настоящей элиты метала.

Читайте также: