Типовая инструкция по окраске металлических опор линий электропередачи с применением преобразователя ржавчины

Обновлено: 05.10.2024

Настоящая Типовая инструкция является переработкой "Типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ". Части 1 и 2 (М.: СПО Союзтехэнерго, 1983). При переработке Типовой инструкции были учтены руководящие документы по эксплуатации ВЛ напряжением 35-800 кВ, вышедшие за 1983-1993 гг. и замечания энергосистем по данной Типовой инструкции. Настоящая инструкция выходит одной книгой.

С вводом в действие настоящей Типовой, инструкции аннулируется "Типовая инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ". Части 1 и 2 (М.: СПО Союзтехэнерго, 1983).

1. Общая часть

1.1. Настоящая Типовая инструкция устанавливает порядок эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) напряжением 35-800 кВ переменного и постоянного тока, а также приемки в эксплуатацию вновь сооруженных ВЛ.

1.2. На основании данной Типовой инструкции по усмотрению руководства энергопредприятий могут быть составлены местные инструкции, учитывающие конкретные условия эксплуатации ВЛ и применяемые методы работ.

1.3. Настоящая Типовая инструкция предназначена для руководителей энергоуправлений (объединений), предприятий (районов, участков) электрических сетей, а также инженерно-технического персонала, электромонтеров, дежурного персонала и диспетчеров.

2. Организация эксплуатации вл

2.1. Общие положения

2.1.1. Эксплуатация ВЛ заключается в проведении технического обслуживания и капитального ремонта, направленных на обеспечение их надежной работы.

2.1.2. Техническое обслуживание ВЛ состоит из комплекса мероприятий, направленных на предохранение элементов ВЛ от преждевременного износа.

2.1.3. При капитальном ремонте ВЛ должен быть выполнен комплекс мероприятии по поддержанию или восстановлению первоначальных эксплуатационных показателей и параметров ВЛ или отдельных ее элементов. При этом изношенные детали и элементы либо ремонтируются, либо заменяются более прочными и экономичными, улучшающими эксплуатационные характеристики линии.

Устранение неисправностей, а также повреждений непредвиденного характера должно производиться при очередном капитальном ремонте, техническом обслуживании. Повреждения, которые могут привести к аварии, должны устраняться немедленно.

2.1.4. Техническое обслуживание и капитальные ремонты ВЛ, а также реконструктивные, погрузочно-разгрузочные работы, непосредственно связанные с эксплуатацией ВЛ, должны производиться с использованием машин, механизмов и приспособлений; предусмотренных "Нормативами комплектования автотранспортными средствами, спец механизмами и тракторами производственных подразделений Минэнерго СССР для технического обслуживания и ремонта электрических сетей" (М.: СПО ОРГРЭС, 1991).

комплексный, т.е. одна или несколько бригад выполняет полный объем работ на данной ВЛ (участке ВЛ) в течение возможно более короткого срока;

по видам работ, т.е. специализированные бригады, выполняют однотипные работы на одной или нескольких параллельных ВЛ (например, замену приставок и выправку опор под напряжением, окраску металлических опор, расчистку трасс от зарослей и т.д.).

Техническое обслуживание и капитальный ремонт рекомендуется выполнять преимущественно комплексным методом.

2.1.6. Работы по техническому обслуживанию и капитальному ремонту комплексным методом или по видам работ рекомендуется выполнять бригадами централизованного обслуживания, организуемыми в службе линий или территориальных производственных подразделений ПЭС.

2.1.7. При определении зон обслуживания ВЛ бригадами централизованного обслуживания рекомендуется руководствоваться следующим:

а) оптимальная зона обслуживания ВЛ одной ремонтно-производственной базой (РПБ), при которой обеспечивается наиболее эффективная загрузка персонала и рациональное использование средств механизации:

протяженность ВЛ (в зависимости от плотности электрических сетей, их состояния и состояния дорог) — от 500 до 1500 км линий по цепям;

механизмами, автотранспортом, такелажными приспособлениями, инструментом, защитными средствами, средствами связи;

производственными и бытовыми помещениями: кладовыми, складами, мастерскими, гаражами для автомашин и механизмов, раздевалками, душевыми и т.п.;

2.1.9. В целях повышения производительности труда рекомендуется применять совмещение профессий, в первую очередь профессии водителей, трактористов, крановщиков, электро- и газосварщиков с профессией электромонтеров.

2.1.10. Машины, механизмы, приспособления и другое оборудование, постоянно используемые бригадами централизованного обслуживания, закрепляются за этими бригадами. Механизмы, недостаточно применяемые бригадой, размещаются в ПЭС, РЭУ (ПЭО).

2.1.11. Ответственность за техническое состояние машин, механизмов, специализированного оборудования, их своевременный ремонт и испытания возлагается на службу механизации и транспорта (или аналогичную службу) предприятия электрических сетей (энергосистемы, объединения).

Производственные подразделения ПЭС, обслуживающие ВЛ, несут ответственность за нормальную эксплуатацию закрепленных за ними средств механизации.

Ответственность за эксплуатацию такелажных приспособлений, инструмента и другого оборудования, их своевременный ремонт и испытания возлагается на руководителей (мастеров) производственных подразделений, за которыми закреплено это оборудование.

2.1.12. Механизмы, инструмент и приспособления для работ на ВЛ должны постоянно содержаться в исправном состоянии, своевременно испытываться и ремонтироваться.

Результаты испытаний и осмотров механизмов, такелажных приспособлений и оборудования должны быть оформлены в журналах учета.

2.1.13. Хранение неисправного или негодного инструмента, приспособлений вместе с исправным запрещается.

2.1.14. В месте хранения должен быть вывешен список имеющихся механизмов, инструмента и приспособлений с указанием срока их испытании или осмотров.

2.1.15. Техническое обслуживание и капитальный ремонт ВЛ в зависимости от вида работ, наличия соответствующих, приспособлений, подготовки персонала и других условий могут выполняться со снятием напряжения, без снятия напряжения на нетоковедущих частях или под напряжением на токоведущих частях.

2.1.16. Конструктивные изменения опор и других элементов ВЛ,- а также закрепление опор в грунте должны выполняться только при наличии технического обоснования и с разрешения главного инженера ПЭС.

2.1.17. Предприятиям, в ведении которых находятся ВЛ, разрешается производить в охранных зонах земляные работы, необходимые для ремонта или тех перевооружения этих линий.

2.1.18. Плановые работы по ремонту и тех перевооружению ВЛ, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, должны производиться по согласованию с землепользователями и, как правило, в период, когда эти угодья не заняты сельскохозяйственными культурами или когда возможно обеспечение сохранности этих культур.

Работы по, ликвидации аварий и техническому обслуживанию ВЛ могут производиться в любой период без согласования с землепользователем, но с уведомлением его о проводимых работах.

Типовая инструкция по окраске металлических опор линий электропередачи с применением преобразователя ржавчины


Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОКРАСКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОПОР ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ РЖАВЧИНЫ

Срок действия с 01.01.84 г.
до 01.01.89 г.*
__________________
* О дате окончания действия см. ярлык "Примечания". -
Примечание изготовителя базы данных.

РАЗРАБОТАНО цехом электрических сетей ПО "Союзтехэнерго"

ИСПОЛНИТЕЛИ В.В.Алексеев, И.А.Серебренников

СОГЛАСОВАНО с Научно-исследовательским и проектным институтом лакокрасочной промышленности

УТВЕРЖДЕНО Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем

Заместитель начальника К.М.Антипов 19.12.1983 г.

В настоящей Типовой инструкции приводится способ защиты металлических опор ВЛ от коррозии с применением преобразователя ржавчины.

Типовая инструкция предназначена для персонала предприятий электрических сетей, эксплуатирующих воздушные линии электропередачи различных классов напряжений.

С выходом настоящей Типовой инструкции аннулируется "Инструкция по окраске металлических опор линий электропередачи с применением преобразователя ржавчины" (М.: СЦНТИ ОРГРЭС, 1969).

1.1. Настоящая Типовая инструкция (далее Инструкция) является руководством по окраске металлических опор, а также металлических элементов железобетонных и деревянных опор* с применением преобразователя (модификатора) ржавчины N 3**.

* Металлические опоры и металлические элементы железобетонных и деревянных опор далее именуются "опоры".

** Преобразователь (модификатор) ржавчины N 3 далее именуется "преобразователь".

В Инструкции содержатся сведения по подготовке поверхности металлических конструкций опор, по выбору материалов, по приготовлению и способу нанесения преобразователя и защитных лакокрасочных покрытий, основные требования правил техники безопасности, характеристики применяемых материалов, а также указывается их стоимость и ориентировочный расход.

1.2. Инструкцией предусматривается окраска опор, ранее не окрашенных, покрытых ржавчиной, а также окрашенных лаками на битумной основе (кузбасслаком, лаком БТ-577, асфальтобитумным лаком), имеющих значительную степень коррозионного поражения.

1.3. Срок службы антикоррозионного покрытия зависит от агрессивности среды, в которой эксплуатируются опоры, количества слоев покрытия, качества лакокрасочных материалов и тщательности соблюдения технологии работ.

1.4. Работы по защите опор от коррозии выполняются в следующей последовательности:

- приготовление преобразователя ржавчины (если он готовится на месте);

- удаление пластовой ржавчины (если она имеется);

- нанесение преобразователя на опоры, подлежащие окраске;

- сушка (выдержка) поверхности опор, обработанных преобразователем;

- приготовление рабочих составов дня нанесения первого слоя покрытия;

- нанесение первого слоя покрытия;

- сушка первого слоя покрытия;

- приготовление рабочих составов для нанесения второго слоя покрытия;

- нанесение второго слоя покрытия.

По окончании работ по окраске в специальном журнале фиксируется дата окраски, наименование лакокрасочных материалов, примененных при окраске, продолжительность сушки преобразователя и количество слоев нанесенного покрытия.

2. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ РЖАВЧИНЫ N 3

2.2. Преобразователь представляет собой смесь ортофосфорной кислоты 40%-ной концентрации (плотность 1,25 г/см) с цинком в соотношении 9:1 (90 мас.ч. кислоты и 10 мас.ч.цинка).

2.3. Преобразователь готовится заранее - за сутки и более до начала работ - в количестве, необходимом для производства всего намеченного объема работ.

2.4. Преобразователь готовится в кислотостойкой посуде (эмалированной, полиэтиленовой, керамической или в посуде, имеющей внутреннее покрытие из свинца).

Вместимость посуды должна быть в три-четыре раза больше объема смешиваемых компонентов, поскольку реакция взаимодействия кислоты с цинком сопровождается пенообразованием за счет выделения водорода (особенно бурное пенообразование с выделением большого количества тепла отмечается при температуре окружающего воздуха выше 25 °С).

2.5. Для приготовления преобразователя в указанную посуду наливается требуемое количество ортофосфорной кислоты и в нее небольшими порциями добавляется необходимое количество цинка (в виде порошка, пыли, стружки или гранул) таким образом, чтобы пена с кислотой не вытеснялась из посуды.

Для уменьшения пенообразования после добавления каждой порции цинка следует производить перемешивание раствора деревянной мешалкой.

2.6. Реакция взаимодействия 40%-ной ортофосфорной кислоты и цинковой пыли при приготовлении преобразователя продолжается 5-10 ч при температуре 19-20 °С.

2.7. Для приготовления преобразователя ржавчины возможно применение концентрированной химически чистой, технической и термической ортофосфорной кислоты с последующим разведением ее водой до 40%-ной концентрации.

2.8. Если вместо цинковой пыли или цинкового порошка применяется цинк в виде крошки, стружки или гранул, целесообразно растворять цинк в концентрированной ортофосфорной кислоте. При этом вначале в кислоту вводится цинк, а после окончания реакции (полного растворения цинка) добавляется вода.

Количество цинка и воды, добавляемых в концентрированную ортофосфорную кислоту для приготовления преобразователя, приводится в табл.1.

Исходная концентрация кислоты, %

Удельный вес кислоты
по ареометру, г/см

Количество цинка и воды, добавляемых
на 90 мас.ч. ортофосфорной кислоты, мас.ч.

2.10. При приготовлении преобразователя с применением концентрированной ортофосфорной кислоты и цинковой крошки при температуре ниже 18 °С реакция взаимодействия замедляется, а в отдельных случаях (при температуре 10-12 °С и ниже) совсем прекращается, при этом образуется белая студенистая масса. При повышении температуры или при снижении концентрации кислоты введением небольшого количества воды восстанавливается нормальная вязкость преобразователя.

2.11. Реакция взаимодействия кислоты с цинком сопровождается выделением тепла и водорода, поэтому в первые сутки после приготовления преобразователя посуду, в которой он находится, не следует закрывать плотно.

2.12. Срок хранения готового преобразователя не ограничен. Хранение и транспортировка преобразователя ржавчины к месту работ производится в закрытой кислотостойкой посуде.

3. НАНЕСЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ РЖАВЧИНЫ НА ПОВЕРХНОСТЬ ОПОР

3.1. Нанесение преобразователя на поверхность опор должно производиться в сухую погоду при температуре не ниже 5 °С.

Наличие влаги на поверхности опор не является препятствием для нанесения на нее преобразователя ржавчины.

* Информационный листок N Э-1/72 "Применение механической кисти ОРГРЭС для окраски металлических опор линий электропередачи" (М.: СЦНТИ ОРГРЭС, 1972).

3.3. При наличии на поверхности опор пластовой и рыхлой ржавчины или слоев отстающей старой краски необходимо предварительно очистить поверхность с помощью скребков, стальных щеток и т.п.

3.4. Преобразователь следует наносить тонким слоем, методом двойной растушевки кистью.

4. СУШКА (ВЫДЕРЖКА) ОПОР, ОБРАБОТАННЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ

4.1. Поверхность опор, обработанная преобразователем, должна быть выдержана на воздухе для прохождения реакции преобразования ржавчины в фосфаты цинка и железа. Реакция сопровождается выделением пузырьков водорода и изменением цвета. Через сутки поверхность темнеет, через двое-трое суток при наличии высокой влажности воздуха или выпадении осадков в виде дождя или росы поверхность становится серой (цвета, характерного для фосфатированной поверхности).

4.2. Продолжительность сушки (выдержки) опор, обработанных преобразователем, зависит от метеорологических и климатических условий. В средней полосе время сушки должно составлять 4-6 сут при среднесуточной температуре 15-16 °С и относительной влажности воздуха 75% и более. В южных районах и районах с сухим климатом срок сушки значительно больше.

4.3. Сокращение сроков сушки в районах с сухим климатом до 4-6 сут может быть достигнуто обработкой поверхности водой через 3-4 сут после нанесения преобразователя.

4.4. Атмосферные осадки, выпавшие через одни-двое суток после нанесения преобразователя на поверхность опор, ускоряют реакцию и способствуют получению более качественной очистки.

4.5. Об окончании реакции преобразования ржавчины можно судить по степени кислотности рН на поверхности металлоконструкции, которая определяется с помощью универсальной индикаторной бумаги и должна быть не менее 4,5. Если рН

4.6. Для определения значения рН полоску индикаторной бумаги необходимо смочить водой и тут же наложить на обработанную поверхность. Цвет полоски сравнивают со шкалой, приложенной к набору индикаторной бумаги, и оценивают степень кислотности обработанной поверхности.

4.7. Фосфатная пленка, полученная на обработанной поверхности, не может служить самостоятельной защитой поверхности опор от коррозии и должна быте покрыта одним из атмосферостойких лакокрасочных материалов не позже чем через 10 сут.

5. ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАБОЧИХ СОСТАВОВ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

5.1. Для окраски опор, обработанных преобразователем, должны быть применены стойкие лакокрасочные материалы: эпоксидная грунт-шпатлевка ЭП-00-10, перхлорвиниловые материалы, эпоксикаменноугольный лак ЭКП-1.

При отсутствии указанных материалов могут быть применены битумные лаки, значительно уступающие по коррозионной стойкости рекомендуемым лакокрасочным материалам.

ТИ 34-70-035-85. Типовая инструкция по организации работ для определения мест повреждения воздушных линий электропередачи напряжением 110 кВ и выше с помощью фиксирующих приборов. М.: СПО Союзтехэнерго, 1985.

ТИ 34-70-023-84. Типовая инструкция по окраске металлических опор линий электропередачи с применением преобразователя ржавчины. М.: СПО Союзтехэнерго, 1984.

РД 34.51.501. Типовая инструкция по обмыву изоляторов ВЛ до 500 кВ включительно под напряжением непрерывной струей воды. М.: СПО Союзтехэнерго, 1982.

Типовая инструкция по химическому методу уничтожения травянистой и древесно-кустарниковой растительности на площадках опор линий электропередачи. М.: СПО Союзтехэнерго, 1982.

РД 34.20.667. Типовая инструкция по химическому методу уничтожения древесно-кустарниковой растительности на трассах ВЛ под напряжением с применением наземных механизмов и авиации. М.: СПО Союзтехэнерго, 1982.

Инструкция по пропитке столбовой древесины автоклавно-диффузионным способом антисептиками Доналит УА и Доналит УАлл. М.: СПО Союзтехэнерго, 1979.

Инструкция по выправке железобетонных одностоечных свободностоящих опор поперек ВЛ напряжением 35 кВ и выше. М.: СПО Союзтехэнерго, 1978.

ТИ 34-70-005-82. Типовая инструкция по сварке неизолированных проводов с помощью термитных патронов. М.: СПО Союзтехэнерго, 1982.

ВСН-34-71-83. Технологические правила по производству работ при опрессовке проводов с использованием энергии взрыва. М.: ЦНТИ, 1983.

Инструкция по нанесению антикоррозийного покрытия на грозозащитный трос, оттяжки опор и провода ВЛ напряжением 35 кВ и выше. М: СКТБ ВКТ Мосэнерго, 1983.

МУ 34-70-177-87. Методические указания по оценке технического состояния металлических опор воздушных линий электропередачи и порталов открытых распределительных устройств напряжением 35 кВ и выше. М.: СПО Союзтехэнерго, 1988.

Методические указания по эксплуатации и ремонту железобетонных опор и фундаментов линий электропередачи 0,4 - 500 кВ. М.: СЦНТИ ОРГРЭС, 1972.

Методические указания по техническому обслуживанию и ремонту переходов воздушных линий электропередачи через водные преграды. М.: СПО ОРГРЭС, 1993.

Методические указания по измерению сопротивлений заземления опор ВЛ без отсоединения грозозащитного троса. М.: СПО Союзтехэнерго, 1981.

МУ 34-70-027-82. Методические указания по плавке гололеда переменным током. Ч. I. М.: СПО Союзтехэнерго, 1983.

Методические указания по применению сигнализаторов гололеда и прогнозированию гололедоопасной обстановки. М.: СПО Союзтехэнерго, 1982.

РД 34.20.182-90. Методические указания по типовой защите от вибрации и субколебаний проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 750 кВ. М.: СПО ОРГРЭС, 1991.

Методика расчета снижения себестоимости производства и передачи электроэнергии при выполнении ремонта под напряжением ВЛ 35 - 750 кВ. М.: СПО Союзтехэнерго, 1988.

РД 34.20.184-91. Методические указания по районированию территорий энергосистем и трасс ВЛ по частоте повторяемости и интенсивности пляски проводов. М.: СПО ОРГРЭС, 1993.

Типовые технологические карты по техническому обслуживанию и капитальному ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 750 кВ. Ч. 1. М.: СПО Союзтехэнерго, 1985.

Типовые технологические карты по техническому обслуживанию и капитальному ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 750 кВ. Ч. 2. М.: СПО Союзтехэнерго, 1987.

Типовые технологические карты по техническому обслуживанию и капитальному ремонту воздушных линий электропередачи 35 - 220 кВ на деревянных опорах. М.: СПО ОРГРЭС, 1991.

Технологические карты на производство работ под напряжением на воздушных линиях электропередачи напряжением 220 - 750 кВ. Вып. 1. М.: СПО Союзтехэнерго, 1988.

Типовые технологические карты. Монтаж сталеалюминиевых грозозащитных тросов сечением АС 70/72 в анкерных пролетах с промежуточными опорами типа ПС-750, ПИ-750 и ПН-750. М.: Информэнерго, 1985.

1.4. Документы на средства механизации, технические средства для выполнения технического обслуживания и ремонта

РД 34.10.101-91. Нормативы комплектования автотранспортными средствами, спецмеханизмами и тракторами производственных подразделений Минэнерго СССР для технического обслуживания и ремонта электрических сетей. М.: СПО ОРГРЭС, 1991.

РД 34.10.108. Табели комплектования предприятий электрических сетей Минэнерго СССР средствами малой механизации, приспособлениями, такелажным оборудованием, ручным инструментом и приборами для ремонта и технического обслуживания воздушных линий электропередачи напряжением 0,4 - 750 кВ и кабельных линий 0,4 - 35 кВ. М.: СПО Союзтехэнерго, 1989.

РД 34.10.109-88. Нормы потребности в средствах малой механизации, механизированном, ручном инструменте и специальных приспособлениях для ремонтно-эксплуатационных работ на ТЭС, ГЭС, в электрических и тепловых сетях. М.: СПО Союзтехэнерго, 1990.

Нормативы расхода материалов на ремонт и техническое обслуживание воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 500 кВ. М.: СПО ОРГРЭС, 1977.

РД 34.10.393-88. Нормы аварийного запаса материалов и оборудования для восстановления воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ. М.: СПО Союзтехэнерго, 1989.

НР 34-70-002-82. Нормы аварийного запаса материалов и оборудования для восстановления воздушных линий электропередачи напряжением 110 кВ и выше. М.: СПО Союзтехэнерго, 1982.

РД 34.10.385. Нормы аварийного запаса материалов и оборудования для восстановления воздушных линий электропередачи напряжением 0,4 - 35 кВ. М.: СПО Союзтехэнерго, 1978.

Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок, изд. второе перераб. и доп. М.: Энергоатомиздат, 1986.

Правила техники безопасности при производстве электромонтажных работ на объектах Минэнерго СССР. М.: Информэнерго, 1984.

РД 34.03.601. Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты. М.: СПО Союзтехэнерго, 1985.

Правила применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к ним. 9-е изд. М.: Типография ИПО "Полигран", 1993.

РД 34.03.604. Руководящие указания по защите персонала, обслуживающего распределительные устройства и воздушные линии электропередачи переменного тока напряжением 400, 500 и 750 кВ, от воздействия электрического поля. М.: СПО Союзтехэнерго, 1981.

РД 34.03.104. Санитарные нормы и правила выполнения работ в условиях воздействия электрических полей промышленной частоты (50 Гц). М.: Типография Минздрава СССР, 1991.

РД 34.03.602. Инструкция по эксплуатации индивидуальных экранирующих комплектов спецодежды для работы в электроустановках напряжением 400, 500 и 750 кВ частотой 50 Гц. М.: СПО Союзтехэнерго, 1981.

РД 34.03.230-88. Типовая инструкция по охране труда для электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи. М.: СПО Союзтехэнерго, 1989.

Методические указания по определению электромагнитного поля воздушных высоковольтных линий электропередачи и гигиенические требования к их размещению. М.: Типография Минздрава СССР, 1986.

Преобразователь ржавчины или как готовить голую сталь к покраске.


Продолжим наши химические опыты.
Как известно при производстве автомобилей кузов после сварочных работ фосфатируется или цинкофосфатируется или цинкуется, а затем грунтуется катофорезным грунтом что в сумме обеспечивает очень хорошую защиту от коррозии.

К сожалению такие технологии при локальном или капитальном кузовном ремонте или реставрации нам не доступны ввиду необходимости наличия весьма специфической производственной базы.
А хочется:
Во-первых максимально убрать очаги коррозии, особенно в капилярных и трещинообразных очагах.
Во вторых создать качественную основу для нанесения ЛКП.

Технологии с использованием электрохимических и горячих процессов я отбросил для себя сразу ввиду сложности и объемности. Мелочь еще можно сделать, а вот кузов автомобиля или отдельные детали — уже сложнее.
Пробовал и испытывал различные покупные средства типа преобразователей ржавчины — но они меня тоже особо не впечатлили.

Самое интересное, как я исполняю вышеуказанную инструкцию. Итак, пошагово:

1. Дерем, грызем и сцарапываем или смываем старое ЛКП. Смело применяем химию и прочую гадость. И даже пескоструйку, хотя обработку кварцевым песком считаю недоспустимым в кузовном ремонте, но об этом позже — будет отдельная публикация.
2. Моем деталь водой с фэйри. Вытираем насухо. Проливаем кипятком/горячей водой. Вытираем насухо.
3. Преобразователь ржавчины (тот что по рецепту приготовили) наливаем в посудину типа миска.
4. Макаем в него красный скотчбрайт (есстественно в резиновых перчатках — хотя бы в начале) и тщательно разматовываем обрабатываемую деталь. В процессе преобразователь становится грязным, почти черным. За одно макание обрабатываю площадь см 40х40.
5. Обработанный участок протираем салфеткой насухо.
6. П.п. 4 и 5 по всей детали.

7. На следующий день (если тмпература выше 10 градусов) или через 2-3 дня если температура ниже повторяем процедуру по п.п. 4, 5 и 6.

8. Еще 1-2 раза делаем п.7.

Ждем "…неделю. Не меньше!"
Проверяем уровень кислотности обработанной поверхности лакмусовой бумагой. Это тоже описано в "Инструкции…"). Если кислотности нет — можно красить.

Выглядеть это будет приблизительно так:



Полученное цинкофосфатное покрытие я грунтую так:
Обезжирка антисиликоном — куда ж без нее…
1. ОООООчень тонкий слой кислотного травящего грунта.
2. Через сутки тест на кислотность согласно "Инструкции…"
3. Если кислотность повышенная — промываю деталь слабым раствором аммиака и дистиллированной водой. Сразу сушим.
4. Продуваем сжатым воздухом.
5. 1,5 слоя эпоксидного грунта.
6. Полная сушка — двое суток в нормальных условиях.
7. Разматовываем Р240. Но не до протиров :)
8. ОООООчень тонкий прозрачный слой эпоксидного грунта — сушка в нормальных условиях 12 часов.
9. Не позже 24 часов после операции п.8. 1-2-3 слоя полиуретанового грунта.

После такой подготовки покраска мокрым по мокрому, как понимаете, не актуальна. Наличие двух, контрастных по цвету, грунтов помогает избежать протиров при последующих шлифовках и разматовках.

Читайте также: