Тонкие листы металла с рельефным рисунком полученным путем выдавливания

Обновлено: 18.05.2024

Басма (в переводе с тюркского — «отпечаток») — это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путем выдавливания (рис, 91). Весь рисунок наносят сразу, а не по частям, как при тиснении по фольге с помощью давилок.

В русском декоративно-прикладном творчестве техника басмы зародилась еще в X—XI вв. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т. п. Основу изделия делали из древесины и на нее при помощи мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.

Для тиснения басмы изготовляют басменную доску (матрицу). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами, без острых краев и выступов. Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1. 2 мм.


Рис. 91. Фрагмент басмы

Матрицы изготовляют литьем из медных сплавов. Также для изготовления матриц используют стальные заготовки, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок. Несложный рисунок можно нанести на матрицу фрезерованием концевыми фрезами на фрезерном станке. В настоящее время иногда применяют составные матрицы, в которых элементы рисунка в виде полосок металла прикрепляют к плоскому (стальному или алюминиевому) листу заклепками или винтами.

Толщина медных басменных матриц составляет 6. 12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной.

Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2. 0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой.

После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.

Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше эго расхождение.

В современных условиях вместо листового свинца часто используют прокладки из твердой резины толщиной 10. 15 мм, а давление на них осуществляют с помощью ручных прессов.

Художественные изделия из металла на ювелирных фабриках и в цехах предприятий, выпускающих подарочные изделия, сувениры и др., изготавливают художники и мастера декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа №31

Изготовление басмы

  1. Подготовьте к работе басменные матрицы, например с изображением эмблемы школы или класса, художественно оформленных накладок на замочную скважину и др.
  2. Применяя описанные выше приемы, изготовьте вручную или с помощью пресса изделия в технике басмы.
  3. Продумайте и изобразите в рабочей тетради эскизы басмы, которую вы могли бы изготовить для украшения мебели и других изделий из древесины.

Новые слова и понятия

Басма, басменная доска, художники и мастера декоративно-прикладного искусства.

§ 28. Басма

Презентация по технологии на тему " Басма" ( 7 класс)

Басма художественная обработка листового металла 7 классг.Корсаков. Сахалинс.

Цели уроков
1 Формирование умений и навыков выполнения несложных рельефов на фольге
2 Формирование представлений о басме, как способе выдавливания ( прессования) рельефного рисунка на тонких листах металла

Басма( в переводе с тюркского- «отпечаток»)Это тонкие листы металла с рельефн.

Басма( в переводе с тюркского- «отпечаток»)
Это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученный путём выдавливания.
На листы рисунок наносят сразу, а не по частям, как при тиснение по фольге с помощью давилок

Виды художественной обработки листового металлаПросечка Чеканка Дифовка (выко.

Виды художественной обработки листового металла
Просечка
Чеканка
Дифовка (выколотка)
Басма (тиснение)
ЛитьёФилигрань (скань)
Алмазная грань
Гравирование
Травление
Чернение
Эмалирование (финифть)
Металлопластика
Таушировка (насечка)
Наводка золотом (позолота)

Область применения басмыПрименялась эта техника в основном в тех районах, где.

Область применения басмы
Применялась эта техника в основном в тех районах, где из-за дефицита металла не могли развиваться литье и чеканка. Басма упрощала художественную обработку металла, изделия стали дешевле и доступнее. До нас дошли работы XII—XIII веков, выполненные в этой технике.
Басма не требует сложного оборудования, ею вполне можно занимать­ся в школьной мастерской. Багеты для картин, значки, сувениры — все это можно сделать, используя технику басмы.

Это интересно Тонкие листы металлической фольги с печатным рельефным узор.

Это интересно
Тонкие листы металлической фольги с печатным рельефным узором, а также технику их изготовления издревле называют в декоративно-прикладном искусстве коротким словом — басма. В Древнюю Русь басма пришла из Средней Азии и в переводе с тюркских языков означает «тиснение». Ее техника отличается простотой и технологичностью приемов исполнения. Суть их заключалась в том, что тонкие металлические листы клали на отлитую заранее из бронзы матрицу с рельефным изображением. Сверху лист накрывали свинцовой пластинкой, но которой с силой ударяли молотком. Свинец заполнял углубления матрицы. Под его давлением мягкая фольга растягивалась и, ложась на поверхности рельефа, точно передавала все его особенности.

Фрагменты Басмы

Басменная доскаДля тиснения басмы прежде всего изготовляется басменная доска.

Басменная доска
Для тиснения басмы прежде всего изготовляется басменная доска (матрица). Она представляет собой невысокий монолитный металлический рельеф с мягкими, плавными формами без острых краев, углов и резких выступов, которые прорывают тонкий металл при тиснении. Общая высота рельефа на древних басмах не превышала 1—2 мм, но иногда достигала 5—6 мм (на больших басмах).
Матрица изготовляется литьем из медных сплавов с последующей тщательной чеканкой, реже обронной техникой из стальной заготовки, тоже прочеканенной. Толщина медных басменных матриц составляет от 6 до 10—12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотная сторона матрицы плоская, ровная, плотно ложащаяся на верстак.

Последовательность изготовления басмыПроцесс тиснения заключается в следующем.

Последовательность изготовления басмы
Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2. 0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой.
После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.
Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше эго расхождение.

Вопросы для повторения1 Что такое басма? 2 Для какой цели служат басменные до.

Вопросы для повторения
1 Что такое басма?
2 Для какой цели служат басменные доски?
3 Как изготавливают басменные доски?
4 Почему рельефный рисунок на басменных досках делают не очень высоким?
5 Назовите последовательность изготовления басмы?
6 Из каких металлов изготавливают матрицы
7 Какие металлы применяются для изготовления басмы?

Проверь себяУтверждение1 Весь рисунок басмы наносят на металлические листы 2.

Проверь себя
Утверждение
1 Весь рисунок басмы наносят на металлические листы
2 Матрица для тиснения имеет острые углы и края
3 Матрицу изготавливают из свинца
4 Оборотную сторону матрицы делают неровной , рифлёной
5 Чем толще прессуемый лист , тем более чёткий рисунок получается
Да Нет

Правильные ответы

Домашнее задание1 Используя информацию в печатных изданиях и интернете выбрат.

Домашнее задание
1 Используя информацию в печатных изданиях и интернете выбрать вариант для своего проектного изделия
2 § 25 стр 125-127

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Презентация по технологии для 7 класса на тему:"Тиснение по фольге. Басма. Декоративные изделия из про-волоки".

Тиснение по фольге. Басма. Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульпт.

Ручное тиснение по фольге (металлопластика) — один из древнейших способов художественной обработки металла. Мягкость и пластичность фольги даёт возможность сравнительно быстро с помощью простых инструментов — давилок — получить рельефное изображение.

Для выполнения тиснения по фольге прежде всего изготовляют рабочую доску. Раз.

Для выполнения тиснения по фольге прежде всего изготовляют рабочую доску. Размеры доски зависят от размеров художественных изделий, которые вы собираетесь делать. На одну сторону доски наклеивают кожу или сукно, а другую тщательно полируют шлифовальной шкуркой.

Для тиснения по фольге используют различные инструменты.. Контурные линии про.

Для тиснения по фольге используют различные инструменты.. Контурные линии проводят шилом, кончик которого закругляют и полируют (рис. а). Хорошо отполированная рабочая часть шила должна оставлять на фольге гладкую канавку без царапин. Для проведения штриховых линий можно использовать шариковую авторучку со стержнем без пасты.

Давилки разных размеров для выдавливания крупных участков рельефа изготовляют.

Давилки разных размеров для выдавливания крупных участков рельефа изготовляют из твёрдой древесины дуба, бука, яблони, клёна (рис. б). Деревянные давилки шлифуют и полируют, а рабочие части инструмента натирают парафином или воском, чтобы они легко скользили по фольге.

Хорошие давилки получаются, если к металлическим стержням приварить шарики от.

Хорошие давилки получаются, если к металлическим стержням приварить шарики от подшипников (рис. в).

Повторяющийся рельефный орнамент в виде крестика, звёздочки, кружочка можно п.

Повторяющийся рельефный орнамент в виде крестика, звёздочки, кружочка можно получить с помощью штампиков. Для изготовления штампика на торце деревянного или металлического стержня рисуют нужную фигуру, а затем опиливают её по контуру напильником и надфилями (рис. г).

Для выдавливания сплошных или пунктирных линий используют накатки (рис. д), с.

Для выдавливания сплошных или пунктирных линий используют накатки (рис. д), состоящие из ручки, стержня и вращающегося колёсика (гладкого или зубчатого).

Ручное тиснение выполняют на мягкой фольге из любого металла. Сухую фольгу ук.

Ручное тиснение выполняют на мягкой фольге из любого металла. Сухую фольгу укладывают на гладкую сторону рабочей доски и разглаживают. Можно использовать мягкую жесть банок из-под прохладительных напитков.

Рисунок рельефа продумывают заранее и изображают на бумаге. Затем его наклады.

Рисунок рельефа продумывают заранее и изображают на бумаге. Затем его накладывают на фольгу, а фольгу помещают на сукно рабочей доски. Обведённые шариковой ручкой контуры рисунка хорошо отпечатываются на фольге.

После этого приступают к тиснению. Вначале обрабатывают крупные элементы рису.

После этого приступают к тиснению. Вначале обрабатывают крупные элементы рисунка, затем переходят к более мелким. Для получения выпуклых элементов берут подходящую по размерам давилку и проводят ею по фольге, постепенно увеличивая нажим. Чтобы с лицевой стороны получались выпуклые участки, выдавливание производят с изнанки фольги, чтобы получались углублённые участки — с лицевой стороны
Работу заканчивают отделкой фона, часто покрывая его множеством углублений в виде точек.

Чтобы готовый рельеф случайно не повредить, его укрепляют — залива­ют с обрат.

Чтобы готовый рельеф случайно не повредить, его укрепляют — залива­ют с обратной стороны специальной смесью. Для приготовления смеси раз­водят в воде строительный гипс — алебастр, доводя смесь до густоты смета­ны. В смесь добавляют немного клея ПВА, чтобы застывший гипс не был очень хрупким.

Проволока является простым и доступным материалом, с помощью кото­рого вы мож.

Проволока является простым и доступным материалом, с помощью кото­рого вы можете изобразить фигурки животных и птиц или оформить пред­меты быта, интерьера.

На рисунке показаны декоративные изделия, выполненные из прово­локи, которые.

На рисунке показаны декоративные изделия, выполненные из прово­локи, которые можно назвать ажурными скульптурами из металла.

Прежде чем приступать к изготовлению подобных изделий, на листе бумаги выпо.

Прежде чем приступать к изготовлению подобных изделий, на листе бумаги выполняют эскиз будущей ажурной скульптуры. Затем подготавливают проволоку и инструменты.
Для изготовления ажурных скульптур малых форм применяют стальную или медную проволоку диаметром 1…3 мм. Можно использовать проволоку в разноцветной пластмассовой изоляции или покрытую цветной эмалью (жёлтой, красной, серой и др.). Для работы с проволокой нужны следующие инструменты: молоток, киянка, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, штангенциркуль, линейка, тиски, паяльник.

Правят проволоку с помощью при­ёмов, изученных вами в 5 классе: тонкую пров.

Правят проволоку с помощью при­ёмов, изученных вами в 5 классе: тонкую проволоку протягивают между двумя де­ревянными брусками или между вбитыми в дощечку по одной линии гвоздями, а толстую правят киянкой на металличе­ской плите. Режут тонкую алюминиевую, медную и стальную проволоку кусачками. Толстую или твёрдую проволоку разрубают зубилом.
Сгибают проволоку плоскогубцами или с помощью киянки в тисках. Если стальная проволока трудно сгибается, её подвергают отжигу.
Подготовленные куски проволоки соединяют между собой скручиванием или пайкой. Чтобы соединение при скручивании было надёжным, делают несколько витков проволоки.

Готовое изделие, выполненное из стальной проволоки, окрашивают в нужный цвет.

Готовое изделие, выполненное из стальной проволоки, окрашивают в нужный цвет. Изделия из медной и алюминиевой проволоки обычно не окрашивают. Иногда для большей устойчивости ажурную скульптуру крепят к основанию, изготовленному из различных материалов (древесины, метал­ла, пластмассы).

Басма (в переводе с тюркского — «отпечаток») — это тонкие листы металла с рел.

Басма (в переводе с тюркского — «отпечаток») — это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путём выдавливания. На листы весь рисунок наносят сразу, а не по частям, как при тиснении по фольге с помощью давилок.

В русском декоративно-прикладном творчестве техника басмы зародилась ещё в X-.

В русском декоративно-прикладном творчестве техника басмы зародилась ещё в X-XI вв. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплётов книг, ларцов, сундуков и т. п. Основу изделия делали из древесины и на нее с помощью мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.

Для тиснения басмы изготовляют басменную доску (матрицу). Она представляет со.

Для тиснения басмы изготовляют басменную доску (матрицу). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами, без острых краёв и выступов. Общая высота рельефа не превышает 1. 2 мм.

Матрицы изготовляют литьём из медных сплавов. Также для изготовления матри.

Матрицы изготовляют литьём из медных сплавов. Также для изготовления матриц используют стальные заготовки, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок. Несложный рисунок можно нанести на матрицу фрезерованием концевыми фрезами на фрезерном станке. В настоящее время иногда применяют составные матрицы, в которых элементы рисунка в виде полосок металла прикрепляют к плоскому (стальному или алюминиевому) листу заклёпками или винтами.
Толщина медных басменных матриц составляет 6. 12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной.

Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист и.

Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2. 0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя её рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещённый между матрицей и свинцовой прокладкой.

После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, то.

После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, точно повторяющий все детали матрицы.
Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше расхождение между рисунком и рельефом.
В современных условиях вместо листового свинца часто используют прокладки из твёрдой резины толщиной 10. 15 мм, а давление на них осуществляют с помощью ручных прессов.

Домашнее задание 1. Изучите § 23,24,25 учебника.

1.Изучите § 23,24,25 учебника.

Тонкие листы металла с рельефным рисунком полученным путем выдавливания

§ 19. Басма

Басма (в переводе с тюркского — «отпечаток») — это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путем выдавливания (рис.1). Весь рисунок наносят сразу , а не по частям, как при тиснении по фольге с помощью давилок.

http://ruskuznitsa.ru/wp-content/uploads/2017/08/%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4-01-480x355.jpg

Рис. 1. Оклад иконы

В русском декоративно-прикладном творчестве техника басмы зародилась еще в X—XI вв. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т. п. Основу изделия делали из древесины и на нее при помощи мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.



Рис.2. Переплёты книг

Для тиснения басмы изготовляют басменную доску ( матрицу ). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами, без острых краев и выступов (рис.3). Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1. 2 мм.


Рис. 3. Фрагмент басмы

https://storage.yandexcloud.net/wr4img/562579__06.jpg

Рис. 4 Технология изготовления басмы

Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше это расхождение.

Это интересно!

Тонкие листы металлической фольги с печатным рельефным узором, а также технику их изготовления издревле называют в декоративно-прикладном искусстве коротким словом — басма. В Древнюю Русь басма пришла из Средней Азии и в переводе с тюркских языков означает «тиснение». Ее техника отличается простотой и технологичностью приемов исполнения. Суть их заключалась в том, что тонкие металлические листы клали на отлитую заранее из бронзы матрицу с рельефным изображением. Сверху лист накрывали свинцовой пластинкой, но которой с силой ударяли молотком. Свинец заполнял углубления матрицы. Под его давлением мягкая фольга растягивалась и, ложась на поверхности рельефа, точно передавала все его особенности.

Уже в I тысячелетии н. э. славянские мастера использовали технику басмы для изготовления поясных бляшек, накладок, височных колец и других украшений. Так же, как и литье, басма давала возможность получать большое количество одинаковых рельефных изображений, то есть тиражировать изделия. Внешне басменный рельеф мало чем отличается от литого. Поскольку на его создание уходит меньше металла, он гораздо легче. Экономия металла, особенно золота и серебра, — одна из основных причин, способствовавших широкому распространению техники басмы в Древней Руси. При раскопках древнего Новгорода в культурном слое XII века на усадьбе художника Олисея Петровича Гречина был найден фрагмент ризы для большой иконы с тиснением по мягкой бронзе. Сохранились иконы XIII–XIV веков из Суздаля, декорированные серебряными и золотыми орнаментами с тонкой проработкой деталей. Нередко древние мастера сочетали басму с чеканкой. При этом басменный рельеф был вспомогательным и служил как бы канвой, по которой выполнялась чеканка. Порой рельефы, выполненные в смешанной технике, трудно отличить от изначально чеканной работы. Мастера такой прием называли басмой на чеканное дело. В этой технике выполнены серебряные оклады икон Донской Богоматери и Олигитрии (конец XIV — начало XV века), хранящиеся в Загорском музее.

Одной из вершин русской басмы является оклад иконы Дмитрия Солунского, выполненный в 1586 году. На нем древний мастер изобразил сложные многофигурные композиции, объединив их в единое целое традиционным басменным орнаментом в виде извивающихся растительных побегов, в изгибах которых расположил причудливые цветы. Излюбленный традиционный орнамент служил своеобразным декоративным фоном, объединяющим клейма — многофигурные композиции, изображающие сцены христианской мифологии. В XVII веке мотив вьюнка с пышными цветами в завитках постепенно исчезает. Позднее художники стали разрабатывать и развивать новые темы орнаментального декора.

Изготовление басмы не требует сложного оборудования, поэтому басменная техника может найти самое разнообразное применение не только в школьной, ни и домашней мастерской. Ее целесообразно применять в тех случаях, когда необходимо получить множество совершенно одинаковых узоров, например, для багета, идущего на изготовление карнизов и рам. Часто при изготовлении мебели применяют ручки с декоративным рельефом. Нужное число рельефов для этих ручек нетрудно сделать самостоятельно, используя технику басмы. При необходимости можно изготовить по заранее разработанным эскизам все возможные значки, эмблемы, накладные рельефы для призовых кубков и многое другое .

Практическая работа " Изготовление басмы"

Новые слова и понятия

Читайте также: