Требования к металлическим стропам

Обновлено: 12.05.2024

Грузоподъемные работы относятся к категории потенциально опасных, поэтому ко всему оборудованию, применяемому во время выполнения этих работ, предъявляются особые требования с точки зрения их пригодности к использованию. Состояние всех составляющих грузоподъемного оборудования важно не только для сохранности грузов, но, в первую очередь, для безопасности персонала, проводящего работы.

Правила и нормы эксплуатации такого оборудования, в том числе браковки стропов, установлены нормативными актами и ПБ 10-382-00, ПОТ РМ-007-98 и др. Для каждого вида стропов требования к безопасной эксплуатации определены соответствующими разделами РД 24-СЗК-01-01, РД 10-33-93 и РД 11-07-2007, которыми определяются сроки и состав контроля и браковки грузоподъемных стропов.

Сроки и порядок проведения осмотра и браковки стропов

В соответствии с требованиями нормативных документов владелец при регулярном использовании стропов должен проводить их осмотр каждые 10 дней. Стропы, используемые редко, следует осматривать перед их каждой выдачей в работу. Петлевые и кольцевые стропы необходимо осматривать при каждой выдаче в работу.

Осмотр и браковка стропов должны проводиться представителем ИТР, ответственным за исправность данного оборудования и безопасность выполняемых работ. В процессе этих мероприятий осуществляют наружный и внутренний осмотр, а также инструментальный контроль, на основании которых делается заключение о соответствии стропов характеристикам, которые приведены в паспорте изделия. Результаты проведенной проверки фиксируются в журнале осмотра. При выявлении повреждений или дефектов в журнале должна быть приведена информация об их устранении. Журнал должен заполняться в соответствии с установленной формой, где указываются:

  • условное обозначение и наименование стропа;
  • порядковый номер изделия;
  • номер паспорта на изделия и название изготовителя;
  • куда, когда, кому направлен строп;
  • дата последнего освидетельствования;
  • заключение о возможности эксплуатации стропа;
  • Результаты должны заверяться подписью ответственного лица.

При осмотре стропов следует проверять состояние цепей, лент, канатов, концевых элементов, карабинов, подвесок, их места креплений.

Проверка текстильных стропов

Контроль пригодности текстильных стропов состоит из визуального осмотра, при котором проверяется соответствие маркировки паспорту, исправность петель и швов, соединительных элементов, захватов. После этого осуществляется инструментальный контроль. Стропы не допускаются к использованию при обнаружении следующих недостатков:

  • отсутствие маркировки или бирки;
  • наличие узлов или поперечных разрывов на несущих лентах стропов вне зависимости от их величины;
  • продольные порезы или разрыв, превышающие 50 мм, а суммарная длина их более 10% от длины ветви стропа;
  • местное расслоение лент, кроме мест заделки их краев, превышает 0,5 м и имеет разрыв в три или более строчек на одном крайнем или двух внутренних швах;
  • местное расслоение на заделке краев превышает 0,2 м на одном крайнем или двух внутренних швах, а также отслоение края или сшивки лент у петли, длина которого превышает 10% длины заделки их концов;
  • поверхностные обрывы нитей ленты, появившиеся в результате механического воздействия груза, превышающие 10 % ширины ленты;
  • повреждения от химических веществ (щелочей, кислот, растворителей, нефтепродуктов и пр.), превышающие 10% общей длины и ширины стропа;
  • выпучивание нитей или сквозные отверстия от острых предметов или ожогов, диаметр которых превышает 10% ширины ленты;
  • загрязнения грунтом, цементом, красками, нефтепродуктами и др., превышающие 50% длины стропа.

Все перечисленное относится к текстильным ленточным стропам. Нормы браковки круглопрядных стропов включают также: разрыв чехла, обрыв более 6 проволок, разрывы нитей в узлах сшивки, превышающие 10% от ее длины, отверстия в чехле.

Контроль канатных стропов

Канатные стропы, выпускаемые по ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93, должны подвергаться трем этапам проверки: наружному и внутреннему осмотру и инструментальному контролю. Канатные стропы с выявленными недостатками выбраковываются и не допускаются к работе.

При осмотре стропов проверяются:

  • соответствие типа стропа и маркировки на бирке паспортным данным изделия;
  • исправность петель на конце каната;
  • наличие дефектов и повреждений по длине стропа и их уровень;
  • состояние сердечника и внутренних прядей каната.

По результатам контроля канатный строп не допускается в работу в следующих случаях:

  • отсутствие или повреждение бирки с маркировкой или паспорта на строп;
  • наличие узлов, перекручиваний, перегибов и заломов на канатах;
  • количество видимых обрывов наружных проволок для каната двойной свивки превышает: 3´d — 4, 6´d — 6, 30´d — 16;
  • из-за коррозии или износа диаметр каната уменьшился на 7% и более;
  • из-за коррозии или износа диаметр наружных проволок каната уменьшился на 40% и более;
  • из-за повреждения сердечника диаметр каната уменьшился на 10%;
  • выдавливание сердечника;
  • обрыв пряди;
  • повреждения из-за электрического дугового разряда или температурного воздействия;
  • деформация коуша, трещины в опрессовочной втулке, отсутствие предохранительных замков на захватных элементах.

Контроль цепных стропов

Цепные стропы выпускаются РД 11-07-2007; ГОСТ 30441-97; ТУ 3150-001-52466920-2005 и ПБ-10-382-00. Срок службы таких стропов самый большой, он составляет 1,5 года. При регулярном осмотре цепных стропов проверяется:

  • наличие бирок и маркировки и их соответствие паспорту стропа;
  • исправность всех соединительных элементов на концах стропа;
  • длина и диаметр звеньев, их изменения относительно исходных размеров.

Цепные стропы подлежат списанию в случаях:

  • отсутствия или повреждения бирки или паспорта на изделие;
  • отсутствия или повреждения маркировки на элементах стропа;
  • разницы в длине ветвей стропа составляет более 15 мм при его свободном провисе;
  • удлинения звеньев более чем на 3%;
  • уменьшения диаметра сечения звеньев более чем на 10% в результате износа;
  • отсутствия предохранительных замков на захватных элементах.

Все многоветвевые стропы бракуются при обнаружении разности в длине ветвей. В таблице приведено предельно допустимое остаточное удлинение для ветвей разных стропов.

Требования к металлическим стропам

ГОСТ Р 58753-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ КАНАТНЫЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Cargo handling rope slings for building. Specifications

Дата введения 2020-09-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным общеобразовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" (НИУ МГСУ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на грузовые канатные стропы, изготовляемые из стальных канатов и применяемые в строительстве в качестве грузозахватного средства для строповки грузов.

Грузовые канатные стропы могут включать в конструкцию коуши, жесткие соединительные элементы (звенья) и захваты.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.253 (EN 166:2002) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты глаз. Общие технические требования

ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 397 Шплинты. Технические условия

ГОСТ 977 Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 1050 Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия

ГОСТ 1497 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытаний на растяжение

ГОСТ 2224 Коуши стальные для стальных канатов. Технические условия

ГОСТ 2688 Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 619(1+6+6/6)+1 о.с. Сортамент

ГОСТ 3070 Канат стальной двойной свивки типа ТК конструкции 619(1+6+12)+1 о.с. Сортамент

ГОСТ 3071 Канат стальной двойной свивки типа ТК конструкции 637(1+6+12+18)+1 о.с. Сортамент

ГОСТ 3077 Канат двойной свивки типа ЛК-О конструкции 619(1+9+9)+1 о.с. Сортамент

ГОСТ 3079 Канат двойной свивки типа ТЛК-О конструкции 637(1+6+15+15)+1 о.с. Сортамент

ГОСТ 3242 Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ 3282 Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия

ГОСТ 4543 Металлопродукция из конструкционной легированной стали. Технические условия

ГОСТ 4784 Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые. Марки

ГОСТ 5919 Гайки шестигранные прорезные и корончатые низкие класса точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ 6111 Резьба коническая дюймовая с углом профиля 60°

ГОСТ 6211 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трубная коническая

ГОСТ 6996 (ИСО 4136-89, ИСО 5173-81, ИСО 5177-81) Сварные соединения. Методы определения механических свойств

ГОСТ 7505 Поковки стальные штампованные. Допуски, припуски и кузнечные напуски

ГОСТ 7665 Канат двойной свивки типа ЛК-3 конструкции 625(1+6; 6+12)+1 о.с. Сортамент

ГОСТ 7798 Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ 7829 Поковки из углеродистой и легированной стали, изготовляемые ковкой на молотах. Припуски и допуски

ГОСТ 8479 Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия

ГОСТ 8732 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Сортамент

ГОСТ 8734 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент

ГОСТ 9012 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 9389 Проволока стальная углеродистая пружинная. Технические условия

ГОСТ 9454 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 9649 Шайбы стальные класса точности А для пальцев. Технические условия

ГОСТ 9650 (СТ СЭВ 5959-87) Оси. Технические условия

ГОСТ 10602 (ИСО 4014-88) Болты с шестигранной головкой с диаметром резьбы свыше 48 мм класса точности В. Технические условия

ГОСТ 12840 Замки предохранительные для однорогих крюков. Типы и размеры

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18482 Трубы прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия

ГОСТ 19281 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 25032 Средства грузозахватные. Классификация и общие технические требования

ГОСТ Р 12.1.019-2009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 грузозахватное средство: Устройство, предназначенное для обеспечения надежного и эффективного соединения груза с рабочим органом грузоподъемной машины.

3.2 соединительный элемент: Элемент грузозахватного средства, связывающий захват с рабочим органом грузоподъемной машины.

3.3 захват: Элемент грузозахватного средства, непосредственно взаимодействующий с грузом.

Требования к металлическим стропам


Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ*

* Для удобства чтения по просьбе руководителей и специалистов предприятий текст изменения N 1 приводится курсивом

Дата введения 1994-06-01*

________________
* См. ярлык Примечания.

УТВЕРЖДЕН Госгортехнадзором России от 20.10.93 г. с изменением N 1, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 08.09.98 N 57.

Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на стропы из стальных канатов и цепные стропы, используемые для подвески грузов к крюкам грузоподъемных машин, предназначенные для применения на промышленных предприятиях, а также на транспортных и складских объектах, выпускаемые в виде отдельных единиц или мелких партий климатического исполнения ТУ и У по ГОСТ 15150

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. Стропы должны изготавливаться:

ветвевыми со звеньями (элементами) для навески на крюк крана и подсоединения груза;

кольцевыми в виде замкнутой петли для непосредственной обвязки груза

Грузовые канатные стропы изготавливаются из отрезков стальных канатов (рис.П.1.21-П.1.26), грузовые цепные стропы - из отрезков круглозвенных цепей (рис.П.1.27-П.1.29).

1.2. Грузоподъемность стропов должна выбираться из следующего ряда: 0,5; 0,63; 1,0*; 1,6; 2,0*; 3,2*; 5,0*; 6,3; 8,0; 10*; 12,5*; 16*; 20*; 25; 32*; 40 и 50 т (звездочкой отмечены стропы, рекомендуемые для преимущественного применения).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ


2.1. Общие требования

2.1.1. Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего РД, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.


Проектирование и изготовление грузовых стропов должны проводиться в организациях и на предприятиях, имеющих разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора России и располагающих квалифицированными специалистами и техническими средствами, обеспечивающими проектирование и изготовление стропов в полном соответствии с требованиями настоящего нормативного документа.

Для получения разрешения (лицензии) на изготовление стропов предприятие-изготовитель должно представить в территориальные органы госгортехнадзора документы, указанные в
п.2.1 Положения о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.93 N 20.

К заявлению предприятия - изготовителя стропов должны быть приложены и другие документы, подтверждающие возможность и готовность качественного изготовления стропов, в том числе:

технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;

рабочие чертежи стропов;

описание технологического процесса изготовления стропов (технологические карты);

сертификаты на канаты и цепи;

справка о наличии аттестованных специалистов (при необходимости выполнения сварочных работ).

Разрешение (лицензия) на изготовление стропов выдается территориальными органами Госгортехнадзора России на основании результатов проверки предприятия-изготовителя и рассмотрения представленной им документации. Стропы, изготавливаемые для сторонних организаций, должны быть снабжены паспортом (форма Паспорта стропа приведена в приложении 4).

2.1.2. Расчет канатов и цепей стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят на растяжение.

2.1.3. Определение усилий в канатах и цепях двух-, трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями не превышают 90° (рис.1).

Рис.1. Строповка груза двух- (), трех- () и четырехветвевыми () стропами

2.1.4. Расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями.

2.1.5. При расчете на действие номинальной нагрузки запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке, указанной в их сертификате, должен быть не менее 6,0 и 5,0 соответственно.

2.1.6. При проверке прочности сечения рабочей части крюка стропа и учете кривизны последнего запас прочности по отношению к пределу текучести материала принимают не менее 1,2, а для сечения ветвей головки крюка с проушиной при расчете на растяжение - не менее 1,5.

2.1.7. При расчете петель всех типов их прямолинейные участки рассчитывают на растяжение; запас прочности по отношению к пределу прочности материала должен быть не менее 5,0. Для криволинейных участков при расчете с учетом их кривизны запас прочности для внутренней стороны сечения должен быть не менее 1,1 по отношению к пределу текучести материала, а на внешней стороне - не менее 1,3 по отношению к пределу прочности материала.

2.1.8. Грузоподъемность цепных стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих температуру выше 300°С, но не более 500°С, снижают на 25%, а свыше 500°С - на 50%.

2.1.9. Канатные стропы, ветви которых изготовлены из канатов с органическим сердечником, допускается применять для транспортирования грузов, имеющих температуру не выше 100°С, а стропы, ветви которых изготовлены из канатов с металлическим сердечником, с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевыми втулками, - не выше 150°С.

Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400°С, снижают на 25%; перемещение грузов, имеющих температуру свыше 400°С, не допускается.

2.1.10. Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации одного стропа, не должно превышать 1% длины ветви.

2.2. Требования к конструкции стропов

2.2.1. В цепных стропах должны применяться круглозвенные грузовые цепи по ТУ 12.0173856.009 типов 1 и 3, а также цепи по ТУ 12.0173856.015 типа А исполнения 2.

Применение цепей других типов допускается по согласованию с ВНИИПТМАШ.

2.2.2. Для сращивания цепей допускается использовать электро- или кузнечно-горновую сварку или специальные соединительные звенья.

2.2.3. В канатных стропах должны применяться круглопрядные канаты двойной свивки, изготавливаемые по техническим условиям ГОСТ 3241.

Рекомендуется применять канат крестовой свивки с сердечником из пеньки, сизаля и хлопчатобумажной пряжи. Допустимо применение канатов с сердечниками из других материалов с учетом температурного режима использования стропов.

Рекомендуется применять канаты по ГОСТ 3071, ГОСТ 3079, ГОСТ 2688 и ГОСТ 7668, а для перемещения грузов, имеющих температуру до 400°С, - по ГОСТ 7669.

2.2.4. Соединение концов канатов следует выполнять заплеткой или опрессовкой алюминиевыми втулками.

Применение соединений других видов допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.

Соединение, выполненное путем оковки каната кольцами, не допускается.

2.2.5. Для подсоединения ветвей канатных стропов к звеньям должны применяться коуши. Рекомендуется применять коуши по ГОСТ Р 50090.

2.2.6. Для навески ветвей на грузовой крюк применяются звенья в виде неразъемных и разъемных петель, а для захвата груза - в виде крюков, скоб и петель.

2.2.7. Рекомендуемые конструкции стропов и их элементов приведены в приложении 1.

2.3. Требования к материалам

2.3.1. Элементы стропов, подвергающиеся сварке при изготовлении, должны изготавливаться из сталей, предусмотренных в РД 24.090.52, с учетом температурных условий эксплуатации стропов.

2.3.2. Для подвергающихся сварке элементов стропов климатического исполнения ТУ по ГОСТ 15150 рекомендуется применять стали марок Ст3сп, Ст3пс с гарантией свариваемости по ГОСТ 380 и сталь 20 по ГОСТ 1050; для стропов климатического исполнения У - стали марок 09Г2 и 09Г2С с гарантией свариваемости по ГОСТ 19281.

2.3.3. Применение углеродистых сталей марок Ст3сп, Ст3пс для подвергающихся сварке элементов стропов климатического исполнения У допускается только при условии проверки ударной вязкости материала при температуре -40°С в соответствии с ГОСТ 9454. Минимально допустимое значение ударной вязкости 30 Дж/см.

2.3.4. Втулки для соединения канатов опрессовкой следует выполнять из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД31 и АМЦ по ГОСТ 4784.

2.3.5. Применение материалов, не указанных в пп.2.3.1-2.3.4, допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.

2.4. Требования к элементам стропов

2.4.1. Стальные канаты, применяемые для изготовления грузовых стропов, должны отвечать действующим государственным стандартам и иметь сертификат или копию сертификата предприятия - изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241-80 "Канаты стальные. Технические условия". При получении канатов, не снабженных сертификатом, они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с указанным стандартом.

Круглозвенные сварные и штампованные цепи, применяемые для грузовых стропов, должны соответствовать ГОСТ 228 "Цепи якорные" или техническим условиям, утвержденным в установленном порядке. Цепи должны иметь сертификат.

2.4.2. Ветви канатных стропов должны изготавливаться из цельного каната. Наращивание канатов не допускается.

2.4.3. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно быть не меньше указанного в табл.1.

Таблица 1

Зависимость числа проколов каната каждой прядью от его диаметра

2.1. Общие требования

2.1.1. Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего РД, "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.

Проектирование и изготовление грузовых стропов должно проводиться в организациях и на предприятиях, имеющих лицензию (разрешение) органов Госгортехнадзора России и располагающих квалифицированными специалистами и техническими средствами, обеспечивающими их проектирование и изготовление в полном соответствии с требованиями настоящего нормативного документа.

Для получения разрешения (лицензии) на изготовление стропов предприятие-изготовитель должно представить в территориальные органы госгортехнадзора документы, указанные в п. 2.1 Положения о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.93 N 20.

К заявлению предприятия - изготовителя стропов должны быть приложены и другие документы, подтверждающие возможность и готовность качественного изготовления стропов, в том числе:

- технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;

- рабочие чертежи стропов;

- описание технологического процесса изготовления стропов (технологические карты);

- сертификаты на канаты и цепи;

- справку о наличии аттестованных специалистов (при необходимости выполнения сварочных работ).

Разрешение (лицензия) на изготовление стропов выдается территориальными органами Госгортехнадзора России на основании результатов проверки предприятия-изготовителя и рассмотрения представленной им документации. Стропы, изготавливаемые для сторонних организаций, должны быть снабжены паспортом; форма паспорта приведена в Приложении 4.

2.1.2. Расчет канатов и цепей стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят на растяжение.

2.1.3. Определение усилий в канатах и цепях двух-, трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями не превышают 90° (рис. 1).

2.1.4. Расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями.

2.1.5. При расчете на действие номинальной нагрузки запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке, указанной в их сертификате, должен быть не менее 6,0 и 5,0 соответственно.

2.1.6. При проверке прочности сечения рабочей части крюка стропа и учете кривизны последнего запас прочности по отношению к пределу текучести материала принимают не менее 1,2, а для сечения ветвей головки крюка с проушиной при расчете на растяжение - не менее 1,5.

2.1.7. При расчете петель всех типов их прямолинейные участки рассчитывают на растяжение; запас прочности по отношению к пределу прочности материала должен быть не менее 5,0. Для криволинейных участков при расчете с учетом их кривизны запас прочности для внутренней стороны сечения должен быть не менее 1,1 по отношению к пределу текучести материала, а на внешней стороне - не менее 1,3 по отношению к пределу прочности материала.

2.1.8. Грузоподъемность цепных стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих температуру свыше 300 °С, но не более 500 °С, снижают на 25%, а свыше 500 °С - на 50%.

2.1.9. Канатные стропы, ветви которых изготовлены из канатов с органическим сердечником, допускается применять для транспортирования грузов, имеющих температуру не выше 100 °С, а стропы, ветви которых изготовлены из канатов с металлическим сердечником, с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевыми втулками, - не выше 150 °С.

Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400 °С, снижают на 25%; перемещение грузов, имеющих температуру свыше 400 °С, не допускается.

2.1.10. Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации одного стропа, не должно превышать 1% от длины ветви.

3.4.6. Требования безопасности к канатам, стропам

3.4.6.1. Стальные канаты, применяемые для грузоподъемных работ, должны в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов иметь сертификат завода-изготовителя и соответствовать требованиям ГОСТ 3241-91. Канаты без сертификата подлежат испытанию в соответствии с требованиями указанного стандарта.

3.4.6.2. Стропы грузовые должны соответствовать требованиям ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93.

3.4.6.3. Канаты без свидетельства об испытании к использованию не допускаются.

3.4.6.4. При работе необходимо следить за тем, чтобы канат не касался других канатов, острых краев груза, частей оборудования и т.п., не имел чрезмерных перегибов, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра.

3.4.6.5. Крепление каната непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей не допускается.

3.4.6.6. Применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв проволок и износ более допустимого, не допускается.

3.4.6.7. Сращивание (счаливание) грузовых канатов не допускается. Другие канаты можно счаливать только на участке, где исключается возможность набегания каната на блок или барабан.

3.4.6.8. Стропы должны крепиться за специальные рымы или другие грузозахватные элементы поднимаемого груза. При строповке грузов ветви стропов должны быть предохранены от соскальзывания, при подъеме груза ветви стропов должны иметь равномерное натяжение.

3.4.6.9. При отсутствии данных о положении центра тяжести груза он должен быть установлен путем пробного подвешивания. Длинномерные грузы следует стропить не менее чем в двух местах с применением специальных траверс.

3.4.6.10. При подвешивании груза на двурогие крюки стропы должны накладываться таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно.

3.4.6.11. Не использованные для зацепки груза концы многоветьевого стропа следует укрепить так, чтобы при перемещении груза исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.

3.4.6.12. Петли стропа следует надевать по центру зева крюка, а крюк устанавливать по центру строповки.

3.4.6.13. При подъеме и перемещении груза канаты грузового полиспаста подъемного механизма должны быть направлены вертикально.

3.4.6.14. Петли стропов должны быть выполнены с применением коушей путем заплетки свободного конца каната, установкой зажимов, другим проверенным способом по утвержденным нормалям.

3.4.6.15. Закрепление конца каната на грузоподъемном механизме может также производиться в стальной кованой, штампованной, литой конусной втулке клином или путем заливки легкоплавким сплавом. Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок.

3.4.6.16. Работать с канатами без рукавиц не допускается.

3.4.6.17. При работе за состоянием стальных канатов и стропов необходимо вести постоянное наблюдение.

3.4.6.18. Браковка стальных канатов и стропов производится в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

3.4.6.19. Подлежат браковке стропы, не имеющие бирок, и стропы, имеющие:

а) оборванную прядь;

б) оборванный или выдавленный наружу сердечник;

в) поверхностный износ или коррозию 40% и более;

г) число оборванных проволок на шаг свивки больше допустимого;

д) трещины на крюках или кольцах или их износ 10% и более от первоначального сечения;

е) прожоги, вмятины, скрутки и другие механические повреждения.

3.4.6.20. Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.

3.4.6.21. Неразъемные соединения канатов (узлы крепления расчалок, оттяжек и тяг и др.) после изготовления испытываются усилием, превышающим поминальное (рабочее) на 25%, с выдержкой под нагрузкой в течение 10 минут с записью результатов осмотра и испытаний в журнал.

Читайте также: