Тяжелые металлы в бензине

Обновлено: 16.05.2024

Однако выбор заправки из «правильного» списка - вовсе не гарантия сохранности свечей и двигателя автомобиля. В перечень так называемых «экологических показателей», например, не входит наличие в топливе железа. И это при том, что основной способ фальсификации бензина - как раз металлосодержащие присадки. «В большинстве случаев фальсификат «дотягивается» до требуемого октанового числа железосодержащей присадкой, например, ферроценом, которая губительно действует на двигатель автомобиля (см. схему. - Прим. ред.), - считает Алексей Дедов. - И вторая беда: железо не так просто растворить в углеводородной основе (бензине), поэтому «бодяжники» вместе с ним добавляют в некачественное топливо целый «букет» химии, которой в нём быть не должно». При этом формально такое топливо признаётся контролирующими органами кондиционным, и заправка, торгующая фальсификатом, попадает в «белый» список.

Посинело - отойди!

Чтобы узнать, насколько велика опасность нарваться на «легальный фальсификат» на столичной заправке, мы решили провести собственную экспертизу. В качестве «измерительного прибора» использовали индикаторный тест для обнаружения железа в бензине, разработанный лабораторией Алексея Дедова в РГУ нефти и газа совместно с химиками Российской академии наук. Он представляет собой полоску из наноструктурированного материала. Принцип действия - тот же, что у аптечного экспресс-теста на беременность: достаточно капнуть несколько капель жидкости (в нашем случае - бензина) и подождать 2-3 минуты. Если полоска изменила цвет (из светло-жёлтой стала сине-зелёной или насыщенно-синей), заправляться на данной АЗС не рекомендуется. Индикатор реагирует на ферроцен. Чем больше железа - тем темнее полоска.

Мы объехали 10 московских заправок. При этом старались выбирать АЗС, расположенные в наиболее «ходовых» местах и принадлежащие известным брендам, по статистике, им отдаёт предпочтение большинство москвичей. Результаты (см.таблицу) не порадовали: на трёх АЗС полоски после первой же капли топлива стали тёмно-синими. «Отличились» колонки ТНК, «Гала-карт» и «Роснефть». При этом вторая испытанная нами заправка ТНК дала блестящий результат: тест остался бледно-жёлтым, показав, что железо в топливе - в пределах нормы. Значит, зависимости от фирмы-производителя нет.

Что страдает от наличия железа в бензине?

  • Клапана и их сёдла, форсунки. При таких повреждениях потребуется дорогостоящий ремонт двигателя

СПРАВКА «АиФ»

Ферроцен (C5H5)2Fe - это оранжевое кристаллическое вещество с запахом камфары. Именно его используют в качестве октаноповышающей присадки. Эффективность весьма велика: достаточно 160-180 г вещества - и из тонны 92-го бензина получаем 95-й.

При сгорании в двигателе топливо высвобождает оксид железа, который оседает на свечах. При работе мотора под воздействием температуры и паров топлива оксид восстанавливается до чистого железа и «закорачивает» свечи, выключая цилиндры из работы. Дефект достаточно коварный: пропуски воспламенения приводят к снижению мощности, неравномерной работе двигателя, а несгоревшее топливо выносится из цилиндров в катализатор и, догорая в нём, приводит к оплавлению керамических сот. При этом после остановки мотора работа свечей восстанавливается, но при нагрузке оксид восстановится и всё повторится. Страдает и экология - неработающие цилиндры и повреждённый катализатор дадут повышенный «фон» токсичных веществ в выхлопе.

Этилированному бензину в России и мире положен конец, но в чем его опасность?


Этилированный бензин высоко токсичен по причине высокого содержания в нем свинца

Какой бензин этилированный и для чего его придумали

Этилированный бензин изготавливали путем добавления в первичный продукт нефтепереработки металлоорганического соединения, именуемого тетраэтилсвинцом. Именно эта добавка и делала его таким токсичным. Причина ее использования была в том, что после первичной нефтепереработки бензин совершенно непригоден к использованию в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания. Его октановое число не превышает 50-60. Как известно, бензин с самым низким октановым числом, который подходит в качестве топлива для ДВС — это АИ-80, он же А-76. Но даже им автопроизводители запрещают заправлять современные модели своих автомобилей.

Напомним, что при низком октановом числе топливо не выдерживает высокое давление, в результате чего детонирует и взрывается. Присадку со свинцом, повышающую октановое число, начали добавлять в начале XX века, когда заменить ее, по сути, было еще нечем.

Весь свинец, который во всем мире поступал в бензобаки, содержал три грамма свинца менее чем на 4 литра бензина. Весь этот свинец вылетал из выхлопных труб и, прежде чем осесть, некоторое время находился в воздухе.


Свинец — тяжелый металл, который при попадании в кровь нарушает функционирование мозга и центральной нервной системы

К началу 1970-х ученые уже хорошо знали о серьезном негативном воздействии свинца на организм человека. Первой запретила этилированное топливо Япония в 1980 году. За ней последовали Австрия, Канада, Словакия, Дания и Швеция. В США и Германии окончательный отказ от этилированного топлива произошел четверть века назад — в 1996 году. В Росси этилированный бензин производили вплоть до 2002 года, после чего он тоже был запрещен.

Не забудьте подписаться на наш Telegram-канал, где вы найдете еще больше увлекательных материалов по теме науки, современных технологий и техники.

Что касается неэтилированного бензина, он тоже изготавливается из первичного продукта нефтепереработки с низким октановым числом. Однако, в отличие от этилированного, содержит безопасные присадки на основе спирта и эфира. Кроме того, ученые работают над другими технологиями создания безопасного бензина. Одна из таких технологий позволяет создавать топливо даже из воды.


Амит Бхаттачарья , профессор гигиены окружающей среды в Университете Цинциннати, считает что свинец разрушает все системы организма

Чем опасен этилированный бензин

Многие негативные последствия воздействия свинца на здоровье человека были обнаружены уже после запрета на продажу этилированного бензина. По сути, свинец влияет на все физиологические области человеческого тела — моторную, когнитивную, печеночную, почечную, зрительную и прочие системы. Как говорит Амит Бхаттачарья , профессор гигиены окружающей среды в Университете Цинциннати, свинец может разрушить в организме все, о чем вы только можете подумать.

Как выяснили ученые, дети, которые подверглись воздействию свинца, обладают низким уровнем интеллекта. Их IQ может составлять не более 10 баллов. Как говорит 22-летний парень Тони, подвергшийся воздействию свинца в утробе матери, ему всегда было сложно сосредоточиться. Особенно тяжело давалась учеба в школе.


Свинец способен поражать печень и другие органы организма

Также учеными было установлено, что свинец действует на систему ориентации в пространстве и способность держать равновесие. Результаты этого исследования были опубликованы в Inderscience в 2007 году. Ученые нашли способ обнаружить нарушения, вызванные воздействием свинца, с помощью быстрого неинвазивного теста, который можно проводить, начиная с пятилетнего возраста. Позже еще одно исследование показало, что в мозгу таких детей отсутствовали нейроны, которые отвечают за движения и способность поддерживать равновесие. Как говорит Амит Бхаттачарья, их уничтожил свинец, который способен преодолевать гематоэнцефалический барьер в мозге и попадать куда угодно.

Еще одно из недавно обнаруженных негативных свойств свинца — ранняя ломкость костей у женщин. Уже в 30-лет хрупкость костей соответствует 47-летнему возрасту. Но, самое главное, как показывают все исследования, проведенные за последние 20 лет, не существует безопасной дозы свинца, попавшего в организм. Даже самый минимальный его уровень в крови, особенно в детской, приводит к серьезным негативным последствиям.

От бензина со свинцом удалось избавиться, однако это не единственная опасность, которая угрожает человечеству. Больше материалов на эту тему вы найдете на нашем Яндекс.Дзен-канале

Поэтому, когда алжирский нефтеперерабатывающий завод сообщил о том, что израсходовал все свои запасы свинца, ООН это было воспринято с большим воодушевлением. По оценкам ЮНЕП, это предотвратит 1,2 миллиона преждевременных смертей. Сколько же людей пострадали от него за все годы его использования в XX веке, остается только догадываться. Следующим шагом должен быть полный отказ от бензина. К примеру, Израиль наметил такую цель к 2030 году.

Что такое этилированный бензин и почему он запрещен во всем мире?

Массовое производство автомобилей началось в XX веке. Для их работы требовалось топливо, которое поддерживало мощность двигателя на максимальном уровне и при этом не приводило к изнашиванию внутренних механизмов. В 1923 году люди узнали, что этим требованиям полностью отвечает этилированный бензин, в состав которого входили соединения свинца. Казалось бы, все хорошо, только вот свинец является очень опасным для человеческого организма тяжелым металлом. Его частицы в большом количестве попадали в дыхательные пути людей из газов, выходящих через выхлопные трубы автомобилей. А оказавшись в легких, свинец проникал в кровь и накапливался в головном мозге, провоцируя его разрушение. В 2021 году свинцовый бензин был запрещен во всем мире, но за прошедшее столетие он оставил ужасный след в организмах жителей США и многих других стран. Ужасающее открытие было сделано в ходе недавно проведенного исследования.


Этилированный бензин начал использоваться в 1923 году, но сегодня он запрещен во всем мире

В рамках научной работы исследователи изучили, насколько активно этилированный бензин использовался с 1940 года. Эти данные были сравнены с показателями уровня свинца в крови людей, родившихся в 1970-е годы. Оказалось, что опасный тяжелый металл содержался в крови 54% жителей США. Это значит, что около 170 миллионов взрослых американцев сегодня могут страдать нейродегенеративных, психических и сердечных заболеваний только потому, что в детстве случайно вдыхали выхлопные газы из проезжавших мимо машин.


Этилированное топливо погубило здоровье многих людей, родившихся в XX веке

Опасность свинца для человеческого организма

В науке есть даже специальный термин для отравления свинцом — сатурнизм. Интоксикация происходит в результате вдыхания содержащей свинец пыли, копоти и паров. После попадания в организм, органические соединения свинца превращаются в неорганические. В большей степени от накопления тяжелого металла страдает головной мозг, от него страдают все его отделы. Ярким симптомом отравления свинцом, помимо ухудшения самочувствия, является возникновение «свинцовой каймы», при которой на границе десен и зубов возникает лилово-серая или голубоватая полоса отложений сульфида свинца.


При отравлении свинцом возникает слабость в руках и отложения на деснах

В XX и нынешнем веке вряд ли существует человек, который не вдыхал частицы свинца. До 2021 года тяжелый металл чаще всего попадал в организмы людей через этилированный бензин. Также соединения свинца используются в производстве красок, труб и других изделий. Многие жители России в детстве наверняка плавили свинец из аккумуляторов — такое уж необычное было у нас развлечение. Если кому-то удавалось нагреть его до 1700 градусов Цельсия, сомнений в том, что его соединения попали в организм, практически нет. Опасный загрязнитель не имеет запаха, поэтому его наличие в воздухе заметить никто не мог и не может.


Плавление свинца опасно для здоровья!

Свинец приводит к снижению IQ

Так как тяжелый металл губительно влияет именно на головной мозг, логично предполагать, что он приводит к ухудшению когнитивных способностей. К сожалению, в рамках новой научной работы, ученые это подтвердили. Анализ показал, что у живших в 1970-е годы людей, которые ненароком вдыхали газы из выхлопных труб заправленных этилированным бензином автомобилей, показатели IQ меньше от нормы на целых три пункта. Разница может показаться несущественной, но давайте вспомним, что у некоторых людей показатель уровня интеллекта ниже среднего, то есть их IQ составляет менее 85 баллов. Если из-за гибели клеток мозга их уровень развития интеллекта уменьшился, он может составить менее 70 баллов. А это уже считается умственной отсталостью. Насколько справедливо это предположение не ясно, но таким мнением делятся многие эксперты.


Свинец губительно влияет на головной мозг и ухудшает когнитивные способности

Многие люди не понимают, что именно показывают IQ-тесты. Об истории их возникновения и трактовке их результатов вы можете почитать тут.

Всемирный запрет этилированного бензина

В США этилированный бензин был запрещен в 1996 году, потому что ученые поняли, что он очень опасен. Поэтому у детей, которые родились после этого события, содержание свинца в организме должно быть меньше, чем у их родителей и более старших родственников. За здоровье нынешнего поколения можно быть относительно спокойными, чего не скажешь о представителей других поколений.


Бензин с содержанием свинца нанес здоровью людей непоправимый вред

По словам психолога Аарона Рубена (Aaron Reuben), сегодня миллионы людей страдают из-за того, что в детстве подвергались воздействию свинцовых соединений. Нанесенный вред нельзя сравнить с попаданием в автомобильную аварию или получением физической травмы. А все потому, что полученный урон здоровью уже невозможно излечить.


Этилированное топливо запрещено во всем мире

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там мы публикуем статьи, которые не вышли на сайте. Например, недавно мы писали статью о фотографе, который провел над знаменитостями XX века необычный эксперимент.

Стоит отметить, что данные результаты актуальны только для жителей США. Отношение к этилированному бензину в разных странах было свое. В России топливо с содержанием свинцовых соединений, согласно Федеральному закону №34, было запрещено только в 2003 году. Последней страной, которая использовала опасный вид топлива, стал африканский Алжир. С 2021 года этилированный бензин считается запрещенным во всем мире. Как именно он сказался на здоровье этих стран, на данный момент неизвестно.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018


ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ АВТОТРАНСПОРТА, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ингредиенты загрязнения атмосферы – это тысячи химических соединений, особенно металлы или их оксиды, токсичные вещества, аэрозоли. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в практике в настоящее время используется до 500 тыс. химических соединений. При этом около 40 тыс. соединений обладают весьма вредными для живых организмов свойствами, а 12 тыс. – токсичны.

Наиболее распространенные загрязнители – зола и пыль различного состава, оксиды цветных и черных металлов, различные соединения серы, азота, фтора, хлора, радиоактивные газы, аэрозоли и т.п. Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха приходится на долю оксидов углерода – около 200 млн. тонн в год, пыли – около 250 млн. тонн в год, золы – около 120 млн. тонн в год, углеводородов – около 50 млн. тонн в год.

Одним из источников загрязнения атмосферы является автотранспорт, от использования которого происходит огромный выброс самых разнообразных химических веществ. В городах используется огромное количество машин с двигателями дизельного типа. А ведь известно, что выхлопной газ от дизельного двигателя содержит намного больше токсичных и ядовитых веществ, чем от карбюраторного двигателя. Более 200 вредных для организма человека веществ содержит отработанный газ двигателей внутреннего сгорания (ДВС), основой которого являются: окись углерода и азота, диоксиды азота и серы.

Положение с выхлопными газами автотранспорта еще и усугубляется тем, что во всех городах России практически не ведется контроль выхлопных газов на содержание СО. Посты технического обслуживания не оснащены приборами для проведения газоанализа и регулировки двигателей автомобилей.

По статистике, в среднем один легковой автомобиль выбрасывает в атмосферу за день около одного килограмма разных токсичных и канцерогенных веществ. Причем подобные вещества способны аккумулироваться и находиться в окружающей среде до 5 лет.

Зачастую выхлопными газами называют все выбросы в городскую атмосферу, в том числе котельных, заводов и других промышленных предприятий. На самом деле этим термином правильно называть только транспортные выбросы, которые появляются в результате переработки топлива. Также их называют отходящими газами.

Выхлопные газы – продукт работы двигателей внутреннего сгорания, и, учитывая стремительный рост количества транспорта за последние 50 лет и, в частности, прирост личного автотранспорта в городах, выхлопные газы в воздухе городов обосновались всерьез и надолго, а количество их только растет.

Важно знать, что лишь один автомобиль способен всего лишь за сутки поставить в воздух около килограмма таких вредных соединений. Большее вредное влияние здоровью человека, растительности, животным, а также почве и водным ресурсам оказывают машины, двигатели которых работают на дизеле, нежели на бензине или газе, при этом вырабатывается большее количество сажи.

Согласно статистике, грузовые машины и автобусы вырабатывают больше выхлопных газов, нежели легковые автомобили. Этот факт напрямую связан с режимом работы и объемами двигателей внутреннего сгорания автомобилей.

Так, например, легковая машина дает за сутки порядка 220 мг/м3 угарного газа, автобус 230 мг/м3, а небольшой грузовик целых 500 мг/м3. Легковушка дает 45 мг/м3 оксида азота, автобус 18 мг/м3, а небольшой грузовик – 70 мг/м3. Также автобус, в отличие от легковушки, постоянно выбрасывает в воздух оксиды серы, углерода и соединения свинца.

Выхлопные газы автомобилей – это сочетание двухсот-трехсот химических соединений, которые являются достаточно вредными для организма человека. Они получаются при сгорании различного автомобильного топлива и отходят в открытую атмосферу. Наибольший объем токсинов присутствует в выхлопных газах, когда двигатель работает на холостом ходу и на сниженных скоростях. При таких режимах происходит плохое выгорание топлива и отход несгоревших элементов топлива в количестве более чем в десять раз превышающем выхлопы при стандартном режиме автомобиля.

В составе выхлопных газов разных видов топлива, могут быть такие вредные элементы как:

оксиды азота и углерода;

диоксиды азота и серы;

некоторое количество сажи;

разные соединения свинца;

Содержание основных химических веществ в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания меняется в зависимости от типа двигателя, бензиновый или дизельный, однако основной набор остается прежним (табл. 1). При работе двигателя на этилированном бензине в составе выхлопных газов присутствует свинец, а у двигателей, работающих на дизельном топливе - сажа.

Химический состав выхлопных газов автомобиля

Объемная доля в бензиновом двигателе, %

Объемная доля в дизельном двигателе, %

Водяной пар H2O

Диоксид углерода СО2

Оксид углерода (CO – угарный газ)

Диоксид серы SO2

Как видно из таблицы, в состав выхлопных газов достаточно разнообразен, и большая часть компонентов токсична. По химичес­кому составу и свойствам, а также ха­рактеру воздействия на организм че­ловека их подразделяют на группы.

Это нетоксичные вещества (азот, кислород, водород, водяной пар, углекислый газ и другие естественные компоненты атмосфер­ного воздуха).

Это оксид углеро­да или угарный газ (СО) - продукт неполного сгорания топлива.Оксид углерода обладает наркотическим действием, раздражающе действует на кожу и слизистые оболочки. Оксид углерода при вдыхании связывается с гемоглобином крови, вытесняя из нее кислород, в результате чего наступает кислородное голодание, которое, прежде всего сказывается на центральную нервную систему. Высокая концентрация оксида углерода даже при кратковременном воздействии может вызвать смерть; небольшие дозы вызывают головокружение, головную боль, чувство усталости и замедленную реакцию. Оксид углерода – один из факторов, вызывающих болезнь сердца – стенокардию, т.е. уменьшение переноса кислорода к тканям, особенно пагубно для миокарда (сердечной мышцы).

В ее составе окси­ды азота - NO и NO2. Вызывает сильное раздражение слизистых оболочек глаз, при высоких концентрациях оксидов азота (свыше 0,004%) возникают астматические проявления и отек легких.

В эту группу входят различные углеводороды (со­единения типа СxНy). Углеводороды, наряду с токсичными свойствами, обладают также канцерогенным действием. Особой канцерогенной ак­тивностью отличается бензапирен (С29Н12), содержащийся в отработав­ших газах бензиновых двигателей и дизелей.

Эту группу состав­ляют органические соединения - аль­дегиды. В отработавших газах содер­жатся в основном формальдегид, ак­ролеин и уксусный альдегид. Эти со­единения, раздражают органы зрения, дыхательные пути, поражают центральную нервную систему, почки, печень. При фотохимическом смоге воспаляются глаза, слизистые оболочки носа и горла, отмечаются симптомы удушья, обострение легочных и нервных заболеваний, бронхиальной астмы.

Компоненты этой группы - сажа и другие дисперсные частицы. Адсорбируя на своей повер­хности бензапирен, сажа оказывает более сильное негативное воздей­ствие, чем в чистом виде. Сажа как любая мелкая пыль действует на органы дыхания, но главная опасность заключается в том, что на ней адсорбируются канцерогенные вещества, следовательно, возрастает риск заболеваний раком.

К этой группе от­носят сернистые соединения - сер­ный ангидрид, сероводород, которые имеют место в отработавших газах, когда используется топливо с повы­шенным содержанием серы. Сернис­тые соединения оказывают раздража­ющее действие на слизистые оболоч­ки горла, носа, глаз человека. Сернистый газ вызывает онкологические заболевания. Вдыхание влажного воздуха, содержащего оксид серы, особенно опасен для людей, страдающих сердечнососудистыми заболевания. Длительное вдыхание сернистого газа повышенной концентрации действует на организм особо токсично, вызывая нарушение деятельности нервной системы.

В состав этой группы входят свинец и его соедине­ния. Эти компоненты появляются в отработавших газах при использова­нии этилированного бензина.Соединения свинца поражают органы и ткани организма, нервную систему, желудочно – кишечный тракт, нарушают обменные процессы, приводят к росту онкологических заболеваний. Опасность отравления соединениями свинца усугубляется тем, что они, как канцерогенные вещества не удаляются из организма, а накапливаются в нем, также как в почве и растениях. В организме человека свинец удерживается белками эритроцитов, затем поступает в плазму крови и достигает почек, печени и др. органов. В костях свинец накапливается постепенно и надолго остается в них.

Поражение десен, расстройство кишечника, заболевание почек, сосудов и центральной нервной системы, угнетение синтеза белка, отрицательное воздействие на генетический аппарат клетки – результат отравления свинцом. Если с водой человек получает больше 0,1 мг ионов свинца в сутки, то это может привести к повышенной утомляемости, депрессии, нарушению функций нервной системы, анемии, почечной недостаточности, судорогам. Ионы свинца можно удалить из воды, осадив их в виде сульфидов.

Свинцовое отравление даже на ранних стадиях влияет на головной мозг, в результате чего у детей снижается интеллект, нарушается координация движений, ухудшается слух и память.

Из 1000 т загрязняющих веществ, ежедневно попадающих в воздух из выхлопов автомобилей, 200 т угарно­го газа, 800 т углеводородов и других соединений. Приоритетной вредной примесью в отработавших газах автомобилей, работающих на бензине, является оксид углерода (СО), доля которого составляет в среднем 69% общего количества выбросов вредных веществ. Доли остальных примесей распределены следующим образом: 17% приходится на оксиды азота (NOх) и 14% - на суммарные углеводороды (СН) (см.приложение 4).

Вследствие содержания в выхлопных газах автомобилей вредных и даже ядовитых веществ, а также при постоянном действии таких элементов на органы человека, они способны вызывать развитие острых и хронических болезней.

Автомобиль стал бы гораздо безвреднее для окружающей его среды, если бы в его двигателе углеводородное топливо превращалось исключительно в углекислый газ и водяные пары. Но… Температура горения топлива бывает или слишком высокой, или очень низкой, что приводит к его неполному сгоранию. Кроме того, не следует забывать о качестве самого горючего и примесях, содержащихся в нем. Все это, как известно, приводит к возникновению токсичных веществ: оксида углерода, оксидов азота и серы, несгоревших углеводородов и прочих газов, а также твердых частиц сажи и соединений свинца.

Сегодня именно транспортные выбросы являются основной причиной загрязнения воздуха в городе и постоянно оказывают влияние на здоровье человека.

Состав выхлопных газов достаточно разнообразен, и большая часть компонентов токсична. Выхлопные газы автомобиля могут нанести вред здоровью, и достаточно серьезный. Прежде всего, оксид углерода или угарный газ не имеет вкуса и запаха, но при высокой концентрации вызывает головокружение, головную боль, тошноту, может приводить к обморокам.

Такав далеко не весь перечень воздействия интенсивно выделяемых на первый взгляд невинного голубоватого дымка глушителя автомобиля. Вред от выхлопных газов автомобиля во многом объясняют канцерогены – сажа и бензопирен, которые способствуют развитию опухолей, особенно — злокачественных.

Рассматривая выхлопные газы и вред, который они приносят, нужно добавить и про влияние этого химического коктейля целиком: длительный контакт с выхлопными газами приводит к смерти, в частности — от отравления конкретно угарным газом. Наибольшая опасность этих выбросов состоит в их количестве, распространенности и мелком размере частиц, что позволяет выхлопам проходить через естественные барьеры организма и попадать в легкие. При постоянном воздействии выхлопных газов на организм может развиваться иммунодефицит, страдают сосуды головного мозга; нервная, дыхательная, сердечнососудистая системы. Кроме того, большая часть токсичных веществ, входящих в состав выхлопных газов, может взаимодействовать друг с другом и с другими компонентами атмосферы, что способствует образованию смога.

Выхлопные выбросы действуют сразу непосредственно на внутренние органы дыхания, причем у детей младшего возраста намного значительнее, чем у взрослых. Это объясняется тем, что самая большая концентрация выбросов находится на уровне лица маленьких детей.

Химические соединения, что есть в составе выхлопных газов, в особенности тяжелые металлы, характеризуются свойством накапливаться в организме.Вследствие чего начинается зашлаковывание организма с последующим развитием серьезных заболеваний.

Наибольший вред выхлопные газы оказывают на водителей и пассажиров автотранспорта, которым приходится подолгу стоять в пробках, так как концентрация оксида углерода внутри автомобиля может превышать предельно допустимые нормы. Выхлопные газы от автотранспорта образуют смог (smog, от smoke — дым и fog — туман) — ядовитый туман в нижнем слое атмосферы. Смог состоит из тумана, дыма, частичек сажи, пыли, капелек жидкости (во влажной атмосфере). Вредные газы, поступающие в атмосферу, вступают в реакцию между собой и образуют новые, токсичные соединения. Смог, состоящий из азотных, сернистых соединений и капелек воды, вызывает раздражение слизистых оболочек, головную боль, осложнения заболеваний дыхательных путей, отеки и т. д.

Так как выхлопные газы способствуют снижению количества кислорода в крови и мешают нормальному газообмену, следует выводить организм на полезные прогулки в пригород или в удаленный от дороги парк, чтобы получить порцию свежего воздуха.

При постоянном воздействии выхлопов стоит разнообразить свое меню антиоксидантами, которые содержатся в ягодах, фруктах, зеленых овощах и зеленом чае, а также в семечках, и пить больше воды, так как она способствует детоксикации. Такой “допинг” помогает организму справляться с последствиями вдыхания химического коктейля и поддерживает здоровье.

Каждый человек должен задуматься о том, какие серьёзные последствия несёт атмосфера, пропитанная вредными химическими веществами. Жизнь, данная нам однажды природой не должна нарушаться искусственными факторами, которые негативно сказываются на здоровье человека.

Однако исключить из жизни наличие автотранспорта невозможно или проблематично, но вполне возможно и необходимо сократить количество вредных примесей содержащихся в выхлопных газах. Одним из путей экологизации автомобильного транспорта является перевод его на альтернативные виды топлива.

В последние годы ведется активная разработка биологических видов топлива, электромобилей и возможных модификаций двигателя, что позволит отказаться от углеводородного “корма” автомобилей и сократит количество вредных выхлопных газов. Однако пока это все вопрос скорее будущего, а не настоящего, поэтому сейчас лучше защищаться от выбросов. Для защиты сферы обитания человека, правительство должно принимать законы, призванные оптимизировать движение городского транспорта. Кроме того, в настоящее время следует делать акцент на производстве экологически чистого транспорта, разрабатывать альтернативные энергоисточники для транспортных средств, развивать бизнес по прокату велосипедов и озеленять город.

Зло берет. Как свинец в автомобильном топливе делает нас агрессивными, а мы это не замечаем


В самом конце прошлого века в США неожиданно упал уровень преступности. За несколько лет число убийств сократилось на сорок три процента, число грабежей – на сорок один процент, даже угонов автомобилей стало меньше на тридцать пять процентов. Процесс был в равной степени повсеместным и абсолютно необъяснимым. Первым на него среагировали политики, которые бросились присваивать заслуги.

В 2001 году журнал Time назвал мэра Нью-Йорка Руди Джулиани «человеком года» за то, что благодаря его усилиям преступность в городе сократилась на две трети. Между тем достаточно было взгляда на данные статистики, чтобы понять: процесс такого масштаба не мог быть спровоцирован действиями одного, пусть даже очень талантливого политика.

Преступность падала не только в Нью-Йорке, она падала по всей стране – в каждом городе, в каждом штате. Парадокс, однако, заключался в том, что никто не имел ни малейшего представления, почему это происходило.

Одни утверждали, что сокращение вызвано легализацией абортов, поскольку это снизило число так называемых нежеланных детей, многие из которых становились преступниками. Другие предполагали, что сокращение преступности связано с сокращением продаж крэка, одним из побочных эффектов которого являются приступы агрессии. Однако ни одна из этих теорий не могла полностью объяснить происходящее, потому, в частности, что и феномен «нежеланных детей», и распространение крэка имели отношение прежде всего к беднейшим слоям населения. Преступность же сокращалась повсеместно, и это сокращение затрагивало в равной степени все социальные группы.

В 2001 году молодой экономист Джессика Рейес сделала невероятное предположение, объясняющее, с ее точки зрения, сокращение уровня преступности. Рейес заявила, что американцы стали намного меньше грабить, насиловать и убивать друг друга потому, что больше не подвергались в детском возрасте воздействию свинца, которое раньше получали, вдыхая бензиновые пары.


Джессика утверждала, что к беспрецедентному по своим масштабам снижению преступности привел Закон о чистом воздухе, который был принят в Америке в 1974 году и запрещал свинцовые добавки в автомобильном топливе. В результате этого двадцать пять лет спустя – к началу века, когда выросло первое «бессвинцовое» поколение, и произошел резкий спад преступности по всей стране.

Тот факт, что свинец – яд, сам по себе, конечно, не являлся открытием. Это было известно давно. Более того, было известно и то, что свинец обладает специфическим воздействием на детскую психику. Даже в микродозах он подавляет интеллектуальные способности и вызывает агрессивное поведение. Как показали исследования американского медика Герберта Нидлмана, при повышении содержания свинца в крови ребенка на два микрограмма в децилитре – то есть всего на две миллионные (!) доли процента – его IQ понижается на один балл.

Однако то, что пыталась доказать Рейес, было куда серьезнее. По ее мнению, микродозы свинца, полученные дыхательным путем в детстве, приводили к отложенным последствиям, проявляющимся уже во взрослом возрасте прежде всего как повышенная агрессивность. Причем последствия эти носили настолько массовый характер, что напрямую влияли на уровень преступности в стране.

Поверить в подобное было трудно.


Д обавлять в бензин свинец 1 придумал инженер Томас Мидгли еще в 1923 году. Он обнаружил, что от этого двигатель работает значительно тише и при этом эффективнее. Мидгли запатентовал свое изобретение и уехал в Майами лечиться от свинцового отравления. Надо отметить, кстати, что помимо тетраэтилсвинца Мидгли осчастливил человечество еще и открытием так называемых ХФУ – хлорфторуглеродов, использование которых в качестве хладагентов в холодильниках сегодня считается основной причиной возникновения озоновых дыр в атмосфере.

Умер Мидгли странной смертью. Потеряв из-за паралича способность двигать ногами, он разработал систему ремней, которые помогали ему садиться в кровати и принимать пищу. Этот механизм в какой-то момент и задушил его прямо в постели.

Придуманные же им свинцовые добавки к бензину начали широко использоваться. Уже спустя двадцать лет весь бензин, который производился в мире, был исключительно со свинцовыми добавками.

К середине века объемы его производства, а соответственно, и выбросов в атмосферу превосходили воображение. Парами «свинцового» бензина дышал весь мир.

Если предположение Рейес было правдой, это означало, что под воздействие микродоз свинца, вызывающих агрессию, попадали без всякого преуменьшения целые поколения. Масштаб этого отравления трудно было переоценить.

Н а несколько лет Рейес полностью ­погрузилась в подсчеты и сопоставление уровней свинцового загрязнения и уровней преступности. Сбор и анализ данных заняли в общей сложности больше шести лет. Цифры полностью подтверждали ее выводы.

Мало того, что спад преступности в Америке произошел ровно через двадцать лет после запрета свинцовых добавок. Но и ее первый взлет случился в шестидесятые годы – через двадцать лет после того, как использование «свинцового» бензина в Америке достигло объемов, способных оказать массовое воздействие на детей по всей стране. Пик же роста преступности приходился ровно на те годы, когда выросло самое «засвинцованное» из поколений американцев, подвергшихся в детстве воздействию свинца. В этот период – с 1972 по 1992 год – количество насильственных преступлений в Америке увеличилось на восемьдесят три процента.

Рейес провела подробный анализ и сопоставление объемов продаж «свинцового» бензина и уровня преступности не только по стране, но и в отдельности по каждому штату. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы окончательно развеять сомнения. Тогда Рейес дополнительно сопоставила уровни преступности и данные о содержании свинца в крови у детей. Результат был тот же.

После этого сомнений уже не оставалось. Именно «свинцовый» бензин был ключевым фактором, вызвавшим рост преступности в Америке во второй половине XX века, и именно запрет «свинцового» бензина привел к падению преступности в конце столетия. Сегодня экономисты считают работу Рейес классическим примером успешного статистического исследования. Даже оппоненты признают весомость ее результатов. Ее работы постоянно цитируются в докладах чиновников EPA (Environmental Protection Agency) – главного правительственного агентства, отвечающего за охрану окружающей среды.

На множестве выстроенных Джессикой Рейес таблиц и графиков хорошо видно, как год за годом растет уровень преступности по мере увеличения воздействия свинца.

Однако драматичнее всего выглядел график с двумя кривыми: преступность в слабо «засвинцованных» штатах и преступность в сильно «засвинцованных». Сильно «засвинцованными» были в основном те штаты, где было больше машин, то есть больше крупных городов, – например, Калифорния или Нью-Йорк. Слабо «засвинцованными» – преимущественно те, где машин, а значит, и городов, было меньше, – скажем, Гавайи или Вайоминг.

Как ни удивительно это звучит сегодня, из графиков видно, что изначально, в период до шестидесятых годов, когда свинец еще не был серьезным фактором, уровень преступности в этих штатах мало отличался. Однако затем – в начале шестидесятых – графики начинают расходиться: рост преступности в сильно «засвинцованных» штатах происходил быстрее. В семидесятых, когда последствия «засвинцованности» достигли своего пика, обе линии устремляются вверх: в слабо «засвинцованных» штатах – резко, в сильно «засвинцованных» – еще резче. В девяностых же, после запрета «свинцового» бензина, уровни преступности падают и начинают постепенно сближаться вновь.


Г рафики Рейес производили гнетущее впечатление. Каждый миллиметр, каждый подъем символизировал сотни искалеченных или потерянных жизней, трагедий, которых могло не произойти. Это ощущение только усиливается, если перестать пользоваться процентами – лучшим из придуманных человеком способов абстрагироваться от шокирующей реальности. Только в период с 1985 года по 1992-й, когда рост «свинцовой» преступности достиг своего пика, в США было убито 177 475 человек.

Между тем последствия использования свинца в бензине не ограничивались Америкой. Ис­сле­дования экономиста Рика Невина показали, что похожие процессы происходили в Австралии, Италии, Франции, Германии, где рост преступности, так же как в Америке, неизбежно следовал за началом широкого использования «свинцового» бензина все с тем же разрывом примерно в двадцать лет.

Графики Невина всерьез заставляют задуматься: каким был бы ХХ век, если бы не мельчайшие частицы свинца в атмосфере планеты?

Тем не менее страны, где «свинцовый» бензин по-прежнему не запрещен, существуют до сих пор. Либерия, Колумбия, Венесуэла. Уровень преступности в этих странах говорит сам за себя. Колумбия сегодня занимает первое место в мире по количеству убийств на душу населения. Венесуэла – четвертое. Что же касается Либерии, то точных данных по ней не существует, поскольку уровень преступности там таков, что исключает возможность статистических исследований.

Конечно, высокий уровень преступности в Ко­лумбии легко можно объяснить присутствием не столько свинца, сколько кокаина. Труднее, однако, объяснить таким образом вот что: в целом в списке стран с самым высоким уровнем убийств первые двенадцать позиций занимают государства, которые позже других запретили использование «свинцового» бензина либо по-прежнему продолжают его использовать.

Пятое место в этом списке, к сожалению, принадлежит России.

У ровень преступности в России сегодня – один из самых высоких в мире. Москва в этом смысле многократно опережает Лондон, Нью-Йорк и Париж.

По данным исследования, проведенного ВЦИОМ в конце девяностых годов, треть россиян, отвечая на вопрос «Какие качества усилились в ваших соотечественниках за последние годы?», назвали в первую очередь агрессивность и ожесточенность.


Все это – и высокий уровень преступности, и высокую агрессивность – принято объяснять историческими, культурологическими, социальными причинами. Возможно ли, однако, что причины носят не столько психологический, сколько химический характер?

Формально «свинцовый» бензин в России был запрещен только в 1998 году, когда Москва уже задыхалась в пробках. «Формально» – потому что эффективно запретить что бы то ни было в России в девяностых годах было почти невозможно. Как утверждает профессор Борис Ревич, много лет изу­чав­ший воздействие тяжелых металлов на жителей крупных городов, отдельные мелкие заводики, производящие «свинцовый» бензин, существуют в стране по сей день.

По Рейес, однако, эта ситуация касается не столько нашего настоящего, сколько нашего будущего – тех лет, когда вырастут дети, чье детство прошло в забитой свежеприобретенными машинами, задыхающейся в парах «свинцового» бензина Москве.

Причины же сегодняшней агрессивности или агрессивности «лихих» девяностых следует искать в событиях, произошедших около двадцати лет назад, в семидесятых-восьмидесятых, когда детьми были сегодняшние взрослые. Вопрос в том, подвергались ли они воздействию свинца. И если да, то в какой степени.

В семидесятых и восьмидесятых, однако, никакого другого бензина для легковых машин, кроме «свинцового», в России, конечно, уже не производилось. Нюанс в том, что легковых машин в стране вообще и в Москве в частности было, мягко говоря, меньше, чем в той же Америке.

Меньше машин – меньше содержащих свинец выхлопных газов? Это с одной стороны. С другой – в Америке основное автомобильное движение происходило на шоссе, вдали от жилых домов, в Москве же из-за особенностей проектирования наших городов люди жили прямо над выхлопной трубой: в квартирах, окна которых выходят на проезжую часть.

Профессор Ревич одним из первых, еще при советской власти, занялся мониторингом содержания свинца в жителях Москвы. В восьмидесятые годы в ответ на его просьбу московским парикмахерским было приказано отсылать в лабораторию Ревича мешки с волосами московских мальчиков с указанием места жительства. Наверняка там были и волосы многих из тех, кто сейчас читает эту статью.

Ревич выяснил, что содержание свинца сильно зависело от района: чем ближе к крупным транспортным магистралям – тем выше. Когда он про­ана­ли­зи­ровал локоны своих сыновей, которые жили в фамильной квартире на Садовом кольце, оказалось, что концентрация свинца в их волосах была втрое выше, чем в среднем по городу.

Что касается атмосферы, то первые достоверные замеры содержания свинца в московском воздухе были проведены только в девяностых годах при подготовке комиссией Гор–Черномырдин так называемой «Белой книги» – глобального и пока единственного исследования степени загрязнения страны свинцом.

Эти замеры показали, что в значительной части города содержание свинца в атмосфере в четыре раза (!) превосходило средний показатель в Америке в период самой высокой «засвинцованности» 2 .

Дело, впрочем, не только в автомобильных выхлопах.

Все, чье детство прошло в Москве в семидесятых и восьмидесятых годах, хорошо помнят любимое развлечение мальчишек (и некоторых девчонок) тех лет, которые плавили свинец и отливали из него все что угодно – от самодельных солдатиков в младших классах до кастетов в старших. Любопытный вопрос: откуда, собственно, бралось в городе такое количество свинца, что его хватало на металлургические опыты чуть ли не каждому школьнику?

Ответ – с промышленных предприятий. Еще в сороковые годы в двух шагах от Москвы, в Подольске, был построен огромный аккумуляторный завод, использующий в производстве многие тонны свинца. Кроме того, в черте города находилось несколько оборонных заводов, которые также активно использовали свинец. По замерам, проведенным в начале девяностых, содержание свинца в выбросах этих заводов в двадцать три раза превышало нормативное.

В отличие от Америки и Европы, основной причиной загрязнения атмосферы свинцом в России в семидесятых, восьмидесятых и особенно в девяностых годах были не столько выхлопы автомобилей, сколько выбросы предприятий, использующих свинец.

В советские времена данные о промышленных выбросах свинца тщательно скрывались. Однако уже к середине девяностых выяснилось, что около ста тридцати российских городов стоят на загрязненной свинцом земле.

Как показали замеры, в некоторых районах Москвы содержание свинца в почве превышало норму в три раза. В Подольске – в шесть раз, в Петербурге и Владикавказе – в тридцать два, а в Ростовской области, нескольких городах на Урале и в Приморье – в сто восемьдесят. Город Карабаш на Урале получил международный статус «зона бедствия» именно в связи со свинцовым загрязнением.

В Москве были обнаружены отдельные зоны, где содержание свинца в почве в двести раз превышало нормы.

Из почвы свинец легко попадает в человеческий организм – через воду, пыль, растения. Существует модель, разработанная EPA, которая позволяет предсказать, сколько свинца будет в крови людей, живущих на территории с определенным количеством свинца в почве. Согласно этой модели, к началу девяностых средняя концентрация свинца в крови у российских детей должна была быть около десяти микрограмм на децилитр – то есть столько же, сколько у американцев в самый «засвинцованный» период.

Конечно, далеко не каждый подвергшийся в детстве воздействию ­свинца становился преступником. Свинец лишь порождает импульс к агрессии, каждый человек реагирует на такие импульсы по-своему – в зависимости от личных качеств, уровня образования и культуры.


«Мне иногда возражают люди из поколений "высокого свинца": "мы же не сплошь преступники!" – рассказывает Джессика Рейес, которая и сама принадлежит к "засвинцованному" поколению начала семидесятых. – Конечно же, преступниками становятся не все. Возможно, я просто импульсивнее, чем была бы в чистой среде. Может быть, я даже агрессивнее, но я весьма далека от применения насилия, от совершения преступления. На кого-то свинец действует сильнее, на кого-то слабее. Но кто-то, в силу множества возможных факторов, оказывается ближе к совершению преступления – и вот для них влияние свинца становится решающим. Просто свинец сдвигает краевую черту».

Т от факт, что благодаря свинцу «краевая черта» в России была сдвинута, не вызывает сомнений. Вопрос лишь в степени. Эта степень становится особенно заметной в тех местах, где люди не склонны сдерживать себя, где менее всего подвержены воздействию норм поведения. Одним из таких – весьма показательных – мест, кстати, является российский интернет, где агрессия стала практически общепринятым стандартом общения.

Если экстраполировать американскую модель на российскую действительность, станет очевидно, что в наибольшей степени пострадали дети, родившиеся за последнее десятилетие ХХ века, точнее, с 1989 по 1999 год, – по ним ударили и последняя волна отравления «свинцовым» бензином, связанная с ростом количества машин на дорогах, и выброс от заводов, и дикий импорт некачественных товаров. Предшествующие поколения тоже получили свое: индустриальные выбросы 1970–1980-х наверняка внесли свой вклад в преступность девяностых. Последствия должны сказываться минимум до 2018 года (тогда пройдет двадцать лет с момента запрета на «свинцовый» бензин). А возможно, и дольше, если полный контроль за свинцом так и не будет установлен.

С уществует ли проблема сейчас? Есть ли «свинцовая» опасность для сегодняшних российских детей? Да, безусловно. Она связана не столько с автомобильными выхлопами, поскольку «свинцовый» бензин больше не производится, сколько с потребительскими товарами, особенно произведенными в малоразвитых странах.

Известны случаи, когда свинец обнаруживали в детских игрушках – поскольку добавление его в краски делает их ярче. В Индии существовали даже так называемые lead candy – леденцы, в которые добавляли свинец, благодаря чему они становились слаще. О последнем обстоятельстве, кстати, как-то невольно вспоминаешь при просмотре недавно вышедшего индийского фильма «Миллионер из трущоб».

Если вы живете в Москве или другом российском городе и у вас есть дети, то, безусловно, следует быть очень осторожными, поскольку контроль за свинцом в России налажен слабо. В свое время по результатам исследований, включенных в «Белую книгу», предполагалось создать специальную комиссию. Этого, однако, так и не произошло.

Как показали исследования Нидлмана, наиболее опасный период, когда дети особенно подвержены воздействию свинца, – до шести лет. После этого свинец уже не оказывает, по крайней мере, такого разрушительного воздействия – в том случае, естественно, если речь идет о микродозах.

Корреспондент проекта «Сноб», который брал интервью у Джессики Рейес, специально попросил ее о совете, как лучше защитить детей от воздействия свинца.


Джессика рекомендовала по возможности покупать детям еду, посуду и игрушки, сертифицированные Евросоюзом, поскольку там содержание свинца в потребительских товарах контролируется особенно жестко. С

Читайте также: