Тяжелый металл на гитаре

Обновлено: 19.09.2024

Внимание. То, чем мы будем заниматься сегодня, значительно сократит срок службы струн на вашей гитаре!

Благодаря трэш-металу (thrash metal) свет увидели самые быстрые и агрессивные техники и приемы игры на гитаре.

Думаю, вы уже знакомы с основами трэша, поэтому сегодня мы поработаем над более сложными риффами в этом стиле. Рассматривайте этот урок скорее как физическое упражнение, а не как занятие по музыкальной теории. Как только вы научитесь играть сегодняшние примеры достаточно уверенно, приступайте к экспериментам.

Помимо прочего, мы коснемся сложных скоростных триольных ритмов, а это потребует от вас хорошо развитой способности контролировать степень напряжения запястья звукоизвлекающей руки.

Приступайте к разбору материала этого урока только в том случае, если вы считаете, что владеете приемами палм-мьютинга и переменного штриха на достаточно высоком уровне.

Основы скоростной игры медиатором в трэш-метале

Важно, чтобы при исполнении приема палм-мьютинг рука находилась в правильной позиции. Следите за этим!

В трэш-метале очень распространена техника быстрого переменного штриха (иногда ее называют «тремоло-пикинг»), исполняемая одновременно с палм-мьютингом. Чаще всего это делается на одной струне, но траекторию движения медиатора можно и увеличить, играя, например, пауэр-аккорды на двух струнах. Это придает звучанию объем.

Ниже вы найдете примеры применения этого приема. Я записал их на чистом звуке, без искажения, чтобы вы четко слышали удары медиатора. Прежде чем двигаться дальше, научитесь хорошо держать ритм переменного штриха хотя бы на трех нижних струнах.

Скоростная игра на шестой струне

Небольшая трэш-разминка

Ничего сложного — просто сыграйте рифф, представленный ниже, чтобы размять запястье звукоизвлекающей руки. Играйте с применением техники быстрого палм-мьютинга и переменного штриха. Об этом мы говорили выше.

Такой ритм — своеобразная «стена звука» — чаще всего исполняется на шестой струне, чтобы звучание было достаточно глубоким. Единственный недостаток заключается в том, что такие риффы уже стали клише трэш-метала. Неискушенному слушателю может показаться, что весь трэш звучит одинаково — примерно как этот рифф.

Поэтому не увлекайтесь ими сильно. Пусть они играют в вашей музыке лишь второстепенную роль.

Совет: Рассматривайте пауэр-аккорды, играемые без глушения, как своеобразные акценты на фоне общего контекста. Это поможет вам не выбиться из ритма даже в том случае, если вы пока не так четко играете переменным штрихом.

Вот интересная техника, которую можно применять, если вы на время отошли от шестой струны. Играйте быстрым переменным штрихом и одновременно извлекайте ноты на соседних ладах трех нижних струн. Пока один палец зажимает ноту на основной струне, остальными можно пользоваться для извлечения соседних нот, чтобы получилась интересная мелодия.

Совет: Хороший вариант — играть неприглушенные ноты даунстроками. Так вы сохраните нужную силу атаки.

Попробуйте комбинировать это упражнение с первым. Очень часто вторая часть фигуры играет роль своеобразной интерлюдии, перехода к пауэр-аккорду Е. Но следите за тем, чтобы динамика игры была как можно разнообразнее. Не застревайте на одном и том же, чтобы не звучать скучно.

А теперь за дело! Поэкспериментируйте на фоне партии ударных, которую вы найдете ниже. Это типичный олдскульный бласт-бит в среднем темпе с короткой интерлюдией. Длина этого трека — 50 секунд, что вполне достаточно для отработки техники переменного штриха.

Группировки нот в ритм-партиях стиля трэш-метал

Играя переменным штрихом, можно по-разному группировать ноты (например, в триоли), чтобы делать ритм-партии еще интереснее.

Это основа ритм-гитары в стиле трэш-метал. Чтобы овладеть этим приемом, вы должны четко контролировать движения медиатора и по максимуму расслаблять запястье звукоизвлекающей руки. Для этого понадобится время и практика.

Попробуйте также смешивать разные ритмы, чтобы риффы звучали более динамично. Все дело в том, как вы группируете ноты (а значит, и удары медиатором). Это могут быть группы из трех, четырех, пяти ударов и т.д. Именно так и создаются ритмические вариации.

Упражнения ниже помогут вам научиться владеть медиатором более свободно, если вы будете играть их каждый день. Сначала прослушайте пример в медленном темпе, затем посмотрите на схему и попробуйте повторить.

Здесь вам понадобится метроном. Без него ваша игра не будет четкой и ритмичной.

Черные круглые точки означают неприглушенный пауэр-аккорд.

Черные квадратные точки означают полное глушение — остановку. Послушайте аудио, чтобы разобраться.

Метал >Тяжелые метал-риффы в строе drop D

Уже несколько десятилетий в музыке стилей рок и метал большой популярностью пользуется строй drop D, когда шестая струна опускается на целый тон, до ноты D (на октаву ниже четвертой струны).

Помимо дополнительной «тяжести» звучания, этот строй расширяет диапазон инструмента вниз, причем интервал между пятой и шестой струнами составляет квинту (от D к А), и это дает возможность играть тонический пауэр-аккорд простым ударом по этим двум струнам в открытой позиции, или же другие пауэр-аккорды, зажимая струны приемом баррэ на соответствующем ладу. Если же добавить четвертую струну, получится трехнотный тонический пауэр-аккорд, включающий октаву.

Также интересно пользоваться возможностью совмещать пауэр-аккорды одним пальцем с риффами из одиночных нот на фоне низкой ноты D в качестве педального тона. Для этого играйте по шестой струне, как будто бы она настроена на ноту Е, но сдвигая при этом все ноты на других струнах на два лада ниже. В результате получаются необычные фразы, особенно при перемещении между пятой и шестой струнами.

Риффы в строе drop D

Например, на РИС. 1 начинаем с двух низких нот D на открытой шестой струне, за которыми следует восходящая двухнотная фигура на шестой струне. Далее чередуем одиночные ноты на пятой струне с акцентированными и неакцентированными нотами на шестой струне и получаем смещающиеся трехнотные фразы.

Рифф в строе дроп д drop d

Рифф для гитары в стиле метал

Последний такт фразы предполагает переход к четырехнотным ритмическим конструкциям и включает октавный слайд на пятой и третьей струнах. Фраза завершается интересной аппликатурой аккорда Dsus2, когда указательный, средний пальцы и мизинец зажимают пятую, четвертую и третью струны соответственно.

На РИС. 3–5 представлены три подхода к одному и тому же риффу. РИС. 3 – это двухнотная версия, так как в данном случае используются только третья и четвертая струны.

Рифф в строе drop d

На РИС. 4 эта идея развивается за счет добавления высокой ноты D на третьем ладу второй струны.

Риффы для гитары в стиле метал. Табы и ноты

На РИС. 5 педальный тон D на открытой четвертой струне заменяется на педальный тон D на открытой шестой струне, в результате чего получается значительно более тяжелый рифф.

рифф гитара уроки и упражнения

Думаю, идея ясна. Попробуйте внедрить эту технику в собственные фразы и риффы в строе drop D с использованием разных приемов.

Когда освоил основной строй, самое время переходить на строй «Drop D» и расширять горизонты. Перестроить гитару не сложно, а возможности инструмента увеличиваются и звучание приобретает немного другую окраску..

Метал

В этом уроке разберем рифф с соло в стиле группы Pantera. Урок базируется в основном на "I’m Broken" с альбома Far Beyond Driven. Аудио и табы с нотами прилагаются.

Разбор гитарного риффа из куплета “Graveless” группы Periphery. Табы и видео прилагаются.

В этом уроке рассмотрим риффы из композиции "Theater of Horror" группы Revocation. Сложные метал-риффы с табами и аудиоприложением.

В этом уроке разберем 5 метал-риффов для электрогитары в строе Drop D. Табы и аудиозаписи прилагаются.

Если вы справитесь с этим уроком, уровень вашего мастерства как гитариста значительно поднимется. Обязательно изучите эти крутые метал-риффы.

Подробный урок гитары, в котором рассмотрим творчество и написание риффов Адама Джонса из группы Tool. Табы, ноты и аудиоприложение прилагаются.

В этом уроке разберем гитарное соло из песни «Victory Lap» группы All That Remains. Табы и аудиоприложение Вы найдете в уроке.

В этом уроке разберем соло из песни "Pernicious" группы All That Remains’. Табы и аудиотреки прилагаются.

В этом уроке разберем октавный рифф и соло на электрогитаре из песни группы Periphery - “The Price Is Wrong”. Табулатуры и аудиоприложение Вы найдете в этом уроке.

В этом уроке разобраны 15 примеров для гитары в стиле треш-метал. Табы, ноты и аудио к уроку прилагаются.

В этом уроке разберем риффы из песни “Prayer Position” группы Periphery. Табы и аудио-приложение прилагаются.

Видеоразбор с нотами и табами песни Profanum Vulgus группы Revocation с альбома Great Is Our Sin.

Что нужно делать и как нужно играть, чтобы риффы на электрогитаре звучали мощнее? Читайте об этом в уроке от Дэйва Дэвидсона.

В этом уроке представлены два тяжелых риффа, построенных на одиночных нотах. Табулатуры и видео к уроку прилагаются.

В этом уроке разберем главный рифф композиции Mile Zero группы Periphery. Табулатуры и видео прилагаются.

Подробный урок по основам трэш-метала на гитаре. Здесь Вы найдете множество упражнений с табулатурами и треками в различном темпе.

В сегодняшнем уроке разберем, почему же строй Drop D так идеально подходит для метала. В уроке есть примеры риффов в строе Drop D и видео.

В уроке представлены основы игры на гитаре в стиле дэт-метал (death metal). Табы, аудио и минусы к риффам прилагаются.

Основная идея всех риффов из этого урока в том, чтобы снабдить каждый из них "фишками", привлекающими внимание слушателя. Обязательно изучите данный урок.

В этом уроке Вы познакомитесь с эффективными способами создания крутых и очень тяжелых партий для ритм-гитары. Табы, ноты и видео риффов в стиле трэш-метал.

В этом уроке Вы узнаете, как правильно создавать многослойные гитарные гармонии в стиле метал и какие ноты лучше выбирать.

Изучив этот урок, Вы убедитесь в том, что играть метал на гитаре без знания блюзовых основ невозможно. Несколько упражнений от Метал Майка Хлащака.

В этом уроке разберем 4 риффа для электрогитары в стиле метал. Ноты, табулатуры, трек и минус прилагаются.

Топ-21 самых эпичных метал-композиций всех времён

Топ-21 самых эпичных метал-композиций всех времён

Привилегия начать список достаётся группе The Devin Townsend Band и их треку "Deadhead". Это композиция с альбома "Accelerated Evolution" 2003 года прокачивает в среднем темпе целых 8 минут. Отличный трэк!

Machine Head - Halo

Следующим идёт мистер Робб Флинн и его банда с композицией "Halo". Выпущенная в 2003 году в составе альбома "The Blackening", эта песня засветилась в "The Sims 2". В этой 9-минутной эпопее есть все - от мозгодробильных машин-хэдовских риффов и ревущего вокала до поистине грандиозного чистого вокального исполнения.

Behemoth - O Father, O Satan, O Sun

"O Father, O Satan, O Sun" - это заключительная песня Behemoth со студийного альбома 2014 года "The Satanist". Отличный кусок блэк-метала, музыкой и текстами, которые можно описать не иначе как эпичные - "Like a day without the dawn / Like a ray void of the sun / Like a storm that brings no calm / I'm most complete yet so undone". "The Satanist" - потрясающий альбом и эта песня кульминационный момент всего альбома.

Tool - Parabol/Parabola

Следующая композиция из 2001 года с альбома "Lateralus". Есть мнение, что эта композиция - это попытка указать на скоротечность и важности жизни в настоящем моменте. Ну тут уж каждый сам философ.

Gojira - The Art of Dying

Далее идет французская металлическая электростанция, известная как Годжира. "The Art Of Dying" была записана в 2008 году на альбоме "The Way Of All Flesh" и демонстрирует довольно зловещую атмосферу и в некоторых случаях действительно тревожные моменты, в хорошем смысле этого слова, конечно)

Pantera - Floods

Когда Pantera немного снижает темп, она способны выдавать некоторые действительно угрожающие-поражающие тона, и "Floods" идеальный пример. Набрав почти 7 минут, это третья по длительности песня в альбоме The Great Southern Trendkill (1996), посвященная потопу, который уничтожает нас всех.

Porcupine Tree - Anesthetize

Благодаря участию в записи гитариста Алекса Лайфсона из RUSH, Porcupine Tree будет доставлять на протяжении более чем 17 минут. Это одна из песен, которая делает альбом "Fear of a Blank Planet" тем, чем он является на данный момент, а именно настоящей классикой жанра.

Judas Priest - Painkiller

Барабанное вступление, вокал, гитарные риффы, грув, соло - "Painkiller" от Judas Priest имеет всё это и служит одним из немногих треков, полностью охватывающих все самые эпичные и неотъемлемые компоненты классического бренда хэви-метала.

Wintersun - Sons of Winter and Stars

Пополним список подлинной скандинавской металлической атмосферой, Wintersun с "сыновьями зимы и звезд". То, что мы видим перед собой, это действие в 4 актах и 13-минутная композиция, настоящее эпичное метал-путешествие грандиозных масштабов.

Mastodon - The Last Baron

Заключительные треки на альбоме зачастую имеют тенденцию быть самыми эпично-монументальными мелодиями на всем альбоме, и "The Last Baron" не исключение. Эта композиция с альбома 2009 года "Crack The Skye".

Faith No More - Epic

Ну тут и добавить-то особо нечего, название песни говорит само за себя!

Dio - Holy Diver

Одного этого костюма на видео было бы достаточно, чтобы обеспечить покойному великому Ронни Джеймсу Дио место в десятке самых великих и эпичных.

Rainbow - Stargazer

И снова Дио на вокале! На этот раз мы у истоков Rainbow, и имеем дело с песней, которая олицетворяет всю эпичность металлической музыки. В композиции прослеживается множество симфонических влияний, классика с хэви-металлическим грувом. В результате получаем это:

Pantera - Cemetery Gates

Второе появление Pantera в списке, "Cemetery Gates" композиция, в которой себя проявляют все члены группы.

Trivium - Shogun

На седьмом месте Trivium и их трек "Shogun". Песня длится около 12 минут, но вы их даже не заметите, потому что будете поглощены песней.

Opeth - Blackwater Park

Вместе со Стивеном Уилсоном у руля и альбомом "Blackwater Park" Опет достиг новых высот и поднялся на ступень выше. Вобщем меньше слов, больше дела!

Coheed and Cambria - Welcome Home

Dream Theater - Octavarium

Песня включает в себя пять актов и огромное разнообразие эмоций идущих от саморефлексии к вымыслу, пересекающихся с множеством других эмоций и богатую палитру звуковых выражений.

Metallica - Master of Puppets

Открывают большую тройку, большие мальчики) Бронза достаётся Металике и "мастеру оф папетс". Пожалуй это самая знаковая и эпичная песня Металики за всю ее историю и является настоящим произведением искусства. Вроде бы уже милион раз слушал и знаешь вдоль и поперёк, но всё равно каждый раз мурашки по коже.

Black Sabbath - War Pigs

Второе место - антивоенный гимн Black Sabbath и "War Pigs" приносит серебро. Первоначально названный "Walpurgis", трек получил свое окончательное название после вмешательства лейбла. Басист и автор текстов Гизер Батлер объяснил: "Вальпургиева ночь - это что-то вроде Рождества для сатанистов. А для меня война была Большим Сатаной".

Iron Maiden - Rime of the Ancient Mariner

Номер 1 - в музыкальном плане это одно из лучших их произведений. Средний темп, гармония, басовые линии и конечно же капризная, атмосферная мид-секция, которая перерастает во взрывную сольную. На этом треке два из лучших гитарных соло Maiden и некоторые из их лучших риффов и лидов. Заслуженное первое место!

Пишите в комментариях ваши варианты - буду добавлять в список!

Читайте также: