Управление ввозом и вывозом драгоценных металлов

Обновлено: 15.05.2024

Товары, ограниченные к перемещению через границу Евразийского экономического союза

  • Cредства защиты растений и другие стойкие органические загрязнители, подлежащие использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта
  • Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, и положения о порядке их перемещения
  • Списки товаров (разъяснения по товарам) с указанием кодов товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, применяемых исключительно при таможенных операциях и используемых таможенными органами при принятии решения о выпуске товаров по разделам единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (далее – единый перечень товаров)
  • Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении, окончательно причислены к опасным отходам
  • Озоноразрушающие вещества
  • Средства защиты растений, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при импорте
  • Опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе
  • Коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, кости ископаемых животных, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозе
  • Дикие живые животные, отдельные дикорастущие растения и дикорастущее лекарственное сырье, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при экспорте
  • Виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры
  • Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений, их части и (или) дериваты
  • Драгоценные металлы и драгоценные камни, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при экспорте
  • Необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы
  • Виды минерального сырья, ограниченные к перемещению через таможенную границ Таможенного союза при вывозе
  • Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и (или) вывоз которых на (с) таможенную(ой) территорию(и) Евразийского экономического союза допускается на основании лицензии
  • Ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ
  • Лекарственные средства и фармацевтические субстанции, ввоз которых на таможенную территорию Евразийского экономического союза ограничен
  • Радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров
  • Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза ограничен
  • Шифровальные (криптографические) средства, ввоз которых на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза ограничен
  • Культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозе
  • Органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, ограниченные к перемещению через таможенную границу Евразийского экономического союза при ввозе и (или) вывозе
  • Служебное и гражданское оружие, его основные (составные) части и патроны к нему, ограниченное для ввоза, вывоза и транзита по таможенной территории Таможенного союза
  • Информация о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, вывоз которой с таможенной территории Таможенного союза ограничен
  • Товары, при экспорте и (или) импорте которых установлены количественные ограничения
  • Товары, при ввозе или вывозе которых установлены ограничения
  • Товары, при экспорте или импорте которых установлено исключительное право
  • Товары, импорт которых на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в рамках тарифных квот
  • Товары, в отношении которых государствами - членами Таможенного союза применяются ограничения в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации
  • Товары, в отношении которых государствами - членами Таможенного союза применяется лицензирование импорта

Драгоценные металлы и драгоценные камни, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при экспорте

Список товаров (разъяснения по товарам) с указанием кодов товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, применяемый исключительно при таможенных операциях и используемый таможенными органами при принятии решения о выпуске товаров

(по разделу 2.9 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования»)

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ[1]

(при ввозе на таможенную территорию/вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза)

Код товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

Акт таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) законодательства Российской Федерации, устанавливающий обязательные требования к товару

(Документ, удостоверяющий (подтверждающий) соблюдение обязательных мер (требований)[2]

Государственный контроль за ввозом и вывозом драгоценных металлов

Федеральная пробирная палата (далее — ФПП) осуществляет государственный контроль при ввозе на территорию Российской Федерации (далее — РФ) из третьих стран и вывозе с территории РФ в третьи страны драгоценных металлов и изделий из них, а также сырьевых товаров.

Государственный контроль проводится на специализированных таможенных постах:
— Специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни (г.Москва, ул.Смольная, д.12);
— таможенный пост Малахит Екатеринбургской таможни (г.Екатеринбург, ул.Гоголя, д.27);
— Северо-Западный акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни (г.Санкт-Петербург, проспект Культуры, д.40А);
— Калининградский акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни (Калининградская область, г.Багратионовск, ул.Дружбы, д.16Б);
— Дальневосточный специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни (Приморский край, г.Артем, ул.Владимира Сайбеля, д.41).


Цели проведения государственного контроля:
— установить права экспорта участников внешнеэкономической деятельности;
— установить законность источников происхождения вывозимых драгоценных металлов;
— установить соответствие вывозимых и ввозимых товаров данным сопроводительной документации;
— проверить обоснованность определения стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней при вывозе товаров.

Государственный контроль проводится в отношении товаров, содержащих драгоценные металлы (таблицы 1 и 3 раздела 2.10 единого перечня товаров).

Государственный контроль осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Решением ЕАЭС.

Государственный контроль осуществляется в срок, не превышающий 5 рабочих дней.

Перечень документов, который формируется для осуществления государственного контроля при ввозе:
— подается заявка, в которой указываются данные о заявителе, товаре и перечне прилагаемых документов;
— представляется копия внешнеторгового договора или иного документа, подтверждающего намерения сторон;
— представляется спецификация на товары (ассортимент, количество и масса);
— представляется документ о содержании драгоценных металлов в товаре;
— представляются иные документы, предусмотренные законодательством.

Перечень документов, который формируется для осуществления государственного контроля при вывозе:
— подается заявка, в которой указываются данные о заявителе, товаре и перечне прилагаемых документов;
— представляется лицензия на экспорт товаров, указанных в таблице 1 раздела 2.10 единого перечня;
— представляется копия внешнеторгового договора или иного документа, подтверждающего намерения сторон;
— представляется спецификация на товары (ассортимент, количество и масса);
— представляется копия счет-фактуры или иного документа;
— представляется расчет стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней;
— представляются копии документов, подтверждающих законность владения товарами;
— представляется документ о содержании драгоценных металлов в товаре;
— представляется нормативно-техническая документация на вывозимые товары (за исключением ювелирных изделий);
— представляется копия лицензии или контракта на право пользования недрами, либо акта о регистрации контракта на право пользования недрами (для субъектов добычи);
— представляется копия лицензии на право совершать операции с драгоценными металлами (для кредитных и иных специализированных организаций);
— представляется копия лицензии на право совершать операции с драгоценными металлами при экспорте монет из драгоценных металлов, являющихся законным платежным средством;
— представляется документ, подтверждающий отказ уполномоченных органов приобретать драгоценные металлы, уникальные самородки и (или) сырьевые товары, а также национальных банков от приоритетного права на приобретение драгоценных металлов;
— представляются иные документы, предусмотренные законодательством.

При ввозе в РФ драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров документы государственного контроля формируются и учитываются в ГИИС ДМДК, за исключением случаев, если:
— документы содержат государственную тайну;
— возник технический сбой в работе ГИИС ДМДК и ФПП принято решение о представлении документов на бумажном носителе.

При осуществлении государственного контроля проверке подлежит 100 % товара, т.е. представляется вся партия драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (за исключением руд и концентратов драгоценных металлов).


При осуществлении государственного контроля:
— проводится проверка товара на соответствие данным, указанным в документации;
— проводится проверка происхождения вывозимых товаров;
— проводится проверка соблюдения требований при совершении сделок с драгоценными металлами и сырьевыми товарами;
— проводится оценка стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней в виде вставок, содержащихся в вывозимых товарах.

ФПП вправе проводить отбор проб или образцов драгоценных металлов и драгоценных камней для исследования, испытаний и экспертиз.

Результаты государственного контроля оформляются актом государственного контроля. При отказе в выдаче акта государственного контроля заявителю выдается решение об отказе.

Получить консультацию по вопросам государственного контроля можно по следующим адресам:
— ФПП: г.Москва, ул.Б.Никитская, д.17 с.2; г.Москва, ул.Смольная, д.12;
— Межрегиональное управление ФПП по СЗФО: г.Санкт-Петербург, ул.Яблочкова, д.7; г.Калининград, Гвардейский проспект, д.15;
— Межрегиональное управление ФПП по УФО: г.Екатеринбург, ул.Чайковского, д.75;
— Межрегионального управления ФПП по ДВФО: г.Владивосток, проспект 100 лет Владивостоку, д.159.

Федеральная таможенная служба

Порядок перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) драгоценных металлов, в том числе ювелирных изделий (со вставками или без вставок из драгоценных камней) юридическими лицами установлен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Положение № 30).

Государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов осуществляет Федеральная пробирная палата (Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2020 № 307).

Помещение драгоценных металлов, в том числе ювелирных изделий под таможенные процедуры осуществляется при представлении таможенному органу акта государственного контроля (приложение № 14 к Положению № 30).

Помещение под таможенные процедуры за исключением таможенного транзита и реэкспорта драгоценных металлов (ювелирных изделий) осуществляется на специализированных (категорированных) таможенных постах с обязательным участием государственных контролеров Минфина России.

В настоящее время отменено требование о представлении при таможенном декларировании акта государственного контроля на бумажном носителе таможенным органам при условии указания сведений об акте государственного контроля в графе 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» декларации на товары. Это стало возможным благодаря переходу федеральных органов исполнительной власти на использование системы межведомственного электронного взаимодействия, которой на протяжении последних лет уделялось повышенное внимание ФТС России.

Таможенные органы при таможенном декларировании с использованием программных средств ЕАИС таможенных органов получают сведения из актов государственного контроля, содержащихся в информационных ресурсах Минфина России, в автоматическом режиме, близком к реальному времени.

Справочно: порядок перемещения драгоценных камней, драгоценных металлов (ювелирных изделий) при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза:

1. Получение участником ВЭД свидетельства о постановке на учет в Федеральной пробирной палате.

2. Прибытие товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

3. Доставка товаров с таможенного органа прибытия на специализированный таможенный пост.

4. Помещение товаров на склад временного хранения (специально оборудованные для хранения ювелирных изделий).

По желанию компании-импортера вскрывается груз (идентификация груза, соответствие стоимости).

5. Проведение государственного контроля (государственные контролеры Федеральной пробирной палаты).

6. Выдача акта государственного контроля – до подачи ДТ.

Справочно:

Пункт 8 Приложения № 2 Положения о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования», акт государственного контроля составляется в 3 экземплярах и подписывается представителем уполномоченного органа (организации) государства-члена и заявителем (представителем заявителя). Первый и второй экземпляры вручаются заявителю. Первый экземпляр предназначается для представления в таможенный орган государства-члена, второй экземпляр остается у заявителя. Третий экземпляр хранится в уполномоченном органе (организации) государства-члена, осуществившем государственный контроль.

Акт государственного контроля может выдаваться в форме электронного документа, если это предусмотрено законодательством государств-членов.

7. Подача участником ВЭД ДТ на специализированный таможенный пост.

8. В случае срабатывания профиля риска таможенными органами осуществляется досмотр товаров.

9. Выпуск товаров.

10. После выпуска товаров осуществляется обязательное клеймение.

Подпункт г) пункта 5 Правил опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 № 394.

Аналогичный порядок перемещения драгоценных металлов (ювелирных изделий) применяется и для вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза. Однако имеет некоторую особенность, т.е. при экспорте драгоценных металлов (ювелирных изделий) не требуется помещение ювелирных изделий на склад временного хранения.

Согласно статье 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС.

О Федеральной пробирной палате

Федеральная пробирная палата – это государственный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и камней. Федеральная пробирная палата образована в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 28.10.2019 №529 и находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

История пробирного надзора в России официально берет начало в XVII веке, но есть и более ранние упоминания об опробовании золота и серебра особым образом, которым пользовались купцы и мастера золотых и серебряных дел.

Целью осуществления федерального государственного пробирного надзора является защита прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей указанных изделий от недобросовестной конкуренции, а также государственных интересов в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней.

Для реализации поставленной цели Федеральная пробирная палата осуществляет ряд задач и функций.

Задачи Федеральной пробирной палаты

  • реализация мероприятий по маркировке ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;
  • внедрение государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (ГИИС ДМДК);
  • совершенствование и реализация мероприятий по начислению и контролю за поступлением государственной пошлины за выполнение пробирных работ, выдаче лицензий на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий и деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов;
  • оценка соблюдения соискателями лицензий и лицензиатами лицензионных требований;
  • иные задачи.

Функции Федеральной пробирной палаты

  • контрольно-надзорная деятельность;
  • лицензионная деятельность;
  • специальный учет;
  • опробование, клеймение, экспертиза, анализ и регистрация именников.

Приоритетными направлениями развития Федерального пробирного надзора в России являются: совершенствование контрольно-надзорной деятельностиреорганизация и модернизация производственной работы (опробование и клеймение)повышение качества контроля за ввозов/вывозом драгоценных металлов и изделий из нихразвитие системы специального учетасовершенствование нормативного правового регулирования отрасли.

Структура центрального аппарата Федеральной пробирной палаты

  1. Управление государственной службы, правового обеспечения и методологии государственного контроля (надзора);
  2. Управление планирования и исполнения бюджета;
  3. Управление оценки эффективности контрольной (надзорной) деятельности;
  4. Управление цифровой трансформации;
  5. Управление федерального государственного пробирного надзора, пробирных работ и лицензирования;
  6. Управление государственного контроля за ввозом и вывозом драгоценных металлов и финансового мониторинга;

Территориальные органы осуществляют надзор за деятельностью, подлежащей контролю Федеральной пробирной палаты, в разных частях страны.

Общественный совет при Федеральной пробирной палате – это совещательно-консультативный субъект общественного контроля. Он обеспечивает учет потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиту прав и свобод граждан Российской Федерациии прав общественных объединений, негосударственных некоммерческих организаций при осуществлении государственной политики в части, относящейся к сфере деятельности Федеральной пробирной палаты, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью Федеральной пробирной палаты.

Кадровое обеспечение центрального аппарата Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов осуществляется путем формирования кадрового резерва. Принять участие в конкурсе может кандидат, подавший заявление и соответствующий требованиям приема на работу на государственную службу.

Федеральная пробирная палата принимает участие в государственном проекте “Открытое ведомство”, целью которого является соблюдение принципа открытости государственного управления. Каждый гражданин может посмотреть план работы органа, финансовые отчеты и другие документы, которые есть в открытом доступе.

На сайте Федеральной пробирной палаты публикуется план деятельности, с которым может ознакомиться каждый желающий.

Таможенное оформление драгоценных металлов

Драгоценные металлы – это редкие, не подверженные коррозии и окислению металлы, обладающие к тому же особым блеском и ценящиеся за их редкость и красоту. Согласно Федеральному закону от 26.03.1998 N 41-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", к ним относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Они могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления. Таможенное оформление драгоценных металлов выполняется с целью юридической очистки груза. При этом груз оформляется под таможенными режимами переработки на таможенной территории, за ее пределами и для внутреннего потребления.



Код ТН ВЭД

Определение товарного кода ТН ВЭД может быть непростой задачей при таможенном оформлении благородных металлов. Прежде всего, следует определиться с их процентным содержанием в сплаве/товаре, а уже исходя из этого, подбирать код, опираясь не только на названия товарных позиций, но и на примечания к разделам и группам.

Товары, содержащие драгоценные металлы, можно отнести к товарной группе 71 ТН ВЭД. Она имеет название: «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты».

Обратите внимание! Сплавом благородного металла считается сплав, содержащий не менее 2% драгоценных примесей.



Таким образом, в товарной номенклатуре выделены следующие группы:

7110 1… – платина;

7110 2… – палладий;

7110 4… – иридий, осмий, рутений.

7112… – отходы и лом драгоценных металлов или металлов плакированных драгоценными металлами.

Каждая группа разбита на более мелкие классификации с учетом способа обработки.

Таможенные платежи



Товары, которые перевозятся физическими лицами для личного пользования, налогом не облагаются, и таможенная пошлина не взимается. При этом груз должен соответствовать установленным нормативам:

стоимость не более 10000 евро – если перевозка выполняется авиатранспортом, и не более 1,5 евро, если транспортировка осуществляется другими видами транспорта;

вес не более 50 кг.

Если указанные нормы превышены, необходимо оформление таможенной декларации и уплата соответствующих растаможке платежей. А именно 30% от суммы, превышающую нормативы, или 4 евро за кг сверх нормы.

Обратите внимание! Если стоимость драгоценных металлов превышает 25000 долларов, они не могут считаться товарами для личного пользования. А если их стоимость превышает 1000000 рублей, на декларанта налагается уголовная ответственность.

Для юридических лиц ставка ввозной таможенной пошлины составляет 20%, не считая других обязательных платежей.

Особенности таможенного оформления

Таможенные операции в отношении товаров, кодифицируемых под группой 71, могут совершаться только на таможенных постах, обладающих соответствующей компетенцией. К ним относятся:

специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни;

таможенный пост Малахит Екатеринбургской таможни.

Ни тот ни другой пост не включен в системы электронного декларирования и не работают в режиме удаленного выпуска товаров.

На данный тип груза сначала следует получить разрешительные документы, а затем, по прибытии на пункт таможенного контроля, поместить груз на специальный СВХ с особыми условиями хранения и учета.



Правила ввоза и вывоза драгоценных металлов:

Экспорт самородков подчиняется квотированию, а если речь идет об уникальных самородках, то их перевозка за рубеж осуществляется только с разрешения Правительства.

Слитки драгметаллов должны соответствовать российским стандартам и LBMA.

Вывоз обработанных и необработанных благородных металлов возможен без количественных ограничений, но по лицензии Минпромторга РФ.

Вывоз драгоценных металлов в виде ювелирных изделий выполняется без лицензии и в неограниченном количестве.

Импортируемые драгметаллы должны иметь клеймо и сертификат, согласно стандартам страны-импортера.

Обратите внимание! Экспорт руды и лома благородных металлов запрещен.

Сертификация

Согласно статье 14 ТК ТС РФ, должны быть сертифицированы все драгметаллы, а именно сплавы, процентное содержание благородного металла в которых, в соответствии с законом, позволяет считать их драгоценными.

Особенности перевозки



Международная перевозка драгметаллов осуществляется в соответствии со строгими правилами. Они весьма строги. Так, в обязанности перевозчика входит:

подбор специальных транспортных средств высокого уровня безопасности;

использование услуг тех организаций, которые имеют разрешение на перевозку данного типа грузов;

обеспечение вооруженной охраны груза.

Обратите внимание! Отсутствие вооруженной охраны влечет за собой уголовную ответственность.

При этом сплавы, которые содержат небольшой процент благородных металлов (до 5%) могут быть отправлены поездом, а если содержание драгоценных примесей менее 1%, то импортер свободен в выборе транспортного средства.

Ошибки таможенного оформления

Ошибки при таможенном оформлении драгоценных металлов недопустимы. Любая опечатка может стать причиной существенных проблем, вплоть до уголовной ответственности. Поэтому до подачи таможенной декларации необходимо тщательно проверить всю информацию. Растаможка грузов этого типа специфична, контроль на каждом этапе очень строгий.

Мы знаем насколько сложным и проблематичным может быть таможенное оформление, а потому настоятельно советуем при отсутствии знаний обращаться к нам. Мы имеем многолетний опыт растаможки соответствующей категории грузов, поможем оформить разрешительные документы и другие сопроводительные бумаги.

Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися собственниками/отправителями/получателями грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.

Чтобы получить платную консультацию, необходимо предоставить: подписанный внешнеторговый контракт, инвойс, упаковочный лист и заключить с нами договор таможенного представительства.

Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе "Полезная информация", воспользовавшись поиском.

Самостоятельно рассчитать таможенные платежи вы можете с помощью нашего калькулятора.

Читайте также: