Виды гравюры по металлу

Обновлено: 18.05.2024

Гравюра на металле. Механические способы нанесения рисунка

7 лет ago Enottt Комментарии к записи Гравюра на металле. Механические способы нанесения рисунка отключены

Гравюра на металле (фр. gravure от graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства. Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные. Известны гравюры также на камне, мечах, наконечниках стрел.

Термин «гравюра» включает в себя все способы ручной обработки деревянных, металлических или каменных поверхностей для печатания оттисков.

Процесс представляет собой создание формованных выемок на металле и камне и получение узора таким образом.

Виды гравюры:

  • Выпуклая гравюра — гравюра на дереве, или ксилография, гравюра на линолеуме и рельефная гравюра на металле;
  • Углубленная гравюра — все другие разновидности гравюры на металле;
  • Плоская гравюра — литография и ее разновидности.

Поскольку ответ на вопрос ограничивается только гравюрой на металле и механическим нанесением рисунка на собственно металл, рассматривать здесь я буду только это. Развернутую статью о гравюре, видах и техниках сделаю позже и в другом месте. С преферансом и профурсетками иллюстрациями.

Механические способы создания печатной формы:

  • резцовая гравюра,
  • «сухая игла»,
  • меццо-тинто
  • пунктир пунсонами или рулеткой

Химические способы нанесения рисунка (травлением изображения кислотой):

  • офорт,
  • «мягкий лак»,
  • лавис,
  • пунктир, полученный травлением
  • акватинта
  • карандашная манера, резерваж и разные технические приемы современных художников, которые часто называются смешанной техникой

Механика

Углубленная гравюра:

Резцовая гравюра — появилась в первой четверти 15 века. Первая датированная гравюра резцом относится к 1446 году — «Бичевание Христа», выполненная неизвестным немецким мастером.

Процесс гравирования резцовой гравюры заключается в том, что штихелем (резцом), представляющим собой чаще всего четырехгранный стальной стержень с косо заточенным концом, имеющим сечение в виде ромба, вставленным в специальную грибовидную ручку, — вырезают штрихи рисунка на гладко отполированной поверхности металла. Для этого обычно употребляется медная пластинка толщиной 2-3 мм. Кроме меди, для этой цели могут быть использованы латунь или сталь.

Гравер создает изображение комбинациями параллельных и перекрещивающихся линий и точек, врезанных в толщу металла. При печати они заполняются краской. Для этого всю доску набивают тампоном краской и затем стирают накрахмаленной марлей. Краска при этом остается только в углублениях. Притиснутая к печатной форме валами металлографского станка, увлажненная бумага принимает на себя краску из этих углублений.

Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.

Для повышения тиражности можно награвированную медную пластину осталивать гальванопластическим способом. Гравюра на стали выдерживает несколько десятков тысяч экземпляров. Иногда для увеличения тиража изготавливали гальванокопии с оригинальной печатной формы, и печать производили с нескольких одинаковых печатных форм.

Резцовая гравюра характерна большим физическим напряжением мастера при работе: стальной штихель с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины. Экономия усилий заставляет гравера стремиться к строжайшей дисциплине штриховки, пользоваться системами параллельных линий, которые как бы штрихуют, оттушевывают пластику изображенных фигур. Но кроме законченности, отчеканенности формы само физическое напряжение при работе как бы переходит в пластическое напряжение образа. И в результате сама манера гравирования, сама технология определяет и ограничивает образную специфику резцовой гравюры: она всегда стремится создать образ, характерный физической активностью, пластической энергией, образ человека действующего. Вероятно поэтому наивысшие достижения резцовой гравюры относятся к эпохе Возрождения (А.Мантенья, А.Дюрер). Сам характер ренессансного искусства близок к такому пониманию образа человека.

Сухая игла — Медная или цинковая доска процарапывается непосредственно офортной иглой, без покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусеницах («барбах»). Благодаря тому, что линии при гравировании иглой часто неглубокие, а барбы при стирании краски и давлении при печати сминаются, тираж такой гравюры невелик — до 100 оттисков.

Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углублённые борозды с поднятыми заусенцами — барбами. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой. Эти барбы задерживают краску, когда ее наносят на форму, чем создается особый эффект на оттиске.

Особой популярностью техника сухой иглы пользовалась в XVII веке. Часто эта техника применялась в сочетании с офортом для достижения богатства тональных оттенков (Рембрандт широко использовал возможности сухой иглы). Ею пользовались А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Ропс, Дж. М. Уистлер и др.; из советских мастеров — Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин.

Меццо-тинто, или черная манера. В этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году. Изобретателем данной техники является работавший в Касселе (Германия) голландский художник-самоучка Людвиг фон Зиген. Специальным инструментом — «качалкой» на доску наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон.

Качалка представляет собой стальную пластину с закругленной нижней стороной, на которой нанесены мелкие зубцы. Пластина эта укреплена в ручке, и весь инструмент похож на широкую короткую стамеску с дугообразным лезвием. Нажимая зубцами на поверхность металла и покачивая инструментом из стороны в сторону, проходят в разных направлениях по всей поверхности пластины до тех пор, пока будущая печатная форма не покроется частыми и равномерными зазубринками. Если такую доску набить краской, то при печати она даст ровный бархатистый черный тон. Дальнейшая обработка доски состоит в том, что гладилкой (стальной стержень со скругленным ложкообразным концом) выглаживают зернение доски на светлых местах рисунка. Полностью выглаженные, не имеющие шероховатостей места не задержат краску и при печати дадут в оттиске белый тон, там, где зернение доски немного сглажено, будет серый тон, а места, не тронутые гладилкой, дадут черный тон. Таким образом создается тоновое изображение.

Доски, награвированные способом меццо-тинто, при печати дают всего 60-80 полноценных оттисков. При дальнейшем тиражировании шероховатости печатной формы быстро сглаживаются и изображение становится серым, контрастность его снижается. Общее число оттисков — до 200.

Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются более светлыми.

Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Меццо-тинто передает тональные переходы от густо-черного до белого.

Персоналии: Ричард Ирлом, Мауриц Корнелис Эшер, Иоганн Питер Пихлер, Жан Франсуа Жанине, Джон Фарбер (старший).

Пунктир пунсоном, рулеткой. Как самостоятельная техника появилась в Англии во второй половине XVIII века. Рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается специальными пуансонами.

Пунсон — стальной стержень, имеющий с одной стороны коническое острие. Противоположный же конец тупой, и по нему ударяют гравировальным молотком. Пунсон врезается в поверхность металла и оставляет углубление, дающее при печати черную точку. Из сочетания таких точек, то плотно расположенных в темных местах, то редко в светлых, получается изображение.

Рулетки — различной формы колесики с зубцами, укрепленные на ручке. Такими колесиками наносят целую полоску из точек-углублений.

Матуар — инструмент для гравирования на металле. Имеет вид стального пестика с шаровидным или булавовидным утолщением с шипами, которыми наносятся на гравировальную доску углубления (точки и чёрточки).

Стипль — инструмент для гравирования на металле пунктирной манерой. Имеет вид стального резца с круто загнутым концом, оставляющего на поверхности металла точки треугольной формы или короткие угловатые штрихи. Системой точек, полученных при работе С., достигается особенно мягкая, живописная проработка листа. Школой стипля часто называют школу английских гравёров 18 в., работавших в пунктирной манере.

Гравюры, исполненные в пунктирной технике, отличаются мягкостью и нежностью светотеневых градаций. Техника пунктирной манеры известна с конца 15 в., а получила распространение в 18 в. (Ф. Бартолоцци, Т. Бёрк, У. Райленд — в Англии; Г. И. Скородумов — в России)

Особым видом пунктирной манеры является карандашная манера, изобретенная в середине XVIII века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след мелового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.

Гравюра Российской империи: история, граверы, продажи

В XVI-ом веке Иван Грозный велел обустроить в Российском царстве типографию и размножать важные книги с целью упрочения государственной цензуры, развития торговли и ремесел. Одновременно с книгопечатанием появились и первые гравюры, которые в то время использовались только для иллюстрации книг, а не как самостоятельный вид искусства. Лучшие граверы переезжали в Москву и трудились в Оружейной палате Московского Кремля.

С голландской гравюры «Крестный ход (шествие на осляти) в Москве в XVII столетии».

Новый виток в развитии граверного дела в России произошел в эпоху царствования Петра I. Талантливый правитель осознал огромный потенциал гравюры с точки зрения просвещения и велел гравировщикам всячески прославлять в гравюрах достижения России, а также перейти с отвлеченных образов на объекты повседневной жизни. Одновременно с этим Петр I пригласил в страну опытных голландских гравировщиков, которые положили начало образованию школы русских граверов.

Граверы обязаны были гравировать карты, чертежи, посещать места сражений и на основе пережитых событий делать гравюры. Именно в этот период гравюру стали использовать не только для популяризации картин и размножения книг, но и как отдельный вид искусства. Новое направление способствовало и развитию коллекционирования оригинальных эстампов (оттисков с печатной формы).

П. Пикарт. «Врата триумфальные при дворе его светлости князя Меншикова». Офорт, резец. 1710 г.

После смерти Петра I гравировальное ремесло перенесли в Академию наук в гравировальный департамент, где зародилась новая школа русских граверов. Но уже с середины восемнадцатого века, когда была открыта Академия художеств, центром художественной гравюры стал ее гравюрный класс. С этого времени граверы Академии наук занимались только научными изданиями.

На указанное время приходится пик развития русской гравюры. С середины XVIII века большой популярностью стали пользоваться гравюры с видами городов, особенно Санкт-Петербурга.

А. Леметр. Гравюра на стали «Вид на Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге». 1838 г.

Параллельно с этим в России начали применять разнообразные виды гравюр. Если до восемнадцатого века преобладала резцовая гравюра, то во второй его половине граверы все чаще прибегали к офорту. Постепенно началось использование различных вариаций офорта, появились другие механические способы создания гравюры, которые в начале ХIХ века начали массово вытесняться изобретенной литографией.

Появление литографии породило множество вариантов плоской печати. Интерес к глубокой печати начал угасать. С развитием фотомеханики репродукционные гравюры все более уходили в прошлое, зато оригинальные гравюры ценились высоко. В конце XIX — начале XX веков интерес к гравюре вырос вновь, особенно с изобретением новых приемов гравировки.

Известные граверы России

Первыми значительными граверами в России были братья Зубовы. Старший Алексей и Младший Иван учились вначале резьбе по металлу в Оружейной палате, а затем гравировке у приглашенных Петром I голландцев. Иван работал в резцовой технике, а Алексей кроме резца предпочитал технику офорта.

А.Ф. Зубов. «Летний сад». Резцовая гравюра, офорт.

Братья Зубовы стали первыми, кто превращал документы вроде чертежей и карт в художественные произведения, выдерживая при этом их точность. Одновременно с этим Алексей стал одним из первых граверов, кто создавал гравюры с видами Санкт-Петербурга. Хотя первые виды принадлежат приглашенному царем голландцу П. Пикарту, Зубов создал более детальную и масштабную панораму города. Позже появился отдельный жанр с изображениями видов городов и гравировальный класс Академии художеств, создавший серию гравюр с видами дворцовых районов Санкт-Петербурга и его пригорода.

А.Ф. Зубов. Панорама Санкт-Петербурга. Гравюра. 1716 г.

Большой вклад в развитие видового жанра внесли также русские граверы М.И. Махаев, Я.В. Васильев и Г.А. Качалов, работающие в гравировальном департаменте Академии наук. В частности, они создали гравюры для «Плана столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов». Работа велась под управлением талантливого гравера И.В. Соколова на основе рисунков М.И. Махаева в группе с граверами Е.Г. Виноградовым, И.П. Еляковым, Е.Т. Внуковым и другими. Проспекты Петербурга этих мастеров не были столь детализированными, как у Зубова, но были хороши в общей композиционной построенности.

Г.А. Качалов Лист из «Плана столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов». Резцовая гравюра. 1753 г.

Г.А. Качалов Лист из «Плана столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов». Резцовая гравюра. 1753 г.

С открытием в 1799 году в Академии художеств класса ландшафтной гравюры в России появилась целая плеяда прекрасных граверов городских пейзажей. Это С.Ф. Галактионов, братья Иван и Козьма Ческие, А.Г. Ухтомский и многие другие. Они не только переводили пейзажи живописца Семена Щедрина с видами пригородного Петербурга, но и достигали более живописных образов, нежели сам художник.

И.В. Ческий. «Вид Большого каскада в Петергофе». Офорт, резец. 1805-1806 гг.

А.Г. Ухтомский. «Вид крепости города Павловска при лунном сиянии». Офорт, резцовая гравюра. 1800 г.

Из портретистов отметим одного из самых выдающихся граверов девятнадцатого века Ф.И. Иордана, гениального гравера В.В. Матэ, руководителя гравировального класса Академии Художеств Е.П. Чемесова и многих других.

В XIX веке война с Наполеоном привела к росту патриотизма российских граверов. Многие из них путешествовали по старым российским городам и затем отражали свой опыт в видовых гравюрах. Среди них были А.Е. Мартынов, С.Ф. Галактионов, К.П. Бегров и другие опытные мастера своего дела. С 1820-х годов стали популярными литографии с видами разных российских городов. Помимо Санкт-Петербурга граверы обратили свой взор на Москву, Нижний Новгород, Владимир, Казань и многие другие города.

С.Ф. Галактионов. Памятник Петру I в Санкт-Петербурге. Офорт, резец. 1816 г.

Большой вклад в развитие русского гравировального искусства внесли и те граверы, которые осваивали узкие направления. Так, Л.А. Серяков проявил большой талант в ксилографии, Я.К. Афанасьев первым в России освоил технику гравюры на стали, А.Ф. Зубов был хорош в черной манере и т.д.

Помимо русских мастеров виды контрастного Петербурга притягивали и иностранных граверов. Одни из них были покорены Петербургом при его первом же посещении и даже оставались здесь жить навсегда. Например, это был Бенжамен Патерсен, создавший около сотни гравюр с видами города (хранятся в Государственном Эрмитаже и музее Пушкина).

Б. Патерсен. «Дворцовая набережная у Зимнего дворца и Эрмитажа с Васильевского острова». Гравюра очерком, акварель. 1799 г.

Б. Патерсен. «Дворцовая набережная у Зимнего дворца и Эрмитажа с Васильевского острова». Гравюра очерком, акварель. 1799 г.

Другие приезжали в Россию по приглашению и работали в Гравировальной палате Академии наук. Среди них, например, О. Эллигер, П. Пикарт, А. Шхонебек, П. Шенк и другие. Так, на русских граверов заметное влияние оказал барочный стиль работы голландца Адриана Шхонебека, ставшего учителем для многих русских граверов, включая и братьев Зубовых.

А. Шхонебек. Гравюра «Осада Азова в 1696 г.». 1696 г.

Продажи гравюр на аукционах, рекорды уходов

Гравюры представляют собой желанные объекты для коллекционирования. И хотя они не уходят за десятки миллионов долларов, как картины известных художников, все же на аукционах к ним традиционно проявляют интерес, а цена шедевров гравюры может превышать несколько миллионов долларов. Приведем в пример уходы гравюр иностранных и русских мастеров.

Так, из работ крупнейшего в Европе мастера ксилографии Альбрехта Дюрера три гравюры ушли 29 января 2013 года с аукциона Christie`s по цене, превышающей полмиллиона долларов. Это картины «Адам и Ева» (продана за 662 тыс. долларов при эстимейте 300-500 тыс. долларов), «Сент-Юстас» (продана за 722 тыс. долларов), «Носорог» (продана за 866 тыс. долларов при эстимейте 100-150 тыс. долларов).

А. Дюрер. Гравюра «Сент-Юстас». Около 1501 г.

Гравюры виртуозного художника Пабло Пикассо уходили за еще большую цену. Среди самых дорогих назовем гравюры «Минотавромахия» и «Плачущая женщина».

Первая из них относится к числу наиболее значимых графических работ XX века и главным достижением Пикассо в области печати. Она была создана в 1935 году и попала на аукцион Sotheby`s в ноябре 2014 года. При эстимейте 2-3 млн долларов ее продали за 2,4 млн долларов.

П. Пикассо «Минотавромахия». Офорт. 1935 г.

Гравюра «Плачущая женщина» также относится к числу выдающихся графических работ прошлого столетия. Она была продана на торгах Sotheby`s в феврале 2014 года и установила рекорд для гравюр. При эстимейте 1,2 млн-1,8 млн фунтов стерлингов гравюра ушла за 3,2 млн фунтов (5,2 млн долларов по курсу того года).

П. Пикассо. «Плачущая женщина». Офорт, акватинта, сухая игла. 1937 г.

Отметим, что многие русские художники также занимались гравюрой. Сегодня эти работы представляют большую ценность и периодически появляются на крупных аукционах. Среди них, например, графические работы Ивана Шишкина, считающегося одним из лидеров по ликвидности на российском рынке аукционов. При этом большая часть его проданных работ — это офорты, в исполнении которых он достиг высокого мастерства.

Одной из причин ликвидности считается доступность с точки зрения цены, так как приобрести отдельные листы Шишкина по силам практически любому коллекционеру. Например, наиболее дорогой его офорт «На реке после дождя» ушел с молотка «Кабинета» за 100 тыс. рублей, а другие офорты уходили за меньшие суммы.

Регулярно уходят и коллекции гравюр. Например, в 2007 году на аукционе Christie`s продали альбом «Шесть гравюр» Л.С. Поповой. При эстимейте 40-60 тыс. фунтов стерлингов работа ушла за 228 тыс. фунтов.

Л.С. Попова. Альбом «Шесть гравюр» с литографиями. 1917-1920 гг.

Детальнее познакомиться с разными приемами создания гравюр вы можете в статье «Техники гравюры с примерами работ».

Техники гравюры с примерами работ

Гравюра (фр. graver — вырезать) представляет собой вид графического искусства, позволяющий получать оттиски с печатных форм. Эти формы изготавливают из металла, дерева, пластика и иных материалов. Сами оттиски также называют гравюрами.

Существуют различные техники и приемы создания гравюры. Ее получают при помощи глубокой, плоской или высокой печати, которые отличаются друг от друга расположением элементов печатной формы по сравнению с пробельными элементами. Так, у печатных форм глубокой печати они вогнуты, высокой печати — приподняты, а плоской — на одном уровне.

Далее мы рассмотрим основные техники, с помощью которых с давних времен изготавливают гравюры. Практически все они относятся к гравировке по металлу и глубокой печати. При этом в некоторых техниках используется механический способ гравировки (сухая игла, меццо-тинто, резец, пунктир, карандашная манера), а в других применяют химический способ (классический офорт, акватинта, лавис, мягкий лак, карандашная манера).

Резцовая гравюра (резец)

Резцовая гравюра создается с помощью специального инструмента — штихеля (нем. Stichel — резец). Она требует от гравера высокой точности, больших усилий, терпения и может выполняться несколько недель или даже месяцев.

Резцы для гравировки по металлу.

Перед работой мастер основательно полирует металлическую пластину, создает на ней изображение с помощью ювелирного пунсона (острого инструмента) и приступает к детальной обработке рисунка штихелем. Перед печатью в пластину втирают краску, убирают ее излишки и делают оттиски.

Отличительные признаки резцовой гравюры:

  • точки имеют треугольную форму, так как ставятся концом штихеля;
  • штрихи имеют острые концы с одной или двух сторон (в местах входа или выхода штихеля из пластины);
  • из-за значительного нажима на штихель линии получаются скованными и меняют толщину при разном погружении инструмента.

А. Мантенья. «Битва морских божеств». Резцовая гравюра на меди. Ок. 1470 г.

А. Мантенья. «Битва морских божеств». Резцовая гравюра на меди. Ок. 1470 г.

Сухая игла

Гравировка сухой иглой называется так потому, что она проходит без покрытия поверхности пластины лаком и без травления (техники с химическим способом гравировки представлены ниже).

Для этой технологии используют иглы разного размера, шабер и гладилку. Вначале металлическую пластину готовят к работе: шлифуют, полируют, обрабатывают кромку и углы. Затем на пластину наносят желаемый рисунок с помощью графитного карандаша или тонкой иглы и приступают к процессу самой гравировки.

Нанесение изображения с помощью иглы.

Характер конечного изображения зависит от типа выбранной иглы и степени нажима на инструмент. Если мастер нажимает на иглу слабо, тогда получается линия с чистыми краями, при сильном нажиме края линий становятся рваными с выемками и поднимающимися вверх заусенцами (барбами). Во время печати краска заполняет эти выемки и скапливается у барб, за счет чего изображение получается очень насыщенным и бархатистым.

Отличить гравюру сухой иглой можно по таким признакам:

  • линии имеют острые концы (часто и в виде крючков);
  • на штрихах могут встречаться бархатистые наплывы краски, если барбы не стирались из-за многочисленных оттисков или не убирались принудительно;
  • преобладают угловатые и спрямленные линии.

С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г.

С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г.

Пунктирная манера

Эта техника подразумевает нанесение на гравировальную пластину системы точек разной формы и размеров.

В процессе работы мастер может пользоваться пунсонами с концами разной остроты и формы (в виде треугольника, квадрата и т.д.), матуаром и гравировальным молоточком. Используя инструменты разной формы, а также разную степень давления гравер строит целую систему разнообразных точек. При необходимости он сгущает или разрежает точки, создавая эффект тени или света. В результате получается изображение с мягкими переходами. Чтобы сделать контуры рисунка более плавными, мастер может пробивать точки сквозь лак.

Инструменты для гравировки пунктиром: граверный молоточек, матуар и пунсоны.

Отличительные признаки пунктирной техники:

  • При рассмотрении изображения видны точки разной формы.
  • В темных местах рисунка точки больше в размерах.

А. Афанасьев. Портрет Д.В. Давыдова. Пунктирная манера. После 1812 г.

А. Афанасьев. Портрет Д.В. Давыдова. Пунктирная манера. После 1812 г.

Меццо-тинто

В технике меццо-тинто (от итал. Mezzo — половина, tinto — окрашенный), которую еще называют черной манерой или английской манерой, работа ведется не с созданием углублений в подготовленной пластине, а с выглаживанием определенных участков. Для этого металлическая пластина делается шероховатой с помощью техники зернения. То есть изначально на ней уже есть выемки, а задача гравера заключается в том, чтобы затереть те участки, которые должны быть более светлыми (на гладких участках краска почти не задерживается). Работу с изображением он производит с помощью шабера и гладкого планира. Гравировка ведется от самого черного цвета до самого яркого света (откуда и название черной манеры), что противоположно другим техникам механической гравировки.

Зернение, выглаживание и выскребание поверхности пластины в технике меццо-тинто

Зернение, выглаживание и выскребание поверхности пластины в технике меццо-тинто.

Основные признаки гравюры по технике меццо-тинто:

  • при достаточном увеличении видны маленькие насечки (зерна);
  • отсутствуют резкие линии, изображение получается мягким, с бархатистой фактурой и плавной сменой одного тона другим.

К.-В. Зеелигер. Гравюра «Аллегория восшествия на престол Александра I». Меццо-тинто. Около 1801 г.

К.-В. Зеелигер. Гравюра «Аллегория восшествия на престол Александра I». Меццо-тинто. Около 1801 г.

Офорт

Название этой техники произошло от французского слова eau-forte, что переводится как крепкая водка (в старину так называли азотную кислоту). Именно азотная кислота изначально являлась основным веществом для создания офорта.

При этой технологии металлическую пластину покрывают лаком, устойчивым к кислоте. Затем наносится рисунок и процарапывается иглами. После этого мастер погружает пластину в емкость с кислотой, что приводит к вытравлению незакрытого лаком рисунка. После промывки и высушивания процедуру несколько раз повторяют, добиваясь более глубокого травления на отдельных участках. На последней стадии защитный лак снимают керосином. Получившуюся печатную форму заполняют краской.

Травление подготовленного рисунка в кислоте.

Основные признаки гравировки техникой офорта:

  • линии свободны и одинаковы по толщине на всем протяжении, имеют немного рваные края;
  • точки всегда круглые или овальные;
  • штрихи имеют притупленные концы;
  • могут присутствовать точки и иные дефекты из-за повреждения лака кислотой (если мастер не убрал их).

А. Дюрер. Гравюра «Пейзаж с пушкой». Офорт на меди. 1518 г.

А. Дюрер. Гравюра «Пейзаж с пушкой». Офорт на меди. 1518 г.

И. Шишкин. Гравюра «Лес». Офорт. Около 1890 г.

И. Шишкин. Гравюра «Лес». Офорт. Около 1890 г.

Акватинта

Акватинта представляет собой одну из техник офорта (Acquaforte — травление и tinto – тонированный), позволяющую получить более живописную гравюру с большим количеством тонов, схожую с акварелью.

Перед работой гравер нагревает подготовленную металлическую пластину и равномерно покрывает ее порошком устойчивой к кислоте смолы. После плавления порошка на пластине образуется сетка, в которой в дальнейшем мельчайшие незакрытые смолой промежутки вытравливаются кислотой. Пластина становится зернистой. После этого на нее наносят рисунок и приступают к более тщательному травлению в несколько этапов. Тон и фактура изображения зависят от размера гранул смолы и времени ее нагрева.

Подготовка порошка смолы для обработки пластины.

Отличительные признаки гравюры методом акватинты:

  • при увеличении гравюры можно различить белые точки разных размеров;
  • число тонов ограничено и зависит от числа травлений, а переходы между тонами скачкообразные.

И.-Х. Майр. Портрет И.П. Елагина. Акватинта. После 1793 г.

И.-Х. Майр. Портрет И.П. Елагина. Акватинта. После 1793 г.

Лавис

Лавис (фр. Lavis — размывка) представляет собой технику гравировки, при которой рисунок сразу травится кистью, смоченной специальной жидкостью.

В процессе работы гравер наносит изображение на металлическую пластину при помощи стекловолоконной кисти и травильной жидкости (часто раствора азотной кислоты). Так как метал имеет неоднородный состав, при травлении получается шероховатая поверхность, которая хорошо задерживает краску. Благодаря этому при печати получается тонально богатое изображение (схожее с тем, что дает акватинта).

Отличительные признаки гравировки методом лависа:

  • при значительном увеличении видны точки неправильной формы;
  • каждый тон отличается от другого резкими границами, а пятна тона напоминают мазки акварелью.

Поль Гоген. Гравюра «Женщина с инжиром». Лавис. 1894 г.

Поль Гоген. Гравюра «Женщина с инжиром». Лавис. 1894 г.

Мягкий лак

Эта техника представляет собой разновидность офорта, получаемого мягким кислотоупорным лак (его еще называют срывным). Такой лак создают добавлением в него жира.

В начале работы гравер покрывает металлическую пластину мягким лаком и осторожно крепит на нее зернистую бумагу. На бумаге твердым карандашом создается рисунок, что заставляет лак прилипать в местах полученного изображения. Но из-за входящего в состав жира при съеме с пластины бумажного листа эти прилипшие к бумаге частички лака легко отстают от металла (срываются). После этого выполняют традиционное для офорта травление, затем смывают лак, полученную форму заливают краской и делают отпечатки.

tehniki-16.jpg

Основные признаки техники мягкого лака:

  • изображение сохраняет фактуру бумаги, с помощью которой его создавали;
  • при рассмотрении изображения легко заметить частично соединенные друг с другом точки разных форм.

Д. Кастилльоне. Портрет мужчины в берете. Мягкий лак. 1664 г

Д. Кастилльоне. Портрет мужчины в берете. Мягкий лак. 1664 г.

Карандашная манера

В этой технике гравирования применяется химический или механический способы гравирования (реже оба). Свое название карандашная манера получила за то, что отпечатанное изображение напоминает карандашный рисунок.

При химическом гравировании полированную металлическую пластину обрабатывают твердым кислотоупорным лаком, а затем наносят рисунки рулеткой (могут применяться и иные инструменты). Она представляет собой зубчатое колесо с насечками, вращающееся на металлическом стержне. Когда рулетка прокатывается по лакированной пластине, в ней остаются небольшие углубления. После этого освобождённые от лака участки пластины вытравляются в кислоте.

Гравировальная рулетка для работы в карандашной манере

При механическом гравировании на полированной пластине вокруг вдавленных рулеткой точек образовываются заусенцы (бугорки). При печати краской заполняются не только углубления, но и заусенцы, за счет чего гравюра становится мягкой.

Основные признаки гравировки карандашной манерой:

  • если гравировку делали с помощью рулетки, то на отпечатанном изображении видны повторяющиеся цепочки точек (группируются в виде штрихов и могут быть круглыми, овальными, напоминать запятые);
  • в случае химической карандашной манеры штрих получается чистым, в нем точки имеют четкую границу и отстоят друг от друга на равные промежутки.

Л. Бонне. Портрет Екатерины II. Карандашная манера. 1765 г.

Л. Бонне. Портрет Екатерины II. Карандашная манера. 1765 г.

Литография

Литография (др.-греч. λίθος — камень и γράφω — рисовать) — это техника травления рисунка на камне, относящаяся к плоской печати. Для создания изображения подбирают особые сорта камня (обычно известняка), способного отталкивать краску после легкого травления кислотой.

Оттиск с камня в процессе литографии.

Оттиск с камня в процессе литографии.

В процессе работы гравер готовит каменную пластину (полирует ее или, напротив, делает шероховатой). После этого на нее наносят рисунок с помощью жирного литографского средства (карандаша или туши). После слабого травления пластины кислотой протравленные участки отталкивают краску. Участки жирным карандашом, напротив, легко притягивают краску.

На следующем этапе исходное изображение смывают, а на влажный камень наносят краску с олифой, удерживающуюся на непротравленных участках. После этого выполняют печать под давлением на бумаге с помощью литографского станка.

Раньше литографию выполняли на камнях, но сегодня используют в основном металлические пластины.

Основные признаки литографического оттиска:

  • отсутствие натиска во всех деталях изображения, краска ровно распределена по всей поверхности листа;
  • литография на гладком камне схожа с обычными рисунками кистью или пером, но не имеет характерных для них скоплений краски;
  • в литография на корнованном (шероховатом) камне видны состоящие из разнородных точек штрихи.

Ф. Терзаги. «Москва. Вид на Кремль». Литография. 1857 г.

Ф. Терзаги. «Москва. Вид на Кремль». Литография. 1857 г.

Пабло Пикассо. Серия «Бык» из 11 литографий. 1946 г.

Пабло Пикассо. Серия «Бык» из 11 литографий. 1946 г.

Гравюра на стали

Эта техника применяется для гравировки стальных пластин. Гравирование осуществляют химическим или механическим способом, используя травильные жидкости или инструменты для резки. С помощью прорезывания или травления в стальных пластинах создают углубления в виде отдельных точек, штрихов или линий.

Получение оттиска со стальной печатной формы на офортном станке.

Получение оттиска со стальной печатной формы на офортном станке.

По сравнению с другими металлами и их сплавами сталь позволяет создать особенно прочную печатную форму. Так, если с медной резцовой гравюры получается около тысячи оттисков, то для стали это несколько десятков тысяч копий. По этой причине некоторые металлы покрывают слоем стали с помощью гальванопластики.

Базовые признаки гравировки на стали:

  • штрих на оттиске получается сухим, жестким, немного рыхлым;
  • по сравнению со штрихом на стали штрих на меди имеет более четкие границы, а штрих на цинке имеет еще более рыхлые, бархатистые края.

Шройдер. Гравюра на стали «Севастополь перед осадой». 1857 г.

Шройдер. Гравюра на стали «Севастополь перед осадой». 1857 г.

Мы рассмотрели основные техники, с помощью которых гравюры создавали со времен изобретения этого вида искусства. Заметим, что в работе многие мастера смешивают разные техники, например, резцовую гравюру и офорт, благодаря чему на свет рождаются новые варианты гравюрных работ. Познакомиться с историей появления разных техник гравюры можно в статье «Гравюра Российской империи история, граверы, продажи».

Ксилография — старинное искусство создания художественных печатных изображений

Ксилография — это гравюра на дереве, разновидность тиражной графики, техника высокой печати на бумаге посредством оттиска зеркального изображения с гравированной деревянной доски. Название термина ксилография происходит от двух греческих слов (xýlo — дерево и grapho — пишу).

Ксилография. Альбрехт Дюрер. «Снятие пятой и шестой печати», 1498

История ксилографии

Ксилография — древнейший технический прием тиражного (массового) размножения изображений, история этого вида графического искусства насчитывает, по самым скромным подсчетам, свыше 1500 лет.

Ксилография возникла в Древнем Китае в VI веке нашей эры и оттуда проникла в соседние государства (Корею и Японию). Наиболее древний образец этой техники — печатный буддийский текст с рисунками «Алмазная сутра», датированный 868 годом нашей эры, сегодня хранится в архиве Британской библиотеки.

Ксилография. «Алмазная сутра», 868 год нашей эры

В Европе ксилография появилась значительно позже, лишь в конце XIII века, когда итальянские мастера научились изготавливать бумагу промышленным методом. Из Италии техника печати с использованием рельефных деревянных досок распространилась в другие страны Европы.

После изобретения книгопечатания в 1445 году ксилография быстро становится основным способом создания черно-белых иллюстраций к книгам. Но уже в начале XVI века ее начинает вытеснять офорт — новая техника глубокой печати с использованием металлических пластин.

Ксилография. Лукас ван Лейден. «Грехопадение», 1519

В России в XVII веке появился и быстро распространился особый вид печатной графики на основе ксилографии — лубок. Его отличительная особенность — раскраска вручную печатного оттиска на бумаге. Вплоть до середины XIX века лубки массово использовали для изготовления ярких картинок на различные тематики:

  • религиозную и философскую;
  • сказочную и историческую;
  • былинную и патриотическую;
  • пропагандистскую и юридическую.

Ксилография. Лубок. «Мыши кота погребают», 1725

В конце XVIII века англичанин Томас Бьюик (Thomas Bewick) изобрел торцевую или поперечную ксилографию. С этого времени техника высокой печати с деревянных досок снова обретает былую популярность. Ее начинают использовать не только для создания иллюстраций, но и для изготовления высококачественных репродукций картин известных художников.

Ксилография. Урс Граф. «Голая скрипачка со старым шутом», 1523

В конце XIX — начале XX века с появлением новых полиграфических технологий (офсетной и трафаретной) ксилография утрачивает широкое практическое значение. В настоящее время лишь немногие художники-энтузиасты используют эту древнюю печатную технику для создания оригинальных произведений искусства.

Виды ксилографии и их особенности

По общепринятой в графическом искусстве классификации ксилографию разделяют на две основных разновидности: продольную и торцевую. Каждая из них имеет свои отличительные особенности.

Ксилография. Ганс Гольбейн младший. «Аббат», 1525

Техника продольной или обрезной ксилографии основана на древнем способе изготовления набоек (набивок) для печати узоров на ткани. На гладко отполированную плоскую продольную поверхность доски из древесины мягких пород (липы или груши) наносили рисунок. Затем линии рисунка с двух сторон обрезали острым ножом. Большие углубления фона картинки создавали с помощью стамесок различной ширины.

Изготовленную форму использовали для печати изображения на бумаге под прессом. Линии рисунка на оттиске получались черными, а вырезанные участки — белыми.

Ксилография. Йост Амман. «Резчик за работой», 1568

Недостатки данной техники — очевидны. Это — узкий линеарный диапазон и малый срок службы готовой печатной формы. На продольном срезе мягкой древесины невозможно отобразить тонкие переходы тона и мелкую штриховку исходного рисунка. Кроме того, под давлением печатного пресса древесина быстро деформировалась. С помощью техники продольной гравюры на дереве можно изготовить лишь несколько сотен качественных оттисков.

Ксилография. Йост Уильям Блейк. «Иллюстрации к поэме Вергилия», 1821

Торцевая ксилография лишена указанных выше недостатков. При изготовлении форм для этого способа печати используют поперечный срез доски из дерева твердых пород (самшита). Такой исходный материал хорошо поддается тонкой обработке специальными резцами — штихелями. Изготовленные формы легко выдерживают тиражирование десятков тысяч оттисков.

Ксилография. Хокусай. «Большая волна», 1832

Особое место в истории ксилографии занимает техника кьяроскуро (усовершенствованной гравюры по дереву). Ее изобрел в начале XVI века итальянец Уго да Карпи (Ugo da Carpi). Он предложил использовать для создания оттисков несколько готовых форм. На каждой из них художник вырезал часть общей композиции, а затем последовательно делал отпечатки на бумаге красками разных оттенков. Из плавного сочетания и контрастов цветовых пятен получались оригинальные гравюры небольшого тиража.

Ксилография. Кьяроскуро. Уго да Карпи. «Диоген», 1527

Область применения ксилографии

Различные техники ксилографии на протяжении многих столетий издатели использовали в печатном деле при создании:

  • иллюстраций к книгам;
  • репродукций живописных произведений;
  • городских листков с новостями (объявлений);
  • календарей;
  • игральных карт;
  • книжного декора (буквиц, заставок, экслибрисов).

Ксилография. Томас Бьюик. «Иллюстрация к Истории Британских птиц», 1847

Шедевры древнего искусства ксилографии сегодня представляют большую культурную и историческую ценность. Многие из них занимают видные места в экспозициях музеев и частных собраниях искусства меценатов. А портал Very Important Lot предоставляет коллекционерам всего мира уникальную возможность принять участие в аукционах и приобрести предметы антиквариата. На нашем сайте также можно недорого купить картины, скульптуры, графику современных художников без посредников.

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве


Гравюра на металле. Химические способы нанесения рисунка

6 лет ago Enottt Комментарии к записи Гравюра на металле. Химические способы нанесения рисунка отключены

Химические способы нанесения рисунка (травление изображения кислотой)

Применяются при создании таких видов гравюр, как:

  • офорт,
  • «мягкий лак»,
  • лавис,
  • пунктир, полученный травлением (травленный штрих)
  • акватинта
  • карандашная манера, резерваж и разные технические приемы современных художников, которые часто называются смешанной техникой (с сочетанием приемов кислотного и механического гравирования).

Сначала лирики:

Гравюрой называется графическое произведение, выполненное печатным способом с авторских гравированных поверхностей, обработанных различными способами и инструментами. Материалами для изготовления печатной формы могут служить дерево (доска продольного или поперечного распила), камень, металл, пластик, картон и т. д. В зависимости от того, какая часть поверхности отдает краску на бумагу, различают три вида гравюры, три способа печати:

• Выпуклая гравюра (высокая печать). Это гравюра на дереве, линолеуме, пластике, картоне, рельефная гравюра на металле. Краска наносится на выпуклую поверхность печатной формы и с помощью печатного станка или вручную оттискивается на бумагу.
• Плоская гравюра (выпуклая печать). К такому виду гравюры относится литография и все ее разновидности, а также монотипия, выполненные как вручную, так и с помощью печатного станка. В литографии печать
производится с плоской поверхности особых пород известняка, которые обладают способностью принимать на себя после травления краску в местах, прорисованных жирным карандашом. Краска наносится на поверхность камня валиком и оттискивается на бумагу при помощи специального литографского станка. В монотипии краска наносится на гладкую полированную поверхность различными способами и снимается увлажненной бумагой на печатном станке или вручную.
• Углубленная гравюра (глубокая печать). В данном случае для изготовления печатной формы используются цинковые, медные, латунные или стальные пластины, поверхности которых после тщательного полирования гравируются различными химическими или механическими способами с помощью различных инструментов.
Рисунок будущей гравюры создается углублениями в виде комбинаций штрихов, точек или борозд, прорезанных, протравленных или процарапанных (с целью приподнимания заусенцев) по металлу. В эти
углубления набивается офортная краска, которая затем оттискивается на увлажненную бумагу при прокатывании печатной формы между валами офортного станка.

Травлёный штрих (классический офорт)

Особенность гравирования в этой манере состоит в том, что тщательно отполированную гравировальную доску (медь, цинк, сталь) покрывают кислотоупорным лаком и затем высушивают. Гравирование осуществляется офортными иглами различной толщины и сечения, при этом обнажается чистый металл (в следах иглы поверхность доски освобождается от лака). Затем форма погружается в кислоту и обнаженные места протравливаются на различную глубину и ширину. После чего оставшееся лаковое покрытие смывается с доски керосином (или другим растворителем).

Полученные в результате травления штрихи набиваются краской и оттискиваются на бумаге при помощи офортного станка. В процессе создания гравюры каждый этап работы над офортной доской оставляет при печати на бумаге след, по которому можно определить манеру травлёного штриха.

Во время нанесения на гравировальную форму твердого кислотоупорного лака валиком или тампоном мелкие частицы пыли, присутствующие в лаке или на тампоне, выгорают при закапчивании доски, и кислота «пробивает» лак, вытравливая мелкие точки, не очень заметные на оттиске. Однако при тщательном рассмотрении оттиска при соответствующем увеличении можно заметить точечное вкрапление краски на чистых местах. Это говорит о том, что печатная форма подвергалась травлению кислотой.

Акватинта

Принцип гравирования в акватинте состоит в том, что на поверхность тщательно отполированной медной, цинковой или стальной доски различными способами наносятся разные по величине зерна кислотоупорных
смол, в большинстве случаев — канифоли. При подогреве доски нанесенные на нее частицы смоляной пылью расплавляются, и создается фактура в виде сетки, в которой размеры просветов чистого металла обусловлены величиной зерен и временем подогрева формы. Эти просветы чистого металла травятся
кислотой на различную глубину (размер которой зависит от времени травления). Последовательно выкрывая кислотоупорным лаком необходимые места, художник тем самым изменяет общее время травления того или иного участка. Темные места травятся по времени больше, светлые — меньше.
Таким способом создается широкий тональный диапазон, позволяющий передавать тончайшие тоновые отношения в гравюре.

Резерваж

Одна из разновидностей офорта — резерваж появился в результате совершенствования методов гравирования в акватинте и внесения в эту манеру приемов травлёного штриха.

Если в акватинте кистью выкрываются фоновые поверхности, а рисунок мотива композиции
протравливается как остаток поверхности от фона, то в манере резерважа рисунок наносится свободно кистью на обезжиренную поверхность доски.

Состав наносимой черной краски таков, что после того, как этот рисунок накроют выкрывным лаком и после высыхания поместят в воду, краска растворится в воде и слетит с доски вместе с лаком, обнажив поверхность
металла, готового к травлению. Фоновая поверхность автоматически в один раз выкрывается лаком, сохраняя всю свежесть и непосредственность изображения, нанесенного пером или кистью. В зависимости от того, каким инструментом наносится на поверхность гравировальной доски легкорастворимая в воде краска, различают две разновидности резерважа — резерваж-кисть и резерваж-перо.

Лавис

Технология изготовления печатной формы в данном случае достаточно проста. На тщательно отполированную поверхность, засыпанную тонкой акватинтой (имеется в виду нанесенная и расплавленная канифольная пыль), наносится рисунок травящим составом, в который входит крепкая 40%-я кислота и красящее вещество, которое позволяет видеть рисунок в контурах и определять его по глубине тона. Рисование производится акварельными кистями или кистями из стекловолокна. Чем гуще положен травящий состав, тем глубже сила тона. Рисование свободное, без необходимости выкрывания
кислотоупорным лаком, что исключает появление на оттиске жестких границ у тоновых пятен. При качественной печати тиражная гравюра создает полное впечатление уникального акварельного рисунка.

Мягкий лак

Родственной манерой, в которой при гравировании печатной формы используется кислота, является мягкий, или срывной, лак. Эта манера своим названием обязана специфическому кислотоупорному лаку, которым
покрывается гравировальная доска. В состав этого лака входит наполнитель (баранье сало), который делает его очень подвижным, позволяющим срываться с офортной доски при легком соприкосновении с ним, обнажая металл, делая его готовым к травлению. В зависимости от характера фактуры прикасаемого материала, от силы соприкосновения на поверхности печатной формы появляются обнаженные места, которые после травления образуют зернистые штрихи разной глубины.

На поверхность подготовленной доски с нанесенным на нее кислотоупорным слоем мягкого (срывного) лака осторожно накладывается лист тонкой и мягкой бумаги — зернистой и шероховатой стороной к лаку. Бумага и доска неподвижно закрепляются на столе, после чего мягкими карандашами на бумагу наносится рисунок. Карандаш продавливает бумагу, и та в свою очередь прилипает к мягкому лаку. В зависимости от нажима бумага больше или меньше прилипает к лаку, и когда ее приподнимают, она срывает лак с печатной формы, обнажая металл, готовый к травлению. При необходимости внести другую фактуру в рисунок можно заменить рисующую поверхность, например поместив между доской и бумагой тонкую материю или грубую
марлевую ткань. В любом случае фактура оттиска с протравленной доски выглядит ноздреватой, с красивыми зернистыми штрихами, напоминающими карандашные. Гравюра, выполненная в манере мягкого лака, внешне похожа на мягкий, свободный, шероховатый и глубокий в тенях рисунок, представляющий собой комбинацию из зернистых штрихов и тоновых пятен, отпечатанных на бумаге в результате тиснения с помощью офортного станка.

Карандашная манера

Карандашная манера сочетает в себе два способа гравирования химический и механический. Будучи созданной исключительно для воспроизведения рисунков, как самостоятельная манера она не получила
широкого распространения.

Химическое гравирование в этой манере осуществляется следующим образом. Полированную поверхность медной доски следует покрыть твердым лаком и затем закоптить факелом (аналогично подготовке офортной
доски под гравирование травлёным штрихом). Штрихи, которыми переводится рисунок, выполняют рулетками, представляющими собой стальные колесики разных диаметров и с насечками различных
конфигураций, свободно вращающиеся на металлических стержнях, укрепленных на рукоятках. На поверхности этих колесиков имеются различные острые насечки, которые оставляют на черной закопченной доске светлый фактурный след. При накатывании на поверхность лака комбинации из разнообразных фактур, создаваемых рулетками, получается изображение, которое после травления и печати на бумаге дает изображение, имитирующее рисунок карандашом или пастелью.

Оттиски, полученные с гравировальных досок, выполненных в травлёной карандашной манере, отличаются чистотой штриха, набранного точками — разнообразными по конфигурации, но с одинаковыми интервалами между ними. Каждая точка имеет четкую протравленную границу. В местах густого скопления точек немного видна белая бумага, что создает ощущение свежести и прозрачности в тенях.

Читайте также: