Вопросы по теме металлы

Обновлено: 07.05.2024

Какой из металлов в глубокой древности называли «небесная медь» и почему?

Железо. Первое железо, с которым познакомился человек, было метеоритным, т.е. «небесного» происхождения, обрабатывали его так же, как и медь. Древнегреческое название железа «сидерос» означает «звездный», а древнегреческое название железа «еркат» переводится как «капнувший с неба».

В каких географических названиях встречается слово «медь»?

Медногорск (город на Южном Урале), остров Медный (один из Командорских островов), Кипр (от латинского названия меди «купрум»).

Если бы существовал приз за активность, то атомам, какого металла его присудили бы?

Цезию, если не считать франций, которого практически нет в природе.

Почему во время похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты?

Потому что посуда офицеров была изготовлена из серебра, обладающего бактерицидными свойствами.

На каком свойстве ртути был основан древний способ золочения?

Какой из металлов может быть «чумой»? Что вы об этом знаете?

Олово. «Оловянная чума» - это своеобразное явление, при котором белое олово при температуре ниже 1-3,5 градусов превращается в серое. Поскольку плотность и кристаллическая структура модификаций разные, оловянные изделия разрушаются. Этот процесс на слабом морозе идет медленно. Он быстро нарастает при температуре ниже -25 градусов и достигает максимальной скорости при -48 градусах.

Вторая и последняя экспедиция английского путешественника Роберта Фолкона Скотта в 1912г. К Южному полюсу закончилась трагически. В январе 1912г. Скотт и четверо его друзей пешком достигли Южного полюса и обнаружили по оставленной палатке и записке, что всего за четыре недели до них Южный полюс был открыт экспедицией Р. Амундсена. С огорчением они двинулись в обратный путь при очень сильном морозе. На промежуточной базе, где должно было храниться горючее, они его не нашли. Железные канистры с керосином оказались пустыми, так как имели «кем-то вскрытые швы», которые раньше были запаяны оловом.

Так при трагических обстоятельствах было обнаружено, что белое олово, которым были запаяны канистры, превратились в пылевидное олово. Скотт и его спутники замерзли около распаянных канистр.

Гуси спасли Рим, а погубил Рим, по мнению токсикологов, металл. Какой это металл, что вам известно об этом?

Рим спасли гуси – это известно всем. А в падении Рима, по мнению некоторых ученых-токсикологов, повинно отравление свинцом. Есть версия, что использование отравленной в свинце посуды и свинцовых косметических красок было причиной быстрого вымирания римской аристократии. Из-за систематического отравления малыми дозами свинца средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. Люди низших сословий, согласно этой теории, в меньшей степени подвергались отравлению, поскольку не имели дорогой посуды и не употребляли косметических средств.

«Семь металлов создал свет

По числу семи планет…»

Назовите эту великолепную семерку.

Солнце-золото, Луна_серебро, Марс-железо, Меркурий-ртуть, Юпитер-олово, Венера-медь, Сатурн-свинец. Известный русский революционер, ученый-химик академик Н. А. Морозов написал:

Урок-викторина в 9-м классе по теме «Металлы»

создать условия для обобщения и углубления знаний учащихся по теме “Металлы”, используя игру - соревнование, как форму урока.

Задачи урока:

- в занимательной форме повторить, обобщить знания по теме: “Металлы”;

- развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;

- углубить представление о многообразии металлов;

- создать условия для развития познавательного интереса к предмету;

- воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Материально-техническое и дидактическое оснащение:

Мультимедийный проектор, компьютер, тесты, минералы,

CuSO4NaOH, H2SO4 FeCl3 Al, HCl, Zn, ZnCl2, Na2CO3 KCl, LiCl, CuCl2, CaSO4 BaCl2, спиртовка, спички, держатель, пробирки, фарфоровые чашечки, спирт.

Тип урока : контрольно-обобщающий.

Методы обучения: частично –поисковый, проблемный.

Форма проведения урока : игра- викторина .

Эпиграф урока: “Чтобы победить - надо знать, уметь и думать”.

1. Ор ганизационный момент:

( объявление темы, цели, задачи, формирование групп)

сообщает тему урока, цель, задачи, форму проведения урока;

предлагает создать группы;

представляет членов жюри.

Операционно-исполнительский этап

(групповая и индивидуальная работа)

Учитель: начинаем 1 конкурс в викторине «Разминка»

Конкурс “Разминка”

(Командам по очереди задается вопрос. За каждый правильный ответ один балл.)

1.Что такое металлы? ( Металлы - хим. элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью )

2. Какие металлы использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)

3. Какие металлы называют черными, какие цветными?

(Черные - железо и его сплавы, цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)

4. Самый легкий металл? (Литий)

5. Назовите фамилию химика, впервые получившего натрий, калий, кальций, магний.

(Английский химик Деви)

6.Самый твердый металл. (Хром)

7.Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)

8. Самый тяжелый металл (Осмий)

9.В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)

10.Металл- жидкость. ( Ртуть)

11. Самый используемый металл в мире. (Железо)

12. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово)

13.Какой длины проволоку можно вытянуть из 1г. золота?. (3,5 км.)

14. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)

15. Какой металл участвует в свертывании крови? (Кальций)

16.Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)

17. Почему литий хранят не в керосине, а в вазелине?

(Легкий, всплывает, плотность лития меньше, чем плотность керосина)

18.Чего больше всего боится славный и бесстрашный воин- железо? (Коррозии)

19.Что такое белое золото? (Сплав золота, серебра, платины)

20.Самый пластичный металл. (Золото).

21. Какой металл убивает бактерий? (Серебро).

2 . Загадки:

(за правильный ответ 1 балл)

1. Я – металл серебристый и легкий
Я зовусь “ самолетный металл”
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
( Алюминий)

2. Он тверд, тяжел и тугоплавок
И сталь прекрасную дает,
А от его больших добавок
Ржаветь она перестает.
Его валентность (нет сомненья)
Бывает шесть лишь иногда
А у его соединений
Окраска разная всегда.
( Хром)

3. Среди металлов самый славный,
Важнейший древний элемент,
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
А сплав его течет рекой
Важнее нет его в металлургии,
Он нужен всей стране родной.
( Железо)

4. Живет обычно в керосине
И бегает он по воде,
В природе, в комнате – отныне
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно:
Желтеет пламя от него.
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его.
(Натрий)

5. Типичен в сплавах как металл.
А соль его – цветной кристалл,
Который цвет легко меняет,
Ожоги, раны заживляет.
(Марганец)

6. Если его соединения
В воде бывают иногда,
Не вызывает то сомненья,
Что это жесткая вода.
В Финляндии и на Урале
Цветные карбонаты есть
И белоснежные в кристалле.
Таким в дворцах почет и честь.
(Кальций)

7. Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил мечтой о нём.
Но как кумир отвергнут нами,
И блеск его нас не манит.
Ведь хорошо мы знаем с вами:
Не все то ценно, что блестит.
(Золото)

8. Металл в солях – опора многих,
А нас без него не носили бы ноги.
(Кальций)

9. Горит лиловым в кислороде,
Свободным нет его в природе.
Но соль находит примененье
Как для растений удобренье.
(Калий)

10. Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит.
(Магний)

11. Ему не страшно окисленье,
Пластичностью не превзайден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он
Может только растворятся
В “царской водке” целиком.
(Золото)

12. Про прозванью – инвалид,
Но крепок в деле и на вид.
(Хром)

13. Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она
С горячей серной кислотой
Дает нам синий купорос.
(Медь)

3 . Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

а) Не все то аурум, что блестит. (не все то золото, что блестит.)

б) Белый как карбонат кальция. (Белый как мел.)

в) Феррумный характер.(Железный характер.)

г) Слово - аргентум, а молчание – аурум.(Слово-серебро , а молчание – золото.)

д) За купрумный грош удавился.(За медный грош удавился.)

е) Много Н2О утекло. (Много воды утекло).

4 . Конкурс “Угадай - ка”

1. Найти среди минералов

Боксит, Гематит, Магнетит, Свинцовый блеск с цинковой обманкой, Магнезит, Лимонит.

2 . Определить соль какого металла находится в данной чашечке по цвету пламени.

(Демонстрация опытов)

(Na -окрашивает пламя в желтый цвет.

Cu -окрашивает пламя в сине-зеленый цвет

Ca -окрашивает пламя в кирпично-красный цвет

Ba -окрашивает пламя в желто-зеленый цвет

Li -окрашивает пламя в розово-красный цвет

K -окрашивает пламя в фиолетовый (через кобальтовое стекло)

5.Конкурс “ Экспериментальный”

Каждой команде предстоит осуществить превращение, используя инструктивные карточки.

1. Прочитать правила техники безопасности (за нарушение техники безопасности штраф 10 баллов);

2. Осуществить превращение (каждая команда выполняет одно превращение):

(за правильный ответ 5 баллов)

4. Через 10 минут отчет сдать членам жюри

3. Рефлексивно-оценочный этап

1. Слово предоставляется жюри (подведение итогов конкурса -викторины )

2. Награждение победителей

4. Подведение итогов

Учитель задает вопросы учащимся:

- Выполнили ли мы все поставленные задачи? (Слайд №1).

- На сколько активно работал каждый из вас?

(учащиеся оценивают свою работу и поднимают сигнальные карточки: красная - активно, зеленая - не достаточно активно, желтая- не активно).

5. Д омашне е задани е: Сочинить загадки о металлах

Урок-викторина по теме: «Металлы и их соединения»

1. В игровой форме обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.

2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства металлов; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа.

3. Привить интерес к химии.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Методы: урок-викторина с решением экспериментальных и расчетных задач.

I. Организационный момент.

Взаимное приветствие друг друга, проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих.

II. Вступительное слово учителя.

О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Но я на редкость современный.

Я не боюсь электротока,

Бесстрашно в воздухе лечу;

Служу на кухне я без срока -

Мне все задачи по плечу.

Горжусь своим я именем:

Ответ: Алюминий

Поташ, селитру, сильвинит,

какой металл объединит? (Калий)

Пахать и стоить, все он может, если ему уголек в том поможет. (Железо)

Металл зимой не прочен: чума здоровье точит. (Олово)

Металл красой своей пленил и первым в топку угодил. ( Медь)

Металл в солях – опора многих, а нас без них, не носят ноги. (Калий)

Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит.
(Магний)

II. Заполни схему . Угадай элемент.(2 балла, по 0,5 за каждый) приложение 2

Ф-ла гидроксида

1.1s22s22p63s23p1

а . Me(OH)2

А .Me2O

2.1s22s22p63s23p63d6 4s2

б MeOH-

Б .Me2O3

3.1s22s22p63s2

в Me(OH)3

В . MeO

4.1s22s22p63s1

III. Химические свойства металлов и их соединений(сколько правильных, столько и баллов: max- 4 балла) приложение 3

Задание для I группы: Осуществите цепочку превращений

IV . Вопросы (1 балл)

1.Как называются металлы 1 группы главной подгруппы? (щелочные).

2.Какой металл самый легкий? (литий).

3. Как называется сплав меди с оловом? (бронза).

4. Перечислите физические свойства, общие для всех металлов. (электро-, теплопроводность, металлический блеск, пластичность).

5. Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании? (пирометаллургия).

6. Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина).

7. Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия).

8. Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это? (оксид алюминия).

9.Какой металл способен намагничиваться и размагничиваться? (железо).

10.Как получить гашеную известь из известняка? (известняк термически обработать, а затем добавить воды).

11.Как называется минерал, содержащий смешанный оксид железа II и III валентного. (магнезит или магнитный железняк).

12.Назовите процесс восстановления металлов из их растворов или расплавов под действием электрического тока. (электролиз).

13.Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека? (железо).

V. Задача (3 балла) приложение 4

Задание для I группы: На гидроксид калия подействовали раствором, содержащим 31,5 г азотной кислоты. Какая масса соли образовалась?

Задание для II группы: Какую массу оксида кальция можно получить при обжиге 1 кг известняка, содержащего 8% примесей?

Задание для III группы : Для сжигания 9 г алюминия израсходовали 22 л воздуха, обогащенного кислородом. Рассчитайте объёмную долю (в %) кислорода в этом воздухе.

Задание для IV группы: Какую массу 20%-ного раствора серной кислоты необходимо взять для растворения в ней 8,4 г железа?

VI . Эксперимент. (2 балла)

Распознать предложенные вещества: гидроксид натрия, хлорид калия, хлорид бария, сульфат натрия. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

( №1 – хлорид бария, №2 – гидроксид натрия, в №3 – хлорид калия, №4 сульфат натрия).

Викторина по теме "Металлы". Химия ( 9,11 кл)

Цель урока: развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о химических элементах, их номенклатурных названиях. Развитие умений и навыков при работе с ПСХЭ Д.И.Менделеева, умений работать в группе.

Оборудование и материалы: доска, карточки.

Ход мероприятия

- Добрый день, юные химики! Мы рады приветствовать вас в этом зале. Приглашаем всех на викторину «Мир металлов». Надеемся, что вы будете активными её участниками. Итак, устраиваемся поудобнее, викторина начинается. Представляем жюри, которое будет оценивать работу.

Земные недра раздираю,

Металл блестящий извлекаю

На украшение твоё

Без металлов немыслим современный уровень земной цивилизации. Посмотрите на Периодическую систему химических элементов: из них свыше 80 относится к металлам, и каждый металл по своему удивителен и интересен.

В – 2 Предлагаем знатокам ответить на следующие вопросы:

Если вы варили в алюминиевой кастрюле борщ или компот, то, после она на какое – то время остается светлой и блестящей. Почему?

(Соли и органические кислоты, содержащие в овощах, ягодах и фруктах, разрушают оксидную пленку на поверхности алюминия).

Когда и кем была отлита знаменитая бронзовая царь – пушка?

(1586 г. Мастером Андреем Чоховым)

Почему некоторые периоды истории человечества называют бронзовым веком, железным веком?

(Бронзовый век – период, когда основным металлом изготовления орудий труда была бронза. Железный век – период, когда основные орудия труда делали из железа).

Как можно вернуть блеск позолоченным изделиям?

(Протереть их разрезанной луковицей, затем отполировать мягкой суконкой).

В – 2 А теперь мы будем выяснять, какой металл – самый, самый. Я называю свойство, а выбираете правильный вариант. За правильный ответ – 1 балл.

Ковкий – Li, Ca, Au (Золото).

Тугоплавкий – W, Mg, Zn ( Вольфрам)

Тяжелый - Рубидий, Цезий, Осмий (Осмий).

Тепло – и электропроводный – Никель, Серебро, Свиней (Серебро).

Твердый – Хром, Cu, Mn (Хром)

Легкоплавкий - Pt, Ag, Li (Ртуть)

Легкий - K, франций, Li (Литий).

Блестящий - Au, Hg, Cu (Серебро).

В – 1 Все ли металлы похожи и чем они отличаются? В этом мы разберемся, ответив на следующие вопросы:

Что такое металлы?

(Металлы – химические элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью).

Какие металлы называют черными, а какие цветными?

(Черные металлы – железо и его сплавы, цветные - алюминий, медь, свинец, цинк, олово, серебро).

Какие металлы называют микроэлементами?

(Металлы, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма в низких концентрациях - железо, кальций, натрий, магний, медь, алюминий, цинк, молибден, кобальт, и д.р.).

Какие металлы называют легкими и тяжелыми?

(Металлы плотностью меньше 5 г/см3 называют легкими, больше 5 г/см3 - тяжелыми).

В – 2 Вспомните пословицы, в которых упоминаются металлы. За каждую названную пословицу – 1 балл.

Железо, золото. (Куй железо, пока горячо. Не все золото, что блестит).

Серебро, железо. (Слово серебро, молчание – золото. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает).

В – 1 Пришло время «поломать» головы над головоломками. За правильный ответ – 1 балл.

Замените предпоследнюю букву в названии слова, обозначающего «изготовленный способ лития» и получите название металла.

Прибавьте к названию человека, который владеет тайнами магии, три буквы в конце слова и получите название мягкого, легкого, серебристо – белого металла, который дает ярко – белое свечение при горении.

Зачеркните последнюю букву в названии реки в Японии и получите название твердого, светло – серого, блестящего металла.

Назовите металл серебристо – белого цвета и город в Днепропетровской области.

Измените последнюю букву в названии органа, вырабатывающего и выделяющего гормоны, и получите название серебристо – белого металла, который является главной составляющей частью чугуна и стали.

Как превратить слово «вол» в тугоплавкий металл серебристого цвета?

Переставьте буквы в названии города Куйбышевской области и получите название серебристо – белого тугоплавкого металла, широко употребляемого в технике.

(г. Кинель - никель).

Как можно превратить слово «февраль» в сплав, состоящий из железа, хрома и алюминия?

Как превратить слово «бал» в твердый серебристо – белый металл с красноватым отливом?

Название какого всадника связано с металлом красновато – желтого цвета?

Замените предпоследнюю букву в названии вида искусства, объединяющего выступление клоунов, акробатов, и получите название ковкого металла синевато – белого цвета.

Добавьте к названию царского кресла одну букву впереди и три – в конце слова и получите название легкого, серебристо – белого металла.

Измените в названии средиземноморского вечнозеленого дерева одну букву в середине и одну – в конце слова и узнаете название мягкого ковкого серебристо – белого металла.

Прибавьте к названию единицы измерения давления две буквы в конце слова и получите название мягкого металла серебристого цвета.

Уберите три буквы в середине названия хищного млекопитающего с длиной шерстью и толстыми лапами и получите название вязкого и ковкого металла красновато – желтого цвета.

Читайте также: